Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе

kisssaaa0721 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Цель исследования – выявить формы взаимодействия семьи и школы; роль и значимость первых института ребёнка : «семья» и «школа». Объект исследования – формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе. Для решения данной проблемы необходимо обозначить основные задачи исследования: 1. Рассмотреть и проанализировать роль «семьи» и «школы» в воспитательном процессе учащегося. 2. Рассмотреть возможности формирования сотрудничества семьи и школы. 3. Рассмотреть формы организации сотрудничества семьи и школы в учебно-воспитательном процессе. 4. Разобрать программу для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе. Методы исследования: Анализ научно-педагогической и методической литературы; Изучение и анализ эффективных форм передового педагогичекого опыта; Диагностика данных. Теоретическая значимость проведённого исследования связана с раскрытием и обоснованием форм взаимодействия главных воспитательных институтов в образовании учащихся. По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Наш мир не стоит на месте. Каждый год или век происходит прогресс: экономический, технический или в образовании. Но сколько бы лет не прошло, что родители или воспитатели задаются одними и теми же вопросами: «Как правильно воспитать ребёнка? Какое образование лучше дать? Что нужно сделать для гармоничного развития?» Но в условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, а также перемен в области образования, проблемы гармоничного взаимодействия семьи и школы является наиболее острым. В данной проблеме можно выявить несколько типов отношения семей к школе: Семьи, которые всецело принимают школу, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса; Семьи, которые нейтрально, а бывает и равнодушно, относятся к школе. Они не стараются вмешиваться в воспитательный процесс и оставляют обучающегося «на произвол судьбы»; Семьи, которые конфликтуют и не доверяют педагогу, ссылаясь на « Вы не понимаете на моего ребёнка..» или не профессиональную пригодность, влезая в ход учебно-воспитательного процесса. От таких действий ребёнок страдает не только в школе, но и дома; Для достижения высоких результатов для воспитания и образования во многом определяются рациональные сотруднические отношения между семьёй и школой. Вышесказанное мнение хочется подтвердить словами философа Шопенгауэра: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое», то есть только при совместной работе семьи и школы могут решаться перед ними поставленные задачи. О важности сотрудничества писали такие выдающиеся педагоги – А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, Ш.А.Амошвили, В.А.Сухомлинский. Актуальность данной проблемы заключается в том, что для целостного взаимодействия образовательных учреждений и семей, выявляется главная задача - обеспечить сотруднические отношения между всеми участниками педагогического процесса с помощью форм взаимодействия для развития, воспитания и обучения как у обычных учащихся, так и у детей с ОВЗ.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3 1. Теоретические обоснования сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе 6 1.1. Семья как один из институтов воспитания ребёнка 6 1.2. Школа как воспитательное пространство 10 Выводы по 1 главе 14 2. Диагностика профессиональной ориентации младших подростков. 15 2.1. Формы взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе . 15 2.2. Программа воспитательской работы с родителями и учениками в образовательном процессе. 19 Выводы по главе 2……………………………………………………………….26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…37 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….34
Список литературы

1. Педагогика XXI века: традиции и инновации [Текст] : сборник научных трудов Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика XXI века: традиции и инновации», Липецк, 06 декабря 2018 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского" (ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского) ; [редакционная коллегия: Н. В. Федина (ответственный редактор) и др.]. - Липецк : ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. - 244 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-88526-991-9. 2. Педагогика [Текст] : [педагогика как практика, педагогика как искусство, педагогика как инженерия, педагогика как наука, педагогика как учебный предмет : 16+] / А. В. Хуторской. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2019. - 608 с. : ил., табл.; 24 см. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения).; ISBN 978-5-4461-0916-6. 3. Психология и педагогика : учебное пособие : в двух частях / Л. П. Зернова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический университет (национально-исследовательский университет)». - Москва : МФТИ, 2019. - 21 см. Ч. 2: Педагогика. - 2019. - 182 с. : ил.; ISBN 978-5-7417-0706-7. 4. Семья в современном мире: трансформация психотерапии : материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 28-29 сентября 2019 г. / Общество семейных консультантов и психотерапевтов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Мастерская программа «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ ; научные редакторы: Е. Ю. Чеботарева [и др.]. - Москва : Российский ун-т дружбы народов, 2019. - 224 с. : табл.; 20 см.; ISBN 978-5-209-09817-1. 5. Семья и школа за рубежом: история, теория, практика : монография / И. С. Данилова, Е. Я. Орехова. - Тула : ТППО, 2019. - 189 с.; 20 см.; ISBN 978-5-907146-30-3. 6. Педагогика: семья-школа-общество = Pedagogics: family-school-society : монография / [Астахова С. К. и др.] ; под общ. ред. О. И. Кирикова. - Воронеж : Воронежский госпедуниверситет, 2005-. - 21 см. Кн. 49 / О. Б. Александрова, А. С. Амирбеков, Н. Б. Андренов [и др.] ; под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Верники Игоревны Писаренко. - 2020. - 259 с. : ил., табл.; ISBN 978-5-00044-752-9. 7. Современная образовательная среда ребенка: семья и школа / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина ; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт РАО». - Москва : Акрополь, 2019. - 262, [1] с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-98807-084-9. 8. Современная образовательная среда: теория и практика [Текст] : сборник материалов Международной научно-практической конференции [Чебоксары, 5 февр. 2018 г.] / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды [и др. ; редакционная коллегия: Широков Олег Николаевич и др.]. - Чебоксары : Центр науч. сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. - 246 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-6040732-2-3. 9. Развитие воспитательного потенциала семьи : учебное пособие / В. В. Коробкова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. - 221 с. : ил.; ISBN 978-5-85219-009-3. 10. Совместные физкультурные занятия с участием родителей [Текст] : для занятий с детьми 5-7 лет / О. Б. Казина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2018. - 188, [3] с. : ил.; 20 см. - (Сотрудничество ДОО и семьи) (Школа 7 гномов.ру. Все для развития ваших детей).; ISBN 978-5-4315-1335-0. 11. Технологии сотрудничества педагога с родителями [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / С. И. Абрамов ; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, Педагогический факультет, Кафедра общей педагогики. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2018. - 155, [1] с.; 21 см.; ISBN 978-5-7429-1167-8. 12. Семейное воспитание : муниципальная практика [Текст] : эффективные научные, культурно-образовательные и социальные программы, проекты и технологии Нижегородской области : к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского / [составители : Л. И. Агаева и др.]. - Нижний Новгород : Глагол, 2018. - 139 с. : табл.; 21 см. - (Александр Невский: святое воинство России).; ISBN 978-5-91032-037-0. 13. Классное руководство : [учебное пособие для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах»] / [В. П. Сергеева, Е. А. Алисов, А. А. Белов и др.] ; под редакцией В. П. Сергеевой. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2019. - 317, [1] с. : ил. - (Профессиональное образование. Профессиональный модуль).; ISBN 978-5-4468-8197-0. 14. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с. 15. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с. 16. Чечет, В. В. Педагогика семьи: пособие / В. В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2015. – 176 с. 17. Общая педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : АСОУ, 2019. - 361, [1] с. : табл.; 21 см. - (Серия Историко-педагогическое знание; вып. 124).; ISBN 978-5-91543-282-5. 18. Почему педагогики бывают разными / А. А. Остапенко ; Кубанский государственный университет, Екатеринодарская духовная семинария. - Москва : НИИ школьных технологий, 2019. - 34, [1] с. : ил., табл. - (Лекции по системной и со-Образной педагогике; Вып. 17).; ISBN 978-5-91447-205-1. 19. Педагогика и искусство в современной культуре : научные и научно-методические статьи… / Санкт-Петербургское отделение Объединения педагогов фортепиано «ЭПТА» («EPTA – Russia»), Санкт-Петербургский центр развития духовной культуры при поддержке Комитета по культуре Ленинградской области. - Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2019-. - 20 см. Вып. 2: По материалам Второй всероссийской педагогической конференции «Педагогика и искусство в современной культуре», 24-25 февраля 2019 года. - 2019. - 211 с.; ISBN 978-5-8392-0766-0. 20. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие / Е. А. Сидякина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Тольяттинский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт, Кафедра «Дошкольная педагогика и психология». - Тольятти : Тольяттинский гос. ун-т, 2018. - 1 электрон. опт. диск (СD-ROM) : ил.; 12 см.; ISBN 978-5-8259-1138-0. 21. Теоретические основы педагогики в XXI веке : учебник по дисциплине «Педагогика» / В. И. Колесов, А. Н. Смолонская. - Изд. 4-е. - Санкт-Петербург : ООО НПО ПБ АС, 2021. - 386 с. : табл.; 21 см. - (Серия «Высшее образование»).; ISBN 978-5-907116-26-9. 22. Современная семья : психология отношений / Екатерина и Михаил Бурмистровы. - 4-е изд. - Москва : ДАРЪ, 2020. - 543 с.; ISBN 978-5-485-00548-1. 23. Современная семья: образование и развитие ребенка [Текст] : [учебно-практическое пособие] / под редакцией профессора В. Э. Фтенакиса. - Москва : Нац. образование, 2019. - 83, [1] с. : табл., цв. ил., портр.; 28 см. - (Соответствует ФГОС ДО) (Вдохновение. Создавать естество знания).; ISBN 978-5-4454-0789-8. 24. Формирование интереса к чтению в современной семье / Н. П. Опарина // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире : материалы VI Международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2018 года : [в 2 ч.]. Ч. 2. - Самара : Самарский гос. ин-т культуры, 2018. - С. 12-15. 25. Социально-психологические проблемы современной семьи [Текст] : сборник статей VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 27-28 сентябрч 2018 г., г. Армавир / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» [и др.] ; [редакционна коллегия: Ткаченко Ирина Валаериевна и др.]. - Ставрополь : Логос, 2018. - 221 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-907078-26-0. 26. Современная социология семьи: проблемы и их решения : коллективная монография / [отв. ред. А. Ю. Нагорнова]. - Ульяновск : Зебра, 2020. - 102 с. : ил., табл.; ISBN 978-5-6044460-4-1. 27. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1 / под ред. Е.Н. Степанова. М., 20
Отрывок из работы

1. Теоретические обоснования сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе 1.1. Семья как начальная ступень воспитания Среди множества современных социальных институтов семья в воспитательном процессе занимает одно из первых мест. Семья - это одна из основных ветвей воспитания подрастающего поколения. Она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребёнка. И сколько бы не было споров между психологами и педагогами по поводу формированию самостоятельности обучающегося, никто из них не отрицает оказывающего влияния родителей на этот процесс. В сущности любой семьи, её социальной функции заложена обобщённость интересов супругов – создание и формирование личности ребёнка. Развитие личности ребёнка – это процесс комплексного развития и психики в результате социализации, воспитания, саморазвития, т.е. внутреннее прогрессивное изменение всего физического и духовного. [13,с. 106]. Но из-за резких смен в социальной жизни граждан воспитание ребёнка может быть затруднено влиянием пагубных факторов: распад семей, потеря нравственных идеалов, распространением наркотических и табачных веществ. Именно родители являются главным примером для подражания. Ребёнок перенимается на себя от родителей их повадки, мировоззрение, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако не вся информация о окружающем его мире и себе для ребёнка является точной. В ситуациях неправильного взаимодействия ребёнка и его родителей возникает « негативный образ себя», что искажает и самоcприятие. Было выделено три основных фактора влияния родительской семьи на формирование личности ребёнка: 1. Личный опыт ребёнка, полученный при взаимодействии с родителями; 2. Социально-экономический статус семьи; 3. Личность ребёнка Высоким эффектом в семейном воспитании даёт правильное использование принципа требовательности, которые в себе сочетают уважение и гуманность. «Требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуждением детей к тем или иным формам поведения». Самое важное установить разумный порядок жизни и поведение ребёнка. Например, обобщением их распорядком дня (во сколько вставать, режим работы , отношение к взрослым и т.д.) и путём побуждения (просьб, напоминаний и т.д.) формируются соответствующие привычки поведения. Также это положительно отражается на добросовестном выполнении своих школьных обязанностей. Но ребёнок не может получить полное образование только дома. Его нужно отдать в учебное учреждение. А это значит, что родители не смогут полностью контролировать обыденность ребёнка и возникают определённые страхи. Психологи отличают следующие типичные страхи родителей: - страх перед тем, что ребёнок не сможет получить хорошего образования, а значит, не сможет занять достойное место в обществе; -страх того, что учитель невзлюбит или не сможет принять ребёнка со всеми его проблемами; -страх, что ребёнка будут обижать и унижать в школе; -страх перед грубостью школы в отношении индивидуальных особенностей детей. Для этого нужно научиться взаимодействовать с школой, для благоприятного образовательного процесса. Предоставление детям поддержки в области образования со стороны их родителей по таким вопросам, как домашнее задание, поможет детям создать повседневную рутину обучения. Этот подход как таковой должен стимулироваться самими родителями, хвалящими, хвалящими и вознаграждающими детей за то, как они выполняют эту задачу. Таким образом, они предлагают свою родительскую поддержку в качестве одной из ключевых стратегий, ведущих к успешному обучению своих детей в школе. Образовательный уровень детей в семье в большей степени зависит от уровня образования родителей, поэтому этот фактор сильно влияет на семейные отношения и успешное развитие детей [14]. Из всего сказанного до сих пор можно сделать вывод, что воспитание в условиях семейной жизни имеет двоякий смысл: во-первых, оно должно рассматриваться с точки зрения его вклада в общее воспитание и образование ребенка, что имеет решающее значение для правильного формирования его личности и, в дальнейшем, его подготовки к самостоятельной жизни. С другой стороны, основное внимание должно быть уделено семье в целом и роли детей, которая должна основываться на их подходе и вкладе в решение семейных проблем. 1.2. Педагогические основы сотрудничества школы и семьи в процессе воспитания. Множество родители считают школу вторым важным «наставником» в воспитательном процессе ребёнка. Семья, как уже было сказано, занимает основное место в воспитании ребёнка. В складывающихся сложных современных условиях семье необходима квалифицированная помощь со стороны школы. В данном случае субъектом квалифицированной помощи выступает – классный руководитель школы. Для взаимодействия семьи и школы учитель использует определённые тактики; являясь специалистом, в области психологии и педагогики, он помогает родителям найти решения противоречивого воспитания в семье. Поэтому главную цель, которые преследуют учебные учреждения – сделать родителей главными и активными участниками педагогического процесса. Педагогам необходимо установить сотруднические отношения с семьёй каждого воспитанника, общих интересов, а также мирное сосуществование. Но не все родители имеют специальные знания в области воспитания и имеют трудности в установления контакта со своим ребёнком. Следовательно, педагогу и родителям нужно выявить эффективные решения и методы данной проблемы. Неопровержимо, что весомую роль в обучении, воспитании и образовании ребёнка принадлежит школу. Для всех современных школ важной целью считается подготовка детей к внешнему миру, полном информации, который должен научиться её самостоятельно добывать, ею пользоваться и понимать. И конечно же семья должна быть главным помощником в реализации данной задачи. Для этого классному руководителю необходимо провести с родителями разъяснительные работы, чтобы они имели базу требований, которые предъявляются к школе, и достоверно могли преподнести информацию своим детям. Родители должны «идти в одну ногу со временем», самосовершенствоваться. В тоже время классному руководителю необходимо руководствоваться определёнными правилами взаимодействия и установить контакт с семьями учеников: 1. В основе работы с семьёй должны присутствовать и мероприятия, так и действия, которые помогают укрепить авторитет родителей в глазах детей. Также в работе с родителями классный руководитель должен осуществлять общение на спокойных тонах; 2. Доверие к воспитательным возможностям родителей; 3. Педагогический такт. 4. Оптимистичный настрой в решении проблем воспитания. Каждый педагог должен быть готов к трудностям. Конечно, всегда легче работать с родителями детей, которые охотно идут на контакт с учителем. Но тяжелее приходится с неблагополучными семьями. Тут уже выступают другие методы и решения. Не всегда решения проблем неблагополучных семей приходит к успеху. Для лучшего эффекта педагог должен поменять обстоятельства жизни ребёнка в школе. Внимание и забота позволяют ребёнку почувствовать радость и раскрепощённость, помогают пережить печали. Таким образом, организуя воспитательное взаимодействие с семьёй, каждый педагогический коллектив осуществляет три задачи: - воспроизводит в общеобразовательном учреждения комфортные условия для развития личности каждого ребёнка; - достигают нравственно-педагогического и духовного единства с семьёй; - формирует сотруднические отношения, взаимного уважения и доверия. Главным критерием эффективности работы педагогов с родителями в начальной школе служит «сформированность положительного отношения к школе, взаимодействие ребёнка и родителей». Также нужно учитывать, в работе с родителями, несколько запретов, нарушение которых можно рассматривать как нарушение педагогической этики: 1. Установление личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к деформации педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель преследует родителей, а не является ведомым. Такие отношения должны быть строго деловыми; 2. Запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений; 3. На оценку личности ребёнка, его семьи. Привлечение родителей к общественной работе в школе увеличивает их опыт воспитательной деятельности, меняет взгляды и отношение к школе. Совместные дела со своими детьми способствуют понимаю того, что воспитание детей – это своего рода мастерства, требующего терпения, а также настойчивого желания познасть. Через совместные дела со своими детьми родители могу понять и узнать, как учиться и живет их ребёнок в коллективе, а иногда и открыть для себя совершенное новое, что раньше не замечали в ребёнке или себе. Только с помощью совместных мероприятий: тематических классных часов, походов, спектаклей – родители смогут стать соратниками, так как перестанут быть лишь «наблюдателями». Именно в этом моменте можно говорить о целостном подходе воспитания ребёнка. Выводы по 1 главе В результате анализа, проведенного в первой главе исследования, мы выяснили, что современное семейное воспитание независимый фактор формирования личности ребёнка в образовательном процессе. Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется взаимодействием таким институтом, как школа. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно- воспитательного процесса. Основой взаимодействия школы и семьи определяет их общая цель: обеспечение формирование партнёрских взаимоотношений между всеми участниками процесса, создающие благоприятные условия для воспитания, обучения и становление личности. В взаимодействии семьи и школы есть основные направления : - изучение условий семейного воспитания; - информировании родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; - психолого-педагогические просвещения родителей; - совместная деятельность родителей и учащихся; - взаимодействие с родительским комитетом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg