Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

kisssaaa0721 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Объект исследования - патриотическое воспитание дошкольников. Предмет исследования – ознакомление старших дошкольников с родным городом, воспитание любви, бережного отношения к родному городу как составляющая часть патриотического воспитания. Цель работы - определить педагогические условия ознакомления старших дошкольников с родным городом. Задачи работы: - рассмотреть особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; - охарактеризовать процесс ознакомления старших дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания; - выявить уровень сформированности представлений о родном городе у старших дошкольников; - опытным путем проверить эффективность подобранной методики по ознакомлению дошкольников с городом. Гипотеза исследования: ознакомление старших дошкольников с родным городом будет проходить эффективно если: - будут организованы тематические беседы, непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом. - обучение будет организовано в игровой форме; - полученные представления о родном городе будут закрепляться в практической деятельности дошкольников. Теоретической основой исследования послужили труды таких отечественных авторов как Е.Ю. Александрова, Н.Г. Зеленова, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, К.Д. Ушинский, Н.Ю. Ясева и других. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опросные методы, изучение опыта педагогической деятельности, методы оценивания и измерения, анализ и обобщение результатов исследования. Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Введение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений). Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ 6 1.1 Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6 1.2 Ознакомление старших дошкольников с родным городом 14 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ 22 2.1 Диагностика уровня знаний дошкольников о городе Магадане 22 2.2 Разработка комплекса воспитательно-образовательных мероприятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Список литературы

I. Учебная литература 1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2017. – 212 с. 2. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. Как научить детей любить Родину. – М.: Аркти, 2015. – 160 с. 3. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране: методическое пособие для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с. 4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду: пособие для педагогов / под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: Сфера, 2020. – 160 с. 5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа). – М.: Академия, 2018. – 104 с. 6. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 07. – Екатеринбург, 2012. – 23 с. 7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 234 с. 8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2017. – 416 с. 9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – М.: Сфера, 2017. – 208 с. 10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: Сфера, 2020. – 89 с. 11. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: Проспект, 2017. – 144 с. 12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Учпедгиз, 1950. - 668 с. ? II. Периодические издания 13. Бородина Е.Н. Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 12. – С. 130-133. 14. Бывшева М.В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 57-63. 16. Дергач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 2. – С. 21-26. 17. Дмитриева В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2013. - № 3. – С. 2-5. 18. Коротаева Е., Белоусова С. К основам патриотического воспитания детей в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3. – С. 80–86. 19. Кравец Т., Перышкина Т. Растите детей патриотами // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 124–127. 20. Царегородцева Е.А. Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников // Западно-Сибирский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 207-2012. 21. Ясева Н.Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 61-69.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ 1.1 Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека. Когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает: переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства внешние чувства чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Н.Г. Комратова дает понятие воспитания, как процесса целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности . В.Г. Дмитриева говорит: «Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью» . Е.А. Казаева считает, что воспитание патриотизма рассматривается как педагогический процесс целенаправленного и систематического развития у подростков патриотических чувств, представлений, убеждений, взглядов, патриотической позиции . По мнению Н.Г. Комратовой воспитание - это процесс воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним . Е.Ю. Александрова рассматривает патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы . О важности и необходимости приобщения ребенка к культуре своего народа написано много книг, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за страну, в которой живешь. Для этого детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Делая акцент на знание истории народа, его культуры ребенок в дальнейшем будет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Для каждого возраста проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм у ребенка старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Н.Г. Зеленова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства и от того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В период старшего дошкольного возраста начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом и со своей страной. Корни этого влияния отражаются в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет . В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Ю.Е. Антонов считает, что отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни . Большое значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. О.Л. Князева говорит: «Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим» . Цель патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Задачами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: – формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц); – воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе; – включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками. Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: – «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); – непрерывность и преемственность педагогического процесса; – дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; – рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; – деятельностный подход; – развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Необходимо отметить, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и доя создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, гжель, дымка). Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольники имеют наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать наглядные предметы и материалы. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: 1. Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны. 2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций. 3. Счастье семьи - счастье и благополучие народа. В семье ребенок осваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе. Но чаще всего большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи. На первом месте: питание, здоровье детей, жилье, на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это как правило обусловило снижение воспитательного потенциала семьи. Тем не менее, семья призвана выполнять следующие функции: - привитие любви к своему родному краю; - формирование знаний о своих генетических корнях; - обеспечение здорового образа жизни; - привитие чувства гордости за героев своего Отечества; - формирование трудолюбия; - воспитание чувства интернационализма. Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно. Большое влияние на детей оказывает личность педагога. К.Д. Ушинский писал, что личность воспитателя служит основой в воспитании, т.к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания . Таким образом, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. 1.2 Ознакомление старших дошкольников с родным городом Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg