Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимодействие семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков

kisssaaa0721 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.08.2021
Проблема исследования заключается в необходимости разработки программы взаимодействие семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков. Была сформулирована тема исследования «Взаимодействие семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков». Объект исследования – процесс взаимодействия между школой и семьями учащихся. Предмет исследования – содержание профилактической работы отклоняющегося поведения детей младшего подросткового возраста в рамках взаимодействия семьи и школы. Цель исследования – проанализировать опыт взаимодействия родителей и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков и разработать соответствующую программу. Задачи исследования: 1. Проанализировать существующие в науке теоретические подходы к проблеме взаимодействия семьи и школы. 2. Охарактеризовать социально-психологические особенности младшего подросткового возраста. 3. Выявить причины отклоняющегося поведения у младших подростков. 4. Определить особенности взаимодействия семьи и школы. 5. Проанализировать опыт взаимодействия родителей и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков и разработать соответствующую программу. База исследования. ГБОУ СОШ №902 г. Москва. Выборку составляют младшие подростки с отклоняющем поведением численностью 28 человек, находящиеся на обучении в ГБОУ СОШ №902 г. Москва. Новизна исследования, заключается в том, что: - проанализированы существующие в науке теоретические подходы к проблеме взаимодействия семьи и школы; - проанализированы существующие в науке теоретические подходы к проблеме взаимоотношений детей и родителей. -проанализированы существующие в науке причины отклоняющегося поведения младших подростков. Методология и методики исследования. В своем исследовании мы опирались на теоретические положения, выдвинутые Л.Н.Толстым об открытости , любви к детям, и взаимодействии с семьёй , П. Ф. Каптерев формулирует основные правила взаимодействия семьи и школы, отдавая приоритет семье, К. Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями. С. Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Исследование также базируется на апробированных оценочных психодиагностических методиках, включающих: методику «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» «Самооценка психических состояний личности; «Опросник выявления причин отклонения в поведении и развитии подростка». Практическая значимость заключается в том, что материалы настоящего исследования, включая разработанную и экспериментально проверенную программу взаимодействия семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков, можно использовать в социально-педагогической практике образовательных организаций. Положения, выносимые на защиту. 1. Социально-психологические особенности младшего подросткового возраста имеют следующее выражение: 2. Основные причины отклоняющегося поведения у младших подростков: -Улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью; -Пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа). -Политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества; -Усиленная пропаганда альтернативных ценностей средствами массовой информации; 3. Программа взаимодействия семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков, содержит следующие разделы: - Выявление причины отклоняющегося поведения у младших подростков. - Определение особенностей взаимодействия семьи и школы. - Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к подростку. Коррекция образа жизни младших подростков предоставляющая возможность для реализации личностного потенциала. Структурно работа включает: введение, 2 главы теоретико-практического исследования с выводами по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования состоит в том, что увеличение отклоняющегося поведения в младшем подростковой возрасте стало одной из серьезных проблем, беспокоящей не только психологов, но и медиков, социологов, педагогов и общество в целом. В условиях временной психологической стабилизации и «сытости» при определенном стремлении к активности, личность остро чувствует переизбыток времени. Поэтому для удовлетворения возникшего инертного движения к деятельности подросткам могут быть предложены коррекционные программы различного характера (от изучения внутренних психических процессов до формирующих личность). Дальнейшая адаптация молодой личности в социуме требует наличия определенных знаний навыков и умений. Жизнь детей состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. В современном мире общество терять семейные ценности наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями» Степень разработанности проблемы исследования. Вопросами взаимоотношения школы и родителей школьников занимаются многие отечественные исследователи такие как Толстой Л.. Н., Николай Федорович Бунакова , П. Ф. Каптерев. Н. Ф. Бунакова и многие другие. Вместе с тем, анализ научной литературы показал, что многие вопросы проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков, не получили должного освещения в ней. Выявлено противоречие между, необходимостью выстраивания эффективного взаимодействия семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков и слабой разработкой методических материалов по данному направлению.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………...…. 7 1.1. Теоретические подходы к проблеме взаимодействия семьи и школы в работах отечественных и зарубежных учёны………………………7 1.2. Социально-психологические особенности младшего подросткового возраста…………………………………………………………………………13 1.3. Причины отклоняющегося поведения у младших подростков ….19 1.4. Особенности взаимодействий семьи и школы……………………23 Выводы по первой главе…………………………………………………33 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ………………………………………………34 2.1. Опыт взаимодействия семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков на примере 5го класса ГБОУ СОШ № 902………………………………………………………………34 2.2. Программа взаимодействия семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков …………………………45 2.3. Анализ эффективности программы взаимодействия семьи и школы в профилактике отклоняющегося поведения младших подростков …….….52. Выводы по второй главе………………………………………………....56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. Там же. С. 285. 2. Степанов Е. Н., Лузина Л. А/. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Творческий центр. 2003. 3. Бунаков И. Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.. 1953. 4 .Бунаков //. Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.. 1953. – С. 26-29. 5. Там же. С. 93-95. 6. Там же. С. 179. 7.Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. –С. 86 8.Шацкий С. Т Избранные пед. Соч.: в 2 т. Т. 2 / под ред. Н. П. Кузина. – М., 1980. – С. 51-56. 9.Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Т. 1 / подред. А. В. Петровского. – М., 1979. – С. 27. 10. Журба Н.Н. Историко-педагогический обзор проблемы взаимоде йствия семьи и школы М., 2010.- С.93. 11. Мамайчук, И. И. Психолого-педагогическая помощь семье [Текст] / И.И. Мамайчук, Л.А. Киреева. – Л.: Знание , 1986. – 30 с. 12. Лесгафг, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 362 с 13. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений т. 10 [Текст] / К. Д. Ушинский. – М. : Изд-во Академии пед. Наук, 1950. – 597с 14. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптерев. – М. : Педагогика, 1982. – 237 с 15. . Макаренко, A. C. Педагогические сочинения в 8-ми т., т. 4 [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – 543 с 16. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти томах, т.1 [Текст] / Н.К. Крупская. – М. : Педагогика, 1978. – 435 с 17. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст] / под ред. Н.П. Кузина и др. – М. : Педагогика, 1980. – 567 с. 18. . Блонский, П. П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. –- М. : Изд.-во Академии пед. Наук РСФСР, 1961. – 695 с 19. . Никольская, A. A. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России [Текст] / А.А. Никольская. – Дубна : Издательский центр «Феникс», 1995. – 336 с. 20. . Болдырев, Н. И. Педагогика [Текст] : учеб. Пособие / Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов. – М : Просвещение, 1968. – 528 с. 21. Капралова, Р. М. Работа классного руководителя с родителями учащихся [Текст] / Р. М. Капралова. – М. : Просвещение, 1980. – 210 с 22. . Бодалев, A. A., Обозов, H. H., Столин В. В. О службе семьи [Текст] / А. А. Бодалев, Н. Н. Обозов, В. В. Столин // Психологический журнал. – 1981. – №4. – С. 91-99 23. . Обозов, H. H. Психологическая структура семьи и формирование личности ребенка дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Обозов. – Минск : 1978. – 221 с 24. Коссая, С. М. Взаимосвязь школы и семьи в воспитании и обучении младших школьников [Текст]: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.01 / С. М. Коссая. – Л., 1962. – 24 с 25. Носонова, Е. Б. Эмоциональное отношение между родителями и детьми младшего школьного возраста [Текст] / Е. Б. Носонова. – Киев : Радяньска школа, 1989. – 67 с. 26. Ридигер, О. С. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании учащихся [Текст] : дисс…канд.пед.наук : 13.00.02 / О.Н. Ридигер. – М., 2012. – 198 с. 27. Архиреева, Т. В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста [Текст] : автореф. Дис. Канд. Псих. Наук : 19.00.07 / Т.В. Архиреева. – М., 1990. – 22 с 28. Керкис, С.С. Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности подростков [Текст] : автореф. Дисс. …канд. пед. Наук: 13.00.01 / С. С. Керкис. – Пятигорск, 2009. – 18 с. 29. Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Текст] / А. И. Захаров // Вопросы психологии. – 1982. – №1. – С. 59 – 68 30. . Сабитова, Г. В. Принципы социально-педагогической поддержки семьи с детьми [Текст] / Г. В. Сабитова // Семья в России. – 2007. – №3. – С. 1-18. 31. Мубинова, Р. Д. Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия педагогов с семьей как условие социального становления личности (На примере учреждения дополнительного образования детей) [Текст]: Дис… канд. Пед. Наук : 19.00.01 / Р. Д. Мубинова. – Ульяновск, 2004. – 323 с 32. Седов, В. А. Развитие взаимодействия родителей и детей в жизнедеятельности общеобразовательной школы [Текст] : дис… канд. Пед. Наук : 19.00.02 / В.А. Седов. – Курск, 2002. – 210 с. 33. . Морозова, В. Е. Единство семьи и школы в воспитании учащихся [Текст] / В. Е. Морозова // Завуч начальной школы. – 2013. – №1. – С. 22-26 34. Степанова, И. В. Кризис традиционных форм взаимодействия семьи и школы [Текст] / И.В. Степанова // Вопросы воспитания в современной педагогике. – 2016. – № 5. – С.53-60 35. . Артемьева, Е. Н., Каретникова, У. Г. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС [Текст] / Е. Н. Артемьева, У.Г. Каретникова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.– 2014. – № 2. – С. 33-36 36. Козлова, С. А., Богиня, Т. Н. Направления и формы взаимодействия школы и семьи [Текст] / С. А. Козлова, Т. Н. Богиня // Журнал SCIARTICLE.RU. – 2014 37. Коробкова, В. В. Семейный клуб как форма партнерского взаимодействия школы и семьи младших школьников [Текст] / В.В. Коробкова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – № 9. – С. 22-26. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 39. Как создать свободную школу. (Дом свободнаго ребенка) [Текст] / К. Н. Вентцель. – Москва : Типолитография т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1906 40. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста. Учебное пособие. 41. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. 42. Федосенко О.А. Психологические особенности подростков с девиантным поведением и причины ухода их в асоциальные группы // Наука. Образование. Общество. – 2005-06-07 43. Конюхова С.Г. Социально-психологические характеристики подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск – Библиотека ЕГПУ 44. Брилинг Е.Е. Внимание: подросток! 45. Немов Р. Психология. Т.2. Психология образования. 46. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии 47. Фролова С.В., Сенина Т.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях. – www.psyjournals.ru. 48. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакц.-изд. Центр консорциума «Соц. Здоровье России», 1994. – 221стр 49. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 1.1. Теоретические подходы к проблеме взаимодействия семьи и школы в работах отечественных и зарубежных учёных Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Дети начинают ходить в школы, к репетиторам и на доп. занятия , что в совокупности занимает больше времени чем нахождение с родителями. И чем сложнее и строже становится программа и требования школы, тем сложнее складываются отношения между семьёй и школой. Одним из основоположником по взаимоотношения школы, детей, родителей стал Толстой Л. Н. В 1859 г. Л. Н. Толстой открывает школу для крестьянских детей. Ее принципами были: природо- и культуросообразность, открытость, сотрудничество, демократизм, связь с жизнью и трудом, самодеятельность и любовь к детям. Педагог сформулировал методологический ключ к построению взаимоотношений и взаимодействий между школой и семьей: «Хорошо все то, что соединяет людей, дурно то, что разъединяет» Л. Н. Толстой, в отличие от Ж.-Ж. Руссо, не отрывая детей от семьи, создавал для них широкое образовательное пространство, соединив их воспитание с окружающей жизнью; организуя разнообразные виды деятельности. Л. Н. Толстой пришел к выводу, что школа должна отвечать интересам и чаяниям народа, следовательно, должна быть трудовой[1], что совпадало с теоретическими выводами К. Д. Ушинского - народность, православие, наука. В основе жизни общества лежит трудовая деятельность; готовя молодежь к самостоятельной жизни, следует готовить ее к труду. Рассмотрим идею Николая Федоровича Бунакова. Развитие взаимодействия школы с семьей в воспитании и социализации учащихся получило воплощение в деятельности Н. Ф. Бунакова, который также действовал в русле идей К. Д. Ушинского. В селе Петино Воронежской губернии он открывает начальное училище с целью подготовки всесторонне развитого человека - труженика, семьянина и общественника, с развитой индивидуальностью, самостоятельным мышлением, законопослушного и нравственно воспитанного гражданина. Помимо занятий в школе проводились различные мероприятия, в которых принимали участие школьники и жители окрестных селений. Это помогало сблизить школу с населением; способствовало повышению авторитета школы и ее учителей. Н. Ф. Бунаков считал, что школа тогда станет по-настоящему успешной, когда будет тесно связана со всем населением и родителями учащихся. Он ввел публичные ежегодные отчеты перед населением. Связь школы с населением развивалась по нескольким направлениям: библиотека снабжала людей книгами, школа - семенами и саженцами, устраивались школьные вечера, был создан «крестьянский театр».[2] Первым фактором воспитания учащихся Н. Ф. Бунаков считал содержание и характер обучения. Решающим фактором воспитания - личность учителя. Третьим фактором нравственного влияния является «склад школьной жизни», который школьники нередко переносят и в свою домашнюю обстановку. Эти правила должны охватывать все стороны жизни учащихся, должны быть едиными для школы и дома и изложены в доступной и ясной форме. Школа, по его замыслам, должна стать центром культурнообразовательного влияния на детское и взрослое население. Важной частью взаимодействия с семьей, «особенно когда речь идет о сельской школе», он считал «отношение учеников к дому, к семье, к домашней обстановке». Учитель не должен позволять «никаких насмешек и презрительных отзывов о жизни отцов. Главная особенность школы: она должна «приготовлять русского человека», для этого она должна «носить на себе печать народности» [3]. В борьбе за здоровье детей он считал необходимым «привлечение родителей», народной педагогики: особо эффективны игры, которые «можно заимствовать прямо из жизни». Ученики - главные помощники школы в культурно-просветительной работе, они - проводники влияния школы на своих родителей и взрослое население в целом. Впервые в отечественной практике образования было и то, когда учитель для улучшения взаимодействия школы с окружающей средой исследовал отношение к ней местного населения. Основными педагогическими идеями Н. Ф. Бунакова являются: народность; единство национального и общечеловеческого воспитания и образования; трудовая школа; всеобщее обязательное, равное и бесплатное образование. [4] С поступлением ребенка в школу семейное воспитание не прекращается, а расширяется. П. Ф. Каптерев формулирует основные правила взаимодействия семьи и школы, отдавая приоритет семье. Хорошая школа должна действовать «в непосредственной связи с семьей и под ее влиянием». Они должны идти «рука об руку ... поддерживать и восполнять друг друга» [5]. Он выступал за уважительное сотрудничество и партнерство родителей и взрослых с детьми, семьи и школы. В деле образования «нет вопросов только школьных, а есть вопросы семейно- общественно-школьные». Школа - «продолжение воспитательной деятельности семьи во всех отношениях». Школы - «своеобразные гражданские общества». В них дети получают «весьма важные, имеющие влияние на всю их позднейшую деятельность, уроки общественной жизни». Впервые П. Ф. Каптерев ставил вопрос о необходимости формирования класса и школы как товариществ, как сообществ учащихся и взрослых. Он заключал: правильная и широкая постановка общественно-нравственного развития и гражданского воспитания возможна «только при благоустройстве семьи, школы и общественно-государственной жизни». [6] Создателем одной из первых индустриальных моделей социализации и воспитания учащихся стал П. П. Блонский. Он утверждал, что школа должна «иметь одну и ту же цель - воспитание человека как человека». Цель школы состоит в том, «чтобы познакомить его с основами науки и хорошим методом работы и, сверх того, дать ему такое общее направление, которое «повлекло бы его к истине, к любви, к красоте формы и содержания, к чувству необходимости стать полезной единицей». Без новой школы нет прогресса для человеческой культуры и нет свободы и счастья для рабочего класса.[7][8][9] Школа должна стать элементом окружающей общественной жизни. Она должна стать помощницей семье. П. П. Блонский определяет это как служение школы семье. С помощью школы ребенок по- новому начинает видеть «семейный мир». Учащимся в его концепции отводилась роль лидера в работе с взрослыми членами семьи, но под руководством учителей . На рубеже 19 и 20 веков впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К. Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями. Созданная им школа «Дом свободного ребенка», где родители заменяют учителей, является первой попыткой реализации идеи взаимодействия школы и семьи. После революции 1917 года внимание педагогов направлено на решение проблемы построения взаимосвязи между школой и семьей. Н. К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. Н. К. Крупская поставила вопрос о педагогической грамотности родителей и о приоритетной роли школы в решении этого вопроса. Школа была призвана осуществлять педагогическое руководство семейным воспитанием. А. С. Макаренко, принимая идею педагогического руководства семейным воспитанием со стороны школы, утверждал, что речь, в этом случае, идет о просветительских, методических, ресурсных и т.д. возможностях педагогического руководства, а не о том, что школа выступает по отношению к семье в роли некого контролера. В то же время А. С. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности воздействий. С. Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника. Первый состоит в том, что школа выполняет просветительскую функцию, а среда лишь мешает педагогическому коллективу эффективно работать. Для второго подхода свойственно изучение социальной среды с точки зрения пользы, которую учебное заведение может извлечь для своего существования. Третий подход, сторонником, которого являлся сам С. Т. Шацкий, - фактическое единство школы со средой, т.е. организация целостного воспитательного процесса в микросреде. Сформулированные С. Т. Шацким методологические подходы к организации взаимодействия школы и среды не потеряли своей актуальности и по сей день. Можно сказать, что данные подходы в полной мере отражают современные тенденции в сфере взаимодействия школы со средой и семьей, как частью окружающей школу среды. В. А. Сухомлинский отмечал важность единства требований и нравственных приоритетов. Все действия воспитателей, влияющих на ребенка, взаимозависимы, взаимообусловлены. Эффективность воспитательного процесса определяется тем, насколько эти зависимости осознаются воспитателем и реализуются в практике. В. А. Сухомлинский утверждал, что на ребенка воздействуют все средовые факторы и зачастую противоречивость воздействий, разногласия между словами и делом приводит к дефектам воспитания. Школа же является центром воспитательной работы, организатором совместной деятельности взрослых и детей на общественное благо. Именно в этой совместной деятельности находят свое отражение, подтверждаются и закрепляются воспитательные приоритеты.[10] Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник, отдавая приоритет комплексному подходу в организации воспитательной работы школы, рассматривают взаимодействие школы и семьи, как часть системы школьного воспитания. Соподчиненность всех элементов системы и наличие взаимосвязи между ними способствует осуществлению комплексного подхода. Согласованность различных сторон воспитательного процесса способствует оптимизации воспитательной работы, повышению её эффективности, а также гармонизации всей системы школьного воспитания.[10] «Дома свободного ребенка» К. Н. Вентцелем «Дом» представлял собой самоуправляющуюся педагогическую «свободную общину детей, родителей, педагогов», в которой они живут и сотрудничают, объединенные общими целями и задачами, по законам «идеального человеческого общества», основанного на равноправии, справедливости, взаимном уважении и братской любви. «Педагогическая община» становилась в определенной степени коллективным субъектом воспитания. «Дом» был открыт для детей всех классов, сословий и состояний и должен был развиваться в форме общины семейного типа: дети, родители, педагоги и взрослые становятся активными организаторами и участниками всего этого проекта. Главными распорядителями являются дети: они выбирают воспитателей и занимаются, чем хотят, что их интересует. Общественно необходимый, свободный и производительный труд должен играть «первостепенную и основную роль», направлен на выработку «из ребенка человека» - содействовать «его всестороннему гармоническому» развитию, готовить его «к профессии человека вообще». «Дом» был открыт для родителей: «Они здесь учатся и воспитываются и находятся вместе со своими детьми». Их главной задачей было - создавать для детей наилучшую образовательную среду. При этом ребенок становится великой воспитательной силой для родителей: он «незаметно ... ведет их к преобразованию личной и семейной жизни»[39] Таким образом, проанализировав взгляды отечественных педагогов на проблему взаимодействия школ с родителями, мы можем сделать такие выводы как : -семья всегда занимает центральное место в воспитании ребенка, она играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм , а так же поведения ребенка. -педагогическое взаимодействие школ с семьей состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста ребенка. Основной задачей педагога по взаимоотношению с семьёй является - активизация педагогической и воспитательной деятельности семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. 1.2. Социально-психологические особенности младшего подросткового возраста Любой возраст хорош по-своему. И в то же время, в любом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности и свои плюсы. Не исключением является и младший подростковый возраст. «.в структуре личности подростка нет ничего устойчивого,окончательного, неподвижного». Выготский Л.С. Младший подростковый возраст со стороны ученых рассматривается как один из самых сложных периодов . Но так же это и самый ответственный период в становлении личности человека. В этот период формируются взгляды на жизнь, социум, дружбу, любовь. Так же .в этот момент жизни стабилизируются черты характера. Переход от детства к взрослости протекает быстро и с проявлением противоречивых тенденций социального развития. Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости - кризис 17 лет. Для характеристики каждого из этапов ученый ввел 4 основных критерия: 1 Социальная ситуация развития – это влияние внешних социальных условий, непосредственно окружающих человека, на формирование определенных психических феноменов и отношений. 2 Ведущая деятельность – это тип активности, который на конкретном этапе развития имеет наибольшее влияние на психику. 3 Кризис – это промежуточные непродолжительные этапы развития, которые характеризуются резкими изменениями в психической составляющей жизни человека. Результатом положительного прохождения кризиса является переход на качественно новую ступень развития. 4 Новообразования – изменения качественного характера в структуре развитии психики, впервые обнаруживающиеся на данном возрастном этапе. На каждом из возрастных этапов должно произойти два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса: -Формирование аффективной (эмоциональной) составляющей и личностных особенностей. -Формирование технической стороны и интеллектуальной сферы.. Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется такое понятие как «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты как с самим собой так и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство полноценной личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский выделял в структуре развития подростка два ряда процессов: натуральный и социальный. «Натуральный ряд характеризуется процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны» [40]. Темпы биологического и социального развития подростка не совпадают, а так же не совпадают темпы развития различных аспектов одного и того же ряда: например, отдельные системы организма подростка созревают в разное время. «Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Детские капризы и отношение к окружающим причудливо уживаются в нем со взрослостью суждений» [40]. В подростковом возрасте перед каждым ребенком встает крайне сложная задача: адаптироваться к огромному количеству глубоких и всесторонних изменений, происходящих с его организмом, психикой и социальным статусом. Решить такую задачу было бы нелегко даже взрослому человеку, опытному и зрелому. Еще сложнее приходится вчерашнему ребенку. Именно поэтому подростковый возраст справедливо называется трудным, критическим [41]. И без того непростое положение подростков усугубляется тем, что в современном обществе существует большой разрыв между требованиями, предъявляемыми к взрослым и детям: «От ребенка требуют послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола, в жизни же взрослых отношения мужчины и женщины играют важную роль. Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов» [40]. Кроме того, условия современности способствуют и усугублению неравномерности перехода подростка от детства к взрослости: «Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей)» [41]. Поэтому многим современным подросткам не удается полноценно справиться с трудностями переходного периода. Как следствие, в подростковом возрасте нередко возникают различные поведенческие отклонения (девиантное поведение), такие как агрессивные проявления, конфликты с взрослыми и сверстниками, драки, курение, алкоголизация и наркотизация, суицидальные попытки и т.д. [42]. Во внутреннем плане у подростков часто появляются эмоциональная неуравновешенность, тревожность, неуверенность, недоверие к людям, склонность к депрессиям и др. [43]. Основным новообразованием переходного возраста является характерное для подростков чувство взрослости [44]. Подросток понимает, что он уже не совсем ребенок, и стремится скорее стать взрослым. Он хочет быть самостоятельным и независимым, и еще в большей степени хочет, чтобы окружающие воспринимали его как личность. Если родители, учителя и другие взрослые продолжают относиться к подростку как к ребенку, он протестует, и этот протест может принимать самые различные формы. Чувство взрослости подростков имеет множество внешних проявлений. Наиболее часто подростки в своем поведении, общении и внешнем виде начинают подражать взрослым. Он может подражать как отрицательным особенностям взрослых (курение, ругань и т.п.), так и положительным (забота о ближних, участие в различных делах наравне с взрослыми и др.). Меняя различные образцы для подражания, подросток «примеряет» на себя разные социальные роли, и в результате, как правило, рано или поздно находит наиболее подходящие именно для него [44; 45; 46]. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в психологической сфере подростка, более подробно. В этот период развиваются и достигают взрослого уровня все познавательные процессы: «период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого произвольного внимания, логической памяти и теоретического мышления» [47]. Вместе с развитием познавательных процессов происходит становление и способностей подростков: в переходном возрасте максимального уровня достигают обучаемость, интеллект и креативность (творческие способности) [40]. Значительным преобразованиям подвергается эмоционально-волевая сфера подростков: «Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. … Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к окружающей действительности» [40]. Изменяется мотивационная сфера подростков. Познавательная потребность становится максимально ярко выраженной, причем как в отношении окружающей действительности, так и в отношении самого себя. Стремясь познать окружающий мир, подросток испытывает интерес то к одним, то к другим явлениям и видам деятельности, и в итоге формируются его личностные и профессиональные интересы. Будучи эмоционально вовлеченным в процесс познания окружающей действительности, подросток проявляет нравственное отношение ко всем явлениям, находящимся в фокусе его внимания. В результате у него формируются жизненные идеалы, убеждения, мировоззрение [48] и, к концу подросткового возраста, характер и направленность личности. Вместе с тем подросток испытывает глубочайший интерес к собственной личности: «Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями» [49]. Представления подростка о самом себе формируются через сравнение себя с другими, восприятия оценок, данных ему сверстниками и взрослыми, и путем рефлексии (самоанализа) [40; 46]. В итоге в течение переходного периода полностью формируется Я-концепция личности, что считается еще одним главным новообразованием подросткового возраста. В связи с этим стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению – главные мотивационные линии подросткового возраста [45]. Все перечисленные мотивы реализуются у подростков в общении со сверстниками, и поэтому ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками [44]. 1.3.Причины отклоняющегося поведения у младших подростков. Отметим, что на отклонение в поведении подростка оказывают влияние такие особенности взаимоотношений как: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие равнодушия, нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов. Низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи. Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантное поведение "молодеет". Можно выделить ряд факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у младших подростков. Сейчас подростки особенно уязвимы, поскольку подвержены сильному влиянию социального кризиса. Раньше в нашей стране кризис подросткового возраста сглаживался единой идеологической базой, уверенностью в своём будущем и ясностью перспективы. Сейчас же подростки слышат от взрослых о безысходности, об отчуждении, о бесполезности существования, о том, что "умные люди никому не нужны", о том, что "успеха добиваются только те, у кого есть деньги", и т.д. Так же подростки знают о том, что их возраст трудный, и порой умело манипулируют этимэтим своим сктатусом. Основными причинами возникновения девиантного поведения подростков, как правило, являются: 1. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного или ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg