Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников

kisssaaa0721 3125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 125 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Цель исследования: выявить особенности отношения к здоровью де¬тей младшего школьного возраста. Задачами исследования являются: 1. Проанализировать основные теоретические подходы к понима-нию категории «отношение к здоровью» и проблеме формирования от-ношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. 2. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школь¬ного возраста и влияние родителей на формирование ценностного отношения к здоровью у детей данной возрастной группы. 3. Изучить особенности отношения к здоровью (когнитивного, эмо¬ционально-волевого, действенного, ценностного компонентов) у де-тей млад¬шего школьного возраста. 4. Выявить типы отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста и их родителей. 5. Проанализировать и описать взаимосвязь отношения к здоро-вью де¬тей младшего школьного возраста с отношением к здоровью их матерей и отцов. Объектом исследования является отношение к здоровью детей млад¬шего школьного возраста. Предметом исследования является формирование ценностного отношения к здоровью детей младшего школьного возраста. Гипотезы исследования: 1. Отношение к здоровью (когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный, ценностный компоненты) младших школьников связано с от¬ношением к здоровью их родителей, особенностями родительского воспита¬ния и определенными личностными особенностями детей. 2. Сочетание когнитивного, эмоционально-волевого, деятельност-ного, ценностного компонентов разной степени выраженности формиру-ет различ¬ные особенности отношения к здоровью у детей младшего школьного воз¬раста и их родителей. Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве основы для исследования были использованы общетео-рети¬ческие положения о личности как активном субъекте жизнедеятель-ности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, A.B. Брушлинский, Л.С. Выготский, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, А.Ф. Ла-зурский, С.Л.Рубин¬штейн, В.И. Слободчиков); системный подход к по-ниманию категории здо¬ровья (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, В.Н. Мя-сищев, Г.С. Никифоров); со¬циокультурный подход к осмыслению кате-гории «здоровье» (В.А. Ананьев, В.М. Розин, Б.Г. Юдин); системный подход изучения личности и деятельно¬сти (Б.Г. Ананьев, В.В. Козлов, Б.Ф. Ломов, В.В. Новиков, В.Д. Шадриков) и культурно-историческая теория развития высших психических функций, рас¬сматривающая соци-альную среду как источник развития личности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); системный подход к изучению мотивацион-ной структуры личности (Б.Г.Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Ру-бинштейн и др.); теория деятельности и социальной ситуации развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин); концепция «психология от¬ношения» (А.Ф. Лазурский, Е.В. Левченко, В.Н. Мясищев, С.П. Франк); по¬ложение об определяющей роли образа жизни человека для его здоровья (Л.И. Анцифирова, А.Г. Асмолов, A.B. Басов, А.К. Зинь-ковский, Ю.П. Лиси¬цын, A.M. Малыгин, В.В.Новиков, Л.Ф. Тихомиро-ва); положения о влиянии семьи на формирование личности ребенка (Р. Берне, А .Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Б.Добрович, В. Леви, A.M. Прихожан, A.C. Спиваковская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юс-тицкий). Методы исследования Для реализации поставленных задач был использован комплекс науч¬ных методов: • теоретические методы (теоретико-методологический анализ, обоб¬щение и интерпретация научных данных); • психодиагностические методы: ? для детей младшего школьного возраста: анкета «Я и мое здо-ровье», методика незаконченных предложений, проективный рисуноч-ный тест «Здо¬ровье», методика «Ценностные ориентации детей младше-го школьного воз¬раста» Т.В. Брагиной, методика исследования само-оценки Дембо-Рубинштейна и многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, Р.В. Коан для изучения личностных особенностей детей, контент-анализ; ? для родителей: социально-психологическая анкета «Здоровье моего ребенка», методика незаконченных предложений, опросник «Спо-собы сохра¬нения и укрепления здоровья», методика Дембо-Рубинштейна и методика «Ценностные ориентации детей младшего школьного возраста» Т.В. Браги¬ной для изучения оценки ребенка роди-телем, MUST-тест П.Н.Иванова, Е.Ф. Колобовой, тест-опросник роди-тельского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, контент-анализ; ? анализ медицинских сведений, полученных от родителей, ме-дицин¬ских работников школы, анкетирование классных руководителей; • статистическая обработка данных с использованием программ «STATISTICA» версия 6.0, U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вил-коксона, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, критерий Хи-квадрат Пир¬сона, однофакторный дисперсионный анализ АNОVА. База исследования: В исследовании приняли участие 60 детей младшего школьного воз¬раста (1 и 4 классов) и 110 родителей, классные руководители, медицинские работники СП МБОУ «Гимназия» г. Мичу-ринска; подготовительная группа МБДОУ «Детский сад комбинирован-ного вида № 23 «Ручеек» г. Мичуринска Тамбовской области. Научная новизна исследования: ? выявлены особенности отношения к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей через когнитивный, эмоционально- волевой, деятельностный и ценностный компоненты; ? выделены типы отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста, их матерей и отцов, дана характеристика особен-ностей самосохранительного и рискованного типов отношения к здоро-вью; ? выявлены различия между детьми младшего школьного воз-раста самосохранительного и рискованного типов не только по особен-ностям отно¬шения к здоровью, но и по личностным особенностям (уровнем самооценки, самоконтроля, фрустрированности). Теоретическая значимость исследования: ? выявлены и описаны два ведущих типа отношения к здоровью, а так¬же их компонентный состав; выявлены и описаны особенности от-ношения к здоровью детей младшего школьного возраста и их родите-лей, которые про¬являются в особенностях когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного и ценностного компонентов; ? проведен теоретико-методологический анализ понятия «отно-шение к здоровью», позволяющий обобщить существующие научные представления об этом социально-психологическом феномене; ? результаты исследования вносят вклад в понимание разнооб-разия ти¬пов отношения к здоровью и способствуют дальнейшему изуче-нию вопросов формирования такого отношения к здоровью, которое, выступая как внут¬ренний механизм саморегуляции деятельности и пове-дения человека в сфере здоровья, будет способствовать его сохранению и укреплению; ? теоретически обоснован подход к формированию самосохра-нительного отношения к здоровью детей младшего школьного возраста. Практическая значимость исследования: ? сформулированные в исследовании теоретические положения, выводы могут применяться при планировании деятельности по сохране-нию, укреплению и развитию здоровья детей младшего школьного воз-раста; ? апробированный комплекс психодиагностических методик мо-жет ис¬пользоваться для изучения уровня физического, психического и социального благополучия обучающихся и классных коллективов, ин-дивидуальном консуль¬тировании детей младшего школьного возраста и их родителей; ? материалы исследования могут применяться для повышения компе¬тентности в сфере здоровья участников образовательного процес-са (педаго¬ги, родители, обучающиеся) в общеобразовательных органи-зациях, а также ре¬зультаты исследования позволяют разработать опти-мальные стратегии рабо¬ты педагога-психолога с детьми и родителями разных типов отношения к здоровью, могут быть использованы для со-здания тренингов, обучающих курсов с целью формирования самосо-хранительного отношения к здоровью у детей и их родителей, при этом деятельность психолога при формировании самосохранительного отно-шения к здоровью у детей младшего школьного возраста, должна учи-тывать как объективные факторы (образование родите¬лей, социально-гигиенические условия, уровень материального благополу¬чия, состав семьи, социальный статус, уровень и структура заболеваемости в семье), так и субъективные факторы (мотивация родителей, уровень их ин-формированности в сфере здоровья, стиль воспитания, методы воспита-ния, психологический климат в семье, традиции, установки родителей на опреде¬ленный образ жизни, ценностные ориентации).
Введение

Актуальность исследования. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников всегда при¬знавалась актуальной и связанной с фундаментальными ценностями челове¬ческого бытия, общества и куль-туры. Формирование здорового образа жизни и повышение ответствен-ности населения за собственное здоровье является одним из целевых ориентиров концепции долгосрочного социально-экономи¬ческого раз-вития Российской Федерации. В настоящее время на всех уровнях госу-дарственной политики признается необходимость рационального ис-пользования ресурсов здоровья человека. Компетентность в вопросах здоро¬вья – важная составляющая культуры, которая позволяет повы-сить эффек¬тивность жизнедеятельности человека, его потенциального развития и само¬реализации. Значимым показателем качества жизни об-щества и государства, отражающим не только настоящую ситуацию, но и формирующим прогноз на ее развитие в будущем, является качество здоровья подрастающего поко¬ления. Будущее государства напрямую зависит от суммарного потенциала здоровья детей, подростков, моло-дежи. Задача воспитания здорового ребенка сегодня является особенно актуальной на фоне современных экономических преобразований, усу-губления экологических проблем, морально-нравствен¬ной дестабилиза-ции российского общества, кризисных тенденций института семьи и ухудшающихся показателей здоровья детей. В настоящее время в России менее 10% выпускников общеобразо-ва¬тельных организаций могут считаться здоровыми. По данным Мини-стерства здравоохранения и социального развития Российской Федера-ции, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. За время обучения в школе пока¬затели здоровья заметно снижаются. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, при поступлении детей в школу практически здоровы около 12% детей, к выпускному классу количество здоровых детей сокращается до 4-5%. По данным материалов 11-го Конгресса педиатров России де¬тей в возрасте от 7 до 17 лет: с 1 группой здоровья – 2,7%, со 2 группой здо-ровья – 36,0%, с 3 группой здоровья – 61,3%. Начиная с 1980-х гг., в России здоровье рассматривается большей ча¬стью населения, прежде всего, как средство достижения важных жиз-ненных целей при общем низком уровне культуры его сохранения. На уровне массо¬вого сознания в нашей стране до сих пор наблюдается стремление делегиро¬вать ответственность за свое здоровье внешним об-стоятельствам, которое сформировалось в условиях патерналистского характера советского здраво¬охранения на протяжении последних деся-тилетий. В 1987 году была конструктивно определена новая парадигма здоровья академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя» [4]. Для со¬вершенствования и формирования здоровья важно творчески подходить к своему здоровью и, осознав собственную ответ-ственность, учиться быть здо¬ровым. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что форми¬рование культуры здорового образа жизни – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Ста¬ло очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности в сохранении и укреплении сво-его здоровья, задачу эту не решить. Эта рабо¬та требует комплексного подхода, объединения усилий разных социальных институтов: семьи, систем образования и здравоохранения, культуры, средств массовой информации и государства. Современное состояние наук о здоровье характеризуется посте-пенной сменой оздоровительной парадигмы: акцент переносится с лече-ния болезней на их профилактику и пропаганду способов сохранения и укрепления здоро¬вья, а также на повышение индивидуальной ответ-ственности человека за свое здоровье. Одним из направлений изучения данной проблемы является раз-работка концепции отношения человека к своему здоровью, поскольку исследования в данной области способствуют выявлению системы внут-ренних механизмов поведения современного человека. Изучение отно-шения человека к своему здоровью – это сравнительно новая научная проблема, носящая комплексный междисциплинарный характер. Пред-ставители нового развивающегося науч¬ного направления «психология здоровья» (В.А.Ананьев, P.A. Березовская, И.Н. Гурвич, Г.С. Никифо-ров) отмечают, что одним из центральных, но сла¬бо разработанных, во-просов психологии здоровья является отношение чело¬века к своему здоровью. Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью развития концепции отношения человека к свое-му здоровью, одним из важных вопросов которой является формирова-ние такого отношения к своему здоровью, которое, выступая как внут-ренний механизм саморегуляции деятельности и поведения человека в сфере здоро¬вья, будет способствовать его сохранению, укреплению и развитию, т.е. бу¬дет самосохранительным.
Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 4 Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования ценностного отношения к здоровью детей младшего школь-ного возраста ……………………………………………………………….. 12 1.1. Отношение к здоровью как социально-психологическое понятие ……………………………………………………………. 12 1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников ……………… 34 Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей отношения к здоровью детей младшего школьного возраста ………………… 60 2.1 Организационно-методическое обеспечение исследова-ния …………………………………………………………………. 60 2.2 Характеристика особенностей отношения к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей ……… 64 2.3 Концептуальные положения и обоснование подхода к работе с родителями детей младшего школьного возраста .. 104 Заключение ……………………………………………………………. 116 Список использованных источников ………………………………
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Изда¬тельский центр «Академия», 2009. – 672 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология лич-ности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2010. – 335 с. 3. Авдеева, H.H. Здоровье как цен¬ность и предмет научного по-знания / H.H. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Сте¬панова // Мир психоло-гии. – 2014. – № 1. – С. 68-75. 4. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Вла-дос, 2007. – 316 с. 5. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концеп-туаль¬ные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев // Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2016. – 384 с. 6. Ананьев, В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личност-ном росте / В.А. Ананьев // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2008. – № 3. – С. 54-65. 7. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 367 с. 8. Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.: Педагогика, 2009. – 421 с. 9. Афсахов, И.А. Отношение человека к здоровью / И.А. Афсахов // Социологические исследования. – 2012. – № 6. – С. 102-103. 10. Басов, A.B. История и современное состояние изучения психо-логии здоровья человека / A.B. Басов. – Ярославль: «Рио-Гранд», 2014. – 120 с. 11. Басов, A.B. Образ жизни и наше здоровье / A.B. Басов. – Яро-славль: Верхнее-Волж. кн. изд-во, 2009. – 227 с. 12. Билич, Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – СПб.: «Водолей», 2015. – 288 с. 13. Бландинская, О.М. Некоторые подходы к проблеме мотивации здо¬рового образа жизни / О.М. Бландинская // Ярославский психологи-ческий вестник. – Вып. 2. – М.-Ярославль: РПО, 2010. – С. 197-203. 14. Бландинская, О.М. Особенности отношения школьников к здо-ро¬вью / О. М. Бландинская // Здоровье наших детей. – 2012. – № 2. – С. 8-9. 15. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Бо-жович. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2006. – 150 с. 16. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И.Брехман. – М.: Наука, 2007. – 125 с. 17. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья / В.В. Ветро-ва. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 192 с. 18. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации челове-ка / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 288 с. 19. Водопьянова, Н.Е. Психология здоровья / Н.Е. Во¬допьянова, Н.В.Ходырева // Вестник СПбГУ. – Сер. 6. – 2011. – Вып. 4. – № 27. – С.50-58. 20. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО Пресс, 2000. – 1007 с. 21. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их ле¬чение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – СПб.: Медицина, 2007. – 272 с. 22. Гехт, К. Психогигиена / К. Гехт. – М.: Прогресс, 2009. – 176 с. 23. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 1023 с. 24. Давиденко, Д.Н. Здоровый об¬раз жизни / Д.Н. Давиденко, П.В.Половников, Ю.Ю. Глушков. – СПб.: Питер, 2016. – 132 с. 25. Дмитриева, Е.В. Социология здоровья: методологические под-ходы и коммуникационные программы / Е.В. Дмитриева. – М.: Флинта, 2012. – 170 с. 26. Журавлёва, И.В. Влияние национальности респондентов на от-но¬шение к здоровью / И.В. Журавлева // Отношение населения к здоро-вью / под ред. И.В. Журавлёвой. – М.: ИС РАН, 2013. – С. 145-150. 27. Журавлёва И.В. Отношение к здоровью как элемент самосо-храни¬тельного поведения / И.В. Журавлева // Отношение населения к здоровью / под ред. И.В. Журавлёвой. – М.: ИС РАН, 2013. – С. 29-34. 28. Иванников, В.А. Формирование побуждения к действию / В.А.Иванников // Вопросы психологии. – 2011. – № 3 – С. 113-132. 29. Кабаева, В.М. Формирование осознанного отношения к соб-ствен¬ному здоровью у подростков / В.М. Ка¬баева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 234 с. 30. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и не¬которые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная инфор-мация / П.И. Калью. – М.: Владос, 2008. – 317 с. 31. Касаткин, В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин // Школа здо-ровья. – 2014. – № 1. – С. 5-12. 32. Кашапов, М.М. Психология педагогического мышления: моно-гра¬фия / М.М. Кашапов. – СПб.: Изд-во Алетейя, 2015. – 463 с. 33. Квасенко, A.B. Психология больного / A.B. Квасенко, Ю.Г. Зубрев. – СПб.: Медицина, 2010. – 328 с. 34. Клюева, Н.В. Некоторые вопросы изучения мо¬тивации здоро-вого образа жизни / Н.В. Клюева, О.М. Бландинская // Ценно¬стные тра-диции и новации в сфере культуры. – Ярославль: ГОУДПО ЯрИПК, 2012. – С. 137-143. 35. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с педагогами / Н.В.Клюева. – М.: Сфера, 2010. – 220 с. 36. Левченко, A.B. Формирование готовности к здоровому образу жиз¬ни у студентов педагогического университета / A.B. Левченко. – СПб.: Речь, 2011. – 200 с. 37. Лисицын, Ю.П. Здоровье человека – социальная цен¬ность / Ю.П.Лисицын, A.B. Сахно. – М.: Мысль, 2008. – 272 с. 38. Малыгин, A.M. Основы здорового образа жизни / A.M. Малы-гин. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 85 с. 39. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика бо¬лезней: учебн. пособие / В.В. Марков. – М.: Акаде¬мия, 2014. – 318 с. 40. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 2007. – 300 с. 41. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 320 с. 42. Назарова, И.Б. О здоровье населения в современной России / И.Б.Назарова // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 117-123. 43. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учебн. пособие / Г.С. Ники¬форов. – СПб.: Речь, 2012. – 256 с. 44. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука / В.В.Но¬виков. – М.: МАПН, 2008. – 464 с. 45. Пикалова, Л.П. Формирование здорового образа жизни: кли-нико- психологические аспекты / Л.П. Пикалова // Проблемы психологии и эргоно¬мики. – 2013. – № 1. – С. 68-71. 46. Попов, C.B. Валеология в школе и дома / C.B. Попов. – СПб.: Союз, 2007. – 256 с. 47. Психология детства / под ред. A.A. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. – 350 с. 48. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубро-виной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 528 с. 49. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Ме-щеряко¬ва. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 431 с. 50. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в обра-зова¬нии / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2012. – 527 с. 51. Роджерс, К.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.P. Роджерс. – М.: Прогресс-Универс, 2007. – 480 с. 52. Розин, В.М. Здоровье как философская и социально-психологи-ческая проблема / В.М. Розин // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 12-31. 53. Российская социологическая энциклопедия. – М.: Наука, 2008. – 480 с. 54. Сенников, С.А. Школа – важнейшее звено в укреплении здоро-вья детей и подростков / С.А. Сенников // Школа здоровья. – 2012. – № 2. – С. 22¬-31. 55. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа Пресс, 2008. – 383 с. 56. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, Л.B. Шувалов // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 90-96. 57. Социологическая энциклопедия. – М.: Наука, 2013. – 420 с. 58. Спиваковская, A.C. Профилактика детских неврозов / A.C. Спиваковская. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 200 с. 59. Степанова, Г.Б. Научные концепции и обыденные представле-ния о здоровье / Г.Б. Степанова // Здоровье человека: социогуманитар-ные и меди¬ко-биологические аспекты. – М.: ИЧ РАН, 2013. – С. 33-34. 60. Тарабаркина, Л.B. Эмоциональное здоровье школьника: тео-рия и практика психологического сопровождения / Л.В. Тарабаркина. – М.: МГПУ, 2010. – 167 с. 61. Тихомирова, Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2011.– 112с. 62. Тихомирова, Л.Ф. Формируем у детей правильное отношение к сво¬ему здоровью / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль.: Изд-во «Ремдер», 2013. – 175 с. 63. Тихомирова, Л.Ф. Здоровье и здоровый образ жизни / Л.Ф. Тихомирова, A.B. Басов. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2012. – 72 с. 64. Филатов, Ф.Р. Психосемантический анализ социальных пред-став¬лений о здоровье / Ф.Р. Филатов. – СПб.: Речь, 2015. – 205 с. 65. Фомин, Э.А. Стратегии в отношении здоровья / Э.А. Фомин, Н.М. Федорова // Социологические исследования. – 2009. – № 11.– С. 35-39. 66. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии: учебн. по-собие / А.Н. Чанышев. – М.: Владос, 2011. – 374 с. 67. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 3-13. 68. Шилова, Л.С. Здоровье в системе ценностей личности / Л.С. Ши¬лова // Отношение населения к здоровью / под ред. И.В. Журавле-вой. – М.: ИС РАН, 2013. – С. 51-63. 69. Эйдемиллер, Э.Г. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Медицина, 2010. – 187 с. 70. Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность / Б.Г. Юдин // Мир психологии. – 2014. – № 1. – С. 54-68. 71. Csikszentmihalyi, M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents / M. Csikszentmihalyi. - In: Ames C, Ames R. Research on motivation in education. – N.Y.: Academic Press, 1989. – P. 45-71. 72. Gochman, D.S. Health behavior: Plural perspectives / D.S. Goch-man // Health behavior: Emering research perspectives/ Ed.By D.S. Goch-man. – NY. – L.: Academic Press, 1988. – P. 3-17. 73. Mechanik, D. Health and behavior: Perspectives on risk prevention / D. Mechanik // Prevention in health psychology / Ed. By J.S. Rosen, L.I. / Solomon. – Hanover; L.: University Press of New England, 1985. – P. 6-17. 74. Weiss, S.M. Health and illness: The behavioral medicine perspec-tive / S.M. Weiss // Emotions in health and illness: Theoretical and research foundations / Ed. By L. Temoshok, С Vandyke, L.S. Zegans. – NY., 1983. – P.7-14.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования ценностного отношения к здоровью детей младшего школьного возраста 1.1 Отношение к здоровью как социально-психологическое понятие Понимание сущности отношения к здоровью опирается на понятия «здоровье» и «отношение». Понятие «здоровье» изменялось на протя-жении всей истории человечества. Существует большое количество определений понятия «здоровье» в философии, медицине, психологии, социологии и дру¬гих науках. Английское слово «health» (здоровье) происходит от англосак¬сонского слова «whole» – целый, невредимый. Большая Советская Энцикло¬педия даёт следующее определение: «Здо-ровье – естественное состояние ор¬ганизма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Попытки определить понятие «здоровье» имеют место в глубокой древности. Как только человек начал ощущать на себе последствия за-болева¬ний, так и возникла необходимость заботы о здоровье и размыш-лений над тем, какие особенности понимаются под данным понятием. Уже в первобыт¬нообщинном слое есть свидетельства об оказании помо-щи заболевшим. Рассматривая труды философов Древней Греции и Древнего Рима, можно отметить социальный контекст данной проблемы, т.к. государ-ство понимало важность и необходимость здоровья у своих граждан. Одним из примеров может быть спартанское воспитание. Суще-ствует легенда, что нездоровых новорожденных в Спарте бросали в пропасть. С первых дней рождения существование ребенка зависело от качественных по¬казателей здоровья и контролировалось государством. Огромное значение придавалось физическому развитию детей, таким показателям, как выносли¬вость, быстрота реакции. Эпикур полагал, что человек в жизни должен стремиться к удо-вольст¬вию, а удовольствие достигается при существовании двух условий – здоро¬вое тело и безмятежная, уравновешенная душа [66]. Платон в своих трудах говорил о двояком воспитании: телесном и ду¬ховном, или гимнастическом и мусическом. В гимнастическом воспи-тании запрещается опьянение, предписывается диета и т.п. Это воспита-ние должно служить здоровью. Нельзя жить, непрерывно лечась, – та-кая жизнь подобна беспрестанному умиранию, а если это еще и жизнь ремесленника, например, плотника, то она и никчемна – когда же он бу-дет работать? Однако Платон отдает все-таки приоритет духовным ка-чествам. Поэтому в государстве Пла¬тона судьи и врачи «будут забо-титься о гражданах, полноценных как в отно¬шении тела, так и души, а кто не таков, кто полноценен лишь телесно, тем они предоставят выми-рать; что касается людей с порочной душой, и притом неисцелимых, то их они сами умертвят». Платон писал, что в организме че¬ловека все подчинено закону, который определяет единство организма и сре¬ды, всеобщую гармонию [8]. Философ, врач, математик Пифагор считал, что «здоровье – есть гармония, равновесие, а болезнь – нарушение гар-монии. Нравственное здоровье есть стремление к добру» [66]. Античное мышление было обращено к космосу и природе, к чело-веку же лишь постольку, поскольку он связан с ними. В античной фило-софии здо¬ровье человека понималось как равновесие жизненных сил. Для Древнего Востока характерно применение различных систем оздо¬ровления; в т.ч. йога, целью которой были здоровое тело и здоро-вая психика. Эта система содержала рекомендации по питанию, закали-ванию организма, профилактике и лечению различных заболеваний, труду и отдыху человека. Йога – древнеиндийская религиозно-философская система взгля-дов на совершенствование человека, связанная с психофизической тре-нировкой. Методы тренировок йоги позволяют вскрывать резервы фи-зических и психи¬ческих возможностей человека. Йога – это вариант системы здорового образа жизни, включаю-щий вы¬сокие моральные принципы, альтруистические отношения. Ос-новные цели, которые ставит йога: совершенное владение телом и функ-циями организма, достижение духовных вершин, гармонии с окружаю-щим миром. В Древнем Китае зародилась и до сих пор широко применяется оздоро¬вительная система УШУ. Для нее большое значение имеет посто-янная рабо¬та с телом, выработка привычки к ежедневному выполнению монотонной, но необходимой работы. Сохранению здоровья людей были посвящены работы великих ученых и философов древних времен: Гиппократа (460 – 370 до н.э.), Галена (130 – 200) и др. Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) выделил шесть уровней здоровья – от здоровья до предела до болезни до преде-ла. Перспективность такого подхода состоит в возможности количе-ственной оценки здоровья, в динами¬ческом подходе к здоровью. В средние века много внимания уделялось усовершенствованию мето¬дов лечения различных заболеваний, накоплению определенной ме-тодиче¬ской базы. В период средневековья человек рассматривался как составная часть божественной упорядоченности в мире и нарушения здоровья объясня¬лись греховностью человека, за что индивид нес ответ-ственность перед бо¬гом. Существовала религиозная парадигма здоровья, согласно которой жизнь и смерть понимались как дар Бога. Попытки улучшить здоровье трак¬товались как вмешательство в дела Бога. Врач должен был умень-шать стра¬дания больного. Проблема здоровья населения рассматривалась врачами и мысли-теля¬ми в эпоху Возрождения, но значение здоровья не поднималось до государ¬ственных масштабов. В период Нового времени бурно развиваются все науки, в т.ч. и науки, способствующие лечению людей, систематизируются имеющиеся знания и методы. Философы и социологи в XIX в. были заняты поиском движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой этих поисков яв¬лялось выделение того или иного доминирующего фактора при анализе со¬циально-психологической проблематики. Значимость здоровья населения как социального явления поднялась до государ-ственных масштабов в XIX в., в Англии был издан законодательный устав «Охрана народного здоровья». Религиозную позицию сменила позиция биомедицинская: медици-на более доступна, более успешно решает задачи лечения, реабилита-ции. На смену биомедицинской позиции приходят представления о здо-ровье как социальном феномене. В связи с невозможностью объяснения медициной причин перемен в здоровье населения, беспомощностью в лечении ряда бо¬лезней, слабого влияния на здоровье здоровых людей на первый план выхо¬дят социальные факторы. С каждым годом общая картина заболеваемости растет. Еще в начале 1970-х гг. в большинстве западных стран был осуществлен ради-кальный концептуальный переход в политике охраны здоровья населе-ния от рассмот¬рения граждан как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию их первичной активной роли в создании условий, способствующих сохране¬нию здоровья. В России прогрессивные ценно-сти, утверждающие первичную роль личности в формировании своего здоровья, значительная часть населе¬ния пока не осознает, они еще не вошли в их культуру и деятельность. Интерес к здоровому образу жизни на Руси стал проявляться с древних времен. Русская народная педагогика складывалась в течение столетий и на¬шла свое отражение в таких памятниках народного творче-ства, как послови¬цы, поговорки, сказки, былины, песни. Произведения фольклора продолжают служить источниками народных знаний наряду с письменными поучениями, проповедями. Отдельные вопросы здорово-го образа жизни рассматривались в дошедших до нас источниках, таких как «Поучение» Владимира Мономаха (XI в.), «Домострой» (ХV-ХVI вв.). Епифанием Славинецким написано «Гражданство обычаев детских» (ХVII в.), в котором в вопросно-ответной форме были изложены 164 правила, которыми должны были руководство¬ваться дети, в т.ч. и неко-торые правила здорового образа жизни. Симеон По¬лоцкий в своих кни-гах «Обед душевный» и «Вечеря душевная» подчеркивал значимость примера родителей, учителей, взрослых, окружающих ребенка в фор-мировании его личности. Еще в ХVIII в. М.В. Ломоносов предложил практические рекомен-да¬ции по сохранению и укреплению здоровья крестьян путем распро-странения культуры, научных и медицинских знаний, осуществления за-конодательных мер по борьбе с вредными обычаями и предрассудками. Вопросами охраны здоровья занимались русские профессора-энциклопедисты (С.Г.Забелин, Н.М. Максимович-Амбодик, С. Ели, А.П. Протасов), в своих работах они за¬ложили основы физического воспита-ния и закаливания, питания и гигиены детей. Их идеи развивали обще-ственные деятели И.И.Бецкой, Н.И. Новиков и др. А.Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» подчер-кивает значение охраны здоровья подрастающего поколения. В XIX в. развитию проблематики здорового образа жизни способ-ство¬вали Э. Бок, С.П. Боткин, Н.К. Добролюбов, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов и др. Большое влияние на развитие психологии здоровья оказал акаде-мик В.М. Бехтерев. Выступив с докладом на тему «Личность и условия ее разви¬тия и здоровья» в сентябре 1905 г., он подчеркнул главенству-ющую роль со¬циального начала в жизнедеятельности человека. Исследователи В. Рахманов (1904), A.A. Соловьева (1910), В.И. Бы- вальневич (1912) и др. разрабатывали основные вопросы семейного воспита¬ния и его влияния на формирование потребности в здоровом об-разе жизни у детей. Появляются работы, рассматривающие зависимость процесса форми¬рования здорового образа жизни школьников от уровня развито-сти их созна¬ния, от фактора воли (А.Е. Адрианова, 1941; И.Т. Назаров, 1929 и др.). В середине XX в. во многих публикациях значительная роль в приви¬тии детям навыков здорового образа жизни отводится их воспита-нию в семье (С.А. Аптаева, Т.В. Благодаров, В.А. Холодов, И.И. Шува-лов и др.). К.Д. Ушинский подчеркивал значение деятельности в процессе ум-ст¬венного, физического и нравственного совершенствования человека. Разви¬тие комплексного подхода к воспитанию и обучению ребенка име-ло место в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, H.H. Ланге, Н.И. Пирогова и др. Важную роль для развития научной мысли сыграла система физи-ческо¬го воспитания и формирования здорового человека П.Ф. Лесгафта (1904 г.), опирающаяся на потребность детского организма изменять свои формы в оп¬ределенном направлении в зависимости от упражнений. В российском образовательном пространстве известны технологии та¬ких ученых и педагогов, как В.Ф. Базарного, Л.E. Бычковой, Г.П. и Е.В.Воронковых, Б.П. и Л.A. Никитиных, А.Ф. Пазухина и др. В 1979 г. Всемирной Организацией Здравоохранения была приня-та Декларация «Здоровье для всех к 2000 г.» с рядом характеристик: ? признание в качестве базового определения ВОЗ (1948 г.) здо-ровья не просто как отсутствия болезней, но и как состояния физическо-го, психиче¬ского и социального благополучия; ? признание в качестве объекта здравоохранения не только от-дельного человека, но и населения; ? признание опосредованного воздействия социальных факторов на здоровье человека; ? признание взаимозависимости человека и общества, которая обу¬словливает значимость социально-культурных различий людей в ка-честве ведущего фактора. По мнению C.B. Попова, определение, данное ВОЗ, изначально исклю¬чает людей, имеющих какие-либо (врождённые или приобретён-ные) физиче¬ские дефекты, даже в стадии компенсации. Г.Л. Билич, Л.B. Назарова подчеркивают важность фактора адап-тации, в связи с чем дополняют определение ВОЗ: «здоровье – это со-стояние полно¬го, физического, душевного и социального благополучия и способность при¬спосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» [12]. Столь широкое определение здоровья является не¬сколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда сов¬падает с его биологическим состо-янием. Вообще, понятие «здоровье» являет¬ся несколько условным, и объективно устанавливается по совокупности ан¬тропологических, кли-нических, физиологических и биологических показате¬лей, определяемых с учетом половозрастных факторов, а также климатиче¬ских и географи-ческих условий. Имеют место и определения, относящие здоровье к свойствам ор-ганиз¬ма или способности индивида к выполнению определенных функ-ций. В то же время часть авторов подчеркивает, что здоровье необхо-димо рассматривать, как ресурс жизни, а часть отмечает, что здоровье – это адап¬тивное свойство. В последнее время внимание исследователей обращается на то, что субъективное благополучие обеспечивается не только внутренним физи-че¬ским благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоро-вья со¬циальной среды. По мнению Б.А. Классова, социально-психологическое субъективное благополучие личности зависит от уров-ня усвоенной социаль¬ной культуры, а также от состояния индивидуаль-ного и духовно-нравствен¬ного здоровья. Такое понимание также имеет свои основания в классической психологии, в частности, в работах пси-хологов-гуманистов (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), утверждающих ин-тегральное строение психологического здоровья человека, включающе-го оптимальное сочетание вышеназванных его показателей. В частности, в работах А. Маслоу в связи с рассматриваемой проблемой принципи-альное значение имеют следующие положения, под¬черкнутые К.С. Хруцким: ? общая болезнь личности предстает как форма недоразвитости, не¬способность к самоактуализации или неспособность стать полноцен-ным че¬ловеком; что означает – благополучие и здоровье личности пред-ставляет со¬бой непрерывный процесс восхождения и осуществления личностной само¬актуализации; ? человеку постоянно нужны как ценности развития, так и ре-грессив¬ные ценности: эти два набора ценностей всегда диалектически связаны друг с другом, создавая динамическое равновесие, которое определяет открытое по¬ведение. Здоровье характеризуют не только качественно, но и количествен-но, т.к. существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адапта¬ционных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой со¬стояние противоположное болезни, оно может быть связано с ней различны¬ми переходными состояниями и не иметь четких границ. Академик В.П. Казначеев определяет здоровье индивида как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития психических, физиологиче¬ских, биологических способностей человека, его оптималь-ной трудоспособ¬ности, социальной активности при максимальной про-должительности жиз¬ни». Включенное в определение понятие оптималь-ной трудоспособности не предполагает автоматически соответствующе-го высокого уровня реализации этого вида способности человека, его экономической, в т.ч. производствен¬ной, дееспособности и, более того – активности в аспекте поискового пове¬дения в сфере общественного про-изводства. Академик Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма опреде-ляется количеством его, которое можно оценить максимальной продол-жительно¬стью жизнедеятельности органов при сохранении качественных пределов их функций. Конкретная направленность индивидуального смысла жизни всегда приобретает форму идеалов и долга, сколь бы ни было индивидуально их конкретное содержание, всегда выражающие общие аксиологические черты культуры, которую вынужден ассимили-ровать индивид. Между смыслом жизни, выраженном в идеалах и опре-деленном понимании долга, с одной стороны, и витальной структурой, с другой стороны, вклинивается в качестве опосредующего еще одно структурное звено всякого человеческого характе¬ра, которое названо концепцией индивидуальности. Концепция индивиду¬альности включает в себя определенное решение проблемы бессмертия, мо¬дель здоровья и понимание соотношения души и тела. Рассмотрим основные моменты личностной модели здоровья, предло¬женной В.Ф. Сержантовым и A.A. Корольковым. Структура данной модели здоровья представлена как: ? отношение к собственному телу; ? личностное понимание существа здоровья и целей его сохране-ния; ? знание законов функционирования организма и степень воле-вой ре¬гуляции; ? индивидуальное отношение к болезням (степень развития спо-собно¬сти к поиску, активному выходу из состояния болезни); ? выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздо-ровле¬ния. Все эти моменты взаимосвязаны и характеризуют личностную мо-дель здоровья в совокупности некоторых основных ее проявлений, прежде всего, в отношении к своему собственному телу. Бландинская О.М. выделила и проанализировала различные под-ходы к пониманию категории «здоровье» [13]: ? медицинский, определяющий здоровье как норму, а болезнь как от¬клонение от нормы, при этом здоровье как норма чаще измеряется на соци¬альном, а не на индивидуальном уровне; ? духовно-экологический, не выделяющий понятия нормы, целью явля¬ется правильная жизнь: нравственная жизнь и служение людям, ре-лигиозное спасение, достойное поведение и общественно значимые дея-ния; ? религиозный, считающий наивысшей ценностью душу челове-ка, а не тело; ? аксиологический, рассматривающий здоровье как ценность, ко-торая может диктовать цели, намерения и действия как отдельных лю-дей, так и це¬лых институтов. Известна классификация П.И. Калью [30], в которой рассмотрены 79 опре¬делений здоровья человека, сформулированные представителя-ми разных на¬учных дисциплин. Опираясь на выводы, сделанные авто-ром, можно отметить наиболее часто встречающиеся признаки – сущ-ностные элементы определе¬ния здоровья. 1. Нормальная функция организма на всех уровнях его организа-ции: организма; органов; гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное течение физиологических и биохимических про-цессов, способ¬ствующих индивидуальному выживанию и воспроизвод-ству. 2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружа-ющей средой (Гиппократ, Пифагор, В.П. Петленко, А.Г. Спенсер, и др.). 3. Способность к полноценному выполнению основных социаль-ных функций, участие в социальной деятельности и общественно полез-ном труде. 4. Способность организма приспосабливаться к постоянно меня-ющим¬ся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разно¬стороннюю жизнедеятельность и сохранение живо-го начала в организме (Н.М. Шустров и др.). 5. Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных из-мене¬ний, т.е. оптимальное функционирование организма при отсутствии призна¬ков заболевания или какого-либо нарушения. 6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благо-полу¬чие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Все многообразие сущностных признаков можно распределить в соот¬ветствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья [43]: ? медицинская модель здоровья, предполагающая наличие в определе¬нии здоровья только медицинские признаки и характеристики. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов; ? биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как от¬сутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений не¬здоровья. Особое значение отводится природно-биологической сущности че¬ловека; ? биосоциальная модель здоровья. Здоровье рассматривается в единстве биологических и социальных признаков, но приоритет отдается социальным признакам; ? ценностно-социальная модель здоровья. Здоровье, как цен-ность, яв¬ляется необходимым условием для удовлетворения материаль-ных и духов¬ных потребностей человека, полноценного участия во всех сферах жизни. Е.В. Дмитриева предлагает следующую классификацию [25]: ? функциональные определения; ? определения, данные через философские категории биологиче-ского и социального; ? определения здоровья, как нормы; ? динамические определения. Таким образом, можно отметить имеющееся многообразие в по-нима¬нии категории «здоровье», междисциплинарный характер рассмот-рения про¬блематики здоровья (медицина, философия, социология, куль-турология, пси¬хология, педагогика), отсутствие единого понятийного аппарата. Здоровье является системным понятием, включающим в себя признаки физического, психического и социального благополучия чело-века. Сущность такого явления, как отношение, его формирование, про-явле¬ние изучались в различных работах философов, педагогов, психо-логов, со¬циологов (A.A. Бодалев, Л.И. Божович, A.M. Василевская, В.В. Давыдов, Л.B. Занков, И.Д. Зверева, А.Г. Здравомыслов, Т.Н. Козинце-ва, К.И. Корегин, А.А. Люблинская, A.C. Макаренко, С.Д. Максименко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.К. Павловская, Л.П. Салеева, В.А. Су-хомлинский, А.И.Щербаков, В.А. Ядов, С.Г. Якобсон и др.). В философии отношение характеризуется как момент взаимосвязи многих видов сущего, имеющих субъективную или объективную, аб-стракт¬ную или конкретную форму. Понятие означает материальное или смысловое единство, взаимоопределяемость этих существований. В от-ношениях прояв¬ляются свойства, присущие тому или иному процессу или вещи. Изучение «отношения» восходит к Платону и Аристотелю, кото-рые считали, что «отношение есть связь между идеями, благодаря кото-рой они становятся доступным познанию», и что «нечто есть то, что оно есть, лишь в связи с другим, или находясь в каком-то ином отношении к другому». Социологи трактуют «отношение» как полиструктурное понятие и обо¬значают несколько возможных значений. В Российской социологической энциклопедии под «отноше¬нием» понимается: 1) взаимная связь различных величин, предметов, действий; 2) взаимосвязь и характер расположения элементов определенной сис¬темы или одной системы к другой; 3) эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т.е. выраже¬ние ее позиции; 4) мысленное сопоставление различных объектов и сторон данно-го объекта [53]. В отечественной «Социологической энциклопедии» под «от-ношением» понимается: 1) сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благо-прият¬ная (или неблагоприятная) оценка индивидом экономического процесса или идеи; 2) взаимодействие двух или более лиц в производственном про-цессе; 3) соотношение двух величин, предметов, действий; 4) взаимная связь разных величин, предметов, действий; 5) связь между кем-нибудь, возникающая при общении [57]. Зарубежные социологи считают, что «отношение» (attitude) – это усво¬енная постоянная тенденция особым образом воспринимать людей либо си¬туации или относиться к ним. Это понятие содержит индивиду-альные и со¬циальные аспекты. Социологи связывают социальное пове-дение с опреде¬ленными социальными структурами и ситуациями. При этом понятие структурируют посредством трех основных элемен¬тов: ? когнитивного – убеждения, идеи, мнения, знания; ? эмоционального – ценности, эмоции, чувства; ? поведенческого – предрасположенность к действию или сама дея¬тельность. Понятие «отношение» выступает базовой категорией психологиче-ской науки. Отношение – социализированная связь внутреннего и внеш-него со¬держания психики человека, его взаимодействие с окружающей действи¬тельностью и сознанием. Концепцию отношений личности в оте-чественной психологии впервые выдвинул А.Ф. Лазурский в начале XX в. А.Ф.Лазурский выделял эндопсихику (мышление, воображение, спо-собность к волево¬му усилию) и экзопсихику, содержание которой опре-делено отношением че¬ловека. Отношение понимается как основа всех характеристик личности и используется в качестве основания для клас-сификации личностей. А.Ф. Ла¬зурский придавал отношениям особое значение в достижении душевной гар¬монии личности, под которой по-нимал разносторонность, полноту и согласие психических функций че-ловека. C.Л. Рубинштейн рассматривает сознание как единство отражения и отношения к отражаемому и подчеркивает огромное значение лично-сти в становлении личности. Немного позднее концепцию отношений стал разрабатывать В.Н.Мясищев. Одно из ключевых положений разработанной В.Н. Мя-сищевым кон¬цепции формулируется так: сущностью личности является отношение к дей¬ствительности. При психологическом анализе личность, целая и неделимая по своей природе, предстает как система отношений; а отношения, в свою очередь, выступают как структурные первоэлемен-ты личности. В соответст¬вии с его пониманием, отношения представляют собой «систему временных связей человека как личности — субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» [41]. Поскольку свойства объекта, существующие для всех, вызывают у лю¬дей разные переживания и действия, то причина этих различий за-ключена в самом человеке как субъекте отношений, в накопленном им социально-исто¬рическом и индивидуальном опыте. Подчеркивается вза-имосвязь отношения непосредственно с деятельностью, с поведением че-ловека. В процессе развития человека формируются и его отношения, ко-торые с течением времени становятся более крепкими, проявляются как черты ха¬рактера личности. В.Н. Мясищев выделяет две стороны отно-шения, обуслов¬ленные филогенетическим и историческим прошлым че-ловека. Предметом отношения могут быть не только объекты и явления внешнего мира, но и раз¬личные виды деятельности человека. В.Н. Мя-сищевым выделены три компо¬нента, с помощью которых могут быть описаны и проанализированы психо¬логические отношения: эмоцио-нальный, познавательный и волевой.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 175 страниц
4375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg