Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Связь представления родителей о детском развитии и отношения к ребенку с его личностными особенностями

kisssaaa0721 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.08.2021
Проблема, на разрешение которой направлена ВКР, определяется дефицитом, по сравнению с исследованиями позитивных и негативных типов родительского воспитания, работ, направленных на выявление представлений родителей о развитии ребенка, связи имплицитных тео-рий развития интеллекта, которых придерживаются родители, с типами воспитания и с личностными особенностями детей. Актуальность исследования связана с необходимостью расшире-ния представлений о типах родительского отношения к ребенку за счет изучения их имплицитных теорий интеллектуального развития ребенка (как амплификации или акселерации)и возможных последствий для него. Цель исследования: изучение взаимосвязи отношения родителей к развитию ребенка (как амплификации или акселерации) с системой дет-ско-родительских отношений в целом, и их связи с личностными особен-ностями ребенка. Задачи исследования: 1. Выявить взаимосвязи и структуру представлений родителей о развитии ребенка (как амплификации или акселерации) и типов отноше-ния к ребенку. 2. Выявить взаимосвязи и структуру представлений родителей о развитии ребенка (как амплификации или акселерации) и типов отноше-ния к ребенку с отношениями детей в семье. 3. Выявить взаимосвязи и структуру представлений родителей о развитии ребенка (как амплификации или акселерации) с типами отно-шения к ребенку и его личностными особенностями. 4. Выявить группы родителей, различающиеся представлениями о развитии детей (как амплификации или акселерации). 5. Установить различия типов отношения родителей к ребенку в группах, а также различия личностных особенностей детей соответству-ющих групп родителей. Предмет исследования: связь представления родителей о детском развитии и отношения к ребенку с его личностными особенностями. Объект исследования: воспитание ребенка в семье. Гипотезы: 1. Представления родителей о детском развитии как его акселера-ции предполагают: ? неблагоприятный характер отношений родителей к ребенку (неблагоприятные типы воспитания). ? неблагоприятные личностные проявления ребенка. 2. Представления родителей о детском развитии как его амплифи-кации предполагают: ? позитивный характер отношений родителей к ребенку (тип воспитания). ? позитивные личностные проявления ребенка. Методы исследования и анализа данных: В исследовании были использованы следующие методы: 1. Эмпирические: опросник родительской позиции Е.Л. Пороцкой, В.Ф. Спиридонова; опросник родительского отношения (ОРО) по А.Я.Варга, и В.В. Столину; проективная методика исследования лично-сти Рене Жиля. 2. Методы статистической обработки данных: корреляционный анализ, факторный анализ по методу главных компонент без вращения и с последующим Varimax-вращением, кластерный анализ центров K-Mean Cluster, анализ с помощью Т-критерия. Вычисления проводились на персональном компьютере с помощью программного пакета Statistica 6,0 for Windows. Теоретическая значимость исследования заключается в соотне-сении представления родителей о развитии ребенка как его амплифика-ции (акселерации) с типами их отношения к ребенку. Подобные исследо-вания нам не встречались. Соответственно не изучена связь соответ-ствующих представлений родителей с его личностными особенностями. Практическая значимость исследования: оно представляет ин-терес для работы с родителями, направленной на коррекцию их импли-цитных теорий детского развития.Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Ручеек»; МБОУ СОШ № 19 г. Мичурин-ска Тамбовской области.
Введение

Детско-родительские отношения и их влияние на психическое раз-витие ребенка составляло предмет исследования классиков психологии. Психоаналитики (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни) связывали проблемы взрослых людей с детско-родительскими отношениями. Бихе-виорист Б.Скиннер говорил о том, что развитие психики ребенка, преж-де всего, связано с социальным окружением и условиями жизни. К. Род-жерс, изучавший развитие личности в рамках гуманистической теории, отмечал, что родители должны лишь только развить потенциал ребенка поскольку сам ребенок уже является сложившейся личностью с своими собственными потребностями и переживаниями. В психологии проблема типов воспитания в семье имеет давнюю историю. Еще А. Адлер выделял ситуации детства: болезнь, несовер-шенство органов, избалованность, отвержение, имеющие неблагоприят-ные последствия для развития ребенка [40]. Они развиваются и допол-няются в современных типологиях стилей отношения родителей к ребен-ку: отвергающий, гиперсоциализирующий и эгоцентрический [29], по-творствующая и доминирующая гиперпротекция, повышенная мораль-ная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, гипопротекция [51]. Им противопоставляются у Адлера воспитание, способствующее развитию у ребенка чувства общности, позитивные стили воспитания, в частности демократический, выделенный Болдуином [5], «кооперация» у В.В. Столина [43]. Рассмотрение различных типов отношения к ребенку сопровождается анализом их влияния на ребенка. В исследованиях последних лет прослеживаются изменения, про-изошедшие в современной семье, в позиции родителей по отношению к своим детям [1; 2; 11; 14; 22; 34]. Родители всегда были заинтересованы в том, чтобы их ребенок был умным и успешным. Сегодня этот интерес усиливает понимание то-го, что на каждом этапе своей жизни он будет проходить испытания, те-стирование при поступлении в школу, обязательный государственный экзамен в 9 классе (ОГЭ), единый государственный экзамен(ЕГЭ) – в выпускном. Это побуждает родителей специально заниматься развитием своих детей, которое они понимают по-разному. Функционированию в житейских представлениях знаний о возможности развития личности или интеллекта (своего и других людей) посвящены работы исследова-тельницы из Стэнфордского университета К. Двек [24]. Такие стихийно сложившиеся представления, которые относятся субъектом и к другим людям, и к себе самому, определяют внутреннюю (специфическую) мо-тивацию обучения других и учения, называются имплицитными теория-ми (ИТ). В гораздо меньшей мере изучены представления родителей о том, как происходит развитие ребенка. В нашем исследовании используется диагностический инструментарий Е.Л. Пороцкой и В.Л. Спиридонова, в основу которого положена идея «амплификации», которую ввел А.В. Запорожец, отстаивая идею самоценности дошкольного возраста. Он понимал амплификацию как обогащение и подпитывание развития пси-хики ребенка при помощи социально организованной системы обучения и воспитания и противопоставлял свой подход, представленному во взглядах психологов представлению об акселерации детского развития, его максимальном ускорении. Подобное представление, однако, присут-ствует в имплицитных теориях развития не только родителей, но и неко-торых педагогов до сих пор. Понимая развитие ребенка как акселера-цию, они форсируют обучение ребенка без учета его возрастных осо-бенностей и потребностей.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка ……………………………………………. 9 1.1 Семья как система. Современная семья. Детско-родительские отношения ……………………………………………... 9 1.2 Типы родительских позиций по отношению к разви-тию ребенка, имплицитные теории развития ……………………... 18 1.3 Типы родительского отношения и их влияние на ре-бенка дошкольного возраста …………………………………………... 22 1.4 Постановка проблемы, цель, задачи, предмет и объект исследования ……………………………………………………... 30 Глава 2 Организация и методы эмпирического исследова-ния .. 33 2.1 Характеристика выборки, организация исследования …. 33 2.2 Диагностический инструментарий исследования ………. 34 2.3 Методы статистической обработки данных ……………… 40 Глава 3 Анализ результатов исследования ……………………… 42 3.1 Взаимосвязи и структура представлений родителей о развитии ребенка (как амплификации или акселерации) и типов отношения к ребенку …………………………………….. 42 3.2 Взаимосвязи и структура представлений родителей о развитии ребенка (как амплификации или акселерации) и типов отношения к ребенку с отношениями детей в се-мье … 47 3.3 Взаимосвязи и структура представлений родителей о развитии ребенка (как амплификации или акселерации) с типами отношения к ребенку и его личностными особен-ностями ………………………………………………………………. 54 3.4 Группы родителей, различающиеся представлениями о развитии детей (как амплификации или акселерации). Различия типов отношения родителей к ребенку в груп-пах, а также различия личностных особенностей детей соответствующих групп родителей …………………………………….. 64 Заключение ………………………………………………………….. 71 Список использованных источников …………………………… 74 Приложение ………………………………………………………….. 80
Список литературы

1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В.Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с. 2. Аптикиева, Л.Р. Семья как фактор личностного развития ре-бенка / Л.Р. Аптикиева, А.Х. Аптикиев, М.С. Бурсакова // Вестник Орен-бургского государственного университета. – 2014. – №7. – С. 185-188. 3. Арановская-Дубовис, Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника / Д.М. Арановская-Дубовис, Е.В. Заика // Вопро-сы психологии. – 1995. – № 5. – С. 88-90. 4. Батенова, Ю.В. Особенности развития мышления дошкольника в условиях игровой компьютерной деятельности / Ю.В. Батенова // Пси-хология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – №4. – С. 60-61. 5. Беляева, Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на форми-рование личности ребёнка / Н.И. Беляева // INSITU. – 2016. – №4. – С. 96. 6. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования: монография / А.А. Бо-далев, В. В. Столин. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с. 7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 8. Будинайте, Г.Л. Особенности восприятия ребенком 6-8 лет структуры семьи в ситуации развода / Г.Л. Будинайте, Л.Б. Коган-Лернер // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – №2. – С. 92-94. 9. Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу дет-скородительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. – №5. – С. 244-246. 10. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Голо-вин. – Минск: Харвест, 2008. – 589 с. 11. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье / С.В. Велиева // Вестник психиатрии и психоло-гии Чувашии. – 2014. – №10. – С. 38-40. 12. Вишневский, А.Г. Вызовы демографического развития совре-менной России / А.Г. Вишневский // Судьба семьи – судьба Отечества. Материалы Международного конгресса «Российская семья», посвящен-ного 10-летию Международного года семьи в России. Москва, 26-27 февраля 2004 г. – М.: Издательство Российского государственного соци-ального университета, 2005. – С. 111-119. 13. Гаврилова, Е.В. Психосоциальное благополучие российских детей / Е.В. Гаврилова, М.В. Сафронова, Е.В. Хлызова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №3. – С. 202. 14. Денисенкова, Н.С. Сопряженность детско-родительских отно-шений и развития познавательных способностей дошкольников / Н.С. Денисенкова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №4. – С. 4-5. 15. Зайкова, С.А. К вопросу типологии современной семьи / С.А. Зайкова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №6. – С. 701. 16. Запорожец, А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников / А.В. За-порожец // Дошкольное воспитание. – 2002. –№4. – С. 102-104. 17. Захарова, Е.И. Развитие личности в ходе освоения родитель-ской позиции / Е.И. Захарова // Культурно-историческая психология. – 2008. – №2. – С.24-29. 18. Земска, М. Семья и личность: Пер. с польск. / М. Земска. – М.: Прогресс, 2009. – 133 с. 19. Калина, О.Г. Невербальные способы выражения внутренней психической реальности у дошкольников в контексте сепарации / О.Г. Калина, Е.Е. Проничева // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – №1. – С. 43-44. 20. Калинина, Р.Р. Родительские позиции и их роль в формирова-нии личности ребенка / Р.Р. Калинина; под общ. ред. В.К. Шабельнико-ва, канд. психол. наук А.Г. Лидерса // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной рос-сийской семьи» (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть. – М.: Флинта, 2005. – 360 с. 21. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320с. 22. Коваль, Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности / Н.А. Коваль, Е.А. Калинина; Тамб. гос. ун-т. им. Г.Р. Державина. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – 351 с. 23. Коджаспиров, А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье / А.Ю. Коджаспиров // Психологиче-ская наука и образование. – 2013. – №1. – С. 10. 24. Корнилова, Т.В. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов / Т.В. Корнилова, С.Д.Смирнов, М.В. Чумакова, С.А. Корнилов // Психологический жур-нал. – 2008. – №3. – С. 106-110. 25. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16. 26. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Изда-тельство политической литературы, 1990. – 390 с. 27. Македон, Т.А. Психология семьи: проблемы, профессиональ-ные подходы к их решению / Т.А. Македон. – Биробиджан: Издатель-ство ФГБОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. – 146 с. 28. Малявко, Н.Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка – дошкольника / Н.Л. Малявко // Психология и Педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №30. – С. 37. 29. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отноше-ний: монография / И.М. Марковская. – Челябинск: ЮУргУ, 2007. – 91с. 30. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Ме-щеряков, В.П. Зинченко. – М.: Академия, 2013. – 672 с. 31. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагно-стикокоррекционный аспект) / В.М. Миниярова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с. 32. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского универси-тета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология разви-тия. – 2013. –№2. – С.187. 33. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В.Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с. 34. Орлов, А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: ос-новные подходы, ориентации и тенденции / А.Б. Орлов // Журнал прак-тического психолога. – 2005. – №4. – С. 180. 35. Пороцкая Е.Л. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника [Опросник родительской позиции] / Е.Л. Пороцкая, В.Ф. Спиридонов // Вопросы психологии. – 2004. -№4. – С. 31-39. 36. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Методика ОРО А.Я. Варги и В.В. Столина, Проективная мето-дика исследования личности Рене Жиля] / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с. 37. Савина, Е.А. Родители и дети. Психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. – М.: Когито-Центр, 2003. – 250 с. 38. Сальникова, И.А. Типы неадекватных родительских позиций: основные характеристики, диагностика, значение и последствия для раз-вития личности ребенка / И.А. Сальникова // Ученые записки Российско-го государственного социального университета. – 2009. – №11. – С. 202-205. 39. Сальникова, И.А. Социально-психологическая коррекция не-адекватных родительских позиций: дис. … канд. психол.. наук: 19.00.05: защищена 23.03.2010 / Сальникова Ирина Анатольевна. – Москва, 2010. – 204 с. 40. Сидоренко, Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 347 с. 41. Смирнова, О.Е. Современная детская субкультура / О.Е. Смирнова // Современная психология и психотерапия. – 2015. –№4. – С. 26-28. 42. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская; под ред. А.А. Бодалева // Семья и формирование личности. – М.: НИИ общ. педагоги-ки, 1981. – №3. – С. 39-40. 43. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Из-дательство Московского ун-та, 1983. – 284 с. 44. Техтелева, Н.В. Этапы формирования представлений о свой-ствах характера дошкольника в семье / Н.В. Техтелева // Вестник баш-кирского университета. – 2007. – №3. – С.193. 45. Токарева Е.Н. Детско-родительские отношения как фактор раз-вития общения детей раннего возраста / Е.Н. Токарева, Л.С. Рычкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2011. – №18. – С. 90. 46. Толстых, Н.Н. Современное взросление / Н.Н. Толстых // Кон-сультативная психология и психотерапия. – 2015. – №4. – С. 8-11. 47. Торкунова, О.И. Социально-психологические особенности сти-лей воспитания в семьях военнослужащих / О.И. Торкунова, М.В. Пет-ровская, В.Н. Машин // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №3. – С. 25. 48. Фромм, Э.З. Искусство любить / Э.З. Фромм. – М.: АСТ, 2011. – 224 с. 49. Хоменко, И.А. Современная семья: состояние и перспективы развития / И.А. Хоменко // Вестник Герценовского университета. – 2011. – №1. – С. 7. 50. Чудновский, В.Э. О некоторых «болевых точках» становления личности / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. – 2006. – №3. – С.10. 51. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с. 52. Юрданова, М.Э. Семья в фокусе социальных проблем обще-ства / М.Э. Юрданова // Научные ведомости Белгородского государ-ственного университета. Серия: Философия, Социология, Право. – 2011. – №2. – С.345-346. 53. Aronson, Е. Social Psychology. Third Edition / E. Aronson, T. Wilson, R. Akert. – New York: Longman, 2002. – 218 p. 54. Epstein, N. McMaster model of family functioning: A view of the normal family. In F. Walsh (Ed.), Normal family processes / N. Epstein, D. Bishop. – New York: Guilford Press, 1982. – 305 p. 55. Reich, W. Character analysis / W. Reich. – New York: Orgone Press, 1976. – 158 p. 56. Stierlin, H. Delegation und Familie / H. Stierlin. – Frankfurt; Suhr-kamp, 1978. – 259 p.
Отрывок из работы

Глава 1 Проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка 1.1 Семья как система. Современная семья. Детско-родительские отношения Вопросы семьи, семейных отношений и воспитания в семье всегда вызывали интерес со стороны деятелей разных наук и областей. Вместе с тем, следует сказать, что семья, как и ее аспекты, в рамках науки всегда имела амбивалентный или, иначе говоря, двойственный характер. Это обусловлено тем, что семья является относительно закрытой и автоном-ной системой. На сегодняшний день невозможно дать точное определе-ние понятия «семья» поскольку существует множество форм семьи как в плане ее количественного и гендерного состава, так и в контексте род-ственных связей и места проживания ее членов. Кроме того, имеет место множество форм брачно-семейных отношений – гостевой и гражданский брак, «шведская семья» и открытый брак, временный и однополый брак, виртуальный брак. Следовательно, семья сегодня – это, скорей всего, группа людей, считающая себя семьей. Общие цели и психологи-ческая потребность людей друг в друге являются одними из главных причин для образования семьи в современных условиях. Таким обра-зом, семья – это психологическая лакуна, в которой люди могут расти и развиваться [49]. Семья может также трактоваться в контексте науки и интересов ис-следователей. Так в контексте философии, в рамках которой семья все-гда являлась объектом глубоких исследований, семья почти всегда рас-сматривалась как объективная форма социального бытия и социально-ценностный феномен общества [22]. В.С. Торохтий, много внимания уделявший вопросам психологического здоровья семьи и психологии социальной работы с семьей, рассматривает семью как активную соци-альную систему, которая адекватно реагирует на социальный опыт и, по мере того, как реализуются ее потенциальные возможности, трансфор-мируется в воспитывающий коллектив, который ориентирован на про-исходящие в обществе процессы [22]. Известный специалист в области социальной психологии и психологии личности А.В. Петровский трак-товал семью как социальную группу, соответствующую нормам и цен-ностям данного общества, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений. Отношения с точки зрения А.В. Петровского проявляются в любви, привязанности и интимности [22]. С точки зрения А.Г. Харчева, семья – это малая соци-альная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, которая возникает по причине потреб-ности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [15]. Собственно, можно говорить о том, что такое определение семьи очень похоже на трактовку, часто использующуюся в психологической науке, которая под семьей понимает малую группу, функции, роли и ценности которой определяются в зависимости от составляющих ее лич-ностей [22]. Функциональная структура – это важная характеристика семьи. Функции семьи – это та деятельность, выражающая сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. К основным функциям семьи от-носятся: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, эко-номическая, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуаль-но-эротическая, а также функции первичного социального контакта и духовного общения [2]. Существуют разнообразные формы семей. В ходе развития обще-ства, выделялись полигамные и моногамные семьи, патриархальные се-мьи и нуклеарные семьи. Моногамная семья включает в себя мужа и же-ну в то время как полигамная – это брак одного из супругов с несколь-кими. Патриархальная семья – традиционный тип семьи, в которой проживают разные поколения родственников и строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. Доминирующая черта такой се-мьи – главенство мужчины, обладающего властью и правом решать все вопросы [22]. На сегодняшнем этапе отмечается разрушение патриархальных семейных моделей, на смену которым приходит нуклеарная семья. Такая семья подразумевает ослабление взаимного контроля и малочислен-ность обязательств супругов и родственников. Нуклеарная семья – это супружеская пара, живущая отдельно. При этом, у пары может как быть, так и не быть ребенка. Структуру семьи образуют отношения между мужем и женой и между родителями и детьми вплоть до момента их взросления и отделения. Гендерные отношения в такой семье могут основываться на традиционных моделях, где муж выполняет роль до-бытчика и кормильца, а жена роль домохозяйки. Тем не менее, в насто-ящее время наблюдается переход от этих традиционных моделей к более современным, где происходит реорганизация распределения труда, воз-растание роли женщины и уравнивание прав полов [22]. Современные российские ученые, занимающиеся вопросами пер-спектив развития современной семьи, выделяют две дискурсивные пара-дигмы в этом русле. В.А. Борисов, А.И. Антонов и другие сторонники концепции кризиса семьи указывают на отрицание многодетности семьи, снижение ее значимости как необходимой формы социального бытия че-ловека, разрушение нравственных устоев и деформацию семейного про-изводства. Иными словами, внимание привлекается к утрате и замеще-нию основных задач семьи общественными институтами [52]. А.Б. Ор-лов отмечает, что кризис семьи – это результат определенных негатив-ных внешних влияний. Его характеристика – некая дефицитарная ситуа-ция. Для того, чтобы нормализовать ситуацию нужно избавиться от присутствующих дефицитов [34]. «Модернизаторы» как сторонники второй парадигмы (А.Г. Виш-невский и др.) утверждают, что семья переживает не кризис, а модерни-зацию под которой они понимают переход от «традиционного» обще-ства к более современному в условиях которого, человек больше внима-ния уделяет себе и своему развитию как личности. Следовательно, он становится неспособен жертвовать собой во имя социальных общностей и ставить групповые интересы выше частных. По мнению модернизато-ров, данный процесс является естественным следствием общественного прогресса, который, несмотря на все свои издержки, является позитив-ным поскольку дает свободу выбора как семейного, так и демографиче-ского поведения [52]. Представляется необходимым также указать на некоторые особен-ности и тенденции, которые негативно влияют на развитие современных российских семей [1]: 1. Материальное положение, ставшее хуже в условиях экономи-ческого кризиса. 2. Смертность, которая оказывает сильное влияние как на струк-туру семей, так и на их наличие. 3. Диспропорция полов, характеризующаяся преобладанием чис-ленности женщин над численностью мужчин. 4. Снижение числа пар, вступающих в брак. В связи с нестабиль-ной –социально – экономической обстановкой, молодые люди отказы-ваются вступать в брак, отдавая предпочтение свободным добрачным отношениям. 5. Рост количества разводов, в связи с чем, увеличивается коли-чество неполных семей, где дети чаще всего растут без отца. 6. Снижение рождаемости. Все реже можно встретить семьи с 2-3 детьми. 7. Рост доли однодетных и бездетных семей. 8. Увеличение числа внебрачных рождений. Увеличилось число детей, воспитывающихся в семье с неродным родителем (обычно отчи-мом). 9. Рост безнадзорности детей. Растет число семей, не выполня-ющих своих родительских обязанностей. Следовательно, число детей, нуждающихся в государственном обеспечении, также увеличивается. В классических психологических теориях особое место отведено взаимоотношениям родителя и ребенка как источнику детского разви-тия. В зарубежной психологии, специфика детско-родительских отноше-ний исследовалась в рамках психоаналитического (Э. Эриксон, З. Фрейд, Э. Фромм, Д. Винникот и др.) направления. Кроме того, этой проблеме уделяли внимание Дж. Уотсон, Р. Сирс и Б. Скиннер в рамках бихевиористского направления и ряд ученых гуманистического направ-ления (Т. Гордон, К. Роджерс и В. Сатир) [28]. Психоанализ – это первая теория, отводившая главную роль фак-тору детского развития в рамках отношений между ребенком и родите-лями. Так во главу угла ставится личность ребенка, а родители рассмат-риваются как носители определенных исторических ценностей и куль-турных норм. Помимо этого, родители – это объекты потребностей и желаний ребенка, индивидуально-психологические черты которых не оказывают какого бы то ни было специфического влияния на развитие личности ребенка. Зигмунд Фрейд считал, что мать выступает для ре-бенка как первый источник удовольствия и выполняет важную функцию контроля, при этом, большее значение он отводил отделению ребенка от родителей. Фрейд полагал, что этот процесс не только неизбежен, но и необходим как фактор социального благополучия ребенка [9]. Э. Эриксон и Э. Фромм большее внимание обращали на социо-культурный фактор. По их мнению, переживания событий прошлого опыта не менее важны чем актуальные события и отношения. Следова-тельно, жизнь и опыт прародителей также, как и события жизни самого индивида, оказывают влияние на развитие взаимоотношений в семье [9]. Э. Эриксон один из первых в свое время отмечал двойственность позиций внутри детско-родительских отношений. Суть этой двойствен-ности заключается в обязанности родителей и одновременно оберегать ребенка, и предоставлять ему свободу. Ребенок же обязан сам найти «золотую середину» между требованиями родителей и собственной ини-циативой. Фромм, рассматривая родительские отношения как фунда-ментальную основу развития ребенка, выделил различия между харак-тером материнского и отцовского отношения к ребенку. Эти различия наиболее очевидны относительно линий «условность – безусловность» и «контролируемость – неконтролируемость». Фромм утверждал, что ма-теринская любовь безусловна, но не подвластна контролю со стороны ребенка в то время, как отцовская любовь обусловлена и управляема. Иными словами, мать любит своего ребенка уже за то, что он есть и та-кую любовь нельзя заслужить. Отец любит ребенка за то, что он оправ-дывает его ожидания и ребенок может как заслужить, так и лишиться этой любви [48]. В рамках бихевиористского направления, центральной проблемой концепций которого выступает социализация т.е. процесс превращения человека в полноценного члена общества, основной упор делается на технику поведения и дисциплину ребенка. Б. Скиннер, выделивший два типа поведения – респондентное (ответ на знакомый стимул) и оперант-ное (определяемое и контролируемое следующим за ним результатом), утверждал, что свободы воли не существует поскольку поведение чело-века контролируется социальным окружением [23]. Иными словами, ос-нова данной модели воспитания заключается в утверждении, что разви-тие психики ребенка зависит от социального окружения и условий жиз-ни. Эти два фактора трактуются как стимулы, поставляемые средой. Необходимость особой организации окружения ребенка вызвана тем, что воздействия среды определяют и поведение ребенка, и характер его развития. Родительское поведение – это некий образец для подражания и источник правил поведения для ребенка, когда он пытается выстроить собственное поведение [2]. Соответственно, приверженцы данного направления, отводили отцу и матери роль посредников, чья задача за-ключается в выявлении поведения, которое необходимо изменить, и в оказании помощи при усвоении более зрелых форм поведения. Помимо того, что родители являются элементами среды ребенка, они являются также своеобразными «конструкторами» его поведения [23]. Гуманистическая теория личности подчеркивает, что ребенок яв-ляется уже сложившейся и самостоятельной личностью, у которой есть свои переживания, потребности и неисчерпаемый внутренний потенциал. Их этого следует, что задача родителей – помочь ребенку в реализации его потенциала и актуализации его переживаний. В процессе помощи родители не должны навязывать свое мнение и ломать личность ребенка. К. Роджерс подобно Э. Фромму, обращает внимание на противопостав-ление условной и безусловной любви. Он говорит, что гарантией полно-ценного развития личности ребенка является безусловное внимание ро-дителей по отношению к ребенку, вне зависимости от совершаемых им поступков [9]. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Л.И.Божович, Д.Б. Эльконин и другие советские ученые, изучавшие ас-пекты детско-родительских отношений, утверждают, что родители иг-рают несомненно важную роль как в общении, так и в психическом раз-витии ребенка. Однако, в процессе формирования детско-родительских отношений, ребенок должен быть изначально активен (там же). Так М.И. Лисина в рамках деятельностного подхода выдвигает на первый план постоянный контакт с родителями как фактор в формиро-вании детско-родительских отношений. Из этого следует, что постоянное общение с взрослыми формирует социально приемлемые нормы пове-дения, помогает регулировать взаимоотношения с окружающим миром и осваивать разнообразные приемы организации поведения. Развитие общения ребенка с родителями происходит в результате смены каче-ственно своеобразных форм общения. Эти формы характеризуются по-требностью в коммуникации, мотивами и средствами общения, а также временем появления в онтогенезе [45]. Рассматривая вопрос детско-родительских отношений, в первую очередь необходимо отметить тот факт, что с самых первых месяцев своей жизни ребенок осознает себя через отношения с другими людьми. Помимо того, что эти отношения являются основой радости и огорче-ний, в них также заложена сила мотивации. Следовательно, эти отноше-ния оказывают влияние на успехи и неудачи ребенка, определяют разви-тие личности ребенка. В отличие от всех других видов межличностных отношений, детско-родительским отношениям присущ ряд особенно-стей. Во-первых, для детско-родительских отношений характерна силь-ная эмоциональная значимость как для ребенка, так и для родителей. Во-вторых, по мнению О.В. Спиваковской, эти отношения характеризу-ются амбивалентностью так как, с одной стороны, долг родителей убе-речь ребенка от опасности, а с другой, родители должны предоставить ребенку возможность приобрести опыт самостоятельного взаимодей-ствия с внешним миром. Иначе говоря, обязанность родителей заключа-ется не только в заботе о ребенке, но и в обучении ребенка заботе о са-мом себе. В-третьих, родительское отношение к ребенку меняется по ме-ре того, как ребенок взрослеет [9]. Тем не менее, вне зависимости от возраста ребенка, личности ро-дителей играют важнейшую роль в его жизни, именно к родителям он обращается, когда ему тяжело или плохо. Вместе с тем, чувства окраши-вающие отношения родителей и ребенка совершенно уникальны по-скольку забота родителей – это необходимое условие для поддержания жизни ребенка, а нужда в родительской любви – жизненно необходимая потребность для каждого маленького человечка. Абсолютно каждый ре-бенок любит своих родителей беспредельно, безусловно и безгранично. Здесь также важно указать на то, что если в первые годы жизни ребенка любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность ребенка, то чем старше становится ребенок, тем больше родительская любовь выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира ребенка [32]. Дошкольный возраст – период, в который развитие ребенка в зна-чительной мере определяется семьей, родителями. Развитие свойств личности, сознания, формирование самооценки испытывает наибольшее влияние существующих внутрисемейных отношений [28]. Детям до-школьного возраста присуща некая искренность чувств и «эмоциональ-ное созвучие» с взрослым. В связи с этим, они усваивают оценочные суждения, нравственные ценности и отношения взрослого к реальности. Если ребенок находится в комплементарных отношениях с родителем, он непроизвольно усваивает чужую точку зрения и воспринимает ее как свою собственную [21]. Необходимо сказать о том, что детско-родительские отношения, как важнейшая детерминанта развития ребенка и его социализации, мо-гут быть определены следующими параметрами [21]: 1. Характер эмоциональной связи. Эта связь выражена любовью со стороны родителя и привязанностью, эмоциональным отношением со стороны ребенка. 2. Степень вовлеченности обоих, родителя и ребенка, в детско-родительские отношения. 3. Мотивы воспитания и родительства. 4. Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание по отношению к нему со стороны родителя. 5. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства. 6. Способ разрешения конфликтных ситуаций. 7. Контроль, подразумевающий требования, запреты и их содер-жание. 8. Способ контроля – поощрения и санкции. 9. Степень устойчивости, последовательности или противоречи-вости родительского воспитания. 10. Родительская позиция по отношению к ребенку. 11. Тип семейного воспитания. ? 1.2 Типы родительских отношений по отношению к развитию ре-бенка, имплицитные теории развития Многочисленные исследователи, в числе которых М.И. Лисина, Л.И.Божович и И.В. Дубровина отмечают, что семья – это главный ин-струмент в процессе социализации личности, а внутрисемейные отноше-ния играют особую роль в формировании личности. Семья не только передает ребенку социальный, культурный и нравственный опыт, но и обеспечивает преемственность духовной культуры. Следовательно, сле-дует сказать о связи отношений в семье и развитием ребенка. А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в раннем возрасте приводит к эмоцио-нальному недоразвитию. Для личности, сформировавшейся в условиях недостатка любви характерно чувство внутренней пустоты и страстное стремление к контакту и близости. Если в семье родительские отношения характеризуются нестабильностью и конфликтностью, это приведет к неблагоприятному развитию личности [2]. Для успешного личностного развития ребенок должен расти в ат-мосфере доброжелательности, взаимопомощи, уважения, доверия близ-ких родственников не только по отношению к нему, но и по отношению друг к другу. Ради благополучного развития ребенка, родители должны уметь договариваться между собой и находить компромисс. С.В. Велие-ва отмечает, что неблагоприятная обстановка в семье, конфликты между родителями и близкими родственниками ведут к трудностям в адаптации (в детском саду, школе), сложности установления контактов с людьми, неуверенности в себе, низкой самооценке, замкнутости и другим нега-тивным последствиям. По мере развития этих негативных черт личности, у ребенка могут возникать эмоциональные расстройства (депрессия, страх), могут иметь место задержки или неравномерности развития и агрессия [11]. Э. Фромм придерживался мнения о необходимости материнско-отцовского паритета в воспитании ребенка. Собственно, оба родителя каждый по-своему должны вносить свою лепту в воспитание ребенка. Если в сознании ребенка присутствую материнская и отцовская привя-занность в синтезе, значит у ребенка есть необходимые ресурсы для ду-ховного развития и зрелости. Если же эти привязанности слабо синтези-рованы, у ребенка могут проявляться неврозы [2]. Концепция А. Адлера позволяет яснее представить роли отца и ма-тери в развитии личности ребенка и его личностных особенностей. Клю-чевую роль, согласно этой концепции, играет отношение матери к ре-бенку поскольку на его основе формируются чувства социальной общ-ности и идентичности. Помимо того, что мать безусловно эмоционально принимает ребенка, проявляя нежность и заботу в отношении мужа, ре-бенка и людей вне семейного круга, мать подает ребенку пример любви и заботы по отношению к другим людям и поощряет формирование дружеских интересов за пределами семьи. Кроме того, желательно, что-бы мать не была зациклена только на ребенке, а была включена в другие процессы социальной деятельности [21]. Что же до роли отца, то он должен поощрять активность ребенка и развивать его социальную компетентность, которая необходима для преодоления комплекса неполноценности. Отец ставит задачи, дает об-разцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей. При ак-тивном участии отца в развитии ребенка, отмечается благополучное эмоциональное развитие ребенка и формирование надежного типа при-вязанности. О.А. Карабанова выделяет параметры участия отца в вос-питании и развитии ребенка выделяет [21]: 1. Доступность (возможность ребенка обратиться к отцу в любое время). 2. Включенность в совместную с ребенком деятельность. 3. Ответственность, предполагающая финансовое обеспечение, организацию образовательно-воспитательной среды, общение с учите-лями. 4. Мониторинг т.е. информированность о местонахождении ре-бенка, его желаниях, потребностях и интересах. Несомненно, взаимоотношения детей и родителей многогранны и сложны. Именно поэтому выделить присущие этим взаимоотношениям факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие личност-ных особенностей ребенка, достаточно затруднительно. Здесь также сле-дует сказать о имплицитных теориях, интенсивно излучающихся К. Двэк [24]. Имплицитная теория предполагает существование неких личных, сугубо субъективных воззрений индивида по какому бы то ни было по-воду. Все эти воззрения выстроены в систему. Иными словами, каждый из нас обладает теорией личности, которая определяется на основе тех категорий, которые мы используем для описания других людей и самих себя. Помимо этого, наша личная теория личности определяется содер-жанием и организацией этих категорий, а также нашими личными при-чинными объяснениями поведения других людей [24].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg