Глава 1. История уголовной ответственности за хулиганство в России
Первое официальное упоминание о хулиганах в отечественных нормативных источниках связывают с приказом петербургского градоначальника фон Валя, «который в 1892 году предписал всем органам полиции принять решительные меры против бесчинствующих в столице «хулиганов», под которыми тогда разумелись действующие шайки уличных насильников».
Российское законодательство предусматривало запрет на различные нарушения общественного порядка и в более ранние периоды, начиная со времен Русской правды, однако собирательный термин «хулиганство» появился в нём только в начале XX века.
Увеличение внимания по отношению к борьбе с различными нарушениями общественного порядка в нашей стране было вызвано их резким ростом в начале XX века. Такая ситуация была обусловлена существенными изменениями, происходившими в российском обществе. Кроме того, катализирующим фактором послужил и рост народных восстаний, особенно после подавления революции 1905 г.
8 марта, 15 и 29 апреля 1913 г. проводились заседания Государственной Думы, посвященные вопросу о хулиганстве, его причинах и способах борьбы с ним. «В это время смысл слова «хулиган» стал деформироваться и раскалываться. Неопределенность и расплывчатость понятия хулиганства давали возможность подвести под это понятие те явления, которые имели с ним не много общего. Это и крестьянские волнения 1905-1906 годов, это и борьба помещиков с крестьянами за землю.
«Последним в истории Российской империи фундаментальным законодательным актом в сфере уголовного права было Уголовное уложение от 22 марта 1903 г». В ст. 279 главы 12 «О нарушении постановлений, ограждающих общественное спокойствие» предусматривалась ответственность за участие в шайке, составившейся в различных целях, и в том числе для воровства, разбоев, вымогательств или мошенничества, для повреждений чужого имущества, приобретения, принятия на хранение, сокрытия, заклада или сбыта чужого имущества, добытого заведомо посредством преступного деяния, а также за дачу пристанища заведомо участнику такой шайки или доставление средств для учинения преступных деяний. В этих случаях, если виновный не подлежал за преступное деяние, шайкой учиненное, более строгому наказанию, он наказывался заключением в исправительный дом.
Первое упоминание о хулиганстве в отечественном законодательстве содержалось в декрете СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах», в котором было, в частности, указано: «Возложить на революционные трибуналы также дела по борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем». Таким образом, хулиганство в период Октябрьской революции и гражданской войны рассматривалось нашим законодательством не только как общеуголовное преступление, но и как определенная форма контрреволюционной деятельности .
В последующие годы определение хулиганства неоднократно уточнялось, при этом раскрывалось его содержание. С 1 июня 1922 г. вошел в действие первый УК РСФСР. И понятие хулиганства, влекущего за собой уголовную ответственность, впервые было четко сформулировано. В статье 176 УК РСФСР 1922 г. хулиганство определялось как «озорное, бесцельное, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия» . За совершение этого преступления предусматривалось наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до одного года.
Постановлением от 16 октября 1924 г., принятым на второй сессии ВЦИК 11 созыва, ответственность за хулиганство дифференцируется. Хулиганство, совершенное впервые, - административный проступок; уголовная ответственность наступает, если виновный "безобразничает" не впервые либо не реагирует на предупреждения милиционеров .
29 декабря 1926 г. СНК СССР принял декрет «О мероприятиях по борьбе с хулиганством». В нем указывалось на необходимость улучшения культурно-воспитательной работы, а также на усиление мер административного воздействия, ускорение рассмотрения дел о хулиганстве, применение к хулиганам дополнительной меры наказания в виде ссылки и высылки. В УК РСФСР 1926 г. (введен в действие с 1 января 1927 г.) хулиганство отнесено уже к главе второй «Иные преступления против порядка управления» (статья 74).
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и хулиганство» определил, что «хулиганские действия, совершенные в общественных местах, на предприятиях или учреждениях, караются тюремным заключением сроком на 1 год, если с учетом их характера не влекут по закону более тяжкого наказания» . В соответствии с этим указом были изменены статьи уголовных кодексов союзных республик об ответственности за хулиганство. При этом только в УК Грузинской ССР и УК Узбекской ССР сохранялось определение хулиганства как озорных, сопряженных с явным неуважением к обществу действий. В уголовных кодексах других союзных республик определения хулиганства не имелось.
В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1947 г. по одному из дел указано: «Хулиганство представляет собой действие, сущность которого выражается в нарушении общественного порядка, соединенного с явным неуважением к обществу».
С 1 января 1961 года вступает в силу УК РСФСР 1960 г., статья «Хулиганство» была помещена в главу 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». По части 1 статьи 206 УК РСФСР 1960 г. хулиганство определялось как «умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу» .
В середине 70-х годов началось принятие мер на усиление ответственности за хулиганство, поскольку борьба с ним является одним из главных условий укрепления общественного порядка, социалистической законности и решения проблемы искоренения преступности. В Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» было особо отмечено, что на почве хулиганства совершаются другие тяжкие преступления. Отсюда борьба с хулиганством приобретает исключительно принципиальное значение. Своевременное и решительное пресечение хулиганства, изоляция злостных хулиганов от общества, повлекли за собой предупреждение других, подчас более тяжких преступлений .
Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 16 октября 1972 г. «О судебной практике по делам о хулиганстве» в целях обеспечения единообразного, правильного применения закона об усилении борьбы с хулиганством разъяснил некоторые вопросы. Претворяя в жизнь решения 25 съезда КПСС, Президиум Верховного Совета СССР 8 февраля 1977 г. принял указы о внесении дополнений и изменений в действующее законодательство, в том числе и регулирующее производства по делам о хулиганстве. Из состава хулиганства исключили повторное мелкое хулиганство. Тем самым внесли изменение в определение уголовно наказуемого хулиганства.
Очередной коррекции статья 206 УК РСФСР 1960 г. подверглась 5 июня 1981 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР с названием "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении ответственности за хулиганство" . Здесь в более развернутом виде было дано определение мелкого хулиганства, под которым понимались нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.
В новом Уголовный кодекс РФ 1996 г. ст. 213 «Хулиганство» располагается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности». Были внесены существенные изменения, которые кардинально изменили прежние представления о хулиганстве и преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений. Законодательно был предпринят ряд мер по конкретизации и формализации состава уголовно наказуемого хулиганства.
Таким образом, законодательство России об уголовной ответственности за хулиганство периодически изменялось. Со временем оно все время усиливались, что было связано с ростом данных преступлений в стране и желанием государства путем усиления уголовной ответственности предупреждать соответствующие преступления. В настоящее время ответственность за захват заложников предусмотрена ст.206 Уголовного Кодекса РФ .
Глава 2. Юридический анализ признаков состава хулиганства
2.1. Объективные признаки хулиганства
Принятие УК РФ усложнило определение объекта хулиганства. Сложность, как отмечает В.И. Зарубин, «состоит в соотношении родового, видового и непосредственного объекта хулиганства. Проблема заключается в том, что непосредственный объект преступления должен находится в той же сфере общественных отношений, что и его видовой объект» .
Об объекте хулиганства непосредственно свидетельствует то, что ст. 213 УК РФ расположена в разделе IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Следовательно родовым объектом будут общественные отношения в сфере общественной безопасности и общественного безопасности. Хоть преступления против общественной безопасности и общественного порядка тесно между собой взаимосвязаны, но в тоже время каждая из этих групп общественных отношений отличается определенной спецификой. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что видовым и непосредственным объектом хулиганства является «общественный порядок».
Под общественным порядком принято понимать совокупность общественных отношений, обеспечивающих обстановку общественного спокойствия, достойное поведение граждан в общественных местах, нормальную работу организаций, учреждений и предприятий, общественного, личного транспорта, неприкосновенность личности .
О.Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова» .
А.В. Готовцев пишет, что если «общественный порядок - это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность - это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка» .
Определяя границы уголовно-правовой охраны общественного порядка, необходимо отметить, что не все отношения в понятии «общественный порядок» являются объектом подобной охраны. В тех случаях, когда вред, нанесенный упомянутому порядку не слишком велик и, следовательно, не возникает необходимости применения такой строгой меры государственного воздействия, какой является уголовно-правовая, то для защиты данного блага применяются меры административно-правового и общественного характера .
Факультативные непосредственные объекты хулиганства - здоровье человека, его телесная неприкосновенность, общественная безопасность, собственность. Дополнительным непосредственным объектом хулиганства, связанного с сопротивлением представителю власти либо лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушения общественного порядка, выступает порядок управления.
Объективная сторона хулиганства состоит в совершении действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу при условии, что такие действия совершены:
-с применением оружия или предметов, использованных в качестве оружия,
-по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы
- на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
Понятия грубого нарушения общественного порядка и явного неуважения к обществу являются оценочными категориями. По замечанию Н.А. Колоколова признаки объективной стороны хулиганства, как грубое нарушение общественного порядка и явное не уважение к обществу, относятся к размытым неконкретным признакам, непонятным правоприменителю .
Грубое нарушение общественного порядка отражает степень нарушения общественного порядка и означает значительность, серьезность нарушения. В судебной практике грубым нарушением общественного порядка признаются такие действия, которые совершаются в общественных местах и сопряжены с нарушением покоя граждан, срывом массовых мероприятий, нарушением работы транспорта, общественного спокойствия в течение продолжительного периода времени и т.д .
Явное неуважение к обществу означает открытое, демонстративно-пренебрежительное игнорирование лицом общепринятых форм поведения человека в обществе. Вследствие отмеченных обстоятельств хулиганство чаще всего совершается в местах массового нахождения людей (на улице, в транспорте, местах отдыха, проведения публичных мероприятий и т. п.), хотя этот признак в законе не определяется как конститутивный.
Нанесение оскорблений, побоев, причинение легкого вреда здоровью и другие подобные действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников и знакомых, вызванные личными неприязненными отношениями или неправильными действиями потерпевших и т. п., должны квалифицироваться по статьям УК о преступлениях против личности. Такого рода действия могут быть расценены как хулиганство лишь в случаях, когда они связаны с желанием виновного таким образом грубо нарушить общественный порядок и выражают явное неуважение к обществу.
Характерной чертой хулиганства является его публичность, которая проявляется либо в совершении соответствующих действий в присутствии людей, либо в их отсутствие, но при ознакомлении с результатом хулиганских действий членов общества (например, при уничтожении или повреждении имущества).
Пленум Верхового Суда РФ в Постановлении «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» от 15 ноября 2007 г. предлагает отличие грубого нарушения общественного порядка от негрубого. В части 1 пункта 1 указанного Постановления Пленума сказано, что «уголовно наказуемым хулиганством может быть признано только такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершено с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Пленум подчеркивает, что при решении вопроса об отнесении хулиганства к уголовно наказуемому деянию, следует установить «такое грубое нарушение общественного порядка…», которое совершается с необходимыми для уголовно наказуемого хулиганства признакам. Однако, если считать, что грубость нарушения общественного порядка связывается либо с наличием оружия или иных предметов, либо с наличием экстремистских мотивов, тогда получается – нарушение общественного порядка без оружия или без мотивов экстремистского толка означает нарушение общественного порядка, но такое нарушение не будет считаться грубым, хотя явное неуважение к обществу все равно проявляется .
Вышеупомянутое постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» указывает, что при совершении общеуголовного хулиганства под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, следует понимать умышленные действия, направленные на использование лицом указанных предметов как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего, а также иные действия, свидетельствующие о намерении применить насилие посредством этого оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» оружие - это устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели .
Под предметами, используемыми в качестве оружия при совершении хулиганства, понимаются любые материальные объекты, при помощи которых можно причинить вред здоровью, а также психически воздействовать на потерпевшего. Например, в ходе совершения хулиганства субъект применяет неисправное, непригодное оружие, оружие-игрушку, сувенирное оружие - это дает основание для квалификации по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ .
В случаях, когда в процессе совершения хулиганства лицо использует животных, представляющих опасность для жизни или здоровья человека, содеянное с учетом конкретных обстоятельств дела может быть квалифицировано по пункту «а» части 1 статьи 213 УК РФ.
Применение означает использование оружия или предметов для фактического причинения вреда здоровью людей либо создание реальной угрозы такого вреда. Это обстоятельство отсутствует в случаях, когда оружие или предметы, используемые в качестве оружия, применялись для уничтожения или повреждения имущества и это не создавало опасности для жизни и здоровья граждан (например, производство выстрела по электролампам осветительных мачт).
Так, Р. Был признан виновным в совершении хулиганства, то есть грубого нарушения общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, с применением предмета, используемого в качестве оружия. Преступлением им было совершено 13 июля 2015 г., в общественном месте, из хулиганских побуждений, выражая явное неуважение к обществу, используя канцелярский выдвижной нож в качестве оружия для физического воздействия, воспользовавшись незначительным поводом, нанес два удара в область лица и шеи А., причинив ему легкий вред здоровью, вызвавший кратковременное расстройство здоровья, Действия осужденного Р. судом были квалифицированы по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ .
Последние несколько лет резко участились случаи беспричинного нарушения общественного порядка в самолетах, находящихся в воздухе, в поездах и на морском и водном транспорте. Очень часто такие действия хулиганов создают угрозу безопасности работе транспортного средства и ставят под угрозу жизнь и безопасность пассажиров и других лиц, находящихся на борту транспортного средства. 3 апреля 2017 г. Федеральным законом № 60-ФЗ в Уголовный кодекс были внесены изменения, касающиеся ответственности за хулиганство. Ч. 1 ст. 213 «Хулиганство» была дополнена п. «в»: «на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования».
Законодательно хулиганство сконструировано таким образом, что оконченным оно будет с момента совершения действий, грубо нарушающих общественный порядок, выражающий явное неуважение к обществу, которое сопровождаются применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, либо на определенных видах транспорта. Следовательно, состав формальный.
2.2. Субъективные признаки состава хулиганства
Субъект преступления — один из необходимых элементов состава преступления. «Субъект преступления,- отмечал Я.М. Брайнин,- не может быть исключен из числа элементов состава преступления, так как ни деяние как основа объективной стороны, ни вина как основа субъективной стороны не мыслимы без субъекта - конкретного физического лица, совершившего преступление. Деяние и вина слиты с личностью субъекта преступления и только через него получают свое существование во внешнем мире; следовательно, личность субъекта неотделима от состава преступления в целом» .
Согласно статье 20 УК РФ, уголовная ответственность установлена: за простое хулиганство (часть 1 статьи 213УК РФ) с 16 лет, а за квалифицированное и особо квалифицированное хулиганство (части 2 и 3 статьи 213 УК РФ) – с 14 лет. Возраст устанавливается на день совершения преступления. При этом лицо считается достигшим 14- или 16-летнего возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток.