Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Система и структура исполнительной власти города федерального значения Москвы

kisssaaa0721 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Цель диссертационной работы - исследовать теоретические и практические вопросы, касающиеся правового статуса органов исполнительной власти Москвы, дать характеристику деятельности Московской административной дорожной инспекции как органа исполнительной власти, для наиболее эффективного решения важнейших вопросов социально-экономической и культурной жизни населения столицы. Для осуществления указанной цели предполагается решить следующие задачи: - дать общую характеристику системы органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации; - раскрыть содержание понятия «система органов исполнительной власти субъекта»; - исследовать правовое регулирование построения и функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации; - проанализировать показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - на основе изучения действующего федерального и регионального законодательства дать целостное представление о системе взаимоотношений органов исполнительной власти города Москвы с вышестоящими органами исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве; - выявить особенности правового статуса города федерального значения Москвы; - определить понятие и классификацию принципов построения системы органов исполнительной власти в Москве; - исследовать деятельность Московской административной дорожной инспекции как органа исполнительной власти города федерального значения Москвы. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правового статуса органов исполнительной власти города Москвы. Предметом диссертационного исследования являются нормы права, устанавливающие правовой статус, систему и структуру органов исполнительной власти города федерального значения Москвы Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем: - определена правовая природа формирования и деятельности органов исполнительной власти, степень реализации их современной системе организации публичной власти в центре и на местах; - выявлены правовые признаки, определяющие место и роль органов исполнительной власти Москвы в действующей системе государственной власти Российской Федерации; - проведено исследование специфического механизма координации и взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с вышестоящими органами исполнительной власти, прежде всего - с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; - введены в научный оборот положения законодательства города Москвы по предмету исследования и действующая практика его реализации; - дана оценка деятельности Московской административной дорожной инспекции в системе органов исполнительной власти. Теоретические положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе и научных исследованиях по конституционному, муниципальному, административному праву и уставному праву Москвы, в процессе подготовки учебной и учебно-методической литературы. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшей научной разработке существующих проблем правового регулирования организации и деятельности органов исполнительной власти города Москвы. Практическая значимость работы определяется сделанными в ходе исследования научными выводами и разработанными на их основе предложениями, направленными на совершенствование правовой регламентации статуса органов исполнительной власти города федерального значения Москвы, а на этой основе - повышение эффективности их деятельности, оптимальной организации взаимодействия с вышестоящими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Методологическую основу диссертационного исследования составили, прежде всего, общенаучные методы познания: диалектический, сравнительно-исторический, системный, формально-логический. В ходе научного исследования использовались формально-юридический, нормативно-логический и другие современные методы изучения правовых норм и практики их реализации. В ходе исследования применялся системно-функциональный подход к исследованию системы отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, их полномочий и организации деятельности. Именно в таком контексте органов исполнительной власти столицы объективно рассматриваются в качестве звеньев единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Формально-юридический метод активно использовался для анализа норм права, регламентирующих вопросы построения и функционирования органов исполнительной власти города Москвы. Основополагающим и интегрирующим методом данной работы явился метод сравнительно-правового анализа, с помощью которого наиболее полно раскрыт механизм взаимодействия отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления. Нормативная основа исследования В качестве законодательной базы формирования и функционирования органов государственной власти субъектов РФ выступают Конституция РФ, законодательные акты федерального уровня, конституции или уставы, а также региональные (субъектов РФ) законодательные акты, Устав города Москвы. Научной новизной обладают основные положения, выносимые на защиту: 1. Под системой органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в настоящем Федеральном законе следует понимать совокупность их организационно-правовых форм, различающихся своим правовым статусом. Под структурой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящем Федеральном законе следует понимать иерархичный перечень соответствующих органов исполнительной власти 2. Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ анализируется через их системно-структурную характеристику. Ее формирование в основном происходит в процессе правового регулирования их организации. Системно-структурная характеристика этих органов представляет собой совокупность юридических понятий, определяющих орган исполнительной власти субъекта РФ как одну из форм организации, типовую систему, орган государственной власти, для которого характерно внутреннее построение, то есть структура, компетенция, формы и территориальный масштаб деятельности, взаимосвязь с иными органами в системе государственной власти. 3. Правовой статус органа исполнительной власти города Москвы — это совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации и созданных на её основе нормативных актах, характеризующих этот орган как часть государственного механизма, устанавливающих цели его деятельности, полномочия и порядок деятельности, а также основания и меры ответственности перед государством в лице его органов и должностных лиц. 4. Учитывая сложившуюся практику деятельности органов исполнительной власти городов федерального значения можно полагать, что на содержание их правового статуса существенное влияние оказывает степень нормативной регламентации вопросов организации взаимодействия указанных органов с федеральными органами исполнительной власти, в том числе, и в рамках договорных отношений по поводу передачи ими друг другу части своих полномочий. 5. В связи с тем, что в соответствии с положениями Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , предусматривающего возможность путем заключения соглашений передавать осуществление части своих полномочий как федеральными органами исполнительной власти соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и наоборот, правом контроля за выполнением таких соглашений обладают только федеральные органы исполнительной власти. Поэтому мы считает необходимым дополнить нормы указанного Федерального закона нормой, наделяющей соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации аналогичным полномочием. Автор при этом исходит из презумпции того, что договорные отношения между органами исполнительной власти города Москвы, в частности, реализуемые в соответствующих сферах отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти столицы, и федеральными органами исполнительной власти, предусматривают их взаимное право осуществлять контроль за выполнением другой стороной всех условий подобных соглашений. 6. В целях увеличения возможностей реализации инициатив города Москвы как в решении общегосударственных задач, так и вопросов, затрагивающих ключевые интересы города Москвы как субъекта Российской Федерации и столицы России, мы полагаем целесообразным осуществить положения Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о предоставлении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок их взаимодействия и координации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Автор исследования считает, что принятие в городе Москве подобного правового акта будет способствовать повышению эффективности реализации полномочий органов исполнительной власти столицы в сферах совместной деятельности Российской Федерации и её субъектов. 7. В интересах дальнейшего совершенствования и унификации нормативного закрепления правового статуса органов исполнительной власти города Москвы, а, следовательно, повышения эффективности их деятельности по осуществлению собственных полномочий, а также организации взаимодействия как с федеральными органами исполнительной власти, так и исполнительными органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы целесообразно решением Правительства Москвы создать общее для всех органов исполнительной власти города Москвы Типовое положение о них, которое должно стать основой для принятия соответствующих правовых актов о конкретных органах исполнительной власти города Москвы. Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что содержащиеся в работе выводы и предложения могут быть использованы в законодательном процессе и правоприменительной практике при совершенствовании отечественного законодательства об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре правового обеспечения государственной и муниципальной службы Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Основные положения, касающиеся деятельности Московской административной дорожной инспекции обсуждены в феврале на подведении итогов работы в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в феврале 2021 года. Структура диссертации обусловлена целью и задачами работы. Она состоит из введения, двух глав (включающих шесть параграфов), заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. Успешное решение вопросов социально-экономической и культурной жизни населения на территории субъектов Российской Федерации во многом зависит от реализации провозглашенного в Конституции Российской Федерации (ст. 10) принципа разделения властей. Важное место в системе разделения властей занимают исполнительные органы государственной власти, обладающие в качестве постоянно' действующих органов власти значительными полномочиями по реализации положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации. Правовой статус исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется положениями Конституции России и федеральных законов, нормами конституций (уставов), законов и других правовых актов соответствующих субъектов Российской Федерации. Содержание правового статуса исполнительных органов государственной власти позволяет им достаточно эффективно работать в сфере нормотворчества, исполнительно-распорядительной и контрольной деятельности. Об этом свидетельствует опыт организации государственного управления на территории города Москвы. Насколько этот вопрос актуален сказал в своем Послании Федеральному Собранию в 2020 году Президент Российской Федерации: «Нам нужно быстрее, не откладывая решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна. Их содержание и ориентиры отражены в национальных проектах, реализация которых требует нового качества государственного управления, работы Правительства, всех уровней власти, прямого диалога с гражданами». В интересах более предметного решения задач, связанных с организацией государственного управления на территории города Москвы, нормативными правовыми актами столицы предусмотрено создание отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти. Таковыми, в соответствии с законодательством столицы, являются департаменты, комитеты, главные управления и управления города Москвы. Их правовой статус определяется Уставом города Москвы, законами города Москвы, указами Мэра и постановлениями Правительства Москвы. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами к их задачам отнесено решение вопросов, связанных с обеспечением проведения политики Москвы в соответствующих сферах социально-экономической и культурной жизни, осуществлением исполнительно-распорядительных функций в отношении органов, учреждений, организаций и предприятий, подведомственных Правительству Москвы. Однако анализ действующего законодательства Москвы свидетельствует, что однотипные органы исполнительной власти имеют различную структуру, отличаются различным объемом и содержанием полномочий, которые зачастую не корреспондируют к полномочиям других, даже смежных по функциям, органов исполнительной власти. В интересах дальнейшего совершенствования организации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, учитывающей особенности их отношений с другими органами власти как по вертикали, так и по горизонтали, необходима унификация структуры и содержания их правового статуса. Для этого необходимо определить сущность и содержание конституционно-правового статуса органов исполнительной власти города Москвы, сформировать наиболее оптимальный вариант его отражения в нормативных актах столицы. К сожалению, ни в одном правовом акте, регламентирующим деятельность органов исполнительной власти города Москвы, не содержится исчерпывающей их характеристики. Насущной задачей является, кроме того, законодательное закрепление роли и места органов исполнительной власти города Москвы в действующей «вертикали» государственной власти Российской Федерации. С учетом того, что их деятельность имеет существенное значение для реализации конституционного принципа единства исполнительной власти в Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, особое значение приобретает нормативно-правовая регламентация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с федеральными органами исполнительной власти. В равной мере актуальным является формирование нормативно-правовой базы для организации взаимодействия органов исполнительной власти с исполнительными органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы, прежде всего при реализации последними отдельных государственных полномочий. Этими обстоятельствами объясняется выбор темы исследования, его цели и методология работы с нормативно-правовыми источниками и литературой, содержание сделанных выводов и предложений по совершенствованию конституционно-правового статуса органов исполнительной власти города Москвы. Степень разработанности темы исследования. Проблематика сущности и содержания правового статуса исполнительной власти федерального и регионального уровня привлекает внимание многих исследователей. В дореволюционный период силами русских ученых А.Д.Градовского , Н.М. Коркунова , и других проводились исследования с целью выявить особенности организации государственного управления в России. Это было обусловлено необходимостью изучения действовавших в тот период органов верховного и подчиненного управления. В советское время были заложены фундаментальные основы исследования организации и деятельности органов исполнительной власти, что нашло свое отражение в трудах Г.В. Атаманчука , М.П. Ирошникова , Ю.М. Козлова , Т.П. Коржихиной, Б.М. Лазарева, А.И. Лепешкина, A.A.Нелидова, B.C. Прониной, Т.М. Смирновой, В.А. Цикулина и других. В современный период существенный научный вклад в разработку общетеоретических вопросов организации и деятельности органов исполнительной власти внесли работы С.А. Авакьяна , И.Н. Барцица , И.Л.Бачило , В.А. Виноградова , Н.М. Добрынина , Ю.Д. Казанчева, A.Н.Кокотова, А.А. Кондрашева, М.М. Курманова, Ю.В.Манахова, М.А.Митюкова, В.В. Невинского, Б.В. Российского, Ю.Н. Старилова, Ю.А.Тихомирова, В.И. Фадеева, Т.Я. Хабриевой, Н.Ю.Хаманевой, В.А.Черепанова, В.Е. Чиркина, Ю.Л. Шульженко и других. Отдельные вопросы правовой регламентации статуса федеральных и региональных органов исполнительной власти стали предметом диссертационных исследований Ф.М.Аляутдинова, М.Н.Горбунова, Е.В.Ионовой, В.Н.Медведева, А.И.Пиценко, О.И.Чепунова, Э.Т.Шарафуллиной и др. Проблемы законодательного закрепления организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации рассматривались в диссертационных работах Гошуляка В.В., И.А. Деминой, Т.М. Макосейчук, Е.С.Меркулова, В.И. Опрятова, A.A. Старовойтова, Д.В. Шахова. Наиболее важные вопросы конституционно-правового регулирования взаимодействия органов исполнительной власти с вышестоящими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления анализировались в исследованиях A.B. Акчуриной, A.B. Жеребцова, H.JL Пешина, Сомовой O.A., Н.В. Ханова и др. Однако в научной юридической литературе отсутствует комплексный, всесторонний анализ правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на современном этапе. Имеющиеся по данной проблеме работы во многом утратили свою актуальность, что связано с изменениями в федеральном и региональном законодательстве. Отдельные правовые аспекты организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до сих пор остаются недостаточно исследованными. Это положение в полной мере относится и к Москве. Даже в диссертационных исследованиях, посвященных проблемам правовой регламентации статуса органов государственной власти столицы Российской Федерации, вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти либо вообще не рассматривались, либо их авторы обращались к анализу только административно-правового положения этих органов. Поэтому всестороннее исследование вопросов организации и деятельности органов исполнительной власти столицы Российской Федерации, по мнению автора, требует теоретического осмысления и практического разрешения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Общая характеристика системы органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации 15 1.1 Содержание понятия «ситема органов исполнительной власти» субъкта Российской Федерации 15 1.2 Характеристика нормативно-правовой основы построения и функционирования системы органов основы исполнительной власти 24 1.3 Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 40 Глава 2. Роль и место исполнительной власти города Москвы в системе государственной власти Российской Федерации 54 2.1 Влияние особенностей статуса города федерального значения Москвы на формирование системы органов исполнительной власти 54 2.2 Система органов исполнительной власти в Москве 59 2.3 Московская административная дорожная инспекция как орган исполнительной власти города Москвы 76 Заключение 85 Библиографический список 90
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1 Общая характеристика системы органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации 1.1 Содержание понятия «система органов исполнительной власти» субъекта Российской Федерации За последнее тридцатилетие система органов исполнительной власти неоднократно подвергалась изменениям. Менялся их перечень, виды органов, их система и структура. В субъекте Российской Федерации устанавливаетсясистема органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входятминистерства, государственные комитеты и другие ведомства. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливатьсядолжность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Рассмотрим позицию Ю.Н. Старилова, согласно которой «система органов — это необходимая совокупность органов государственного управления, а структура органов — реально действующая система органов федеральной исполнительной власти. Иначе говоря, «система органов» — это стратегическое понятие, отражающее необходимость создания конкретной совокупности государственных органов, тогда как понятие «структура» характеризует наличие определенной системы органов в тот или иной период времени… Система органов является более широким понятием, чем их структура, ибо последняя зависит в основном от самой системы органов» . Таким образом, система органов исполнительной власти представляет собой «фундамент» всей системы государственного управления, а структура– «надстройку», которая может реорганизовываться в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий. Отсутствие единого легального определения категорий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти» привело к смешению данных понятий в законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации. Например, в преамбуле Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года № 2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» закреплено, что «настоящий Закон определяет систему исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» . В ряде субъектов Российской Федерации законодатель, раскрывая систему органов исполнительной власти, ограничивается лишь перечислением их организационно-правовых форм, не затрагивая вопроса о функциях. Так, согласно ст. 2 Закона Воронежской области от 17 октября 2012 года № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» «в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят: высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области; иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области» . Отметим, что в некоторых субъектах Российской Федерации были предприняты попытки определения содержания понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти». Показательным в этом аспекте является Закон Республики Крым от 29.05.2014 № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», согласно ст. 1 которого под системой исполнительных органов государственной власти понимается «совокупность органов государственной власти Республики Крым, деятельность которых направлена на обеспечение исполнительной власти в Республике Крым, путем государственного управления, наделенных в этих целях государственно-властными полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Конституции Республики Крым и законах Республики Крым, настоящем Законе, а также в соглашениях с федеральными органами исполнительной власти в рамках предметов ведения Республики Крым и совместного ведения Российской Федерации» (п. 2); под их структурой - «перечень исполнительных органов государственной власти Республики Крым, включая их официальные наименования, образованных в соответствии с Конституцией Республики Крым, настоящим Законом и иными законами» (п.3). При этом в ст. 9 закона закрепляется открытый перечень организационно-правовых форм исполнительных органов государственной власти Республики Крым (Совет министров Республики Крым; министерства Республики Крым; государственные комитеты Республики Крым; службы Республики Крым; агентства Республики Крым; инспекции Республики Крым; иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым), а в ст.11- их функции. Так, «министерство Республики Крым – это исполни тельный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым; государственный комитет Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном органе; служба Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции по контролю и надзору, а также специальные функции в установленной сфере деятельности; агентство Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; инспекция Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий в установленной сфере (сферах) деятельности функции по контролю и надзору; иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым - исполнительные органы государственной власти Республики Крым специальной компетенции, осуществляющие закрепленные за ними отдельные полномочия, а также исполнительные органы государственной власти Республики Крым, формируемые в целях исполнения полномочий по обеспечению деятельности Главы Республики Крым как высшего должностного лица Республики Крым, Совета министров Республики Крым как высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым». Как «перечень исполнительных органов государственной власти» определяется и структура исполнительных органов государственной власти города Севастополя (п.2 ст. 1 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года №6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя»1 ). Несмотря на то, что Закон не раскрывает содержание понятия «система исполнительных органов государственной власти города Севастополя», в ст. ст. 2, 5-8 Закона определяются их организационно - правовые формы и функции: Губернатор города Севастополя - высшее должностное лицо города Севастополя; Правительство Севастополя - высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя; департаменты - объединение исполнительных органов государственной власти по функциональному принципу; главное управление и управление - исполнительные органы, участвующие в проведении единой государственной политики и осуществляющие нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также осуществляющие координацию и контроль деятельности иных исполнительных органов, юридических лиц, находящихся в их ведении. Главное управление и управление вправе осуществлять государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральным законодательством, нормативными актами Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя. Главное управление - исполнительный орган, который образуется для выполнения основных заданий высокой степени сложности, координации работы, связанной с выполнением та- 1 17 ких заданий, при условии, что в его составе будет не менее чем одно управление и один отдел; отдел - исполнительный орган, участвующий в проведении единой государственной политики в установленной сфере деятельности. Отдел не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также государственный контроль (надзор), кроме случаев, установленных федеральным законодательством, нормативными актами Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя; инспекция - исполнительный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности. Инспекция не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование. С применением функционального подхода закрепляется и система органов исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с Законом от 13 марта 2003 года № 472-з «О республиканских органах исполнительной власти» , согласно ст. ст. 1, 2 которого высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан; министерство Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции отраслевое управление процессами экономического и социального развития; государственный комитет Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности; ведомство Республики Башкортостан (агентство, комитет, управление и инспекция) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности и в пределах своей компетенции специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Представляется, что отсутствие единого подхода региональных законодателей к пониманию «системы органов исполнительной власти» и «структуры органов исполнительной власти» обусловлено, прежде всего, пробельностью «рамочного» Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в ст. 17 которого, несмотря на наименование «Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации», не раскрываются основы данной системы. Поэтому «в целях укрепления единой системы исполнительной власти, ее способности проводить социально-экономические преобразования по выводу страны из кризиса, осуществлять эффективную региональную политику, защищать права и свободы человека и гражданина, бороться с преступностью» , считаем целесообразным дополнить статью 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» примечанием следующего содержания: «Под системой органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в настоящем Федеральном законе следует понимать совокупность их организационно-правовых форм, различающихся своим правовым статусом. Под структурой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящем Федеральном законе следует понимать иерархичный перечень соответствующих органов исполнительной власти». Данное дополнение, с одной стороны, будет способствовать упорядочению организации исполнительной власти в Российской Федерации, с другой стороны, обеспечит повышение эффективности государственного управления. 2.1. Характеристика нормативно-правовой основы построения и функционирования системы органов исполнительной власти Нормативно-правовая основа организации и деятельности системы органов исполнительной власти Российской Федерации включает большое количество нормативных правовых актов. С целью системного подхода к их рассмотрению предлагается провести анализ, исходя из регулирования каждого из четырех элементов. При этом необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации является основополагающим и базовым актом, регулирующим все элементы в совокупности. Правовую основу системы исполнительной власти субъекта составляют: 1) Конституция Российской Федерации; 2) Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; 3) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, соглашения о передаче полномочий Российской Федерации органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также договоры и соглашения о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) конституции (уставы) субъектов Российской Федерации; 5) законы субъектов Российской Федерации, регулирующие административно-правовой статус органов системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующие административно-правовые методы и формы деятельности указанных органов; 6) нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, определяющие структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и регламентирующие административно-правовые методы и формы деятельности данных органов, в том числе акты высших должностных лиц и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" значительная часть полномочий Правительства РФ в области правового регулирования отношений в сфере управления и предоставления услуг передана в федеральные органы исполнительной власти, в том числе и субъектов Российской Федерации, что повлекло увеличение объема их нормативных правовых актов в 2,5 раза . Основы взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации базируются на: ? совокупности указов Президента Российской Федерации и подзаконных актов Правительства Российской Федерации например, Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» ; ? Положении о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 . В данных нормативных правовых актах закрепляется порядок взаимодействия, круг вопросов, формы взаимодействия, полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при назначении руководителя федерального территориального органа исполнительной власти, порядок создания и основные принципы, структура и штатное расписание, порядок планирования и организации работы. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет непосредственно систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, основы её деятельности, основные полномочия высшего исполнительного органа, акты высшего должностного лица субъекта, порядок взаимодействия с другими ветвями власти и иные отношения. Образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей и других субъектов Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации), т.е. на своей территории эти органы практически реализуют основные функции государственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно-правовой статус. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительной власти субъектов Федерации. На федеральном уровне важное значение придается обеспечению координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эту задачу реализуют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для характеристики системы государственного управления в субъектах Федерации часто употребляется термин "региональное управление". По своей сути под ним понимается административно-правовая организация системы государственного управления в субъектах Федерации, отличная от такой же организации управления на федеральном уровне. При характеристике регионального управления необходимо учитывать, что практически на территории субъектов функционируют все хозяйственные, социально-культурные и иные объекты (организации различного отраслевого профиля), дающие работу миллионам людей или обслуживающие их разнообразные и повседневные интересы и потребности. Фактически все население страны базируется на их территории. В силу этого правовому, включая административное, регулированию принадлежит решающая роль в обеспечении эффективной государственно-управленческой деятельности на региональном уровне как одному из решающих условий жизненности современного российского федерализма. Государственно-правовая природа субъектов Федерации различна. С одной стороны, национальные республики, вошедшие в состав Российской Федерации со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны - края и области, т.е. типично административно-территориальные единицы, живущие по собственным уставам, с третьей стороны - автономные образования (область и округ как форма государственного определения малых народов); в-четвертых, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург, Севастополь). Юридическую основу органов исполнительной власти составляет Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" , один из разделов которого специально посвящен органам исполнительной власти субъекта Федерации. Соответственно в настоящее время действуют единые правовые нормы, которыми определяется административно-правовой статус органов исполнительной власти всех субъектов Федерации. В отношении этих норм прежде всего необходимо обратить внимание на следующее: а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно; б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта; в) конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта, возглавляющего его высший исполнительный орган государственной власти; г) высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается по представлению Президента Российской Федерации законодательным органом государственной власти субъекта на срок не более пяти лет; д) порядок выборов высшего должностного лица определяется законом субъекта Федерации, а их дата назначается постановлением законодательного органа субъекта; е) законодательный орган субъекта Федерации устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждает представляемые высшим должностным лицом программы социально-экономического развития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет о его исполнении; утверждает схему управления субъектом; определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти; назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу; ж) наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта (отсюда - президент, губернатор, мэр и т.п.); з) высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта законопроекты о введении и об отмене налогов, освобождении от их уплаты; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта; и) высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано обнародовать закон либо отклонить его в срок, не превышающий 14 дней с момента поступления закона. Большинством не менее двух третей депутатов отклоненный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции, причем высшее должностное лицо не вправе повторно отклонить его; к) высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации в случае принятия нормативных актов, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и субъекта, если противоречия установлены соответствующим судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения; л) предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (отставка, отрешение от должности и т.п.). Высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Основные полномочия последнего состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. В пределах своих полномочий он формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации; осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, а также проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории; обеспечивает исполнение бюджета субъекта, готовит отчеты о его исполнении, а также об исполнении социально-экономических программ; управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту; заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения, а также соглашения с ними; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации. Органы исполнительной власти субъекта Федерации действуют на основе положений о них, утверждаемых высшим органом исполнительной власти субъекта. Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты - указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган государственной власти субъекта. Все они представляются в законодательный орган государственной власти субъекта. Последний вправе предложить изменения и дополнения в эти акты, их отмену либо обжаловать их в судебном порядке. Возможно его обращение в Конституционный Суд Федерации с запросом о соответствии нормативных актов органов исполнительной власти субъекта РФ Конституции РФ. Конституция (устав), законы и иные нормативные акты субъекта Федерации (в том числе акты органов исполнительной власти) обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение этих актов влечет предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Федерации ответственность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 79 страниц
1975 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 46 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg