Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Исследование индивидуально-психологических факторов, определяющих протекание педагогических конфликтов

kisssaaa0721 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 484 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.08.2021
Целью выполнения курсовой работы является изучить индивидуально-психологические факторы, определяющие протекание педагогических конфликтов. Задачи курсовой работы: – изучить теоретические аспекты формирования индивидуально-психологических факторов, определяющих протекание педагогических конфликтов; – дать общую характеристику педагогического коллектива МДОУ № 20 20 «Новое поколение»; – провести исследование индивидуально-психологических факторов, определяющих протекание педагогических конфликтов на примере МДОУ № 20 «Новое поколение»; – предложить рекомендации по профилактике возникновения педагогических конфликтов. Объектом исследования в данной курсовой работе является педагогический коллектив МДОУ № 20 «Новое поколение». Предметом исследования являются индивидуально-психологические факторы, определяющие протекание педагогических конфликтов МДОУ № 20 «Новое поколение» (Московская область, Раменское, Молодежная, 17) Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Введение

Педагогический конфликт как феномен образовательно-воспитательного - распространенное и активно исследуемое в различных отраслях современного гуманитарного знания явление. Результаты психолого-педагогических исследований констатируют неизбежность возникновения и конфликтности в образовательных учреждениях различного уровня. Во многом это детерминировано базовыми процессами развития личности, закономерностями ее взросления, которое априори конфликтно. Формирование «Я-концепции», стиля взаимоотношений с окружающими приходится на период детства и юности, которые большинство современных детей проводят в образовательных учреждениях. Посредством различных форм коммуникации дети пробуют себя в порой полярных социальных ролях, знакомятся с разными стратегиями поведения в социуме, осваивают принципы общения с представителями других поколений. В этом контексте особо важной представляется роль коллектива, который состоит из ровесников, и взрослых - педагогов, администрации образовательного учреждения. Именно от них во многом зависит, освоит ли обучающийся правила партнерского общения с людьми. В процессе становления личности этот опыт может стать базой для развития эмпатии, которая позволит человеку быть внимательным к окружающим, понимать эмоциональное состояние и сопереживать людям, толерантного отношения к отличным от собственного точкам зрения, способствовать формированию навыков конструктивного разрешения проблемных ситуаций. Вот почему модели поведения значимых для учеников, взрослых, прежде всего учителей, должны транслировать эффективные стратегии поведения в сложных, в том числе конфликтных жизненных ситуациях. Это обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Теоретической и методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, которые были посвящены изучению индивидуально-психологических факторов, определяющих протекание педагогических конфликтов. Среди них: Клименских, М. В., И. А. Ершова, С. В. Баныкина, А. В. Мельничук, Н. Б. Мельник, Р. Дарендорф и Л. Козер.
Содержание

Введение….…………………………………………………...……….………….3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования индивидуально-психологических факторов, определяющих протекание педагогических конфликтов……………………………………………………………………….5 1.1 Понятие и виды педагогических конфликтов…………………….…………5 1.2 Причины и факторы возникновения педагогических конфликтов…………………………………………………………….…………..9 Выводы по главе…………………………………………………………………16 Глава 2. Исследование индивидуально-психологических факторов, определяющих протекание педагогических конфликтов на примере МДОУ № 20 «Новое поколение» (Московская область, Раменское, Молодежная, 17)……………………………………………...…………………17 2.1 Общая характеристика педагогического коллектива МДОУ № 20 «Новое поколение» ………………………………………………………..……………..17 2.2 Исследование индивидуально-психологических факторов, определяющих протекание педагогических конфликтов………………………………………20 2.3 Рекомендации по профилактике возникновения педагогических конфликтов…………………………………….…………………………………31 Выводы по главе...……………………………………………………………….36 Заключение…………………………………………………….………...……….38 Список используемых источников и литературы…………………..…………40
Список литературы

1. Андриади И. П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательста в конфликт / И. П. Андриади. М., 2017, с. 412. 2. Анцупов А., Баклановский С. Конфликтология / А. Анцупов, С. Баклановский. СПб.: Питер, 2018. 3. Базелюк В. В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Базелюк; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015.46 с. 4. Базелюк В. В. Разрешение педагогических конфликтов : учеб. пособие / В. В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2015. - 140 с. 5. Баныкина С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи / Образование в школе: опыт, проблемы, инновации ; под ред. Ю. В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. С. 42-47. 6. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е. И. Степанова. М.: УРСС, 2001.457 с. 7. Болтунова Г. М. Подготовка будущих учителей к раз-решению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе : автореф. дис канд. пед. н. М., 1991.16 с. 8. Каршибаева, Г. А. Психологические особенности педагогических конфликтов / Г. А. Каршибаева, Н. Х. Абдукадырова, Н. И. Тулаганова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9923/ (дата обращения: 02.03.2021). 9. Киршбаум Э. И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: дис. канд. психол. н. Л., 1986. С. 48. 10. Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2018. —76 с. ISBN 978-5-7996-1425-6 11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2001. 176 с. 12. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с. 13. Лукашонок О. Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Рос. пед. агентство, 1998. 80 с. 14. Мельник Н. Б., Осипова М. В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогическая конфликтология» [Электронный ресурс] / Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, ИОНЦ «Толерантность, права человека и предотвращение конфликтов, социальная интеграция людей с ограниченными возможностями» [и др.]. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/1482 (дата обращения: 02.03.2021). 15. Мельничук А. В. Педагогические основы управления конфликтами в поликультурном образовательном пространстве :дис канд. пед. н. Ростов н/Д, 2004.207 с. 16. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с. 17. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психо-логического анализа конфликта // Теоретические и методологиче-ские проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 90. 18. Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения : дис канд. психол. н. Л. В. Симонова. М., 1989. С. 58-59. 19. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 250 с. 20. Цой Л. Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов. М.: Книжный мир, 2017. 327 с. 21. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А. С. Чернышев. М.: Рос. пед. агентство, 1998. С. 6-27. 22. Шакуров P. X. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления / P. X. Шакуров, Б. С. Алишеров // Вопр. психологии. 1986. № 6. С. 67-76.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты формирования индивидуально-психологических факторов, определяющих протекание педагогических конфликтов 1.1 Понятие и виды педагогических конфликтов Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия [1, с. 10]. В повседневной жизни сложилось вполне однозначное отношение к конфликтам как к негативным явлениям. Возникновение конфликта оценивается как показатель некого неблагополучия. Однако еще в период становления конфликтологии как науки ее основатели Р. Дарендорф и Л. Козер обращали внимание на тот факт, что наличие конфликтов в обществе естественно, а их отсутствие ненормально. Конфликты изучаются не только в рамках общей теории конфликтов, но и с учетом особенностей сферы их протекания. Так, сферой протекания педагогических конфликтов является образовательная среда. «Педагогический конфликт, - по словам С. В. Баныкиной, - можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин» [17 с. 11]. Таким образом, определяется сфера протекания педагогического конфликта (учебно-воспитательный процесс), активность участников (взаимодействие, в основе которого лежат субъектные противоречия), эмоциональный фон (отрицательные эмоции). Характеризуя педагогический конфликт, В. В. Базелюк обращает внимание на то, что открытое столкновение между субъектами педагогического взаимодействия обусловлено отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них. Для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия конфликт нуждается в конструктивном разрешении [3, с. 12]. А. В. Мельничук специфику педагогического конфликта видит в отсутствии «согласия в межкультурном педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, в структурных подсистемах учебного учреждения по достижению целей образования и выполнения социокультурного заказа общества» [15, с. 28]. Акцент при этом делается на негативных последствия конфликтов, выражающихся в невыполнении государственных стандартов, программ, социокультурных общественных требований. Однако личностный аспект педагогических конфликтов в данном случае выпадает из поля зрения. Н. Б. Мельник подчеркивает, что «существенным в идентификации конфликта как педагогического является то влияние, которое он оказывает на формирование тех или иных качеств личности, на развитие личности» [14, с. 37]. В системе образования находят свое отражение различные противоречия, характерные для современного общества. В процессе функционирования образования как социального института возникают конфликты, которые могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер. Для педагогического процесса характерны процессуальные педагогические конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в образовательном процессе. Л. В. Симонова выделяет три группы педагогических конфликтов, субъектами которых являются участники педагогического процесса: 1. Конфликты, возникающие в процессе учебной деятельности как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей делового характера. 2. «Конфликты ожиданий». Конфликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности, как реакция на поведение, не соответствующая принятым нормам отношений между педагогами и учениками, не соответствующее уровню ожиданий их по отношению друг к другу. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей «ролевого» характера. 3. «Конфликты межличностной несовместимости». Конфликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности из-за личностных особенностей учителя и учеников, особенностей характера и темперамента. Однако, как отмечает автор, существующие в реальной школьной жизни конфликты не всегда представлены в виде одного из предложенных типов [18, с. 58-59]. Обобщив основные тенденции в построении типологии пе-дагогических конфликтов, представленных в научной литературе, С. В. Баныкина приходит к выводу, что наиболее адекватной для изучения конфликтов в системе взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса является следующая типология: «педагог - ученик», «педагог - администратор», «педагог - родитель», «педагог - педагог», «ученик - ученик». По мнению автора, данная типология позволяет «упорядочить материалы банка конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, пригодных для обучения руководителей образовательных учреждений, педагогов, реальным способам упреждения и разрешения педагогических конфликтов. Исходя из учета особенностей взаимоотношений субъектов конфликтов, можно разработать практические рекомендации по снижению уровня конфликтности, предупреждению и преодолению данных конфликтов в образовательной организации» [6, с. 14]. С точки зрения М. М. Рыбаковой, среди педагогических конфликтов можно выделить конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учениками правил поведения в образовательном учреждении и вне его, и конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности [8]. Помимо перечисленных выше типов конфликтов, правомерным представляется выделение некоторыми исследователями «организационного», или «структурного», конфликта. Основным источником возникновения этого типа педагогических конфликтов являются недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствие преемственности в содержании и организации обучения [1, 17]. С. М. Шурухт к структурным конфликтам относит конфликты, связанные с наличием, ограничением и распределением ресурсов; конфликты, обусловленные разным статусом участников учебно-воспитательного процесса, их различиями в правах; конфликты, вызванные наличием внутри коллектива образовательной организации сложившихся референтных групп, нормы поведения и интересы которых вступают в острые противоречия с общественными нормами поведения и др. Организационные конфликты, возникающие, как правило, в диадах «педагог - администрация» или «педагог - педагог», могут быть обусловлены и неудачным подбором учителей, тесно взаимодействующих друг с другом в рамках педагогического процесса, с точки зрения их психологической совместимости, а также являться результатом косвенного «сталкивания» учителей (сравнение классов, групп, в которых они преподают, по успеваемости, дисциплине; подчеркивание достижений в учебно-воспитательной деятельности одного педагога и недочетов в работе другого). 1.2 Причины и факторы возникновения педагогических конфликтов Современный педагогический социум является социальным пространством повышенного напряжения. С одной стороны, противоречия, характерные для политической, экономической и духовной жизни страны, отражаются на настроении и условиях работы учителей. Подавляющее большинство из них не удовлетворены общественным признанием профессии учителя, зарплатой, существующая материальная база в образовательных учреждениях также не соответствует запросам современного педагогства и времени. С другой стороны, существуют многочисленные проблемы в самой системе образования. В основе любого конфликта лежат противоречия, т. е. взаимо-исключающие друг друга условия и потребности, цели и возможности участников. Н. Б. Мельник называет целый ряд противоречий, возникающих в образовательном процессе [14, с. 36]: – Противоречия в системе иерархии целей; между генеральной целью образования и личными целями участников педагогического процесса, между общей целью образования и частными методическими целями, между личными целями учащихся-воспитанников и задачами коллективной деятельности. – Противоречия между уровнем теоретической подготовки педагога и его практическими умениями. – Противоречия между задачами образования (воспитания, обучения, развития) и используемыми методами, приемами, формами и средствами педагогической деятельности. – Противоречия между содержанием образования и представлением заказчиков образования об образованности. – Противоречия между задачами урока и уровнем познавательной активности учащихся. – Противоречия между возможностями учащихся (их «зоной ближайшего развития») и задачами урока. – Противоречия между возможностями отдельных учащихся и коллективным характером обучения. – Противоречия между общеобразовательными стандартами и задачами творческого развития личности. – Противоречия между уровнем потребностей учащихся и возможными формами их удовлетворения. – Противоречия, вызванные неравномерностью физического и психического развития учащихся. – Противоречия между авторитарным стилем общения взрослого и возрастным негативизмом ребенка. Анализ исследований, посвященных изучению конфликтогенных факторов в педагогическом процессе, позволяет сделать вывод о их многочисленности и разнообразии. Специфика труда учителя заключается в том, что он работает с классом один на один. При этом педагог постоянно испытывает сильное психическое напряжение, поскольку должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. «Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка, - пишет Э. И. Киршбаум, - способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллекту-альной и эмоциональной сферы» [9, с. 48]. Конфликтогенность педагогического процесса связана и с таким фактором, как ролевая и позиционная асимметрия его участников. Находясь в единой системе общественных отношений, педагог и ученик реализуют их по-разному: для учителей педагогический процесс выступает как профессиональный вид деятельности, для учеников - как учебная деятельность [4, с. 12]. Отсюда различная значимость образовательного процесса для учителей и учеников. Другая особенность педагогического конфликта также связана с ролевой ассиметрией: одной категории участников приписывается роль носителя социально значимого опыта, социально ценных качеств и способностей, а за другой категорией закрепляется роль потенциального реципиента этого опыта. У учащихся (особенного в подростковом возрасте) стремление к приобретению собственного опыта может приводить к протестному поведению в отношении взрослых вообще и учителей в частности, которое потенциально конфликтно. По мнению С. В. Баныкиной, вопреки декларируемому гуманистическому характеру образования, «в реальной учебной жизни имеют место правовой нигилизм учителя, будничное попирание прав ребенка, например, права на выражение своего собственного мнения в устной или письменной форме, права на защиту своей чести и репутации» [5, с. 42]. Нередки случаи грубого и даже жестокого отношения педагогов к детям. Среди причин конфликтов следует отметить и низкий уро-вень правовой культуры участников педагогического процесса. «Правовая безграмотность или неразвитое правосознание администрации учебных заведений нередко выражается в нарушении трудового законодательства (например, незаконное увольнение или наказание учителя)» [37]. Отсутствие правовой защищенности вызывает тревогу у учителей. Конфликтогенным фактором в современном образовательном учреждении является также противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным вниманием общества к ее удовлетворению. В силу этого у учителей снижается удовлетворенность работой и избранной профессией, возникает внутренний конфликт, который в определенных ситуациях может спровоцировать межличностное столкновение. Еще одна проблема, повышающая вероятность конфликтов, связана с тем, что для значительной части педагогов (особенно опытных, с большим стажем работы) характерна вера в непогрешимость собственного опыта, склонность к стандартным методическим и воспитательным приемам и решениям. Это снижает их способность к прогнозу, противоречит современной тенденции к постоянному изменению социальной ситуации, необходимости перестройки всех сторон учебной жизни. Актуальной в современном образовательном учреждении является проблема содержательного и методического несовершенства учебно-воспитательного процесса (отсутствует преемственность в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманно вводятся педагогические инновации и т. д.). Конфликты в образовательном учреждении нередко возникают из-за несоблюдения психолого-педагогических требований к составлению рас-писания, неравномерного или несправедливого распределения учебной нагрузки, классного руководства и других вопросов, находящихся в ведении администрации. Современное реформирование образования практически «неизменным оставляет сущность обучения: передача ЗУНов опирается преимущественно на отрицательные стимулы и является целостной системой принуждения к учению. Положение осложняется тем, что такое обучение воспринимается как норма большинством учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей» [17, с. 9]. Все это, с одной стороны, не стимулирует учителя к творческой работе, а с другой - не способствует развитию познавательного интереса учащихся, не позволяет им раскрыть и реализовать свои способности, склонности. Низкий уровень коммуникативной культуры учителей часто приводит к конфликтам. Умение общаться - важнейшая составляющая процесса учения, в немалой степени определяющая его успешность. Отсутствие необходимых навыков (умение ясно и точно излагать свою мысль, адекватно выражать эмоции) ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств. Например, по данным Л. А. Петровской, 55 % участвовавших в опросе учителей обозначают свою позицию в конфликте с учащимися как «сотрудничество», и только 5 % их учеников характеризуют стратегию своих наставников в конфликте с ними таким же образом, т. е. как «сотрудничество» [16, с. 52]. Многие учителя не обладают достаточными знаниями в области психологии личности, индивидуально-возрастных особенностей детей, оказываются не в состоянии найти подход к ним. Психологическая некомпетентность педагогов зачастую становится причиной их конфликтов с детьми. Различия, связанные с особенностями семейного воспитания, обусловленные поло-возрастными характеристиками учащихся, не принимаемые во внимание учителями, также неизбежно ведут к возникновению конфликтов. Многие авторы обращают внимание на то, что педагогический конфликт, как правило, происходит в силу объективных и субъективных причин. М. М. Рыбаковой предложена следующая классификация причин педагогических конфликтов [14, с. 2]: 1. Конфликты, вызванные объективными причинами: социально-экономическим положением педагогов, условиями педагогической деятельности (средовой, этнический аспект). 2. Конфликты, связанные с поведением участников учебно-воспитательного процесса. 3. Конфликты в области межличностных отношений (т. е. вызванные субъективными причинами), которые связаны со спецификой межличностных отношений в образовательной среде, обусловлены психологическими особенностями каждого участника учебно-воспитательного процесса (возрастными, индивидуально-психологическими, социально-психологическими). По существу, об объективных и субъективных причинах педагогических конфликтов пишет В. И. Журавлев. Он считает, что в их основе лежит «два вида противоречий: противоречия диалектические как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур, как условие их развития, прогресса; противоречия казуальные, т. е. случайные, вызванные в своем большинстве некомпетентными решениями учителей или руководителей образовательного учреждения... Если первые неизбежны, они есть проявление прогресса, то вторые могут стать источником конфликтов со всеми отрицательными последствиями для нормальной работы педагогов и самочувствия участников учебно-воспитательной деятельности» [11, с. 58]. С. Ю. Темина конкретизирует объективные и субъективные причины педагогических конфликтов. К объективным причинам относятся: – Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка. – Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; педагог априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним). – Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.). – Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»). – Зависимость ученика от учителя. – Необходимость оценивания учащихся учителем. – Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах. – Множественность ролей, которые вынужден играть обучающийся в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми. –Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 50 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 32 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 40 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Психология, 48 страниц
439 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg