Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Соотношение задач, функций и полномочий государственного органа

kisssaaa0721 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Объектом исследования служат государственные органы. Предметом исследования выступают основные принципы организации и деятельности современных государственных органов. Цель работы проанализировать соотношение задач, функций и полномочий государственного органа. Задачи: 1. Изучить вопрос об органах государственной власти в механизме государства: теоретико-правовой аспект 2. Рассмотреть государственные органы: понятие, признаки и классификация 3. Определить соотношение скрытых и явных полномочий органов государственной власти 4. Провести анализ функций, компетенции и полномочий государственных органов Теоретическую основу курсовой работы составляют использованные в процессе написания их основной части монографии, учебники и учебные пособия, статьи в различного рода сборниках, журналах. В теории государства и права проблемы деятельности органов государственной власти является хорошо исследованной, ее разработкой занимались Алексеев С. С., Архипов С. И, Матузов Н. И., Малько А. В. и другие. Нормативная основа курсовой работы включает в себя указание на основные нормативные правовые акты, которые были использованы при написании работы. Настоящая курсовая работа состоит из введения, заключения, списка использованных источников и двух основных глав.
Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что проблема соотношения функций, компетенции и полномочий государственных органов - одна из ключевых в общей теории государства и права и в теории отраслевых юридических наук. Ведь правильное понимание такого соотношения - залог более точного закрепления функций и полномочий государственных органов в законодательстве и, как следствие, - их полной реализации в правоприменительной деятельности, обеспечения прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц.
Содержание

Введение 3 1. Понятие и сущность государственного органа 5 1.1. К вопросу об органах государственной власти в механизме государства: теоретико-правовой аспект 5 1.2. Государственные органы: понятие, признаки и классификация 10 2. Соотношение задач, функций и полномочий государственного органа 17 2.1. Соотношение скрытых и явных полномочий органов государственной власти 17 2.2. О соотношении функций, компетенции и полномочий государственных органов 20 Заключение 27 Список использованных источников 28
Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 -ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - №25. - ст.2954. 3. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 №17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // СЗ РФ. - 1999. - №51. - ст.6364. 4. Гаврилов Р.В. Понятие и конституционно-правовая сущность системы органов государственной власти // Современное общество и право. 2014. № 4 (17). 5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 6. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. / М.Н. Марченко - М.: Норма, 2018. - 304 с. 7. Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. / Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Дело, 2017. - 528 с. 8. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2014. - 547 с. 9. Маньковский И.Ю. К вопросу о соотношении понятии «орган государства» и «орган государственной власти» // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. Томск: Изд-во Томского университета, 2015. 10. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. 11. Основы государства и права: учебное пособие / под. ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2015. - 458 с. 12. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 13. Петросян С. С. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России (на примере Центрального банка РФ) // Судебная система и гражданское общество России: К 150-летию Судебной реформы: материалы международной научно-практической конференции. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2015. 14. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкина - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2017. - 516 с. 15. Романова В.В. Понятие органа государственной власти // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 5. 16. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 17. Черкасов К.В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. 2008. №2. 18. Черных Е.Н. К теоретическому обоснованию понятия органа государства // Вестник Мариупольского государственного университета. Сер. «Право». 2011. Вып. 2.
Отрывок из работы

Понятие и сущность государственного органа 1.1. К вопросу об органах государственной власти в механизме государства: теоретико-правовой аспект Проблема механизма государства и его первичных элементов является одной из наиболее дискуссионных в современной теории государства и права. Совершенствование системы государственного и политического устройства страны делает актуальной, в том числе, проблему формирования оптимальной системы органов государственной власти в регионах и четкое разграничение ответственности за решение конкретных вопросов между уровнями публичной власти, без чего невозможно повышение эффективности деятельности органов как государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления. Понятие механизма государства, государственного аппарата и органа государственной власти сегодня является неотъемлемым и центральным элементом не только правовой доктрины и законодательства. Но особенное, ключевое положение этих понятий исследуется в правовых учениях, поскольку без них совершенно невозможно понять явления, связанные с государственной властью, механизмом её осуществления, государственным устройством. Поэтому данные понятия традиционно образуют тематические части в знаниях общей теории государства и права, конституционного права, административного права; их изучают как отдельный вопрос и в соответствующих учебных дисциплинах. Вместе с тем теоретико-правовое учение о механизме государства, государственном аппарате и органе государственной власти (органе государства), по мнению отдельных исследователей, далеко от стройности построения, последовательности; вследствие идейной неразборчивости оно страдает эклектичностью, обнаруживает несогласованность между доктринальными и законодательными положениями [10, с. 15]. Общепринятой аксиомой в юридической науке считается неразрывность понятий государственный аппарат и государственный орган, причем в преимущественном большинстве случаев дефиниции «государственный орган», «орган государства» и «орган государственной власти» понимаются как идентичные, однако при более пристальном рассмотрении данных понятий выявляется их различное содержание и разное назначение. Более того, в современной теории государства и права относительно вопроса разграничения указанных понятий ведется научный спор, посвященный выделению критериев дифференциации данных понятий. Анализ различных точек зрения относительно понятий «орган государства» и «государственный орган» позволяет сделать вывод о тождественности рассматриваемых дефиниций с некоторыми особенностями, которые не представляются принципиально существенными [2, 4, 6, 8]. Тем не менее сравнительно-правовое исследование дефинитивного отличия понятий «орган государства» и «орган государственной власти» выявляет отличие данных понятий, являющееся достаточно значимым. Первичным критерием разграничения можно определить конституционно-правовое разграничение понятий органа государства (государственного органа) и органа государственной власти. По мнению К.В. Черкасова, одним из критериев разграничения является «то, относится ли или нет тот или иной орган к существующим ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной)» [9, с. 84]. И.Ю. Маньковский считает, что органу государственной власти свойственны все признаки органа государства [3, с. 7], однако не любой орган государства может быть отнесен к органам государственной власти, поскольку есть, так называемые, органы с особым статусом (Счетная палата РФ, прокуратура), которые не могут быть отнесены ни к одной ветви государственной власти в силу выполняемых функций и сложности вмещения всего многообразия органов государства в триаду властей. В этом аспекте спорным становится статус Президента РФ, так как на основании данного критерия это не орган государственной власти (поскольку он находится над ветвями государственной власти), а орган государства, что представляется весьма спорным. Именно поэтому данный подход представляется малопродуктивным, поскольку отдельные положения теории разделения властей не применимы в условиях развития современной государственности. Также со ссылкой на Конституцию РФ разграничивает рассматриваемые понятия Р.В. Гаврилов, выделяющий конституционные органы государственной власти и иные государственные органы, само существование которых и правовые основы их деятельности не предусмотрены Конституцией РФ. Анализируя рассуждения автора, можно предположить, что вторым критерием разграничения понятий «орган государства» (государственный орган) и «орган государственной власти» является закрепленность того или иного органа в тексте ч. 1 ст. 11 Конституции, следовательно, органами государственной власти являются только «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Отдельные ученые, а также судебная практика иногда толкуют указанные статьи буквально, вместе с тем расширительное толкование данных статей в Конституции РФ является основой для целостного понимания сложившейся в Российской Федерации системы органов государственной власти / государственных органов [1, с. 67]. В этом плане следует согласиться с С.С. Петросяном, который считает, что федеральные органы государственной власти, не названные в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, можно разделить на две группы: 1) органы государственной власти, не названные в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, но упоминаемые в других ее статьях; 2) органы государственной власти, не названные в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, но упоминаемые в федеральном законодательстве [5, с. 37]. Таким образом, используя критерий отграничения понятий государственного органа и органа государственной власти по закреплению их в тексте Конституции РФ, можно констатировать, что названные в Основном законе государства органы являются органами государственной власти, а иные - органами государства. Такой подход представляется формальным и не отражающим сущностных различий указанных понятий. Достаточно очевидно, что понятия органа государства и органа государственной власти не являются одно порядковыми в силу различия исходных, сущностных начал, а также разграничения понятий государства и государственной власти. Данные понятия взаимосвязаны друг с другом, однако существует два подхода к их соотношению: при первом государственная власть выступает неотъемлемым признаком государства, при втором (государство как механизм государственной власти) - соотносятся как форма и содержание. Соответственно вторичные понятия государственного органа и органа государственной власти также будут неидентичными. Очевидно, что понятие «государственный орган» будет более широким, чем понятие «орган государственной власти» в силу различия исходных понятий государства и государственной власти. Различные подходы к пониманию исследуемых понятий демонстрируют и отрасли российского права. Так, в административном праве [9, с. 85] понятие органа государства включает в себя сущностные признаки, которые охватывают автономность, обособленность, реализацию функций государства, собственная юрисдикция, учреждение государством, действие от его имени и ответственность перед ним, субординация и легитимность. В гражданском праве на основе анализа Гражданского кодекса РФ можно сделать вывод, что разграничения между органами государственной власти и государственными органами не проводится. Так, в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, иными словами, один субъект гражданско-правовых отношений (государство) является нарушителем права, а другой субъект, чьи права нарушены, должен найти уполномоченного субъекта для обращения к нему взыскания (требований). Тем не менее, от имени государства всегда действует орган государства (но не орган государственной власти), полномочный действовать от имени государства, при этом в качестве ключевых критериев определяется наличие компетенции и действие от имени государства. В международном праве происходит еще большее нивелирование понятий государственного органа и органа государственной власти, поскольку именно на них (без разграничения данных понятий) возлагаются полномочия государства как целостного и самостоятельного субъекта международноправовых отношений, и именно через действия государственных органов реализуется суверенная воля государства, выразителем которой является каждый орган и их совокупность. Таким образом, по мнению В. В. Романовой, деятельность государства всегда осуществляется через государственные органы, а те, в свою очередь, «обладают лишь той компетенцией, которая была им предоставлена государством» [7, с. 99]. Рассмотрев различные подходы к разграничению органа государства и органа государственной власти, можно выделить следующие наиболее характерные признаки органа государственной власти: Государство, органы государственной власти либо непосредственно граждане (через прямые или косвенные выборы) формируют (создают) орган государственной власти. Правовой основой деятельности органа государственной власти является конкретный нормативный акт публичного характера (закон, указ, постановление, иной подзаконный акт). Данный конкретный нормативный акт публичного характера закрепляет перечень полномочий органа государственной власти. Орган государственной власти финансируется из государственного бюджета, причем уровень финансирования будет напрямую зависеть от формы государственного устройства (унитарное это государство или федеративное). 1.2. Государственные органы: понятие, признаки и классификация Свою особую структуру и объем полномочий имеет каждый орган государственной власти, отличающих его от других государственных органов, но они все вместе выступают как единое целое, единая государственная власть, которая осуществляет функции государства. Участие в делах государства могут принимать граждане, но персональную ответственность за эффективность своей работы несут должностные лица и государственные органы. Орган государства выступает Первичным элементом механизма государства. Государственный орган представляет собой звено государственного аппарата, осуществляющее определенные функции государства и наделен в этой связи властными полномочиями. [1, с. 80]. Государство устанавливает права, обязанности, объем ответственности органов государственной власти, а также государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить. Создается государственный орган только государством и может действовать от его имени. Государственный орган является основным структурным элементом государственного аппарата. Каждый орган входящий государственную власть это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, который осуществляет строго определенные функции, которые регламентируются законодательством. [2, с. 82] Характерные качества органов государственной власти, позволяющие отличить их от других органов негосударственных общественно-политических организаций: Во-первых, это порядок организации и деятельности органов государства который основан на единстве правовых принципов, которые закреплены в конституции страны и других законодательных актах. Во-вторых, органы государства наделены государственно-властными полномочиями для выполнения возложенных на них функций и задач. В-третьих, существует тесная обратная связь функциями государства органами государственной власти. В-четвертых, органы государственной власти для обеспечения возложенных функций и задач органы государства располагают необходимыми материальными средствами. В государственный аппарат входит система органов государственной власти, посредством которой осуществляется государственное управление обществом. Органы государства взаимосвязаны общими правовыми принципами, выполняют задачи и функции государства руководствуясь своими полномочиями, имеют единую правовую базу, а порядок их организации и деятельности определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами. Органы государственной власти выступают от имени государства, представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Органы государственной власти решают конкретные задачи, выполняют свои функции в определенных областях общественной жизни и таким образом органы государственной власти участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций. Выделяются следующие признаки государственных органов: • самостоятельный элемент механизма государства; • действует от имени государства и по его поручению; • образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов, подзаконных актов); • выполняет свойственные только ему функции и задачи, использует для этого соответствующие методы и формы; • соответствующая компетенция (круг ведения); • в его состав входят государственные служащие, подразделения (управления, отделы, канцелярии, аппарат), скрепленные единством целей, для достижения которых образованы; • необходимая материальная база (транспорт, здание, оргтехника) и финансовые средства (необходимые денежные ресурсы, расчетный счет в банке), требуемые для осуществления целей и задач; • обладание определенным правовым статусом, в котором отражены положения государственного органа и его конкретное социальное содержание; • выступает в качестве юридического лица в процессе реализации имущественных прав, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом и приобретать, осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде от своего имени; • действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности). По способу возникновения государственные органы подразделяются на первичные (избираемые народом). К первичным органам государственной власти относятся представительные органы государственной власти РФ и субъектов в составе РФ, Президент РФ, глава субъектов РФ. Могут быть образованы двумя способами: в порядке наследования (наследственная монархия); путем избрания в установленном порядке, получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). К производным государственным органам относят Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. По территориальному признаку или объему властных полномочий органы государственной власти подразделяются на высшие и местные или на федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ. По характеру компетенции или по широте органы государства бывают общей (Президент РФ, Правительство РФ) и специальной компетенции (Министерство здравоохранения, Министерство образования). По порядку реализации полномочий государственные органы делятся на коллегиальные (Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов РФ) и единоличные ((едино начальные) Президент РФ, глава субъекта РФ). По срокам полномочий государственные органы подразделяются на постоянные (создаются без ограничения срока своего действия) и временные (для выполнения краткосрочных целей и задач, например чрезвычайные ситуации). Органы законодательной власти в их функции входят утверждение бюджета страны и изменений в налогообложении, ратификация международных соглашений и договоров. Парламент это общее наименование законодательного органа. Законодательная власть в России представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в него входят Государственная дума и Совет Федерации. Президентская форма правления - президент и парламент избираются независимо друг от друга, законопроекты. Которые прошли через парламент, утверждаются президентом (имеет право роспуска парламента). Парламентская форма правления - верховная власть. Одна из функций это выборы президента. Представительный характер Федерального Собрания в представлении народа РФ и является его легитимным представителем. Принятие нормативно-правовых актов (законов), обладающих высшей юридической силой является основной функцией Федерального Собрания. Органы судебной власти. Судебная власть РФ представлена соответствии с теорией разделения властей и систему судебных органов государства, которые осуществляют правосудие. В РФ правосудие может быть осуществлено только судом. [3, с. 84] Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации. Контрольно-надзорные органы, выполняют постоянный контроль и надзор за правильным применением и реализацией норм права в различных различными организациях, учреждениях, предприятиях, а также за должностными лицами и гражданами. Единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, которые действуют на территории РФ, является прокуратура РФ. Для обеспечения единства, верховенства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, Прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов государственными комитетами, федеральными министерствами, и другими федеральными органами исполнительной власти, законодательными, исполнительными органами субъектов РФ, органами контроля, органами местного самоуправления, органами военного управления и их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за тем чтобы соблюдались права, свободы человека и гражданина государственными комитетами, федеральными министерствами, службами; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказание, применяют меры принудительного характера, назначенные судом; надзор за координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры: осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в строгом соответствии законами; должны действовать гласно и не противоречить требованиям законодательства РФ; информировать федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Контрольно-надзорные органы выявляют нарушения правопорядка и законности, применяют санкции к правонарушителям либо ставят вопросы перед компетентными органами об уничтожении допущенных нарушений и привлечении к юридической ответственности виновных лиц. [5, с.76] ? 2. Соотношение задач, функций и полномочий государственного органа 2.1. Соотношение скрытых и явных полномочий органов государственной власти Под полномочием понимается прямо предусмотренное правовым предписанием дозволение органу публичной власти. Основными признаками полномочия являются дозволение совершать какие-либо действия, оно прямо предусмотрено законом и его могут осуществлять исключительно органы публичной власти. Таким образом, вырисовывается принцип «все что предусмотрено законом и есть полномочие». Однако на практике возникают ситуации прямо противоположные данному принципу. Такие полномочия называются «скрытыми».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 18 страниц
216 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg