Образ мира личности как основа восприятия информации в процессе массовой политической коммуникации
В процессе массовой политический коммуникации восприятие получателем информации предполагает когнитивную работу с ней. Познание окружающего мира всегда осуществляется в процессе коммуникации: человек получает информацию от других, соотносит свое знание со знаниями других. «Но коль скоро коммуникация всегда осуществляется при помощи языка, последний играет решающую роль в том, каким образом интерпретируется окружающий человека мир. С самых первых этапов социализации кто-то “другой” представляет человеку окружающий его мир, следовательно, уже ребенок начинает воспринимать мир в некоторой заданной рамке. Иными словами, для индивида возникает наряду с объективной реальностью некоторая субъективная реальность — образ окружающего мира» .
Рассмотрим основные психологические закономерности и механизмы, с помощью которых формируются представления личности об окружающем мире. Необходимость такого анализа объясняется тем, что эти механизмы объясняют эффективность влияния массовой коммуникации в современном мире. Концепция образа мира была предложена и глубоко проанализирована российским психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым .
Он подчеркивал, что образ мира не есть зеркальное отражение в сознании человека и общества явлений и процессов действительности: «Факт состоит в том, что когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении … значения выступают не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей — в познанных объективных связях предметного мира, в различных системах, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства. Значения, таким образом, несут в себе особую мерность. Это мерность внутрисистемных связей объективного предметного мира. Она и есть пятое квазиизмерение его!» .
Образ мира — это особая конструкция, формируемая такими институтами, как семья, школа или средства массовой коммуникации. Любая новая информация должна каким-либо образом вписаться в уже существующий образ мира или будет отвергнута личностью или группой. Недостаток информации, в свою очередь, компенсируется деталями, взятыми из образа мира.
Образ мира — это целостная система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Эта система опирается на самые глубинные элементы культуры, закрепленные в системе доминирующих в обществе ценностей, норм, обычаев или традиций. При этом она опирается как на рациональные, так и на иррациональные символические элементы человеческого опыта.
Теория социального конструктивизма рассматривает образ мира в контексте процесса конструирования социальной реальности: «Человек биологически предопределен к конструированию мира, в котором он живет с другими. Этот мир становится для него доминирующей и определяющей реальностью. Ее границы установлены природой, но стоит этому миру возникнуть, и он оказывает на природу обратное влияние. В диалектике природы и социально сконструированного мира трансформируется сам человеческий организм. В той же диалектике человек творит реальность и тем самым творит самого себя».
Образ мира в данном контексте выполняет связующую функцию между миром и человеком. Он являются своего рода углом зрения, через который происходит восприятие реальности. Конструирующая сущность социальных представлений заключается в том, что «представленное» превращается в «реальное».
Устойчивость образа мира может быть достигнута за счет сознательного и управляемого конструирования его не только с помощью СМИ, но и большинством других институтов социализации личности. К ним относится прежде всего школа.
Примером является образ мира, существующий в сознании значительной части граждан США. Система установок и стереотипов, на основе которых строится представление среднего американца об «американских ценностях», «американской демократии», о месте и роли Америки в мировом политическом процессе, постоянно воспроизводимая не только большинством СМИ, но и продукцией массовой культуры (в первую очередь, кино и телевидением), надежно защищает образ мира этого среднего американца не только от навязывания ему противоположных мнений или оценок, но и от влияния очевидных фактов (например, информации о сопротивлении граждан Ирака или Афганистана «демократической миссии» войск США).
С этой точки зрения деятельность российских средств массовой коммуникации представляется скорее хаотичной. Многие СМИ, в том числе государственные, ориентируясь на рейтинг и привлечение рекламодателей, по-видимому, не видят особой необходимости в поддержке образа мира, который мог бы помочь сохранить национально-государственную идентичность и целостность российской нации.
В научной литературе часто можно встретить отождествление понятий «образ мира» и «картина мира». В современной гуманитарной науке термин «картина мира» окончательно не определен. Концепция картины мира была сформулирована Робертом Рэдфильдом . В его понимании картина мира — это видение мироздания, характерное для того или иного народа, состоящее из когнитивных представлений членов общества о самих себе и о своей активности в мире.
Близкой к концепции образа мира является теория социальных представлений, разработанная французским социальным психологом Сержем Московичи.
С. Московичи рассматривает мир представлений как особый вид «реальности», с которой сталкивается индивид в повседневной жизни1. «Если речь идет о реальности, то представления — это все, что мы имеем и к чему приспособлены наша перцептивная и когнитивная системы»2. Согласно его теории, любая информация об окружающем мире преломляется в соответствии с представлениями, классифицируется, получает наименование и становится в свою очередь частью социального дискурса.
В отличие от Эмиля Дюркгейма, который рассматривал представления в статике, С. Московичи акцентирует внимание на динамичной стороне представлений, на их способности к изменениям.
Представления воплощены в коммуникации и в сознании индивидов и разделяются ими наподобие знаков языка. При этом каждый член группы обладает накладывающимися друг на друга частями целостной совокупности образов, значений и смыслов, но все целое может быть понято лишь в соотношении его с группой.
Социальные представления — та призма, через которую воспринимается окружающая действительность. Они «обусловливают» социальную действительность, т.е. включают новые объекты в систему существующих представлений и социальных конвенций. Это заставляет людей интерпретировать предметы, события и явления определенным образом (например, видеть в поднимающемся над кружкой паре признак того, что жидкость в ней горячая). Социальные представления предписывают образ мысли, опираясь на специфику организации мыслительных процессов у человека и особенности социально-культурной традиции. Последние проявляются в том, что человек воспроизводит аккумулированный поколениями социальный опыт мышления, он как бы «мыслит заново» то, что уже было осмыслено до него.
В структуре социальных представлений С. Московичи выделял следующие элементы:
• информация (когнитивный уровень представления) — сумма знаний об объекте;
• установка (эмоционально-оценочный уровень представления) — общее позитивное или негативное отношение субъекта к объекту представления, готовность высказать то или иное суждение;
• поле представления (организационный уровень) — организация содержания представления, иерархизированное единство его образных и смысловых элементов.
Российский социальный психолог Татьяна Петровна Емельянова , изучая конструирование социальных представлений в современных условиях, выделяет понятие «образ мира» как пример центрального элемента динамики социального объекта, который предназначен для анализа социальных изменений, выявляемых на личностном и межличностном уровнях. По мнению автора, в условиях изменений российского общества динамика феноменов, соответствующих понятию образа мира, наряду с такими понятиями, как «мнение», «отношение», «экономические и социальные представления личности», «ценностные ориентации», является наиболее адекватной категорией для описания и анализа указанных изменений.
Устойчивость образа мира может быть достигнута за счет сознательного и управляемого конструирования его не только с помощью СМИ, но и большинством других институтов социализации личности. Примерами таких устойчивых, успешно противодействующих попыткам разрушения с помощью стихийной или целенаправленной информации образов мира может служить образ мира, сконструированный в 20-е — 30-егоды ХХ века в Советском Союзе, или образ мира, существующий сегодня в сознании значительной части граждан США.
Значительная часть образов, составлявших структуру советского образа мира, и сегодня продолжают существовать в массовом сознании в качестве позитивных символов, а в ряде случаев используются в избирательной рекламе современных политических партий.
1. Рекламные плакаты КПРФ (2011) и Единой России (2007)
Американский психолог Абрахам Маслоу выделяет среди потребностей личности потребности материального и потребности социального существования.
Среди потребностей социального существования первое место с большим отрывом занимают потребности в безопасности и самоактуализации. Этим можно частично объяснить противоречивое требование к власти обеспечить одновременно «свободу» и «порядок».
Психоаналитический подход к исследованию политического сознания и поведения предлагает учитывать еще одну, специфическую потребность личности — потребность в сохранении позитивной самооценки. Одним из способов такого сохранения является принадлежность (реальная или иллюзорная) к группе, обладающей в глазах окружающих относительно высоким статусом.
С этой точки зрения одним из способов привлечения сторонников к поддержке общественной или политической организации является демонстрация «избранности», особого статуса, как самой организации, так и ее членов.
В случае, когда личность затрудняется найти положительные основания для поддержания позитивной самооценки, она стремится сформировать реальный или искусственный образ «другого», который может служить объектом вытеснения собственных ошибок и неудач («Во всем виноваты кавказцы, евреи, олигархи, чиновники, депутаты, Горбачев, Ельцин, Чубайс, США, Западная Европа, Украина, Грузия и т.д.»).
2. Листовки 1999 и 2011 гг.
Одной из особенностей политического процесса в постсоветской России стала значительная роль в нем механизма идентификации. Это явление можно объяснить в контексте социокультурного кризиса, возникшего в российском обществе в 90-е годы ХХ века.
Социокультурный кризис ломает не только господствующую в обществе структуру рациональных (или представляющихся таковыми) ценностей и норм, но и сложившуюся в нем систему традиционных символов и стереотипов. Он может проявляться в форме кризиса идентичности личности. Что представляет собой кризис идентичности? «Его сущность состоит в отвержении самости со стороны “я”». Причиной кризиса идентичности может быть: «отказ признать временную природу самости, в частности смертность»; «дисгармония между “ я” и “социальным Я”» (утрата самотождественности); отсутствие (реальное или кажущееся) признания со стороны окружающих); утрата представления о непрерывности своего существования во времени и пространстве ввиду исчезновения четких представлений о том и о другом (сужение пространства и времени), разочарование человека в свойственных ему моделях общения; разрушение системы личностных смыслов (потеря смысла жизни).