Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекция нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

kisssaaa0721 2425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.08.2021
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Коррекция нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами» Объект исследования – процесс развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Предмет исследования – коррекция ФФНР у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами. Цель исследования – изучить теоретические аспекты проблемы и обосновать практическое содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. 3. Составить комплекс игр и упражнений, направленных на преодоление ФФНР у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования - изучение медико-психолого-педагогической документации - проведение педагогического эксперимента - качественный анализ данных исследования - подбор методов и приемов коррекции Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольной группы МБДОУ «Детский сад №____», г. Челябинска. В исследовании приняло участие 8 детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы воспитателями и студентами педагогических организаций. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава раскрывает теоретические аспекты изучения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. В ней подробно изучены онтогенетические принципы и закономерности становления и развития фонематических процессов у дошкольников, представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Во второй главе мы рассмотрели и проанализировали специальную методическую литературу по обследованию фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Также во второй главе описано содержание логопедической коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами, в соответствии с которым составлен комплекс игр и упражнений. Проведен анализ работы по коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, сделан вывод об ее эффективности. После каждого параграфа даются выводы. В заключении – общий вывод по проделанной работе, список использованных источников и приложение.
Введение

В последнее время в России сложилась социальная и экономическая ситуация, для которой характерно увеличение числа женщин детородного возраста с хроническими соматическими, эндокринными заболеваниями. Кроме того, растёт число женщин, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, курящих женщин. Уменьшение количества здоровых женщин ведёт к уменьшению доли здоровых женщин, что приводит к уменьшению доли рождения физически здоровых детей. Статисческие данные указывают на то, что много рождается детей с энцефалопатией различного генеза и степенью тяжести. Поэтому появилась тенденция к росту количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрическими расстройствами. Современный этап развития логопедии характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с дизартрией, так как количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией, в том числе и дизартрией, увеличивается. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Успешное обучение и воспитание детей этой категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков. Минимальные дизартрические расстройства (стёртая дизартрия) встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Этой проблеме посвящены работы Соботович Е.Ф., Карелиной И.Б., Токаревой О.А., Винарской Е.Н., Пулатова А.М., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В. Проблема выявления и коррекции минимальных дизартрических расстройств продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 7 1.2. Характеристика фонетико – фонематического недоразвития речи у дошкольников 13 1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 17 Выводы по первой главе 22 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 2.1. Состояние фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 24 2.2. Содержание индивидуальной логопедической работы по коррекции нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 37 2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 43 Выводы по второй главе 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50 ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Список литературы

1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. – 2017. – № 1. – С. 27-34. 2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2017. – 320 с. 3. Безубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму [Текст] : конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г. В. Безубцева, Т. Н. Андриевская. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2013. – 120 с. 4. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В.И. Мирясова. – М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2012. – 46 с. 5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 2017. – 176 с. 6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2019. – 287 с. 7. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Белякова. – М. : Эксмо-Пресс, 2011. – 320 с. 8. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей [Текст] / А. И. Богомолова. – М. : Просвещение, 2019. – 208 с. 9. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст] : игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. 10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2011. – 256 с. 11. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. – Ставрополь, 2018. – 224 с. 12. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. С. Вакуленко. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 128 с. 13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. – М. : Просвещение. – 2017. – 160 с. 14. Волкова, Л. С. Логопедия. [Текст] / Л. С. Волкова. – М. : ВЛАДОС. – 2018. – 703 с. 15. Волосовец, Т. В. Основы логопедии [Текст] : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 200 с. 16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2017. – 472 с. 17. Герасимова, А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками [Текст] / А. С. Герасимова. – М. : Айрис-пресс. – 2019. – 224 с. 18. Герасимова, А. С. Гимнастика для пальчиков [Текст] / А. С. Герасимова, Е. М. Косинова. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2012. – 64 с. 19. Дьяченко, О. М. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева [и др.]. – М. : Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 2015. – 144 с. 20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : АПН РСФСР, 1958. – 378 с. 21. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. [Текст] / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2018. – 280 с. 22. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] : пособие для логопеда / Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 2015. – 207 с. 23. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет [Текст] : учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е. В. Колесникова. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М. : Издательство «Ювента», 2017. – 96 с. 24. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Совет. Россия, 2013. – 160 с. 25. Комарова, Л. А. Автоматизация звука [с] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника [Текст] / Л. А. Комарова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2017. – 32 с. 26. Комарова, Л. А. Автоматизация звука [л] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника [Текст] / Л. А. Комарова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2018. – 32 с. 27. Комарова, Л. А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника [Текст] / Л. А. Комарова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2018. – 32 с. 28. Комарова, Л. А. Автоматизация звука [ц] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника [Текст] / Л. А. Комарова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2018. – 32 с. 29. Комарова, Л. А. Автоматизация звука [ш] в игровых упражнениях. Альбом дошкольника [Текст] / Л. А. Комарова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2019. – 32 с. 30. Кондратенко, И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения [Текст] / И. Ю. Кондратенко. – М. : Айрис-пресс. – 2010. – 64 с. 31. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения [Текст] : приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / В. В. 60 Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-ое издание дополненное. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2011. – 16 с. 32. Коноваленко, В. В., Хлоп-топ: нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6- 12 лет [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2013. – 20 с. 33. Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика [Текст] / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. – СПб. : Литера, 2014. – 64 с. 34. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика: комплекс упражнений [Текст] / О. И. Лазаренко. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 32 с. 35. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2018. – 367 с. 36. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2018. – 159 с. 37. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для дефектол. фак. педвузов. – М. : Просвещение, 2019. – 302 с. 38. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика [Текст] / Л. П. Савина. – М. : АСТ : Астрель, 2011. – 46 с. 39. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / О. А. Степанова. – М. : Сфера, 2013. – 112 с. 40. Ткаченко, Т. А. Обведи и объясни. Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушениями речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д, 2011. – 32 с. 41. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 96 с. 42. Трубникова, Н. М. Практическая логопедия [Текст] : учеб.- метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012. – 97 с. 43. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учеб.- метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Урал. гос. пед. ун-т. –Екатеринбург, 2018. – 50 с. 44. Туманова, Т. В. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов : в 5 кн. Кн. 5 : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Авт.-сост. Т. В. Туманова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 480 с. 45. Узорова, О. В. Игры с пальчиками [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ- Астрель, 2016. – 124 с. 46. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева [и др.]. – М. : Просвещение, 2019. – 224 с. 47. Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 2013. – 232 с. 48. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] : практикум по логопедии / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение. – 2019. – 239 с. 49. Хватцев, М. Е. Логопедия. [Текст] : пособие для студентов пед. институтов и учителей спец. школ / М. Е. Хватцев. – М. : Учпедгиз, 2019. – 476 с. 50. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Лань, 2017. – 32 с. 51. Цвынтарный, В. В. Радость правильно говорить [Текст] / В. В. Цвынтарный. – М. : Центрполиграф, 2012. – 111 с. 52. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов 62 пед. училищ / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2012. – 240 с. 53. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Российская и др. ; под ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2013. – 240 с. 54. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2013. – 240 с. 55. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : учеб. пособие / Н. Х. Швачкин, К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2014. – 330 с. 56. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2018. – 116 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе Онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - происхождение, развитие) – это индивидуальное развитие организма, от момента его зарождения до конца жизни. Речевой онтогенез рассматривает весь период развития речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления. Освоение ребенком устной речи проходит по определенным этапам и характеризуется наличием общих для всех детей закономерностей. Фонетико-фонематическая сторона речи включает в себя фонетическую и фонематическую стороны речи [1]. Фонетическая сторона речи состоит из звукопроизношения и просодики. Фонематическая сторона речи отвечает за умение различать и дифференцировать фонемы родного языка. А. А. Леонтьев выделил следующие периоды речевого развития: • Подготовительный • Преддошкольный • Дошкольный • Школьный Подготовительный этап в развитии звукопроизношения. Первой звуковой реакцией у ребёнка после рождения является - крик или плач. Они включают в работу развитие: артикуляционного, звукового, дыхательного отделов речевого аппарата. Затем происходит периодгуления. На данном этапе у детей в возрасте 1,5 месяца, далее 2 – 3 формируются голосовые реакции в подражании таким звукам как а – а, бм – бм, бу-, угу-, бль. Именно они являются фундаментальным этапом в развитии членораздельной речи. В возрасте 4 месяцев отмечается наличие таких звуковых сочетаний как –ля, - аля, - агн, -гн, и другие. В промежуток 7 – 8,5 месяцев ребенок начинает произносить слоги дя – дя, ба – ба, де – да. При своевременном развитии у детей следующей стадией после гуления является лепет. Лепет – фаза доречевого развития, появляется примерно в конце первого — начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года. Ребенок произносит звуковые сочетания с конкретными лицами, например, ма – ма, что означает привлечение внимания по отношению к маме. При общении со взрослыми ребенок старается имитировать речь взрослых по мелодичности, интонации,темпу, ритму, а также некоторые элементы речи окружающих людей. К 9 – 10 месяцам у ребенка обогащается словарь лепетных слов. Преддошкольный этап звукопроизношения. Данный этап характеризуется особым вниманием ребенка к речи окружающих. Он осуществляет частый повтор слов за говорящими. Обычно искажает и путает звуки при этом. Так же сочетание лепетных слов являетсямногозначным, например, биби в значении машины, движения; слово дай – различные действия глаголов отдай, принеси и др. С полутора лет отмечается рост активного словаря. Возникают первые предложения, включающие в себя аморфные слова: пошли гу (пошли гулять), дай баку (дай собаку) и др. Нормой речевого показателя в данном возрастном периоде является наличие «физиологического аграмматизма», пример: папа, дай тина (папа, дай машину). Этот период длится несколько месяцев, к трем годам ребенок использует достаточно простые грамматические конструкции. В 2,5 – 3 года дети воспроизводят в речи многосложные предложения (3х – 4х сложные): иди – идет – идем, и др. По данным статистики развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. Около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). Третий этап — дошкольный На дошкольном этапе у детей происходит большой рост в речевом развитии. Словарный запас расширяется. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. Достигает 3000 — 4000 слов. Понимание слов улучшаются и обогащаются [36]. Происходит развитие грамматического строя речи. У детей получается самостоятельное образование новых слов, А.Н. Гвоздев назвавший этот процесс – словотворчеством. Далее этот процесс идет на снижение, так как к пяти годам ребенок овладевает развернутой, фразовой речью, фонетически, лексически, грамматически правильно оформленной [16]. Просодика – совокупность компонентов, включающая в себя: голос (сила, высота, тембр), темп, мелодико – интонационную сторону речи, дыхание. Она является важнейшим аспектом устной речи. Многие ученые занимались изучением просодической стороны речи, такие как: Л.С. Выготский, Н.А. Гвоздев, Н.И. Жинкин, М.Ф. Фомичева и др. Согласно суждению многих исследователей, первую, важную единицу просодики составляет - интонация. М.Ф. Фомичевой дается следующее определение понятия интонации – это набор звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения между частями фразы, сообщающих повествовательное, вопросительное или повелительное значение фразы, а также позволяющие говорящему выражать различные чувства. В письме интонация в определенной степени выражается с помощью знаками препинания [48]. Первый крик ребенка является - предвестником будущей речи. У каждого, он индивидуален. На 2 – 3 месяце жизни крик приобретает интонационную окраску. Он выражает физическое и психическое состояние ребенка. В этот период формируется взаимообщение с окружающими людьми. Второй - четвертыймесяц характеризуется наличием вокализаций в виде гуканья, после его появляется гуление. Их сложно сравнить со звуками родного языка. По мнению И.А. Поворовой, ребенок приступает к обработке речи взрослого по характеру интонации и проявлять различные реакции на высказывания окружающих. К 5 – 6 месяцу гуление прекращает свою функциональность. Наступает следующий этап – лепет. Голосовой поток, свойственный гулению, разделяется на слоги. Далее происходит психофизиологический механизм слогообразования. Лепетной речи характерна ритмическая организованность. После 6 месяцев взникает сильный рост в накоплении звуков. После 8 месяцев начинает развиваться интонация, ритм, общий контур слова. Общение ребенка с окружающими осуществляется за счет эмоциональной интонации. Е.Ф. Архипова, считала, что начальная стадия формирования ударения происходит за счет обогащения слогов такими качествами как, высота звука, длительность и громкость. К концу первого года жизни ребенка наступает усвоение мелодики, интенсивности голоса и ударения. В данном периоде темп голоса обычно замедленный, это происходит из – за трудностей произношения слов и звуковых сочетаний [2]. По данным Н.Х. Швачкина, первые ритмические высказывания ребенка имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Но с развитием речи, ритм и интонация подчиняются слову. К концу 2 – 3х летнего возраста у ребенка формируется освоение взаимодействия механизма дыхания, фонацией и артикуляцией. Такой процесс свидетельствует о формировании становления речевого дыхания. Если ребенок не овладевает этой функцией, внешне мы можем наблюдать эффект «захлёбывания» речью на момент выдоха или вдоха. В возрасте 4 – 5 лет за детьми отмечается схожесть интонационного окраса с окружающими взрослыми людьми. Дети довольно хорошо дифференцируют интонационный характер начала и конца предложения. К 5 – 6 годам ребенок овладевает повествованием по подражанию. Формируется интонация вопросительного предложения. В этом возрасте дети используют умеренный темп в речи. Развитый речевой слух способствует владению интонационной системой родного языка. Фонематический слух– это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки в речи родного языка их последовательности в словах [20]. Л.С. Выготский, считал, что в развитии фонематического слуха можно выделить 3 процесса речевой операции: • способность услышать и определить наличие данного звука в слове; • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. В период эмбрионального развития происходит фундаментальное начало способности к восприятию звуков в речи. От момента рождения спустя 2 – 4 недели ребенок слышит различные звуки, он может перестать реветь, оторваться от груди, услышав человеческий голос. В 3 – 4 недели появляется реакция на окружающую речь, сперва реагирует на интонацию, ритм, затем на звуковой рисунок слов. К концу первого месяца ребенка возможно успокоить, спев колыбельную. К концу третьего месяца ребенок меняет положение головы в сторону говорящего взрослого. В период 6 месяцев ребенок подражая воспроизводит отдельные фонемы, слоги, повторяет по подобию взрослого тон, ритм, тем, интонацию и мелодию речи. В возрасте 1 года ребенок реагирует на звуковую оболочку слова. От полутора до двух лет ребенок способен говорить несложными фразами. В этот период дети различают некоторые особенности родной речи. Дети могут различать слова с одной отличительной фонемой, например, бочка – почка, мишка – миска и др. На третьем году жизни у детей получается замечать неправильное произношение у своих ровесников, в том числе исправляя их. К пяти годам у ребенка развивается собственная оценка своей речи. Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи. Фонематическое восприятие – это умение воспринимать звуковой состав слова, и различать фонемы. Формирование фонематического восприятия подробно представлено в работах Н.Х. Швачкина. Он выделял 12 генетических рядов фонематического восприятия. Сначала ребенок различает резко противопоставленные звуки – гласные, согласные. Далее начинается постепенная дифференциация: гласных звуков; согласных: шумных – сонорных, твёрдых – мягких, носовых – плавных, губных – язычных, взрывных – фрикативных, переднеязычных – заднеязычных, глухих – звонких, шипящих – свистящих [54]. По данным автора очередность отличия речевых звуков начинается с контрастных, затем переходит к более близким звукам. Сначала происходит различие гласных фонем, затем согласных, этот процесс обусловлен тем, что гласные звуки лучше воспринимаются и чаще встречаются. Д.Б. Эльконин, отмечает 3 операции свойственные фонематическому восприятию: • навыки отсутствия или наличия различного звука в слове • возможность определять местоположение звука в слове по отношению к началу, середине или концу • определение количества звуков и их последовательности [55]. Важнейшим первичным этапом в формировании фонетического восприятия является – развитие неречевого слуха (дифференциация окружающих ребенка звуков, без участия человеской речи). Например, игра под названием: «Скажи, что слышишь?», ребенку предлагается закрыть глаза, взрослый достает емкости с различными звучащими предметами (крупы, бумага, вода). Ребенок по звуку должен определить, что он слышит. Вторым этапом является развитие фонематического слуха. В этот этап входит обучение детей способности отличия одинаковых слов по тембру, высоте и силе голоса, так же различать слова, близких по звуковому составу, дифференцировать звуки слоги. Игра: «Громко – тихо», для этого необходимо обеспечить ребенка большой и маленькой парной игрушкой, соответственно с большой произносятся громкие слова, с маленькой наоборот. И третьим этапом является формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Автор Д.Б.Эльконин определяет, что в понимание звукового анализа входит: • определение порядка слогов и звуков в слове, • установление различительной роли звука, • выделение качественных основных характеристик звука [55] Фонематическое восприятие – формирует первую ступень в овладении грамотой, второй является – звуковой анализ. В возрасте от одного года до четырёх лет и происходит развитие фонематического восприятия, звуковой анализ же, более в позднем периоде. 1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников Впервые фонетико-фонематическому недоразвитию речи (далее ФФНР) дали определение учёные института дефектологии (АПН СССР) под руководством Р.Е. Левиной. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами речи в результате дефектов восприятия и произношения фонем [14]. Существуют три степени фонетико – фонетического недоразвития речи: 1. Легкая степень характеризуется, недостаточным различием и затруднением в анализе только нарушенных звуков, весь остальной состав слова и слоговая структура анализируется правильно. 2. При средней степени нарушения наблюдается недостаточное различие большого количества звуков из нескольких фонетических групп, при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи более грубое нарушение. 3. Тяжелая степень при которой происходит неспособность различия отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности. ФФНР относится к категории психолого – педагогической классификации речевых нарушений, которая показывает уровень сформированности языковых средств, в следствии чего, позволяет планировать дальнейшую логопедическую работу. При фонетико – фонематическом недоразвитии речи характерно нарушение звукопроизношения, это говорит о том, что у ребенка низкий уровень развития фонематического восприятия. Зачастую данное нарушение является препятствием перед овладением чтением и письма, что в дальнейшем может привести к серьезным последствиям в виде дислексии и дисгрфии. [35] По статистике дети с ФФНР составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями. Несформированность фонематического восприятия проявляется недостаточностью в развитии и различии звуков собственной речи и речи говорящего. В детской речи можно заметить затруднительную реакцию, если им приходится реагировать на произнесение различных звуков или слогов. Так же проблемы возникают в определении звука с которого начинается конкретное предлагаемое слово. Сложности в подборе слов, с заданной фонемой. Наблюдается общая смазанность в речи. Нечеткая дикция. Недостаточная артикуляция, замена и смешение одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Тем самым у детей возникает – артикулема (от лат. Articulo – членораздельно произношу, моторная схема речевого звука: определенная структура активности органов речи, необходимая для произнесения того или иного звука). Исследователи А.Р.Лурия, Швачкин, Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, предполагали, если у ребенка возникает нарушение артикуляции слышимого звука, то в разной степени будет ухудшаться восприятие данного звука. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Наиболее часто встречаются несформированность шипящих и свистящих [с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]; звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует гласный [ы]. [35] Дети заменяют звуки смешанной артикуляции, взамен одного или двух звуков схожей артикуляции говорят усредненным, например: [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]— смягченный[ч]. [35] Причиной данных замен служит недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед». [3]. У детей с ФФНР сложность заключается в концентрации внимания, они часто отвлекаются. Таким детям сложно дается запоминание речевого материала. Наблюдается большое количество ошибок в речевом материале. Самым распространённым и ведущим диагнозом в структуре речевого дефекта при ФФНР, является – стертая дизартрия. Данной речевой группе характерно разделение нарушения звукопроизношения на антропофонические (искажение звука) при таких нарушениях наблюдается недостаток в работе речедвигательного анализатора, фонологические (отсутствие звука, замена, смешение, недифференцированное произношение), присутсвует недостаток работы речеслухового анализатора. Особенно устойчиво у детей сохраняются антропофонические дефекты по типу искажения. Причинами служит отсутствие контроля и слухового восприятия. Нарушения звукопроизношения можно разделить на две группы: • мономорфные (при которых присутсвует дефект одной фонетической группы звуков,например - шипящие [ш, ж, щ, ц]. • полиморфные (нарушение нескольких фонетических групп звуков, например – свистящие [с, з, с’, з’], сонорные [м, н, л, л’]. Детям с псевдобульбарной дизартрией свойственны именно полиморфные нарушения. В частности, звуки сложные по артикуляторным функциям, так как в первую очередь страдают сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения [1]. К ним относятся звуки [ж, ш, ч, р, л,]. Из группы сонорных звуков в основном выражаются в искажении звука [л] по типу губно-губного, губно-зубного и межзубного ламбдацизма. Среди аффрикат наиболее часто страдает произношение [ц], реже [ч]. Звук [ц] обычно заменяется на мягкий вариант [с] или искаженный [с]; [ч] –на мягкий [т'] или искажается, [щ] – на искаженный [ч] или [ш], реже на мягкий [с’] [14]. Заднеязычные звуки [к, г, х], заменяются переднеязычными [д, т, с], по типу паракаппацизмов (недостатки произношении звуков [к] и [к’], выраженные в замене данных звуков).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg