Глава 1. Теоретические основы моторной алалии.
1.1. Теоретические основы
Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что такой диагноз можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.
Алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» – общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.
Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии – «дисфазия развития».
Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.
При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с умственной отсталостью) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).
Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:
• Генетические (наследственность)
• Экзогенно-органические (очень часто в анамнезе – КС, гипоксия плода, нарушение кровоснабжения мозга, смещение позвонков в шейном отделе, сосудистые проблемы).
При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.
Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.
Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.
1.2. Проблемы при диагностики алалии
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, общего недоразвития речи, дизартрии). Алалия - одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу.
Таким образом, проблема диагностики и организации коррекционно–воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в настоящее время.
Свойственный или сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений. Таким образом, все эти факторы говорят о том, что педагогу, дефектологу и логопеду не обходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути её преодоления.
Эта проблема решается в основном по пути создания тестов, диагностических методик, различных систем коррекционно – логопедического воздействия как при моторной, так и при сенсорной алалии, с помощью организации специализированных детских садов и школ, целью которых является раннее обучение и воспитание детей с данной патологией речи.
Вместе с тем в теоретической разработке проблемы алалии имеется немало нерешённых вопросов. Всё это создаёт актуальность данной проблемы.
Данному аспекту работы посвящены многие исследования в историческом прошлом. Так, в 1888 году развёрнутую коррективу “идиопатической алалии” представил Р.Коэн. Он высказал суждение об её этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей. Впервые алалия/немота/ в отдельное речевое нарушение была выделена в 1830 году Р. Шультессом и рассматривалась им в связи с артикуляционными расстройствами.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, М.В.Богданов- Березовский, Р. А. Белова - Давид, Э. Фретельс, а в более позднее время М. Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р. Е. Левина, Е. Р. Соботович, В. И. Ковтиков, В. К. Воробьёва, Л. С. Волкова и другие исследователи.
В работе разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических и других. Описаны различные формы алалий, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи. Так, В. К. Орфинская в книге «Развитие мышления и речи у аномальных детей» предлагает дифференцированные методы, соответствующие особенностям выделенных ею форм алалии. Она также попыталась теоритически обосновать данную проблему и на практике показать пути её реализации.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Б. М. Гриншпут, Е. Ф. Соботович, и другие представители «языковой» концепции выделяют главную задачу логопедического воздействия- воспитание у детей представлений о закономерностях функционирования языковой системы, о взаимодействии составляющих её компонентов. Они отличают ряд психологических и индивидуальных особенностей, которые не обходимо учитывать при работе с детьми. Таким образом, успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому. что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного подхода к анализу дефекта. И в отличии от предшествующих периодов, когда, по словам В. К. Орфинской, спорных вопросов и рассуждений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего, чем разногласий. Общее проявляется в основных принципиальных установках на понимания дефекта, его механизма, путей преодоления.
Но несмотря на все имеющиеся разработки теории и практики коррекционно-воспитательного обучения детей, имеющих алалию, до сих пор не получили надлежащего решения, такие фундаментальные вопросы как проблемы сенсорной алалии, так как эта проблема на протяжении всей истории её изучения вызывала острые дискуссии. Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. Существование сенсорной алалии как самостоятельного нарушения и сейчас у отдельных исследователей вызывает сомнения, иногда полагают, что диагноз ставится без необходимых оснований. Недостаточно изучен механизм и симптоматика алалии. В практике работы школ и дошкольных учреждений имеется также ряд сложностей и недостатков. Они сводятся к следующим:
• слабая материальная база учреждений;
• недостаточная Методико-логопедическая подготовка учителей и воспитателей;
• недостаточно продуманная система работы учителя, воспитателя и логопеда по данному направлению;
• недостаток методической литературы;
• нет преемственности между дошкольным учреждением и начальным звеном обучения.
1.3. Общая характеристика алалии.
Любой процесс или явление, которое непосредственно изучается или исследуется, имеет свои позитивные и наиболее характерные, типичные признаки, которые отличают тот или иной процесс или явление от сходных с ним.
При определении алалии, основываясь на работе В.А. Ковшилова, можно исходить из разделения всех расстройств речевой деятельности на 4 большие группы, а именно:
• на группу автомоторных расстройств, при которых первично нарушатся восприятия или артикуляция;
• на группу психологических расстройств, при которых дезорганизуются разные компоненты речевого процесса;
• на группу семантических / смысловых / расстройств, при которых нарушаются смысловая сторона речи;
• на группу языковых расстройств, при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка - фонематические, грамматические и лексические операции в процессе поражения речи/
С учетом этого и других условий можно дать следующее определение интересующей нас патологии речевой деятельности.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитая ребенка.
Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются или имелись на ранних этапах их развития, нередко выраженные, но множественные повреждения в обоих полушариях головного мозга.
Механизм алалии плохо изучен. Существуют различные точки зрения в изучения алалии. Одни исследователи расстройство функционирования. языкового механизма связывают с патологией моторики, другие - с патологией некоторых сторонпсихической деятельности, третьи - с избирательной недостаточностью в овладении языком как своеобразной знаковой системой. Но несмотря на такие расхождения представители разных направлений сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга.
В ходе своего развития алалия претерпевает ряд количественных и качественных изменений. Дети, усвоив относительно простые единицы языка и правила их функционирования, длительное время испытывают трудности при усвоении сложных единиц и правил. Овладевая устной речью, они долго не могут полноценно овладеть речью письменной.
При определении алалии необходимыми критериями являются:
• задержка темпа нормального усвоения языка;
• патологическое развитие языка;
• наличие на определенных этапах онтогенеза, в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка;
• сохранность слуха;
• удовлетворительное понимание для определенного возраста обращенной речи.
Для обозначения алалии применяется очень большое количество разнообразных терминов, что отражает разные представления о ней и недостаточную изученность ее этиологии, механизма и динамики. Наиболее распространенные термины – «идиопатическая алалия» / «врожденная» /, «слухонемота», «афазия развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность». Примеры редко употребляемых и малоинформативных терминов: «немота», «неговорящие дети», «дети с тяжелыми» / «глубокими» / «нарушениями речи». Эти термины несут неопределенный смысл и к ним можно отнести многие принципиально различающиеся формы расстройства речи.