Глава 1. Анатомо-физиологическая характеристика особенностей женского организма
1.1. Морфофункциональные особенности женского организма
Занятия девушек и женщин физической культурой и спортом должны осуществляться с учетом их анатомо-физиологических особенностей и биологической функции материнства.
Специфические особенности женского организма проявляются в физическом развитии, строении тела, морфологии и физиологии отдельных систем организма, в степени развития основных физических качеств: силы, скорости, выносливости и т.д.
Физическое развитие девочек до 10-11 лет не отличается от развития мальчиков, за исключением веса, который у девочек меньше. В 12-16 лет девочки обгоняют мальчиков по росту, массе тела и некоторым другим антропометрическим показателям. В 17-18 лет юноши в физическом развитии догоняют и перегоняют девушек. У женщин показатели физического развития иные, чем у мужчин.
У женщин , по сравнению с мужчинами, более хрупкий скелет, меньше длина и масса тела. Туловище женщин длиннее, плечи уже, таз шире, ноги и руки короче, центр тяжести тела, играющий большую роль в механике движений, находится ниже, чем у мужчин. Эти особенности телосложения благоприятствуют выполнению упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности, но ограничивают быстроту бега, высоту прыжков.
У женщин больший объем жировой массы и меньшая сила мышц. Мышечная масса у женщин не превышает 35% от общего веса тела, в то время как у мужчин вес мышц достигает 40-45%. Напротив, жировая ткань у женщин составляет относительно большую часть веса тела – 28%. У мужчин же – 18%. Систематические занятия спортом способствуют увеличению мышечной массы у спортсменок, тем не менее, она не достигает уровня, свойственного спортсменам.
Более слабое развитие мышц у женщин проявляется и в более низких показателях силы различных мышц: шеи, рук, ног, спины и др.
Вместе с тем, мышцы и связки у женщин эластичнее мужских, чем и объясняется большая подвижность в суставах, мягкость и плавность движений. Вместе с тем при чрезмерных нагрузках это части приводит к деформациям позвоночника и стопы, а слабость брюшного пресса и мышц тазового дна может стать причиной нарушений положения матки при выполнении упражнений, связанных с повышением внутрибрюшного давления и со значительными сотрясениями тела при беге, прыжках, соскоках и т.п.
Вместе с тем женщины с большей легкостью выполняют упражнения, требующие грации, пластичности, чувства ритма, равновесия, так как они соответствуют физиологическим особенностям женского организма.
Определенные различия у мужчин и женщин имеются в типологических особенностях нервной системы. Женщины более возбудимы и эмоциональны, что должен учитывать в своей работе преподаватель (тренер) для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. У женщин чаще, чем у мужчин, возбуждение преобладает над торможением, значительно острее реакции на раздражители, чаще возникают срывы в неблагоприятных условиях.
У женщин меньше и основные параметры гемодинамики: объем сердца, толщина миокарда, объем левого желудочка.
Физическая работоспособность женщины составляет не более 60-80% таковой у мужчин. Адаптация к физическим нагрузкам характеризуется большим напряжением кардиореспираторных функций с более медленным врабатыванием и восстановлением. Минутный объем кровообращения достигается в большой степени за счет увеличения ЧСС, чем систолического выброса, кислородный долг больше при меньшей способности к его удовлетворению.
У женщин при выполнении физических упражнений обычно отмечаются несколько большая частота пульса и дыхания, несколько менее выраженное повышение максимального АД и более продолжительный период восстановления. Чаще по сравнению с мужчинами при физических нагрузках наблюдается атипичные реакции.
Иммунный ответ женского организма выше. Поскольку в регуляции иммунитета участвуют половые гормоны, некоторые заболевания, в основе которых лежат аутоимунные процессы, у женщин развиваются чаще, чем у мужчин.
Хотя с ростом тренированности функциональные возможности женского организма значительно расширяются и по ряду параметров приближаются к таковым у мужчин, все же спортсменки не достигают свойственных последним адаптационных возможностей и проявления основных физических качеств.
При тренировках в одних и тех же видах спорта объем и интенсивность физических нагрузок у женщин должны быть несколько ниже, чем у мужчин. Методы тренировки также должны отличаться. Женщины и мужчины не должны соревноваться между собой, так как это неизбежно вызовет перегрузку у женщин.
Морфофункциональные и психологические особенности женщин создают предпосылки к занятиям определенными видами спорта и затрудняют достижения в других. Это следует учитывать при построении тренировочного процесса и методики врачебно-педагогического контроля. Так, женщины более склонны к упражнениям, развивающим гибкость, грацию, красоту и координацию движений. Долгое время считались противопоказанными женскому организму упражнения, связанные с максимальным проявлением выносливости, большими силовыми и статическими напряжениями, механическим сотрясением тела. Ограничивалась длина дистанций в легкой атлетике, конькобежном и лыжном спорте, гребле. Но в последнее время все больше проявляется тенденция к расширению видов спорта, которыми могут заниматься женщины. По данным ряда авторов, возможности к развитию выносливости у мужчин и женщин примерно равны, поскольку сердечная мышца, аппарат кровообращения и система аэробного энергообеспечения у них одинаково тренируемы. При регулярной тренировке женщина способна достичь такой же способности к поглощению кислорода по отношению к массе тела, как и мужчина, а способность использовать кислород у нее даже выше. При больших нагрузках в равных условиях с мужчиной организм женщины меньше подвержен дегидратации.
Регулярные и правильные спортивные занятия оказывают благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье девушек и женщин, значительно расширяют функциональные возможности их организма. Как правило, у женщин, занимающихся физической культурой и спортом, беременность и роды протекают легче, с меньшим количеством осложнений, чем у незанимающихся.
1.2. Овариально – менструальный цикл и функциональное состояние организма женщины
Основной физиологической особенностью женщины является репродуктивная функция ,то есть способность к оплодотворению и беременности. На это направлены все функциональные особенности ее организма.
Репродуктивная функция женщины связана с овариально-менструальным циклом (ОМЦ). Он состоит в циклических изменениях функции половых желез с одновременными колебаниями физиологического состояния других систем организма: ЦНС, кардио-респираторной и др. В яичнике новорожденной девочки заложено 40 000 незрелых яйцеклеток.
• Впервые цикл появляется у девочек в 12 – 14 лет (иногда 9 – 10 лет).
• Средняя продолжительность – 28 дней (с колебаниями от 21 до 42 дней).
• За детородный период полностью созревают 400 – 500 половых клеток.
ОМЦ включает взаимосвязанные и гормонально обусловленные отдельные, параллельно протекающие циклы: яичниковый, маточный и менструальную волну (цикличность функций других систем).
Регуляцию менструального цикла осуществляют кора больших полушарий, гипоталамус, гипофиз, яичники, периферические ткани и органы, реагирующие на половые гормоны.
Тренировочный процесс программируется с обязательным учетом пяти фаз ОМЦ (классификация Н.В. Свечниковой, 1976).
1. Первая фаза – менструальная – продолжается с 1 по 3 – 7 дни ОМЦ, связана со спазмом, омертвлением капилляров слизистой матки и ее отторжением, что сопровождается разрывов мелких сосудов и кровотечение (50 – 200 мл. крови).
2. Вторая фаза – постменструальная – продолжается с 4 – 7 по 12 дни, характеризуется ростом фолликула в яичнике, созреванием яйцеклетки, возрастающим синтезом эстрогенов и развитием слизистой матки.
3. Третья фаза – овуляторная – с 13 по 14 день – характеризуется разрывом созревающего фолликула, выходом яйцеклетки и продвижением ее по маточным трубам в матку.
4. Четвертая фаза – постовуляторная – с 15 до 25 дней, заключается в формировании желтого тела из остатков фолликула и выделением гормона прогестерона. Он активирует развитие кровеносных сосудов и секреторные процессы в слизистой матки. При отсутствии оплодотворения и беременности желтое тело через 10 – 12 дней подвергается обратному развитию.
5. Пятая фаза – предментсруальная – наступает за 2 – 3 дня до начала менструального цикла (с 26 – 28 дня). Она связана с регрессом желтого тела и прекращением секреции прогестерона.
Адаптация женщин к большим физическим нагрузкам тесно связана с уровнем половых гормонов. Развитие двигательных качеств, рост спортивных результатов у девочек – подростков зависит от индивидуальных темпов полового созревания. Нарушение функции половых желез приводят к снижению спортивных результатов. В то же время, умеренные упражнения в рамках физической культуры благоприятно сказываются на состоянии половой сферы, физическом развитии в период роста и формирования девушек. У 87 % женщин, активно занимающихся физической культурой, легче протекают роды, рождаются здоровые дети. Влияние больших физических нагрузок зависит от правильного построения тренировочного процесса с учетом ОМЦ. Тренировки , которые проходят с чередованием больших, малых и средних нагрузок в микроциклах имеют благоприятное влияние.
Глава 2. Задачи. Методы и организация исследования
2.1. Организация исследования
В современном мире спортивных достижений существует потребность в углубленном изучении адаптивных реакций в свете морфофункциональных особенностей женского организма и при обязательном учете динамики функционального состояния в течение овариально-менструального цикла. Эти сведения должны лечь в основу научного обоснования и разработки технологий учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности женщин-спортсменок
В первую очередь необходимо уделять внимание субъективным показателям самочувствия спортсменки в период ОМЦ. Это регулярное наблюдение спортсменки за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом (наилучшая форма самоконтроля - ведение специального дневника).
Основные показатели самоконтроля включают:
• Субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит);
• Объективные (масса тела, ЧСС, АД, ЧД, ЖЕЛ, результаты простейших функциональных проб и контрольных физических испытаний);
Постоянное ведение дневника самоконтроля дает возможность определить эффективность занятий, оптимально планировать величину и интенсивность физической нагрузки, периоды отдыха,оценить эффективность построения тренировочного микроцикла.
Работа выполнена на базе кафедры анатомии и физиологии Волгоградской государственной академии физической культуры в течение 2011-2013 го-
дов. В исследовании приняли участие 15 девушек-спортсменок, являющихся студентками Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» разных специализаций. женского пола в возрасте 19-22 лет. Все спортсменки существенно не отличались по уровню физического развития и физической подготовленности и не имели отклонений в состоянии здоровья.
Исследования проведены в три основных этапа:
На первом этапе осуществлено изучение научно-методической литературы по теме исследований, произведен подбор адекватных методов и методических приемов исследования, определен контингент обследуемых.
На втором этапе проведено изучение параметров функциональной подготовленности у спортсменок в различные фазы овариально-менструального цикла
На третьем этапе проведена математическая обработка полученного экспериментального материала, его анализ, описание и оформление работы.
2.2. Методы и задачи исследования
Для достижения поставленных в исследовании задач использовался комплекс методов для определения и оценки различных параметров функционального состояния организма. Полученные результаты были обработаны с помощью математических методов.
Был проведен теоретический анализ и обобщение данных доступных литературных источников. Было изучено и проанализировано 15 литературных источника отечественных и зарубежных авторов.
Определение физической работоспособности (РWC170). Физическая работоспособность у спортсменок 19-22 лет определялась в двух пятиминутных
мышечных нагрузках по принципам проведения теста PWC170 (Sjostrand T.,
1947; Карпман В.Л. и др., 1972, 1977; Белоцерковский З.Б., 2005).
При выполнении этого теста испытуемые выполняли две 5-минутные нагрузки. Между нагрузками испытуемые отдыхали в течение 5 минут. В конце первой и второй нагрузки регистрировалась частота сердечных сокращений в 1 минуту.
После проведения тестирования показатель РWC170 рассчитывался по формуле, предложенной В.Л. Карпманом и др. (1974)
Для выяснения продолжительности овариально-менструального цикла и его фаз в течение двух месяцев спортсменки вели учетную запись сроков наступления менструации, и ее продолжительности. Наличие стадии овуляции устанавливалось путем измерения базальной температуры тела (БТТ).
Оценка функциональной подготовленности спортсменок осуществлялась в менструальную, постменструальную (предовуляторную) и постовуляторную фазы овариально- менструального цикла.
Оценка результатов исследований осуществлялась при использовании методов математического анализа экспериментальных данных. Рассчитывалась средняя арифметическая величина (x).
Обработка первичных данных и заключительный статистический анализ полученных результатов производились с использованием программного пакета Microsoft Excel XP (Copyright ©, 1995-1999 by Microsoft Corporation).
Глава 3. Физическая работоспособность спортсменок в разные фазы менструального цикла
3.1. Результаты исследования
Мы опросили 15 девушек-спортсменок, являющихся студентками Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» разных специализаций. Опираясь на данные, полученные путем опроса мы выявили, что первая группа (примерно 50% спортсменок) имеют хорошее самочувствие и общее состояние по показателям функциональных проб. Они демонстрируют высокие спортивные результаты во время всех фаз цикла. Вторая группа (примерно треть спортсменок)
в период менструальной фазы испытывают общую слабость, быструю утомляемость, сонливость, отсутствие желания тренироваться. Объективно: наблюдается снижение артериального давления, удлинение восстановительного периода после функциональных проб. Студентки, условно отнесенные к третьей группе, (около 5%) в первые дни цикла испытывают повышенную раздражительность, чувство «скованности», боль внизу живота, головную боль, беспокойный сон. Объективно: учащается ЧСС и повышается артериальное давление, особенно максимальное. У четвертой группы (около 5%) во время менструации развивается комплекс симптомов, напоминающий проявления интоксикации: общее недомогание, тошнота, ноющие боли в суставах, мышцах, беспокойный сон. Объективно: ЧСС и дыхание учащаются, артериальное давление либо в норме, либо понижается.