Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Проблемы социализации ребёнка из неполной семьи

kisssaaa0721 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Объектом исследования является – неполная семья. Предмет исследования – процесс социализации детей из неполных семей. Таким образом, цель работы – изучить особенности процесса соци-ализации детей в неполных семьях. В соответствии с цель исследования были выдвинуты следующие за-дачи: 1. Рассмотреть понятие «неполная семья» и причины ее образова-ния; 2. Определить функции и роль семьи в процессе социализации ребенка; 3. Выявить проблемы социализации детей в неполных семьях; 4. Обозначить содержание, направления, формы и методы работы социального педагога с детьми из неполных семей. В ходе работы были использованы следующие теоретические мето-ды исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, сравнение. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Социально-экономические изменения последних десятилетий суще-ственным образом повлияли на все стороны жизни общества. Одно из главных последствий реформ – обострение социальных проблем и ухуд-шение положения российской семьи. Новые условия диктовали иные цели и содержание семейного воспитания детей, к которым семья не была го-това. По мнению многих ученых, принципиальной чертой трансформаци-онного процесса России является его стихийный характер, который объ-ясняет сложности в формировании новых воспитательных стратегий. Эти изменения усугубляются проблемой преемственности поколений. Невос-требованный жизненный опыт старшего поколения на фоне стремительно-го развития современных технологий усложняет проблему взаимодей-ствия родителей и детей. В результате снижается эффективность реализа-ции семьей функции социализации и воспитания детей. Исследования 90-х годов показывают, что главенствующей пробле-мой для российской семьи в этот период стала проблема экономического выживания детей и взрослых, в связи, с чем проблема воспитания отодви-галась на второй план. Таким образом, реализация семьей функции социа-лизации и воспитания детей осуществляется сегодня в новых условиях, изучение которых является актуальной проблемой современности. Особый интерес вызывает воспитательный потенциал неполной се-мьи в силу специфики ее жизнедеятельности и социального статуса. Не-полная семья находится в более сложных жизненных условиях, так как все проблемы от финансовых до психологических родитель решает в одиноч-ку. Таким образом, изучение процесса социализации детей в неполной семье является актуальным по следующим причинам: во-первых, новые социальные условия осуществления семьей функции социализации и вос-питания детей; во-вторых, рост числа таких семей в структуре российского общества; в-третьих, специфика жизнедеятельности неполной семьи, влия-ющих на процесс реализации воспитательной функций. Исследование особенностей жизнедеятельности неполной семьи и воспитания детей в ней стало предметом исследования многих авторов. Социальная сущность семьи и важнейшие аспекты её жизнедеятельности – Н. В. Абрамовских [1], В. Г. Бочарова [8], А.Г. Вишневский, А.Я. Варга [10], H.A. Гурко [14], и др.; психологические особенности семьи и психо-логия семейных отношений – В.Н. Дружинин [16], Я.Л. Коломинский [19] и др.; обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка – И.С. Кон [20], A.B. Мудрик [25], С.Т. Шацкий [34] и др.; проблемы жиз-недеятельности современных неполных семей – В.М. Целуйко [30], Т.И. Шульга [36 и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 5 1.1 Понятие, виды и причины образования неполных семей 5 1.2 Функции семьи и её роль в процессе социализации 9 Выводы по главе 1 13 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 14 2.1 Проблема социализации детей в неполной семье 14 2.2 Деятельность социального педагога, связанная с социализацией детей из неполных семей 19 Выводы по главе 2 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Список литературы

1. Абрамовских Н. В. Системы ценностей социально-педагогической деятельности. – М.: Экспо, 2019. – 268 с. 2. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. – М.: МГУ, 2016. – 67с. 3. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 368 с. 4. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимо-действия общественного и семейного воспитания «педагог-семья». – М.: НОРМА, 2009. – 120 с. 5. Барабохина В.А. Педагогический поиск различий между деть-ми из полных и неполных семей. // Научно-теоретический журнал. Науч-ные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – №12. – С. 110-115. 6. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – М.: Наука и техника, 2017. – 234 с. 7. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: монография. – М.: Интеллектуальная книга. Новый хронограф, 2010. – 327 с. 8. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. – М., Наука, 2019. – 156 с. 9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет-ского психиатра: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с. 10. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. - М.: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. - 120 c. 11. Вершинин В. Педагогический всеобуч родителей. // Народное образование. – 2015. – № 8. – С. 186-192. 12. Воробьева И. В. Особенности и педагогическая поддержка дет-ско-родительских отношений в неполной семье // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 119-121. 13. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: «ВЛАДОС», 2020. – 416 с. 14. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. – СПб.: Питер, 2018. – 229 с. 15. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России. – М.: Инсти-тут Социологии РАН, 2016. м223 с. 16. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: Просвещение, 2016. – 316 с. 17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре-бенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. 18. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотера-пия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. – 448 с. 19. Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства. СПб: Питер, 2014. – 249 с. 20. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психо-логосоциальный институт. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 473 с. 21. Конопак И. А., Кузьмин М. Ю., Влияние структуры семьи на идентичность школьника // Известия Иркутского государственного уни-верситета. – 2014. – №7. – С. 28–41 22. Курагина Г.С. Особенности социализации детей из неполных се-мей // Академия профессионального образования. – 2015. – №2. – С. 47-52. 23. Малявко Н.Л. Детско-родительские отношения в неполной се-мье как предмет переживания ребенка-дошкольника // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – №5. – С. 67-74. 24. Малявко Н.Л. Эмпирическое исследование особенностей пере-живания детско-родительских отношений в неполной семье // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 31. – С. 12-16. 25. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Речь, 2017. – 274 с. 26. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье. – М.: Владос, 2016. – 159 с. 27. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. Учеб. пособие. – М.: Издательско- торго-вая корпорация Дашков и Ко, 2017. – 216 с 28. Сохранная Н.А. Работа с неполными семьями. – Минск: Краси-ко-Принт, 2016. – 176 с. 29. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие для ву-зов. – М.: «ИНФРА-М», 2015. – 204 с. 30. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Вла-дос, 2015. – 272 с. 31. Целуйко Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. – М.: Речь,2016. – 132 с. 32. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Изд. центр «Академия», 2016. – 272 с. 33. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ро-стов н/Дону: Феникс, 2015. – 768 с. 34. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. - М.: Экспо, 2018. – 153 с. 35. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология рабо-ты социального педагога. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 208 с. 36. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное посо-бие. – М.: Дрофа, 2015. – 254 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 1.1 Понятие, виды и причины образования неполных семей Неполной называется такая семья, которая состоит из одного роди-теля с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [26, с. 29]. Есть дополнительная категория – так называемые функционально непол-ные семьи (дистантная семья). В этой группе двое родителей, но професси-ональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Жизнь в такой семье проходит для каждого из супругов отдельно из-за специфики профессии одного или обоих брачных партнеров (моряки, по-лярники, геологи, нефтяники, военные и др.) Общение с детьми в такой се-мьи очень ограничено. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрач-ного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности непол-ных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ре-бенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. На каждые 14 неполных семей приходится одна «отцовская семья». По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в ко-торых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Со-ответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающих чужих детей на правах опеки [30, с. 168]. Рассмотрим подробнее особенности неполной семьи каждого типа. Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Смерть человека – всегда тяжелый удар для всех его близ-ких. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: ? изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; ? распространение добрачных связей; ? изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщи-ны; ? утрата семьей своей производственной функции; ? неподготовленность молодежи к браку; ? завышенные требования по отношению к брачному партнеру; ? алкоголизм и наркомания [27, с. 129]. На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими. Причины возникновения неполных семей в прежние годы специали-сты традиционно связывали с воздействием объективных демографиче-ских факторов. Периодически в отдельных регионах, возникала опреде-ленная диспропорция полов, которая предопределяла ситуацию на «брач-ном рынке». Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто от-ставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других кате-горий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни. В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных се-мей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденци-ей, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов. Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является ха-рактерной для большинства развитых стран [31, с. 54]. Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официаль-ная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, со-стоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмывае-мым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьер-ный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности). Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения». Суще-ствовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и де-фицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуж-дены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались. Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного по-ведения – выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях. В конце 1980-х – начале 1990-х гг., с приходом «перестройки» рух-нули остатки существовавших идеологических барьеров. Страна жадно начала впитывать западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Одним из «открытий» стали пришедшие с Запада новые представления о культуре секса. Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к вопросам секса, брака и семейной жизни, особенно среди молодежи. Следует отметить также еще одну характерную тенденцию, оказав-шую значительное влияние на динамику соотношения брачности и раз-водимости. Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х го-дов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было ха-рактерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в нату-ральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были един-ственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых. Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожа-лению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла перело-мить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться. В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности моло-дежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивает-ся число детей, рожденных вне брака [24, с. 14]. В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также уста-новлением опеки или попечительства в случае сиротства. 1.2 Функции семьи и её роль в процессе социализации Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию де-тей на самом раннем этапе их развития [25, с. 79]. Роль семьи состоит в по-степенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообраз-но природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, куль-туре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, тра-дициям народа – прямая функция родителей. Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной соци-ализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию вы-делим отдельно[25, с. 15]. Родители были и остаются первыми воспитате-лями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребен-ку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различ-ные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми от-ношениями между ее членами. Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключа-ется в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувство-вать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего ми-ра, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благо-творно влияющий на крепость семьи. Таким образом, существование человека в настоящее время органи-зовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с боль-шим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье. В современной России проблема социализации личности в неполных семьях, на наш взгляд, является одной из самых острых и социально-значимых, требующих пристального внимания и безотлагательных поис-ков своего решения. Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отноше-ний [20, с. 168]. В ходе социализации человек приобщается к нормам и правилам общественного устройства, осваивает значение разных соци-альных ролей, овладевает определенным уровнем культурных знаний и навыков. В результате человек приобретает качества, ценности, убежде-ния, общественно одобряемые формы поведения, без которых невозмож-на нормальная жизнь в обществе. Основными факторами социализации ребенка является семья, дет-ские дошкольные учреждения, школа, уличные группы людей, другие социальные институты и организации [22, с. 49]. Старейшим исторически первым институтом социализации ребенка являлось материнство [8, с. 98]. В первобытные времена именно мать пе-редавала ребенку те несложные и немногочисленные знания и умения, ко-торых было достаточно для приобщения к жизни племени. Отцы не участ-вовали в воспитании детей, а выступали для них лишь как носители опре-деленной социальной роли добытчика пищи и защитника. Полноценное освоение этой роли происходило лишь после того, как мальчик отделялся от матери и включался в жизнь мужчин своего клана. Именно племя, а не материнство или отцовство, становилось следующим институтом социали-зации первобытных мужчин. Девочки же овладевали всем объемом мате-риальных и культурных знаний своего времени рядом с матерью, из ее рук, включаясь в хозяйственные заботы по мере того, как это позволял им возраст. Современные отцы в значительно большей мере и гораздо раньше включаются в процесс социализации своих детей. Нередко в этом участву-ют и представители старших поколений – бабушки и дедушки, неся ре-бенку свою версию социальных знаний и опыта, не всегда и не во всем совпадающую с тем, что предлагают родители. Таким образом, современ-ная семья, являясь первым и главным социальным институтом социализа-ции ребенка, представляет ему достаточно богатый и разнообразный круг знаний о мире, людях, обществе. Роль семьи в процессе социализации огромна. Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расшире-ния его знаний и представлений об окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которой он встречается [2, с. 29]. Именно в семье ребенок знакомится со смыслом и сутью социальных ролей. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопас-ность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. По сравнению с другими институтами общества семья обладает мак-симальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям. Эффективность семьи как агента социализации во многом определя-ется следующими факторами: ? нравственно-психологическим микроклиматом в семье; ? материальным и социальным статусом семьи; ? степенью разрешения противоречия между семейными инте-ресами и потребностями, с одной стороны, и производственной занято-стью родителей, особенно матери - с другой; ? ролью отца и матери в общении с детьми; ? структурой и составом семьи и т.д. Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются со-циальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период пере-хода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохра-нения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный инсти-тут семьи. Залогом этой стабильности является преемственность тради-ций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения. Семейная социализация является одним из самых первых по време-ни и самым важным по значимости из всех социальных процессов, в кото-рые «погружается» ребенок с момента своего рождения [16, с. 137]. В за-висимости от того, как произойдет это «погружение», «встреча» поколе-ний, во многом зависит дальнейший жизненный путь ребенка. Выводы по главе 1 Таким образом, проведенный анализ литературы по данному вопро-су позволяет нам еще раз убедиться в том, что такие явления, как неполные семьи и одинокое материнство с каждым годом увеличивается в связи с различными факторами. Такие семьи нуждаются в помощи и являются непосредственной деятельностью социальной работы. Для того чтобы по-нять какое положение занимают матери - одиночки в современном обще-стве, необходимо выяснить какие социальные проблемы возникают в не-полных семьях. Так же мы выяснили, насколько велика роль семьи, а именно роди-телей, в становлении здоровья и психики ребенка. В неполных семьях во-просу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше вни-мания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плече одного из родителей. ? ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 2.1 Проблема социализации детей в неполной семье Среди проблем неполных семей особенно острой предстает пробле-ма ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется». Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном со-циальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях [28, с. 69]. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чув-ство растерянности и неполноценности, так как оба родителя являются для него значимыми. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возмож-ностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает рас-поряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необхо-димо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери». Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно. Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно сни-жает время, которое могло бы быть использовано матерью для совмест-ного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери [33, с. 497]. В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, пото-му женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченно-сти, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится пе-рекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени. Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возни-кающих в процессе воспитания детей в неполной семье: 1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, вы-двигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм де-формации воспитания. 2. Отстраненность матери от собственно воспитательного про-цесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впо-следствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, так как она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это ста-новится причиной многочисленных конфликтов и переживаний. 3. Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчи-вого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено не-приязнью матери к бывшему мужу. 4. Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в при-ступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения. 5. Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ре-бенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний. 6. Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспита-ния. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответ-ственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных от-ношениях, проституции и других форм асоциального поведения [36, с. 157]. Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ре-бенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья пере-стает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо бо-лее серьезными, чем те, которые испытывала полная семья. Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зави-сящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные про-блемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социаль-ной поддержки государства. Неполнота семьи увеличивает риск того, что дети, выросшие в не-полной семье, не смогут создать собственную полноценную семью. По различным оценкам от 38,5% до 63% матерей-глав неполных семей сами воспитывались в таких семьях. Потому, несмотря на огромное желание создать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто не реализовывается.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Социология, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Социология, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Социология, 39 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Социология, 20 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg