1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ (АЗС)
1.1 Классификация АЗС
АЗС - комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный территорией площадки и предназначенный для заправки автотранспортных средств (кроме гусеничных) моторным топливом. Они подразделяются на АЗС общего пользования, заправляющие любые автомобили независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, и ведомственные АЗС, заправляющие автомобили только отдельных предприятий, организаций и фирм.
Общественные заправочные станции обычно расположены в местах наибольшего скопления автомобилей: на автостоянках, на перекрестках, на автомагистралях и т. д. [2].
Ведомственные АЗС обычно располагаются на территории тех предприятий, чьи автомобили они заправляют.
По количеству оказываемых услуг АЗС делятся на собственно АЗС, которые заправляют только автомобили топливом и маслами, и АЗС (АЗС), где помимо заправки автомобилей топливом и маслами проводится их обслуживание, мойка, расположены магазины запчастей, фасованные нефтепродукты. , кафе и рестораны, кемпинги и другие объекты для оказания услуг по обслуживанию автомобилей и их владельцев и пассажиров. Заправочные станции могут покрывать только часть вышеперечисленных услуг.
В настоящее время существует следующая классификация АЗС:
Традиционная АЗС - это АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разделением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК).
Блочная АЗС - это автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная АЗС - АЗС с верхним расположением емкостей для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разделением ТРК и емкости для хранения топлива и выполнена как единое заводское изделие.
Модульные АЗС вне населенных пунктов и предприятий делятся на два типа: тип А - общая вместимость резервуаров от 40 до 100 м3. Тип Б - не более 40 м3.
Мобильная АЗС - это АЗС для розничной продажи топлива, мобильная технологическая система которой устанавливается на шасси, прицепе или полуприцепе и изготавливается как единое заводское изделие.
Контейнерная АЗС - это АЗС с надземным расположением емкостей для хранения топлива, технологическая система которой отличается размещением ТРК в емкости для хранения топлива, которая изготавливается как единое заводское изделие.
Контейнерные заправочные станции делятся на два типа:
1) Тип А - если общая вместимость АЗС более 20 м3;
2) Тип Б - если общая емкость АЗС не превышает 20 м3 [15].
Пункт выдачи топлива - АЗС, расположенная на территории компании, предназначенная для заправки транспортных средств самой компании.
Многотопливная АЗС - АЗС, на которой разрешается заправка автомобилей двумя или тремя видами топлива, включая жидкое топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный газ (жидкий пропан - бутан) и сжатый природный газ.
Компрессорная станция газовых баллонов - это заправочная станция, в зоне которой должны быть заправлены баллоны топливной системы: грузовые автомобили, спецтехника и легковые автомобили с использованием сжатого природного газа в качестве топлива.
Автозаправочная станция - это АЗС, на территории которой баллоны грузовых автомобилей, спецтехники и легковых автомобилей должны заправляться сжиженным углеводородным газом (жидким пропан-бутаном) в качестве топлива.
Стационарные АЗС расположены в населенных пунктах и на трассах. По мощности они делятся по количеству заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 машин в час.
Автозаправочные станции подчиняются нефтебазам, сервисным предприятиям, отраслевым ассоциациям, акционерным обществам, а также частным компаниям и владельцам.
Нефтебазы делятся на следующие категории:
1) по функциональному назначению - на перегрузку, перегрузку и раздачу и раздачу;
2) на транспортных связях, приеме и отгрузке нефтепродуктов - железнодорожным, водным (морским, речным), трубопроводным, автомобильным, а также смешанным водным транспортом, трубопроводно-железнодорожным транспортом и т. д.;
3) в зависимости от номенклатуры хранимых нефтепродуктов - нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего назначения; 4) по годовому грузообороту - по пяти классам по таблице 1 [15].
Таблица 1 – Классификация нефтебаз в зависимости от грузооборота
Класс нефтебаз Грузооборот, тыс. т/год
1 от 500 и более
2 св. 100 до 500 вкл.
3 50 - 100
4 20 - 50
5 от 20 и менее
1.2 Состав сооружений типовой АЗС
На АЗС здание операторской, помещения для очистки сточных вод, помещения для размещения технологического оборудования (помещения для установки и обслуживания резервуаров, каналы для прокладки трубопроводов и кабелей, эстакады для разгрузки нефтепродуктов), информационные щиты с указанием ассортимента проданные нефтепродукты являются обязательными, так же оказываемые услуги и виды обслуживаемого транспорта.
Кроме того, на АЗС могут быть расположены следующие служебно-хозяйственные постройки (помещения) для персонала АЗС.
Так же, на АЗС следует строить здания для размещения пунктов обслуживания автомобилей и пунктов обслуживания потребителей (магазин сопутствующих товаров, кафе, рестораны, санузлы).
При этом здания и сооружения АЗС обладают следующими особенностями:
1) помещения для диспетчерских, автосервисов (СТОА), кафе-баров, магазинов сопутствующих товаров, ванных комнат и т. Д. Могут располагаться в одном или нескольких зданиях;
2) помещения, здания и сооружения АЗС могут быть оборудованы автоматическими системами пожаротушения;
3) закрытые помещения очистных сооружений автозаправочных станций могут быть оборудованы сигнализацией взрывоопасных концентраций паров топлива;
4) площадки для установки танкеров могут быть оборудованы сооружениями для слива и сбора крупных разливов;
5) территория зоны АЗС, СТО, трансформаторных подстанций и др. Может иметь ограждения.
Не допускается совмещать в одном здании:
1) помещения для обслуживания транспортных средств и помещения для обслуживания водителей и пассажиров;
2) помещения магазина, в котором предусмотрена продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, и помещения общественного питания.
Здания и сооружения, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или III степени огнестойкости, как правило, одноэтажными. Допускается проектирование двухэтажных зданий общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют хранилища легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Конструкции зданий и материалы для их строительства следует принимать по степени их огнестойкости.
На территории АЗС необходимо установить указатели расположения средств и систем пожаротушения, а также разместить художественно оформленные витрины и рекламные плакаты. Такое оформление должно выполняться по специальным дизайн-проектам [15].
1.3 Технологическое оборудование АЗС и правила его эксплуатации
Технологическое оборудование АЗС в зависимости от функционального назначения делится на следующие группы:
1) оборудование для хранения топлива и масла;
2) резервуары и резервуарное оборудование;
3) технологические трубопроводы;
4) устройства для отпуска топлива и масел потребителям (топливораздаточная, смешанная и масляная);
5) оборудование для контроля ТРК и автоматизации технологических процессов на станции;
6) оборудование для обслуживания и ремонта автомобилей;
7) оборудование для мойки автомобилей;
8) торговое и сервисное оборудование для АЗС с магазинами, барами, ресторанами и т.д.;
9) оборудование для защиты окружающей среды (включая очистку ливневых и бытовых сточных вод);
10) противопожарное оборудование (включая молниезащиту) [2].
Техническое, электрическое и другие устройства, а также дополнительные устройства АЗС должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации устройства.
Периодичность различных видов технического обслуживания и ремонта оборудования определяется назначением оборудования, условиями эксплуатации и конструктивными особенностями. Участки подземных коммуникаций и оборудования должны быть покрыты усиленной антикоррозийной изоляцией по ГОСТ 9.602-89 «Сооружения подземные». Общие требования к защите от коррозии поверхности», наземные уастки должны быть окрашены.
1.4 Генеральный план и технологическая схема АЗС
Генеральный план является частью проекта, включающего в себя ответственное планирование, размещение зданий и сооружений, технологических коммуникаций и инженерных сетей на территории, благоустройство территории, а также размещение АЗС в населенном пункте в промышленном или автотранспортном узле. Он должен быть увязан с проектами планировки поселка, в котором будет расположена АЗС, а также с планировкой и застройкой ближайших микрорайонов поселка с ближайшими автомагистралями с учетом перспектив развития административной область, край.
Основой для разработки генеральных планов нефтебаз и АЗС является топографический план в масштабе 1: 500, 1: 1000. При правильном общем расположении АЗС для наиболее благоприятные условия эксплуатации, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, созданы различные условия.
Технологические требования в большей степени определяют взаимное расположение основных производственных мощностей, а мощность (количество АЗС в сутки) - это общая площадь АЗС и объем резервуарного парка. Нормы противопожарной защиты и санитории определяют минимально допустимое расстояние от АЗС до объектов, не относящихся к ней. Топографические данные (рельеф местности) учитываются при разработке технологической части проекта. Заправочные станции обычно располагаются максимально удобно для потребителей и максимально близко к ним. Это либо автомагистрали с большим транспортным потоком, либо автостоянки, либо территории с гаражами, либо места с другими пробками, чтобы максимально сократить расстояние, на которое автомобили добираются до заправочной станции.
Площадка под строительство АЗС должна соответствовать ряду технических, противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований. Расположение АЗС возле дорог обозначено дорожными знаками. Установка дорожных знаков согласовывается с ГИБДД.
Автозаправочная станция должна располагаться преимущественно с подветренной стороны стрелки компаса преобладающего направления (соответствующего годовой розе ветров) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не разрешается размещать АЗС на путепроводах или под ними, а также на плавучих средствах.
Обустройство АЗС с учетом расположения зданий и сооружений на ее территории должно исключать возможность распространения аварийного разлива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределами. Территория станции должна иметь ограждение по периметру, вентилируемое, из негорючих материалов.
Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена во время цветения. Не допускается установка АЗС: на торфяных почвах; на эстакадах и под ними; на плавающих средствах; под ЛЭП и на расстоянии от оси воздушной линии менее чем в полтора раза превышающем высоту балки.
Генеральные схемы АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:
1) возможность заправки автомобилей с левым, правым и двусторонним топливными баками;
2) независимый автомобильный подъезд к АЗС;
3) минимальная продолжительность топливной связи;
4) оптимальные радиусы поворота для автомобилей;
5) достаточное место для отстоя автомобилей, ожидающих заправки;
6) возможность визуального контроля за точками заправки со стороны здания АЗС оператором.
Оборудование технологических систем должно обеспечивать выполнение операций по приему, хранению и выдаче топлива [2].
Схема установки технологического оборудования традиционной АЗС изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема установки технологического оборудования традиционной АЗС: 1. ККМ «Элвес» 01-03Ф; 2. Контроллер «Сапсан»; 3. Топливораздаточная колонка (ТРК); 4. Клапан дыхательный СМДК 50 ЧА; 5.Сигнализатор ДВУ; 6. Кран шаровый КШ-50; 7. Люк замерный ЛЗ 150; 8. Кран шаровый КШ-50 (рекомендуется); 9. Огневой предохранитель ОП-80; 10.Задвижка клиновая для нефтепродуктов 30с41нж ДУ80; 11. Датчик верхнего уровня ДВУ; 12. Огневой предохранитель ОП-50; 13. Сливное устройство ФСН 80 с муфтой сливной МС-1; 14. Ограничитель налива ОН-80;15. Клапан приёмный КП 40.
2 ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ АЗС
2.1 Общие сведенья об инженерных изысканиях
Инженерные изыскания - это комплексное изучение природных условий предполагаемой строительной площадки с целью получения необходимых данных при проектировании и строительстве для принятия технически правильных и экономически целесообразных решений.
Инженерные изыскания делятся по направленности на экономические и технические.
Технические изыскания состоят из всестороннего изучения природных условий района строительства, рационального размещения зданий и сооружений на местности, а также разработки проектных решений.
Экономические исследования проводятся для определения географического района и экономической целесообразности строительства, восстановления или расширения существующего строительного объекта.
Технические (инженерные) изыскания в зависимости от исследуемого фактора подразделяются на следующие виды: инженерно-геодезические (топографо-геодезические), инженерно-геологические, гидрогеологические, гидрологические, гидрометеорологические, почвенно-почвенные, климатологические, геоботанические исследования; Обследования месторождений местных строительных материалов; Обзор состояния существующих конструкций; Сбор данных для подготовки проекта по организации строительства и сметы [6].
Технические изыскания проводятся в трех временных периодах: подготовка, выездное обслуживание и офис. В подготовительный период они собирают и изучают необходимые данные по предмету исследования и намечают организационные меры для проведения геологоразведочных работ. Во время полевого периода, помимо полевых работ, выполняются некоторые офисные и лабораторные работы, необходимые для обеспечения непрерывности процесса полевого поиска и контроля полноты и точности полевых работ. Все полевые материалы обрабатываются в камеральный период.
Инженерные изыскания выполняются фондами инженерных изысканий и проектно-изыскательскими организациями соответствующих министерств и ведомств. Технические измерения регламентируются государственными стандартами и нормативами [1].
Инженерно-геологические изыскания проводятся для выяснения геологических условий, влияющих на строительство и эксплуатацию инженерных сооружений.
Гидрогеологические исследования заключаются в изучении водно-технических свойств почв (влажность, влагоемкость, водоотдача, водопроницаемость), а также свойств грунтовых вод, скорости и направления их потока, а также для определения их типов (верхние воды, грунтовые воды). и сама межпластовая вода) и глубины залегания грунтовых вод.
Важным аспектом изысканий является выполнение инженерно-геологических изысканий, одновременно с которыми проводятся инженерно-гидрологические изыскания. Во время съемки исследуют, фотографируют и описывают естественные и искусственные выходы горных пород, геоморфологические элементы и геологические явления, проявления водоносности, определяют местоположения проведения геологических работ, отбирают пробы горных пород и подземных вод для лабораторных испытаний и исследуют состояние существующих технических сооружений. и месторождения строительных материалов Результаты обследования отражаются в дневниковых и полевых картах. Могут быть выполнены аэрокосмические геологические изыскания (маршрут или территория).
В контексте технических и гидрологических исследований дается описание поверхностных вод и рек; природные источники - скважины, шахты, геологоразведочные работы. В ходе исследования будут пробурены неглубокие (10-15 м) скважины и проведена пробная закачка воды.
Инженерно-геологические и гидрогеологические карты составлены на основе топографических карт [1].
Инженерно-метеорологические исследования проводятся с целью выяснения влияния различных физических явлений и процессов в атмосфере на конструкцию и работу технических сооружений, на их прочность и долговечность (измерение температуры и влажности воздуха, давления воздуха, ветра), скорости движения. и направление, облачность и т. д.) [10].
Экономические изыскания проводятся с целью получения характеристики хозяйственно-экономического состояния территории будущего строительства, экономического обоснования проекта и проекта экономической реконструкции территории в связи со строительством проектируемого сооружения. Экономические изыскания играют решающую роль при выборе места для строительства. Экономические изыскания делятся на сложные, проблемные, титульные и внутриобъектные.
Экономические изыскания включают расчеты для определения наиболее выгодного расположения конструкции на земле. Это делается путем расчета прямых затрат, которые состоят из затрат на рабочую силу, строительные материалы, транспорт, электричество и других затрат, а также дополнительных затрат, которые в некоторых случаях могут достигать 50% от прямых затрат.
Как бы то ни было, они стараются обеспечить минимум затрат на любой вид изысканий.
Инженерно- геодезические изыскания включают:
1) сбор и анализ материалов и данных изысканий прошлых лет;
2) построение (развитие) опорных геодезических сетей 3 и 4 класса, 1 и 2 разряда и нивелирных сетей II, III и IV класса;
3) создание планово-высотной съемочной геодезической сети;
4) топографическая съемка в масштабах 1:10 000-1:500 со съемкой подземных и надземных сооружений;
5) актуализация инженерно-топографических планов в масштабах 1:10 000 - 1:500;
6) геодезические работы по трассам линейных сооружений;
7) перенесение в натуру и привязка инженерно-геологических выработок, геофизических и других точек;
8) инженерно-гидрографические работы;
9) геодезические работы для изучения опасных геологических процессов;
10) геодезические работы для обоснования проектов реконструкции и технического перевооружения существующих предприятий, зданий и сооружений, включая их наружные обмеры, координирование, съемки подземных и надземных сооружений, существующих железных и автомобильных дорог;
11) составление и размножение инженерно-топографических планов.
Техническое задание на выполнение инженерных изысканий для строительной отрасли обычно оформляется заказчиком с участием инженера-изыскателя; подписывается руководством организации (заказчика) и заверено печатью.
Техническое задание по выполнению технических измерений может быть оформлена как на весь комплекс технических измерений, так и отдельно по видам технических измерений и этапам проектирования.
Технические условия на выполнение инженерных изысканий для строительной отрасли должны содержать следующую информацию:
1) название объекта;
2) тип строительства (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, обслуживание, ликвидация);
3) о сроках подготовки, проектирования и строительства;
4) характеристика планируемых и реконструируемых предприятий (инженерно-геологические категории объектов), зоны ответственности зданий и сооружений;
5) характеристика ожидаемого воздействия строительных объектов на природную среду; необходимые исходные данные для обоснования мер по рациональному использованию природных ресурсов и защиты окружающей среды, а также для обеспечения устойчивости планируемых зданий и сооружений, а также безопасных условий жизни для населения;
6) сведения и данные о проектируемых объектах, мерах по технической защите территорий, зданий и сооружений, а также о необходимости реабилитации территории;
7) цели и виды инженерных изысканий;
8) перечень нормативных документов;
9) данные о местонахождении и границах места или маршрута строительства;
10) сведения о ранее выполненных технических исследованиях и исследованиях;
11) дополнительные требования к подготовке отдельных видов технических изысканий, включая отраслевую специфику планируемой структуры;
12) требования к точности, достоверности, достоверности и предоставлению необходимых данных и характеристик при технических изысканиях для строительства;
13) требования к составлению и содержанию прогноза изменения природных и техногенных условий;
14) требования к оценке опасностей и рисков природных и техно-природных процессов;
15) требования к составу, срокам, порядку и форме передачи сюрвейерской продукции заказчику;
16) требование о создании и представлении программы инженерных изысканий на согласование с заказчиком в составе контрактной документации;
17) название и место нахождения организации заказчика, фамилия, инициалы и номер телефона (факс) его ответственного представителя. Описание услуги также должно содержать:
18) информация о принятой системе координат и высот;
19) данные о границах и участках топографической съемки (уточняющие планы); инструкции по объему топографической съемки и высоте рельефа отдельных участков, включая требования к съемке подземных и надземных сооружений;
20) данные для отслеживания линейных конструкций;
21) требования к проведению стационарных геодезических наблюдений на территориях, где развиваются опасные природные и техноприродные процессы;
22) требования к составу, форме и сроку подачи технического отчета [8]
К техническому заданию должны прилагаться графические и текстовые документы, необходимые для организации и проведения инженерных изысканий на соответствующем этапе проектирования: копии существующих топографических карт, инженерно-топографические планы, планы участков (схемы) с указанием границ участков, участков и направлений трасс, генеральные планы (схемы) с контурами планируемых зданий и сооружений, картограммы, копии решений местного самоуправления после предварительного согласования месторасположения участков (маршрутов) или выбора участка (маршрута) для строительства являются копия решения органов исполнительной власти о предоставлении земельного участка для разведочных и исследовательских целей, копии договоров с собственниками земли и другие необходимые материалы.