Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль диктантов в формировании орфографического навыка третьеклассников

kisssaaa0721 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Проблема исследования как формировать орфографический навык третьеклассников? Цель исследования: выявить роль диктантов в формировании орфографического навыка третьеклассников. Цель нашего исследования определила следующие задачи исследования: - раскрыть концепцию понятий, связанных с формированием орфографического навыка учащихся начальной школы; - показать особенности формирования орфографических навыков в системе изучения русского языка; - выявить роль диктантов в системе обучения русскому языку; - рассмотреть особенности различных видов диктантов, показать методику их проведения; - показать особенности формирования орфографических навыков с использованием различных видов диктантов; - показать систему использования различных видов диктантов на уроках русского языка при изучении глагола. Объект исследования: процесс формирования орфографического навыка третьеклассников. Предмет исследования: диктант как средство формирования орфографического навыка третьеклассников. Гипотеза исследования: использование диктантов будет наиболее эффективно для формирования орфографического навыка при соблюдении следующих условий: - целенаправленное систематическое использование; - использование различных видов диктантов; - применение ИКТ-технологий; - использование разнообразных форм работы на уроке. считаем, что предложенная система использования различных видов диктантов с учетом их особенностей способствует формированию орфографических навыков третьеклассников. В ходе нашего исследования были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных эксперимента, математическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента. Практическая значимость состоит в создании программы формирования орфографического навыка посредством использования различных видов диктантов, которая может быть использована учителями начальных классов. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Чайковского, Пермский край.
Введение

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из ведущих задач обучения русскому языку в школе. Драгоценность этой задачи обусловлена тем, что: 1) орфографическая грамотность выступает одной из составных частей общей языковой культуры человека, она обеспечивает компетентность при письменном общении; 2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре. Орфографический навык – это комплексный навык, который создается в процессе продолжительной работы над упражнениями и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: 1) навык письма; 2) умение анализировать слово с фонетической стороны; 3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; 4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю необходимо научить обучающихся трансформировать свои знания в навыки. Ученики должны понять, что, применяя знания при выполнении упражнений, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, они наконец овладеют навыком. Одним из безусловных достижений советской педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения правописанию создаются тогда, когда вначале это действие складывается как полностью сознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленскому, С. Ф. Жуйкову и др., а также известным ученым - методистам А. М. Пешковскому, А. Н. Гвоздеву, Н. С. Рождественскому и др. Одним из результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, указанным в требованиях ФГОС НОО, является сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека Таким образом возникает противоречие между требованием ФГОС НОО и недостаточным использованием уроков русского языка учителями начальных классов.
Содержание

Введение…………………………………………………………….......... 3 Глава 1. Теоретико-методические основы формирования орфографического навыка учащихся…………………………………….. 6 1.1. О сущности ключевых понятий: орфографический навык, орфограмма, диктант ………………………………………………………….6 1.2. Методы и приёмы работы с орфограммами на уроках русского языка……………………………………………………………………………13 1.3. Методика проведения разных видов диктантов и их оценка…………………………………………………………………………..17 Выводы по первой главе ……………………………………………….24 Глава 2. Опытно - экспериментальная работа ……………………26 2.1. Описание констатирующего эксперимента………………………26 2.2. Программа формирования орфографического навыка третьеклассников …………………………………………………………….. 28 Выводы по второй главе ……………………………………………… 31 Заключение …………………………………………………………….32 Список литературы……………………………………………………34 Приложения
Список литературы

1. Антонова, Е.С., Боброва, С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С. В.Боброва. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 464 с. 2. Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. - М.: Просвещение, 1987. 232 с. 3. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. - М., 1989. – 307 с. 4. Власенков, А. И. Обучение русской орфографии в школе с белорусским языком преподавания / А. И. Власенкова. — Мн.: Нар. асвета, 1981.— 224 с. 5. Гужова, И. В. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / И. В. Гужова // Народная асвета. - 1992. - № 10. - С. 30-33 6. Жуйков, С.Ф. Формирование орфографических действий у школьников / С. Ф. Жуйков. - М.: Просвещение, 1965 – 355 с. 7. Зацепина, Л. А. Приемы закрепления орфографических навыков в начальной школе / Л. А. Зацепина. - М., 1952. – 48 с. 8. Зацепина, Л. А., Адамович, Е. А. Виды упражнений для закрепления орфографических навыков в начальной школе / Л. А. Зацепина, Е. А. Адамович. - М., 1950. – 48 с. 9. Ладыженская, Т. А. Творческие диктанты / Т. А. Ладыженская. - М., 1963. – 88 с. 10. Ладыженская, Т. А. Диктант с продолжением / Т. А. Ладыженская // Русский язык в школе. — 1978. — № 5. — С 41-43. 11. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд. — М.: Академия, 2012. – 464 с. 12. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. - М., 1998. – 361 с. 13. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. - М.: РОСТ, СКРИН, 1997. – 256 с. 14. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. Р. Разумовская. – М., 1996. – 242 с. 15. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е издание, стер. – М.:. Академия, 2007. – 464 с. 16. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. - Мн., 1960.- 350 с. 17. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М., 2007. – 224 с. 18. Тихонов, А. А. Орфография... Это очень трудно? / А. А. Тихонов // Русский язык в школе. — 1988. — № 6. – С. 14-21 19. Тоцкий П.С. Орфография без правил / П.С. Тоцкий. – М.: Просвещение, 1991. – 121 с. 20. Фролова, Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников / Л.А. Фролова // Начальная школа. 2001. №5. с 41-43 21. Юденко, Ю.Р. Изучение орфографических правил в начальных классах / Ю.Р. Юденко // Начальная школа. 2007. №2.с 25-28 22. Юрина, Т. А. Формирование и развитие орфографических навыков в школе среднего звена: диссертация ... кандидата педагогических наук / Т. А. Юрина. – М., 2007. – 251 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методические основы формирования орфографического навыка учащихся 1.1. О сущности ключевых понятий: орфографический навык, орфограмма, диктант Диктант – письменная работа, в процессе которой предназначенный для записи текст предварительно прослушивается учащимися целиком и частями и записывается ими дословно или с изменениями, обусловленными заданием учителя. Главная задача ФГОС – это научить учиться. Это подразумевает работу в сотрудничестве «учитель-ученик». Перед современным учителем открывается всё многообразие форм и методов проведения уроков русского языка, накопленное отечественной наукой и практикой методическое богатство, частью которого является и методика использования диктантов в обучении русскому языку. Работая в аспекте требований ФГОС, учитель может именно диктант использовать как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности. Диктант – самый распространенный вид упражнения. Он прочно вошел в практику школы и используется преимущественно для формирования орфографических и пунктуационных навыков, являясь одним из эффективных видов упражнений. Орфография - раздел языкознания, который устанавливает правила передачи устной речи на письме. Устанавливая нормы письменной речи, орфография выполняет важную социальную функцию: ее нормы являются общепринятыми, а единообразие написания слов помогает письменном общении. И наоборот, ошибки в написании слов вызывают трудности в процессе письменного общения. Вот почему, исходя прежде всего из общественной, социальной роли орфографических норм, учитель должен внушать ученикам необходимость овладения ими, так как различного типа неправильные написания мешают языковому общению людей, свидетельствуют о низком языковом уровне и низкой общей культуре человека. Стоит дифференцировать основную и частную цели обучения орфографии в школе. В качестве основной цели выделяется формирование орфографической грамотности школьников, под которой понимается «знание законов и правил русского языка и умение пользоваться ими в своей практической деятельности». Для достижения основной цели обучения необходимы следующие частные учебные цели: сформировать у учащихся основные орфографические умения при изучении разделов школьного курса языка; научить писать слова с орфограммами, которые не проверяются (словарные слова); сформировать потребность и умения пользоваться орфографическим словарем. Сложность работы над усвоением норм правописания, выработкой навыков грамотной речи, когда ученик свободно, без труда письменно излагает свои мысли или записывает под диктовку тексты, если при этом моторная память работает в сочетании с автоматическим и сознательным письмом, а в большинстве – со свободным письмом как видом речевой деятельности, обусловлено многими причинами. Это связано прежде всего с тем, что как самостоятельный отдельный раздел школьного курса русского языка орфография не выделяется, а изучается во взаимосвязи с другими разделами. Достижение высокого качества орфографических навыков является одной из наиболее сложных задач обучения русскому языку. Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка. Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс, поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой. Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы, предложенные М.Р. Львовым: 1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов); 2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний). Но и в той и другой группе центральное место занимает умение увидеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы. Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае, когда звук в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является; если звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой. Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм. Таким образом, орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение «обнаружению» орфограмм должно начинаться еще на начальном этапе обучения. Развивающийся в процессе обучения речевой слух у детей способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть это умение различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой может обозначаться различными буквами при идентичном звучании. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке она автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия. Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие. Орфографическое действие – это деятельность пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. С.Ф. Жуйков в орфографическом действии выделяет две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы); решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык. М.Р. Львов выделяет пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи: увидеть орфограмму в слове; определить ее вид; определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы; определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения; 5) решить задачу, то есть выполнить последовательность действий по алгоритму. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность учеников ставить перед собой орфографические задачи. Школьника важно научить: ставить орфографические задачи (находить орфограммы); устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи; осуществлять орфографический самоконтроль. Умение ставить орфографические задачи, как и всякое другое орфографическое умение, может формироваться стихийно и целенаправленно. Решение орфографической задачи тесно связано с языковым анализом и синтезом. Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник должен сам ее поставить перед собой. Он должен в процессе письма найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу. Время на решение каждой орфограммы ограничено. Период обучения грамоте – весьма ответственный этап для формирования орфографических навыков. Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем необходимо «двигаться» не столько от буквы к звуку, сколько наоборот – от звука к букве. Еще одним важным шагом в развитии умения ставить орфографические задачи является знакомство с наиболее отличительными признаками орфограмм гласных и согласных, и научить детей по этим признакам находить орфограммы. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это первоначальный период в обучении правописанию, имеющий свою специальную методику и свои типы орфографических упражнений. Формирование навыков грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Практическая работа учащихся в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. В правиле можно выделить условия и норму. Орфографические правила бывают различными, но все они унифицируют написания слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил. «Основное назначение правила - обобщать однородные орфограммы». Г.И. Блинов выделяет три группы правил: – одновариантные - предполагают для одной и той же фонетической и грамматической ситуации один определенный вариант написания; – двухвариантные - содержат указания на правописание орфограмм, но дает не один вариант, а несколько (чаще два); – правила-рекомендации - не содержат информации об образце письма; они сводятся к рекомендации некоторого приема, применение которого может привести учащегося к решению орфографической задачи. По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим и словообразовательным материалом. Применить правило – это значит выполнить в определенной последовательности ряд мыслительных операций, направленных на выяснение правильного написания. Орфографическое правило используется в период обучения и формирования орфографических действий. Отказ от него допускается по мере автоматизации навыка, когда орфографическое правило используется лишь для контроля. Повторение при обучении орфографии является применением теоретических знаний в практике письма. В процессе применения правил во время таких повторений совершенствуются прежде всего те мыслительные операции, которые необходимы для решения орфографических задач и которые лежат в основе приемов и способов решения этих задач. Повторение в процессе образования навыка важно не только тем, что во время него закрепляются необходимые орфографические связи между звуковой и графической формой речи, но и тем, как эти связи образуются: не механически, а осознанно; сами же связи носят не единичный (запоминание слова), а обобщенный характер. Упражнения в применении правил важны не столько тем, что закрепляют в памяти образцы написания слов, но и тем, что развивают умственные операции, те приемы памяти, которыми необходимо овладеть при выработке орфографических навыков обобщенного характера. Обучение, учитывающее это обстоятельство, становится обучением орфографии, основывающимся на активной, сознательной деятельности учеников, повышающей уровень умственного развития. Итак, важнейшими условиями овладения навыком являются: знание правил; знание приемов и умение их применять; упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение. Названные условия можно дополнить следующими: высокий уровень преподавания орфографии; связь между формированием орфографических навыков и их развитием; вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. Таким образом, орфографический навык нельзя принимать за автоматизм подлинный. Многие дети пишут уверенно, не задумываясь, и обычно правильно, по памяти и языковому чувству, но у таких детей, развитых в языковом отношении, могут быть ошибки. Поэтому преодоление трудностей в обучении грамотному письму и формированию у школьников орфографических навыков во многом зависит от педагога. Если он будет учитывать условия для успешного формирования орфографических навыков и взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент этих навыков, то во многом облегчит работу школьникам по освоению и выработке орфографического навыка, так как формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. 1.2. Методы и приёмы работы с орфограммами на уроках русского языка Психологи Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Г. Г. Граник, П. С. Жедек, В. В. Репкин, методисты Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев, Е. Г. Шатова и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того – насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующего умения – орфографической зоркости – названные авторы считают важнейшей причиной орфографических ошибок. Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах. Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным. Важнейшим компонентом его решения является обеспечение готовности учителя начальных классов вести соответствующую работу на уроке. Работу над совершенствованием орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе я строю следующим образом: 1) Орфографическое проговаривание. Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с изученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и потому остается «в памяти» движений речевого аппарата. «В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове». Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя на письме. 2) Комментированное письмо. Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигает более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Например: под-ле-та-ет: «В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяют перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание –ет».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 52 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg