Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Оценка функционального состояния и уровня физической работоспособности у спортсменок в зависимости от фаз овариально-менструального цикла

kisssaaa0721 264 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Объект исследования - функциональное состояние и уровень физической работоспособности у спортсменок Предмет исследования- функциональное состояние и уровень физической работоспособности у спортсменок в зависимости от фаз овариально-менструального цикла Цель исследования: выявить особенности оценки функционального состояния и уровня физической работоспособности у спортсменок в зависимости от фаз овариально-менструального цикла. Задачи исследования: 1. Выявить морфофункциональные особенности женского организма 2.Изучить понятие «овариально – менструальный цикл» 3. Выявить особенности физической работоспособности спортсменок в разные фазы менструального цикла 4. Изучить функциональную подготовленность спортсменок в различные фазы овариально-менструального цикла 5. Выявить особенности построения тренировочного процесса квалифицированных спортсменок в пауэрлифтинге с учетом ОМЦ 6. Выявить особенности врачебного контроля за женщинами спортсменками Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования.
Введение

Актуальность. Возможность адекватного приспособления женского организма к окружающей среде во многом обеспечивается влиянием половых гормонов, изменение концентрации которых в различные фазы овариальноменструального цикла приводит к существенному различию в регуляции функций организма [8]. По мнению многих авторов, циклические изменения в организме женщины, которые связаны с менструальной функцией, существенно влияют на весь организм и, в частности, на его работоспособность [7]. О. В. Базанова с соавторами [1] считают, что гормональный статус женщины играет роль в формировании психофизиологических способностей на разных фазах цикла. Менструальный цикл оказывает влияние на физическую и когнитивную работоспособность женщины, спортивные достижения женщин также зависят от фазы МЦ [2]. Проводятся исследования по выявлению влияния суточных и месячных хронотипологических особенностей высококвалифицированных спортсменок на работу кардиореспираторной системы, физическую работоспособность [4]. При этом динамика изменения функционального состояния и самооценки спортсменок представлена не достаточно. Согласно современным представлениям, менструальный цикл рассматривается как сложный физиологический процесс, который состоит из циклических изменений многих систем женского организма. С точки зрения гинекологической эндокринологии [3, 5], ведущими являются изменения, происходящие в яичниках. В яичниковом цикле выделяют две фазы: фолликулярную, во время которой происходит рост и созревание фолликула, и фазу желтого тела. Основным моментом, разделяющим эти фазы, является овуляция. Воронова Н. В. выделяет следующие фазы ОМЦ: раннюю (3–5 дней после менструации, EF) и позднюю эстрогеновую (2–3 дня до овуляции, LF) и прогестероновую (5–10 дней после овуляции, L) [2]. При построении тренировочного процесса в спорте выделяют пять фаз овариальноменструального цикла [6].
Содержание

Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Анатомо-физиологическая характеристика особенностей женского организма ………………………………………………………………………….5 1.1. Морфофункциональные особенности женского организма……………….5 1.2. Овариально – менструальный цикл и функциональное состояние организма женщины ……………………………………………………………………………8 Глава 2. Задачи. Методы и организация исследования………………………...11 2.1. Организация исследования ………………………………………………….11 2.2. Методы и задачи исследования………………………………………………12 Глава 3. Физическая работоспособность спортсменок в разные фазы менструального цикла……………………………………………………….. . 14 3.1.Результаты исследования………………………………………………………………………14 3. 2. Построение тренировочного процесса квалифицированных спортсменок в пауэрлифтинге с учетом ОМЦ……………………………………………………15 Заключение ………………………………………………………………………. 20 Список использованных источников ………………………………………….. 21
Список литературы

1. Базанова, О.М. Некоторые психофизиологические характеристики женщин-музыкантов в течение эстрального цикла / О. М. Базанова, А. С. Закамалдин, А. А. Устинов// 4 Съезд физиологов Сибири: Тезисы докладов. – Новосибирск: СО РАМН, 2002. – С. 25. 2. Венгерова, Н.Н. Планирование учебно-тренировочного процесса гимнасток-художниц с учетом биологических циклов / Н.Н. Венгерова, И.О. Соловьева // Гимнастика: сборник научных трудов. - СПб.: [б.и.]. – 2009. - Выпуск 7. – С. 27 - 31. 3. Венгерова, Н.Н. Проблемы развития организма девочек, занимающихся художественной гимнастикой / Н.Н. Венгерова, И.О. Соловьева // Гимнастика: сборник научных трудов. - СПб.: [б.и.]. – 2007. - Выпуск 5. – С. 24 – 27 4. Воронова, Н.В. Электромиографические параметры у женщин репродуктивного возраста в течение менструального цикла / Н. В. Воронова, А.Ю. Мейгал, Л.Е. Елаева и др. // Системные и клеточные механизмы в физиологии двигательной системы. Материалы VI Всероссийской с международным участием школы-конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 1–4 февраля 2011 г. – М.: Графика-Сервис, 2011. – С. 49. 5. Гинекологическая эндокринология / под ред. К.Н. Жмакина. – Москва: Медицина, 1980. – 346 с. 6. Горбанева, Е. П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности: автореф. дис. … д-ра мед. наук: 03.03.01 / Е. П. Горбанева. – Волгоград, 2012. – 48 с. 7. Захарьева, Н.Н Хронобиологические особенности высококвалифицированных спортсменок / Н.Н. Захарьева, Л.А. Белицкая // Системные и клеточные механизмы в физиологии двигательной системы. Материалы VI Всероссийской с международным участием школыконференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 1–4 февраля 2011 г. – М. : Графика-Сервис, 2011. – С. 114. 8. Клочко Л.И. Общая характеристика работоспособности у спортсменок высокого класса в период овариально-менструального цикла в беге на выносливость / Л.И. Клочко. – Физическое воспитание студентов. – 2012. – С. 34-37 9. Лагутина, М.В. Особенности функциональных свойств организма спортсменок фитнес-аэробики в разные фазы менструального цикла / М.В. Лагутина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - № 1(26). – Наб.Челны: Изд-во «ПовГАФКСиТ», 2013. – С. 114 – 122 10. Нейроэндокринология: Клинические очерки / под ред. Е. И. Маровой. – Москва : Медицина, 1999. – 349 с. 11. Погадаева, О.В. Оценка клинической эффективности локального альфа-стимулирующего тренинга / О. В. Погадаева, Л. П. Черапкина, Н. А. Ба?ва и др.// Биоуправление в медицине и спорте : материалы IV Всероссийской конференции 8–9 апреля 2002 года. – Омск: ИМББ СО РАМН, СибГАФК, 2002. – С. 71–75. 12. Похоленчук, Ю. Т. Современный женский спорт / Ю. Т. Похоленчук, Н. В. Свечникова. – Киев : Здоровье, 1987. – 192 с. 60 13. Радзиевский, А. Р. Физиологическое обоснование управления спортивной тренировкой женщин с учетом фаз менструального цикла / А. Р. Радзиевский, Л. Г. Шахлина, З. Р. Яценко и др.// Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 6. – С. 47–49. 14. Шахлина Л.Я.-Г. Функциональное состояние, физическая работоспособность квалифицированных спортсменок с учетом биологической цикличности женского организма / Л.Я.-Г. Шахлина // Наука в олимпийском спорте. – 2004. – № 1. – С. 84–91. 15. Шахлина Л.Я.-Г. Половое созревание девочек, его роль в спортивной подготовке женщин / Л.Я.-Г. Шахлина, Л.В. Литисевич // Спортивная медицина. – 2008. – №2. – С. 6-15
Отрывок из работы

Глава 1. Анатомо-физиологическая характеристика особенностей женского организма 1.1. Морфофункциональные особенности женского организма Занятия девушек и женщин физической культурой и спортом должны осуществляться с учетом их анатомо-физиологических особенностей и биологической функции материнства. Специфические особенности женского организма проявляются в физическом развитии, строении тела, морфологии и физиологии отдельных систем организма, в степени развития основных физических качеств: силы, скорости, выносливости и т.д. Физическое развитие девочек до 10-11 лет не отличается от развития мальчиков, за исключением веса, который у девочек меньше. В 12-16 лет девочки обгоняют мальчиков по росту, массе тела и некоторым другим антропометрическим показателям. В 17-18 лет юноши в физическом развитии догоняют и перегоняют девушек. У женщин показатели физического развития иные, чем у мужчин. У женщин , по сравнению с мужчинами, более хрупкий скелет, меньше длина и масса тела. Туловище женщин длиннее, плечи уже, таз шире, ноги и руки короче, центр тяжести тела, играющий большую роль в механике движений, находится ниже, чем у мужчин. Эти особенности телосложения благоприятствуют выполнению упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности, но ограничивают быстроту бега, высоту прыжков. У женщин больший объем жировой массы и меньшая сила мышц. Мышечная масса у женщин не превышает 35% от общего веса тела, в то время как у мужчин вес мышц достигает 40-45%. Напротив, жировая ткань у женщин составляет относительно большую часть веса тела – 28%. У мужчин же – 18%. Систематические занятия спортом способствуют увеличению мышечной массы у спортсменок, тем не менее, она не достигает уровня, свойственного спортсменам. Более слабое развитие мышц у женщин проявляется и в более низких показателях силы различных мышц: шеи, рук, ног, спины и др. Вместе с тем, мышцы и связки у женщин эластичнее мужских, чем и объясняется большая подвижность в суставах, мягкость и плавность движений. Вместе с тем при чрезмерных нагрузках это части приводит к деформациям позвоночника и стопы, а слабость брюшного пресса и мышц тазового дна может стать причиной нарушений положения матки при выполнении упражнений, связанных с повышением внутрибрюшного давления и со значительными сотрясениями тела при беге, прыжках, соскоках и т.п. Вместе с тем женщины с большей легкостью выполняют упражнения, требующие грации, пластичности, чувства ритма, равновесия, так как они соответствуют физиологическим особенностям женского организма. Определенные различия у мужчин и женщин имеются в типологических особенностях нервной системы. Женщины более возбудимы и эмоциональны, что должен учитывать в своей работе преподаватель (тренер) для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. У женщин чаще, чем у мужчин, возбуждение преобладает над торможением, значительно острее реакции на раздражители, чаще возникают срывы в неблагоприятных условиях. У женщин меньше и основные параметры гемодинамики: объем сердца, толщина миокарда, объем левого желудочка. Физическая работоспособность женщины составляет не более 60-80% таковой у мужчин. Адаптация к физическим нагрузкам характеризуется большим напряжением кардиореспираторных функций с более медленным врабатыванием и восстановлением. Минутный объем кровообращения достигается в большой степени за счет увеличения ЧСС, чем систолического выброса, кислородный долг больше при меньшей способности к его удовлетворению. У женщин при выполнении физических упражнений обычно отмечаются несколько большая частота пульса и дыхания, несколько менее выраженное повышение максимального АД и более продолжительный период восстановления. Чаще по сравнению с мужчинами при физических нагрузках наблюдается атипичные реакции. Иммунный ответ женского организма выше. Поскольку в регуляции иммунитета участвуют половые гормоны, некоторые заболевания, в основе которых лежат аутоимунные процессы, у женщин развиваются чаще, чем у мужчин. Хотя с ростом тренированности функциональные возможности женского организма значительно расширяются и по ряду параметров приближаются к таковым у мужчин, все же спортсменки не достигают свойственных последним адаптационных возможностей и проявления основных физических качеств. При тренировках в одних и тех же видах спорта объем и интенсивность физических нагрузок у женщин должны быть несколько ниже, чем у мужчин. Методы тренировки также должны отличаться. Женщины и мужчины не должны соревноваться между собой, так как это неизбежно вызовет перегрузку у женщин. Морфофункциональные и психологические особенности женщин создают предпосылки к занятиям определенными видами спорта и затрудняют достижения в других. Это следует учитывать при построении тренировочного процесса и методики врачебно-педагогического контроля. Так, женщины более склонны к упражнениям, развивающим гибкость, грацию, красоту и координацию движений. Долгое время считались противопоказанными женскому организму упражнения, связанные с максимальным проявлением выносливости, большими силовыми и статическими напряжениями, механическим сотрясением тела. Ограничивалась длина дистанций в легкой атлетике, конькобежном и лыжном спорте, гребле. Но в последнее время все больше проявляется тенденция к расширению видов спорта, которыми могут заниматься женщины. По данным ряда авторов, возможности к развитию выносливости у мужчин и женщин примерно равны, поскольку сердечная мышца, аппарат кровообращения и система аэробного энергообеспечения у них одинаково тренируемы. При регулярной тренировке женщина способна достичь такой же способности к поглощению кислорода по отношению к массе тела, как и мужчина, а способность использовать кислород у нее даже выше. При больших нагрузках в равных условиях с мужчиной организм женщины меньше подвержен дегидратации. Регулярные и правильные спортивные занятия оказывают благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье девушек и женщин, значительно расширяют функциональные возможности их организма. Как правило, у женщин, занимающихся физической культурой и спортом, беременность и роды протекают легче, с меньшим количеством осложнений, чем у незанимающихся. 1.2. Овариально – менструальный цикл и функциональное состояние организма женщины Основной физиологической особенностью женщины является репродуктивная функция ,то есть способность к оплодотворению и беременности. На это направлены все функциональные особенности ее организма. Репродуктивная функция женщины связана с овариально-менструальным циклом (ОМЦ). Он состоит в циклических изменениях функции половых желез с одновременными колебаниями физиологического состояния других систем организма: ЦНС, кардио-респираторной и др. В яичнике новорожденной девочки заложено 40 000 незрелых яйцеклеток. • Впервые цикл появляется у девочек в 12 – 14 лет (иногда 9 – 10 лет). • Средняя продолжительность – 28 дней (с колебаниями от 21 до 42 дней). • За детородный период полностью созревают 400 – 500 половых клеток. ОМЦ включает взаимосвязанные и гормонально обусловленные отдельные, параллельно протекающие циклы: яичниковый, маточный и менструальную волну (цикличность функций других систем). Регуляцию менструального цикла осуществляют кора больших полушарий, гипоталамус, гипофиз, яичники, периферические ткани и органы, реагирующие на половые гормоны. Тренировочный процесс программируется с обязательным учетом пяти фаз ОМЦ (классификация Н.В. Свечниковой, 1976). 1. Первая фаза – менструальная – продолжается с 1 по 3 – 7 дни ОМЦ, связана со спазмом, омертвлением капилляров слизистой матки и ее отторжением, что сопровождается разрывов мелких сосудов и кровотечение (50 – 200 мл. крови). 2. Вторая фаза – постменструальная – продолжается с 4 – 7 по 12 дни, характеризуется ростом фолликула в яичнике, созреванием яйцеклетки, возрастающим синтезом эстрогенов и развитием слизистой матки. 3. Третья фаза – овуляторная – с 13 по 14 день – характеризуется разрывом созревающего фолликула, выходом яйцеклетки и продвижением ее по маточным трубам в матку. 4. Четвертая фаза – постовуляторная – с 15 до 25 дней, заключается в формировании желтого тела из остатков фолликула и выделением гормона прогестерона. Он активирует развитие кровеносных сосудов и секреторные процессы в слизистой матки. При отсутствии оплодотворения и беременности желтое тело через 10 – 12 дней подвергается обратному развитию. 5. Пятая фаза – предментсруальная – наступает за 2 – 3 дня до начала менструального цикла (с 26 – 28 дня). Она связана с регрессом желтого тела и прекращением секреции прогестерона. Адаптация женщин к большим физическим нагрузкам тесно связана с уровнем половых гормонов. Развитие двигательных качеств, рост спортивных результатов у девочек – подростков зависит от индивидуальных темпов полового созревания. Нарушение функции половых желез приводят к снижению спортивных результатов. В то же время, умеренные упражнения в рамках физической культуры благоприятно сказываются на состоянии половой сферы, физическом развитии в период роста и формирования девушек. У 87 % женщин, активно занимающихся физической культурой, легче протекают роды, рождаются здоровые дети. Влияние больших физических нагрузок зависит от правильного построения тренировочного процесса с учетом ОМЦ. Тренировки , которые проходят с чередованием больших, малых и средних нагрузок в микроциклах имеют благоприятное влияние. Глава 2. Задачи. Методы и организация исследования 2.1. Организация исследования В современном мире спортивных достижений существует потребность в углубленном изучении адаптивных реакций в свете морфофункциональных особенностей женского организма и при обязательном учете динамики функционального состояния в течение овариально-менструального цикла. Эти сведения должны лечь в основу научного обоснования и разработки технологий учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности женщин-спортсменок В первую очередь необходимо уделять внимание субъективным показателям самочувствия спортсменки в период ОМЦ. Это регулярное наблюдение спортсменки за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом (наилучшая форма самоконтроля - ведение специального дневника). Основные показатели самоконтроля включают: • Субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит); • Объективные (масса тела, ЧСС, АД, ЧД, ЖЕЛ, результаты простейших функциональных проб и контрольных физических испытаний); Постоянное ведение дневника самоконтроля дает возможность определить эффективность занятий, оптимально планировать величину и интенсивность физической нагрузки, периоды отдыха,оценить эффективность построения тренировочного микроцикла. Работа выполнена на базе кафедры анатомии и физиологии Волгоградской государственной академии физической культуры в течение 2011-2013 го- дов. В исследовании приняли участие 15 девушек-спортсменок, являющихся студентками Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» разных специализаций. женского пола в возрасте 19-22 лет. Все спортсменки существенно не отличались по уровню физического развития и физической подготовленности и не имели отклонений в состоянии здоровья. Исследования проведены в три основных этапа: На первом этапе осуществлено изучение научно-методической литературы по теме исследований, произведен подбор адекватных методов и методических приемов исследования, определен контингент обследуемых. На втором этапе проведено изучение параметров функциональной подготовленности у спортсменок в различные фазы овариально-менструального цикла На третьем этапе проведена математическая обработка полученного экспериментального материала, его анализ, описание и оформление работы. 2.2. Методы и задачи исследования Для достижения поставленных в исследовании задач использовался комплекс методов для определения и оценки различных параметров функционального состояния организма. Полученные результаты были обработаны с помощью математических методов. Был проведен теоретический анализ и обобщение данных доступных литературных источников. Было изучено и проанализировано 15 литературных источника отечественных и зарубежных авторов. Определение физической работоспособности (РWC170). Физическая работоспособность у спортсменок 19-22 лет определялась в двух пятиминутных мышечных нагрузках по принципам проведения теста PWC170 (Sjostrand T., 1947; Карпман В.Л. и др., 1972, 1977; Белоцерковский З.Б., 2005). При выполнении этого теста испытуемые выполняли две 5-минутные нагрузки. Между нагрузками испытуемые отдыхали в течение 5 минут. В конце первой и второй нагрузки регистрировалась частота сердечных сокращений в 1 минуту. После проведения тестирования показатель РWC170 рассчитывался по формуле, предложенной В.Л. Карпманом и др. (1974) Для выяснения продолжительности овариально-менструального цикла и его фаз в течение двух месяцев спортсменки вели учетную запись сроков наступления менструации, и ее продолжительности. Наличие стадии овуляции устанавливалось путем измерения базальной температуры тела (БТТ). Оценка функциональной подготовленности спортсменок осуществлялась в менструальную, постменструальную (предовуляторную) и постовуляторную фазы овариально- менструального цикла. Оценка результатов исследований осуществлялась при использовании методов математического анализа экспериментальных данных. Рассчитывалась средняя арифметическая величина (x). Обработка первичных данных и заключительный статистический анализ полученных результатов производились с использованием программного пакета Microsoft Excel XP (Copyright ©, 1995-1999 by Microsoft Corporation). Глава 3. Физическая работоспособность спортсменок в разные фазы менструального цикла 3.1. Результаты исследования Мы опросили 15 девушек-спортсменок, являющихся студентками Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» разных специализаций. Опираясь на данные, полученные путем опроса мы выявили, что первая группа (примерно 50% спортсменок) имеют хорошее самочувствие и общее состояние по показателям функциональных проб. Они демонстрируют высокие спортивные результаты во время всех фаз цикла. Вторая группа (примерно треть спортсменок) в период менструальной фазы испытывают общую слабость, быструю утомляемость, сонливость, отсутствие желания тренироваться. Объективно: наблюдается снижение артериального давления, удлинение восстановительного периода после функциональных проб. Студентки, условно отнесенные к третьей группе, (около 5%) в первые дни цикла испытывают повышенную раздражительность, чувство «скованности», боль внизу живота, головную боль, беспокойный сон. Объективно: учащается ЧСС и повышается артериальное давление, особенно максимальное. У четвертой группы (около 5%) во время менструации развивается комплекс симптомов, напоминающий проявления интоксикации: общее недомогание, тошнота, ноющие боли в суставах, мышцах, беспокойный сон. Объективно: ЧСС и дыхание учащаются, артериальное давление либо в норме, либо понижается.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 44 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 26 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg