Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Анализ мер государственной поддержки реального сектора экономики

kisssaaa0721 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Объект данного исследования – система государственной поддержки экономики в РФ Предмет исследования – прикладные и методические аспекты организации и осуществления деятельности по поддержке реального сектора экономики в России. Целью данной работы является изучение методологических аспектов и практической реализации мер государственной поддержки экономики в современных условиях. Для осуществления же поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: 1. Анализ утвержденных законодательством РФ мер государственной поддержки предприятий; 2. Изучить и проанализировать результаты проведения мер государственной поддержки реального сектора экономики за последние годы; 3. Выявить проблемные области в реализации мер государственной поддержки экономики и возможные пути их решения; 4. Определить особенности мероприятий по восстановлению экономики после пандемии 2020 года. Методологической основой для анализа послужили научные труды отечественных ученых, а также различные законодательные акты, действующие на территории Российской Федерации, которые впоследствии были обработаны и обобщены. При исследовании особенностей осуществления деятельности государстве по поддержке реального сектора экономики применялись общенаучные, специальные, эмпирические и статистические методы исследования экономики. Исследователи раскрывают отдельные составляющие содержания, виды финансового контроля, механизм его функционирования. Структура данной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Введение

Актуальность темы. Состояние реального сектора определяется многими факторами, среди которых одно из ведущих мест занимает макроэкономическое положение. Одним из достоинств рыночной системы является ее способность эффективно распределять ресурсы, но в некоторых ситуациях (внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции), когда рынки действуют неэффективно, возникают проблемы, для решения которых необходимо вмешательство государства, большая роль в котором отведена системе государственной поддержки. Степень изученности темы достаточно высока, однако из-за быстро меняющихся условий, требуются существенные корректировки концептуальной основы исследований в данной области. Исследование проблем, связанных с местом, ролью, функциями государства в экономике, началось вместе с зарождением экономической мысли. Исходные же предпосылки разработки основ государственной поддержки предприятий и механизмов её организации заложены в работах меркантилистов, обосновывающих необходимость проведения протекционистской политики в отношении отечественных товаропроизводителей (Т. Мен, А. Монкретьен, С. Фортрей и др.) В произведениях английских классиков политической экономии А.Смита и Д. Рикардо создана концепция, провозглашающая невмешательство государства в экономическую сферу, и сводящая его роль к функции «ночного сторожа». Что в дальнейшем была продолжена в трудах представителей неоклассического направления (А. Пигу, В. Ойкен и т.д.) Далее же в работах Дж. М. Кейнса представлена другая точка зрения, в которой приведено обоснование необходимости осуществления мер государственной поддержки предприятий в целях предотвращения спада производства в условиях кризиса. Новый аспект изучения механизма государственной поддержки предприятий появляется с выделением институциональной теории. В частности представители социологического направления институционализма (Ф. Перу), уделяя основное внимание принципу избирательности политики государства в отношении хозяйствующих субъектов, предлагают концепцию «привилегированных точек применения силы», иначе говоря, селективные меры стимулирования. В отечественной экономической науке различным аспектам данной проблемы посвящены работы Л. Абалкина, С. Глазьева, В. Кушлина, А. Лившица, О. Мамедова, Р. Радаева, А. Петрова, Якобсона Л., Шамхалова М. Львова Д. и др. В трудах этих ученых заложены теоретические и методологические предпосылки изучения основ господдержки предприятий на различных уровнях взаимодействия государства и бизнеса.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..………………………………….. ..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ………………………… ..6 1.1 Понятие реального сектора экономики ………………………………………...6 1.2. Классификация мер поддержки экономики со стороны государства ……….. …………………………………………………………………………………………7 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РФ ………………………………………………………………………………….14 2.1. Положение реального сектора экономики в РФ и основные результаты реализуемых мер государственной поддержки………………………….………..14 2.2. Основные проблемы проводимой политики в области господдержки предприятий российской экономики ……………………………………..….……27 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ РФ …………………………………………………….……… ……………………...33 3.1. Меры совершенствования государственной помощи реальному сектору экономики…………………………………………………………………………...33 3.2. Особенности реализации мер государственной поддержки экономики в условиях пандемии в 2020 году………………………………………………….....36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….………………………………………..43 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..46
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ 1.1. Понятие реального сектора экономики Экономика, в целом, представляет собой определенную совокупность отношений, складывающихся в процессе стадий воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. Со временем хозяйственная деятельность все более усложнялись, и вследствие этого возникала необходимость образования новых форм экономических отношений. В настоящий момент существует несколько классификаций экономики по различным секторам. В данном случае нас интересует разделение экономики на реальный и финансовый сектора. Реальный сектор представляет собой совокупность отраслей экономики, которые занимаются производством товаров и услуг (материальных и нематериальных), исключения из которых составляют биржевые операции и финансово-кредитные, которые относятся ко второму - финансовому сектору. Однако многие исследователи ограничивают сферу определения реального сектора материальным производством, куда, к примеру, входят такие все виды промышленности, сельское и лесное хозяйство, отделяя от понятия нематериального сектора, который представляется самостоятельной категорией, включающей деятельность по предоставлению услуг, а также торговлю и науку, например, услуги ЖКХ, связи, транспорта. Первые шаги в исследовании реального сектора экономики предприняли сторонники классической школы, которые изучали проблемы установления равновесного положения на товарных рынках. Далее исследования реального сектора экономики продолжил К. Маркс в своих идеях, утверждая, что именно он является основой экономики, а сектор финансов лишь его надстройкой, которая позволяет распределять денежных ресурсы более эффективно. Однако современном этапе она переживает значительные структурные сдвиги, которые выражаются в уменьшении доли материального производства при одновременном оттоке человеческих и иных ресурсов из реального сектора и увеличении темпа роста финансовых и нефинансовых услуг развитых национальных хозяйствах Реальный сектор любой страны характеризуется особенностями, которые зависят от текущего уровня экономического развития (развитая и развивающаяся) и структуры экономики с отраслевыми лидерами. Влияние на формирование и последующее развитие пропорций реального сектора оказывает тип хозяйственной системы. Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем занято населения и производится примерно такая же часть ВВП. А реализация мер государственной поддержки является необходимым условием его функционирования. 1.2. Формы осуществления поддержки экономики со стороны государства Государственная поддержка объединяет разные меры — экономические, правовые, организационные. Классификацию форм государственной поддержки проводят по разным основаниям. Известно деление форм государственной поддержки на прямые (финансовые) и косвенные (нефинансовые). Кроме того, существует и иная классификация мер господдержки по функциональному признаку: — организационно-инфраструктурная (упрощенная система регистрации, предоставление маркетинговой информации на льготных условиях, проведение консалтинга, аудита); — налогово-управленческая (налоговые формы господдержки); — имущественная (внедрение новых технологий, проведение лизинговых операций, применение гарантий с использованием госимущества); — финансово-кредитная (льготное кредитование и предоставление гарантий под кредиты банков). Прямые методы поддержки включат в себя мероприятия по непосредственному представлению финансовой помощи субъектам хозяйственной деятельности. В соответствии с Федеральным законом 24.07.07 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» среди форм государственной поддержки выделяют следующие: субсидии, бюджетные инвестиции, а также государственные и муниципальные гарантии по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и государственный заказ. Понятие «субсидия» содержится в Бюджетном Кодексе РФ, согласно ст. 78 это денежные средства, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам для возмещения затрат или с целью возмещения недополученных доходов, связанных с их хозяйственной деятельностью. Субсидии могут выделяться как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ, а также из местных бюджетов и соответствующих государственных внебюджетных фондов. Выделение субсидий предполагает под собой долевое участие государства в финансировании мероприятий, при этом на финансируемый объект право собственности не изменяется. Предоставление субсидий должно быть предусмотрено соответствующими федеральными и региональными целевыми программами. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, которые направляются на создание или увеличение стоимости государственного имущества за счет средств бюджета. Они предоставляются юридическим лицам, которые не являются государственными предприятиями, при заключении двустороннего договора об участии государства в собственности субъекта инвестиций, т.е. государство, в лице Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, становится собственником эквивалентной части уставного капитала юридического лица. Государственные гарантии можно определить, как обязательства со стороны государства покрыть риски по сделке в определенном объеме. Гарант дает письменное обязательство отвечать частично или полностью за исполнение обязательств перед третьими лицами лицом, которому выдана гарантия. Обычно гарантии выдается на конкурсной основе. Предоставление гарантий по кредитам также может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, вследствие чего происходит удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства. Государственные закупки представляют собой размещение заказов на поставку продукции или оказание услуг для нужд государственных или муниципальных органов по ФЗ №44 и иных организаций по ФЗ №223 по заранее указанным в договоре условиям и в строго оговоренные сроки. В рамках рассмотрения прямых форм поддержки реального сектора необходимо выделить и государственно-частное партнерство (ГЧП), являющиеся юридически оформленным на определенный срок и основанным на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемым на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления. ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения. ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности. Выделяются следующие формы реализации ГЧП: Рис. 1. Формы ГЧП Источник: Зубаха П.А. Основные формы государственно-частного партнерства и их применение в инфраструктурных проектах // КиберЛенинка. Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-i-ih-primenenie-v-infrastrukturnyh-proektah (дата обращения: 08.12.2020). Однако несмотря на многообразие форм прямых методов, косвенные механизмы поддержки наиболее эффективны в частном секторе, поскольку выбор направлений исследований и разработок осуществляется непосредственно бизнесом, что усиливает его мотивацию к проведению соответствующих работ и внедрению результатов исследований в практическую деятельность. Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения. Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта). Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен. К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Но в рамках государственной поддержки это преимущественно проявляется через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот. Также в некоторых исследованиях выделяется и опосредованная форма стимулирования реального сектора, которая заключается в реализации государственных программ, мероприятий, которые не связаны непосредственно с реальным сектором, однако в средне- и долгосрочно перспективе могут оказать влияние и на него. Таким образом, в настоящее время доступен довольно широкий перечень доступных для реализации мер государственной поддержки экономики в части реального сектора. При этом сама система поддержки должна сочетать в себе, различные формы ее обеспечения – прямую, косвенную и опосредованную. Гармоничное сочетание этих форм поддержки придает механизму дополнительную устойчивость и эффективность. При определенных условиях их взаимодействие может вызвать и синергетический (кооперативный) эффект. ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РФ 2.1. Положение реального сектора экономики в РФ и основные результаты реализуемых мер государственной поддержки Реальный сектор экономики представлен широким набором отраслей. Спецификой реального сектора экономики России является ее приоритет в области отраслей, связанных с добычей сырья и топлива, а также производством энергии и материалов. С одной стороны, это следствие использования в народном хозяйстве природных ресурсов, и в первую очередь минеральных. Такая ситуация дает возможность России оставаться конкурентоспособной страной и использовать это конкурентное преимущество. С другой стороны, это результат деиндустриализации России: известно, что последние годы наблюдался спад производства в сырьевых отраслях, однако этот спад был незначительным на фоне огромного падения производства в остальных отраслях народного хозяйства. Таким образом, в настоящее время реальный сектор экономики России можно разделить на две части: • отрасли, ориентированные на внешний рынок — экспортно- ориентированные (ТЭК и металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса и ОПК) и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт). Эта часть реального сектора невелика по числу занятых (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране, обеспечивая за этот счет основную часть доходов госбюджета и очень заметную часть платежеспособного спроса на внутреннем рынке; • отрасли, ориентированные на внутренний рынок (все остальные). Эта часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности (кроме торговли и строительства, активно удовлетворяющих внутренний спрос работников первого сектора), доходы ее работников поэтому невелики, что определяет в целом невысокий внутренний платежеспособный спрос основной массы населения и предприятий в России. То есть российская экономика является зависимой от первичного производства, то есть добычи, экспорта нефти и газа, а также электроэнергии. В развитых странах взят ориентир на переход к наукоемким отраслям, что делает экономику более устойчивой и не зависящей от хозяйственных кризисов мировой системы. Продукцию реального сектора отличает низкая конкурентоспособность. Множество отраслей работает на внутренний рынок и не может экспортировать свою продукцию, так как она уступает по качеству и цене тем продуктам, которые представлены на международном рынке. Все это влияет на снижение инвестиционной привлекательности реального сектора России, поэтому в настоящее время проблема развития механизмов стимулирования, которые позволят выйти экономики РФ на новый уровень является актуальной.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 31 страница
700 руб.
Курсовая работа, Экономика, 31 страница
600 руб.
Курсовая работа, Экономика, 50 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg