ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - происхождение, развитие) – это индивидуальное развитие организма, от момента его зарождения до конца жизни. Речевой онтогенез рассматривает весь период развития речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления. Освоение ребенком устной речи проходит по определенным этапам и характеризуется наличием общих для всех детей закономерностей.
Фонетико-фонематическая сторона речи включает в себя фонетическую и фонематическую стороны речи [1].
Фонетическая сторона речи состоит из звукопроизношения и просодики.
Фонематическая сторона речи отвечает за умение различать и дифференцировать фонемы родного языка.
А. А. Леонтьев выделил следующие периоды речевого развития:
• Подготовительный
• Преддошкольный
• Дошкольный
• Школьный
Подготовительный этап в развитии звукопроизношения.
Первой звуковой реакцией у ребёнка после рождения является - крик или плач. Они включают в работу развитие: артикуляционного, звукового, дыхательного отделов речевого аппарата. Затем происходит периодгуления. На данном этапе у детей в возрасте 1,5 месяца, далее 2 – 3 формируются голосовые реакции в подражании таким звукам как а – а, бм – бм, бу-, угу-, бль. Именно они являются фундаментальным этапом в развитии членораздельной речи. В возрасте 4 месяцев отмечается наличие таких звуковых сочетаний как –ля, - аля, - агн, -гн, и другие. В промежуток 7 – 8,5 месяцев ребенок начинает произносить слоги дя – дя, ба – ба, де – да. При своевременном развитии у детей следующей стадией после гуления является лепет.
Лепет – фаза доречевого развития, появляется примерно в конце первого — начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года. Ребенок произносит звуковые сочетания с конкретными лицами, например, ма – ма, что означает привлечение внимания по отношению к маме. При общении со взрослыми ребенок старается имитировать речь взрослых по мелодичности, интонации,темпу, ритму, а также некоторые элементы речи окружающих людей. К 9 – 10 месяцам у ребенка обогащается словарь лепетных слов.
Преддошкольный этап звукопроизношения.
Данный этап характеризуется особым вниманием ребенка к речи окружающих. Он осуществляет частый повтор слов за говорящими. Обычно искажает и путает звуки при этом. Так же сочетание лепетных слов являетсямногозначным, например, биби в значении машины, движения; слово дай – различные действия глаголов отдай, принеси и др.
С полутора лет отмечается рост активного словаря. Возникают первые предложения, включающие в себя аморфные слова: пошли гу (пошли гулять), дай баку (дай собаку) и др. Нормой речевого показателя в данном возрастном периоде является наличие «физиологического аграмматизма», пример: папа, дай тина (папа, дай машину). Этот период длится несколько месяцев, к трем годам ребенок использует достаточно простые грамматические конструкции. В 2,5 – 3 года дети воспроизводят в речи многосложные предложения (3х – 4х сложные): иди – идет – идем, и др.
По данным статистики развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. Около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Третий этап — дошкольный
На дошкольном этапе у детей происходит большой рост в речевом развитии. Словарный запас расширяется. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. Достигает 3000 — 4000 слов. Понимание слов улучшаются и обогащаются [36].
Происходит развитие грамматического строя речи. У детей получается самостоятельное образование новых слов, А.Н. Гвоздев назвавший этот процесс – словотворчеством. Далее этот процесс идет на снижение, так как к пяти годам ребенок овладевает развернутой, фразовой речью, фонетически, лексически, грамматически правильно оформленной [16].
Просодика – совокупность компонентов, включающая в себя: голос (сила, высота, тембр), темп, мелодико – интонационную сторону речи, дыхание.
Она является важнейшим аспектом устной речи. Многие ученые занимались изучением просодической стороны речи, такие как: Л.С. Выготский, Н.А. Гвоздев, Н.И. Жинкин, М.Ф. Фомичева и др.
Согласно суждению многих исследователей, первую, важную единицу просодики составляет - интонация. М.Ф. Фомичевой дается следующее определение понятия интонации – это набор звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения между частями фразы, сообщающих повествовательное, вопросительное или повелительное значение фразы, а также позволяющие говорящему выражать различные чувства. В письме интонация в определенной степени выражается с помощью знаками препинания [48].
Первый крик ребенка является - предвестником будущей речи. У каждого, он индивидуален. На 2 – 3 месяце жизни крик приобретает интонационную окраску. Он выражает физическое и психическое состояние ребенка. В этот период формируется взаимообщение с окружающими людьми.
Второй - четвертыймесяц характеризуется наличием вокализаций в виде гуканья, после его появляется гуление. Их сложно сравнить со звуками родного языка. По мнению И.А. Поворовой, ребенок приступает к обработке речи взрослого по характеру интонации и проявлять различные реакции на высказывания окружающих.
К 5 – 6 месяцу гуление прекращает свою функциональность. Наступает следующий этап – лепет. Голосовой поток, свойственный гулению, разделяется на слоги. Далее происходит психофизиологический механизм слогообразования. Лепетной речи характерна ритмическая организованность.
После 6 месяцев взникает сильный рост в накоплении звуков.
После 8 месяцев начинает развиваться интонация, ритм, общий контур слова. Общение ребенка с окружающими осуществляется за счет эмоциональной интонации.
Е.Ф. Архипова, считала, что начальная стадия формирования ударения происходит за счет обогащения слогов такими качествами как, высота звука, длительность и громкость. К концу первого года жизни ребенка наступает усвоение мелодики, интенсивности голоса и ударения. В данном периоде темп голоса обычно замедленный, это происходит из – за трудностей произношения слов и звуковых сочетаний [2].
По данным Н.Х. Швачкина, первые ритмические высказывания ребенка имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Но с развитием речи, ритм и интонация подчиняются слову. К концу 2 – 3х летнего возраста у ребенка формируется освоение взаимодействия механизма дыхания, фонацией и артикуляцией. Такой процесс свидетельствует о формировании становления речевого дыхания. Если ребенок не овладевает этой функцией, внешне мы можем наблюдать эффект «захлёбывания» речью на момент выдоха или вдоха.
В возрасте 4 – 5 лет за детьми отмечается схожесть интонационного окраса с окружающими взрослыми людьми. Дети довольно хорошо дифференцируют интонационный характер начала и конца предложения.
К 5 – 6 годам ребенок овладевает повествованием по подражанию. Формируется интонация вопросительного предложения. В этом возрасте дети используют умеренный темп в речи. Развитый речевой слух способствует владению интонационной системой родного языка.
Фонематический слух– это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки в речи родного языка их последовательности в словах [20].
Л.С. Выготский, считал, что в развитии фонематического слуха можно выделить 3 процесса речевой операции:
• способность услышать и определить наличие данного звука в слове;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
В период эмбрионального развития происходит фундаментальное начало способности к восприятию звуков в речи. От момента рождения спустя 2 – 4 недели ребенок слышит различные звуки, он может перестать реветь, оторваться от груди, услышав человеческий голос.
В 3 – 4 недели появляется реакция на окружающую речь, сперва реагирует на интонацию, ритм, затем на звуковой рисунок слов. К концу первого месяца ребенка возможно успокоить, спев колыбельную.
К концу третьего месяца ребенок меняет положение головы в сторону говорящего взрослого.
В период 6 месяцев ребенок подражая воспроизводит отдельные фонемы, слоги, повторяет по подобию взрослого тон, ритм, тем, интонацию и мелодию речи.
В возрасте 1 года ребенок реагирует на звуковую оболочку слова. От полутора до двух лет ребенок способен говорить несложными фразами. В этот период дети различают некоторые особенности родной речи. Дети могут различать слова с одной отличительной фонемой, например, бочка – почка, мишка – миска и др.
На третьем году жизни у детей получается замечать неправильное произношение у своих ровесников, в том числе исправляя их.
К пяти годам у ребенка развивается собственная оценка своей речи. Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи.
Фонематическое восприятие – это умение воспринимать звуковой состав слова, и различать фонемы.
Формирование фонематического восприятия подробно представлено в работах Н.Х. Швачкина. Он выделял 12 генетических рядов фонематического восприятия.
Сначала ребенок различает резко противопоставленные звуки – гласные, согласные. Далее начинается постепенная дифференциация: гласных звуков; согласных: шумных – сонорных, твёрдых – мягких, носовых – плавных, губных – язычных, взрывных – фрикативных, переднеязычных – заднеязычных, глухих – звонких, шипящих – свистящих [54].
По данным автора очередность отличия речевых звуков начинается с контрастных, затем переходит к более близким звукам.
Сначала происходит различие гласных фонем, затем согласных, этот процесс обусловлен тем, что гласные звуки лучше воспринимаются и чаще встречаются.
Д.Б. Эльконин, отмечает 3 операции свойственные фонематическому восприятию:
• навыки отсутствия или наличия различного звука в слове
• возможность определять местоположение звука в слове по отношению к началу, середине или концу
• определение количества звуков и их последовательности [55].
Важнейшим первичным этапом в формировании фонетического восприятия является – развитие неречевого слуха (дифференциация окружающих ребенка звуков, без участия человеской речи). Например, игра под названием: «Скажи, что слышишь?», ребенку предлагается закрыть глаза, взрослый достает емкости с различными звучащими предметами (крупы, бумага, вода). Ребенок по звуку должен определить, что он слышит.
Вторым этапом является развитие фонематического слуха. В этот этап входит обучение детей способности отличия одинаковых слов по тембру, высоте и силе голоса, так же различать слова, близких по звуковому составу, дифференцировать звуки слоги. Игра: «Громко – тихо», для этого необходимо обеспечить ребенка большой и маленькой парной игрушкой, соответственно с большой произносятся громкие слова, с маленькой наоборот.
И третьим этапом является формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Автор Д.Б.Эльконин определяет, что в понимание звукового анализа входит:
• определение порядка слогов и звуков в слове,
• установление различительной роли звука,
• выделение качественных основных характеристик звука [55]
Фонематическое восприятие – формирует первую ступень в овладении грамотой, второй является – звуковой анализ. В возрасте от одного года до четырёх лет и происходит развитие фонематического восприятия, звуковой анализ же, более в позднем периоде.
1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
Впервые фонетико-фонематическому недоразвитию речи (далее ФФНР) дали определение учёные института дефектологии (АПН СССР) под руководством Р.Е. Левиной.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами речи в результате дефектов восприятия и произношения фонем [14].
Существуют три степени фонетико – фонетического недоразвития речи:
1. Легкая степень характеризуется, недостаточным различием и затруднением в анализе только нарушенных звуков, весь остальной состав слова и слоговая структура анализируется правильно.
2. При средней степени нарушения наблюдается недостаточное различие большого количества звуков из нескольких фонетических групп, при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи более грубое нарушение.
3. Тяжелая степень при которой происходит неспособность различия отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности.
ФФНР относится к категории психолого – педагогической классификации речевых нарушений, которая показывает уровень сформированности языковых средств, в следствии чего, позволяет планировать дальнейшую логопедическую работу.
При фонетико – фонематическом недоразвитии речи характерно нарушение звукопроизношения, это говорит о том, что у ребенка низкий уровень развития фонематического восприятия. Зачастую данное нарушение является препятствием перед овладением чтением и письма, что в дальнейшем может привести к серьезным последствиям в виде дислексии и дисгрфии. [35]
По статистике дети с ФФНР составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.
Несформированность фонематического восприятия проявляется недостаточностью в развитии и различии звуков собственной речи и речи говорящего. В детской речи можно заметить затруднительную реакцию, если им приходится реагировать на произнесение различных звуков или слогов. Так же проблемы возникают в определении звука с которого начинается конкретное предлагаемое слово. Сложности в подборе слов, с заданной фонемой.
Наблюдается общая смазанность в речи. Нечеткая дикция. Недостаточная артикуляция, замена и смешение одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Тем самым у детей возникает – артикулема (от лат. Articulo – членораздельно произношу, моторная схема речевого звука: определенная структура активности органов речи, необходимая для произнесения того или иного звука).
Исследователи А.Р.Лурия, Швачкин, Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, предполагали, если у ребенка возникает нарушение артикуляции слышимого звука, то в разной степени будет ухудшаться восприятие данного звука.
Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков.
Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
Наиболее часто встречаются несформированность шипящих и свистящих [с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]; звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует гласный [ы]. [35]
Дети заменяют звуки смешанной артикуляции, взамен одного или двух звуков схожей артикуляции говорят усредненным, например: [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]— смягченный[ч]. [35]
Причиной данных замен служит недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.
Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед». [3].
У детей с ФФНР сложность заключается в концентрации внимания, они часто отвлекаются. Таким детям сложно дается запоминание речевого материала. Наблюдается большое количество ошибок в речевом материале.
Самым распространённым и ведущим диагнозом в структуре речевого дефекта при ФФНР, является – стертая дизартрия.
Данной речевой группе характерно разделение нарушения звукопроизношения на антропофонические (искажение звука) при таких нарушениях наблюдается недостаток в работе речедвигательного анализатора, фонологические (отсутствие звука, замена, смешение, недифференцированное произношение), присутсвует недостаток работы речеслухового анализатора. Особенно устойчиво у детей сохраняются антропофонические дефекты по типу искажения. Причинами служит отсутствие контроля и слухового восприятия.
Нарушения звукопроизношения можно разделить на две группы:
• мономорфные (при которых присутсвует дефект одной фонетической группы звуков,например - шипящие [ш, ж, щ, ц].
• полиморфные (нарушение нескольких фонетических групп звуков, например – свистящие [с, з, с’, з’], сонорные [м, н, л, л’].
Детям с псевдобульбарной дизартрией свойственны именно полиморфные нарушения. В частности, звуки сложные по артикуляторным функциям, так как в первую очередь страдают сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения [1]. К ним относятся звуки [ж, ш, ч, р, л,].
Из группы сонорных звуков в основном выражаются в искажении звука [л] по типу губно-губного, губно-зубного и межзубного ламбдацизма.
Среди аффрикат наиболее часто страдает произношение [ц], реже [ч]. Звук [ц] обычно заменяется на мягкий вариант [с] или искаженный [с]; [ч] –на мягкий [т'] или искажается, [щ] – на искаженный [ч] или [ш], реже на мягкий [с’] [14].
Заднеязычные звуки [к, г, х], заменяются переднеязычными [д, т, с], по типу паракаппацизмов (недостатки произношении звуков [к] и [к’], выраженные в замене данных звуков).