Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

anton-88 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Старший дошкольный возраст — это особый период в жизни ребенка, когда выполняются многие виды деятельности. В возрасте 6-7 лет начинает формироваться учебная деятельность. Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.
Введение

Актуальность исследования. Проблема подготовки детей к школьному обучению, особенно детей с ЗПР, является в настоящее время одной актуальных в педагогической теории и практике. Готовность к школе знаменует собой достижения такого уровня развития ребенка, который наиболее полно соответствует потребностям современной начальной школы и позволяет прогнозировать высокую результативность учебного труда школьников. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Ее содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к школьному обучению, без которых нельзя рассчитывать на успехи, является мотивационная готовность. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, среди которых не менее 50% составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности рассматривается в трудах как отечественных (А.Н. Леонтьев,[33] Д.Н. Узнадзе,[62] Л.И. Божович,[1] Н.Г. Морозова, [44] Л.С. Славина,[58] А.К.Маркова[38] и др.), так и зарубежных авторов (А. Маслоу[39], Х. Хекхаузен[62], Э. Стоунс,[57] Й. Лингарт [35]и др.). Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме мотивации к школьному обучению (Л.И. Божович[1],Л.С. Выготский, [8] В.В. Давыдов,[16] А.Н.Леонтьев,[33] М.В., Славина[56] Л.С., Эльконин Д.Б. [65] и др.), специальных исследований (Л.В.Кузнецова,[31] И.Ю.Кулагина[30], Н.В Бабкина[2], У.В.Ульенкова[59], и др.), посвященных изучению мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии недостаточно. В связи с этим проблема формирования мотивационной готовности старших дошкольников с ЗПР приобретает наибольшую актуальность. Проблема исследования: каковы психолого- педагогические условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития? Объект исследования: мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Цель исследования: определить психолого- педагогические условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования: 1.Раскрыть теоретические основы мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического. 2. Определить особенности мотивационной готовности к школьному обучению старшего дошкольного возраста с ЗПР. 3. Подтвердить психолого-педагогические условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей с ЗПР. 4. Разработать рекомендации по формированию мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием комплекса методов исследования: изучение психолого-педагогической и специальной литературы, наблюдение, беседа, тестирование, анализ, синтез, обобщение полученных данных. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что формирование мотивационной готовности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: • формирование опыта учебной деятельности; • дифференцированный подход к определению условий обучения каждой личности; • разнообразие форм, методов педагогической работы, обеспечивающих повышение и сохранение интереса у детей к содержанию развивающего материала; • тесное сотрудничество родителей, педагога-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения по вопросам формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Методологическую основу исследования составляют труды ведущих ученых, педагогов в области готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный практические рекомендации и выводы могут быть использованы к применению в дошкольных образовательных учреждениях для формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. База исследования: МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида г. Орла». Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось по направлению: публикация материалов исследования в сборнике студенческой конференции (К проблеме формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития// Современные проблемы науки и образования: сборник научных трудов участников VI Международной научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования (2-3 апреля 2021г.) / под.общ.ред. А.И. Ахулковой. Орёл, 2021.- C. 229-233). Структура квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, выводов по материалам глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретическое обоснование мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6 1.1. Мотивация как критерий психологической готовности к школе 6 1.2. Особенности мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 14 1.3. Психолого-педагогические условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 18 Глава 2. Экспериментальное исследование мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31 2.1. Методика исследования 31 2.2. Анализ мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 34 2.3.Апробация комплекса занятий по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 52 2.4. Анализ результатов по апробации комплекса занятий, направленных на формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 56 2.5. Рекомендации, направленные на формирование мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 72 Выводы по материалам 1 главы 75 Заключение 78 Список использованной литературы 80
Список литературы

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М - 1993. – 152c. 2. Бабкина, Н.В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с задержкой психического развития/Н.В.Бабкина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – №5.- 253c. 3. Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школ/ Г.В Бородина //Дошкольное воспитание.- М - 2002. №10. –75c. 4. Венгер, Л. А Как дошкольник становится школьником? /Л.Вернер // Дошкольное воспитание. - 2005, - №8.-c 25 – 27. 5. Вилюнас, В. К. Обусловливание мотивационных отношений /Вестн. Моск. ун-та. Серия 14: Психология. — 1985. — № 4.-140c. 6. Вилюнас, В. К. Мотивация демонстративного поведения / Современная психология мотивации // В. К. Вилюнас, А. С. Кравченко; под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002.-240c. 7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка./ Л.А.Венгер, Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. - М.: Просвещение, 2005. -121с. 8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский.- М., Педагогика, 1991.-222c. 9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-и т. /Л.С.Выготский под. ред. Запорожец. - М.: Педагогика (4 том) 1966.-230c 10. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер.- М.: Просвещение, 1973-260c. 11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И. Гуткина- СПб, 2004. –216. 12. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению»/ Гуткина Н.И. – М.: Владос, 2002.- С. 70 – 90. 13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И..Гуткина. - СПб.: ПИТЕР, 2006.- 141c. 14. Годфруа, Ж. Х. Что такое психология/ Ж. Х. Годфруа; в 2-х т. Т.1: Пер. С франц. - М.: Мир, 1996. С. 24 - 35. – c 57- 62. 15. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов) / В. В.Давыдов. - М., Педагогика, 1972. 16. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения/ В. В.Давыдов.- М.: Педагогика, 1986.- 139 c. 17. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян; Отв.ред. Е.В.Шорохова; АН СССР.Ин-т психологии.- М.: Наука, 1976. – 304 c. 18. Дубровина, И.В. "Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология"/ И.В. Дубровина ; под ред. Дубровина И.В., Зацепин В.В.- М., 1999 – 79c. 19. Дубровинкой, И.В. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / И.В. Дубровинкой; под ред. И.В. Дубровинкой. – М.: Просвещение, 1987.- 95c. 20. Дьяченко, О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование.–1997. - №2.-С. 45-50. 21. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции /Г.И.Жаренкова//Дефектология. – 2016. № 5. –С.33. 22. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб, пособие / Е.П. Ильин. – СПБ.: ПИТЕР, 2000.-19c. 23. Инденбаум, Е.Н. Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР» / Е.Н Инденбаум// Дефектология. – 2005. – №4. – С.26. 24. Кавеньяк, Э. Г. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/ Э. Г. Кавеньяк.— СПб., 1890—1907.-146c. 25. Коломенский, Я.Л. Возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания / Я.Л. Коломенский, Н. А. Березовин.М: Речь. - 1970.- 124с. 26. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии./ Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. – 211 с. 27. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраст. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., изд-во "Наука", 2002.-345с 28. Кравцов, Г. Г., Кравцова, Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе/ Г. Г.Кравцов, Е. Е. Кравцова.— М., 1987.-157с. 29. Кравцов, Г.Г. Психологическая готовность к школе/ Г. Г.Кравцов, Е. Е. Кравцова.— Москва, 1987.- с 120-123с. 30. Кулагина, И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия/И.Ю. Кулагина; сост.О.В.Защиринская. - СПб.: Речь, 2004. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – С. 308-320. 31. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова, Л. В. ., Переслени, Л. И. Солнцева, Л. И. и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-200с. 32. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды/А.Н.Леонтьев. - М.: Педагогика, 1990.-58с. 33. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики. Изд. 2-е/А.Н.Леонтьев.- М., 1965.-36 – 37с. 34. Лозоцева, В.Н.. Опыт исследования личностных устремлений подростков/ В.Н.. Лозоцева.- М., 1992.-43с. 35. Лингарт, Й.Х. Процесс и структура человеческого учения./ Й.Х. Лингарт .— М., 1970.-174с. 36. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников/ М.В. Матюхина.- М.: Педагогика, 1984. 37. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/ А.К.Маркова, Т.А. Матис , А.Б. Орлов. - М., 1990. -163с. 38. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. ? М.: Педагогика, 1983. -120с. 39. Маслоу, А.Х. Теория человеческой мотивации/А.Х. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.- с 48-50. 40. Матвеева, О.Н. Программа "Солнышко" для социально-психологической адаптации детей в начальной школе//Школьный психолог/ О.Н. Матвеева. - 2004. - №6- 57с. 41. Менчинская, Н. А. Развитие психики ребенка / Н. А. Менчинская.- М., 1957.-27с. 42. Менчинская ,Н. А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников/ Н. А. Менчинская.- М., 1971. -130с. 43. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/ Н. А. Менчинская.- М., 1978.-126с. 44. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. / Н. Г. Морозова.- М., АПН, 1961.- 169с. 45. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация и контроль за действием / М. Ш. Магомед-Эминов, И. А. Васильев. — М.: МГУ, 1991. — 154с. 46. Мухина, В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. –с 27-30. 47. Березовин, Н. А. Основы «Психологии и педагогики» : учебное пособие,2-е изд., / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских, 2008.- 143с. 8. Нежнова, Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к школьному возрасту/Нежнова,Т.А// - М., 1988.-10с. 49. Нижегородцева, Н.В., Шадриков ,В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Владос, 2001. - 256 с. 50. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе/ Г.Г.Петроченко.- М. 1978-13с. 51. Петроченко, Г.Г. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Г.Г.Петроченко; под ред. И.В. Дубровиной. // М. 1998 – 36с. 52. Платонов, К.К. Занимательная психология/ К.К.Платонов.– М.: Молодая гвардия, 1986. – 265с. 53. Крылова, А.А. Психология. Учебник. / А.А. Крылова; под ред. А.А. Крылова. – М., 2001.-129с.. 54. Салмина, Н.Г. Оценка психологической готовности детей к школе / Н.Г. Салмина.- М.: Айрис-пресс, 2005.-152с. 55. Самоухина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы/ Н.В. Самоухина, М., 1993.-125с. 56. Славина, Л.С. Трудные дети/ Л.С Славина.- М.: Институт Практической Психологии , 1998.-496с. 57. Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс // М., 1984.- 472с. 58. Нежнова, Т. А. Журнал практического психолога/ Т. А. Нежнова// - 2008. - № 5.- С. 178. 59. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития/ У. В. Ульенкова.— М.: Педагогика, 1990. – с 123 – 130. 60. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н.Узнадзе. – М: Смысл,2004.- 200с. 61. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен.- СПб., 2003.-15с. 62. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб., 2001.-173с. 63. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / С.Г. Шевченко; под общей ред. С.Г. Шевченко.- М.: Школьная Пресса, 2003.-191с. 64. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина.- Балашов:- «Николаев», 2004.- 68с. 65. Эльконин, Д.П. "Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста"/ Д.П. Эльконин; под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера.- М., 1988 - 189 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 1.1. Мотивация как критерий психологической готовности к школе В психологическом словаре понятие "готовность к школьному обучению" рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович[1], А.Л. Вегнер[4], Н.И. Гуткина[11], Г.Г. Кравцов[28], Н.Г. Салмина[54], и др.). Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Л.С. Выготский [8]одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, [5] быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. В.С. Мухина[46] утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg