Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Методика оценки риска банкротства предприятия: отечественный и зарубежный опыт

kisssaaa0721 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Целью данной работы является изучение института банкротства (по-нятие, признаки, причины несостоятельности) и рассмотрение различных моделей оценки вероятности банкротства. Для этого необходимо решить следующие задачи: — проанализировать научную литературу по данному вопросу; — изучить нормативно-правовую базу; —построение оценки вероятности банкротства.
Введение

Институт несостоятельности (банкротства) является комплексным, он имеет важное экономическое и юридическое значение. Институт банкрот-ства выступает в роли инструмент «излечения» экономических отношений путем своевременного выведения из них «больных» субъектов, является способом взыскания с контрагента долга, а также предоставляет самому должнику возможность восстановить утраченную платежеспособность и вновь вступить в оборот. Актуальность данной темы обусловлена наличием проблем как тео-ретического (трудности в определении признаков несостоятельности), так и практического характера (быстроменяющееся законодательство, недо-статочный статистики банкротств, возможности фиктивного банкротства). Определение вероятности банкротства имеет большое значение для оценки состояния самого предприятия (возможность своевременной нор-мализации финансовой ситуации, принятие мер для восстановления плате-жеспособности), и для при выборе контрагентов (оценка платежеспособно-сти и надежности контрагента).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4 1.1. Понятие и признаки банкротства 4 1.2. Причины и виды банкротства 7 1.3. Процедуры банкротства 9 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА 14 2.1. Многокритериальный подход. 14 2.2 Дискриминантные факторные модели 15 2.3. Оценка вероятности банкротства предприятия 18 по моделям. 18 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БАНКРОТСТВА И ИХ ДИНАМИКА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ. 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 22 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Список литературы

1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, от 26.10.2002, "Российская газета", N 209-210, 02.11.2002. 2. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник — М.: Новое знание, 2004г 3. Банк В. Р., Банк С. В., Солоненко А. А. Бухгалтерский учет и аудит в условиях банкротства: учеб. пособие. — М.: Про-спект, 2005г. 4. Молибог Т. А. Комплексный экономический анализ фи-нансово-хозяйственной деятельности организации. — М.: ВЛАДОС, 2005г. 5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово – хо-зяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИН-ФРА-М , 2002г. 6. Пястолов С.М Экономический анализ деятельности пред-приятий, М.: Академический, 2003 г. 7. Андреев А.В. Условия объявления должника банкротом и их дифференциация. «Юрист», 2006, №7 8. Попондопуло В.Ф. Процедуры банкротства и обеспече-ние интересов кредиторов. «Предпринимательское право», 2006, №2. 9. Шатохина К.А.Банкротство предприятий. «Безопасность бизнеса», 2006, №1. 10. Анохин В. Предупреждение банкротства и восстановле-ние платежеспособности несостоятельного должника. «Хозяйство и право», 2006, №1.
Отрывок из работы

Глава 1. Общие положения 1.1. Понятие и признаки банкротства Определение банкротства дается в ст.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года: несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовле-творить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) ис-полнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкрот-ство). Законодательство о банкротстве состоит из множества законов и раз-личного рода подзаконных актов. Основным из них является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "О несостоятельности (банкротстве)". В современной России это уже 3ий закон о банкротстве. Предыдущие датированы соответственно 1992 и 1998 годами. Как мы ви-дим, законодательство о банкротстве очень динамично, оно пытается успеть за быстро развивающимися экономическими отношениями. Поэто-му в своей деятельности важно отслеживать изменения законодательства. Закон "О несостоятельности (банкротстве)" в ст.3, 6 и 7 выделяет об-стоятельства, достаточные для инициирования процесса о банкротстве: 1. Наличие признаков банкротства: юридическое лицо считается не-способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обяза-тельствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных плате-жей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполне-ны им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть испол-нены. 2. Размер требований: дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридиче-скому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей. 3. Обязательное обращение к должнику в обычном порядке и не-удачное проведение исполнительного производства: Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по ис-течении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Некоторые ученые справедливо отмечают, что основным предметом правового регулирования института банкротства являются именно отно-шения между кредиторами должника. Объяснить это можно тем, что при вероятной неспособности должника рассчитаться со всеми требованиями интересы кредиторов пересекаются – то есть, проще говоря, если один кредитор получит больше, то другой получит меньше. В соответствие со т.2 закона о банкротстве кредиторы — лица, име-ющие по отношению к должнику права требования по денежным обяза-тельствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудо-вому договору. Принято классифицировать кредиторов по следующим основаниям: - в зависимости от характера требований (денежные и неденежные кредиторы); - в зависимости от субъекта, инициирующего конкурс (заявители и не являющиеся заявителями кредиторы); - в зависимости от статуса в процессе (конкурсные и неконкурсные кредиторы); - в зависимости от суммы требований (крупные и мелкие кредиторы); - в зависимости от определенности требований (установленные и не-установленные кредиторы); - в зависимости от наступления срока исполнения требования креди-тора (действительные и недействительные кредиторы); - в зависимости от порядка удовлетворения требований (очередные и внеочередные кредиторы). Одной из наиболее важных, на мой взгляд, является классификация кредиторов на конкурсных и неконкурсных. Законодателем вводится понятие конкурсного кредитора (ст.2) — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномочен-ных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обяза-тельства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены за-конодателем большим объемом правомочий. Это выражается, во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве 2002 г.); во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 7); в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только кон-курсные кредиторы (ст. 12). Также важной является классификация кредиторов в зависимости от принадлежности к той или иной очереди в рамках порядка расчета с кре-диторами. Эта очередность установлена п.4 ст.134 Закона «О несостоя-тельности (банкротстве)»: — в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жиз-ни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; — во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; — в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Также выделяются внеочередные кредиторы. Это: o судебные расходы должника, в том числе расходы на опубли-кование сообщений, расходы, связанные с выплатой вознаграждения ар-битражному управляющему, реестродержателю; o текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необхо-димые для осуществления деятельности должника o требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по де-нежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, ес-ли иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; o задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства; o иные связанные с проведением конкурсного производства рас-ходы. В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также по-гашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возник-новения указанных последствий. В п.2 ст.4 Закон «О несостоятельности(банкротстве)» говорится о том, то для определения признаков банкротства должника учитываются размер денежных обязательств и обязательных платежей. В соответствие со ст.2 под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сум-му по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию. То есть речь идет именно об обязательстве частного характера. В соответствие со ст.2 под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. В соответствие с ч.2 ст.4 Закона «О несостоятельности(банкротстве)» подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неиспол-нение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника. То есть учитываются обязательства «в чистом виде», не обросшие новыми долгами, связанными с их неисполнением. 1.2. Причины и виды банкротства Виды банкротства Банкротство предопределено самой сущ¬ностью рыночных отноше-ний, которые со¬пряжены с неопределенностью достижения конечных ре-зультатов и риском потерь. Можно выделить следующие виды несостоятельности хозяйствующе-го субъекта: ? «несчастная», т.е. не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, по-литическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад произ-водства, банкрот¬ство должников и другие внешние факторы). В этом слу-чае государство должно оказывать помощь предпри¬ятиям по выходу из кризисной ситуации; ? «ложная» (корыстная) в результате умышленного сокрытия соб¬ственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Злоумышленное банкротст¬во уголовно наказуемо; ? «неосторожная» вследствие неэффективной работы, осуществ-ления рискованных операций. «Неосторожное» банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя предугадать и предотвра-тить его, необходимо систематически проводить анализ финансового со-стояния, который позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия. Причины банкротства предприятия Можно выделить следующие основные причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях: ? влияние внешних факторов макросреды, которые не за-висят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени. Внешние факторы можно разделить на: Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспо¬собность и банк-ротство партнеров. Одной из причин несостоятель¬ности субъектов хозяй-ствования может быть неправильная фискаль¬ная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия. Политические: политическая нестабильность общества, внеш-неэкономическая политика государства, разрыв экономических свя¬зей, по-теря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершен-ство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регу-лирующей функции государства. Усиление международной конкуренции в связи с развитием на¬учно-технического прогресса. Научно-технические прорывы, приводящие к смене потребительских предпочтений Демографические: численность, состав народонаселения, уро¬вень благосостояния народа, культурный уклад общества, опреде¬ляющие раз-мер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг. ? неэффективное управление внутренними факторами микро-среды предприятия. К внутренним факторам можно отнести следую-щие: 1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие не-эффективной производственно-коммерческой деятельности или не-эффективной инвестиционной политики. 2.Низкий уровень техники, технологии и организации произ¬водства. 3. Снижение эффективности использования производственных ресур-сов предприятия, его производственной мощности и как ре¬зультат высо-кий уровень себестоимости, убытки. 4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строи-тельства, незавершенного производства, производственных запасов, гото-вой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замед¬ляется обо-рачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это за¬ставляет предпри-ятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства. 5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предпри¬ятие са-мому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство. 6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетин-говой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формиро¬ванию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособ¬ности продук-ции, выработке ценовой политики. 7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невы-годных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, сни-жению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к само-финансированию. 8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной дея-тельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолжен¬ность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привле-чении краткосрочных заемных средств, которые могут пре¬высить чистые оборотные активы (собственный оборотный капитал). В результате пред-приятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может под-вергнуться угрозе банкротства. ? использование предприятием стратегии, которая не адаптирована к внешним факторам макросреды; ? разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия; ? снижение рентабельности продукции. 1.3. Процедуры банкротства Можно дать общее понятие процедур банкротства как определенных стадий развития отношений банкротства. Закон о банкротстве в ст.27 дает перечень применяемых процедур: При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического ли-ца применяются следующие процедуры банкротства: 1. наблюдение; 2.финансовое оздоровление; 3. внешнее управление; 4. конкурсное производство; 5.мировое соглашение. Далее я подробнее остановлюсь на каждой из них, выделив основные последствия их введения: Наблюдение Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований креди-торов и проведения первого собрания кредиторов. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: o требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с со-блюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику; o приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должни-ка, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением ис-полнительных документов, выданных на основании вступивших в закон-ную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании за-долженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполни-тельных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения; o запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных ак-ций или выплата действительной стоимости доли (пая); o запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссион-ным ценным бумагам. Финансовое оздоровление Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Последствия введения финансового оздоровления (ст.81) С даты вынесения арбитражным судом определения о введении фи-нансового оздоровления наступают следующие последствия: o требования кредиторов по денежным обязательствам и об упла-те обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного настоящим Федеральным законом; o отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; o аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть нало-жены исключительно в рамках процесса о банкротстве; o приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмеще-нии вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда; o запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных ак-ций или выплата действительной стоимости доли (пая); o запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссион-ным ценным бумагам; o не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. Внешнее управление Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к долж-нику в целях восстановления его платежеспособности. Последствия введения внешнего управления С даты введения внешнего управления: o прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; o внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении ру-ководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; o прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему o отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; o аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть нало-жены исключительно в рамках процесса о банкротстве; o вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за ис-ключением случаев, предусмотренных законом о банкротстве. Конкурсное производство Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Последствия открытия конкурсного производства (ст.126) С даты принятия арбитражным судом решения о признании должни-ка банкротом и об открытии конкурсного производства: —срок исполнения возникших до открытия конкурсного производ-ства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; — прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; — сведения о финансовом состоянии должника прекращают отно-ситься к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; — совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должни-ка или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в поль-зование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой; — прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее вве-денных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; — все требования кредиторов по денежным обязательствам, об упла-те обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключе-нием требований о признании права собственности, о взыскании мораль-ного вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении по-следствий их недействительности, а также текущие обязательства, указан-ные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; — исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящей главой. Мировое соглашение Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на лю-бой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения произ-водства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между долж-ником и кредиторами. Общие положения о заключении мирового соглашения: На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкрот-стве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы впра-ве заключить мировое соглашение. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурс-ных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кре-диторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглаше-ния принимается большинством голосов от общего числа голосов кон-курсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с ре-естром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным за-логом имущества должника.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Антикризисное управление, 21 страница
252 руб.
Курсовая работа, Антикризисное управление, 35 страниц
100 руб.
Курсовая работа, Антикризисное управление, 40 страниц
150 руб.
Курсовая работа, Антикризисное управление, 36 страниц
370 руб.
Курсовая работа, Антикризисное управление, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg