Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обогащение словаря детей 4–5 лет прилагательными в процессе сюжетно - ролевой игры

rada.pestrikowa1996 6000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 104 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.08.2021
Процесс формирования словаря имен прилагательных у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевой игры. Разработаны методики, ряд сюжетно-ролевых игр.
Введение

Введение Актуальность деятельности по обогащению словаря обусловлена тем, что слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть такой лексикой, которая позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, различные информационные сообщения, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие лексического строя речи у детей как одну из важных задач развития речи. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной программы содержит образовательную область «речевое развитие», оно подразумевает разрешение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащению активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и т.д. Основой развития лексической стороны речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. В программах детского сада не даются указания относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 4–5 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо сфере психического развития» [16]. Словарный запас детей 4–5 лет стремительно растет, к концу 5 лет составляет около 3000 слов. Количество местоимений, наречий, предлогов и союзов увеличивается, так как дети используют в своей речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, а число прилагательных растет медленнее. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей. В трудах исследователей указывается, что одним из ведущих средств речевого развития детей является игра. Именно в игре создаются оптимальные условия для речевого развития ребенка. При этом в методических разработках по обогащению словаря дошкольников приоритет отдается дидактической игре как специальному виду игры, направленному на обучение. Вместе с тем, для решения задач обогащения словаря, по нашему мнению, также развития будет эффективна сюжетно-ролевая игра, так как именно в ней дети проявляют речевую активность, самостоятельно строят диалоги по поводу различных игровых ситуаций. Ведущим видом деятельности в среднем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Чем богаче словарный запас детей, тем успешнее их общение и взаимодействие. В работах российских ученых Е.А. Флериной, О.И. Соловьевой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, доказано, что в сюжетно-ролевой игре успешно формируются все стороны детского словаря: количественный рост словаря и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Выбор игры как основного коррекционно-развивающего средства обогащения словаря детей в данном исследовании обусловлен также и тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, при этом в старшем дошкольном возрасте детям доступны богатые по содержанию сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра воспринимается ребенком как естественная, привлекательная деятельность, что позволяет решать задачи речевого развития. Однако в практике ДОУ педагоги не в полной мере используют потенциальные возможности для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста прилагательными в ходе сюжетно-ролевой игры. Это противоречие послужило основанием для выбора темы исследования: «Обогащение словаря детей 4–5 лет прилагательными в процессе сюжетно-ролевой игры». Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения словаря детей 4–5 лет прилагательными в процессе сюжетно-ролевой игры? Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости обогащения словаря детей 4–5 лет прилагательными посредством сюжетно-ролевой игры. Объект исследования: словарь имён прилагательных у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс формирования словаря имен прилагательных у детей среднего дошкольного возраста будет эффективен при выполнении следующих условий: 1) в процессе игр будут создаваться различные по содержанию ситуации общения, в ходе которых уместно употребление разных видов прилагательных; 2) в ходе руководства игрой педагог побуждает детей к высказываниям, активной ролевой речи, включать в ролевую речь прилагательные; 3) каждый из детей будут поручаться как ведущие, так и второстепенные роли, предполагающие различный уровень речевой активности. Задачи исследования: 1. Определить особенности развития словаря дошкольников. 2. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как средство обогащения словаря дошкольников. 3. Выполнить диагностику уровня развития словаря прилагательных у детей 4–5 лет. 4. Разработать и апробировать серию сюжетно-ролевых игр для обогащения прилагательными словаря у детей 4–5 лет. 5. Оценить эффективность применения серии сюжетно-ролевых игр для обогащения прилагательными словаря у детей 4–5 лет. Методы исследования: 1.Теоретические методы: изучение и анализ теоретических работ ученых по проблеме исследования, материалов из опыта работы; 2. Эмпирические методы: методика начальной диагностики, беседа с воспитателем, беседа с детьми, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент. 3. Методы количественного анализа: расчет средних величин, расчет и анализ процентных соотношений. Теоретическая значимость состоит в теоретическом обосновании возможности использования сюжетно-ролевых игр для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста прилагательными. Практическая значимость исследования заключается в разработке серии сюжетно-ролевых игр для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста прилагательными. Апробация исследования: материалы выпускной квалификационной работы апробированы в виде публикации статьи «Обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста именами прилагательными посредством сюжетно-ролевой игры», а также в ходе выступления на педагогическом совете МКДОУ с докладом о результатах исследования (см. Приложение А). База исследования: Описание структуры работы: структура дипломной работы определена целью и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 наименований), приложения. Результаты исследования представлены в 10 таблицах и 11 рисунках. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 104 страницы (включая приложения).
Содержание

Содержание Введение 4 Глава 1. Теоретические аспекты формирования словаря детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 9 1.1 Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста 9 1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения словаря дошкольника 18 Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению прилагательными словаря детей 4–5 лет в сюжетно-ролевых играх 27 2.1 Диагностика уровня развития словаря прилагательных детей 4-5 лет 27 2.2 Опыт разработки и проведения серии сюжетно-ролевых игр в целях обогащения прилагательными словаря детей 4-5 лет 41 2.3 Анализ эффективности серии игр для обогащения словаря прилагательными у детей 4-5 лет 54 Заключение 64 Библиографический список 67 Приложение А Апробация материалов исследования обогащения словаря детей 4–5 лет прилагательными в процессе сюжетно-ролевой игры 73 Приложение Б Методики диагностики уровня развития словаря прилагательных детей 4–5 лет на констатирующем этапе эксперимента 75 Приложение В Сводные таблицы результатов диагностики уровня развития словаря прилагательных детей 4–5 лет на констатирующем этапе эксперимента 81 Приложение Г Материалы формирующего эксперимента 85 Приложение Д Сводные таблицы диагностики словаря прилагательных у детей 4–5 лет на контрольном этапе эксперимента 103
Список литературы

Библиографический список 1. Фе¬де¬раль¬ный го¬судар¬ствен¬ный об¬ра¬зо¬ва¬тель¬ный стан¬дарт до-школьно¬го об¬ра¬зо¬ва¬ния : при¬ка¬зы и пись¬ма Ми¬но¬бр¬на¬у¬ки РФ [Текст] / ред.-сост. Т. В. Цветко¬ва. – М. : ТЦ Сфе¬ра, 2017. – 96 с. 2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. Заведен / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2006. – 400 с. 3. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст] / под ред. А.М. Шахнарович. – М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. – с. 4–16. 4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика–Синтез, 2005. – 128 с. 5. Ахунджанова, С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности [Текст]/ С. Ахунджанова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – с. 29–33. 6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М. : Просвещение, 2010. – 365 с. 7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2004. – 255 с. 8. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе [Текст] / Е.Б. Бреева. –М. : Юрайт, 2016. – с. 358. 9. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 13 (699). – С. 60–68. 10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006 – № 6. – с. 62-64. 11. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 2009. – 288 с. 12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М. : Юрайт, 2007. – 470 с. 13. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст]: Наглядно–дидактическое пособие: для занятий с детьми 4–6 лет / В.В. Гербова. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. – 210 с. 14. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. 2000. №3. С. 78–82. 15. Голдырева, Т.Н. Программа дополнительного образования социально–педагогической направленности «Речетворчество дошкольников» [Электронный ресурс]/ Т.Н. Голдырева. – Красноуфимск, 2015 // Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/detskiysad/razvitie–rechi/2016/01/30/programma–dopolnitelnogo–obrazovaniya–dlya–deteydoshkolnogo. Дата обращения: 14.02.2021. 16. Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет [Текст] / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевников. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 216 с. 17. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 152 с. 18. Детство. Программа развития и воспитания в детском саду [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2019. – 352 с. 19. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно–ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Р.А. Иванова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М. : Просвещение, 2002 – №4. – с. 53–56. 20. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Научн. рук. Л.А. Парамонова. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 192 с. 21. Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст] / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4. – с. 7–14. 22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3. – с. 25–27. 23. Казарцева, О.М. Культура речевого общения [Текст]/ О.М. Казарцева. – М. : Просвещение, 2001. – С.9. 24. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб. : Речь, 2003. – 144 с. 25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.:Академия, 2015. – 416 с. 26. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 251 с. 27. Манешина А. Консультация для педагогов из опыта работы «Значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-izopyta-raboty-po-teme-znachenie-igrovoi-dejatelnosti-v-rechevom-razvitirebenka.html (дата обращения: 21.12.2020). 28. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.Я. Короткова. –М. : Просвещение, 2000. 29. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание – 2011. – №4 – с. 23–29. 30. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. : Мозаика–Синтез, 2013. – 516 с. 31. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]/ П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М. : Просвещение, 1996. – 203с. 32. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М. : Просвещение, 2016. – 232 с. 33. Развитие речи детей 3–5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/ Ушакова О.С. –М.: БИНОМ ДЕТСТВА, 2017.– 192 с. 34. Селезнева, И.С. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование основ сюжетно–ролевой игры[Электронный ресурс]/ И.С. Селезнева, И.М. Шипова // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–rechi–u–detey–doshkolnogo–vozrasta–cherez–formirovanie–osnov–syuzhetno–rolevoy–igry/ – Дата обращения: 29.04.2021. 35. Смирнова, Е.О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Психологическая наука и образование. – 2005. – №2. – с. 29–34. 36. Соболева, О.Л. Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве [Текст] / О.Л. Соболева. – М.: Линка-пресс, 2016. – 165 с. 37. Сохин, Ф.А. Психолого–педагогические ус¬ловия развития речи дошкольников в детском саду [Текст] / Ф.А. Сохин // Повышение эффективности воспита¬тельно–образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов. – М. : Юрайт, 2016. 38. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие [Текст]/ И.А. Стернин. – Воронеж, 2001. – С.67. 39. Струнина, Е.М. Основные направления работы по развитию речи дошкольников [Текст]/ Е.М. Струнина, О.С. Ушакова // Опубликовано в сб.: Развивающее образование – многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы Ч. I./ Отв. ред. Л.Е. Курнешова; научн. ред. – проф. В.Т. Кудрявцев. – М. : Просвещение, 2003. – с. 25–36 40. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с. 41. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: Учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 336 с. 42. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с. 43. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – С. 180–181, 196–199. 44. Флегонтова, Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей [Текст] / Н.П. Флегонтова // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. – М. : Просвещение,2000. 45. Ширяев, Е.Н. Культура русской речи: Теория, методика, практика [Текст] / Е.Н. Ширяев // Изв. РАН. Сер. лит и яз. – 1992. – Т.51. – №2. – С.44. 46. Шушкова О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Шушкова, Н.Г. Кузнецова. – 47. Якимова А.В. Математические методы обработки данных. Автоматический расчет углового преобразования Фишера [Электронный ресурс] / А.В. Якимова. – Режим доступа: https://www.psychol–ok.ru/statistics/fisher/fisher_02.html. – Дата обращения: 22.04.2021. 48. Berk, L. E. Children's Private Speech: An Overview of Theory and the Status of Research / L. E. Berk // R. M. Diaz, L. E. Berk (eds.). Private Speech: From Social Interaction to Self–Regulation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992. 49. De Viliers, P. A. Language Development / P. A. De Viliers, J. G. De Viliers // M. H. Borstein, M. Lamb (Eds.). DevelopmentalPsychology: An Advanced textbook. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992. – P. 344–345. 50. Paulina Rainio. Emergence of a playworld in the formation of subjects of learning in interaction between adults and children. WorkingPapers. 2005. – № 32. – C. 46.
Отрывок из работы

Формирование словаря – важнейшее направление развития речи детей дошкольного возраста. Овладение лексическим строем речи как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из ведущих задач речевого развития является развитие активного словаря, а именно освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. В требованиях ФГОС ДО обозначено, что речевое развитие предполагает «обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи» [1]. Работа по обогащению словаря дошкольников тесно взаимосвязана с работой по совершенствованию звукопроизношения, грамматического строя речи. Понятие «словарь» является многозначным, оно употребляется в нескольких значениях: совокупность слов какого-либо языка или диалекта; запас слов, выражений, характерный для определённой сферы деятельности и расположенный в соответствующих словарях в алфавитном порядке; сумма слов, которые индивид использует в своей внешней и внутренней речи (активный лексикон) или способен только осознавать их значение (пассивный лексикон) [12]. А.Г. Арашанова говорит о том, что активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи [2]. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. О.М. Казарцева называет активным словарем совокупность слов, которыми пользуется человек при построении высказывания (в устной и письменной речи) [23]. По данным Д.В. Вяльцевой, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: в год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1 г. 3 мес. – 19 слов, в 1 г. 6 мес. – 22 слова, в 1 г. 9 мес. – 118 слов. Словарь ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика) [9, с. 62]. Переход от доречевой стадии к первым словам – серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50-70 слов. Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. В младшем и среднем дошкольном возрасте, по данным М.М. Алексеевой [2, с.191], продолжается количественное и качественное изменение словаря. Так, на четвертом году жизни словарь пополняется названиями действий и предметов, с которыми дети сталкиваются в быту: части тела у животных и человека, предметы обихода, некоторые цвета, формы, физические качества, свойства действий. Появляется способность обозначать определенным словом группу предметов. Дети знают определенные материалы, их качества и свойства, умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве. На пятом году жизни происходит активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы [2, c.121]. В пять лет ребенок за год увеличивает свой словарный запас примерно на 600-800 слов. В речи детей возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки понять значения слов. У детей с трех до пяти лет наблюдается подъём интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах [19, с.223]. Дети начинают использовать более точные наименования предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (огурец – зеленый, спелый, длинный, хрустящий), дифференцируют понятия (невежливый, некрасивый, злой, грубый – раньше все эти качества они называли одним словом - плохой), пользуются большим количеством глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется). Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов. Ребенку важнее выделять предметы и обозначать действия, с ними связанные, чем указывать на качества этих предметов. В первичной картине мира, которую отражает речь ребенка, присутствуют в первую очередь предметы и действия, что и создает предпосылки для формирования в дальнейшем категорий существительного и глагола [12]. Все прочие части речи (прилагательные, наречия, числительные и т. п.) формируются на базе указанных категорий и в тесной связи с ними. Проведем анализ ряда образовательных программ в контексте обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста (таблица 1). Таблица 1 – Задачи и содержание работы по обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста в образовательных программах ДОО Название программы Задачи и содержание работы по обогащению словаря «Радуга» (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова) Задачи: расширение и активизация словарного запаса во всех видах детской деятельности; продолжение работы, направленной на расширение словаря воспитанников названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями. Развитие у детей способности к подбору и активному использованию в речи определений к предметам, объектам, явлениям (качеств, свойств) и глаголов, обозначающих их действия и действия с ними. Предусмотрено поощрение самостоятельного использования в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и т. п.), привлечение внимания детей к новым словам, проведение работы над лексическим значением слов (на примере хорошо знакомых слов). Отмечается необходимость привлечение внимания детей к словам, противоположным по смыслу (антонимам), упражнение воспитанников в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения. Предусмотрено развитие способности к образованию прилагательных сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий). Упражнение в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко – яблочный) [32, с. 53]. «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, А. Михайлова) Работа по обогащению словаря включает несколько направлений: «Развитие умения пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам; Обогащение словаря посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, и выполнения обследовательских действий; Обогащение глагольного словаря посредством выполнения обследовательских действий, описания некоторых трудовых процессов, слов извинения, эмоционального сочувствия; Предусмотрено освоение и использование детьми среднего дошкольного возраста: Названий предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); Названий живых существ и среды их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.); Слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); Слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы растут, размножаются, развиваются; посуда – это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.); Слов извинения, участия, эмоционального сочувствия [18]. Продолжение табл. 1 «От рождения до школы» (Н.В. Веракса) Рекомендуется активизировать словарь путем расширения ориентировки детей в ближайшем окружении, расширения представлений о явлениях, событиях, активизации названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены, формирования умения использовать в речи наиболее употребительных наречий, предлогов, глаголов, введения в словарь глаголов, характеризующих трудовые действия. Детей учат определять и называть местоположения предмета («слева», «справа», «рядом», «около», «между»), время суток. Авторами программы рекомендуется оказывать воспитанникам содействие в «замене часто используемых ими указательных местоимений и наречий (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; учить правильному употреблению слов-антонимов (чистый-грязный, светло- темно)» [30, с. 94]. «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук) С целью накопления словарного запаса, обогащения речи смысловым содержанием педагогу рекомендуется: обогащать словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в окружающем (знакомить с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни, в основном с праздниками); пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи); активизировать использование антонимов-слов с противоположным значением (большой-маленький, хороший-плохой, далеко-близко) в различных видах детской деятельности; активизировать в речи глаголы, использование которых организует синтаксическую структуру предложения и создает основу для порождения коротких текстов повествовательного характера» [20, с. 60]. Обеспечивать: развитие умения грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек, образовывая отдельные трудные формы слов (лошадок, ленточек, матрешек); развитие понимания и употребление предлогов (в, на, за, под); развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, использовать глаголы совершенного и несовершенного вида (засыпать-заснуть, завтракать-позавтракать). развитие умения соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; Содействие построению предложений разной грамматической структуры), с использованием художественной литературу и книжные иллюстрации» [20, с. 60]. «Программа развития речи дошкольников» (О.С. Ушаковой) Задачи: воспитание внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами; развитие точности словоупотребления; развитие умения употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуации; расширение спектра словесных обозначений предметов при ознакомлении с окружающей действительностью. Принципы: следование принципу объединения слов в тематические группы; ведение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов; параллельное ведение работы над синонимами с работой по усвоению тематических групп слов. Основной смысл словарной работы – выработать у дошкольников умение отбирать для высказывания лексические средства, наиболее точно отражающие его смысл [33, с. 61]. Анализ образовательных программ, показал, что словарная работа с детьми средней группы направлена преимущественно на количественный показатель, на расширение словаря дошкольников. Особое внимание обращается на качественное развитие словаря. Для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста авторами программ рекомендуется использование таких методов и приемов, как наблюдение, организация трудовой деятельности, развитие понимания значений обобщающих слов, организация игр с иллюстрациями, расширение ориентировки детей в ближайшем окружении, расширение представлений о явлениях, событиях, развитие умения использовать вариативные формы обращения, поддержание стремления задавать и правильно формулировать вопросы, использовать элементы объяснительной речи, использовать в речи сложные предложения. В данном исследовании мы изучаем обогащение словаря детей прилагательными, в связи с чем важно отметить особенности развития данной части речи у дошкольников. Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета. Е.Н. Ширяев указывает, что прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. Классификация прилагательных происходит по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т.е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется [45]. Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывает О.Л. Соболева: «обогащение словаря ребенка прилагательными имеет большое значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями» [36, с. 102]. Имена прилагательные представляют собой обширный материал, использовать который можно для наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле. Большинством специалистов (А.М. Бородич [7], А.Н. Гвоздев [12], Ф.А. Сохин [37], L.E. Berk [48], P. A. De Viliers [49]) отмечается, что в речи ребенка появляются сначала существительные и глаголы, а прилагательные возникают намного позже. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что прилагательные обозначают признаки, свойства предметов, и чтобы выделить из образа предмета какой-либо признак, нужен достаточно высокий уровень когнитивного развития. О.С. Ушакова говорила: «На ранних этапах онтогенеза ребенок обходится без прилагательных, в первую очередь, потому что предметы и признаки слиты для него. Так, мячик, кубик, мишка в начальном детском лексиконе являются наименованием не только объектов окружающей ребенка действительности, но и их характерных признаков, «диффузным комплексом» [42, c. 98]. В речи прилагательные накапливаются долго, процесс обогащения словаря прилагательными труден. Какое-то время прилагательные употребляются детьми вопреки обычным нормам русского языка, а именно – после существительных [8]. Усвоение словоизменения прилагательных происходит на весьма ограниченном количестве слов (около 27 названий признаков предметов). Они обозначают: величину (большой – маленький); цвет (красный, синий, желтый, беленький); вкус (горький – сладкий); температуру (теплый – холодный); вес (тяжелый – легкий); оценку предметов (грязный – чистый, хороший – плохой) и др. Развитие словаря прилагательных тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С другой стороны, развитие словаря прилагательных зависит также от развития представления ребёнка об окружающей действительности. Чем больше ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, тем шире обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при тесном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также при общении со взрослыми. Недостаточно высокая представленность прилагательных в словаре детей среднего дошкольного возраста подтверждается данными исследований. Так, А.Г. Арушанова указывает, что исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показывает, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65% прилагательных [4]. Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей Е.М. Струнина выделяет прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький-большой), оценки (хороший-плохой); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год). Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как такой, который, этот, свои, всякий, наш, весь, каждый, мой, самый [39]. И.А. Стернин отмечает, что при анализе речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета. Прилагательные этой группы в речи детей оказались более распространенными, чем в речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные черный, красный, белый, синий [38]. У детей пятого года жизни число прилагательных, связанных с цветом, составляет 2 - 3% от каждых 100 слов, которые употребляются в игре. К пяти годам дети усваивают набор слов, обозначающих основные формы, выделяют измерения противоположных величин – длину, высоту, ширину. Пространственные представления в этом возрасте называются достаточно дифференцированно и точно (впереди, ниже, сзади и т. д.). При анализе словаря детей этого возраста отмечается также преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных [13]. Для того, чтобы усвоить прилагательное, нужно сначала выделить из целостного образа предмета какой-нибудь признак, что возможно лишь на определенном уровне развития процессов анализа и синтеза. Трудность усвоения прилагательных связана и с формально-языковыми особенностями этой части речи. Большое количество прилагательных являются производными словами. С. Ахунджанова считает, что для того, чтобы дети умели обозначить качества, свойства предметов, игрушек с помощью прилагательных целесообразен метод сравнения. Так, например, показывая детям две машинки, воспитатель спрашивает: «Что у них одинаковое, а чем они различаются?». Ребята рассматривают игрушки и определяют сходство и различие: цвет кузова, колес, детали машины (большие черные колеса), величина и т. д., в результате в их речь приходят прилагательные, которые делают ее более выразительной, интересной. Вновь усвоенные слова не должны быть пассивным достоянием ребенка, поэтому необходимо организовывать условия для их частого употребления и следить за правильностью их сочетания по смыслу [5]. Таким образом, средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе дети еще больше обогащают свой словарь, развивают способность к обобщению. В этом возрасте расширяется жизненный опыт ребенка и его круг общения с взрослыми и другими детьми Развитие слова у ребенка, происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. При этом слова в словаре не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей. В программах дошкольного обучения выделяют две группы методов формирования словаря детей среднего дошкольного возраста: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны (дидактические игры и упражнения). Прилагательные детьми усваиваются достаточно поздно, что связано как с особенностями их как части речи, так и с особенностями мыслительного развития ребенка. Как следствие, требуется педагогическое руководство процессом обогащения словаря дошкольника прилагательными. В качестве эффективного метода выступает сюжетно-ролевая игра. Рассмотрим этот вопрос в следующем параграфе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 96 страниц
2400 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg