Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые и организационные основы конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям учреждений УИС

kisssaaa0721 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.08.2021
Цель исследования – анализ действующего законодательства и современных методов организации конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям УИС. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: 1) провести анализ правовых и теоретических основы конфиденциального содействия граждан в учреждениях УИС; 2) выявить исторические аспекты возникновения и становления института конфиденциального содействия граждан в УИС; 3) исследовать нормативно-правовое регулирование защиты лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе в учреждениях УИС; 4) проанализировать процесс привлечения к конфиденциальному содействию граждан в учреждениях УИС; 5) выделить особенности организации работы и специфику руководства лицами, осуществляющими конфиденциальное содействие в УИС; 6) определить порядок исключения лиц, привлеченных к конфиденциальному содействию из негласного аппарата. Объект дипломной работы – общественные отношения, возникающие в сфере организации и осуществления конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям УИС. Предмет дипломной работы – выступает совокупность теоретических подходов и правовых норм в сфере организации и регулирования конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям УИС. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и экстраполяция; и частнонаучные методы эмпирического и теоретического познания. К методам эмпирического познания относятся: метод описания, мониторинг. К методам теоретического познания относятся: метод систематизации, структурно-функциональный метод. Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, а также уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и законодательство в сфере регулирования оперативно-розыскной деятельности, в том числе ведомственные и иные действующие нормативно-правовые акты в сфере исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, способствующие организации конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям УИС. Степень научной разработанности темы исследования: Основоположниками исследований вопросов и перспектив конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям правоохранительных органов стали такие отечественные ученые, как К.К. Горяинов, П.И. Иванов, А.Г. Лекарь, В.Ф. Луговик, А.А. Маслов, В.С. Овчинский, А.Ю. Сыпачев, А. В. Федоров, А. В. Шахматов и др. Работы этих авторов до настоящего времени составляют общетеоретическую базу научных представлений о содействии граждан органам, осуществляющим ОРД. Между тем специальных исследований, посвященных юридической природе содействия граждан оперативным подразделениям учреждений УИС, не проводилось. Этот пробел заполнялся в основном работами, где в центре внимания находятся организационно-исторические (А.В. Федоров, А.В. Шахматов и др.) и психологические аспекты (Г.К. Синилов, А.В. Чуфаровский и др.) содействия граждан, а также проблемы его правовой регламентации (А.В. Агарков, К.К. Горяинов и др.) и социальной защищенности конфидентов (О.А. Вагин, С.Е. Шокин и др.). Непосредственно в УИС проблемные вопросы конфиденциального содействия и пути их решения нашли отражение в работах А.В. Агаркова, К.К. Горяинова, В.Н. Кудрявцева, С.Д. Назарова, И. А. Смирнова и др. Эмпирическую основу исследования составили статистические данные официального сайта ФСИН России об общей численности осуждённых, а также показатели преступности в ИУ. Кроме того, эмпирической основой также выступил статистические данные об общем уровне преступности, отраженные в отчетах о преступности Департамента Верховного Суда РФ и исследования, проведенные наиболее авторитетными учеными-пенитенциаристами, которые исследовали вопросы конфиденциального содействия граждан оперативными подразделениям УИС. Практическая значимость исследования состоит в том, что вынесенные нами предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство на данном этапе развития уголовно-исполнительной системы и оперативно-розыскной деятельности в УИС необходимы в целях профилактики и борьбы с преступностью. В рамках исследования нами сформулирован ряд предложений по совершенствованию организации конфиденциального привлечения граждан в рамках оперативно-розыскной деятельности в УИС и защиты их прав и свобод, в том числе на личную безопасность. Значимость вышеназванных предложений заключается в возможности повышения эффективности профилактики преступности в УИС. Структура работы, ее содержание обусловлены объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих в себе по три параграфа, заключения, списка использованных источников.
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что геополитическая нестабильность в мире и экономическая ситуация в Российской Федерации в целом, молодежные тренды последнего времени (например, субкультура АУЕ) негативно сказываются на качественном составе спецконтингента в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), делая его более криминально ориентированным и организованным. Исторически наиболее эффективным и оправданным средством борьбы с преступностью в учреждениях УИС выступает привлечение граждан (с их согласия) к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) . При этом сам факт конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), в том числе по контракту, по желанию гражданина может быть сохранен, о чем прямо указано в ст. 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) . Несмотря на динамичное развитие технических средств получения оперативно значимой информации, содействие граждан на современном этапе является актуальным и остается приоритетным в деятельности оперативных подразделений учреждений УИС. Однако в некоторых случаях возникают проблемы как практического, так и теоретического характера, требующие дальнейших исследований, в частности, в рамках настоящей дипломной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС…………………………………………..……………..7 1.1. Понятие и значение конфиденциального содействия граждан в учреждениях УИС…………………………………..…………………………….7 1.2. История возникновения и становления института конфиденциального содействия граждан в УИС……………………………………………………13 1.3. Нормативно-правовое регулирование конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям УИС……………………….………24 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС……………………………………………………….30 2.1. Привлечение к конфиденциальному содействию граждан в учреждениях УИС и порядок их исключения из негласного аппарата……………………………..…………………………………………30 2.2. Организация работы и специфика руководства лицами, осуществляющими конфиденциальное содействие в учреждениях УИС…..44 2.3. Проблемные вопросы конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям учреждений УИС……………………………56 ЗАКЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………80
Список литературы

Законы и иные нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах. (Принят 16 декабря 1966г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР.1976. № 17. Ст. 291. 3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. (Утверждены ООН 30 августа 1955г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2. - 19 с. 4. Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила». (Принята 11января 2006г.на 952-ом заседании представителей министров) // Сборник документов Совета Европы / Сост. и пер.: В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. – М.: PRI, 2011. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 6. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. №174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921. 7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997г. № 1-ФЗ // Российская газета.1997.16 января. 8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. 9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. 06 февраля. 10. Федеральный закон от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 3349. 11. Федеральный закон от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст. 2759. 12. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33. Ст. 1316. 13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544. 14. Приказ ФСБ России от 20.09.2016 № 583 «Об утверждении Порядка передачи сведений о периодах сотрудничества по контракту граждан с органами федеральной службы безопасности в качестве основного рода занятий для зачета в страховой стаж» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 44. 2016. 15. Проект Приказа МВД России «Об утверждении Порядка передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) сведений о периоде сотрудничества по контракту в качестве основного рода занятий лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (документ не подписан) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайтеhttp://regulation.gov.ru/по состоянию на 27.09.2017. Однотомные издания (книги одного, двух, трех авторов): 16. Агарков А.В. Исторический и организационно-правовой аспекты развития оперативных подразделений в местах лишения свободы : монография. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2010. – 345 с. 17. Андреева С. А. Когда нельзя сказать «контракт» / С. А. Андреева // Кадровое дело. – 2005. – № 2. – 124 с. 18. Горяинов К. К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : комментарий. М., 1997. – 486 с. 19. Зайцев О. А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2002. – 245 с. 20. Законодательство Петра I / Клеандрова В. М., Колобов Б. В., Кутьина Г. А., Новицкая Т. Е. и др.; отв. ред.: Новицкая Т. Е., Преображенский А. А. М., 1997. – 423 с. 21. Кислицкий Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. -86 с. 22. Митрофанов Е. А., Овчинский С. С. Оперативно-розыскные действия: понятие, типология, тактика. Омск : ВШМ МВД СССР, 1987. – 266 с. 23. Николаевский Н. Привлечение населения к работе уголовного розыска. «Административный вестник»: НКВД СССР. 1928. № 4.Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. – 646 с. 24. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М., 1992. -156 с. 25. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. – 164 с. 26. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. – 245 с. 27. Сыпачев А.Ю. О понятии гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел / А.Ю. Сыпачев // Бизнес в звконе. – 2008. - № 1. – 386 с. 28. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М.: Юристъ, 2014. – 458 с. 29. Федоров А. В. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность : лекция / А. В. Федоров, А. В. Шахматов. – СПб. : С.-Петерб. ун-т МВД РФ, 1998. – 46 с. Статьи и научные издания: 30. Агарков А. В. Задачи оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы России / А. В. Агарков // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2015. - № 5–6. – С. 160-166. 31. Антонов И. А. Правовые основы обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим раскрытие и расследование преступлений / И. А. Антонов, А. Г. Горбунов, А. В. Шахматов // Рос. следователь. – 2008. – № 17. – С. 14-18. 32. Демин А. В. Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности / А. В. Демин // Рос. юстиция. – 1997. – № 6. – С. 10-16. 33. Луговик С. В. Контракт или трудовой договор: проблемы правового регулирования труда лиц, конфиденциально сотрудничающих с органами внутренних дел / С. В. Луговик // Полиц. право. – 2007. – № 1. – С. 189-193. 34. Луговик С. В. Особенности правового регулирования труда лиц, конфиденциально сотрудничающих с органами внутренних дел / С. В. Луговик // Рос. следователь. – 2007. – № 17. – С. 32-36. 35. Маслов А.А., Косов Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования содействия граждан и иных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / А.А. Маслов, Д.В. Косов // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. - № 2. – С. 187-190. 36. Павличенко Н.В. Проблемы реализации государственных гарантий по социальной и правовой защите лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / Н. В. Павличенко // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2009. – № 4(13). – С. 120-125. 37. Тамбовцев А. И. Коллизии законодательного регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / А. И. Тамбовцев // Вестн. Калинингр. фил. С.-Петерб. ун-та МВД России. – 2016. – № 3(45). – С. 29-32. Диссертации и авторефераты: 38. Васьковская Е. В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005. – 156 с. 39. Шокин С. Е. Защита лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / Шокин Сергей Евгеньевич. – Владимир, 2005. – 186 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС 1.1. Понятие и значение конфиденциального содействия граждан в учреждениях УИС Интересы человека не всегда совпадают с интересами государства, а часто и прямо противоречат им. При этом как бы отдельный человек ни стремился полностью удовлетворить свои потребности, он по своей природе в процессе социализации не может обойтись без общества как организованного множество индивидов. Это множество перестает быть таковым вне каких-либо государственных форм. Человеческое общество образует государство, и оно существует для людей. Объединяя своих граждан устойчивыми социальными связями, государственный аппарат руководит обществом . Недальновидное руководство и прямые политические просчеты в управлении порождают противоречия между государством и человеком . Этот процесс требует смягчения и своевременного урегулирования. Несмотря на то, что интересы личности и общества иногда не совпадают, человек и государство все-таки необходимы друг другу, поскольку государство есть публичная, легитимная (нормативно-выраженная), властная и организованная сила общества . Следовательно, защищать интересы каждого им следует на взаимовыгодной основе, и правовую почву для этого необходимо создавать государственным органам. Защищая себя, человек вынужден защищать государство. И наоборот, оберегая свои интересы, государство создает гарантии защиты личности. Остается найти ту основу, на которой можно урегулировать процесс взаимопомощи. Одной из составляющих основ этого глобального процесса является выработка комплексных мер защиты лиц, оказывающих содействие органам-субъектам оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), а в частности оперативным подразделениям учреждений и органов УИС РФ. Обеспечив в области такой защиты взаимное сотрудничество с человеком, государство, проводящее политические реформы, вправе рассчитывать на дальнейшую поддержку общества. Проблема защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС, является одной из категорий современной правовой науки. От точного определения понятия такой защиты зависит разработка ряда важнейших теоретических проблем. Исследование сущности защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС, связано и с решением немалого числа практических задач, имеющих большое значение для общества и государства. Для уяснения сущности и понятия защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС, немаловажной является выработка единого терминологического аппарата. Одни авторы отождествляют термины «оперативно-розыскные меры» и «оперативно-розыскные мероприятия», определяя, как действия, осуществляемые оперативно-розыскными аппаратами в определенных целях, другие их разграничивают . В основе такого разграничения, по мнению Е.А. Митрофанова и С.С. Овчинского, лежат два критерия: организационный и тактический. Под организационным критерием ими понимаются уровни оперативно-розыскной деятельности, и здесь целесообразно говорить о мерах; под тактическим критерием длительность выполнения оперативно-розыскных действий или их комплексов, и здесь речь должна идти о мероприятиях . Понятия «меры» и «мероприятия» находятся в родовидовом соотношении, при этом родовым, то есть более емким, выступает понятие «меры». В мероприятиях происходит видовая конкретизация, детализация тех или иных сущностных мер. Далее под мерами мы будем подразумевать совокупность объединенных единой целью действий субъектов оперативно-розыскной, а в ряде случаев и уголовно-процессуальной деятельности, направленных на организацию решения задачи защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС. Столь объемную задачу правоохранительные органы при помощи лиц, этому содействующих, способны решить, лишь действуя системно, осуществляя необходимые мероприятия в комплексе. Под «комплексом» в данном случае следует понимать сочетание различных мер . Смысловую сущность понятия «комплекс» можно определить и как совокупность образцов действий, функционально связанных и совместно используемых для решения определенных задач в нашем случае – по защите лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС. Осуществлять эти меры следует используя силы и средства не только учреждений и органов УИС, но и иных правоохранительных органов, а также и частных лиц в комплексе, придерживаясь определенной системы. В связи с обсуждаемым вопросом необходимо уяснить современное смысловое значение таких понятий, используемых в русском языке, как «мера», «защита», «содействие». Так, согласно популярному толковому словарю понятие «мера» полисемично и означает: 1) «границу, предел проявления чегонибудь», 2) «средство для осуществления чего-нибудь, мероприятие», 3) «предел, в котором осуществляется что-либо» . Применительно к задаче защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС, методами ОРД, реализуемой посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), термин «оперативно-розыскные меры» можно понимать и как определенные приемы, отражающие количественные и качественные характеристики оперативно-розыскных действий, и как систему (комплексную серию) приемов или совокупность специальных оперативно-розыскных действий. Последний подход к определению содержательного аспекта понятия «меры» представляется более приемлемым, так как в основе его лежит использование мероприятий, то есть организованных действий или совокупности действий, имеющих определенную цель . В связи со сказанным выше, «организованные комплексные действия» органов, по защите лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС, мы будем понимать, как меры защиты этих лиц. Под защитой в русском языке понимают действия, направленные на ограждение от посягательств, враждебных действий, опасности. Защита имеет целью предохранить, обезопасить от чего-либо , заступаться, не давать в обиду, закрывать, загораживать охраняя . В настоящей дипломной работе в узком смысле слова защита понимается как функция, противоположная враждебным действиям. В широком смысле защита является деятельностью, осуществляемой при посягательстве на права, их ограничении или возникновении реальной угрозы их нарушения. Под защитой в этом случае понимается разнообразная комплексная деятельность по охране прав и свобод человека от всевозможных нарушений и ограничений, а также по возмещению ущерба, причиненного правам и свободам человека, если не удалось предупредить или отразить нарушения, устранить ограничения . Именно этот смысл используется в диссертации для определения сущности комплексных мер защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС. Содействие означает деятельное участие с целью облегчения, помощи, поддержки, способствования, участия в деле, заботы по силам и средствам, не будучи, однако, главным деятелем . Так, О. А. Вагин, анализируя закон об ОРД, и В.Ю. Фролов, разрабатывая концепцию охраны негласного сотрудничества, выделяют следующие основные защитные меры: - меры по предотвращению расшифровки негласных сотрудников; меры, обеспечивающие безопасность конфидентов и членов их семей; - меры по предотвращению двурушничества и дезинформации; - меры по предотвращению преступной деятельности указанных лиц; - меры по предотвращению неправомерного привлечения к уголовной ответственности (в данном случае имеется в виду заранее предусмотренный законодательством способ вывода лица, содействующего раскрытию преступления на конфиденциальной основе, из дальнейшей разработки и сферы уголовного преследования), правовой иммунитет; компенсационные меры. На недостаточность уголовно-правовых и других гарантий внимание обращалось неоднократно. Одним из правовых способов выхода из создавшегося положения, по мнению автора, является разработка комплексных мер защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, наделенным правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Именно эта идея должна подтвердить доктрину правового государства, провозгласившего, что интересы человека, его права и свободы являются высшей ценностью , и как следствие – ограничивающего произвол во всех областях общественной жизни. Развитие этой идеи послужит урегулированию противоречий между человеком и государством, создаст иные возможности для участия граждан в защите своих интересов, позволит возвысить юридические нормы до необходимого этического уровня. Рассматриваемая проблема приобрела крайне острый характер и стала серьезным препятствием для осуществления правосудия (под правосудием наряду с деятельностью суда понимается производство в досудебных инстанциях. В таком широком значении этот термин использован в Уголовном кодексе РФ 1996 г (далее – УК РФ). В главе «Преступления против правосудия» предусмотрены деяния не только в отношении судей, присяжных заседателей, но и в отношении следователей и других субъектов в связи с их деятельностью в досудебных стадиях). Таким образом, с учетом изложенного представляется возможным сделать обобщения, необходимые для разработки исследуемого понятия сущности защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС. Такая защита представляет собой основанную на законах и подзаконных нормативных правовых актах правоприменительную деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на создание условий, способствующих безопасности лиц, при оказании содействия оперативным подразделениям учреждений и органов УИС. Представляется, что в ее содержании относительно основных положений, раскрывающих понятие и сущность защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС. 1.2. История возникновения и становления института конфиденциального содействия граждан в УИС Анализ имеющихся нормативных документов государства российского периода XV-XVII вв. и ряд литературных источников позволяет нам сделать вывод о том, что гласное содействие как форма взаимодействия населения с органами власти, характеризовалась наличием соответствующих государственных органов, наделенных конкретными полномочиями по его использованию, при этом признак добровольности содействия здесь отсутствовал. Переход инициативы розыска преступника от потерпевших к государственным органам правопорядка является отличительным признаком оказания содействия граждан при розыске преступников и раскрытия преступлений в русском централизованном государстве от предшествовавшего ему периода осуществления розыска в Древнерусском государстве. Так, с XVII в. начинает действовать знаменитое «Слово и дело», согласно которого «бдительный» гражданин, заподозрив кого-либо в совершении преступления, имел не только право, но и обязанность объявить: «государево слово и дело» и привлечь его к суду. При этом указанное лицо также могло понести ответственность за свои слова, т. е. если человек, объявивший «слово и дело», не мог доказать вину подозреваемого, то его самого ожидало наказание, которое применялось к человеку за вменяемое лиходейство. Поэтому доносить было опасно без веских на то оснований, но и не доносительство также каралось и приравнивалось к соучастию. При недоносительстве на злоумышления против царя, смерти могли подвергнуть жену и детей виновного. В 1650 г. был учрежден Приказ тайных дел, к которому перешли от Боярской думы полномочия по расследованию преступлений. Таким образом, было положено начало выделению органов политического сыска в самостоятельные специализированные государственные структуры . В это же время государство вводит систему стимулов для лиц, оказывающих содействие в выявлении преступлений. Например, Именным указом с боярским приговором от 11 июля 1681 г. предусматривалась такая форма гласного содействия как сообщение об утайке контрабандных товаров, в соответствии с которым четвертая часть скрываемых товаров отдавалась тому, кто сообщал об их утайке . Из приведенного выше следует, что правовая регламентация оказания содействия гражданами государственным органам в борьбе с правонарушениями берет свое начало примерно с XVII в. И по своей сути такое участие граждан в делах государственных по охране правопорядка носило материальный характер и естественно, что отдельные лица могли преследовать и корыстные цели, но в большей мере такое содействие являлось обязательным элементом участия граждан в жизни своего государства. В период правления Петра Алексеевича (I) в России впервые учреждаются самостоятельные специализированные органы, осуществляющие полицейские функции, - регулярная полиция. С созданием полицейских органов начинает формироваться и правовая основа, регламентирующая деятельность этих органов. В период Петра I было проведено множество реформ, которые сопровождались принятием соответствующих законодательных актов, некоторые коснулись развития розыскной функции и привлечения к этому населения . Таким образом, можно констатировать, что первым из глав государства российского, кто решил создать полицию как регулярный орган охраны правопорядка, стал Петр I, и он продолжил развивать зарожденный ранее институт содействия государственным учреждениям граждан в борьбе с правонарушениями. При Петре I доносительство получает дальнейшее развитие, и использование доносов считается естественным и необходимым. Даже тайна исповеди не могла освободить от обязанности доноса. Так, принятый при Петре I Духовный регламент устанавливал, что если кто-нибудь на исповеди признается в намерении «совершить измену ли бунт на государя и государство, на власть или здравие государства и на фамилию его величества» , то священник должен донести об этом. Устанавливалась не только обязанность доносить, но и обязанность уведомлять о различных фактах. Необходимо отметить, что в указанный исторический период под доносительством понималось не тайное сообщение о чьей-либо деятельности, а подача лицом, чьи права были нарушены преступлением, прошения (жалобы) на такие преступные действия. Доноситель, как лицо, сообщившее о преступлении, если он не являлся потерпевшим, становился свидетелем. Также при Петре I отдельные полицейские функции выполняли и другие государственные органы, которыми также использовалось гласное содействие населения. Так, перед чинами воинских команд ставилась задача не только розыска преступников, но и «сыскивать таких людей, через которых можно бы их изымать, и отсылать для проведения об их воровских пристанищах, сысков из тамошних угодных людей, которым за то обещать и давать вознаграждения» . В данном случае, по сути, регламентировалась деятельность по привлечению лиц к содействию и получению от них информации о преступлениях и о лицах, их совершающих. Следует отметить, что в указанный исторический период государство не только принуждает население оказывать помощь в борьбе с преступностью, обязывая на законодательном уровне предоставлять достоверную и представляющую интерес информацию, но и активно стимулирует такую помощь посредством вознаграждения, что является наиболее важным этапом развития института содействия. Обязанность доносить была закреплена и в наиболее крупном значимом нормативном документе XVII в., устанавливающем права и обязанности органов полиции с регламентацией их деятельности, получившем название «Устав благочиния или полицейский», который был подписан 8 апреля 1782 г. Екатериной II. В соответствии со ст. 100 этого законодательного акта устанавливалось: «Буде учинилось уголовное преступление, и кто кем в какой части города найден в уголовном преступлении, то должен уголовного преступника отсылать частному приставу. Буде же, кто уголовного преступника не тронет, ибо не отдаст, или об уголовном преступлении, или уголовном преступнике не уведомит частного пристава, о том частный пристав предложит управе благочиния. Да исследует, его ли виною не представил или не уведомил частного пристава» . В целом в ХVIII-XIХ вв. преступность была на низком уровне - не вызывала озабоченности ни у населения, ни у властей. Поэтому и должностные лица не особо выделяли деньги из государственной казны на охрану общественного порядка. Вся правоохранительная система во многом основывалась именно на том, что государство экономило на профессиональном полицейском аппарате, перекладывая часть его функций на население. В указанный период сторожа, караульные, десятские и сотские фактически выполняли роли низших полицейских чинов, т. е можно, проводя аналогию, сказать, что они несли патрульно-постовую службу, при этом совершенно безвозмездно. К числу других «натуральных повинностей», которые приходилось нести гражданам, можно отнести также и обязанность по содержанию, окарауливанию и конвоированию арестованных. Особенно ярко данная ситуация проявлялась в сельской местности, где вообще не имелось штатной полиции, ее подменяли выборные десятские (на 10-20 дворов) и сотские (на 100-200 дворов). Инструкцией от 19 декабря 1771 г. сотским предписывалось «ведать местное благочиние, арестовывать нарушителей закона и представлять их в канцелярию». При обнаружении трупа сотский должен был «описать бой и раны», поставить караул и употребить все средства к поиску преступников. Таким образом, можно констатировать, что сотский являлся представителем общины сельской местности и своими действиями оказывал государству гласное содействие в борьбе с преступностью и даже проводил первоначальные действия, внешне сходные с современными оперативно-розыскными мероприятиями (например: опрос, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, отождествление личности). Сохранились соответствующие нормы и в российских законодательных актах XIX в. Кроме того, по-прежнему предусматривалась уголовная ответственность за недонесение о преступлении, также законодатель предусмотрел уголовное наказание за отказ содействовать государственным органам в борьбе с преступностью. Указом от 3 июля 1826 г. создается как орган, имеющий полицейские функции, - III отделение Собственной его Императорского Величества канцелярии, в состав которого включается особая канцелярия МВД. Следует отметить, что именно с деятельностью III отделения связано развитие в России института негласного содействия - одного из эффективных видов содействия населения органам, осуществляющим розыск. XX в. ознаменовался активизацией политической борьбы в России, которая всколыхнула и уголовную сферу. По стране прокатилась волна терактов в отношении должностных лиц и экспроприаций, проводимых боевиками различных партий. В сложнейших условиях перед полицией встала задача сократить время реагирования на такие преступления. В 1913 г. в России были организованы народные дружины, и впервые были определены основные принципы добровольности вступления в ряды таких формирований и их подчиненности органам государственной власти. Следовательно, можно сказать, что принцип добровольности содействия, как самостоятельного волеизъявления лица на оказание помощи государственным органам в борьбе с преступностью, впервые появляется и закрепляется на законодательном уровне лишь в начале XX в. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. произошла ликвидация существовавших ранее государственных органов, которые осуществляли уголовный и политический сыски. В своей работе Е.В. Васьковская указала, что «без специальных служб, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, новому государству не преодолеть возникшие в то время внутренние внешние угрозы. В связи с этим коммунисты были вынуждены заимствовать у прежней власти методы использования содействия отдельных лиц, в том числе и гласного» . Однако милиционеры - коммунисты также внесли свою лепту в порядок привлечения граждан к оказанию содействия в борьбе с преступностью, предложив свои новые ее формы: - среди трудящихся сотрудниками оперативных подразделений проводились встречи, на которых велась агитация и популяризация деятельности милиции, при этом работа милиции широко освещалась в различных журналах в том числе «Административный вестник» ; - при оперативных подразделениях стали создаваться специальные общественные институты, участники которых непосредственно привлекались к проводимым органами милиции мероприятиям для решения задач по борьбе преступностью; - привлечение граждан к выполнению разовых поручений оперативного характера. Первая инструкция по оперативной работе для подразделений уголовного розыска была разработана 2 ноября 1921 г. Она касалась привлечения к содействию граждан в целом и практически ничем не ограничивала отбор привлекаемых лиц. Основное требование - эффективность деятельности милиции в борьбе с преступностью. В начале 30-х г. появилось добровольные общества содействия милиции , которые в дальнейшем были преобразованы в бригады содействия милиции . Указанные бригады работали по различным направлениям, в том числе и по борьбе с мошенничествами и карманными кражами, при этом их представители принимали участие при проведении различных оперативных мероприятий. Это содействие населения органам власти в борьбе с преступностью, на наш взгляд, является видом гласного содействия, но выражалась в форме сотрудничества. Можно констатировать, что в 1920-1930 гг. гласное содействие граждан милиции начинает обретать организационные формы, а в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в правовом регулировании гласного содействия никаких изменений не происходило. В 1958-1960 гг. широкое распространение получают добровольные народные дружины, первые из них были созданы в 1958 г. по инициативе трудящихся Ленинграда. Уже к 1985 г. в СССР функционировало 282 тыс. дружин, объединявших в своих рядах более 13 млн. добровольцев . В то время оперативно-розыскная деятельность органов милиции осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» . Данный указ не содержал положений, регламентирующих использование содействия отдельных лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также вопросы правовой и социальной защиты таких лиц. В советское время в стране присутствовал дух патриотизма, сформированный на фоне деятельности коммунистической партии и продвигаемой идеологии борьбы с врагами. Немалую роль играла сформированная партией идеология, поощряющая граждан, участвующих в обеспечении охраны общественного порядка в противодействии преступности, а также нетерпимостью к противоправному поведению и негативному проявлению преступного элемента. В конце 80-90 гг. XX в. в стране началась перестройка, своего рода переход от коммунизма и его принципов на путь демократии и свободных рыночных отношений. Смена власти и курса государства не могло не отразится на ситуации в стране в целом, в том числе на уровне преступности и отношения граждан к власти и правоохранительным органам. Общество было «выброшено» в свободное плавание, государство перестало в полном объеме выполнять возложенные на нее социальные обязательства, «советский» человек, ранее имевший четкое представление о своем будущем и уверенность в завтрашнем дне, оказался в полном непонимании происходящих изменений. Государство переложило свои обязательства перед народом на плечи самих граждан. Свою лепту внесла тяжелая экономическая ситуация, рост безработицы, социальная незащищенность, что привело к росту преступности. Ранее законопослушные граждане на данном этапе были вынуждены порой сами нарушать закон. При этом ярко прослеживалось негативное внешнее воздействие «запада». В определенных кругах общества, в том числе среди молодежи стала популярна «воровская романтика», которая предполагала негативное отношение к содействию граждан правоохранительных органам. Нормативно-правовая база бывшего союза перестала работать и не имела своей практической значимости, что определенным образом создавало сложности для правоохранительной системы. При этом в ней образовался кадровый голод, «профессионалы своего дела», не выдерживая новых веяний государства, уходили, возложив тем самым выполнение задач оперативно-розыскной деятельности на сотрудников, имеющих незначительный опыт работы в оперативных подразделениях. Соответственно в указанный период положительный опыт деятельности граждан, содействующих правоохранительным органам, был в значительной мере ограничен. После принятия 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР , началось формирование законодательства об оперативно-розыскной деятельности в современной
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg