Глава 1. Теоретическое обоснование развития скоростно- силовых качеств у футболистов
1.1 Понятие скоростно-силовых качеств
Скоростно-силовые качества подростка определяющие для становления ребёнка как спортсмена, в том числе и футболиста. Главное внимание уделяется скорости и силе, при этом необходим тандем этих двух качеств в оптимальных соотношениях. Кроме того эти два свойства тесно взаимосвязаны с двигательной активностью, непосредственно воздействуют на неё определяют ее основные характеристики[23].
Скоростно-силовые качества мышц - это деятельность мышц, показывающая возможность противостоять чужеродным раздражителям. При этом проявляя максимальную мощность в минимально возможный отрезок времени. Сила мышц определяется размерами и количеством задействованных мышц. Скоростно-силовые качества - это возможность индивидуума проявлять силу при разных скоростях выполнения движений. Именно в футболе необходимо проявлять как скоростью так и силу, при этом необходимо проявлять то максимальную мощность и силу, то максимальную быстроту реакции и скорость. При этом скоростной компонент играет в футболе большую роль, нежели силовой, поскольку ощутимого отягощения нет, если же рассматривать другие виды двигательной активности, например, становая тяга, то силовой компонент играет здесь наибольшее значение [8, 16].
Выделяют также скоростную подготовленность - это совокупность свойств организма обеспечивающих выполнение двигательной активности в минимальный промежуток времени[6].
К скоростно-силовым качествам спортсменов относят: во-первых, быструю силу; во-вторых взрывную силу (рис. 1).
Быстрая сила определяется напряжением мышц, не достигающим предела, которое проявляется в движении с высокой скоростью, но непредельной[13].
Взрывная сила-это возможности организма индивидуума в ходе исполнения двигательной активности достигать близких к пределу силовых показателей в минимальный промежуток времени.
Для определения скоростно-силовых качеств используют различные упражнения, как в классической форме, так и с применением различных устройств. Упражнения выбираются исходя из комплекса необходимых качеств для определённого вида спорта [23].
Определены оптимальные зоны отягощений, вызывающие наибольшее развитие скоростно-силовых качеств. Развитие взрывной силы происходит при исполнении физической нагрузки с утяжелением в 30% от предельного напряжения. Для стартовой силы с усилением в 40% [14].
Развитие и становление подростка в качестве спортсмена должно сопутствовать со значительным ростом силовых и скоростно-силовых качеств, особенный фокус внимания следует уделить тем группам мышц, тренировка которых не входит в обычный тренировочный план и из-за этого они попадают в разряд недостаточно развитых мышц [20].
Конечный результат двигательной активности футболистов определяет не столько показатель предельной напряженности мышц, сколько соотношение работы самых различных мышц и связок.
Возможности центральной нервной системы обуславливают умение одной группы мышц исполнять движения. При этом разные группы мышц взаимодействуют собой по средствам импульсов силы. Степень развитости скоростно-силовых качеств в большей степени обусловлен генетически [20].
Силовая выносливость- это возможность организма поддерживать необходимый уровень двигательной активности продолжительное время.
Специфика скоростно-силовых качеств определяется выбранным видом спорта. Скоростно-силовые качества проявляются тогда, когда при преодолении сопротивления мышечное усилие достигает максимальной скорости. Силовые возможности человека связаны с особенностями его организма. Особенно морфологические и функциональные качества влияют на скоростно-силовые свойства организма, а именно физиологический поперечник мышц, координация движений, концентрация усилий во времени. В ряде исследований (Апальков, Горбатенко, Торопов, Чумаков и др.) отмечается, что развитие скоростно-силовых качеств лучше начинать как можно раньше, дети, с детства занимающиеся футболом показывают лучшие результаты по сравнению с детьми, начавшими заниматься в подростковом возрасте. Скоростно-силовая подготовка благотворно влияет на физическое развитие[2].
Для развития скоростно-силовых качеств рекомендуется использовать следующие методы: непредельных усилий, ударный, максимальных усилий, вариативный, круговой и повторный, с числом повторений 3-5.
В мире учёных существует два мнения, какие упражнения необходимы для развития скоростно-силовых качеств спортсмена. Первые считают, что упражнения необходимо применять с утяжелением, вторые считают, что без. Для футбола, скорее всего необходимы в большей степени скоростные качества. Для их развития можно чередовать упражнения с утяжелителями и без них [14, 19].
К факторам, оказывающим влияние на быстроту и скорость движений можно отнести целый ряд факторов. Таких как:
– структура центральной нервной системы и её взаимосвязь с мышечным корсетом;
– морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции;
– силовые способности мышц;
– способности мышц быстро расслабляться и напрягаться;
–энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота и креатинофосфат);
– амплитуды подвижности суставов;
–возможность сохранять координацию при выполнении движений на скорость;
– особенности биологических часов организма;
– возраста и гендера;
– скоростных природных предпосылок человека [20, 29].
Для детей, начиная с периода младшего школьного возраста начинается самое подходящее время для развития скоростно-силовых качеств. С 11 до 15 лет быстрота растёт меньшими темпами. Результаты занятий становятся стабильными. Важно поддерживать гармоничный баланс между силовыми показателями различных мышечных групп. В этот период хорошо развивается координация движений, это связанно с изменениями в нервной и мышечной системах. Как следствие отлично развиваются скоростно-силовые качества. Гетерохронность становления различных функциональных систем организма, значительная вариативность физических показателей при одинаковом фактическом возрасте вынуждают подбирать индивидуальную нагрузку для спортсменов [9].
Подростковый период характеризуется необходимостью всестороннего физического развития и оздоровительных практик, направленных на совершенствование мышечного корсета, костного скелета и всех систем организма в целом. В этот период закладывается фундамент для дальнейшего развития скоростно-силовых качеств и быстроты. Существует мнение, что основной мышцей, оказывающей влияние на скорость и быстроту является мышца-сгибатель нижних конечностей и её развитию следует придавать особое значение[1].
В футбольной игре задействованы все группы мышц, которые складываются в сложносоставную многоступенчатую двигательную систему. При занятиях бегом не все группы мышц работают с одинаковым напряжением. Одни мышцы подвергаются большей мышечной нагрузке, другие меньшей, но все они зависят друг от друга. В сложно координационных упражнениях меньшая нагрузка не означает меньшее значение. Недостаточно подготовленная мышца, которой во время тренировок не давалось нагрузки и специальных упражнений, а во время исполнения основных для футбола упражнений она не была востребована, может стать проблемным местом, которое будет тормозить общее развитие спортивных навыков подростка [10].
Вместе с этим большинство упражнений направлено на развитие силовых показателей мышц сгибателей, которые и так достаточно развиты у спортсменов.
На начальном этапе тренировок классическим упражнениям общей физкультурной подготовки следует уделить 70-80%, остальные 20-30% упражнений должны нести специальный характер. В основном интенсивность тренировочных нагрузок должна возрастать плавно, без резких скачков и рывков [12].
Подростковый период с 14-15 лет наиболее подходит для углубленного погружения в спорт.
Силовые возможности подростка можно определить по его двигательной активности. При этом на саму двигательную активность влияют множество факторов:
• мышечные
• центрально-нервные
• личностно-психологические
• биомеханические
• биохимические
• физиологические факторы
• различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность [11].
Для выявления уровня скоростно-силовой подготовки можно использовать следующие упражнения:
- Бег на 30 метров с высокого старта;
- Бег на 100 метров с высокого старта;
- Тройной прыжок с места;
- Выпрыгивание вперёд, опираясь на 2 ноги;
- Прыжки через 10 барьеров, находящихся друг от друга на расстоянии 2х метров [23].
В первом, втором, пятом упражнении нужно регистрировать скорость выполнения, а в третьем и четвёртом дальность прыжка. Каждый подросток выполняет по 2 попытки. Засчитываются максимальные результаты.
Кроме того можно использовать специализированный тест, позволяющий определить устойчивость скоростно- силовых качеств спортсмена. Методика выполнения этого теста состоит в следующем. Футболисту предлагается пробежать отрезки в 30 м 10 раз с интервалом в 10 секунд с максимальной скоростью. Учитывались следующие показатели: время пробегаемся каждого участка, частота сердечных сокращений перед каждым стартом и после каждого финиша [24].
Для поддержания скоростно-силовых качеств футболистов необходимо:
• Повысить объём скоростной работы в тренировочных и соревновательные играх, а также в сложных игровых упражнениях.
• Добиться относительной устойчивости скорости и рывков, выполняемых спортсменами.
• Повысить точность технико-тактических действий.
Научно определена и статистически доказана зависимость между уровнем скоростно-силовой подготовки и устойчивостью и эффективностью технико- тактических действий в играх. Сохранение или повышение скоростно- силовой подготовленности приводит к улучшению активности и эффективности игровой деятельности [13, 31].
Как и во многих видах спорта, в футболе для получение результата необходим комплексный подход к тренировочному процессу. В частности необходимы продуманные многолетние планы тренировок с модельными характеристиками специальной физической подготовки спортсменов на разных этапах тренировочного процесса. Необходимы рекомендации по объёмам и интенсивности основных тренировочных средств и их рациональному соотношению, методики применения специальных тренажёрных средств для целенаправленного развития физических качеств. Также необходим разумный педагогический контроль над работой юных спортсменов [18].
Таким образом, мы выяснили понятие скоростно-силовых качеств человека, что определяет эти способности, а также факторы влияющие на них.
1.2 Анатомо-физиологические особенности организма подростков занимающихся футболом
Главная роль в становлении и развитии функций и возможностей организма относится к центральной нервной системе, в основном к коре головного мозга. Двигательный анализатор, как и вся нервная система, также заканчивает своё развитие ко времени полового созревания подростка, 12-13 годам [20].
Этот период характеризуется для подростка рядом изменений в психике и, как следствие, в поведении. Кора головного мозга оказывает влияние на жизнедеятельность ребёнка. Часто возникают психологические перестройки в поведении подростка, у ребёнка возникает желание обособиться и заявить о своём "я", доказать всем свою значимость. При этом подростку не хватает твердости и стойкости в поведении. Скорректировать резкие изменения помогут занятия спортом, физическая нагрузка выровняет перепады настроения и позволит нервной системе работать стабильно.
В частности футбол является прекрасным видом двигательной активности, подходящим как мальчикам, так и некоторым девочкам. Стоит заметить, что изменения в нервной системе затрагивают не только поведение и психику, но и оказывают влияние на восприятие информации, мышление, памяти. Начинает развиваться абстрактное мышление, в голове выстраиваются логические цепочки. В этот возрастной промежуток подросток даже движения начинает ощущать по иному. Память движений начинает работать в обратном порядке. Дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают информацию по частям и из них пытаются составить полную картину. Подростки же начинают мыслить и чувствовать по-другому, они запоминают целостную картину, ощущение и потом из них выделяют более мелкие детали. Это относится к чувствам, эмоциям, движениям. Поэтому занятия футболом с подростками нужно выстраивать используя максимально полные и всеобъемлющие методики [22, 24].
С каждым годом возможность запоминать движения у детей развивается. Количественные и качественные показатели памяти на движения, а также координация у подростков претерпевает колоссальные изменения. Теперь подросток тратит меньше энергии на выполнение движения, но получает лучший результат, он становится более точным и быстрым. В возрасте 8-11 лет у мальчиков открывается наибольшая расположенность усвоить навыки игры в футбол. В дальнейшем этим молодым людям будет проще заниматься спортом, футболом в частности, чем подросткам, которые начали заниматься позже. Занятия футболом развивают сложные координационные движения, а период полового созревания тормозит развитие двигательной памяти. Таким образом, занятия футболом необходимо начинать как можно раньше, тогда к началу пубертатного периода у подростка не возникнет проблем с освоением упражнений на координацию[28].
Занятия спортом для детей являются залогом естественно правильного формирования организма. Конечно, необходимо учитывать различные особенности ребёнка и, исходя из них, подбирать методику. Спорт влияет на организм с нескольких сторон:
-улучшается работа сердечно – сосудистой и дыхательных систем, увеличивается обмен веществ;
-увеличивается приток крови к головному мозгу, улучшается память, внимательность;
-увеличивается сопротивляемость инфекционным болезням;
- увеличение мускулатуры и, как следствие, улучшение осанки;
- увеличивается работоспособность и выносливость [31].
Следует особенно выделить развитие костной системы организма ребёнка, которая в первую очередь требует внимания и правильно подобранных упражнений. Детский позвоночник более гибкий, мышечный корсет ещё не сформирован и поэтому неправильные позы влияют на ребёнка достаточно сильно и могут приводить к искривлениям позвоночника. Позвоночник первоклассника не сформирован до конца, в большей степени развиты шейный и грудной отделы, поясничный отдел закончит формирование только после 18 лет. Именно поэтому важно совмещать начало обучения в школе с занятиями спортом. При этом выбирать секцию, где здоровью позвоночника будет уделяться особое внимание. Формирование здорового мышечного корсета является задачей большинства спортивных секций, в том числе и футбольных.
В школьный период не только оформляется мышечная ткань, но и костная. В среднем к 10 годам завершается формирование фаланг пальцев рук. Последними окостенение проходят ключица, лопатки, кости предплечья и плеча, заканчивается весь процесс окостенения скелета приблизительно к 25 годам [20].
Процесс развития организма естественно влияет и на увеличение роста и веса подростка. Молодые люди увеличиваются в росте приблизительно до 18 лет. Различные спортивные движения, характерные для футбола, резкие торможение и поворотные моменты, толкание в плечо и колени, в процессе борьбы за мяч, сверхнагрузка на одну из ног, при отсутствии полного окостенения могут вызывать различные отклонения, смещения костей или некорректное срастание. Постоянная нагрузка на ноги в подростковом периоде может привести к плоскостопию[12].
Наряду с развитием скелета, у детей развивается мышечная ткань, связки и сухожилия. К 18 годам вес мышц в процентном соотношении по отношению к 8 годам увеличивается почти в 2 раза. Мышцы увеличиваются не только по массе и объёму но и приобретают новые функции и способности [9].
В возрасте 7-9 лет мышцы начинают претерпевать существенные изменения. К подростковому возрасту мышечный корсет приобретает все свойства и функции мышц взрослого человека. Вместе с ростом мышц происходит увеличение силы, при этом нарастание силы происходит скачками. Изменения мышечной силы, её прирост можно отследить по показателям становой тяги. В среднем у футболистов каждый год становая сила прирастает на 12 кг [9, 20].
Юные спортсмены наращивают также и темп движений. Вместе с ним растёт и развивается быстрота.
Возрастная динамика развития быстроты у юных спортсменов имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость, частота движений, темп в подростковом возрасте приближаются к предельному барьеру. Если рассматривать бег на 30 м, то футболисты в возрасте 14-15 лет наращивают свои достижения, а после 15 прирост результатов останавливается. В дальнейшем результаты улучшаются маленькими долями [14].
Скоростные нагрузки благотворного влияют на развитие организма подростков. В возрасте с 7 до 14 лет может быть максимально развиты быстрота и скорость движений. Поэтому в этот период необходимо уделять внимание спортивному образованию ребёнка. При этом скорость и сила с каждым годом развивается. Понаблюдать это можно изучив результаты прыжков в высоту. В период с 10 до 18 лет высота прыжка увеличивается приблизительно на 25 см [10].
Ловкость у детей развивается максимальными темпами до 10 лет. Далее ловкость также наращивает свои темпы. Гибкость развивается в период с 7 до
10 лет. Именно этот период характеризуется подвижностью суставов и тоническим сопротивлением мышц. При этом выносливость достигает максимального размера в 13-14 лет. После рост выносливости практически прекращается. Следующий период повышения выносливости у юношей начнется приблизительно к 17 годам [7].
Занятия спортом, а именно футболом не препятствуют естественному биологическому росту подростков. Физические показатели здоровья юных спортсменов зачастую превосходят тех подростков, которые не занимаются физической активностью. Немаловажное влияние оказывает уместное педагогическое вмешательство. Разумное педагогическое воздействие увеличивает возможности развития физических качеств. Именно тренер может установить необходимую нагрузку, достаточную для гармоничного развития физических качеств без ущерба для биологических свойств подростка. Знания тренера в области физиологического развития детей, в частности внутренних систем и органов и опорно-двигательного аппарата [1]. Для определения физических нагрузок в пубертатный период особое внимание необходимо уделить индивидуальным особенностям развития подросткового организма. Этот период является одним из самых сложных в развитии ребенка, поскольку у подростков одной возрастной группы сроки наступления полового созревания значительно отличается, различаются насыщенность прохождения этапов пубертатного периода. Особенности развития каждого подростка существенно влияют на развитие двигательной активности, а также на приспособление сердечно-сосудистой системы к напряжениям мышц, а иногда и к их нестандартной нагрузке. Исходя из биометрических данных не всегда можно определить уровень необходимой и достаточной нагрузки. Молодой человек 15 лет может быть как на начальной стадии полового развития, так и быть уже половозрелым юношей. Конечно, существуют и другие признаки, на которые необходимо опираться, подбирая нагрузку, но степень полового созревания является первостепенным, оказывает наибольшее влияние на работу двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и организма в целом [6].
Первые признаки полового созревания нетрудно заметить. Сначала появляются волосы на лобке, образуя треугольник, затем волосы распространяются на бёдра, подмышечные впадины, около заднего прохода, соски, подбородок и т. д. На руках и ногах волосы становятся гуще. Зоны оволосения индивидуальны, как и степень и густоту волос. У мальчиков в период полового созревания наблюдается также рост гортани, что приводит к понижению голоса. Заметные изменения приобретают и мышцы и кости подростка. Мышцы и кости становятся тяжелее, молодой человек приобретает признаки, которые существенно отличают его фигуру от женской, увеличиваются предплечья, кости спины, челюсти. Особенно это заметно у юношей активно занимающихся спортом, в частности футболом. Несмотря на стремительные темпы роста организма, сердечно-сосудистая и дыхательная системы ещё не развиты как у взрослых. Из-за этого работа, выполняемая подростком, делается менее экономично, чем мог бы совершить взрослый. В основном это происходит за счёт увеличения частоты сердечных сокращений. Особенно это заметно у акселератов ( подростки, опережающие ровесников по темпам полового созревания). Именно они чаще всего быстро устают, испытывают слабость. Поэтому подростки не нуждаются в длительной разминке. Их организм быстро приспосабливается к нагрузке. При этом необходимо следить за артериальным давлением подростков, иногда в период полового созревания оно бывает повышеным. При обнаружении высокого давления необходимо снизить количество тренировок и соревнований[20].
Тренеру по футболу для предотвращения быстрой утомляемости спортсменов необходимо чередовать различные виды тренировок. Также для поддержания высокого темпа работы нужно назначать короткие перерывы. Длительность перерывов должна быть определена тренером индивидуально, в зависимости от уровня нагрузки спортсменов, но не должна быть продолжительной, подросток быстро устаёт , но и восстанавливает свои силы тоже быстро [11].
Дыхательная система также быстро развивается вместе с сердечно- сосудистой. С возрастом увеличиваются размеры грудной клетки, вместе с ней возрастают и функциональные возможности дыхательной системы подростка, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. У подростков с 8 до 13 лет окружность грудной клетки увеличивается почти на 10 см.
Дыхательные мышцы в подростковом периоде также развиваются, что позволяет ребёнку глубже дышать, обеспечивает значительную легочную вентиляцию, которая доставляет, необходимый во время тренировок, кислород к мышцам. Потребность мышц в кислороде зависит от массы , при этом у детей потребность мышц в кислороде больше, чем у взрослых. Занятия футболом, осуществляемые на свежем воздухе, обеспечивают приток кислорода к мышечным тканям, благотворно влияют на работу дыхательной системы и всего организма [17].
1.3
1.4 Средства и методы развития скоростно-силовых качеств на занятиях по футболу
Развитие скоростно-силовых качеств можно начинать с разнообразных упражнений, которые будут влиять на загруженные мышцы. Также полезно использовать физические комплексы с усилением отягощением, выполняемые с максимальной скоростью[27, 31].
Чем в большей степени напрягаются мышцы тем больший уровень развития силы мы наблюдаем. Силовые средства увеличения скоростно-силовых качеств- это упражнения направленные на постоянный прирост степени напряжения мышц. Средства бывают основными и дополнительными (табл. 1).