Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи

anton-88 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Дети с раннего возраста проявляют интерес к общению. Этому способствует речевая активность взрослых и объективная активность самого ребенка. Развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно его используют. Дети с ОНР не достигают этого уровня во время речевого развития. У них ограниченный словарный запас, заметное несоответствие между активными и пассивными объемами лексики, неточное использование слов, трудности с обновлением словарного запаса. Поэтому необходимо вести целенаправленное обучение речи и речевому общению.
Введение

Речь играет важную роль в жизни ребенка. Формирующаяся речь выступает сначала как средство общения, обозначения и затем становится средством мышления и выражения собственных мыслей. За последние годы увеличилось число дошкольников, которые имеют нарушения речевого развития. Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка (Ткаченко Т.А.)[19, с.39]. Одной из наиболее распространенных форм нарушения речевого развития является общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам. Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А.)[7, с.38]. Расширение словаря у детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. В связи с увеличением числа детей с ОНР проблема формирования словаря признаков у дошкольников занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике развития и коррекции становится одним из самых актуальных. На сегодняшний день в теории логопедии достаточно подробно и глубоко рассмотрены вопросы о формировании словаря детей с общим ее недоразвитием, дан сравнительный анализ нормы и патологии. Цель исследования: теоретическое изучение особенностей словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи, подбор методик и диагностики. Объект исследования: особенности формирования словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза: развитие словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: ограниченность словарного запаса, нарушении актуализации пассивного словаря, несформированность семантических полей, недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов, характерны специфические замены (подбор слова из области значений, близких к значению слова-стимула (темный — черный). Задачи исследования: 1. Изучить понятие о словаре прилагательных. 2. Рассмотреть рпзвитие словаря прилагательных в онтогенезе. 3. Изучить особенности овладения прилагательными детьми с ОНР. 4. Подобрать методики исследования сформированности словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи. 5. Рассмотреть методы формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи Этапы исследования: 1. Подготовительный: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме. Определена цель, предмет, объект и задачи исследования 2. Поисковый. Рассмотрены особенности формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР. 3. Экспериментальный: подбор комплекса упражнений для формирования словаря признаков у детей с ОНР. 4. Заключительный: подведение итогов, написание заключения. В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, классификация). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложение 1.
Содержание

Введение………………………………………………….……………………….....3 Глава1. Теоретические аспекты по формированию словаря признаков у детей с ОНР…….………………...………...…………………………………..…....6 1.1. Понятие о словаре прилагательных…………...……………………………..6 1.2. Развитие словаря прилагательных в онтогенезе……………………..……15 1.3. Особенности овладения прилагательными детьми с общим недоразвитием речи……………………………………….……………………………….….19 Глава2. Экспериментальное изучение логопедической работы по формированию словаря признаков у детей с ОНР…………...………………24 2.1. Методы исследования сформироаанности словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи ……………………………………….24 2.2. Методы формирования словаря прилагательных у детей с ОНР ……......28 Заключение………………………………………...………………………………33 Список литературы……………………………..…………….……….…..…..….35 Приложение…………………………………………..………………………...….38
Список литературы

1. Белобородова Е. В. Автореферат диссертации: Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи Белобородова Е. В.– Москва: 2007. – 23 с. 2. Волосовец, Т. В. Преодоление ОНР у дошкольников / Т. В. Волосовец. – М. : Сфера, 2008. – 256 с. 3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Академия пед. наук РСФСР, 1961. – 161 с. 4. Журкова, Н. С. Логопедия: преодоление ОНР у дошкольников / Голубец О.Д.,. Козырева Т. Б. Савушкина Е.Н. – М. : Арт ПТД, 1998. – 245 5. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А. В. Захарова. – Новосибирск, 1975. – 23 с. 6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык / Канакина В.П., Горецкий В.Г.. – М. : Просвещение, 2013. – 143 с. 7. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-н/Д. : Феникс ; СПб : Союз, 2004. – 224 с. 8. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения /М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 250 с. 9. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова. – М. : Владос, 1984. – 80 с. 10. Логинова, Е. А. Общее недоразвитие речи. / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. – М. : ФОРУМ : ИНФРА, 2018. – 64 с. 11. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / сост. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской, Ткаченко Т.А – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – 680 с. 12. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. – М. : Гном, 1992. – 95 с. 14. Л. Л. Ласаткин, Е. В. Клобуков, Л.П. Крысин и др. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л.П. Крысин и др – : Издательский центр «Академия». 2011 – 784 с 15. Валгина Н.С. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2003– 416 с 16. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2015. – 100 с. 17. Руденко, В. И. Логопедия: практическое пособие / В. И. Руденко. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 287 с. 18. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР / Л. Н. Смирнова. – М. : Мозайка -Синтез, 2002. – 250 с. 19. Сазонова, С. Н. Чепикова В.М. Селиверстов В.И ,Развитие словаря дошкольников с ОНР / С. Н. Сазонова С. Н. Чепикова В.М. Селиверстов В.И. – М. : Академия, 2007. – 144 с. 20. Сингаевская, О. В. Развитие связной речи дошкольников / О. В. Сингаевская // Логопедия сегодня. – 2011. – № 2. – С. 26-30. 21. Трубникова, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии / Н. М. Трубникова. –Екатеринбург : Урал.гос.пед. ун-т, 2005. – 51 с. 22. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 200 с. 23. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с. 24. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. – М. : Сфера, 2003. – 176 с. 25. Ушакова, Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. - №5. С.7-14. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А. В. Захарова. – Новосибирск, 1975. – 23 с. 26. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи / Е. М. Косинова. – М. : Эксмо, 2011. – 38 с. 27. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40 Туманова, Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева. – М. : Гном, 2000. – 214 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты по формированию словаря признаков у детей с ОНР 1.1 Понятия о словаре прилагательных Имя прилагательное - это часть речи, которая выражает общее значение признака предмета в форме грамматической зависимости от существительного (прилежный ученик, мысль интересна, бег был очень быстрым). Имена прилагательные обозначают признак предметов непосредственно или через отношение этих предметов к другим предметам[14, с. 39]. В. П. Канакина дает такое определение имени прилагательного: «Прилагательное-самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?» [6, с.38]. Авторы считают, что с учетом содержательной стороны признаков в составе качественных прилагательных могут быть выделены различные тематические группы: • Признаки, цветные оттенки и цвета: бежевый, алый, белый, коричневый, бордовый, бирюзово-синий, темно-зеленый; • Нравственно-интеллектуальные признаки человека: умный, глупый, добрый, злой, смелый, храбрый, мужественный, отважный, трусливый, робкий, правдивый, лживый, бессердечный; • Эмоциональные признаки и состояния человека: радостный , веселый, добрый, грустный, печальный, тоскливый, мрачный; • Признаки пространства и места: далекий, близкий, длинны, короткий, высокий. • Признаки качества: отличный, отменный, прекрасный, хороший, приличный, удовлетворительный, посредственный, плохой, скверный, негодный и другие признаки. На данный момент в русском языке имена прилагательные - это самая многочисленная часть речи после имени существительного.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg