Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование игровых технологии в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

kisssaaa0721 2275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.08.2021
Цель исследования – изучить особенности использования игровых технологий в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследованияявляется развитие фонематического слуха у старших дошкольников. Предметом исследования:использование игровых технологий в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования:развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: будет разработаны и использованы игровые технологии, включающие различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи; - будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического слуха; - будет осуществляться мониторинг данного процесса. Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования необходимо решение следующих задач: 1. Изучить развитие фонематического слуха как одна из задач подготовки дошкольников к обучению грамоте; 2. Рассмотреть технологии развития фонематического слуха в теории и практике дошкольного образования; 3. Определить возможности использования игры как средства развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста; 4. Провести диагностику уровня сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста; 5. Сформировать и апробировать систему работы по по использованию игровых технологий для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста; 6. Провести повторную диагностику уровня сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста и проанализировать результаты экспериментального исследования. Используемые методы исследования: - на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, систематизации; - на эмпирическом уровне: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), диагностическое задание по методике М.Ф. Фомичевой, направленной на изучение состояния звукопроизношения, словаря и фразовой речи, качественная и количественная обработка результатов исследования. Теоретико-методологическая основа исследования: труды психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки детей к обучению грамоте (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова и др.), положения дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, ЕА Флёрина, Ф.А. Сохин), концепции о развивающем влиянии игр (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.). Организация и этапы исследования: ? 1 этап - был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования; определение цели, задач, методики и проведение констатирующего эксперимента; статистическая обработка и анализ результатов; разработка методики экспериментального обучения. ? 2 этап - предполагал выявление уровней развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста; ? 3 этап включал формирующий эксперимент, направленный на определение содержания работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологии; ? 4 этап предусматривал повторную диагностику и определение динамики в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость работы: в работе представлена система работы по использованию игровых технологий в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста, которая может быть успешно применена в практике воспитателя дошкольной образовательной организации. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с.п. Верхний Куркужин Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской республики. В качестве респондентов выступили воспитанники старшей группы дошкольного отделения. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольной организации и семье. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест. Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста как условие формирования произвольности речи. Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Формирование фонематического восприятия очень важно, так как его несформированность приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия легче корректируется и звукопроизношение детей. Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия игровые технологии сделают его более привлекательным для детей, а следовательно, и более результативным.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….7 1.1 Развитие фонематического слуха как одна из задач подготовки дошкольников к обучению грамоте……………………………………….…14 1.2 Технологии развития фонематического слуха в теории и практике дошкольного образования…………………………………………………...30 1.3 Игровые приёмы и методы развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста …………………………………… ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………....40 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………41 2.1 Диагностика уровня сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..…….41 2.2 Система работы по использованию игровых технологий для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста…………...53 2.3 Повторная диагностика уровня сформированости фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов экспериментального исследования……………………………………………..74 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………85 СПОСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………88 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пос. М.: Изд. Центр Академия, 1998. 448 с. 2. Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное образование. 2008. № 9. С. 4-5. 3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детских садах. М.: Просвещение, 1999. 160с. 4. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Профессиональное образование, 1984. 202 с. 5. Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Обучение чтению по системе Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2003. 123 с. 6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. 97с. 7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. 221с. 8. Веракса Н.Е., Веракса Н.Н. Развитие речи ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966. 10. Гальперин Л.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий //Теория учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Тализиной, И.А. Володарской. М.: 1998. 11. Геллер Е.М. Наш друг – игра. Минск, 1979. 158 с. 12. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М.: 1969. 148с. 13. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971. 271с. 14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 213с. 15. Давыдов В.В., Цукерман Г.А. Обучение грамоте «по Эльконину» // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С.30. 16. Дошкольная педагогика. / Под ред. Ф.А. Сохина, В.И. Ядэшко. М.: 1978. 219с. 17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981. 112с. 18. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: 1974. 152 с. 19. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте / Под. ред. Н.В. Дуровой. М.: А.П.О., 1994 20. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. М.: Просвещение, 1963. 21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. М.: 1989. 280с. 22. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2002. 190 с. 23. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: 1941. 24. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975. 359с. 25. Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности. М.: Мысль, 1975. 193с. 26. Леонтьев А.Н.Язык, речь, речевая деятельность. М.: 1969. 27. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981. 123с. 28. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика М.: Просвещение, 1988. 320с. 29. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972. 256с. 30. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: 1983. 240с. 31. Максаков Л.И. Учить, играя. М.: Просвещение, 1978. 32. Морозова Л. Игры с буквами //Ребенок в детском саду. 2008. № 5. С 25-29. 33. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 1985. 120с. 34. Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 1988. 35. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001. 36. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.: Мозаика-Синтез.2009. 37. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А.В Запорожца. М.: Просвещение, 1996. 351с. 38. Сохин Ф.А.Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Просвещение, 1978. С 50-56. 39. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, 2002. 40. Сохин Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста. М.: 1970. 218с. 41. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. 344с. 42. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 103с. 43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. 44. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1999. 96с. 45. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под. ред. Н.Н. Поддьякова., Ф.А. Сохина. 1988. 192 с. 46. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. 206с. 47. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с. 48. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Академия, 2001. 240с. 49. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Сфера, 2008. 50. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. 51. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981. 240с. 52. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М.: Просвещение, 1991. 64с. 53. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 1988. 64 с. 54. Эльконин Д. Б. Психология игры М.: Педагогика, 1978. 304с. 55. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. 350с. 56. Эльконин Д.Б.Как учить детей читать. М.: 1991. 57. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Развитие фонематического слуха как одна из задач подготовки дошкольников к обучению грамоте Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Исследования и опыт работы педагогов показывают, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом. Чтение и письмо — виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев)[4; с.74]. Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием [7; с.91]. Д.Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке. Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков — иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание.[12; с.115] В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово. Русское письмо — звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое. Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д.Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи [12; с.130] Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько; метод Д.Б. Эльконина и другие). При овладении грамотой обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными [10; с. 34]. Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух — это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска) [9; с. 46]. Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов Д.Б. Эльконин назвал фонематическим восприятием[12; с. 116]. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение [16; с. 36]. Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д.Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии. Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте. Закономерности овладения чтением и письмом позволяют при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделить следующие направления: —ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; —ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи; —ознакомление со словесным составом предложения, деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений; —ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; —ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.[18; с. 156] В других документах в обязательное содержание работы по специальной подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит: • ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; • ознакомление с предложением и его словесным составом; • деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений; • членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; • ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов; • знакомство с буквами [3; с. 112]. Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, или развитие фонематического восприятия, так как процесс письма связан с переводом фонем устной речи на язык графических знаков (кодирование), чтение – обратный процесс (декодирование). Умение выделить звуки слова в их последовательности лежит в основе этого механизма. В самом раннем детстве у ребенка формируется фонематический слух. Сначала малыш учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки и т.п.) от звуков ращенной к нему речи. Стремясь к удовлетворению своих потребностей, ребенок активно ищет звуковые обозначения предмет и явлений окружающего мира, с жадностью ловит их из речи взрослых. Однако малыш использует те средства языка, которые слышит от взрослых, совсем не так, как они. Звуки детской речи, как показали исследования Е.И. Негневицкой и А.М. Шахнаровича, не всегда укладываются в систему взрослого языка. Они образуют свою собственную, строго упорядоченную систему. В частности, у ребенка другой принцип противопоставления глухих и звонких согласных: в начале слова произносятся только звонкие, а в конце — только глухие. Постепенно эта система корректируется самим ребенком и «доводится» до системы языка взрослого. Можно только поражаться тому, как настойчиво малыш стремится к поиску закономерностей, к системе, к организации звуковой стороны речи по каким-то правилам. При этом ребенку совершенно необязательно уметь произносить те или иные звуки, чтобы совершенствовать их различия.[6; с. 67]. По данным Н.Х. Швачкина, уже к концу 2-го года жизни ребенка хорошо различать слова, т.е. фонетический слух развивается настолько, что дает возможность ребенку стать борцом за языковую норму. Однако А.Н. Гвоздев отмечал, что дети могут заметить недостатки произношения, но не могут назвать, какой же звук произнесен неправильно. Возможность выделить и назвать отдельный звук возникает только тогда, когда у ребенка развитофонематическое восприятие , которое предполагает: – разложение слова на составляющие звуковые элементы, – установление их последовательности (ток, кто, кот – разные слова, в которых звуковые элементы и их количество равны). Фонематический слух,как подчеркивал Д.Б. Эльконин, – это умение различать звуковую форму отдельного слова, а фонематическое восприятие – это специальное умственное действие, направленное на выделение звуков в слове и установление их последовательности.Хорошо развитый фонематический слух является основой фонематического восприятия, но не приводит к нему автоматически. Особенности фонематического восприятия и трудности его развития у дошкольников выделены в исследованиях отечественных психологов и педагогов, и в первую очередь в работах Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой. Во-первых, фонематическое восприятие развивается только в ходе специального обучения (фонематический слух в процессе повседневного общения). Во-вторых, фонематическое восприятие – это сложное умственное действие и формируется поэтапно. Исходя из теории П.Ф. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, фонематическое восприятие проходит следующие этапы: уяснение задания, материализация, освоение умственных действий в плане громкой речи, интериоризация, автоматизация. Третья особенность фонематического восприятия проявляется также в тех трудностях, которые приходится детям преодолевать. Одна из трудностей связана с тем, что при звуковом анализе следует выделить звук (фонему) как единицу. Фонемы – единицы языка, которые редко произносятся отдельно, поэтому они изолированно труднее артикулируются, чем слоги – артикуляционные единицы. Из-за этого очень часто дети смешивают эти единицы. Вместо звука ребенок может назвать слог. Значительную трудность представляет выделение гласных в открытых слогах (в слияниях). Специфической особенностью является то, что для того, чтобы ребенок «услышал» звук в слове требуется особый прием «акцентированного произнесения звука». Наконец, дети затрудняются анализировать собственную речь, им легче анализировать речь, произносимую другими. Поэтому в ходе развития фонематического восприятия авторы рекомендуют сочетать анализ собственной речи с анализом чужой речи. Таким образом, развитие фонематического восприятия у старших дошкольников является одной из задач подготовки их к усвоению грамоты (чтения и письма), поскольку фонематическое восприятие является психологическим механизмом осуществления кодировки устной речи на язык графических знаков, и перевод графического изображения фонем в устную речь. Основой для становления фонематического восприятия является фонематический слух. Фонематическое восприятие является сложным умственным действием дошкольника, которое формируется в условиях специального обучения с учетом этапов формирования умственных действий, выделенных П.Ф. Гальпериным, и с учетом его особенностей развития у детей. 1.2. Технологии развития фонематического восприятия в теории и практике дошкольного образования. Одним из новых для педагогики является понятие технология, часто встречающееся в педагогической (научной, учебной) литературе. Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. Определение технологии может быть сформулировано приблизительно следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить «продукцию» с заданными параметрами. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. [14; с.81] В отечественной методике развития речи технологии работы по формированию фонематического восприятия детей были представлены в трудах многих педагогов. Учитывая возрастные и психологические особенности детей Феликс Алексеевич Сохин ставит следующие задачи в работе над звуковой культурой речи: 1. Воспитывать речевой слух детей (слуховое внимание, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм). На данном этапе огромная роль отводится работе воспитателя в игровой деятельности с детьми. 2. Развивать артикуляционный аппарат посредствам артикуляционной гимнастики (позволяющей развивать подвижность языка, достаточный уровень подвижности губ и т.д.) 3. Развивать речевое дыхание (используя специальные игровые упражнения вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Например, игровые упражнения «Свечка», «Кораблики») 4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. На данном этапе задачей воспитателя является: развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту. 5. Воспитывать интонационную выразительность. 6. Формировать нормальный темп речи; правильное произношение всех звуков. Последовательная отработка звуков по мнению Ф.А. Сохина[18; с.62] дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи. Сохин предлагает четыре вида работы позволяющих отрабатывать все звуки родного языка (данные виды работы могут осуществляться как на занятиях, так и вне их). 1–й вид работы– уточнение движений органов артикуляционного аппарата. На данном этапе воспитатель дает игровые упражнения для развития или уточнения движений, выработки определенных положений способствующих правильной артикуляции звуков. (игровые упражнения «На прогулку», «Летят снежинки») 2–й вид работы– уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха. Воспитатель дает игры или игровые упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или высказывания его подражанию. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания (артикуляционная гимнастика «Насос»). 3-й вид работы – воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха. На данном этапе воспитатель дает различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов. (игровое упражнение «Знаешь ли ты?», «Что есть в магазине?», «Кто живет в зоопарке?») 4–й этап работы– воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Педагог на этом этапе дает специальный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. [18; с.80] В старшем дошкольном возрасте Ф.А.Сохин рекомендует знакомить детей со звучащим словом, с тем, что слова состоят из звуков, что звуки произносятся друг за другом, последовательно, что их бывает много или мало. Демонстрируя детям динамику слова, последовательность звуков в нем, Ф.А.Сохин предлагает использовать звуковую линейку, по которой дети смогут определять место звука в слове, вспомнить слова, в которых имеется определенный звук, добавить последний звук в слове, не до конца произнесенном воспитателем. .[17; с.176] Таким образом, предложенные Ф.А.Сохиным этапы работы над звуковой культурой речи, фонематическим восприятием дают возможность детям последовательно усвоить и закрепить определенные положения и движения органов артикуляционного аппарата, способствует лучшему формированию правильного произношения звука, облегчают переход к настоящему анализу. В исследованиях Галины Анатольевны Тумаковой рассматриваются содержание, методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников 3-7 лет фонематического слуха, формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова. В методическом пособии Г.А. Тумаковой широко представлены дидактические игры и упражнения для детей разных возрастных групп, описаны методы и приемы работы педагога при ознакомлении детей со звуковой стороной слова. Предлагаемые методические рекомендации важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников, помогают овладеть им богатством родного языка. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, постижение которого духовно обогащает человека. Первое, на что обращает внимание автор – это развитие фонематического слуха детей с помощью интонационной выразительности их речи. Воспитатель закрепляет правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка: «Что бы это значило? Как ты это понимаешь? Как по-другому можно сказать об этом? Какое слово из названных самое подходящее? Почему? Чьи слова мы запишем в наш альбом и поместим в книжный уголок? Почему ты использовал именно эти слова?». Когда дети овладеют термином «слово», воспитатель переходит к играм и игровым упражнениям на их звучание. Это задания на вслушивание в звучание слов, которым даются «звуковые характеристики (шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т.п.), припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию (мак — рак),подбор рифмы и др. Дошкольник рассматривает предметы, действует с ними, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать, передавать словесно все увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт. В процессе ознакомления с окружающим детям сообщаются наименования предметов. Они узнают, что каждый предмет обозначается названием (словом). Новые названия вводятся в систему уже известных детям понятий. Но самостоятельно переключить внимание с наблюдаемого предмета, его признаков и свойств дошкольники не могут, так как слово выступает перед ними прежде всего со стороны своего значения, смыслового содержания. Особенно трудно дли детей звуковое различение слов на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их, ребенок не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над звуковым строением слова.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg