Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Социально-культурные технологии в организации деятельности благотворительных организаций

kisssaaa0721 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.08.2021
Цель исследования – в выявлении наиболее актуальных форм социально-культурных технологий в благотворительных организациях России и определение параметров для совершенствования деятельности в благотворительных фондах. Объект исследования - благотворительные организации. Предмет исследования - социально-культурные технологии в организации деятельности благотворительных организаций. Гипотеза исследования – успешное внедрение социально-культурных технологий в организации деятельности благотворительных организаций позволит более эффективно развивать благотворительную деятельность в России. В соответствии с целью данной работы, в исследовании были поставлены следующие задачи: 1) Осветить основные периоды в становлении и развитии благотворительности в России. 2) Проанализировать социально-культурную деятельность и применение социально-культурных технологий в благотворительных организациях. 3) Разработать и организовать проведение благотворительного проекта 4) Оценить эффективность применения социально-культурных технологий в благотворительном фонде «ЗаЗверушек» Методами исследования в выпускной квалификационной работе являются: изучение и анализ используемых источников, изучение и обобщение современной и зарубежной практики, сравнение, классификация, систематизация. Степень разработанности проблемы: Вопросами развития благотворительной деятельности активно занимались и занимаются отечественные учёные. Среди работ, посвящённых вопросам благотворительности особенно необходимо отметить такие работы как: Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. «Благотворительность в России», Некрасов А. Я. «Благотворительность», Степанова Е.Е. «Благотворительность в сфере культуры: организационный и педагогический аспекты» и другие. Особенностям социально-культурных технологий посвящены работы Е.И. Холостовой, Данакина Н.С., Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д., М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учреждениях культурно-досугового типа, благотворительных организациях, а также данная работа может выступать в качестве примера для разработки последующих исследований. Структура ВКР представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемых источников и приложениями. Теоретической базой исследования являются исследования по изучению благотворительной деятельности Косихина И.Г. ,Фомин Э.А. Соколов А.Р. Лукацкий М.А., Соколов А.Р. и др. Организация исследования включала следующие этапы: на первом, аналитическом была изучена теория вопроса на основании анализа выявленного научно – методических материалов и проблем. Это позволило определить степень научной разработанности проблемы, сформировать цель, задачи, рабочую гипотезу. На втором этапе, диагностическом (или организационно – методическом, или прогностическом) было рассмотрено влияние социально-культурной деятельности на развитие благотворительных организаций. На третьем этапе – формирующем (или проектном), на основании обобщения накопленного опыта и использовании методов социально – культурного проектирования было разработано организационно – методическое обоснование использования социально – культурных технологий в практике организации фестиваля с фондом «ЗаЗверушек» г. Кемерово. Новизна исследования состоит в осуществлении комплексного изучения возможностей применения социально-культурных технологий в области благотворительной деятельности. На защиту выносится: Проект благотворительного фестиваля «ЗаЗверушек_fest», как инструмент помощи бездомным животным, а так же для поддержки и развития социально–культурной активности в сфере благотворительной деятельности города Кемерово.
Введение

В настоящее время изучение благотворительности, как формы социальной работы, играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций. И естественно, всё это способствует оказанию более эффективной помощи в самых разных сферах общества. Сейчас социальная работа и благотворительность — это самостоятельные виды деятельности, но при этом имеют много общего. В этом контексте актуальным представляется специальное обсуждение возможных сфер взаимодействия и взаиморазвития благотворительности и социальной работы в практике и теории, так как в итоге всё это может привести к тому, что в современном мире благотворительная деятельность будет признана как важная, необходимая и неотъемлемая часть общественного участия в социально-культурной политике государства. Актуальность исследования подтверждается так же тем, что благотворительность в современном мире представляет собой не только сложное и многоплановое общественное явление, но так же она оказывает большое влияние на развитие социальной сферы и зачастую необходима для снижения напряжение в обществе. Именно на основе благотворительной деятельности создаются центры помощи нуждающимся, в которых неотъемлемую часть занимают социально-культурные проекты и акции. Как известно, различные благотворительные фонды стали активно использовать социально-культурные технологии путём проведения различных мероприятий, акций и праздников городского масштаба. Все эти развлекательные форматы так или иначе нацелены на развитие волонтёрского движения и благотворительности в целом. Косихина И.Г. ,Фомин Э.А. Соколов А.Р. , считают что возрождение государственной благотворительной помощи и развитие благотворительности частных организаций может способствовать не только оказанию более эффективной помощи нуждающимся, но и развитию общества в целом в соответствии с принципом гуманизма, который выступает как универсальный критерий прогресса. Тем самым, участвуя в развитии этого направления, социально-культурная деятельность решает вопросы, связанные с развитием фондов, а так же, помогает привлечь к этому доброму направлению большее количество людей.
Содержание

Введение………………………………………………………………… Глава 1. Благотворительность и её виды…………………………….. 1.1 Сущность и виды благотворительности………………………….. 1.2 История становления благотворительности в России………………. 1.3 Благотворительность как элемент социально-культурной деятельности Глава 2. Социально-культурные технологии в организации деятельности благотворительных организаций……………………………………………. 2.1 История зарождения благотворительных организаций в России………… 2.2. Применение социально-культурных технологий в благотворительном фонде помощи животным «ЗаЗверушек»………………………………………. 2.3. Предложения по совершенствованию социально-культурных технологий в благотворительных организациях………………………………………………. Заключение……………………………………………………………………… Список литературы…………………………………………………………… Приложения……………………………………………………………………
Список литературы

1. Антонович И.В. Благотворительность как социокультурное явление – социологический анализ. Дис. канд. соц. наук. М., РГБ. 2003., 197 с 2. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. №6. С. 58-63 3. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: Историогр. аспекты проблемы. С-Пб., 2011. 4. Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004. – с. 160 5. Благотворительность в истории России. Новые документы и 70 исследования. СПб.: Нестор-История, 2008. 436 с. 6. Бродский Д. Отчет по исследованначения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе. М., 2005. 7. Брусов, С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991. – С.55. 8. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М..: «ЦентрПолиграф», 2001г. - 443 С. 9. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. 10. Григорьевой Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Издательство Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. – 2002. 11. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1, с.30. 12. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для ВУЗов. / А.Д. Жарков. – М.: Изд. дом МГУКИ, 2007. – 480 с. 13. Жуков Г.В. Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. Краснодар – 2002. 14. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – С.416. 15. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с. 16. Косихина И.Г. Благотворительность российских общественных организаций в конце XIX - начале XX вв. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2001. 17. Культурно- досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 1998. 18. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты/ Л.Я. Лавриненко/ / Образование и общество.- 2004.- №1.- с. 86-98. 19. Лазарева С.И. Особенности становления системы благотворительности в России (XIX – начало XX в. // Россия и АТР. 2008. №3. С. 43-52 20. Любашевский Ю.Л., Щербаков А.В. «Технологии современного спонсорства. Спонсоринг и фандрейзинг» - М.: Спонсорское агентство «Материк», 2012. 21. Матвеева Н.А. Благотворительность семьи Романовых - М., из-во МГОУ, 2004г., 81 с. 22. Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2012. 23. Нувахов Б. Ш. История милосердия и благотворительности в отечественной медицине XVIII- начале XX веков. Дисс. на соискание степени д.и.н. М., 2005. 24. Ольга Гулик. Благотворителей выведут «из тени». «Континент Сибирь», (Кемерово), 19.10.2007. Российская благотворительность в зеркале СМИ. Выпуск № 20 (34) 16 – 31 октября 2007 года. 25. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб., 1996. – С.79. 26. Социально-культурная деятельность. – История теоретические основы сферы реализации субъекты ресурсы технологии. – М.: МГУКиИ, 2001. 27. Степанова Е.Е. Благотворительность в сфере культуры: организационный и педагогический аспекты. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2006. 28. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях// Социс. - 2002г. - №2. - С. 92-97. 29. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с. - (Высшее образование). 30. Толоконников Д. Меценатство в России // Обозреватель. 2005. №1. C. 104-114. 31. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996. 32. Фирсов М.Н. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. выеш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с. Интернет-источники: 33. Русфонд.Навигатор // Рейтинг российских фандрайзинговых НКО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.miloserdie.ru/article/pervye-v-rejtinge-10-krupnejshih-blagotvoritelnyh-organizatsij-rossii. (Дата обращения: 11.12.20); 34. Виртуальный ресурсный центр для НКО. [Электронный ресурс]. URL: https://trainet.org/books?topic=2 (Дата обращения: 15.12.20); 35. Сайт благотворительного фонда «ЗаЗверушек». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/zazverushek_fond (Дата обращения: 12.06.20); 36. Фонд помощи животным «Рэй». [Электронный ресурс]. URL: https://rayfund.ru (Дата обращения: 12.09.20); 37. Фонд помощи бездомным животным «Ника». [Электронный ресурс]. URL: https://www.fond-nika.ru (Дата обращения: 12.09.20); 38. Международный благотворительный фонд помощи животным «Дарящие надежду». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ghope.ru 39. Благотворительный фонд «ЗаЗверушек»//Юридические акты.. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusprofile.ru/id/7830416 40. Союз благотворительных организаций России. [Электронный ресурс]. URL: http://fund.is-med.com/dir/1-1-0-28 41. Московский государственный институт. // Благотворительные фонды в области образования, культуры и искусств. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka.mgik.org/konkursy-granty-programmy/fondy/index.php 42. Благотворительный фонд «Подари жизнь». [Электронный ресурс]. URL: https://podari-zhizn.ru 43. Благотворительный фонд продовольствия «Русь». [Электронный ресурс]. URL: https://foodbankrus.ru 44. Благотворительный фонд Константина Хабенского. [Электронный ресурс]. URL: https://bfkh.ru
Отрывок из работы

1 ГЛАВА. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ 1.1. Сущность и виды благотворительности Возрождение в современном обществе благотворительности и меценатства, вызывает потребность в научном осмыслении этого феномена его основных форм, технологий и перспектив развития. Как известно, благотворительность – это оказание бескорыстной помощи нуждающимся. Она может быть использована для поощрения и формирования каких-либо важных для общества форм деятельности. Всё чаще благотворительная деятельность становится инструментом, с содействием которого социум удовлетворяет главные общественные, общечеловеческие нужды. И в том числе, считается бесприбыльной деятельностью, т.е. исполняется не в коммерческих целях. Важно знать, что далеко не каждая некоммерческая деятельность считается благотворительной, а только лишь та, которая в полной мере соответствует определению. Таким образом, данная деятельность не имеет возможность сопровождаться нарушением прав человека, напротив, она, в первую очередь, ориентирована на охрану общественно-финансовых прав личности и никак не может исполняться нелегально. В этом случае социальный ущерб никак не имеет возможность быть оправдан никакой пользой, принесенной тому или иному лицу. Все участники благотворительного процесса и сам процесс должны обладать легальным статусом и соответствовать общепризнанным нормам, а его участники соблюдать общепризнанные меры. Так же, очень важно заметить, что благотворительная активность в РФ регулируется законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135 от 11 августа 1995 г. (с измен. от 23 декабря 2010 г. N 383-ФЗ). Помимо этого, благотворительная деятельность регулируется положениями Конституции и Гражданского кодекса. Рассмотрим формы и виды благотворительности, которые существуют в современном мире. Выделяют несколько видов: частная благотворительность, корпоративная благотворительность, филантропия, спонсорство, меценатство и социальная ответственность. Подробнее об этом в своих работах писал Некрасов А. Я.: 1) Частная благотворительность В частной благотворительности инициаторами являются обычные граждане, которые передают на доброе дело свои личные средства, имущество и др. Однако, в России данная форма благотворительности пока не настолько популярна, как за рубежом. Одной из причин являются возникающие сложности с фактом контроля расходования денег благотворительными фондами. Часто встречаются такие истории, когда кому-то срочно нужна помощь, вот только не все эти запросы правдивы. Стать жертвой злоумышленников могут, как обычные люди, решившие перечислить средства, так и сами благотворительные фонды, передавшие их без должной проверки. Конечно, эта ситуация идёт на улучшение, появляется все больше благотворительных фондов с безупречной репутацией, растет активность людей, которые хотят помочь другим и видят реальные варианты, как это можно сделать. 2) Корпоративная благотворительность Коммерческие организации тоже могут участвовать в процессе благотворительности. Обычно совершаются денежные перечисления, проводится финансирование социальных проектов, предоставляется помощь в покупке лекарств и т.д. Если сопоставить частную и корпоративную благотворительность, то нельзя не отметить что: около 3/4 всего объема пожертвований в России приходится как раз таки на бизнес. 3) Филантропия Филантропия – это благотворительность в ее первозданной форме. Данный термин пришел из Древней Греции, он переводится, как «любовь к людям». В контексте благотворительности филантропию можно рассматривать, как безвозмездную деятельность, направленную на помощь не конкретным лицам, а человечеству в целом. 4) Спонсорство В основе спонсорства лежит не чистый альтруизм, а факт взаимовыгодного сотрудничества. Этот способ оказания помощи часто используют для поддержания имиджа. В свою очередь, компания выделяет средства, а взамен получает рекламу, повышает узнаваемость бренда, формирует положительное отношение к себе со стороны целевой аудитории. В качестве примера можно предоставить мероприятия с участием Coca-Cola, направленные на помощь детям и животным, защиту окружающей среды и др. 5) Меценатство Меценатство не редко путают с филантропией, при этом данный вид благотворительности характеризуется направленностью на искусство, науку и культуру. Этот вид оказания помощи охватывает ту часть благотворительной деятельности, общественная полезность которой очевидна, но при этом не сводится к удовлетворению насущных, жизненно важных потребностей конкретных людей. Сюда относятся культура, искусство, наука. В данном случае, благополучатель тоже конкретизирован, но он получает пользу косвенным образом. 6) Социальная ответственность Социальную ответственность можно отнести к корпоративной благотворительности, но с рядом характерных особенностей. В частности, они проявляются в виде помощи, ориентированной на социальную сферу – строительство школ, детских садов, площадок. [7] Основные функции благотворительности в обществе заключаются в следующем: · Экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе; · Социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях; · Рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности; · Общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу, не по своей воле, отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности, потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение; · Политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права; · Маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно - культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе. [34] Таким образом, сегодня благотворительность превращается в модный тренд нашего столетия. При этом, в нее вовлекаются, как известные публичные люди, так и простые граждане, которые вносят свою не менее важную лепту в общее дело. Что касается мотивов, побуждающих оказывать помощь, то есть несколько теорий. Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности проявляют многие гуманитарные науки, и у каждой – свой вариант ответа. Например, философы и историки полагают, что побудительными мотивами благотворительности выступают милосердие, альтруизм, сострадание и жертвенность. Социологи в качестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаются альтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой «гуманитарной сделки». Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца. К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц учёные Афанасьев В.Г. и Соколов А.Р. относят: - Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-то сталкивался с проблемой); - Религиозные мотивы; - Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле «надо делиться»); - Симпатия или жалость; - Чувство вины перед обществом за свою деятельность; - Мода (следование чужому примеру); - Национальные/профессиональные причины; - Личное удовлетворение от благотворительного поступка; - Настойчивость просителя. Выделенные мотивы оказания благотворительной помощи можно сгруппировать в три основные группы: - благотворительность как моральная установка жертвователя (общественный долг, личное знание проблем людей, нуждающихся в помощи, понимание необходимости поддержки государства в сфере культуры, науки, образования и т.д.); - эмоциональные реакции (сострадание, жалость, желание помочь нуждающимся); - практическая выгода (создание позитивного имиджа компании, реклама, улучшение взаимоотношений с властями) [3] Благотворительные организации оказывают содействие в развитии по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны. Это такие направления как: Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино. Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов. Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей. Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса. Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды. Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок. Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.[ 18] Помимо этого, благотворительную деятельность следует разделить на благотворительность, которая осуществляется посредством материальных вложений, и благотворительность посредством личного участия. В настоящий момент существует ряд эмпирических исследований, проводимых с целью изучения отношения населения к благотворительности. В одном из таких исследований, проводимого целым коллективом авторов - И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности» И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. Безусловно, современные мотивы благотворительности у разных представителей общества отличаются. Но так же, важно отметить, что начался переход от понимания благотворительности как морального поступка к тому, что она начинает рассматриваться в рамках деловой активности. Достаточное количество благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Нельзя не заметить, что социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в то же время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения. Эффективный принцип правовой обеспеченности действует за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности. Так же, устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников. Когда гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества. Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций. Таким образом, благотворительность имеет различные виды, мотивы и формы оказания помощи. Но так как эта деятельность направлена на благо общества, то и развитие волонтёрства на сегодняшний день является неотъемлемой частью построения развитого гражданского общества и инновационной экономики. Это явление отражает современную концепцию достойного труда и является одной из новых для нашей страны форм занятости. 1.2 История становления благотворительности в России Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Ряд крупных работ Е. Максимов, П. Лыкошин, посвящены истории развития благотворительности с древнейших времен и до второй половины XIX века и служат основой для многих современников. Таким образом, следует считать, что благотворительная деятельность возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не могущим самостоятельно ее преодолеть - это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освещаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий. Понимание современной благотворительной деятельности и ее положения невозможно, если не обратиться к истории вопроса, поэтому дадим краткий исторический обзор традиций российской благотворительности. В России благотворительность считалась уважаемым занятием. Существовало несколько наиболее распространенных видов благотворительности: религиозный, аристократический и светский. В настоящее время можно говорить о попытке восстановления культурной преемственности в благотворительной деятельности. В изучение истории становления благотворительности в России свой вклад внёс Годунский Ю. По его историческим исследованиям, началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим. Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги. Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости.[9] Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды. В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам. Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. .[21] Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных. Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин. Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. В 1828 году почетный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня - Институт скорой помощи им. Склифосовского). 16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы. В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год) Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. [22] Набирала силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не, только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню. «Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России». К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей. В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Их фамилии навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. [6]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Культурология, 79 страниц
1975 руб.
Дипломная работа, Культурология, 85 страниц
2125 руб.
Дипломная работа, Культурология, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg