Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание толерантности подростков в условиях дополнительного образования

kisssaaa0721 2750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 110 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Тема формирования толерантности подростков приобретает раз-нообразное звучание при рассмотрении ее широким кругом ученых разных направлений: Д.Дидро, И.Кант, Дж.Локк, М.Лютер, Ш.Монтескье, В.Пен и такие отечественные исследователи; А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, А.А.Погодина, П.В.Степанов, А.А.Ухтомский и др. Таким образом, мы констатировали проблему: каковы социально-культурные условия формирования толерантности подростков в орга-низациях дополнительного образования. Объект исследования: формирование толерантности подростков. Предмет исследования: социально-культурные условия формиро-вания толерантности подростков в организациях дополнительного об-разования. Цель исследования заключается в научном обосновании социаль-но-культурных условий формирования толерантности подростков в условиях дополнительного образования. Задачи исследования: ? изучить основные теоретические положения по проблеме толе-рантности подростков и на этой основе определить сущность и специфи-ку формирования толерантности подростков в организациях дополни-тельного образования; ? разработать социально-культурную модель формирования то-лерантности подростков в организациях дополнительного образования; ? выявить социально-культурные условия формирования толе-рантности подростков в организациях дополнительного образования; ? разработать критериальный аппарат сформированности толе-рантности подростков в организациях дополнительного образования; ? разработать и апробировать педагогическую программу фор-мирования толерантности подростков в организациях дополнительного образования. Гипотеза исследования заключается в предположении, что фор-мирование толерантности подростков в организациях дополнительного образования будет эффективным, если: ? учитывать совокупность принципов и условий социально-культурной деятельности по формированию толерантности подростков; ? обеспечивать подготовку педагогического персонала организа-ций дополнительного образования к осуществлению данной деятельно-сти посредствам инновационных методов и приемов; ? иметь ввиду особенности подросткового возраста и дифферен-цированный подход к каждому подростку; ? разрабатывать и внедрять в педагогический процесс организа-ции дополнительного образования модель формирования толерантно-сти подростков; ? внедрять авторскую программу по формированию толерант-ности подростков в организациях дополнительного образования. Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых о единстве познавательных и эмоциональ-ных процессов (Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Р.С.Немова); положения деятельностного и целостно-системного подхо-дов (Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Д.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, М.С.Ныровой и др.); работы теоретиков в области социально-культурной деятельности (Е.Н.Григорьевой, М.И.Долженковой, П.А.Копылова, Е.В.Литовкина, О.Ю.Мацукевич, Н.Н.Ярошенко,); ис-следования о педагогических технологиях (В.С.Библера, В.Н.Сагатовского, А.М.Смолкина, И.С.Якиманской); аспекты формиро-вания толерантной подростков – (Р.В.Валитовой, В.М.Золотухина, Л.М.Митиной, Г.У.Солдатовой, М.Уолцера, Г.М.Шеломовой, Л.А.Шайгеровой и др.). Методы исследования включают теоретический анализ философ-ской, культурологической, педагогической, психологической литерату-ры; беседы; анкетирование; тестирование, наблюдение, тест по выявле-нию уровня толерантности подростков, вопросник Басса-Дарки по вы-явлению различных видов реакций агрессивности, 16-факторный лич-ностный опросник Р.Кэттела, анкету по выявлению уровня толерантно-сти подростков; констатирующий, формирующий и контрольный экспе-рименты, качественный и количественный анализ результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования являлись МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» г. Мичуринска Тамбовской области и МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Мичуринска Там-бовской области. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ре-зультаты исследования способствуют дальнейшему научному осмысле-нию проблемы формирования толерантности подрастающего поколения за счет изучения потенциала организаций дополнительного образова-ния. В исследовании обобщены педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах формирования толе-рантной культуры подростков. Выявленная сущностная характеристика и специфика процесса формирования толерантности подростков дополняют теорию социаль-но-культурной деятельности конкретизированной информацией о воз-можностях организаций дополнительного образования, что позволяет формировать терпимость у подростков, развивать социально-культурную активность и проводить целенаправленное воспитание лич-ности. Разработанная педагогическая модель формирования толерантно-сти подростков в организациях дополнительного образования, пред-ставляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позво-ляет эффективно организовать педагогическую работу, результатом ко-торой будет повышение уровня сформированности толерантности под-ростков. Практическая значимость исследования состоит в том, что про-цесс формирования толерантности подростков в организациях дополни-тельного образования реализуется через разработанный комплекс ме-роприятий с использованием разнообразных средств социально-культурной деятельности. Результаты исследования будут способствовать развитию новой практики формирования толерантности подростков в организациях до-полнительного образования, а также повышению её качества с помощью созданного инструментария, включающего модель, программу, диагно-стические методики и разработанные рекомендации. Прикладное значение исследования заключается в разработке про-граммы, реализующей социально-культурные мероприятия, направлен-ные на формирование толерантной культуры подростков. Материалы исследования и разработанная программа могут быть использованы: ? в учебно-воспитательном процессе организаций дополнитель-ного образования; ? при разработке комплексных образовательных программ и пе-дагогических систем по формированию толерантности подростков на региональном и федеральном уровнях; ? в системе подготовки, переподготовки и повышения квалифи-кации специалистов социально-культурной сферы; ? в качестве научно-методических материалов для проведения исследований по проблеме использования социально-культурных тех-нологий в процессе формирования толерантности подростков.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что условия жизни в современной России предъявляют повышенные требования к форми-рованию личности, а именно – толерантности. Современный темп жиз-недеятельности, неблагоприятные экологические факторы, урбанизация, социальное расслоение, конкуренция, постоянно усиливающийся ин-формационный поток, изменения требований к когнитивным и коммуни-кативным процессам человека, дефицит положительных эмоций способ-ствуют разрушению ценностных ориентации и интересов, социальной адаптивности, самоидентичности у населения, в том числе и у подрост-ков, которые чаще проявляются в форме отсутствия толерантности во взаимодействии с другими людьми. Идеи гуманизма, терпимости признаются Конституцией Россий-ской Федерации, в которой заявляется о гарантии прав и свобод граж-дан, в том числе, на свободу убеждений, право на труд, личную без-опасность. 1995 г. был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности, и 16 ноября этого же года ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов то-лерантности». Перевод Декларации с английского на русский был заре-гистрирован как «Декларация принципов терпимости», где толерант-ность определяется как уважение, принятие и понимание богатого мно-гообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов про-явления человеческой индивидуальности. Это добродетель, которая де-лает возможным достижение мира и способствует замене культуры вой-ны культурой мира. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную це-левую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». Цель данной про-граммы - выработка и внедрение в социальную практику норм, опреде-ляющих устойчивость поведения в ситуациях социальной напряженно-сти отдельных людей и социальных групп как основы гражданского со-гласия в демократическом государстве. Ценностью и целью общественного развития в России, наконец, становится человеческая личность, а не классовая идея или идея коллек-тивизма. Утверждается отношение к человеку как высшей ценности бы-тия, как к критерию оценки социального прогресса, как к гуманистиче-скому идеалу. Приблизиться к этому идеалу возможно путем гуманиза-ции жизни общества. Таким образом, актуальность исследования определяется необхо-димостью научного обоснования социально-культурных условий, а так-же созданием и реализацией модели и программы формирования толе-рантности подростков в организациях дополнительного образования с использованием разнообразных средств и методов социально-культурной деятельности. Проблема формирования толерантности является достаточно сложной. К ней обращались многие ученые, среди которых были фило-софы, психологи, культурологи, социологи и, конечно, педагоги. Проблема ценностного отношения одного человека к другому ин-тересует людей со времен возникновения мировых религий. Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по от-ношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосо-хранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в пре-восходстве и т.д. Теоретически вопрос о толерантности обосновал Джон Локк. Согласно Локку, толерантность имеет двойное основание: нрав-ственное и политическое.
Содержание

Воспитание толерантности подростков в условиях дополнительного образования Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Научно-методические основы формирования толерантности подростков в организациях дополнительного образования ……………………………………………………………. 10 1.1 Сущность и специфика формирования толерантности подростков в организациях дополнительного образования 10 1.2 Модель формирования толерантности подростков в организациях дополнительного образования ……………… 44 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности подростков в организациях дополнительного образования ………………………………………………… 70 2.1 Региональный опыт формирования толерантности в организациях дополнительного образования …………… 70 2.2 Реализация социально-культурных условий формирования толерантности подростков в организациях дополнительного образования ………………………………………… Заключение ………………………………………………………….. Список использованных источников …………………………….
Список литературы

1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в по-ликультурном образовании / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 78 - 82. 2. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у де-тей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2012. – № 2. – С. 49 - 54. 3. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном обра-зовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2011. – 191с. 4. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогиче-ского процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское изда-тельство, 1998. – 559 с. 5. Ананьев, Б.Г. О проблемах человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1997. – 380 с. 6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПБ.: Питер, 1997. – 339с. 7. Андрюхина, Л.М. Дополнительное образование: возможности развития личности / Л.М. Андрюхина // Дополнительное образование. – 2014. – № 9. – С . 11-15. 8. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Нац. обществ, -науч. фонд. Акад. политич. науки; руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др. – Т. I. – М.: Мысль, 1997. – 832 с. 9. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Политическая мысль в России: Вторая половина XIX-XX в. / Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. полит, науки; руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др. – Т. IV. – М.: Мысль, 1997. – 829 с. 10. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей. – Петрозаводск, 1996. – №5. – С . 15-116. 11. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического иссле-дования / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 105 с. 12. Асмолов, А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к пара-дигме толерантности /А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 3- 13. 13. Бгажнокова, И.М. Проблемы социальной адаптации детей - сирот с нарушениями интеллекта / И.М. Бгажнокова, А.Н. Гамаюнова // Дефектология. – 2007. – № 1. – С.36-39. 14. Безюлева, Т.В. Толерантность в педагогике / Т.В. Безюлева, Т.М. Шеламова. – Н.: Издат. центр АПО, 2012. – 92 с. 15. Безюлева, Т.В. Тренинг «Толерантное общение» / Т.В. Бе-зюлева, Т.М. Шеламова. – Н.: Издат. центр АПО, 2012. – 43 с. 16. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие / А.С. Белкин. – М.: «Академия», 2010. – 192 с. 17. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р.Бернс. – М.: Прогресс, 1996. – 422 с. 18. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1993. – 272 с. 19. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2005. – 230 с. 20. Большой энциклопедический словарь. – М.: МФЦП, 2002. – 1008с. 21. Бруднов, А.К. Внешкольное дополнительное образование – насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) / А.К. Бруднов // Воспитание школьников. – 2002. – № 3-4. – С. 10-14. 22. Валеев, Г.Н. Постановка проблемы педагогического исследо-вания / Г.Н. Валиев // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 19-23. 23. Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 3. – С.231-262. 24. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: кон-текстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: ТЦЫ Сфера, 2007. – 204с. 25. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантной личности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – № 6. – С. 12-16. 26. Выготский, Л.С. Собрание соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 1997. – Т. 5. – 249 с. 27. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. – СПб.: СПб Ун-т, 1996. – 92 с. 28. Гасанов, З.Т. Морально-этические и религиозные основы вос-питания патриотизма и веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 14-18. 29. Гжегорчик, А. Социальные мотивации и воздействия / А. Гже-горчик // Этика ненасилия: материалы международной конференции. – М., 2001. – С.44-55. 30. Глебкин, В.В. Толерантность и проблема понимания: толе-рантное сознание как атрибут HOMO Intellegens / В.В. Глебкин // На пу-ти к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000. – С. 168 - 174. 31. Годин, Л. Центры помощи детям: достижения и перспективы / Л. Годин // Социал. обеспечение. – 2005. – № 8. – С. 14-18. 32. Горский, В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей / В.А. Горский. // Дополнительное образование. – 2011. – № 7. – С. 30-31. 33. Грехова, Л.И. Культура мира и толерантность в экологиче-ском образовании / Л.И. Грехова // Экология. Культура. Образование. – 2012. - №2. – С. 3-10. 34. Гудонис, В.П. Все ли готово? Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ / В.П. Гудонис // Наша жизнь. – 2000. – №9. – С. 19-20. 35. Гуткин, О.В. Проблема соотношения понятий диалога куль-тур и диалога в культуре / О.В. Гуткин // Человек, диалог, понимание. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – С. 58-63. 36. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка. Т.2. / В.Даль. – М.: Терра, 1995. – 856 с. 37. Дефектология: Словарь-справочник / под.ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 2005. – 80 с. 38. Добровольская, Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шаблина // Со-циал. исслед. – 2001. – № 1. – С. 3-8. 39. Дополнительное образование детей в Российской Федерации: Сб. нормативно-правовых документов. – М., 2005. – 56 с. 40. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. по-собие для студ. сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н.Михайлова. – М.: «Владос», 2012. – 352 с. 41. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. – М.: Педагогика, 1997. – 276 с. 42. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х.С. Замский. – М.: Педагогика, 1995. – 259 с. 43. Кавокин, С. Реабилитация и защита инвалидов / С. Кавокин // Человек и труд. – 2005. – № 8. 44. Коломинский, Я.Л. Социально-психологический анализ кон-фликтов между детьми в игровой деятельности / Я.Л. Коломинский, Б.П.Жизневский // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 35-43. 45. Кольцова, Е.Ю. Измерение толерантности / Е.Ю. Кольцова, Е.Е.Таратута. // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – № 4. – С. 113-129. 46. Конструктивные конфликты: воспитание толерантности как основа демократии // Перспективы. – 2003. – №1. – С. 109-116. 47. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие как научная категория // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Вып. 3. / Отв. ред. М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – С. 100-111. 48. Кукушин, B.C. Воспитание толерантной личности в поликуль-турном социуме: Пособие для учителя. / B.C. Кукушкин. – Ростов-н/Д: ГиНГО, 2012. – 405 с. 49. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пу-занов. – М.: Педагогика, 2007. – 254 с. 50. Линьков, В.В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования / В.В. Линьков // Дефектология. – 2009. – №1 . – С. 5-11. 51. Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и разви-тия миролюбия / М. Липман. // Вопросы философии. – 2006. – № 5. – С. 110-121. 52. Локк, Дж. Послание о веротерпимости. / Дж. Локк. // Соч.в 3-х т. – Т.3. – М.: Мысль, 1996. – 421 с. 53. Мириманова, М.С. Конфликтология / М.С. Мириманова. – М.: Академия, 2003. – 320 с. 54. Митина, Л.М. Учитель как личность и как профессионал (пси-хологические проблемы) / Л.М. Митина. – М.: Дело, 2004. – 216 с. 55. Мудрик, А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А.В. Мудрик. – М.: Знание, 1999. – 86 с. 56. Мухина, B.C. Детская психология / B.C. Мухина. – М.: ЭКС-МО-Пресс, 2009. – 352 с. 57. Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. / Психология образова-ния. Книга 2. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 496 с. 58. Обучение детей с проблемами в развитии в различных стра-нах мира: Хрестоматия /с. и научн. ред. Л.М. Шипицина. – СПб.: Питер, 1998. – 278с. 59. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Флинта, 2006. –181 с. 60. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: пара-дигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов / А.Б. Орлов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2005. – 224 с 61. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общей ред. B.C.Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с. 62. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – М.: Наука, 1994. – 205 с. 63. Погодина, А.А. Толерантность: Термин. Позиция. Смысл. Программа / А.А. Погодина // История: прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – март (№11). – С. 4-7. 64. Поташник, М. Лавина с гор, или на пути к толерантному со-знанию / М. Поташник // Народное образование. – 2008. – №6. – С. 45-49. 65. Профессиональное образование / сост. СМ. Вишнякова. Сло-варь НМЦСПО. – М.: Новь, 1999. – 16 с. 66. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – 312 с. 67. Реан, Л.Л. Психология педагогической деятельности: учеб. по-собие. – Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 2004. – 83 с. 68. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников: учеб-но-методическое пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байборова, М.А. Коваль-чук. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. – 192 с. 69. Руднева, Т.Н. Педагог дополнительного образования. Психо-лого-педагогические проблемы: учеб. пособие / Т.И. Руднева, В.Г. Ко-четкова. – Самара: Ихзд-во «Бахрам», 1998. – 112 с. 70. Степанов, П.В. Воспитание в духе толерантности / П.В. Сте-панов // Классный руководитель. – 2012. – № 2. – С. 18-20. 71. Толерантность и согласие / под ред. В.А. Тишкова. – М.: Фла-дос, 1997. – 301с. 72. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском об-ществе» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М., 2011. – №2. – С.4-23 . 73. Флиер, А.Я. «Культура мира» и культурная компетентность личности / А.Я. Флиер // Вестник МГУКИ. – 2004. – № 1. – С. 18-33. 74. Форрат, Н. Толерантность современной молодежи: исследо-вание томских студентов / Н. Форрат // Вестник Евразии. – 2002. – № 3(18). –С. 28-49. 75. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.И.Фришман. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 160 с. 76. Хомяков, М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность / М.Б.Хомяков // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2015. – № 4. – С. 98-113. 77. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с. 78. Ямбург, Е.А. Школа для всех / Е.А. Ямбург. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 164 с. 79. Kroeber, A., Culture: A Critikal Review of Concept and Defini-tions / A. Kroeber, С Klukchon. – Cambridge, 1952. – 286p. 80. Тhe Politics of Toltration in Modern Life. – Durham, 2000. – 25p.
Отрывок из работы

Глава 1 Научно-методологические основы формирования толерантности подростков в организациях дополнительного образования 1.1 Сущность и специфика формирования толерантности подрост-ков в организациях дополнительного образования Толерантность подразумевает уважительное отношение к разли-чиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Интолерантность в полиэтническом, поликофессиональном либо в поликультурном обще-стве приводит к нарушениям прав, насилию и вооруженным конфлик-там. Вопрос о возможности толерантности, подчеркивает Кемеров В.Е., является вопросом о её необходимости. «Почему сообщество людей не может обойтись без толерантности или проектировании толерантности, какое значение имеет форма толерантности для процессов социального воспроизводства?.. Не трудно заметить, что современная философская постановка проблемы толерантности в значительной мере осуществляет-ся как социально-философская, максимально учитывающая динамику социальности и её познания. На это же косвенным образом указывает смещение интереса к толерантности из области религиозной, моральной и психологической в область социально-практическую и социально-методологическую. Собственно, сам характер такого смещения получает объяснение, прежде всего в сфере социальной философии». Ненасильственный и толерантный мотив создает условие для вос-приятия другого как субъекта взаимодействия, как равноправного, до-стойного и самостоятельного собеседника, как личность, обладающую собственными потребностями, мотивами, ценностями, и отношениями. Отличие нетолерантного человека от толерантного состоит в том, что для первого характерно проявление доминирующего поведения или уход в пассивность при конфликтных, стрессовых ситуациях, поскольку человек не готов к её принятию и выдает стереотипное поведение. Толерантный – принимает изначально вариативность событий и человеческих поступков, что не вызывает внутреннего напряжения и необходимости защищаться от них, поэтому его поведенческий репер-туар достаточно многопланов. В обществе, уставшем от агрессии и напряжения, возникла по-требность в новой философии безопасности, основой которой являются толерантные принципы, базирующиеся не на силе, а на гармонии инте-ресов, проявлениях нравственности и духовности. Концепция толерантности предполагает наличие двух направлений её развития: во-первых, через формирование мотивационных отношений в период воспитания человека; во-вторых, путём целенаправленного осознанного изменения ценностных ориентации взрослых людей, что представляется достаточно затруднительным, поскольку усвоенные и принятые нормы и ценности незначительно поддаются коррекции путём обучения или самообучения. Нужна сильная внешняя поддержка со сто-роны психолога или стресс, чтобы началось движение в сторону толе-рантности [50]. Развитию толерантных отношений в общении и деятельности спо-собствуют гуманизация и продуктивное сотрудничество на основе ком-фортной интеллектуальной и эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки. Процедура обучения, способ связи людей (ученика и учителя) представляют собой нелинейную ситуацию откры-того диалога, прямой и обратной связи, ситуацию пробуждения потен-циальных сил, активности и взаимообогащения его участников, ориен-тацию на процесс саморазвития, который выступает своеобразным ак-кумулированием себя, накоплением в себе энергии, учений, навыков, способностей. Взаимодействуя с социальным окружением, человек осуществляет постоянные выборы, ориентируясь в наибольшей степени на выбор окружения способствующий продуктивности и удовлетворенности в процессе деятельности. Делая тот или иной выбор, мы всегда останавли-ваемся на более удачном для себя варианте, позволяющем реализовать личные устремления, достичь поставленных целей на основе представ-лений о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдален-ном будущем. Настоящее состояние человека определяется не только прошлым опытом, но и строится, формируется исходя из ожидаемого или предполагаемого будущего, при этом явные, осознанные, и скры-тые, подсознательные установки определяют его сегодняшнее поведение. Человек становится центром самоорганизации. Он сохраняет содержа-ние пройденного жизненного пути в виде социального опыта, влияюще-го на степень развития личности и выступающего как предпосылка к дальнейшей реализации, и проектирует себя в направлении будущего. Люди чаще всего осмысливают окружающий мир и проявляют се-бя в нем закрепленными типовыми способами, к которым относят сте-реотипы и привычки, приобретенные, накопленные и усвоенные в тече-ние длительного времени. Чем больше проявляются стереотипы, тем меньше опыта получает человек. Однородность людей и их проявлений создает ситуацию отсутствия отклонений, лишая поступления новой ин-формации как основы развития поведенческого репертуара. Выравни-вание людей вместо простора разнообразия и несхожести тормозит процесс развития. Однако может произойти нечто, что спровоцирует си-туацию появления стимула для их актуализации, когда начинает дей-ствовать цепочка когнитивных процессов и ассоциаций. Следует отметить, что для проектирования себя необходимо опре-деленное сочетание внутренних стимулов и внешних условий развития. Наличие идеальных условий, изобилие и достаток не всегда способству-ют активности самодвижения. Развитие может происходить в самых экс-тремальных, неблагоприятных внешних условиях. Влияние внешних условий и внутренних побуждений меняется с возрастом. В начале жиз-ни внешние условия доминируют, предопределяют и формируют внут-ренние состояния. Если нет позитивных условий для развития душевных качеств, если пустить все на самотек, ребенок вырастет душевно равно-душным. Чем старше становится человек, тем большую роль приобретают приоритеты внутренние: активность, саморазвитие, личная ответствен-ность. Каждый человек проходит ряд ступеней развития: начиная с уров-ня зависимости от других, к самостоятельности и независимости – до уровня взаимозависимости. Взрослый человек может остановиться на первом уровне, испытывая настороженность, страх, отсутствие защи-щенности по отношению к миру, как ребенок. Второй уровень характе-ризуется самостоятельностью человека, его способностью отвечать за себя, но и ориентацией на себя, проявлением эгоцентризма. Лишь третий уровень представляется уровнем толерантных отношений. Взаимозави-симость означает, что человек ориентирован не только на себя, но и на других людей, что все взаимосвязано, что мы не можем быть оторваны от окружающих, что мир един. Наше поведение, намерения и действия отражаются на других, провоцируя проявление определенных ситуаций, чувств и мыслей. Поэтому для толерантного человека характерна ответ-ственная оценка собственного влияния на развитие происходящих про-цессов, отношений между достаточно близкими и случайными людьми, а также способность к урегулированию и приведению их к спокойному и позитивному состоянию. С гуманистической позиции толерантное развитие предполагает, во-первых, безусловно – позитивное отношение к человеку, основанное на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде по-тенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; во-вторых, условно-позитивное, которое исходит из того, что человек об-ретает истинную сущность в результате самосозидания, при этом пози-тивная реализация не гарантирована, а является результатом собствен-ного свободного и ответственного выбора человека. Воздействие окружающей среды (на систему человека) приводит к активной адаптации к новым, изменившимся условиям, к накоплению полезной для себя информации, повышению упорядоченности и уровня своей организации. Чем более разнообразны внешние воздействия, тем больше накапливается знаний, средств и способов для управления и развития. Следовательно, источником развития являются как внутрен-ние противоречия самой системы (человека), так и внешние воздействия окружающей среды на систему, которая открыта для взаимодействия. В этой связи этническое, социальное, религиозное, политическое, психоло-гическое многообразие людей, плюрализм мнений, разнообразие пози-ций, точек зрения, вариантов поведения являются условиями для разви-тия человека, общества и мира. Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснение проявлений её противоположности – интолерантности. Разумеется, де-ление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются редко. Каждый человек в своей жизни со-вершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят вы-ше остальных. Как видно, это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, по-другому существует. Нетерпи-мость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточ-но широкий: это и обычная невежливость, и пренебрежительное отно-шение к окружающим, и умышленное унижение людей [29]. К критериям интолерантности можно отнести: ? оскорбления, насмешки; ? игнорирование (отказ в признании, беседе); ? предубеждения (составление мнения о человеке на основе от-рицательных характеристик), негативные стереотипы; ? этноцентризм (оценка жизненных явлений через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с други-ми); ? поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других); ? преследование, запугивание, угрозы; ? дискриминация, расизм; ? национализм; ? эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения); ? изгнание, репрессии, фашизм, геноцид. Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, ко-гда партнёры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогическо-го общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психоло-гических различий. Низкий уровень коммуникативной толерантности свидетельствует об оценке происходящего только со своих позиций, что приводит к раз-дражению и неприятию различий других, показывает негибкость ума и препятствует достойному выходу из затруднительных ситуаций. Нетер-пимость предпочитает подавление убеждению, создавая личностный дискомфорт в общении. Стратегия подавления проще, она не требует творческих усилий, а использует консерватизм и стабильность, поэтому интолерантность не приемлет никаких нововведений, инноваций, так как они отвергают или разрушают отлаженные механизмы поведения, внося сумятицу, заставляют думать. Для интолерантной позиции характерны: нотации, неудовольствие, подчеркнутая эмоционально-раздражительная окраска высказываний, снисходительность, насмешка, негативные оценки. Психологами уста-новлено, что от 60% до 80% информации человек получает за счет не-вербальных средств общения. «Читать» их надо в совокупности, а не анализировать по отдельности. Часто мимика, жесты, интонация лучше разъясняют позицию говорящего, чем содержание его речи. В зависимости от отношений людей, проявляемых в совместной деятельности, можно выделить четыре уровня общения, которые наблюдаются и в педагогическом процессе. Первый: уровень манипулирования. Один из общающихся рас-сматривает другого как средство или помеху в реализации своей дея-тельности, скрывая при этом собственные чувства и желания. Второй уровень игнорирования. Один человек учитывает наличие другого, но не признает за ним самоценности и стремится заблокировать его самостоятельность деятельности. Третий уровень нормативного (ролевого) общения. Каждый из общающихся признает право на существование другого и его деятель-ности, пытаясь согласовать общие действия и вырабатывать обязатель-ные для исполнения сторон нормы общения. Четвертый уровень нравственного общения. Обобщающиеся учи-тывают особенности друг друга и ориентированы на процесс и резуль-тат совместной деятельности, построенные на добровольном согласии, обсуждении вариантов и предложений самих участников. В представленной В.Н. Сагатовским классификации первые два уровня относятся к интолерантным способам взаимодействия, третий уровень характеризуется толерантной, но нейтральной позиции, четвер-тый свидетельствует о толерантной, доброжелательной, активной, пози-ции принятия друг друга партнерами. При нахождении в определенной позиции, человек может применять любую позицию. Эмоциональное возбуждение провоцирует нетерпение, а оно, в свою очередь, приводит к тому, что после длительного состояния готов-ности возникают поспешные и необоснованные обобщения. В напряжен-ном, взволнованном состоянии тенденция к стереотипным решениям возрастает, а вероятность нахождения новых, нетривиальных подходов падает. С другой стороны, слишком низкий уровень эмоциональной включенности, когда субъективно задача воспринимается как неинтерес-ная, существенно понижается возможность её оригинального решения. Поэтому задачи, оцениваемые как интересные, значимые, решаются быстрее и предполагают нахождение разнообразных подходов. Развитие творческого потенциала человека, воспитание способно-стей к адекватному, компетентному поведению в неизвестных заранее предметных и социальных ситуациях выходит в педагогике на первый план. Основными качествами творческой личности являются: активная, интеллектуальная чувствительность, развитое образное и логическое мышление, высокие познавательные потребности, способность к адек-ватному диалогу и сотрудничеству, предполагающему умение видеть многообразие отношений в окружающем мире. Для творческих людей характерна независимость, когда личные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; открытость ума, воспри-имчивость к новому; гибкость мышления; высокая толерантность к не-определенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Следует отметить, что личные проявления креативности распро-страняются на многие области человеческой активности, творческая продуктивность в родной области сопровождается продуктивностью в других областях. Творчество и толерантность близки в случае рассмотрения про-цесса творчества не только с позиций «продукта» деятельности как со-здание чего-то нового, направленного на результат, а как «выход за пределы» имеющихся знаний, заданной ситуации, взаимоотношений личности и окружающей среды и собственного «Я». Сочетание в чело-веке познавательной, творческой активности и мотивационных характе-ристик в их единстве позволяет делать вывод о наличии толерантности и интолерантности. Осуществление идеи толерантности предполагает наличие условий для творческих дискуссий, диалога. Они способствуют свободе выражения взглядов и нахождению истины. В современных условиях представлены различные точки зрения, опирающиеся на сложившуюся практику образовательной деятельности. Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева, определяя содержание и перспективы развития дополнительного образования детей, подчеркивают, что имен-но оно может помочь ребенку «...самостоятельно выбрать вид деятель-ности, определить свой собственный путь познания и развития» [40, с. 40]. Поэтому они предлагают такие принципы педагогики дополнитель-ного образования: ? свобода выбора ребенком дополнительной образовательной программы и видов деятельности в её границах, в соответствии с его ин-тересами и склонностями; ? создание условий для самореализации личности; ? признание за учеником права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации; ? обеспечение ситуации успеха для каждого; ? применение таких средств определения результативности про-движения ребенка в границах выбранной им дополнительной образова-тельной программы, которые помогли бы ему увидеть перспективы соб-ственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя до-стоинства. Вышеперечисленные принципы созвучны с теми идеями и практи-ко-ориентированными направлениями, которые выдвигают исследовате-ли для решения проблемы воспитания толерантности детей в условиях образовательной организации. Анализ источников [7; 10; 20; 21 и др.] по проблематике дополни-тельного образования позволяет выделить отличительные особенности дополнительного образования, способствующие личностному развитию, а также формированию толерантности детей: 1. Дополнительное образование является личностно-ориентированным по своей сути: индивидуально-личностные подходы, положенные в основу деятельности организации дополнительного обра-зования, позволяют удовлетворять запросы конкретных детей, исполь-зуя потенциал свободного времени. Содержание же образования опре-деляется задачами формирования мира человека, его образа жизни. 2. Дополнительное образование основано на добровольном целе-направленном использовании ребенком свободного времени для наибо-лее полного развития своих потенциальных возможностей через выбор видов деятельности. Исследователи дополнительного образования рас-сматривают его как «особый тип образования», который представляет собой «процесс и результат развития личности ребенка в образователь-ных сферах, опирающихся на психолого-педагогический потенциал сво-бодного времени» [15, с. 298]. 3. Организации дополнительного образования имеют возмож-ность вариативно – дифференцированно изменить свои программы (объем, темпы, сроки, время их освоения и т.д.). Следовательно, допол-нительное образование быстро и гибко реагирует на социальные запро-сы детей, родителей, общества и государства на возникающие потребно-сти. 4. Направленность дополнительного образования на творческое развитие личности, разновозрастный и полипрофессиональный харак-тер занятий в объединениях обучающихся. 5. Дополнительное образование органично сочетает разнообраз-ные виды организации досуга (отдых, развлечения, праздники, самооб-разование, творчество) с различными формами образовательной дея-тельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного пове-дения, являющегося предпосылкой к проявлению экстремизма в под-ростковой среде. 6. Организации дополнительного образования представляют со-бой «своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автоном-ностью существования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между взрослыми и детьми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения при-вычного окружения и выступать в новой роли» [74, с. 43]. 7. Дополнительное образование развивает способность личности к выбору позиции, к ценностно-ориентационной деятельности через праздники, через досуг, которые формируют у человека чувство при-надлежности к социуму, общие ценности и чувство единства с другими людьми. 8. Дополнительное образование позволяет выбирать и расширять круг общения, соответствующий интересам личности, предоставляет ре-бенку возможность самому формировать развивающую среду. Таким образом, анализ литературы по вопросам формирования толерантности детей и проблематике дополнительного образования поз-воляет нам сделать вывод о том, что образовательный процесс в органи-зациях дополнительного образования наилучшим образом подходит для формирования толерантности подростков в следующих практико-ориентированных направлениях: во-первых, расширение и углубление знаний в области социально-гуманитарных дисциплин, не предусмот-ренных стандартом общего среднего образования (философия, социоло-гия, психология, краеведение, этнография); во-вторых, активное исполь-зование нетрадиционных методов, приемов, форм организации занятий и досуговых мероприятий в работе с подростками; в-третьих, развитие культуры диалога участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся). Средством реализации данных направлений нами пред-лагается специально разработанная педагогическая технология форми-рования толерантности подростков в организации дополнительного об-разования, эффективность которой зависит от создания соответствующе-го комплекса педагогических условий. В философии под условием понимается отношение предмета к окружающим его явлениям, без которого он существовать не может. Предмет выступает как нечто обусловленное, а условия – как относи-тельно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условия представляет собой ту среду, обстановку, где явление или процесс воз-никают, существуют и развиваются [73, с. 402]. Так как в данном исследовании рассматриваются педагогические условия, необходимо уточнить специфику их понятия. В научной лите-ратуре термин «педагогические условия» представлен в виде различных определений: ? совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, материально-пространственной среды, направленных на реше-ние поставленных целей [57, с.10]; ? наличие таких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения; во-вторых, предусмотре-ны способы преобразования этих условий в направлении целей обуче-ния; в-третьих, определенным образом отобраны, выстроены и исполь-зованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы обучения с учетом принципов оптимизации [61, с.196]; ? обстоятельства процесса обучения, обеспечивающие достиже-ние поставленных целей [47, с.110-111]. В своей работе мы будем опираться на тезис, что педагогическое условие является существенным компонентом педагогического процесса, включающего в себя содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания, а значит – ориентированного на взаимодействие с внутренним миром обучаемого. Кроме того, данный подход не проти-воречит другим интерпретациям понятия «условий», разработанных в педагогической науке. Таким образом, в рамках нашего исследования педагогические условия будут пониматься как действующие элементы педагогической системы, обеспечивающие достижение конкретной педа-гогической цели. В качестве педагогических условий реализации дополнительного образования детей в содержательном аспекте Е.Б. Евладова, Л.Г. Логи-нова, Н.Н. Михайлова [40, с.198] выделяют: ? доминирование воспитательных и развивающих возможностей образовательного материала над его информационной насыщенностью; ? ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка; ? гибкость в переструктуировании содержания деятельности в соответствии с динамикой познавательных потребностей детей; ? децентрация; ? социальная предъявленность. Обращаясь к организации дополнительного образования как осо-бого культурно-образовательного пространства, вышеуказанные авто-ры выделяют такие условия его функционирования: ? открытость границ; ? вариативность среды; ? «погружение» в культуру; ? эмоционально-художественная насыщенность среды. Подростковый возраст характеризуется потенциальной возможно-стью осознанного и целенаправленного вхождения человека в культуру. Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития под-ростка является развитие мышления на уровне формальных операций. «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с насто-ящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частно-сти, в вопросах, не относящихся к актуальному моменту» [62, с.124]. Мышление подростка на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире. Традиционная школа представляет мало возможностей для разви-тия у подростков такого качества, как толерантность. Нельзя назвать то-лерантным и преобладающее в обществе отношение к детству. Д.И. Фельдштейн, И.Д. Демакова, А.М. Сидоркин отмечают, что ребенок ча-ще воспринимается взрослыми как неравный субъект, которому недо-стает понимания и уважения со стороны взрослых. Ещё Януш Корчак писал о двух неравноправных «классах» – «классе взрослых» и «классе детей», где власть принадлежит взрослым, которые считают детей своей собственностью и не способны встать на их место, а дети - главная стра-дающая сторона, лишенная прав, собственности и признания. Интересна в этой связи мысль A.M. Сидоркина, сравнивающего отношение взрос-лых к детям с этноцентризмом и националистическими предрассудками. Дети в нашем обществе выступают в роли культурного меньшинства. Необходимость введения условия развития компетентности педа-гогов связана с представлением о педагоге дополнительного образова-ния не только как о носителе определенной социальной роли, но и как о субъекте социальных отношений. Создание толерантной среды в обра-зовательном процессе предполагает взаимную ответственность участни-ков педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь. При этом результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о низком уровне компетентности педагогов в этом вопросе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg