Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методические аспекты организации исследовательской деятельности школьников по химии

kisssaaa0721 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.08.2021
Объект исследования: обучение химии в общеобразовательной школе. Предмет исследования: организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения химии. Задачи исследования: На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить сущность понятия «исследовательская деятельность учащихся». Выявить особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Обобщить опыт работы учителей по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе по химии. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ используемых в исследовании понятий и выполненных ранее исследований; эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, включенное наблюдение. Теоретической базой исследования явились работы, посвященные вопросам реализации исследовательского подхода к обучению, а также особенностям организации учебно-исследовательской деятельности (И.А. Зимняя, А.Г. Иодко, А.В. Леонтович и др.), работы, посвященные изучению психологических основ исследовательского подхода к обучению (А.Н. Леонтьев, А.И. Савенко, А.В. Петровский и др.), а также работы, рассматривающие особенности организации лабораторно-практических занятий по химии (О.В. Глазко, Д.М. Жилин, О.С. Зайцев С.Д. Шевченко и др). Практическая значимость работы заключаются в том, что использование учебно-исследовательской деятельности учащихся позволяет осуществлять целенаправленное, поступательное развитие креативных сил каждого ребёнка, его творческого потенциала, а также формирование определенных групп умений, позволяющих приобщить учащихся к пониманию сущности химического исследования.
Введение

Актуальность исследования. В интенсивно меняющейся среде современному человеку всё чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребёнка как важнейшему образовательному ресурсу. Это обстоятельство вызвало к жизни принципиальное новое для образования явление - исследовательское обучение. Исследовательское обучение основано на биологически предопределённой потребности ребёнка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально иной модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребёнка. Главное отличие исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать им инициативу в организации познавательной деятельности. Цель исследования: теоретически обосновать исследовательскую деятельность обучающихся как средство развития исследовательских умений и навыков в процессе преподавания химии, умений работать в коллективе, группе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1 Формирование основ исследовательской деятельности учащихся как педагогическая проблема 1.2 Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения химии 1.3 Обобщение опыта учителей по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе по химии ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1 Пути и условия формирования учебно-познавательной компетенции учащихся 2.2 Методика формирования учебно-познавательной компетенции учащихся 2.3 Пример научно-практической конференции 2.4 Анализ результатов эксперимента ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 88 с. 2. Баженова, И. Н. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Педагогика,1990. - 560 с. 3. Батаева Е.В. Формирование исследовательских умений // Химия в школе.-2004. - №1 - С. 22-27. 4. Белякова, Н. В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии / Н. В. Белякова. Режим доступа: krh-shk1.narod.ru/uroki/issled.doc (дата обращения 24.10.2012) 5. Беседина Л.Л. Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций // Химия в школе .- 2012. - №7 - С. 21-25. 6. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование // Химия в школе. - 2010. - №5 - С.61-63. 7. Брызгалова, С. И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию / С.И. Брызгалова. - Калининград: Изд-во КГПУ, 2004. - 188 с. 8. Гальбых, Й. Актуальные вопросы теории и практики школьного химического эксперимента в обучении химии / Й. Гальбых, Г. Чтрнацтова, В. Новотны // Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. - София. - Ч. 2. - С. 138-147. 9. Глазкова О.В. О психолого-педагогических основах химического практикума / О. В. Глазкова, М. К. Клеянкина, О. С. Зайцев // Химия в школе. - 1998. - № 3. - С. 64-67. 10. Егорова К.Е. Региональный подход в обучении химии (монография). – М.: Школа-Пресс, 1999. – 144 с. 11. Жилин Д.М. Химический эксперимент в российских школах / Д.М. Жилин // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире. Сборник под ред. акад. РАН Лунина В.В. и проф. Кузьменко Н.Е. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - С. 125-149. 12. Заграничная Н.А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС // Химия в школе. - 2012. - №10 - С.18-23. 13. Зайцев О. С. Исследовательский практикум по общей химии / О.С. Зайцев. - М: Издательство МГУ, 1994. - 480 с. 14. Захарова Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся. Автореф.диссерт. пед. наук. – Якутск, - 2002. - с.179. 15. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. - Ижевск: ИЦПКПС, 2001. - 248 с. 16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384 с. 17. Иодко, А.Г. Формирование у учащихся исследовательской деятельности в процессе обучения химии: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Г. Иодко. - Минск, 1983. - 17 с. 18. Исаев Д.С. Из опыта организации исследовательской деятельности//Химия в школе. - 2010. - №5 - С.67-70. 19. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 612 с. 20. Кирюшкин Д.М. Методика обучения химии: учеб. пособие для пед. ин-тов / Д.М. Кирюшкин, В.С. Полосин. - М.: Просвещение, 1970. - 495 с. 21. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В Кларин. - М., 1994. - 84 с. 22. Креминская Л.В. Исследование антисептических свойств эфирных масел // Химия в школе. - 2010. - №9-С.58. 23. Кузнецова, Н.Е. Химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. - М.: Вентана-Граф, 2009 . 24. Кушнерёва, О.О. Модели исследовательской деятельности школьников / О.О. Кушнерёва. Режим доступа: ww.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=41772&d_no (дата обращения 4.04.2013) 25. Лакоба, С.Е. Методика преподавания химии в условиях современной школы: пособие / С.Е. Лакоба, Л.Я. Толкач. - Гродно: ГрГУ, 2011. - 111 с. 26. Леонтович, А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 4. - С. 24-36. 27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004. 28. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с. 29. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. - 197 с. 30. Литовченко, В. Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Н. Литовченко. - Минск, 1990. - 26 с. 31. Лунина, Л.Д. Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время / Л.Д. Лунина. Режим доступа: #"justify">Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы: Правительство Москвы, Департамент образования города Москвы. - М, 2003. 32. Лучшие доклады общеуниверситетской научной конференции студентов СВФУ им. М.К.Амммосова и аспирантских чтений – Якутск, 2011, - 341 с. 33. Мерещякова Л.М., Шалашова М.М., Оржековский П.А. Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. - 2013. - №1 - С.9-10. 34. Мерзлякова О.П., Зуев П.В.Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе: методическое пособие для учителей. Екатеринбург .– 2009. 35. Мещерякова Л.М. Обучение учащихся методом познания. // Химия в школе.- 2012. - №1 - С.54. 36. Мотылев В.М. Основы количественных исследований в библиотечной теории и практика: наука Ленинградское отд, 1988. – 198 с. 37. Мюллер В.К. Англо-русский словарь.- М.,1970. 38. Мягкоступова О.В., Назаренко В.М. Исследовательский практикум на основе обобщающего химического эксперимента экологической направленности // Химия в школе. - 2007. - №5 - С. 55-62. 39. Никитенко Г.Ф. Опытное дело в полеводстве. – М.:Россельхозиздат. – 1982.Ожегова С.И. Толковый словарь русского языка.1949, 22-е издание, 1990.- 1992 с. 40. Николаева А.Д. Модернизация профессионального образования: компететностный подход // Cборник научных статей. - Якутск: Издательство СГПА, 2009. - 123 c. 41. Нуриева Э.Г.. Формирование исследовательский компетенций студентов педагогического колледжа // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. -№1. - С. 31-33. 42. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 224 с. 43. Огородникова, Н.В. Проектная деятельность старшеклассников / Н.В. Огородникова // География в школе, 2006. - № 1. - С. 55-61. 44. Окольников Ф.Б. Химический эксперимент как средство естественно-научной интергации / /Химия в школе. - 2007. - №9 - С.61. 45. Оржековский П.А, Титов Н.А. Чему учить и как учить? // Химия в школе. - 2013. - №2 - С.13-17. 46. Осогосток Д. Н.Теория и практика развития творческой активности учащихся на уроках химии. – М.: Academia, 2001. – 128 с. 47. Пермякова Н.В., Д.В. Крупницкий. Социализация школьников при внедрении стандартов второго поколения // Образование в современной школе №9. - 2012. - С. 4-8. 48. Петровский, А. В. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1976. - 479 с. 49. Петунии, О.В. Особенности внеурочной работы по биологии с учащимися классов естественнонаучного профиля / О.В. Петунин // Образование в современной школе. - 2004. - № 7. - С. 40-44. 50. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. - М., 2000. 51. Подкопаева И.Н. Организация и проведение урока-исследования // Химия в школе. - 2010. - №4 - С. 16-24. 52. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Издательство «Юрайт». - 2012. – С. 138-144. 53. Понурова, В.А. Проблемный подход в обучении географии: методическое пособие / В.А. Понурова. - М.: Просвещение, 1999. - 326 с. 54. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования: начальная школа, основная школа (второй рабочий вариант). – М., 2002. – С.12. 55. Румянцев Е.В., Марфин Ю.С. непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности//Химия в школе.-2012.-№8-с.62-64. 56. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с. 57. Семёнова, Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе: мат. междунар. науч.-практ. конф. (4-5 ноября 2002 г.) / Н.А. Семенова. - Томск: ТГПУ, 2004. - С. 58-61. 58. Слепцов А.И. Обучение учащихся исследовательской деятельности по физике: теория, опыт (монография). – Новосибирск - 2010. - 211с. 59. Смирнова С.А. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для высш. и сред. учеб. заведений – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 224-240 с. 60. Смирновой К.В. Выпускная квалификационная работа развитие компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии. – Красноярск. – 2010. 61. Сорокин В.В. Как ты знаешь химию? / В.В. Сорокин, Э.Г. Злотников. - Л.: Химия, 1987. - 256 с. 62. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с. 63. Сухова А.С. проектная деятельность учащихся на уроках информатики и ИКТ. Материалы VIII Международной научно-практической конференции – Новосибирск. – 2012.-122-126 с. 64. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе / Л.А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 4. - С. 14-22. 65. Успенский, В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе: автореф. дис. …канд. пед. наук / В.В. Успенский. - Москва, 1997. - 20 с. 66. ФГОС ООО. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 №1897.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р. 67. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с. 68. Федоров А.Э., Метелев С.Е, Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе (монография). - Омск: Издательство ООО «Омскбланкиздат», 2012.-210с. -167 с. 69. Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования. http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html. 70. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов «К проблеме формирования коммуникативных компетенций в дошкольном возрасте» – М., 2002.(диссертация) 71. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. – М.: Высш.шк., 2007.- с. 639- 108 с. 72. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. 73. Шалашова М.М. Ключевые компетенции учащихся: пробема их формирования и измерения // Химия в школе. - 2010. - №8 - С. 15-16. 74. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. / С.Д. Шевченко.- М., 1991. 75. Шишов С.Е. Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. – М., 2000. – С.73-74 76. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., приложения. -79-97с. 77. Щербаков А.И. Организация исследований и эффективность использования их результатов: материалы, посвящ.75-летию со дня рождения и 60-летию науч.произ.деят-ти д-ра эконом.наук, профессора-Новосибирск: 2000.-105 с. 78. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с. 79. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с. – 43с. 80. Яковишин Л.Я. Химические опыты с шоколадом//Химия в школе. – 2006. - №8. – С.73-75. 81. Яковлева Н.Е.Формирование межкультурной компетенции учащихся 8 классов якутской школы на основе интегрированного подхода: автореферат. дис. канд. пед. наук; Российский гос.пед.универ им. А.И.Герцена, 2005 – 25с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1 Формирование основ исследовательской деятельности учащихся как педагогическая проблема За последние годы в общеобразовательной школе наметились новые педагогические тенденции, такие как: усиление личностной ориентации содержания и технологий обучения; индивидуализация образовательных траекторий учащихся; творческая и развивающая направленность базового образования; технологизация и компьютеризация учебного процесса. Все это актуализирует необходимость формирования исследовательских умений школьников, способствующие повышению эффективности учебного процесса и развитию творческих способностей личности. В связи с меняющимися запросами к результатам обучения педагоги разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения и самостоятельном творчестве. В литературе по педагогике и методике преподавания часто встречаются понятия «исследование», «исследовательская деятельность». Однако при этом редко даются их четкие определения. По нашему мнению, выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей при их изучении. Для полноценного раскрытия темы первостепенной задачей является уточнение основного понятия - «исследовательская деятельность». Деятельность в целом, по мнению отечественного психолога А.Н. Леонтьева [1], представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает определенный смысл. Исследование - это творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом [2]. Каждый из нас по своей природе исследователь. Человеку присущи любопытство, исследовательская активность и исследовательское поведение. Различия между этими понятиями сразу не очевидны, но они во многом определяют степень адаптивности в приспособлении и эффективном взаимодействии организма с изменяющимися условиями окружающей среды. Поисковая активность выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Она характеризует его мотивационную составляющую. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием среды. Исследовательская активность пронизывает все виды деятельности человека, выполняя важные функции в развитии познавательных процессов, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и личности. То есть можно сказать, что исследовательская деятельность побуждается познавательной активностью, характеризуется исследовательским мышлением и проявляется в исследовательском поведении. В человеческой культуре сложились особые социально культурные нормы деятельности, которые мы называем исследовательской деятельностью. Она базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но в отличие от них является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами [3]. Анализ педагогической литературы даёт основание утверждать, что часть авторов тождественно уравнивают понятия «исследовательская деятельность» с «исследовательской активностью» и «исследовательским поведением». По их мнению, различия состоят лишь в акцентировании того или иного аспекта. Так, в понятии «исследовательская активность» больше подчёркивается потребностно-мотивационный и энергетический аспект, в «исследовательском поведении» - аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» - аспект целеустремлённости и целенаправленности [4]. Исследовательская деятельность, по определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяет специфику и сущность этой деятельности» [5]. В фундаменте исследовательского поведения, как подчёркивает А.И. Савенков, лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределённой ситуации. Он даёт следующее определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [6]. Таким образом, исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путём «проб и ошибок», работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий. В рамках учебного процесса при организации исследовательской работы школьников происходит смещение акцентов с научной новизны знаний на их субъективность, а также на процесс овладения новыми видами деятельности. Нужно подчеркнуть, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний [7]. Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Её ценность - в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению [8]. Целью исследовательской деятельности всегда является самостоятельное получение нового знания об окружающем мире, развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; овладение умениями использования информации о современных достижениях в науке; обучение умению формировать тему, цели и задачи исследования, оформления работы; формирования навыков публичного выступления, культуры рассуждения, защиты реферативной работы, ведения дискуссии, чем и отличается от обычной учебной деятельности (объяснительно-иллюстративной) [9]. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, являясь либо закономерностью, либо знанием о детали, о её месте в той или иной закономерности [10]. Помимо новых знаний, целью исследований в рамках учебной деятельности является поиск новых методов и способов деятельности, а также отработка умений и навыков их использования. О двойственной цели этого вида учебной деятельности часто забывают, делая акцент только на результат. Организация учебных исследований школьников подразумевает принципиальное изменение отношений между двумя субъектами образовательного процесса: в типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект - субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега - коллега». Вторая составляющая - «наставник - младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, её носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности [11]. Говоря об особенностях исследовательской деятельности, нужно отметить, что она базируется на исследовательских способностях и исследовательских умениях субъекта, причём как ученика, так и учителя. Исследовательские способности, по определению А.И. Савенкова, это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности [12]. В их состав входит: умение видеть проблему; умение вырабатывать гипотезу; умение наблюдать; умение проводить эксперимент; умение давать определение понятиям и др. Сформированность специальных исследовательских способностей не уменьшает значимость общеучебных учений и навыков, которые необходимы любому человеку для успешного обучения и дальнейшей самореализации. Существуют различные подходы к определению понятия «исследовательские умения». Так, В.В. Успенский определяет их как способ самостоятельных наблюдений, опытов, полученных в процессе решения исследовательских задач [13]. А.В. Петровский отмечает надпредметный характер исследовательских умений. По его мнению, исследовательские умения - это владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебных работ [14]. Х.Я. Мулюков определяет такие умения как «умения применять тот или иной метод исследования при решении определенной проблемы или исследовательского задания». По А.Г. Иодко, исследовательские умения являются системой «интеллектуальных и практических умений учебной деятельности, необходимой для самостоятельного выполнения исследования или его части» [15]. С.И. Брызгалова трактует исследовательские умения как способ реализации отдельной деятельности, определяет их группы и представляет классификацию в зависимости от логики научного исследования: научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-речевые, коммуникативно-речевые [16]. В работе «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности» И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова определяют эти умения как «способность самостоятельных наблюдений, опытов, поисков, приобретенных в процессе решения исследовательских задач» [17]. Следовательно, нет единого мнения относительно психологической и практической сущности указанного понятия. Еще больше противоречий в определении структуры исследовательских умений. Так, разные авторы понимают под одними и теми же компонентами учебной деятельности различные психологические явления. Однако большинство из них склоняется к мысли, что исследовательские умения - это сложные комплексные умения, охватывающих систему знаний, навыков и элементарных умений и несущие элементы творчества. Их знаниевый компонент - это прежде методологические знания общенаучного характера о методах научно-эмпирических исследований, о структуре деятельности исследователя-экспериментатора, о предмете и методах конкретной науки [18]. По мнению Н. Литовченко, в структуру исследовательских умений входят также знания, необходимые для ориентации в соответствующих исследовательских задачах: научный стиль мышления и работы, суть умственных, умственно-практических действий и их последовательность, эвристические правила и логические приемы [19]. Теоретический анализ проблемы познавательной деятельности свидетельствует, что усвоение необходимого минимума знаний является обязательным условием для формирования умений. Определение исследовательских умений как сложных комплексных умений и характеристика их структуры вносит определенную ясность в процесс классификации умений и вообще в понимание этих важных понятий и облегчает определение оптимальных путей обучения учащихся исследовательской деятельности. Тряпицына А.П. разделила учебные исследования на три группы: монопредметные, межпредметные и надпредметные. 1. Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по конкретному предмету в школе. Целевое назначение монопредметного учебного исследования - это решение локальных предметных задач, реализуется под руководством учителя - предметника, только по одному предмету. Примером такого монопредметного исследования может стать задание: «Предложите, как можно доказать, что алмаз и графит образованы одним химическим элементом». Конечно же, когда учащийся начинает проводить в данном случае исследовательскую работу, за рамки предмета химии он не выходит, «копая» только в одном - химическом направлении, не затрагивая ни математику (алгебру, геометрию), ни биологию, ни географию и так далее [20]. 2. Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям. Целевое назначение межпредметного учебного исследования - это решение локальных или глобальных межпредметных задач, реализуется под руководством педагогов одной или нескольких образовательных областей [21]. Межпредметное учебное исследование иногда называют интегрированным исследованием. К примеру, в исследовательской работе «Природные источники углеводородов» идет пересечение четырех школьных предметов: биология, география, химия, экология. 3. Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для старшеклассников проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей. Целевое назначение надпредметного учебного исследования - это решение локальных задач общеучебного характера. Реализуется это учебное исследование под руководством педагогов, работающих в одной параллели классов. Например, исследование «Нитраты в продуктах питания» носит надпредметный характер [22]. Надпредметные исследования имеют ряд преимуществ перед учебными моно- и межпредметными исследованиями. Во-первых: они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков. Во-вторых: как правило, на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание линейных курсов. И, наконец, в-третьих: процесс исследования способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью. Педагогическую целесообразность надпредметных исследований А.П Тряпицына определила следующим образом: . Надпредметное исследование является конкретным инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим единство подходов учителей разных предметов к достижению общих целей школьного образования. . В силу своей обобщенности, надпредметное исследование позволяет учителю в максимальной степени раскрыть ценностные ориентиры своей деятельности как посредника между поколениями, между прошлым и будущим путем трансляции своего уникального индивидуального творческого отношения к миру (В.В. Абраменко, М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский). . Надпредметное исследование дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке» (Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский), когда урок не только «готовит к жизни», но является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни. . Надпредметное исследование обеспечивает содержательно-мировоззренческое сопровождение и согласование учебных программ школьного образования за счет целостного рассмотрения всех направлений повышения уровня компетентности школьников: расширения круга личностно-значимых проблем, расширения круга средств решения проблем. . Надпредметное исследование обогащает возможности учебного плана, не приводя к перегрузке учащихся, поскольку может являться основной для построения интегрированных модулей и способствовать обогащению содержания отдельных тем конкретных учебных предметов. . Надпредметное исследование может рассматриваться как способ педагогической поддержки процесса самообразования ученика и расширения форм учета достижений ученика в образовательной деятельности. . Надпредметное исследование может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика [23]. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания [24].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 175 страниц
4375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg