Глава 1. Нормативно-правовые и методические основы музыкального образования в современной России
1.1. Место и роль музыкального образования в воспитании и обучении детей и подростков.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение. Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка. «Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских сонат…» – писал Д. Д. Шостакович [31].
Музыкальное воспитание связывается с общими культурными и нравственными вопросами. Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует. Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека. Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим настроением. Из глубокой древности дошли до нас свидетельства о музыке. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далёких времён сохранили для нас изображения музыкантов.
Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать. Музыкальные занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру. Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д. Д. Шостакович [9, с. 25].
Педагог, писатель, основоположникнаучной педагогики в России - К.Д. Ушинский главную цель воспитания видел в духовном развитии человека, важнейшим средством которого рассматривал эстетическое воспитание и необходимость введения музыки, народной песни в школе. Он ценил «соединение педагогики с хоровым пением», считая это важным воспитательным моментом педагогического процесса, и ставил вопрос о необходимости музыкального образования учителей [6, с. 169].
В.Я. Стоюнин - российский педагог и публицист, автор нескольких педагогических трудов считал, что одной из наболевших проблем являлось отсутствие целенаправленной работы по музыкально - эстетическому воспитанию учащейся молодёжи России, что привело к «падению нравственности, духовности, образованности общества, падению культурного уровня народа». На отсутствие эстетического вкуса у представителей высшего сословия, обращал внимание Л.Н. Толстой [6, с. 168].
Прогрессивная общественность стремилась музыкальное воспитание и образование сделать доступным для широких народных масс, о чем свидетельствует открытие М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным в Петербурге в 1862 году первой в России Бесплатной музыкальной школы для детей неимущих слоёв населения, а также и музыкальных классов в других городах России.
В школьные программы стали вводить хоровое пение, как наиболее доступный и любимый русским народом вид музыкальной деятельности (А.И. Пузыревский, В.Ф. Одоевский, С.О. Цыбульский, С.И. Миропольский); стали появляться методические сборники, пособия, музыкальная литература. Но музыка пока ещё не относилась к обязательным дисциплинам. Преподавание её велось лишь в тех учебных заведениях, где родители или благотворительные общества были в состоянии оплачивать преподавания этого предмета (Царскосельский лицей, Институт благородных девиц, московское юнкерское училище и др.). Значительные массы детей оставались за рамками музыкального воспитания. Лишь к концу XIX столетия, постепенно в народные школы стали вводить уроки пения. Данный процесс сопровождался разработкой новых методик преподавания музыки (А.Н. Карасёв, П.П. Мироносицкий, С.В.Смоленский, А.Д. Городцов, А.Л. Маслов и др.). Началось становление системы отечественного музыкального воспитания ХХ вв.
В начале XX века теоретические разработки основ музыкального воспитания и образования учащейся молодёжи были продолжены. Параллельно осуществлялась активная работа по внедрению музыки в образовательную практику учебных заведений России не только на основе меценатства, но и при поддержке правительства. Несмотря на это, наблюдалась некоторая утрата достигнутого в конце XIX века уровня эстетического воспитания молодёжи, что объяснялось рационализацией всего процесса образования и вытеснением в конечном итоге классического образования.
В 1915 году были опубликованы «Материалы по реформе средней школы», где в преамбуле раздела говорилось о том, что «педагоги стали обращать внимание на неэффективность процесса музыкального воспитания в средней школе, на недостаточное количество предметов эстетического цикла, имеющихся в программах». Государственная педагогическая концепция начала XX века представляла собой комплекс ценных идей, выдвинутых государственными деятелями в области музыкального воспитания.
Особое внимание заслуживала идея ориентации методов и приемов преподавания уроков музыки на духовные запросы и силы учащихся (Г.Э. Зенгер, В.Г. Глазов, И.И. Толстой, А.А. Миронов).
Музыкальное воспитание этого периода выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Музыкальное искусство активизирует чувственную сферу человека, стимулируя одновременно мыслительную деятельность, способствуя появлению новых идей и проектов, увеличивая творческий потенциал сознания, его производительную отдачу в соответствии с объектом приложения умственных способностей человека.
В развитии прогрессивной музыкально-просветительской педагогики важную роль сыграла Московская народная консерватория (1906), организованная по инициативе С.И. Танеева, Е.Э. Линёвой, Б.Л. Яворского, главной целью которой было содействие музыкальному воспитанию и образованию народа.
В 1915-1916 годах правительство вынуждено было пойти на либерализацию школьных порядков, и под руководством министра общественного доверия П.И. Игнатьева был разработан проект реформы системы образования в соответствии с перспективами развития России.
Создание новой школы начиналось с усовершенствования учебного плана, где музыке отводилась полноправная роль наравне с другими предметами. Луначарский А.В. считал, что, Россия на пороге революционных событий, мечтала о человеке, способном распространять свои представления о красоте на всё то, что его окружает, действовать со своими высокими представлениями о жизни, должен выкидывать перед собой эстетически прекрасные цели [30, с. 224].
В России в XX веке для решения задач музыкального воспитания стало необходимым развитие профессионального музыкального образования и общемузыкального воспитания. Широко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки (основой этого предмета было хоровое пение и, рождённая опытным путём, форма образовательно-воспитательной работы - слушание музыки); при школах организовывались кружки хоров, оркестров, оперных и театральных представлений; в оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы.
Для взрослого населения в Петербурге, а, затем, в Москве открылись Народные школы музыкального просвещения, в которых преподавали такие музыканты, как: Л.В.Николаев, В.В. Софроницкий, В.Н. Цыбин, Г.И. Амосов, Б.В. Асафьев, В.Г. Каратыгин, Ф.М. Бронфин, И.В.Немцов.
Требования к школе заключались в том, что музыка не должна замыкаться в стенах школы, а выходить за её пределы, нести музыкальную культуру в массы. В свете решения этих задач историческое значение имела национализация Петербургской и Московской консерваторий, обучение в которых стало бесплатным.
В ходе реформ музыкального образования учебные заведения были разделены на три типа: музыкальные школы, училища и консерватории. Большое место в их работе занимала просветительская деятельность. С огромным энтузиазмом педагоги и учащиеся вели систематическую концертную деятельность. Концерты эти являлись праздниками для исполнителей и слушателей. Посещаемость их, внимание и самый серьёзный интерес к исполняемым вещам указывали на то, что педагогические концерты заняли одно из видных мест в музыкальном просветительстве. Музыкальные учебные заведения стали очагами музыкального воспитания населения районов и городов. Огромное значение придавалось пропаганде лучших образцов отечественной и мировой симфонической классики в широких массах. С этой целью осуществлялись выездные симфонические концерты на заводы и фабрики. Активно работали солисты, инструментальные ансамбли, Академическая капелла. Необычайно широкое распространение получила музыкально-лекционная деятельность в Домах и Дворцах культуры, высших учебных заведениях, воинских частях, школах и Домах пионеров. В летнее время такие мероприятия устраивались в садах и парках.
Большое влияние на музыкальное воспитание оказывал Союз композиторов, участвующий в разработке плана музыкального радиовещания, в открытых городских концертах, в нотной издательской деятельности, в разработке методики самодеятельной (в том числе и детской) работы. Период с 1930 по 1940 год был плодотворным для ленинградских музыковедов, когда вышли из печати работы Б.В. Асафьева, И.И. Соллертинского, М.С. Друскина, Ю. Кремлёва, С. Гинзбурга и других [28, с. 105]. Важную роль в становлении музыкального воспитания в Советском государстве играл Б.В. Асафьев, занимавший ответственный пост в Музыкальном отделе Наркомпроса РСФСР. Деятельность его многогранна: он разрабатывал основы музыкального воспитания и образования, налаживал концертную жизнь Петрограда, формировал музыкальные бригады артистов, сотрудничал с печатными органами. Как просветитель писал статьи, посвящённые вопросам организации музыкально-просветительской работы, а также рецензии на концерты и спектакли. Организовав «Музыкальные выставки МУЗО», он издал для них «Краткий музыкальный словарь» - путеводитель по концертам. Как член художественного совета Ленинградского театра оперы и балета активно влиял на работу по созданию советского оперного репертуара. Являясь основателем Ленинградской государственной филармонии и её художественным руководителем, писал ряд статей и брошюр для концертов. Выдающийся музыкант вёл активную педагогическую и научно-организационную деятельность - «выращивал кадры советских музыковедов» в институте Искусств и в Ленинградской консерватории. Зарождались прекрасные традиции музыкального воспитания детей и юношества в больших и маленьких городах России, где проводились для них бесплатные концерты-лекции. Примечательно то, что сам А.В. Луначарский участвовал в таких концертах с вступительным словом, где говорил и о задачах музыкального воспитания, и о сущности, идее и образе исполняемого произведения. Виднейшие музыкальные деятели Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, В.Г. Каратыгин, Н.Л. Гродзенская, В.Н. Шацкая, А.Д. Кастальский, Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая считали, что главное в музыкальном воспитании не абстрактное усвоение правил, а умение привить детям потребность слушать музыку, воспроизводить её и даже «производить» [18, с. 185].
Появляются разнообразные формы музыкально-воспитательной деятельности: лекции-концерты, встречи с композиторами и музыкантами, клубы музыкантов. Последние ставили перед собой задачу воспитания просвещённых слушателей и будущих деятелей профессионального и самодеятельного искусства.
Большое значение придавалось вступительному слову перед исполнением того или иного произведения. «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» считал В.А.Сухомлинский [17, с. 196].
Наряду с популярными и развлекательными концертами появились тематические концерты, литературно-музыкальные вечера и циклы передач, посвящённые творчеству композиторов (концерты-монографии) и творчеству народов мира (этнографические). В этих передачах появились первые музыкальные пояснения, прививавшие серьёзное и глубокое отношение к искусству и игравшие, таким образом, большую роль в музыкальном воспитании слушателя
В начале XX века произошли серьёзные изменения в области музыкального образования, но они, в связи с назревавшими политическими событиями в стране, так и не успели в полной мере дойти до каждого. Замечательные достижения музыкально-воспитательной деятельности в СССР были подкошены войной. Бригады артистов и музыкантов поднимали боевой дух солдат и тружеников тыла, выступая на передовых линиях фронта, на заводах и фабриках. Педагоги-музыканты в голоде и холоде, продолжали заниматься с детьми музыкой: участвовали в создании музыкальных кружков, бригад детской художественной самодеятельности, выезжавших с концертами в воинские части и госпиталя. Понадобились годы для возрождения славных традиций и появления новых форм музыкального воспитания. Так основные принципы работы с детьми, сформированные в молодой советской республике, были продолжены в 50-е годы деятельностью виднейших педагогов-музыкантов Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской. Их объединяло осознание того, что надо учить детей любить и понимать музыку.
В 1961 г. при Союзе композиторов СССР была создана комиссия по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества, основными задачами которой стали - разработка форм массового музыкального воспитания, создание и популяризация детской музыки, музыкальное просвещение. Живую заинтересованность и участие в этой деятельности принимали композиторы С.С. Прокофьев и И.О. Дунаевский, сотрудничавшие с Центральным детским театром; Д.Д. Шостакович, редактировавший детский радиожурнал "Путешествие в страну музыки"; З.А. Левина и Н.Н. Раков, работавшие в тесном контакте с музыкальными школами и многие другие.
До наших дней сохранились традиции проведения "Всесоюзной недели музыки для детей", музыкальных вечеров, собраний, клубов. Программы этих музыкальных мероприятий отличались не столько развлекательным, сколько развивающим характером. Главное: познакомить детей с хорошей музыкой, научить слушать её, привлечь детей к активному музицированию. В концертах участвовали профессиональные музыканты и учащиеся музыкальных школ, хоровые и хореографические коллективы, оркестры и ансамбли. В специально изданных брошюрах, давались рекомендации по проведению подобных мероприятий для детей младшего, среднего и старшего возраста, а также прилагался примерный репертуарный и литературный список.
Проблеме музыкально-воспитательной работы с детьми посвящена книга Д.Б. Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», где он подчеркивает важность этой сверхзадачи: «заинтересовать слушателей [12, с. 25]. Д.Б. Кабалевский считает, что музыкант, работающий с детьми, должен сам активно ощущать и любить музыку, уметь размышлять о ней, любить свою юную аудиторию, совершенствовать своё мастерство. Выдающийся композитор, педагог и общественный деятель выделяет в воспитательной работе музыканта две задачи: задача-максимум - вызвать любовь детей к музыке, задача-минимум - заинтересовать их музыкой. Требует тщательного изучения опыт Д.Б. Кабалевского по организации и проведению музыкально-воспитательной работы с молодёжью. Здесь была поставлена задача связи смежных видов искусств, объединённых одной эпохой или одним течением [12, с. 28].
Очагами массовой музыкальной культуры становились и музыкальные школы. В 60-е годы их количество увеличилось по сравнению с 1945 г. в десять раз. Это потребовало пересмотра существующих принципов работы школы, совершенствования методов, некоторого изменения содержания обучения в них. Гораздо большее значение в работе музыкальных школ придаётся просветительской деятельности учащихся и преподавателей, контактам с общеобразовательной школой. Внешкольная музыкально-воспитательная деятельность учащихся рассматривалась не как дополнительная нагрузка, а как составная часть учебно-воспитательного процесса [16, с. 79].
Следует подчеркнуть огромную роль государства в развитии книгоиздательского дела и печати, укреплении материальной базы культуры, как приоритетного направления в деле музыкального воспитания трудящихся. Музыкальное воспитание в Советской России обрело новый стимул к развитию и совершенствованию благодаря тому, что задачи воспитания были поставлены на уровень государственной политики. Для успешного претворения поставленных целей были организованы и привлечены к осуществлению музыкального воспитания - музыкальные концертные и учебные заведения, Народные школы музыкального просвещения, Союз композиторов, средства массовой информации. Появились новые направления музыкального просветительства: шефская работа по культурному обслуживанию рабочих, крестьян, армии и флота; организация университетов культуры для взрослых; работа по музыкальному просветительству среди детей и юношества; рождение и развитие художественной самодеятельности при поддержке профессиональных музыкантов.
Анализируя музыкально-просветительскую деятельность в России 50 - 80-х годов, следует отметить, что, направляемая государством, она стала неотъемлемой частью работы каждого музыкального заведения. Силами выдающихся музыкантов, педагогов, общественных деятелей рождались новые формы и методы её организации. Одним из больших достижений музыкального воспитания в России этого периода стало создание и реализация программ музыкального воспитания детей и молодёжи, игравших огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Традиции домашнего музицирования получили своё дальнейшее развитие в деятельности музыкальных клубов для взрослых и молодёжи, классных музыкальных собраний детских коллективов. Появление статей, публикаций и научных трудов по обозначенной проблеме свидетельствует о том, что музыкальное воспитание обрело своё важное значение в культуре Советского государства.
На рубеже XX-XXI веков в России наблюдается возрождение традиций музыкального воспитания. Этот процесс можно проследить на примере деятельности таких крупных центров музыкальной культуры, как: Московская государственная академическая филармония, журналы «Музыкальная жизнь» и «Музыкальное просвещение», телевизионный канал «Культура». Уникальным изданием в потоке массовой информации является журнал «Музыкальная жизнь», начало издания которого относится к 1950 году. Его адресатом, наряду с профессионалами, стали широкие круги любителей музыки. На страницах журнала можно прочитать интересные статьи о великих композиторах и исполнителях, ознакомиться с откликами и рецензиями на прошедшие концерты и конкурсы, познакомиться с жизнью и творчеством музыкантов современности.
Немалым подспорьем для домашнего музицирования стала традиционная нотная вкладка, на страницах которой печатаются популярные произведения, изложенные в доступной форме. Одну из главных своих задач журнал видит в том, чтобы привлечь к высокому искусству музыки новых поклонников. Сохраняя верность просветительской миссии, издание ориентируется как на меломанов со стажем, так и на интеллектуальные запросы современной молодёжи.
Новая российская действительность разбудила энергию концертных организаторов. Появились новые концертные площадки, музыкальные театры, концертные залы, благотворительные фонды. Самые известные из них созданы известнейшими музыкантами В.Т. Спиваковым, Ю.А. Башметом, В.В. Крайневым, Н.А. Петровым для поддержки молодых талантов и пропаганды классической музыки. Большую популярность в России приобрёл детский фонд «Новые имена», устраивающий ежегодные конкурсы юных музыкантов, концерты, а с 2000 года - и первые абонементы. Сохранили лучшие традиции музыкального воспитания различные музыкальные общества. Так Всероссийское музыкальное общество содействует развитию современного музыкального искусства, анализирует тенденции его исторического развития. Мероприятия общероссийского масштаба ВМО: творческая мастерская «Русское хоровое пение», конкурс юных исполнителей на народных инструментах, конкурс джазовых исполнителей, праздники духовой музыки, фестивали-смотры, в том числе и детских коллективов, стали заметным явлением в музыкальной жизни России. На съездах ВМО подводятся итоги творческой деятельности союза, обсуждаются дальнейшие перспективы и формы творческой, организационной, производственной политики общества и его роли в музыкально-эстетическом воспитании. Заключение Подводя итог обзора разных периодов музыкального воспитания в отечественной педагогике, необходимо отметить, что за многолетия своего существования в разные века система музыкального воспитания развивалась не одинаково и не равномерно. Исторический обзор музыкального воспитания свидетельствует о том, что этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования и эстетики. Основной задачей музыкального воспитания было и есть - приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, распространение знаний о музыке. Особенностью этого процесса является тот факт, что музыка оперирует художественными образами, обращается к чувствам людей и, вследствие этого, обладает возможностью их нравственного очищения. Специфика его - в добровольной инициативе исполнителей и посетителей, в стремлении к самообразованию. Музыкальное воспитание осуществлялось: любителями, сохранявшими традиции домашнего музицирования; профессиональными музыкантами учебных заведений, обществ и организаций, устраивавшими публичные концерты; меценатами, способствующими поддержке и развитию музыкального искусства; государством.
В процессе становления сформировалось назначение музыкального воспитания - реализация просветительской, пропагандистской, гедонистической и общесоциологической функций музыкального искусства. Расцвет музыкального воспитания можно считать советский период России. Благодаря государственной поддержке в процесс музыкального воспитания вовлекались все музыкальные организации и заведения, концертирующие музыканты и педагоги, студенты и учащиеся музыкальных школ, участники художественной самодеятельности. Музыкальной пропагандой охвачены практически все слои населения. Не случайно, что именно в советское время, когда была создана богатая музыкальная атмосфера множеством любителей этого вида искусства, в стране появляется огромная плеяда выдающихся музыкантов - исполнителей, педагогов и композиторов. Наблюдение позволяет сделать следующий вывод: результаты музыкального воспитания сказываются как на общем духовно-нравственном, культурном уровне населения, так и на появлении в этой среде талантливых музыкантов-профессионалов.
Изучение исторического опыта возникновения, становления и развития музыкального воспитания даёт толчок к творческой фантазии в совершенствовании форм и методов организации этого вида деятельности. Анализ состояния музыкального воспитания в современной России позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время страна переживает период возрождения музыкального воспитания; его важность осознаётся выдающимися и рядовыми музыкантами; в процесс вовлекаются всё большее количество общественных и музыкальных организаций; возрождаются традиции благотворительности и меценатства; совершенствуются старые и появляются новые формы музыкального воспитания. Огромное значение имеет факт участия в этом процессе государства.