Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности

kisssaaa0721 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.08.2021
Объектом исследования стала конкурентоспособность страны как одна из характеристик национальной экономической безопасности. Предметом исследования является национальная экономическая безопасность. Целью исследования явилось формирование и научное обоснование основных направлений обеспечения национальной экономической безопасности в ходе международной конкурентной борьбы. Достижение этой цели обеспечивалось решением следующих задач: ? определить сущность конкурентоспособности; ? рассмотреть конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности страны; ? проанализировать конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности; ? охарактеризовать стратегию экономической безопасности Российской Федерации, ее конкурентоспособность на мировой арене; ? провести анализ рисков и угроз конкурентоспособности России в аспекте цифровизации экономики и экономической безопасности; ? проанализировать рейтинг глобальной конкурентоспособности России. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. В системе жизнедеятельности любой страны экономика продолжает оставаться центральным звеном. От того, в какой мере защищено развитие национальной экономики, реализация экономических интересов личности, общества и государства, во многом зависит обеспечение национальной безопасности в целом. Для успешной разработки и реализации системы мер по укреплению национальной безопасности в условиях острейшей конкурентной борьбы необходимо углубленное научное исследование роли конкурентоспособности страны в обеспечении ее национальных экономических интересов. Обеспечение национальных экономических интересов - это многофункциональный процесс, в котором задействованы экономические, социальные, политические и культурные составляющие и их взаимодействие. От эффективности использования национальных инвестиционных ресурсов зависит продуктивность факторов производства, способность их создать стране конкурентные преимущества на долгосрочную перспективу. Степень разработанности темы. Возрастающее значение обретения государством конкурентных преимуществ в ходе международной конкуренции нашли отражение в работах ученых, которые исследовали эти процессы на примере отдельных государств и мирового сообщества в целом. Теоретической основой исследования стали фундаментальные труды, посвященные изучению той совокупности взаимодействующих внутренних и внешних факторов, которые обусловливают развитие национальных экономик, формирование системы национальных экономических интересов. В основу методологии решения научной задачи был положен системный подход к изучению особенностей развития конкурентных процессов, происходящих в экономике.
Содержание

Введение 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ .5 1.1 Сущность конкурентоспособности 5 1.2 Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности страны 10 2. РОЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 13 2.1 Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности 13 2.2 Стратегия экономической безопасности Российской Федерации, ее конкурентоспособность на мировой арене 16 3. АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ В АСПЕКТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 24 3.1 Анализ рисков и угроз конкурентоспособности России в аспекте цифровизации экономики и экономической безопасности 24 3.2 Анализ рейтинга глобальной конкурентоспособности России 32 Заключение 37 Библиографический список: 39
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета, № 162, 27.07.2006. 3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Консультант плюс. – http://www.consultant.ru. Книги и сборники: 6. Абчук В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 239 с. 7. Азоев Г.Л. Конкуренция анализ, стратегия и практика. – М.: Инфра-М, 2015. – 209 с. 8. Афансаьева О.Г. Повышение конкурентоспособности - важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: Монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА, 2017. – 118 с. 9. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 c. 10. Березов, Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – 768 с. 11. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 328 с. 12. Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн; пер. с англ. – 19-е изд. – М.: Инфра-м, 2018. – 412 с. 13. Отварухина Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 336 с. Статьи и периодические издания: 14. Берикболова У.Д. Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 47-50. 15. Вашко, Т.А. Стратегия и конкурентоспособность/ Т.А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2018. – № 7 (7).–С.10.–14. 16. Герасименко В. В., Голованова Е. В. Цифровые инструменты конкурентного анализа: как измерить знание и интерес к бренду в Сети. - Маркетинг в России и за рубежом, 2018. - № 4. -, с. 77-100. 17. Иванов О.Б. Глобальные риски современного мира. Кризис глобализации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика, 2018. - № 1.- С. 7–29. 18. Коришева О.В., Лавров И.М. Национальная экономическая безопасность в аспекте анализа процесса соблюдения качества транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность: сб. науч. тр. М.: МИИТ, 2016. - С. 163–168. 19. Мартыненко А.Г. Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике // Молодой ученый. -2016. - №3. - С. 27-30. 20. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность: Монография / Э. В. Минько, М. Л. Кричевский. – СПб.: Питер, 2017. – 267 с. 21. Остапенко А.В. Недобросовестная конкуренции в России: история правового регулирования // Молодой ученый. - 2018. - №20. - С. 322-324. 22. Шеховцова Ю. А., Зинаков Е. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования // Экономика, управление, финансы: Материалы VIII Международной научной конференции. Краснодар, февраль 2018 года. - Краснодар: Новация, 2018. - С. 34-37. Интернет-ресурсы: 23. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях / А.И. Коваленко. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://moderncompetition.ru/general/upload 24. Отчет о глобальной конкурентоспособности // Официальный сайт Официальный сайт Росконгресс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roscongress.org/materials/otchyet-o-globalnoy-konkurentosposobnosti-2018-goda/ (дата обращения: 01.03.21) 25. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 1 октября 2018 года). 26. ТАСС Экономика и бизнес Ново-Огарево, 5 июля. Формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://tass.ru/ekonomika/4389411 (дата обращения: 1 октября 2018 года).
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 1.1 Сущность конкурентоспособности В настоящее время в любой сфере бизнеса предприятия функционируют в условиях достаточно жесткой конкуренции (в той или иной мере), как отмечается большинством авторов, конкуренция является важнейшим механизмом рынка, т.к. чем выше уровень конкуренции, тем сильнее предприятия заинтересованы в том, чтобы: – производить постоянное (систематическое) усовершенствование качества товаров и услуг; – внедрять новейшие технологии и использовать современное оборудование; – иметь высококвалифицированные кадры (и постоянно совершенствовать их квалификацию); – производить новинки товаров для данного рынка; – расширять ассортимент, совершенствовать функции товара, вводить новые услуги; – улучшить дизайн и упаковку; – удовлетворять потребности целевого сегмента наиболее быстро, качественно и всесторонне (луче, чем конкуренты). Сам термин «конкуренция» происходит от лат. «concurrentia» - столкновение, соперничество, состязание. Существует следующее определение под конкуренцией понимается: «соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции за счет удовлетворения разнообразных потребностей покупателей» . Данное определение позволяет выявить основную направленность конкуренции – достижение максимально возможного объема продаж путем наилучшего удовлетворения потребностей. Из рассматриваемой трактовки вытекает, что конкуренция направлена именно на потребителей, что является логичным, ведь именно от выбора и предпочтения потребителей в итоге зависят продажи и, соответственно, прибыль компании. А. Смит определял конкуренцию как честно ведущееся соперничество между продавцами, основанное на предложении наиболее выгодных условий приобретения (продажи) товаров, А. Смит также говорил о том, что конкуренция являет собой «невидимую руку», управляющую рынком и рыночными механизмами. Подход Смита не противоречит рассмотренному выше, и выводит еще один аспект конкуренции – она является своего рода регулятором рынка. Заслуживающим внимание является определение конкуренции, которое дают Р. Макконел и Л. Брю считают которые пишут, что конкуренция представляет собой соревнование между большим числом продавцов конкретного товара, предлагаемого большому числу потребителей, которые свободны в своем выборе . Цель конкурентной борьбы цитируемые авторы видят в привлечении как можно большего числа потребителей к совершению покупок у конкретного продавца. Кроме того, отмечается свобода как продавцов, так и покупателей покидать рынок и/или переходить на другой». Этот подход раскрывает то, что конкуренция основывается н свободе выбора и действий на рынке, а также отмечает тот факт, что конкуренция возможна именно среди одинаковых (конкретных товаров), то есть конкурентная борьба происходит внутри одного сегмента рынка. Данная характеристика является одной из основополагающих, именно среди похожих предложений (по качеству, дизайну, цене функциональности и пр.) и разворачивается конкурентная борьба. Например, новый автомобиль Ferrari не будет являться конкурентом каким-либо бюджетным маркам, к примеру, KIA Rio. Хотя и та и другая марка являются автомобилями и в конечном итоге их функция – перевозка людей, они нацелены на слишком разные сегменты по цене, функциональности, скорости и др. Ряд авторов используют процессный подход к определению понятия конкуренция. Так, Г.Л Азоев говорит о конкуренции, как об экономическом процессе «взаимодействия и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, целью которых является создание наилучших условий сбыта за счет удовлетворения разнообразных потребностей покупателей» . Приведенное определение базируется на приведенное выше, даваемое в толковом словаре понятие, но дополняет его указанием на то, что конкуренция - это непрерывный процесс, а не разовое явление. Подобного подхода придерживается и Минько Э.В., который понимает конкуренцию как «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы (по прибыли, притоку потребителей и т.п.) в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» . Данная трактовка подводит к еще одному принципиальному аспекту конкуренции – она свободна, но в рамках законодательства (а на наш взгляд, еще и этики, хотя этичные методы в ведении конкурентной борьбы используются далеко не всегда). Также данный автор в цитируемом определении вводит еще один термин «конкурентоспособность», который и является центральным в рамках настоящей работы, однако, прежде, чем перейти к рассмотрению подходов к его трактовке, сформулируем нашу точку зрения на трактовку термина «конкуренция» на основе проанализированных подходов и систематизируя их. Итак, конкуренция – это непрерывный процесс соревнования между компаниями, предлагающими схожий товар и действующими на одном сегменте рынка, свободных в своих действиях в рамках законодательства и этических норм, с целью получения максимальной выгоды путем привлечения наибольшего количества покупателей за счет наилучшего и всестороннего удовлетворения их потребностей и максимально эффективного управления своей конкурентоспособностью. Из проведенного анализа и сформулированного определения можно сделать вывод, что именно за счет высокой конкурентоспособности и грамотного управления ею и достигается победа в конкурентной борьбе . Более емкое определение дает, к примеру Мартыненко А.Г., понимающий под конкурентоспособностью «преимущества предприятия пред другими фирмами» . Хотя это определение является общим и не конкретизирует конкурентоспособность и ее аспекты, оно представляется нам значимым в силу того, что говорит о конкурентоспособности как о совокупности различных характеристик. Которые в общем и влияют на положение компании в конкурентной борьбе. Именно комплексный подход к определению конкурентоспособности организации наиболее точно отражает и раскрывает это понятие и его сущность, кроме того, именно этого подхода и придерживается подавляющее большинство авторов. Конкурентоспособность компании - это комплексное явление, которое включает конкурентоспособность товара и отдельных его характеристик, ценовой политики, организации сбыта, обслуживания потребителей. Один из основоположников современной теории конкуренции и управления конкурентоспособностью М. Портер отмечает, что конкурентоспособность должна рассматриваться в таких аспектах, как конкурентоспособность по товарам, с точки зрения возможности противостоять как существующим конкурентами, так и тем, которые возможно появятся в будущем, и с возможностью привлечения клиентов даже в меняющихся рыночных условиях. Также рассматриваемый автор выделяет, что конкурентоспособность должна включать в себя лидерство по всем направлениям комплекса маркетинга: товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политике, строится на наилучшем обслуживании клиентов, в том числе и послепродажном. Подходы к дефиниции (понятию) управления конкурентоспособностью так же разнятся. Например, Березов Н.И. говорит о том, что: «управление конкурентоспособностью предприятия представляет собой деятельность, направленную на формирование управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями» . Ряд авторов, например, под управлением конкурентоспособностью понимают стратегические мероприятия, приводящие к достижению лидирующих (или близких к лидеру) позиций предприятия на рынке. Анализ различных точек зрения относительно понятия управления конкурентоспособностью позволяет сделать ввод, что само по себе управление конкурентоспособностью предприятия представляет собой, по сути, управление конкурентными преимуществами с учетом постоянных изменений рыночных условий. Основной целью управления конкурентоспособностью предприятия будет являться достижение лидирующих позиций на обозначенном сегменте рынка. Таким образом, конкурентоспособность показывает преимущества компании перед конкурентами, для того, чтобы определить насколько сильно это преимущество, в каких аспектах компания лидирует, а по каким отстает, необходимо определять уровень конкурентоспособности, измерять ее. Конкурентоспособность – это способность привлекать наибольшее число потребителей к совершению первичных и дальнейших покупок, путем наилучшего соответствия их требованиям и запросам, за счет создания и накопления уникальных предложений и преимуществ перед конкурентами в сфере комплекса маркетинга, обслуживания потребителей, кадровой политике и др., а также непрерывная адаптивность к динамично меняющейся рыночной ситуации и наилучшее удовлетворение потребностей клиентов с учетом современный тенденций. 1.2 Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности страны Конкурентоспособность является одним из наиболее важных параметров обеспечения экономической безопасности страны, а ее уровень определяется экономическими показателями, эффективностью государственного управления, эффективностью бизнеса, инфраструктурой, в том числе технологической, научной, инфраструктурой здравоохранения и образования. Обеспечение конкурентоспособности является главной проблемой на современном этапе развития экономической сферы. Конкурентоспособность характеризует положение страны на мировом рынке и также определяет уровень ее национальной безопасности. В России выделяют проблемы обеспечения конкурентоспособности на внутри страны и на уровне мирового рынка. Экономисты выделяют два вида методов приобретения конкурентных преимуществ на макро- и микроуровнях : ? добросовестные; ? недобросовестные. К добросовестной конкуренции можно отнести производство более качественной продукции и услуг, уменьшение наценок на товары, введение скидок и акций, использование множества видов рекламы для продвижения своей продукции, повышение качества обслуживания клиентов, предоставления сервиса во время и после завершения гарантийного срока, дополнительные бесплатные услуги, например, доставка, установка, подключение. Добросовестная конкуренция препятствует процессу образования монополий на рынке и способствует непрерывному улучшению качества продукции и контролирует уровень цен. Согласно ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – всевозможные действия хозяйствующих субъектов, ориентированные на приобретение положительных сторон при осуществлении предпринимательской деятельности, которые также способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести вред их деловым качествам . Недобросовестная конкуренция имеет цель нанести материальные убытки или испортить имидж и репутацию другому хозяйствующему субъекту. Участниками недобросовестной конкуренции являются субъекты экономической деятельности, которые при осуществлении своей деятельности, используют способы, противоречащие законам РФ, требованиям бизнеса, нравственным нормам. Участники недобросовестной конкуренции предпочитают приобретать преимущества с помощью использования информации о фактах хозяйственной деятельности конкурента, нежели путь собственных достижений, применяя меры влияния, умышлено распространяя недостоверную информацию. В Федеральном законе «О защите конкуренции» представлены формы нечестного ведения конкурентной борьбы : ? распространение недостоверных, ошибочных или искаженных данных, в результате которых субъект рыночных отношений может получить материальный и моральный ущерб; ? неверное толкование вопроса по поводу качественных и количественных характеристик выпускаемой продукции или ее изготовителях, об условиях и месте ее изготовления; ? некорректное сопоставление. К последствиям недобросовестной конкуренции относят незаинтересованность населения в ведении предпринимательской деятельности, наблюдается отрицательная динамика уровень предпринимательской активности, банкротство мелких и средних предприятий, не способные выйти на рынок со своей продукцией. Стоит отметить, что негативным последствиям могут быть подвержены потребители товаров и услуг в лице как физических, так и юридических лиц. В большинстве случаев потребители сталкиваются с завышенной стоимостью и низким качеством приобретаемых товаров или услуг. Таким образом, конкурентоспособность является важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности страны на всех уровнях. Проблема конкурентоспособности страны в условиях глобального роста экономической сфере и развития конкуренции приобретает первостепенное теоретическое и практическое значение. В современных условиях задача повышения конкурентоспособности национальных экономик основывается, прежде всего, на развитии научно-технического потенциала страны и эффективности использования имеющихся ресурсов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 40 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Экономика, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Экономика, 27 страниц
324 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg