Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Влияние дидактических игр на активизацию обществоведческого словаря детей 5-6 лет

rada.pestrikowa1996 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.08.2021
Актуальность деятельности по активизации словаря обусловлена тем, что слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших аспектов речевого развития ребенка является формирование лексической стороны речи, или обогащение словаря. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Актуальность деятельности по активизации словаря обусловлена тем, что слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть такой лексикой, которая позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие лексического строя речи у детей как одну из важных задач развития речи. Основой активизации обществоведческого словаря является представления ребенка об общественной жизни (труда людей, мире профессий, родной стране, национальных праздниках, армии и др.). Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов активизации обществоведческого словаря детей 5–6 лет. Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей. В трудах исследователей указывается, что одним из ведущих средств речевого развития детей является игра. Именно в игре создаются оптимальные условия для речевого развития ребенка. При этом в методических разработках по обогащению словаря дошкольников приоритет отдается дидактической игре как специальному виду игры, направленному на обучение. Несмотря на это, сохраняется актуальность разработки серии игр, ориентированной на активизацию обществоведческого словаря дошкольников 5–6 лет. Объект исследования: педагогический процесс активизации обществоведческого словаря дошкольников 5–6 лет. Предмет исследования: педагогические условия активизации обществоведческого словаря дошкольников 5–6 лет средствами дидактической игры. Цель работы – обосновать педагогические условия активизации обществоведческого словаря для детей 5–6 лет средствами дидактической игры. Гипотеза: работа по активизации обществоведческого словаря дошкольников 5-6 будет эффективна, если: - в ходе игр будут создаваться ситуации, отражающие различные аспекты общественной жизни; - игровая деятельность дошкольников будет включать информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность; - в ходе руководства игрой педагог побуждает детей к высказываниям, активной ролевой речи. Задачи исследования: 1. Определить особенности развития словаря дошкольников. 2. Охарактеризовать дидактическую игру как средство активизации словаря дошкольников. 3. Выполнить диагностику уровня развития обществоведческого словаря детей 5–6 лет. 4. Разработать и апробировать серию дидактических игр для активизации обществоведческого словаря детей 5–6 лет. 5. Оценить эффективность применения серии дидактических игр для активизации обществоведческого словаря детей 5–6 лет. Методы исследования – анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Методологическая основа исследования: работы по изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, В.В. Гербовой, Н.П. Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогических условий дидактической игры для активизации обществоведческого словаря старших дошкольников. Практическая значимость исследования заключается в том, что в его рамках разрабатывается серия дидактических игр, которые могут эффективно использоваться в работе по активизации обществоведческого словаря детей 5–6 лет. Структура и объём работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Содержание

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы активизации словаря детей дошкольного возраста в дидактической игре 7 1.1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 7 1.2. Дидактическая игра как средство активизации словаря дошкольника 13 ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по активизации обществоведческого словаря детей 5-6 лет в дидактических играх 20 2.1. Диагностика уровня развития обществоведческого словаря детей 5-6 лет 20 2.2. Опыт разработки и проведения серии дидактических игр в целях активизации обществоведческого словаря детей дошкольного возраста 29 2.3. Анализ эффективности серии игр для активизации обществоведческого словаря детей 5-6 лет 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41 ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Академия, 2006. – 400 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 128 с. 3. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 240 с. 4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М.: Просвещение, 2010. - 365 с. 5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. 6. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М.: Юрайт, 2016. – с. 358. 7. Вяльцева Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. – № 13 (699). – С. 60-68. 8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. – 288 с. 9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Изд-во «Детство-пресс». СПб, Изд-во «Творческий центр Сфера». М.: Юрайт, 2007.- 470 с. 10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 210 с. 11. Дейниченко Л.Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности: монография / Л.Б. Дейниченко. – М.: Издательство МГОУ, 2013. – 240 с. 12. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 152 с. 13. Детство. Программа развития и воспитания в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 244 с. 14. Клименкова О. Игра как азбука общения//Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. - с. 7-14. 15. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. - 144 с. 16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015. - 416 с. 17. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. 18. Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М., 2010. 19. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. / Ушакова О.С. 3-е изд., доп. - М.: БИНОМ ДЕТСТВА, 2017 - 192 с 20. Соболева О.Л. Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве / О.Л. Соболева. – М.: Линка-пресс, 2016. – 165 с. 21. Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. – М., 1995. – С. 58. 22. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие / И.А. Стернин. – Воронеж, 2001. – С.67. 23. Струнина, Е.М. Основные направления работы по развитию речи дошкольников / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова // Опубликовано в сб.: Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы Ч. I./ Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. - проф. В.Т.Кудрявцев. - М., 2003. – с. 25-36 24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с. 25. Урунтаева Г.А. Детская психология. Учебник. - М.: Академия, 2014. – 336 с. 26. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240с. 27. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - С. 180-181, 196-199 28. Флегонтова Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. – М.,2000.
Отрывок из работы

Формирующий эксперимент включил организацию и проведение серии дидактических игр. Цель: - активизация обществоведческого словаря детей. Задачи: ? Активизировать словарь по тематике, связанной с трудом людей, символами и атрибутами государства, перевод лексем из пассивного словаря в активный; ? Обогащение словаря детей глаголами и прилагательными; ? Способствовать повышению разнообразия в характере высказываний (использование вопросительных, побудительных, поясняющих реплик); ? Учить соблюдать речевой этикет. При проведении серии игр соблюдались следующие условия: - в ходе игр создавались ситуации, отражающие различные аспекты общественной жизни; - игровая деятельность дошкольников будет включать информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность; - в ходе руководства игрой педагог побуждает детей к высказываниям, активной ролевой речи. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была определена тематика дидактических игр, реализуемых поэтапно: «Мир профессий»; «Семья»; «Государство. Родина». Работа по программе началась с дидактической игры «Знакомство с профессиями» Задачи: Активизировать словарь по теме «Профессии» Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость. Побуждать детей говорить полными предложениями, помогать им дополнительными вопросами, учить правильно строить ответ. Данная игра знакомит детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы. Расширяет кругозор и словесный запас детей, поможет овладевать способами образования новых слов, активизирует слуховое внимание, быстроту реакций, разовьёт память и умение общаться. Дети были активны во время игры, удалось заинтересовать их.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 23 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 49 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg