Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование игровых технологии в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

kisssaaa0721 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.08.2021
Цель исследования – рассмотреть возможности использования игровых технологий в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является развитие фонематического слуха у старших дошкольников. Предметом исследования: использование игровых технологий в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: будет разработаны и использованы игровые технологии, включающие различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи; - будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического слуха; - будет осуществляться мониторинг данного процесса. Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования необходимо решение следующих задач: 1. изучить развитие фонематического слуха как одна из задач подготовки дошкольников к обучению грамоте; 2. рассмотреть технологии развития фонематического слуха в теории и практике дошкольного образования; 3. определить возможности использования игры как средства развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста; 4. провести диагностику уровня сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста; 5. сформировать и апробировать систему работы по использованию игровых технологий для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста; 6. провести повторную диагностику уровня сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста и проанализировать результаты экспериментального исследования. Используемые методы исследования: - на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, систематизации; - на эмпирическом уровне: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), диагностическое задание по методике М.Ф. Фомичевой, направленной на изучение состояния звукопроизношения, словаря и фразовой речи, качественная и количественная обработка результатов исследования. Теоретико-методологическая основа исследования: труды психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки детей к обучению грамоте (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова и др.), положения дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, ЕА Флёрина, Ф.А. Сохин), концепции о развивающем влиянии игр (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.). Организация и этапы исследования: 1 этап - сбор и систематизация материала по теме исследования; 2 этап - организация и проведение эксперимента; 3 этап - обработка результатов эксперимента и оформление работы. Практическая значимость работы: в работе представлена система работы по использованию игровых технологий в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста, которая может быть успешно применена в практике воспитателя дошкольной образовательной организации. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с.п. Верхний Куркужин Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской республики. В качестве респондентов выступили воспитанники старшей группы дошкольного отделения. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы: 74 страниц, включая список литературы.
Введение

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольной организации и семье. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест. Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста как условие формирования произвольности речи. Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Формирование фонематического восприятия очень важно, так как его несформированность приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия легче корректируется и звукопроизношение детей. Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия игровые технологии сделают его более привлекательным для детей, а следовательно, и более результативным.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Развитие фонематического слуха как одна из задач подготовки дошкольников к обучению грамоте 1.2 Технологии развития фонематического слуха в теории и практике дошкольного образования 1.3 Использование игры как средства развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Диагностика уровня сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста 2.2 Система работы по использованию игровых технологий для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. 2.3 Повторная диагностика уровня сформированости фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов экспериментального исследования ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПОСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст]/ Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с. 2.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2006. - 319 с. .Балашова, Г.В. Авторские многофункциональные пособия и игры для коррекционной работы со старшими дошкольниками [Текст] / Г.В. Балашова, Н.Е. Соловьева // Логопед. - 2013. - №2. - С. 49-57. .Бардышева, Т.Ю. Я учусь говорить [Текст]: формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий, 2013. - 91 с. .Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70. .Варенцова, Н.С. Обучение дошкольников грамоте [Текст]: для занятий с детьми 3-7 лет: пособие для педагогов / Н.С. Варенцова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 109 с. .Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника [Текст] // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15. .Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с. .Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 147 с. .Гербова, В.В. Учусь говорить [Текст]: Пособие для детей ст. дошк. возраста / В.В. Гербова: Ст. возраст. - 5. изд. - М.: Просвещение, 2003 (ГУП Смол. полигр. комб.). - 39 с. .Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения [Текст] / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264. .Епифанова, О.В. Современные методы обследования речевого развития ребенка [Текст] / О.В. Епифанова // Логопед. - 2013. - №5. - С. 6-17. .Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст] / З.М. Истомина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2. - М., 1981. - С. 252-255 .Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет [Текст]: учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2007. - 94 с. .Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 16 с. .Косенкова, О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий [Текст] / О.С. Косенкова, М.А. Демидова, Н.П. Галкина, М.А. Черенкова // Логопед. - 2008. - №7. - С. 76-88. .Красильникова, Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет [Текст] / Л. Красильникова // Дошк. воспитание. - 2008. - №4. - С. 79-84. .Лазарева, Л. Экспериментирование с воздухом и водой [Текст] / Л. Лазарева // Дошк. воспитание. - 2008. - №5. - С. 49-53. .Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Ростов-на Дону: Феникс; СПб.: Союз, 2004. - 218 с. .Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст]: Печатается по решению ученого совета института дефектологии АПН РСФСР / Р.Е. Левина. - М., 1958. - 16 с. .Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст]: [сб. работ] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 422 с .Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 677 с. .Лукина Н.А. «Научите меня слышать» [Текст] (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти) / Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. - СПб.: Паритет, 2003. - 132 с. .Миронова, Н.Н. Речевое воздействие и его инструменты [Текст] / Н.Н. Миронова // Дошк. воспитание. - 2009. - №6. - С. 112-116. .Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 91 с. .Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Апрель-пресс, 2004. - 315 с. .Новиковская, О.А. Веселая зарядка для язычка [Текст]: игры и упражнения для развития речи и дикции / О.А. Новиковская. - М., СПб.: ACT; Сова, 2010. - 206 с. .Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст]: попул. пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Гринго, 1995. - 235 с. .Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с. .Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 190 с. .Рукисова, Л. Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход [Текст] / Л. Рукисова, Л. Сидоренко // Логопед. - 2010. - №6. - С. 48-55. .Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2008. - 319 с. .Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с. .Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989 - 222 с. .Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичёва. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с. .Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва: Academia, 2000. - 553 с. .Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции [Текст] (диагностика и коррекция), М.: АРКТИ, 2003. - 224 с. .Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 109 с. .Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников [Текст] // Дошк. воспитание. - 2007. - №5. - С. 71-77 .Шульга А.В. Роль фонематического слуха ребенка [Текст] // Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации [Текст]: сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практ. конференции, 31 октября 2013 г. Ч. 5. - 2013 - С. 26-27 .Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 3-е изд., стереотип. - М.: ACADEMIA, 2006. - 383 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Развитие фонематического слуха как одна из задач подготовки дошкольников к обучению грамоте Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Исследования и опыт работы педагогов показывают, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом. Чтение и письмо — виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев). Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Д.Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке. Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков — иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание. В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово. Русское письмо — звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое. Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д.Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько; метод Д.Б. Эльконина и другие). При овладении грамотой обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух — это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина идругие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска). Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов Д.Б. Эльконин назвал фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку иречи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение. Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д.Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии. Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте. Закономерности овладения чтением и письмом позволяют при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделить следующие направления: ? ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; ? ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи; ? ознакомление со словесным составом предложения, деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений; ? ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; ? ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы. В других документах в обязательное содержание работы по специальной подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит: ? ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; ? ознакомление с предложением и его словесным составом; ? деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений; ? членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; ? ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов; ? знакомство с буквами. Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, или развитие фонематического восприятия, так как процесс письма связан с переводом фонем устной речи на язык графических знаков (кодирование), чтение – обратный процесс (декодирование). Умение выделить звуки слова в их последовательности лежит в основе этого механизма. В самом раннем детстве у ребенка формируется фонематический слух. Сначала малыш учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки и т.п.) от звуков ращенной к нему речи. Стремясь к удовлетворению своих потребностей, ребенок активно ищет звуковые обозначения предмет и явлений окружающего мира, с жадностью ловит их из речи взрослых. Однако малыш использует те средства языка, которые слышит от взрослых, совсем не так, как они. Звуки детской речи, как показали исследования Е.И. Негневицкой и А.М. Шахнаровича, не всегда укладываются в систему взрослого языка. Они образуют свою собственную, строго упорядоченную систему. В частности, у ребенка другой принцип противопоставления глухих и звонких согласных: в начале слова произносятся только звонкие, а в конце — только глухие. Постепенно эта система корректируется самим ребенком и «доводится» до системы языка взрослого. Можно только поражаться тому, как настойчиво малыш стремится к поиску закономерностей, к системе, к организации звуковой стороны речи по каким-то правилам. При этом ребенку совершенно необязательно уметь произносить те или иные звуки, чтобы совершенствовать их различия. По данным Н.Х. Швачкина, уже к концу 2-го года жизни ребенка хорошо различать слова, т.е. фонетический слух развивается настолько, что дает возможность ребенку стать борцом за языковую норму. Однако А.Н. Гвоздев отмечал, что дети могут заметить недостатки произношения, но не могут назвать, какой же звук произнесен неправильно. Возможность выделить и назвать отдельный звук возникает только тогда, когда у ребенка развито фонематическое восприятие, которое предполагает: ? разложение слова на составляющие звуковые элементы, ? установление их последовательности (ток, кто, кот – разные слова, в которых звуковые элементы и их количество равны). Фонематический слух, как подчеркивал Д.Б. Эльконин, – это умение различать звуковую форму отдельного слова, а фонематическое восприятие – это специальное умственное действие, направленное на выделение звуков в слове и установление их последовательности. Хорошо развитый фонематический слух является основой фонематического восприятия, но не приводит к нему автоматически. Особенности фонематического восприятия и трудности его развития у дошкольников выделены в исследованиях отечественных психологов и педагогов, и в первую очередь в работах Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой. Во-первых, фонематическое восприятие развивается только в ходе специального обучения (фонематический слух в процессе повседневного общения). Во-вторых, фонематическое восприятие – это сложное умственное действие и формируется поэтапно. Исходя из теории П.Ф. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, фонематическое восприятие проходит следующие этапы: уяснение задания, материализация, освоение умственных действий в плане громкой речи, интериоризация, автоматизация. Третья особенность фонематического восприятия проявляется также в тех трудностях, которые приходится детям преодолевать. Одна из трудностей связана с тем, что при звуковом анализе следует выделить звук (фонему) как единицу. Фонемы – единицы языка, которые редко произносятся отдельно, поэтому они изолированно труднее артикулируются, чем слоги – артикуляционные единицы. Из-за этого очень часто дети смешивают эти единицы. Вместо звука ребенок может назвать слог. Значительную трудность представляет выделение гласных в открытых слогах (в слияниях). Специфической особенностью является то, что для того, чтобы ребенок «услышал» звук в слове требуется особый прием «акцентированного произнесения звука». Наконец, дети затрудняются анализировать собственную речь, им легче анализировать речь, произносимую другими. Поэтому в ходе развития фонематического восприятия авторы рекомендуют сочетать анализ собственной речи с анализом чужой речи. Таким образом, развитие фонематического восприятия у старших дошкольников является одной из задач подготовки их к усвоению грамоты (чтения и письма), поскольку фонематическое восприятие является психологическим механизмом осуществления кодировки устной речи на язык графических знаков, и перевод графического изображения фонем в устную речь. Основой для становления фонематического восприятия является фонематический слух. Фонематическое восприятие является сложным умственным действием дошкольника, которое формируется в условиях специального обучения с учетом этапов формирования умственных действий, выделенных П.Ф. Гальпериным, и с учетом его особенностей развития у детей. 1.2. Технологии развития фонематического восприятия в теории и практике дошкольного образования Одним из новых для педагогики является понятие технология, часто встречающееся в педагогической (научной, учебной) литературе. Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. Определение технологии может быть сформулировано приблизительно следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить «продукцию» с заданными параметрами. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. [14; с.81] В отечественной методике развития речи технологии работы по формированию фонематического восприятия детей были представлены в трудах многих педагогов. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, Феликс Алексеевич Сохин ставит следующие задачи в работе над звуковой культурой речи: ? Воспитывать речевой слух детей (слуховое внимание, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм). На данном этапе огромная роль отводится работе воспитателя в игровой деятельности с детьми. ? Развивать артикуляционный аппарат посредствам артикуляционной гимнастики (позволяющей развивать подвижность языка, достаточный уровень подвижности губ и т.д.) ? Развивать речевое дыхание (используя специальные игровые упражнения вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Например, игровые упражнения «Свечка», «Кораблики») ? Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. На данном этапе задачей воспитателя является: развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту. ? Воспитывать интонационную выразительность. ? Формировать нормальный темп речи; правильное произношение всех звуков. Последовательная отработка звуков по мнению Ф.А. Сохина[18; с.62] дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи. Сохин предлагает четыре вида работы позволяющих отрабатывать все звуки родного языка (данные виды работы могут осуществляться как на занятиях, так и вне их). 1–й вид работы– уточнение движений органов артикуляционного аппарата. На данном этапе воспитатель дает игровые упражнения для развития или уточнения движений, выработки определенных положений способствующих правильной артикуляции звуков. (игровые упражнения «На прогулку», «Летят снежинки») 2–й вид работы– уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха. Воспитатель дает игры или игровые упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или высказывания его подражанию. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания (артикуляционная гимнастика «Насос»). 3-й вид работы – воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.На данном этапе воспитатель дает различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов. (игровое упражнение «Знаешь ли ты?», «Что есть в магазине?», «Кто живет в зоопарке?») 4–й этап работы– воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Педагог на этом этапе дает специальный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. [18; с.80 В старшем дошкольном возрасте Ф.А.Сохин рекомендует знакомить детей со звучащим словом, с тем, что слова состоят из звуков, что звуки произносятся друг за другом, последовательно, что их бывает много или мало. Демонстрируя детям динамику слова, последовательность звуков в нем, Ф.А.Сохин предлагает использовать звуковую линейку, по которой дети смогут определять место звука в слове, вспомнить слова, в которых имеется определенный звук, добавить последний звук в слове, не до конца произнесенном воспитателем. .[17; с.176] Таким образом, предложенные Ф.А.Сохиным этапы работы над звуковой культурой речи, фонематическим восприятием дают возможность детям последовательно усвоить и закрепить определенные положения и движения органов артикуляционного аппарата, способствует лучшему формированию правильного произношения звука, облегчают переход к настоящему анализу. В исследованиях Галины Анатольевны Тумаковой рассматриваются содержание, методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников 3-7 лет фонематического слуха, формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова. В методическом пособии Г.А. Тумаковой широко представлены дидактические игры и упражнения для детей разных возрастных групп, описаны методы и приемы работы педагога при ознакомлении детей со звуковой стороной слова. Предлагаемые методические рекомендации важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников, помогают овладеть им богатством родного языка. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, постижение которого духовно обогащает человека. Первое, на что обращает внимание автор – это развитие фонематического слуха детей с помощью интонационной выразительности их речи. Воспитатель закрепляет правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка: «Что бы это значило? Как ты это понимаешь? Как по-другому можно сказать об этом? Какое слово из названных самое подходящее? Почему? Чьи слова мы запишем в наш альбом и поместим в книжный утолок? Почему ты использовал именно эти слова?». Когда дети овладеют термином «слово», воспитатель переходит к играм и игровым упражнениям на их звучание. Это задания на вслушивание в звучание слов, которым даются«звуковые характеристики (шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т.п.), припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию (мак — рак),подбор рифмы и др. Дошкольник рассматривает предметы, действует с ними, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать, передавать словесно все увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт. В процессе ознакомления с окружающим детям сообщаются наименования предметов. Они узнают, что каждый предмет обозначается названием (словом). Новые названия вводятся в систему уже известных детям понятий. Но самостоятельно переключить внимание с наблюдаемого предмета, его признаков и свойств дошкольники не могут, так как слово выступает перед ними прежде всего со стороны своего значения, смыслового содержания. Особенно трудно дли детей звуковое различение слов на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их, ребенок не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над звуковым строением слова. Процесс обследования звукового состава слова для дошкольника сложен потому, что одновременно ему нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования и количество. И хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо формировать у него такие умения и навыки, которые помогут научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность. Задолго до непосредственного обучения грамоте детям в дошкольном учреждении дают первоначальные представления о слове и его структуре (звуковой, слоговой), о звучащем слове как единице языка. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные действия со словами очень важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как звуковым комплексом, освобожденным от лексического значения. В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Для того чтобы не было задержки в речевом развитии малыша, взрослый должен своевременно приходить ему на помощь и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии», — подчеркивал Д. Б. Эльконин. В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется сознательное лингвистическое отношение к речи и языковой действительности, что является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической). Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, замечать и активно использовать в связной речи оттенки значений слов, их грамматическую форму. Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано: ребенок знакомится не просто со звуками речи, но и с их «работой» в словообразовании, лексике, морфологии. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития: ребенок начинает самостоятельно экспериментировать, играть со словами, звуками. К этому и должно стремиться развивающее обучение. Г.А. Тумакова рекомендовала следующие произведения: сказку братьев. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек...» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Барто; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского. С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: ? придумывание предложений с заданным словом; ? придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; ? придумывание названия к картине; ? придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам». Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение, словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения. В исследованиях Алексеевой М.М., Яшиной В.И. рассматривается система работы по ознакомлению дошкольников со звуковым строением слова, обучению звукопроизношению. Авторы методики предлагают на специальных занятиях развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и р
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg