Глава 1. Общие положения
1.1. Понятие и признаки банкротства
Определение банкротства дается в ст.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года: несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовле-творить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) ис-полнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкрот-ство).
Законодательство о банкротстве состоит из множества законов и раз-личного рода подзаконных актов. Основным из них является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "О несостоятельности (банкротстве)". В современной России это уже 3ий закон о банкротстве. Предыдущие датированы соответственно 1992 и 1998 годами. Как мы ви-дим, законодательство о банкротстве очень динамично, оно пытается успеть за быстро развивающимися экономическими отношениями. Поэто-му в своей деятельности важно отслеживать изменения законодательства.
Закон "О несостоятельности (банкротстве)" в ст.3, 6 и 7 выделяет об-стоятельства, достаточные для инициирования процесса о банкротстве:
1. Наличие признаков банкротства: юридическое лицо считается не-способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обяза-тельствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных плате-жей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполне-ны им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть испол-нены.
2. Размер требований: дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридиче-скому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей.
3. Обязательное обращение к должнику в обычном порядке и не-удачное проведение исполнительного производства:
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по ис-течении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
Некоторые ученые справедливо отмечают, что основным предметом правового регулирования института банкротства являются именно отно-шения между кредиторами должника. Объяснить это можно тем, что при вероятной неспособности должника рассчитаться со всеми требованиями интересы кредиторов пересекаются – то есть, проще говоря, если один кредитор получит больше, то другой получит меньше.
В соответствие со т.2 закона о банкротстве кредиторы — лица, име-ющие по отношению к должнику права требования по денежным обяза-тельствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудо-вому договору.
Принято классифицировать кредиторов по следующим основаниям:
- в зависимости от характера требований (денежные и неденежные кредиторы);
- в зависимости от субъекта, инициирующего конкурс (заявители и не являющиеся заявителями кредиторы);
- в зависимости от статуса в процессе (конкурсные и неконкурсные кредиторы);
- в зависимости от суммы требований (крупные и мелкие кредиторы);
- в зависимости от определенности требований (установленные и не-установленные кредиторы);
- в зависимости от наступления срока исполнения требования креди-тора (действительные и недействительные кредиторы);
- в зависимости от порядка удовлетворения требований (очередные и внеочередные кредиторы).
Одной из наиболее важных, на мой взгляд, является классификация кредиторов на конкурсных и неконкурсных.
Законодателем вводится понятие конкурсного кредитора (ст.2) — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномочен-ных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обяза-тельства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены за-конодателем большим объемом правомочий. Это выражается, во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве 2002 г.); во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 7); в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только кон-курсные кредиторы (ст. 12).
Также важной является классификация кредиторов в зависимости от принадлежности к той или иной очереди в рамках порядка расчета с кре-диторами. Эта очередность установлена п.4 ст.134 Закона «О несостоя-тельности (банкротстве)»:
— в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жиз-ни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
— в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Также выделяются внеочередные кредиторы. Это:
o судебные расходы должника, в том числе расходы на опубли-кование сообщений, расходы, связанные с выплатой вознаграждения ар-битражному управляющему, реестродержателю;
o текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необхо-димые для осуществления деятельности должника
o требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по де-нежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, ес-ли иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
o задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
o иные связанные с проведением конкурсного производства рас-ходы.
В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также по-гашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возник-новения указанных последствий.
В п.2 ст.4 Закон «О несостоятельности(банкротстве)» говорится о том, то для определения признаков банкротства должника учитываются размер денежных обязательств и обязательных платежей.
В соответствие со ст.2 под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сум-му по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию. То есть речь идет именно об обязательстве частного характера.
В соответствие со ст.2 под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствие с ч.2 ст.4 Закона «О несостоятельности(банкротстве)» подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неиспол-нение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
То есть учитываются обязательства «в чистом виде», не обросшие новыми долгами, связанными с их неисполнением.
1.2. Причины и виды банкротства
Виды банкротства
Банкротство предопределено самой сущ¬ностью рыночных отноше-ний, которые со¬пряжены с неопределенностью достижения конечных ре-зультатов и риском потерь.
Можно выделить следующие виды несостоятельности хозяйствующе-го субъекта:
? «несчастная», т.е. не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, по-литическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад произ-водства, банкрот¬ство должников и другие внешние факторы). В этом слу-чае государство должно оказывать помощь предпри¬ятиям по выходу из кризисной ситуации;
? «ложная» (корыстная) в результате умышленного сокрытия соб¬ственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Злоумышленное банкротст¬во уголовно наказуемо;
? «неосторожная» вследствие неэффективной работы, осуществ-ления рискованных операций. «Неосторожное» банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя предугадать и предотвра-тить его, необходимо систематически проводить анализ финансового со-стояния, который позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия.
Причины банкротства предприятия
Можно выделить следующие основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях:
? влияние внешних факторов макросреды, которые не за-висят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени. Внешние факторы можно разделить на:
Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспо¬собность и банк-ротство партнеров. Одной из причин несостоятель¬ности субъектов хозяй-ствования может быть неправильная фискаль¬ная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.
Политические: политическая нестабильность общества, внеш-неэкономическая политика государства, разрыв экономических свя¬зей, по-теря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершен-ство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регу-лирующей функции государства.
Усиление международной конкуренции в связи с развитием на¬учно-технического прогресса.
Научно-технические прорывы, приводящие к смене потребительских предпочтений
Демографические: численность, состав народонаселения, уро¬вень благосостояния народа, культурный уклад общества, опреде¬ляющие раз-мер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.
? неэффективное управление внутренними факторами микро-среды предприятия. К внутренним факторам можно отнести следую-щие:
1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие не-эффективной производственно-коммерческой деятельности или не-эффективной инвестиционной политики.
2.Низкий уровень техники, технологии и организации произ¬водства.
3. Снижение эффективности использования производственных ресур-сов предприятия, его производственной мощности и как ре¬зультат высо-кий уровень себестоимости, убытки.
4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строи-тельства, незавершенного производства, производственных запасов, гото-вой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замед¬ляется обо-рачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это за¬ставляет предпри-ятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.
5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предпри¬ятие са-мому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.
6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетин-говой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формиро¬ванию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособ¬ности продук-ции, выработке ценовой политики.
7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невы-годных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, сни-жению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к само-финансированию.
8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной дея-тельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолжен¬ность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привле-чении краткосрочных заемных средств, которые могут пре¬высить чистые оборотные активы (собственный оборотный капитал). В результате пред-приятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может под-вергнуться угрозе банкротства.
? использование предприятием стратегии, которая не адаптирована к внешним факторам макросреды;
? разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия;
? снижение рентабельности продукции.
1.3. Процедуры банкротства
Можно дать общее понятие процедур банкротства как определенных стадий развития отношений банкротства.
Закон о банкротстве в ст.27 дает перечень применяемых процедур:
При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического ли-ца применяются следующие процедуры банкротства:
1. наблюдение;
2.финансовое оздоровление;
3. внешнее управление;
4. конкурсное производство;
5.мировое соглашение.
Далее я подробнее остановлюсь на каждой из них, выделив основные последствия их введения:
Наблюдение
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований креди-торов и проведения первого собрания кредиторов.
Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
o требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с со-блюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
o приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должни-ка, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением ис-полнительных документов, выданных на основании вступивших в закон-ную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании за-долженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполни-тельных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
o запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных ак-ций или выплата действительной стоимости доли (пая);
o запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссион-ным ценным бумагам.
Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Последствия введения финансового оздоровления (ст.81)
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении фи-нансового оздоровления наступают следующие последствия:
o требования кредиторов по денежным обязательствам и об упла-те обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного настоящим Федеральным законом;
o отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
o аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть нало-жены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
o приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмеще-нии вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
o запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных ак-ций или выплата действительной стоимости доли (пая);
o запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссион-ным ценным бумагам;
o не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.
Внешнее управление
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к долж-нику в целях восстановления его платежеспособности.
Последствия введения внешнего управления
С даты введения внешнего управления:
o прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
o внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении ру-ководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
o прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему
o отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
o аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть нало-жены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
o вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за ис-ключением случаев, предусмотренных законом о банкротстве.
Конкурсное производство
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Последствия открытия конкурсного производства (ст.126)
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должни-ка банкротом и об открытии конкурсного производства:
—срок исполнения возникших до открытия конкурсного производ-ства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
— прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
— сведения о финансовом состоянии должника прекращают отно-ситься к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
— совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должни-ка или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в поль-зование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;
— прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее вве-денных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
— все требования кредиторов по денежным обязательствам, об упла-те обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключе-нием требований о признании права собственности, о взыскании мораль-ного вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении по-следствий их недействительности, а также текущие обязательства, указан-ные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
— исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящей главой.
Мировое соглашение
Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на лю-бой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения произ-водства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между долж-ником и кредиторами.
Общие положения о заключении мирового соглашения:
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкрот-стве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы впра-ве заключить мировое соглашение.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурс-ных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кре-диторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглаше-ния принимается большинством голосов от общего числа голосов кон-курсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с ре-естром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным за-логом имущества должника.