Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по российскому законодательству

kisssaaa0721 2790 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Цель диссертационного исследования заключается в исследовании теоретической концепции приемной семьи как наиболее привлекательной модели устройства и развития детей, оставшихся без попечения родителей в современных условиях. Для достижение указанной цели необходима постановка и решение следующих задач: - дать общую характеристику института приемной семьи в России; - изучить историю развития института приемной семьи; - исследовать понятие приемной семьи по законодательству Российской Федерации; - проанализировать правовое регулирование института приемной семьи в Российской Федерации; - выявить современные технологии развития института приемной семьи в России; - рассмотреть особенности договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; - изучить содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; - дать анализ материального обеспечения приемной семьи. Степень разработанности темы исследования. Воспитание детей, оставшихся без родительского попечения, а также забота, уход за ними, в том числе реализация их прав и свобод, относится к разряду сложных проблем, стоящих перед обществом и государством в целом, поэтому теоретическому исследованию разных форм посвящены многие работы среди них следует отметить труды Э.Р. Алексеевой, Ю.Ф. Беспалова, И.С. Даниловой, C.В. Доржиевой, Л.А. Емелиной, О.Ю. Косовой, Е.Г. Куропацкой, Н.В. Летовой, Г.А. Магдесян, Л.Ю. Михеевой, Р.Л. Мурзина, А. М. Нечаевой, А.М. Рабец, О. В. Фетисовой, Р.А. Шукурова и др. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, деятельностью приемной семьи и порядком ее прекращения. Предметом исследования выступают нормы международного, федерального, регионального и зарубежного законодательства, регулирующие отношения по созданию, деятельности и прекращению правовых отношений, связанных с приемной семьей, научные исследования о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, правоприменительная практика, а также иные источники, касающиеся комплекса проблем правового регулирования приемной семьи в Российской Федерации. Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, статистический методы исследования, а также методы правового моделирования, аналогии и обобщения, анализа и синтеза. Теоретической основой диссертационного исследования выступают труды ученых-цивилистов: Э.Р. Алексеевой, Ю.Ф. Беспалова, И.С. Даниловой, C.В. Доржиевой, Л.А. Емелиной, О.Ю. Косовой, Е.Г. Куропацкой, Н.В. Летовой, Г.А. Магдесян, Л.Ю. Михеевой, Р.Л. Мурзина, А. М. Нечаевой, А.М. Рабец, О. В. Фетисовой, Р.А. Шукурова и др. Нормативную основу исследования составили Конвенция ООН о правах ребенка и иные международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения по созданию, функционированию и прекращению деятельности приемной семьи. Эмпирическую базу исследования составили материалы практики судебной практики по делам, связанным с защитой прав детей, оставшихся без попечения родителей, а также статистические, социологические, архивные данные. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе раскрытых в ней теоретических положений разработана современная концепция приемной семьи, а также проведен комплексный и системный научный анализ проблем ее правового регулирования. Научная новизна исследования нашла свое отражение в положениях, выносимых на защиту: 1. Доказывается, что на фоне упразднения патронатной семьи (патронатного воспитания), приемная семья остается единственной возмездной формой семейного устройства детей, которая в условиях сложной социально-экономической обстановки в стране наиболее соответствует интересам детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку способствует реализации их права жить и воспитываться в семье при постоянном государственном материальном обеспечении. 2. Для качественного устройства в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо создание в России действенной нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты устройства и воспитания ребенка в приемной семье. 3. Для раскрытия сущности приемной семьи, определения задач, стоящих перед нею в результате создания, предложено закрепить в пункте 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации следующее понятие «приемной семьи»: Приемная семья - это возмездная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая в целях реализации их права жить и воспитываться в семье, социальной адаптации, защиты прав и законных интересов, основанная на срочном договоре, заключаемом между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем. 4. Предметом договора о приемной семье является устройство и воспитание приемных детей в условиях семьи, поэтому отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением деятельности приемной семьи должны определяться только Семейным кодексом Российской Федерации. Теоретическая и практическая значимость полученных результатов.Теоретической значимостью данного исследования является то, что представленные результаты работы повышают степень разработанности института приемной семьи в Российской Федерации, а также дают дальнейшие предпосылки совершенствования нормативного регулирования. Выводы и рекомендации, представленные в диссертации, позволяют упростить порядок создания приемной семьи, устранить противоречивые нормы в сфере правового регулирования отношений, связанных с воспитанием приемных детей, а также прекращением деятельности приемной семьи. Практическая значимость работы состоит в исследовании проблем правового регулирования отношений, связанных с созданием, функционированием и прекращением деятельности приемной семьи в целях наилучшей реализации, охраны, защиты прав и законных интересов приемных детей. Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. Современная Россия позиционирует себя на мировой арене как сильная, политически и экономически развитая страна, выступающая в защиту традиционных ценностей. Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» к приоритетам государственной семейной политики на современном этапе развития Российской Федерации относит утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием благоприятной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Остаются актуальными для современной России социально-экономические проблемы, обострившиеся в последнее время. Безработица, инфляция, экономические кризисы, низкий уровень жизни и реальных доходов граждан, вооруженные и межнациональные конфликты, деморализация общества негативно влияют на институт семьи. Одновременно с необходимостью решения социально-экономических, политических и духовных задач обновляется нормативно-правовая база устройства детей, оставшихся без попечения родителей, видоизменяются существующие тенденции его развития и появляются новые. Фундаментальное место среди этих тенденций принадлежит законодательному приоритету семейного воспитания детей как одному из основных начал (принципов) современного семейного законодательства Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации) , что соответствует международным правовым нормам. Так, преамбула Конвенции о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» . Принцип приоритета семейного воспитания находит свое выражение в праве ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации). При наличии оснований, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, законодатель, исходя из интересов ребенка, предусматривает его отобрание у родителей. При этом, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, современное российское семейное законодательство отдает предпочтение семейному воспитанию, что и предопределяет актуальность темы магистерской диссертации.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Общая характеристика института приемной семьи в России 9 1.1 История развития института приемной семьи 8 1.2 Понятие приемной семьи по законодательству Российской Федерации 13 1.3 Правовой статус приемной семьи 26 Глава 2 Правовое регулирование института приемной семьи в Российской Федерации 40 2.1 Правовое регулирование института приемной семьи по российскому законодательству 40 2.2 Современные технологии развития института приемной семьи в России 53 Глава 3 Особенности договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью 64 3.1 Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью 64 3.2 Материальное обеспечение приемной семьи 71 Заключение 80 Библиографический список 88
Список литературы

Книги 1. Александров, И.Ф. Семейное право / И.Ф. Александров. – М.: Юстиция, 2019. – 265 с. 2. Алексеева, Э.Р. Региональный опыт формирования института патронатной семьи: (по материалам Республики Башкортостан): Монография / Алексеева Э. Р., Алексеев А. А. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. – 145 с. 3. Антокольская, М.В. Семейное право: учебник 3-е изд., перераб. и доп. / М.В. Антокольская. – М.: Норма, 2014. – 211 с. 4. Беспалов, Ю. Ф. Особенности рассмотрения и разрешения дел о защите семейных прав ребенка: учебное пособие / Ю. Ф. Беспалов. – М.: Юрлитинформ, 2008. – 376 с. 5. Беспалов, Ю. Ф. Семейные права ребенка и их защита: Монография / Ю. Ф. Беспалов. – Владимир: ВГПУ, 2001. – 209 с. 6. Беспалов, Ю. Ф. Семейно – правовое положение ребенка в Российской Федерации / Ю. Ф. Беспалов. 2-е изд. М: Проспект, 2014. – 240 с. 7. Беспалов, Ю.Ф. Семейное право: учебник для студентов вузов / Ю.Ф. Беспалов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 415 с. 8. Гонгало, Б.М. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2019. – 188 с. 9. Егоров, Н.Д. Гражданское право: учебник / А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого; 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ПБОЮЛ, 2002. Т.1. – 496 с. 10. Лаврентьева, З. И. Приемная семья как социально – педагогический феномен: монография / З. И. Лаврентьева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 217 с. 11. Левицкая, Е.А. Особенности правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей: монография / Е.А. Левицкая, Т.А. Пасикова. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. – 74 с. 12. Левушкин, А.Н. Приемная семья: прошлое, настоящее, будущее. Монография. – М.: Проспект, 2020. – 208 с. 13. Летова, Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы / Н. В. Летова. – М.: ВолтерсКлувер, 2009. – 245 с. 14. Магдесян, Г.А. Гражданско – правовое регулирование опеки и попечительства в Российской Федерации: теоретические аспекты: монография / Г. А. Магдесян. – Сочи: Типография ИП Кривлякин С.П., 2013. – 213 с. 15. Михеева, Л. Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / Под ред. Р. П. Мананковой. – М.: ВолтерсКлувер, 2004. – 356 с. 16. Нечаева, А.М. Охрана детей-сирот в России: (История и современность) / А.М. Нечаева; НИИ детства Рос. дет. фонда. – М.: Дом, 1994. – 164 с. 17. Нечаева, А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) / А.М. Нечаева; Институт государства и права РАН. – М.: Грааль, 2000. – 239 с. 18. Нечаева, А.М. Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 294 с. 19. Победоносцев, К. П. Курс гражданского права. В 3-х томах. Т. 2 / К. П. Победоносцев; под ред.: В. А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2003. – 656 с. 20. Пчелинцева, Л.М. Семейное право: учебник и практикум для вузов / Л. М. Пчелинцева и др.; под ред. Л. В. Цитович. – М.: Юрайт, 2019. – 330 с. 21. Рабец, А. М. Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Монография / А. М. Рабец. – М.: Издательство РГСУ, 2010. – 215 с. 22. Рабец, А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. М. Рабец. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 362 с. 23. Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: взгляд со стороны гражданского общества: сборник статей / Междунар. общественная благотворительная орг., Междунар. женский центр «Будущее женщины» / Под общ. ред. А. В. Очировой, В. Н. Бобкова, Н. С. Григорьевой. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 263 с. 24. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учебное пособие для ВУЗов / Е. М. Рыбинский. – М.: Академия, 2004. – 221 с. 25. Свердлов, Г. М. Война и правовая охрана детей в СССР / Г. М. Свердлов. – Ташкент: Государственное издательство УзССР, 1943. – 69 с. 26. Сергеев, А. П. Гражданское право. Учебник. Том 3. 2-е издание / под ред. А.П. Сергеева. – М.:Проспект, 2016. – 817 с. 27. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб. – метод. пособ. / под ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – 192 с. 28. Тарусина, Н.Н. Ребенок в пространстве семейного права: монография / Н.Н. Тарусина. – М.: Проспект, 2016. – 144 с. 29. Харсеева, В. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью: монография / В. Л. Харсеева. – Краснодар: КСЭИ, 2014. – 181 с. 30. Цатурова, М. К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. / М. К. Цатурова. – М.: Юрид. лит-ра, 1991. – 112 с. Международные правовые акты 31. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). Документ ратифицирован Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I, (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI. 32. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей ООН от 30.09.1990 (Декларация подписана Россией 31 января 1992 г.) // Дипломатический вестник. 1992. № 6. С. 10. 33. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок первой сессии. 16 сентября — 19 декабря 1986 г. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение № 53 (А/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328-330. Нормативные правовые акты Российской Федерации 34. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. № 237; 2020. № 144. 35. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30. 11.1994 № 51-Ф3 (с изменениями от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; 2020. № 50 (часть III). Ст. 8072. 36. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями от 06.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16; 2020. № 6. Ст. 589. 37. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2021. № 2. 38. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изменениями от 08.12.2020, с изменениями от 12.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532; 2020. № 50 (часть III). Ст. 8073. 39. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями 08.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929; 2020. № 24. Ст. 3740. 40. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880; 2020. № 50 (часть III). Ст. 8074. 41. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями от 24.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 47. Ст. 5340; 2019. № 52 (часть I). Ст. 7779. 42. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802; 2020. № 31 (часть I). Ст. 5062. 43. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 02.08.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 17. Ст. 1643; 2019. № 31. Ст. 4478. 44. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17. Ст. 1755; 2020. № 50 (часть III). Ст. 8074. 45. Федеральный закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17. Ст. 1756. 46. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 14.11.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. II). Ст. 7860; 2017. № 47. Ст. 6963. 47. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с изменениями от 14.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 15. Ст. 1590; 2019. № 51 (часть II). Ст. 7637. 48. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 195 «О детском доме семейного типа» (вместе с «Правилами организации детского дома семейного типа» (с изменениями от 10.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. Ст. 1251; 2020. № 30. Ст. 4898. 49. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных») (с изменениями от 10.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 21. Ст. 2572; 2020. № 7. Ст. 841. 50. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» (с изменениями от 11.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 36. Ст. 4577; 2020. № 30. Ст. 4901. 51. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 35. Ст. 4811. 52. Письмо Министерства образования Российской Федерации и Российского детского фонда от 16.11.1994 № 127-М/01-14/631 «Об оказании помощи детским домам семейного типа территориальными органами управления образования» // Вестник образования. 1995. № 1. 53. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30.01.1997 № 15/438-6 «О порядке введения в действие постановления Правительства Российской Федерации «О приемной семье» // Вестник образования. 1997. № 8. 54. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Вестник образования. 2010. № 19. 55. Закон Ленинградской области от 10.01.1999 № 2-ОЗ «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и льготах, предоставляемых приемной семье» (с изменениями от 20.01.2020) // Вестник Правительства Ленинградской области. 1999. № 1. 56. Закон Астраханской области от 11.02.2002 № 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Астраханской области» (с изменениями от 10.02.2020) // Астраханские известия. 2002. № 11; 2020. № 6. 57. Закон Московской области от 31.10.2008 № 162/2008-ОЗ «О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям» (с изменениями от 28.03.2013) // Ежедневные новости. Подмосковье. 2008. № 247; 2013. № 64. Нормативные правовые акты и документы, утратившие силу 58. Указ от 31.01.1712 «Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей» // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 4. № 2447. 59. Указ от 04.11.1715 «О сделании в городах при церквах гошпителей для приему и содержания незаконнорожденных детей» // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 4. № 2953. 60. Указ от 07 (18).11.1775 «Об учреждении для управления губерний Всероссийской Империи» // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 20. № 7525. 61. Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 76-77. Ст. 818. 62. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612. 63. Постановление ВЦИК И СНК РСФСР от 06.02.1928 «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» // Собрание узаконений РСФСР. 1928. № 27. Ст. 196. 64. Постановление ВЦИК И СНК РСФСР от 28.05.1928 «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» // Собрание узаконений РСФСР. 1928. № 64. Ст. 462. 65. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.04.1936 «О передаче детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» // Собрание узаконений РСФСР. 1936. № 9. Ст. 49. 66. Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23.01.1942 № 75 // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1942. № 2. Ст. 26. 67. Постановление СНК РСФСР от 08.04.1943 № 325 «Об утверждении Инструкции Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей» // Собрание Постановлений Правительства РСФСР. 1943. № 3. Ст. 24. 68. Кодекс о браке и семье РСФСР (утвержденный ВС РСФСР 30.07.1969) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1397. 69. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23.10.1989 № 800 «О создании домов семейного типа» // Бюллетень Государственного комитета по образованию СССР. 1990. № 2.А 70. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.05. 1996 № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 19. Ст. 2304. 71. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12. 2010 № 1120 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 235. Судебная практика 72. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 26. Ст. 3944. 73. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (с изменениями от 17.12.2013) // Российская газета. 2006. № 92; 2013. № 288. Диссертации 74. Данилова, И. С. Институт приемной семьи в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Данилова Ирина Сергеевна. – М., 2015. – 238 с. 75. Мурзин, Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03 / Мурзин Роман Львович. – М., 2006. – 203 с. 76. Певцова, И. Е. Право ребенка на семью и его конституционно-правовое обеспечение: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Певцова Ирина Евгеньевна. – Хабаровск, 2013. – 288 с. 77. Фетисова, О. В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03 / Фетисова Оксана Владимировна. – М., 2005. – 239 с. 78. Цветков, В. А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03 / В. А. Цветков // Вестник Омского университета, 2005. – 239 с. 79. Шукуров, Р. А. О. Приемная семья по семейному праву России: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03 / Шукуров Рауф Аваз оглы. – Белгород, 2004. – 163 с. Авторефераты диссертаций 80. Большакова, Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореферат дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2004. – 26 с. 81. Горбунова, Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореферат дис. … канд. педагог. наук: 13.00.01 / Горбунова Елена Анатольевна. – Москва, 2010. – 24 с. 82. Доржиева, С.В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье: автореферат дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Доржиева Светлана Владимировна. – Москва, 2017. – 26 с. 83. Курбацкий, И.Н. Становление и развитие института приемной семьи в России: автореферат дис. … канд. педагог. наук: 13.00.01 / БГПУ им. И.Г. Петровского. – Калуга, 2016. – 24 с. 84. Куропацкая, Е. Г. Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение: автореферат дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03 / Куропацкая Елена Григорьевна. – М., 2011. – 23 с. 85. Летова, Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: автореферат дис. … д-ра юрид. наук: 12. 00. 03 / Летова Наталия Валерьевна. – М., 2013. – 45 с. 86. Мартынова, Е. В. Функционирование социального института приемной семьи в условиях современного российского социума: автореферат дис. … канд. юрид. наук: 22. 00. 04 / Мартынова Евгения Васильевна. – Ростов-на-Дону, 2008. – 21 с. 87. Панкратова, Н.В. Социальное родительство в современном российском обществе: институциональные основы и перспективы развития: автореферат дис. … канд. социолог. наук: 22. 00. 04 / Панкратова Наталья Владимировна. – М., 2008. – 24 с. 88. Садеева, Г.М. Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: теория и практика применения: автореферат дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Садеева Гузель Миназымовна. – Казань, 2015. – 27 с. Статьи 89. Аблятипова, Н.А. Условия усыновления в российском семейном праве / Н.А. Аблятипова, А.С. Форостян // Вопросы российского и международного права. – Том 8, 2018. – № 5А. – С. 186-192. 90. Азарова, Е. Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения / Е. Г. Азарова // Журнал российского права. – 2014. – № 3. – С. 63-78. 91. Беспалов, Ю. Ф. Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка / Ю. Ф. Беспалов // Российская юстиция. – 2003. – № 6. – С. 32-33. 92. Бессчетнова, О. В. Фостерная семья как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединенных Штатах Америки / О. В. Бессчетнова // Вестник ТГПУ. – 2009. – Выпуск 5 (83). – С. 40-44. 93. Вознюк, Н. П. Системный подход к созданию приемной семьи / Н. П. Вознюк // Детский дом. - 2005. - № 15. - С. 27 - 31. 94. Ворожейкин, Е. М. Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних субъектов семейных правоотношений / Е. М. Ворожейкин // Советская юстиция. – 1972. – № 16. – С. 15-17. 95. Воронина, З. И. Приемная семья как правовая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / З. И. Воронина // Актуальные проблемы юриспруденции. – 1996. – Выпуск 1. – С. 129 - 136. 96. Гаджиева, З.Н. Дефиниция «приемная семья» и ее признаки в действующем законодательстве России // Семейное и жилищное право. – М.: Юрист. – 2010. – № 2. – С. 28-30. 97. Гришаев, С. П. Новое в законодательстве о приемной семье / С. П. Гришаев // Гражданин и право. – 2016. – № 12. – С. 52-58. 98. Грудцына, Л. Ю. Правовая природа институтов защиты и охраны прав человека в России / Л. Ю. Грудцына // Российская юстиция. – 2008. – № 2. – С. 59-64. 99. Гурко, Т. А., Белобородова, О. А. Становление института приемной семьи в регионах / Т. А. Гурко, О. А. Белобородова // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 135-138. 100. Доржиева, С. В. Актуальные вопросы правового положения приемных детей / С. В. Доржиева // Защити меня. – 2017. – № 3. – С. 20-26. 101. Доржиева, С. В. К вопросу о материальной заинтересованности приемных родителей / С. В. Доржиева // Семейное право на рубеже ХХ-ХХI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: материалы международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет / Отв. ред. О. Н. Низамиева. – М.: Статут, – 2011. – С. 319-323. 102. Доржиева, С. В. Некоторые вопросы создания приемной семьи / С. В. Доржиева // Вестник Бурятского университета. Сер. Экономика. Право. – 2010. – Выпуск 2. – С. 159-164. 103. Доржиева, С. В. Право приемного ребенка на воспитание / С. В. Доржиева // Вестник Пермского университета. – 2010. – Выпуск 4 (10). – С. 102-105. 104. Доржиева, С. В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации / С. В. Доржиева // Семейное и жилищное право. – 2015. – № 6. – С. 10-13. 105. Дрожжина, И. В. Договор о приемной семье: понятие и особенности заключения / И. В. Дрожжина // Юридическая наука. – Рязань. – 2011. – № 2. – С. 30-32. 106. Дружинина, Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Т.И. Дружинина // Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд-во ИГиП РАН. – 2005. – С. 158-163. 107. Емелина, Л.А. Перспективы развития правового регулирования организации воспитания детей в патронатной семье / Л.А. Емелина // Нравственные императивы в праве. – 2011. – № 5. – С 40-46. 108. Емелина, Л.А. Проблемы реализации мер государственной поддержки детей-сирот в Российской Федерации / Л.А. Емелина // Вестник Тверского государственного университета. – 2009. – № 14. – С 193-201. 109. Емелина, Л.А. Семья как важнейшая ячейка гражданского общества и правового демократического социального государства / Л.А. Емелина // Актуальные проблемы формирования институтов гражданского общества и правового демократического социального государства в Российской Федерации. – 2006. – № 2. – С. 30-42. 110. Емелина, Л.А. Совершенствование защиты базовых прав ребенка на семью, мать и отца / Л.А. Емелина, М.В. Лебедь // Семейное право и концепция развития семейного законодательства: международные стандарты и российская модель: сборник статей. – 2017. – С. 132-136. 111. Емелина, Л.А. Социально-правовые проблемы выбора форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Л.А. Емелина // Нравственные императивы в праве. – 2012. – № 1. – С. 58-63. 112. Косова, О.Ю. О праве на воспитание / О.Ю. Косова // Социально-юридическая тетраль (СЮрТе). – 2012. – Выпуск 2. – С.61-63. 113. Косова, О.Ю. Патронат: состояние и перспективы развития / О.Ю. Косова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2010. – № 6. – С.25-32. 114. Кравчук, Н.В. Обеспечение прав ребенка на жизнь и воспитание в семье в свете рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка // Гражданин и право. – 2009. – № 10. – С.16-24. 115. Левушкин, А.Н. Юридические особенности и правовая природа приемной семьи в Российской Федерации / А.Н. Левушкин // Семейное и жилищное право. – М.: Юрист. – 2011. – № 6. – С. 15-19. 116. Лукин, В. П. Защита детей – это защита будущего России, формирование нашего завтра / В. П. Лукин // Институт уполномоченного по правам ребенка в России. Сост. и общ. ред. Г. В. Сабитова. – М.: Изд-во ГосНИИ семьи и воспитания. – 2005. – С. 3-7. 117. Михеева, Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. – М.: Наука. – 2003. – № 5. – С. 53-59. 118. Мусаев, М.Г. Проблема усыновления и удочерения детей в современной России / М.Г. Мусаев // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 2. – С. 162-166. 119. Нечаева, А. М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты / А. М. Нечаева // Государство и право. – М.: Наука. – 2012. – № 1. – С. 77-85. 120. Нечаева, А. М. История нормативного регулирования семейного воспитания / А. М. Нечаева // Государство и право. – 2015. – № 10. – С. 74-83. 121. Нечаева, А. М. Право доступа в семью как предпосылка защиты интересов ребенка / А. М. Нечаева // Семейное и жилищное право. – 2010. – № 1. – С. 23-28. 122. Низамиева, О. Н. Некоторые теоретические вопросы института приемной семьи / О. Н. Низамиева // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 151. Гуманитарные науки. – 2009. – № 4. – С.107-113. 123. Носова, К.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей / К.В. Носова // Молодой ученый. – 2019. – № 31. – С. 115-118. 124. Певцова, И. Е. Правовая природа договора о передаче ребенка в приемную семью / И. Е. Певцова // Власть и управление на Востоке России. –2007. – № 1 (38). – С. 130-134. 125. Петрова, Н. П. Правовой статус приемной семьи / Н. П. Петрова // Юридический мир. – М.: Юрист. – 2008. – № 9 (141). – С. 42 - 45. 126. Саватеева, Т. И. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. – 2017. – С. 6-11. 127. Фетисова, О.В. Договор как основание возникновения приемной семьи / О.В. Фетисова // Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд-во ИГиП РАН. – 2004. – С. 164-176. 128. Фетисова, О. В. Перспективы развития приемной семьи в России / О. В. Фетисова // Вестник Тверского государственного университета. – 2008. – № 30 (90). – С. 173-179. 129. Фетисова, О. В. Правовой статус приемных родителей / О. В. Фетисова // Право и политика. – М.: Nota Bene. – 2005. – № 3. – С.133-144. 130. Харсеева, В. Л. О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей / В. Л. Харсеева // Общество: Политика, экономика, право. – 2013. – № 3. – С. 88-92. 131. Чашкова, С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье / С. Ю. Чашкова // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции) / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Изд-во ИГиП РАН. – 2004. – С. 146-158. 132. Шерстнева, Н. С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних / Н. С. Шерстнева // Семейное и жилищное право. – 2007. – № 2. – С. 27-29.
Отрывок из работы

Глава 1 Общая характеристика института приемной семьи в России 1.1 История развития института приемной семьи История развития приемной семьи связана со становлением опеки и попечительства, которые сыграли важнейшую роль в возникновении возмездных начал в уходе за сиротами. Воспитание детей-сирот являлось необходимой потребностью с давних времен существования человечества. В русских летописях записи об опеке и попечительстве значатся с конца IX века. Как правило, опекунами детей-сирот выступали близкие родственники, заменявшие детям родителей. В случае, если опекуны-мужчины отсутствовали, тогда сироты передавались на воспитание матерей. Примером может служить поручение опеки над сыном князя Игоря Рюриковича его матери княгине Ольге. За опекуном ребенка, оставшегося без попечения родителей, родичами производился жесткий контроль. Опекуну ребенка, оставшегося без попечения родителей, как и следовало ожидать, надлежало оказывать заботу сироте, воспитывать его, а также оберегать от обид со стороны третьих лиц. Так как дети-сироты не имели наследственного имущества в связи с тем, что вся собственность принадлежала роду, то опекун, как следствие, не имел имущественных прав и обязанностей. Русская Правда закрепляет положения об опеке и попечительстве, а именно в статье 99 содержится следующее: «Если после смерти отца в семье остались малые дети и мать выходила вторично замуж, то опекуном их назначался один из ближайших родственников или им мог быть отчим» . М.К. Цатурова отмечает, что в законодательстве России XVI-XVII веков «отражались пределы компетенции опекунов и порядок защиты интересов малолетних. Закон в основном регулировал конфликтные дела по опеке, но не стремился регламентировать саму эту деятельность. Законодательство не предусматривало вознаграждение за опекунство» . В XVII- XVIII вв. при последнем царе и первом императоре Петре I на нормативном уровне, а именно в Указе «О сделаннии в городах при церквях гоштиталей для приему и содержания незаконнорожденных детей» закрепляется денежная компенсация на содержание сироты, а также вознаграждение опекуну: «приставленным на год денег по три рубли, да хлеба по полуосьминки на месяц, а младенцам на день по три деньги» . Таким образом, имеют место быть, как мы видим, начальные возмездные формы устройства детей-сирот. Опека и попечительство приобрели черты сословности в связи с принятием в 1775 году основного акта законодательной реформы «Учреждения для управления Губерний Всероссийская империи» . В данном документе указывалось, что новорожденные дети-сироты, воспитанники детских домов Санкт-Петербурга и Москвы, достигнув двухмесячного возраста направлялись кормилицам в деревню, где воспитывались до девятимесячного возраста, и далее до двух-трех лет. Воспитание кормилицами осуществлялось по договору за плату. После достижения указанного возраста детей-сирот возвращали в воспитательный дом. Таким образом, необходимо отметить, что к началу ХIХ-ХХ веков прослеживаются тенденции в изменении целей опеки и попечительства. Как указано выше, целью опеки в Древней Руси была сохранность имущества детей-сирот. В более позднее время возникли такие потребности в содержании и воспитании сироты, которые бы обеспечивали ему благоприятные условия для роста и получения образования, какой-либо профессии, что в дальнейшим служила бы ему источником существования. В XVIII веке все также можно наблюдать сословное влияние на развитие опеки и попечительства над детьми сиротами. Многонациональные народности, проживающие на территории России, имели свои правовые обычаи, связанные с устройством детей-сирот. Так, например, К.П. Победоносцев констатировал «наличие особых учреждений опеки в казачьих войсковых землях; в Бессарабии; на Кавказе; в Сибири; Туркестанском крае и у инородцев (Туркестан, Сибирь), у колонистов» . В годы правления императрицы Марии Фёдоровны семейное устройство детей-сирот в семью продолжает еще более активное развитие. В рассматриваемый период времени сокращается количество детских домов, а дети-сироты направляются на воспитание в «государевы деревни» добропорядочным крестьянам. В «государевых деревнях» мальчики воспитывались до достижения ими восемнадцати лет, а девочкам воспитание полагалось до пятнадцати лет. Созданные по административной реформе 1775 года Приказы общего призрения – губернские административные органы в России, определяли дальнейшее местожительства указанных детей-сирот . В Петербурге начала XIX века имелось примерно восемнадцать тысяч приемных семей, содержащих на воспитании более двадцати тысяч сирот, оставшихся без родителей. Приемные семьи воспитание детей-сирот осуществляли на возмездной основе, а именно «за такое содержание детей семьям выплачивалось вознаграждение из казны» . С началом ХХ века развитие семейного законодательства пошло по пути искоренения сложившихся обычаев и сословности. Указанный период времени характеризуется целью воспитания «нового человека», продиктованной в том числе и идеологическими установками. Данная цель стала предпосылкой для возникновения направленности общественного, коллективного воспитания детей в целом, в том числе и детей-сирот. Семейное воспитание в советском государством олицетворялось с пережитками царской власти. Но революция и гражданская война привели к проблеме наличия огромного числа беспризорников и сирот, что актуализировало вопросы, связанные с устройством и воспитанием детей, оставшихся без родительского попечения. С приходом советской власти система воспитательных домов для детей-сирот была уничтожена полностью, что породило создание новых органов опеки, закрепленных в Кодексе законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 года . Кодексом устанавливалось, что опека назначается над любым ребенком, оставшимся без попечения родителей, при этом ребенок, достигший четырнадцати лет, мог сам выбрать себе опекуна, либо опекуна указывал оставшийся родитель или другие родственники. Причем в данном случае брались во внимание особенности взаимоотношений ребенка и кандидата в опекуны, а также территориальное расположение мест их жительства. В законе подчеркивалось, что только совершеннолетние лица, которые способны были выполнять эти обязанности, могли претендовать на должность опекуна. В том случае, если отдел социального обеспечения назначал опекуна, то опекун, если он не достиг шестидесятилетнего возраста, не имел физических недостатков, не был многодетным родителем, не был уже назначен опекуном ранее, обязан был принять опеку. Патронатное воспитание, как отмечает А.Н. Левушкин, в постреволюционном обществе считалось пережитком царского правления и, как следствие, не нашло себе места в Кодексе законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве . Хотя по законодательству рассматриваемого периода опекун осуществлял свои полномочия безвозмездно, но мог компенсировать затраты на воспитание, лечение, образование ребенка из его имущества. Но данное положение имело место быть только в том случае, если произведенные расходы не превышали доходы опекаемого ребенка. Вышеупомянутым законом в статье 238 регулировалось управление опекуном имуществом опекаемого. Вознаграждение назначалось отделом социального обеспечения исходя из следующих условий: а) чистый доход от имущества подопечного; б) степень имущественной обеспеченности опекуна; в) труд, затрачиваемый опекуном на управление имуществом подопечного . Возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству также предусматривалось и Кодексом законов о браке, семье и опеке 1926 года, но здесь одним из обязательных обстоятельств был факт наличия имущества у опекаемого. Причем имущество опекаемого должно было приносить доход и состоять на учете в органах опеки и попечительства. При наличии указанных условий опекуну или попечителю органом опеки и попечительства назначалось вознаграждение в размере не свыше десяти процентов извлекаемого из этого имущества дохода . Из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что несмотря на то, что патронатное воспитание как самостоятельная возмездная договорная форма семейного устройства детей отсутствовала в законодательстве рассмотренного периода, вознаграждение опекуну за выполнение своих обязанностей уплачивалось в виду исключения, установленного нормами права. Также при назначении опекуна или попечителя закон предписывал ориентироваться на возраст, состояние здоровья, возможность исполнения опекунских обязанностей, личностные характеристики, желание ребенка, передаваемого на воспитание, а также личные взаимоотношения будущих опекуна и опекаемого. Законом был также установлен запрет на назначение на опекунство лиц, которые были лишены не только родительских прав, но и избирательных . Таким образом, важнейшие положения норм права кодексов советского периода, касающиеся именно личностных характеристик лица, претендующего на должность опекуна (попечителя), не потеряли своей актуальности и в настоящее время и присутствуют в современном российском законодательстве. Обусловленный радикальными социально-политическими и экономическими преобразованиями общества уровень детской беспризорности и безнадзорности в тридцатые годы ХХ века оставался прежним, что дало предпосылки для развития системы устройства и воспитания детей . На государственном уровне патронат был признан следующими постановлениями: «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» , «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» , «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся». В соответствии с последним постановлением «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» в законодательство, а также и практику был введен термин «патронат». Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в сельских местностях в семьи колхозников, а также в семьи трудящихся в городах и поселениях производилось на основании возмездного договора о патронировании. По указанному договору ребенок, оставшийся без попечения родителей, считался опекаемым до достижения им возраста шестнадцати лет, а опекун (попечитель) патронируемого обязан был до указанного возраста заботится о воспитании, содержании и обучении опекаемого. Лицам, взявшим детей на патронирование, полагалась стимулирующая материальная поддержка, например, в строительстве дома, покупке скота, на что выдавались безвозвратные или льготные ссуды. Кроме того, опекун получал ежемесячное материальное вознаграждение. В период Великой Отечественной войны в стране обострилась проблема масштабного сиротства, ставшего последствием военной реальности. В этот период времени были приняты следующие нормативные акты: постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» , а также постановление СНК РСФСР, утвердившее Инструкцию «О патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей». Необходимо отметить, что невзирая на обстоятельства военного времени при назначении ребенку-сироте опекуна также брали во внимание его интересы и потребности, а не только желание опекуна взять ребенка в свою семью. В данном случае интересы ребенка должны были пересечься с волей опекуна, что стало своеобразным критерием для принятия решения государственным органом о заключении договора на патронирование . Кодексом о браке и семье Российской Советской Федеративной Социалистической республики, принятым в 1969 году, продолжилось дальнейшее развитие опеки и попечительства, более детально установились цели и полномочия государственных органов опеки . Данный нормативный документ впервые закрепил право опекунов (попечителей) о назначении на эту должность только с их согласия. «Патронат, как договорная и возмездная форма попечения о детях, не нашел в то время законодательной поддержки, но спустя два десятилетия эта форма вновь начала возрождаться в виде детских домов семейного типа, которая по словам специалистов, «успешно действовала» и выглядела привлекательнее по сравнению с воспитанием детей в государственных учреждениях» , отмечает С.В. Доржиева. А.М. Нечаевой подчеркивается, что «вскоре стало ясно, что для их создания в виде детских городков, «особых зон» детского благополучия, нет достаточной экономической базы» . Институт приемной семьи стал возрождаться в России в виде создания домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 года № 800 . Согласно письму Министерства образования Российской Федерации и Российского детского фонда от 16 ноября 1994 года № 127-М/01-14/631 «Об оказании помощи детским домам семейного типа территориальными органами управления образованием» в конце 80-х - начале 90-х годов около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Исследователями семейного права отмечается, что окончательно вопрос об образовании института приемной семьи и его правовом статусе был решен только в 1995 году в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации . Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что приемная семья выступает как наилучшая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ генезиса развития института приемной семьи в России на протяжении многих веков показывает, что забота о детях-сиротах всегда имела место быть, но с учетом особенностей управления, организации социальной и семейной жизни государства в определенный период времени. 1.2 Понятие приемной семьи по законодательству Российской Федерации Приемная семья в Российской Федерации является наиболее эффективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, что дает предпосылки и для дальнейшего развития данного института. В статье 7 и статье 38 Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы защиты государством материнства, отцовства и детства, что нашло свое отражение в федеральном и региональном законодательстве. До принятия Федерального закона Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» приемная семья в российском законодательстве фигурировала как юридически самостоятельная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло отражение в нормах Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Так, среди основных понятий, раскрываемых в статье 1, термины «приемная семья» и «опека и попечительство» разграничены, имеют самостоятельное место и содержание. Приемная семья обозначена здесь в качестве формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Опека и попечительство рассматриваются как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; при этом проводится различие между ними: опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Неоднозначный правовой статус, присвоенный в нормах закона таким двум формам устройства детей как приемная семья и опека и попечительство, дал толчок к их развитию в независимости друг от друга. Однако в результате принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве», часть 1 статьи 14 которого предусматривает, что «установление опеки и попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)» , приемная семья, наряду с патронатной, отнесена к разновидности опеки (попечительства). Такой законодательный подход подтверждается нормой пункта 1 статьи 152 Семейного Кодекса Российской Федерации, согласно которой приемной семьей признается «опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре» . Благодаря нормам Федерального закона Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» законодательно закрепились важнейшие дефиниции, а именно «временная опека» и «предварительная опека», также получили регламентацию правоотношения, связанные с представительством лиц, которым требуются опека и попечительство. При этом имеются и отрицательные, на наш взгляд моменты, а именно приемная семья лишена юридической самостоятельности, что дает основания задуматься в эффективности ряда новых положений об опеке (попечительстве), так как их законодательное оформление создают определенные трудности для возникновения и совершенствования весьма необходимых, форм устройства детей, основанных на возмездном договоре. Так, по мнению О.Ю. Косовой, «регулируемая на федеральном уровне приемная семья и патронат, во всем многообразии его правового оформления на региональном уровне, искусственно влиты в институт опеки» . Как отмечает О.В. Фетисова, новеллами сильно затрагиваются положения о приемной семье, что порождает мысли об отказе в нормах законодательства от этой формы устройства воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и детей-сирот, «произошло упразднение института приемной семьи» . Реформирование таких институтов права как опека и попечительство, ведут к правовым спорам о понятии и роли приемной семьи в системе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Уравнение существующих форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, вызывает серьезную озабоченность, так как истории уже известны примеры, когда слияние патроната с опекой не дало положительных результатов. Повторение негативного опыта, теперь и на примере приемной семьи, не решит стоящую перед государством задачу по искоренению сиротства, поэтому необходимо бережно сохранять и развивать существующие формы устройства детей с учетом их особенностей, поскольку только в разнообразии «альтернативных форм ухода, заменяющих уход в интернатных учреждениях» , возможен поиск наилучшего устройства лишенных естественного семейного окружения детей, независимо от их возраста и состояния здоровья.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 80 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg