Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий

anton-88 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.08.2021
Развитие представлений о труде взрослых относится к числу важных направлений трудового воспитания дошкольников, их социального развития в целом. В педагогических исследованиях многих ученых определены пути организации трудового воспитания детей дошкольного возраста: - систематическое и планомерное воздействие взрослых; - воспитание готовности к труду на основе его привлекательности; - воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям; - приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений.
Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность выпускной квалификационной работы определяется сложностью и многомерностью проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития системы дошкольного образования, характерными чертами которой являются обновление содержания и поиск новых образовательных технологий, ориентированных на развитие личности. Старший дошкольный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Именно этот период является сензитивным для формирования положительного отношения к миру предметов, труду взрослых. Только трудовая деятельность дошкольников отличается от труда взрослых (производительного, бытового), не приводит к получению объективно значимого продукта, носит ситуативный, необязательный характер, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что вопросы трудового воспитания подрастающего поколения периодически активизируются и совпадают с глобальными процессами экономического развития государства. Основные подходы к проблеме трудового воспитания дошкольников поэтапно и целенаправленно менялись и за период с 20-х годов ХХ века до наших времен эти изменения перетерпели кардинального характера: от сплошного коллективизма и уравнивания всех и во всем к развитию самостоятельности и проявления индивидуальности личности в труде. Сегодня мы можем констатировать, что в России существует собственная педагогическая школа, которая отличается оригинальными подходами к решению проблемы воспитания трудом на основе принципов народности, демократичности, гуманизма, антропологизма, идей свободного воспитания. Таким образом, возникает проблема воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых, средств формирования опыта коррекции данной проблемы. Теоретико-методологической основой исследования служат теории трудовой деятельности (В.Г. Нечаевой, В.А. Полякова, В.С. Безруковой, Р.С. Буре, К.Д. Ушинский и др.), теории развитии личности ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.Ю. Павлова, Л.В. Куцакова, Т.С. Комарова и др.), теория и практика трудового обучения и воспитания основывается на трудах В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, В.А. Петровского, Б.Г. Ананьева и др. Степень изученности темы. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных изучению развития трудолюбия дошкольников (И.В. Житко, Г.Н.Каменева, Р.Н.Кузьмина, А.А. Люблинская, Г.С. Малунова, Т.А. Маркова,), а также изысканий по ознакомлению детей с миром взрослых (Е.Б. Весна, А.М. Виноградова, В.И. Глотова, О.В. Дыбина, А.Н. Дьяконова, Р.И. Жуковская, и др.), вопрос о взаимосвязи влияния мира взрослых на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается недостаточно изученным. Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию совместной работы с семьей по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников, реализации роли взрослого как образца-ориентира в воспитании данного качества личности. В ДОО предметно-развивающая среда не обеспечивает должного уровня воспитания трудолюбия у дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства. Объект исследования: процесс воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий. Предмет исследования: педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий. Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические аспекты воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. 2. Изучить особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром взрослых в условиях современной дошкольной образовательной организации; 3. Реализовать в опытно-экспериментальной работе педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых. 4. Проанализировать эффективность реализации педагогических условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых, сделать выводы. Гипотеза исследования: процесс организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно будет происходить при реализации следующих педагогических условий: - проведение экскурсий для ознакомления со спецификой труда каждой из профессий, моделирования в игровой форме процесса труда взрослых, применение в играх игрушек - имитирующих инструменты применяемых взрослыми в труде. Для достижения цели и решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование, индукция, дедукция; - эмпирические: наблюдение, опрос, беседа, изучение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности детей; - методы количественного (шкалирование, ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования. - методы графической обработки результатов: построение графиков и диаграмм по полученным данным. База исследования – БДОУ г. Омска «Детский сад № 222», в исследовании приняли участие 22 детей старшего дошкольного возраста. Этапы исследования. Исследование будет осуществлено в три этапа: На первом этапе осуществлен сбор литературных источников по проблеме исследования и изучения теоретических аспектов воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий, обоснована актуальность тематики исследования, проведен обзор степени изученности ее в литературе, определены основные цели и задачи исследования, его объект и предмет, гипотеза. Разработана программа опытно-экспериментальной проблемы. На втором этапе проведено эмпирическое исследование эффективности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий. На третьем этапе сделаны основные выводы по проведенному исследованию, обобщены основные рекомендации по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий, разработаны практические рекомендации по организации работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы студентами для повышения образовательного уровня при изучении проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий, в практическом применении результатов исследования педагогами для организации процесса воспитания трудолюбия у старших дошкольников в ДОО. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников и литературы, аннотации, приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий 5 1.1 Развитие теории трудового воспитания дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых в педагогических исследованиях 5 1.2 Особенности ознакомления с миром профессий детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 5 1.3 Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей в процессе ознакомления с миром взрослых в условиях современного дошкольной образовательной организации 5 Выводы по первой главе 5 Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых 5 2.1. Диагностика уровня сформированности положительного отношения к труду у старших дошкольников 5 2.2 Методы и приемы по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых 5 2.3 Анализ результатов исследования воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых 5 Выводы по второй главе 5 Заключение 5 Библиографический список источников и литературы 5 Аннотация 5 Приложения 5
Список литературы

1. Артемова, Л.В., Кудикина, Н.В., Школьная, И.А. Ознакомление детей с трудом взрослых / Л.В. Артемова, Н.В. Кудикина, И.А. Школьная. – М.: Просвещение, 2016. – 264с. 2. Беленькая, Г.В. Воспитание элементов культуры труда у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. к. пед. н. / Г.В. Беленькая. — М.: Просвещение, 2015. — 24 с. 3. Белобрыкина, О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста / О.А. Белобрыкина. — Новосибирск: ГЦРО, 2013. – 340с. 4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — М.: Прогресс, 2018. – 231 с. 5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 558, [2] с. : табл., 1 л. портр. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР). - Библиогр.: в конце гл.; Список осн. науч. тр. Ю. К. Бабанского.: с. 547-555. 6. Борисова, З.Н. Воспитание дошкольников в труде / З.Н. Борисова. — М.: Просвещение, 2016. – 321 с. 7. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 2017. – 128 с. 8. Буре, Р.С., Загик, Л.В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Р.С. Буре, Л.В. Загик. — 3-е изд., испр., доп. — М.: Педагогика, 2018. – 256 с. 9. Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. — М.: Педагогика, 2014. – 425 с. 10. Бурый, Р.С., Гордына, Г.Н. Учите детей трудится / Р.С. Бурый, Г.Н. Гордына. — М.: Просвещение, 2012. — 144 с. 11. Большой энциклопедический словарь. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2003. - 414 c. 12. Введенская, Т.В. Трудовое воспитание в детском саду // Т.В. Введенская. Школа. - 2018. — №2.– С.25-27. 13. Васильева, А. И. Воспитатель-методист детского сада / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. - Минск : Нар. асвета, 1975. - 128 с. 14. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Г.Н. Година. — М.: Просвещение, 2018. – 273 с. 15. Елизаров, Н.В. Труд и наблюдения в природе / Н.В. Елизаров.- М.: Педагогика, 2018. – 298с. 16. Еськова, Т.Л. Воспитание трудолюбия детей дошкольного возраста на занятиях по ручному труду (1917 — 1941 рр.): Автореф. дис … канд. пед. наук: 13.00.01. / Т.Л. Еськова. – М.: Педагогика. — 2013. — 22 с. 17. Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 2018 – 230 с. 18. Калишенко, В.Д. Развитие теории трудового воспитания / В.Д. Калишенко. – М.: Новая школа, 2011. – 348 с. 19. Клюева, Н.В. Педагогическая психология / Н.В. Клюевой — М.: ВЛАДОС, 2016. – 215 с. 20. Козлова, С.А., Дедовских, Н.К., Калишенко, В.Д. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 246 с. 21. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Педагогика, 2016 – 329 с. 22. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Детская психология: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько — Мн.: Университетское, 2015. — 399 с. 23. Кудикина, Н.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, развитие и задачи / Н.В. Кудикина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 220 с. 24. Куликова, Т.А. Новое направление во взглядах на трудовое воспитание 40-50-е годы XX века / Т.А. Куликова. Дошкольное воспитание. – 2010. — №5. – С. 25-31. 25. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие / Л.В. Куцакова. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 143 с. 26. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании [Текст] : сб. статей и речей / Н. К. Крупская. – М. : Просвещение, 1967. – 367 с. 27. Лаврентьева Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Т.В. Лаврентьева. — М.: Новая школа, 2016. — 144 с. 28. Логинова В.И. Крылова Н.М. Трудовое воспитание в детском саду.(курс лекций) / В.И. Логинова, Л.. - 1974, с. 362. 29. Лисина, М.И., Сильвестру, А.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. — Кишинев: Штиинца, 2017. – 420 с. 30. Макаренко, А. С. Трудовое воспитание. Отношение, стиль, тон в коллективе / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения : в 7 т. ? М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. ? Т. 5. ? С. 133-162. 31. Маркова, Т.А. Воспитания трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. — М.: Просвещение, 2016. – 108 с. 32. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»[Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мозаика-Синтез, 2006. 344 с. 33. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. — М.: АРКТИ, 2014. — 48 с. 34. Мухина, В.С. Детская психология: (Учеб. для пед. ин-тов) / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 2013. – 273с 35. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева. — М.: Педагогика, 2016. – 422 с. 36. Нечаева, В.Т. Труд и игра // В.Т. Нечаева. Дошкольное воспитание. — 2018. — №7. – 6 июля. – С. 12-20. 37. Островская, Л.Ф. Ребенок: Ориентировочный содержание воспитания и обучения детей 3-7 лет в детских заведениях / Л.Ф. Островская. — М.: Владос, 2015. – 264 с. 38. Песоцкая, Л.М. Историко-педагогические аспекты проблемы трудового воспитания дошкольников в России / Л.М. Песоцкая. – М.: Новая школа, 2016. – 197 с. 39. Петровского, А.В. Практические занятия по психологии / А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 2018. – 159 с. 40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В.А.Сухомлинский. - К.: Рад. шк" 1985.-557 с 41. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 2014. — 96с. 42. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Г. Степанова. Дошкольное воспитание. — 2017. — №10. - С. 29-33. 43. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева. Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. — Шадринск, 2012. – С. 24-32. 44. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. — Минск: Нар. аствета, 2016. — 96 с. 45. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. / А.Г. Тулегенова. — М.: Новая школа, 2008. — 24с. 46. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский — М.: Прогресс, 2012. – 120 с. 47. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. / К. Фопель. — М.: Генезис, 2016. — 160 с. 48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошко ного образования. [Электронный ресурс], URL: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155 от17.10.2013 г..pdf (дата обращения: 12.02.2021). 49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения : 23.11.2018). 50. Цукерман, Г.А., Елизаров, Н.В. О детской самостоятельности // Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров. Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 2018. — №6. — С. 10-21. 51. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. — М.: Педагогика, 2016. — 174 с. 52. Шульга, Л.М. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию / Л.М. Шульга. — М.: Просвещение , 2012 – 385 с. 53. Miller, Angela Browne (1990). The day care dilemma: Crit con-serns for Amer. families / N.Y; London: Plenum press, cop 1990. XII, P. 283307. 54. Richard P.Runyon. Nonparametric Statistics. A Contemporary Approach Addison-Wesley Publishing Company. Ins., Reading, Massachusetts USA, cop 1977,- 198p. 55. Maslow A. Some educations of the Humanistic psychology // Harvard Education Review. 1968. V. 38 n 4. 691p. 56. Posner et.al. 1982; Roth, 1985; Dimentions. 1989. 279p. 57. Shri Aurobindo. The Life Divine. n. Y., 1965. - 817p.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий 1.1 Развитие теории трудового воспитания дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых в педагогических исследованиях В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание. В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» [11, с. 216]. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогике: труды П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и другие. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым [26, с. 74].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 38 страниц
1100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg