Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Оценка функционального состояния и уровня физической работоспособности у спортсменок в зависимости от фаз овариально-менструального цикла

kisssaaa0721 264 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Объект исследования - функциональное состояние и уровень физической работоспособности у спортсменок Предмет исследования- функциональное состояние и уровень физической работоспособности у спортсменок в зависимости от фаз овариально-менструального цикла Цель исследования: выявить особенности оценки функционального состояния и уровня физической работоспособности у спортсменок в зависимости от фаз овариально-менструального цикла. Задачи исследования: 1. Выявить морфофункциональные особенности женского организма 2.Изучить понятие «овариально – менструальный цикл» 3. Выявить особенности физической работоспособности спортсменок в разные фазы менструального цикла 4. Изучить функциональную подготовленность спортсменок в различные фазы овариально-менструального цикла 5. Выявить особенности построения тренировочного процесса квалифицированных спортсменок в пауэрлифтинге с учетом ОМЦ 6. Выявить особенности врачебного контроля за женщинами спортсменками Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования.
Введение

Актуальность. Возможность адекватного приспособления женского организма к окружающей среде во многом обеспечивается влиянием половых гормонов, изменение концентрации которых в различные фазы овариальноменструального цикла приводит к существенному различию в регуляции функций организма [8]. По мнению многих авторов, циклические изменения в организме женщины, которые связаны с менструальной функцией, существенно влияют на весь организм и, в частности, на его работоспособность [7]. О. В. Базанова с соавторами [1] считают, что гормональный статус женщины играет роль в формировании психофизиологических способностей на разных фазах цикла. Менструальный цикл оказывает влияние на физическую и когнитивную работоспособность женщины, спортивные достижения женщин также зависят от фазы МЦ [2]. Проводятся исследования по выявлению влияния суточных и месячных хронотипологических особенностей высококвалифицированных спортсменок на работу кардиореспираторной системы, физическую работоспособность [4]. При этом динамика изменения функционального состояния и самооценки спортсменок представлена не достаточно. Согласно современным представлениям, менструальный цикл рассматривается как сложный физиологический процесс, который состоит из циклических изменений многих систем женского организма. С точки зрения гинекологической эндокринологии [3, 5], ведущими являются изменения, происходящие в яичниках. В яичниковом цикле выделяют две фазы: фолликулярную, во время которой происходит рост и созревание фолликула, и фазу желтого тела. Основным моментом, разделяющим эти фазы, является овуляция. Воронова Н. В. выделяет следующие фазы ОМЦ: раннюю (3–5 дней после менструации, EF) и позднюю эстрогеновую (2–3 дня до овуляции, LF) и прогестероновую (5–10 дней после овуляции, L) [2]. При построении тренировочного процесса в спорте выделяют пять фаз овариальноменструального цикла [6].
Содержание

Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Анатомо-физиологическая характеристика особенностей женского организма ………………………………………………………………………….5 1.1. Морфофункциональные особенности женского организма……………….5 1.2. Овариально – менструальный цикл и функциональное состояние организма женщины ……………………………………………………………………………8 Глава 2. Задачи. Методы и организация исследования………………………...11 2.1. Организация исследования ………………………………………………….11 2.2. Методы и задачи исследования………………………………………………12 Глава 3. Физическая работоспособность спортсменок в разные фазы менструального цикла……………………………………………………….. . 14 3.1.Результаты исследования………………………………………………………………………14 3. 2. Построение тренировочного процесса квалифицированных спортсменок в пауэрлифтинге с учетом ОМЦ……………………………………………………15 Заключение ………………………………………………………………………. 20 Список использованных источников ………………………………………….. 21
Список литературы

1. Базанова, О.М. Некоторые психофизиологические характеристики женщин-музыкантов в течение эстрального цикла / О. М. Базанова, А. С. Закамалдин, А. А. Устинов// 4 Съезд физиологов Сибири: Тезисы докладов. – Новосибирск: СО РАМН, 2002. – С. 25. 2. Венгерова, Н.Н. Планирование учебно-тренировочного процесса гимнасток-художниц с учетом биологических циклов / Н.Н. Венгерова, И.О. Соловьева // Гимнастика: сборник научных трудов. - СПб.: [б.и.]. – 2009. - Выпуск 7. – С. 27 - 31. 3. Венгерова, Н.Н. Проблемы развития организма девочек, занимающихся художественной гимнастикой / Н.Н. Венгерова, И.О. Соловьева // Гимнастика: сборник научных трудов. - СПб.: [б.и.]. – 2007. - Выпуск 5. – С. 24 – 27 4. Воронова, Н.В. Электромиографические параметры у женщин репродуктивного возраста в течение менструального цикла / Н. В. Воронова, А.Ю. Мейгал, Л.Е. Елаева и др. // Системные и клеточные механизмы в физиологии двигательной системы. Материалы VI Всероссийской с международным участием школы-конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 1–4 февраля 2011 г. – М.: Графика-Сервис, 2011. – С. 49. 5. Гинекологическая эндокринология / под ред. К.Н. Жмакина. – Москва: Медицина, 1980. – 346 с. 6. Горбанева, Е. П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности: автореф. дис. … д-ра мед. наук: 03.03.01 / Е. П. Горбанева. – Волгоград, 2012. – 48 с. 7. Захарьева, Н.Н Хронобиологические особенности высококвалифицированных спортсменок / Н.Н. Захарьева, Л.А. Белицкая // Системные и клеточные механизмы в физиологии двигательной системы. Материалы VI Всероссийской с международным участием школыконференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 1–4 февраля 2011 г. – М. : Графика-Сервис, 2011. – С. 114. 8. Клочко Л.И. Общая характеристика работоспособности у спортсменок высокого класса в период овариально-менструального цикла в беге на выносливость / Л.И. Клочко. – Физическое воспитание студентов. – 2012. – С. 34-37 9. Лагутина, М.В. Особенности функциональных свойств организма спортсменок фитнес-аэробики в разные фазы менструального цикла / М.В. Лагутина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - № 1(26). – Наб.Челны: Изд-во «ПовГАФКСиТ», 2013. – С. 114 – 122 10. Нейроэндокринология: Клинические очерки / под ред. Е. И. Маровой. – Москва : Медицина, 1999. – 349 с. 11. Погадаева, О.В. Оценка клинической эффективности локального альфа-стимулирующего тренинга / О. В. Погадаева, Л. П. Черапкина, Н. А. Ба?ва и др.// Биоуправление в медицине и спорте : материалы IV Всероссийской конференции 8–9 апреля 2002 года. – Омск: ИМББ СО РАМН, СибГАФК, 2002. – С. 71–75. 12. Похоленчук, Ю. Т. Современный женский спорт / Ю. Т. Похоленчук, Н. В. Свечникова. – Киев : Здоровье, 1987. – 192 с. 60 13. Радзиевский, А. Р. Физиологическое обоснование управления спортивной тренировкой женщин с учетом фаз менструального цикла / А. Р. Радзиевский, Л. Г. Шахлина, З. Р. Яценко и др.// Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 6. – С. 47–49. 14. Шахлина Л.Я.-Г. Функциональное состояние, физическая работоспособность квалифицированных спортсменок с учетом биологической цикличности женского организма / Л.Я.-Г. Шахлина // Наука в олимпийском спорте. – 2004. – № 1. – С. 84–91. 15. Шахлина Л.Я.-Г. Половое созревание девочек, его роль в спортивной подготовке женщин / Л.Я.-Г. Шахлина, Л.В. Литисевич // Спортивная медицина. – 2008. – №2. – С. 6-15
Отрывок из работы

Глава 1. Анатомо-физиологическая характеристика особенностей женского организма 1.1. Морфофункциональные особенности женского организма Занятия девушек и женщин физической культурой и спортом должны осуществляться с учетом их анатомо-физиологических особенностей и биологической функции материнства. Специфические особенности женского организма проявляются в физическом развитии, строении тела, морфологии и физиологии отдельных систем организма, в степени развития основных физических качеств: силы, скорости, выносливости и т.д. Физическое развитие девочек до 10-11 лет не отличается от развития мальчиков, за исключением веса, который у девочек меньше. В 12-16 лет девочки обгоняют мальчиков по росту, массе тела и некоторым другим антропометрическим показателям. В 17-18 лет юноши в физическом развитии догоняют и перегоняют девушек. У женщин показатели физического развития иные, чем у мужчин. У женщин , по сравнению с мужчинами, более хрупкий скелет, меньше длина и масса тела. Туловище женщин длиннее, плечи уже, таз шире, ноги и руки короче, центр тяжести тела, играющий большую роль в механике движений, находится ниже, чем у мужчин. Эти особенности телосложения благоприятствуют выполнению упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности, но ограничивают быстроту бега, высоту прыжков. У женщин больший объем жировой массы и меньшая сила мышц. Мышечная масса у женщин не превышает 35% от общего веса тела, в то время как у мужчин вес мышц достигает 40-45%. Напротив, жировая ткань у женщин составляет относительно большую часть веса тела – 28%. У мужчин же – 18%. Систематические занятия спортом способствуют увеличению мышечной массы у спортсменок, тем не менее, она не достигает уровня, свойственного спортсменам. Более слабое развитие мышц у женщин проявляется и в более низких показателях силы различных мышц: шеи, рук, ног, спины и др. Вместе с тем, мышцы и связки у женщин эластичнее мужских, чем и объясняется большая подвижность в суставах, мягкость и плавность движений. Вместе с тем при чрезмерных нагрузках это части приводит к деформациям позвоночника и стопы, а слабость брюшного пресса и мышц тазового дна может стать причиной нарушений положения матки при выполнении упражнений, связанных с повышением внутрибрюшного давления и со значительными сотрясениями тела при беге, прыжках, соскоках и т.п. Вместе с тем женщины с большей легкостью выполняют упражнения, требующие грации, пластичности, чувства ритма, равновесия, так как они соответствуют физиологическим особенностям женского организма. Определенные различия у мужчин и женщин имеются в типологических особенностях нервной системы. Женщины более возбудимы и эмоциональны, что должен учитывать в своей работе преподаватель (тренер) для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. У женщин чаще, чем у мужчин, возбуждение преобладает над торможением, значительно острее реакции на раздражители, чаще возникают срывы в неблагоприятных условиях. У женщин меньше и основные параметры гемодинамики: объем сердца, толщина миокарда, объем левого желудочка. Физическая работоспособность женщины составляет не более 60-80% таковой у мужчин. Адаптация к физическим нагрузкам характеризуется большим напряжением кардиореспираторных функций с более медленным врабатыванием и восстановлением. Минутный объем кровообращения достигается в большой степени за счет увеличения ЧСС, чем систолического выброса, кислородный долг больше при меньшей способности к его удовлетворению. У женщин при выполнении физических упражнений обычно отмечаются несколько большая частота пульса и дыхания, несколько менее выраженное повышение максимального АД и более продолжительный период восстановления. Чаще по сравнению с мужчинами при физических нагрузках наблюдается атипичные реакции. Иммунный ответ женского организма выше. Поскольку в регуляции иммунитета участвуют половые гормоны, некоторые заболевания, в основе которых лежат аутоимунные процессы, у женщин развиваются чаще, чем у мужчин. Хотя с ростом тренированности функциональные возможности женского организма значительно расширяются и по ряду параметров приближаются к таковым у мужчин, все же спортсменки не достигают свойственных последним адаптационных возможностей и проявления основных физических качеств. При тренировках в одних и тех же видах спорта объем и интенсивность физических нагрузок у женщин должны быть несколько ниже, чем у мужчин. Методы тренировки также должны отличаться. Женщины и мужчины не должны соревноваться между собой, так как это неизбежно вызовет перегрузку у женщин. Морфофункциональные и психологические особенности женщин создают предпосылки к занятиям определенными видами спорта и затрудняют достижения в других. Это следует учитывать при построении тренировочного процесса и методики врачебно-педагогического контроля. Так, женщины более склонны к упражнениям, развивающим гибкость, грацию, красоту и координацию движений. Долгое время считались противопоказанными женскому организму упражнения, связанные с максимальным проявлением выносливости, большими силовыми и статическими напряжениями, механическим сотрясением тела. Ограничивалась длина дистанций в легкой атлетике, конькобежном и лыжном спорте, гребле. Но в последнее время все больше проявляется тенденция к расширению видов спорта, которыми могут заниматься женщины. По данным ряда авторов, возможности к развитию выносливости у мужчин и женщин примерно равны, поскольку сердечная мышца, аппарат кровообращения и система аэробного энергообеспечения у них одинаково тренируемы. При регулярной тренировке женщина способна достичь такой же способности к поглощению кислорода по отношению к массе тела, как и мужчина, а способность использовать кислород у нее даже выше. При больших нагрузках в равных условиях с мужчиной организм женщины меньше подвержен дегидратации. Регулярные и правильные спортивные занятия оказывают благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье девушек и женщин, значительно расширяют функциональные возможности их организма. Как правило, у женщин, занимающихся физической культурой и спортом, беременность и роды протекают легче, с меньшим количеством осложнений, чем у незанимающихся. 1.2. Овариально – менструальный цикл и функциональное состояние организма женщины Основной физиологической особенностью женщины является репродуктивная функция ,то есть способность к оплодотворению и беременности. На это направлены все функциональные особенности ее организма. Репродуктивная функция женщины связана с овариально-менструальным циклом (ОМЦ). Он состоит в циклических изменениях функции половых желез с одновременными колебаниями физиологического состояния других систем организма: ЦНС, кардио-респираторной и др. В яичнике новорожденной девочки заложено 40 000 незрелых яйцеклеток. • Впервые цикл появляется у девочек в 12 – 14 лет (иногда 9 – 10 лет). • Средняя продолжительность – 28 дней (с колебаниями от 21 до 42 дней). • За детородный период полностью созревают 400 – 500 половых клеток. ОМЦ включает взаимосвязанные и гормонально обусловленные отдельные, параллельно протекающие циклы: яичниковый, маточный и менструальную волну (цикличность функций других систем). Регуляцию менструального цикла осуществляют кора больших полушарий, гипоталамус, гипофиз, яичники, периферические ткани и органы, реагирующие на половые гормоны. Тренировочный процесс программируется с обязательным учетом пяти фаз ОМЦ (классификация Н.В. Свечниковой, 1976). 1. Первая фаза – менструальная – продолжается с 1 по 3 – 7 дни ОМЦ, связана со спазмом, омертвлением капилляров слизистой матки и ее отторжением, что сопровождается разрывов мелких сосудов и кровотечение (50 – 200 мл. крови). 2. Вторая фаза – постменструальная – продолжается с 4 – 7 по 12 дни, характеризуется ростом фолликула в яичнике, созреванием яйцеклетки, возрастающим синтезом эстрогенов и развитием слизистой матки. 3. Третья фаза – овуляторная – с 13 по 14 день – характеризуется разрывом созревающего фолликула, выходом яйцеклетки и продвижением ее по маточным трубам в матку. 4. Четвертая фаза – постовуляторная – с 15 до 25 дней, заключается в формировании желтого тела из остатков фолликула и выделением гормона прогестерона. Он активирует развитие кровеносных сосудов и секреторные процессы в слизистой матки. При отсутствии оплодотворения и беременности желтое тело через 10 – 12 дней подвергается обратному развитию. 5. Пятая фаза – предментсруальная – наступает за 2 – 3 дня до начала менструального цикла (с 26 – 28 дня). Она связана с регрессом желтого тела и прекращением секреции прогестерона. Адаптация женщин к большим физическим нагрузкам тесно связана с уровнем половых гормонов. Развитие двигательных качеств, рост спортивных результатов у девочек – подростков зависит от индивидуальных темпов полового созревания. Нарушение функции половых желез приводят к снижению спортивных результатов. В то же время, умеренные упражнения в рамках физической культуры благоприятно сказываются на состоянии половой сферы, физическом развитии в период роста и формирования девушек. У 87 % женщин, активно занимающихся физической культурой, легче протекают роды, рождаются здоровые дети. Влияние больших физических нагрузок зависит от правильного построения тренировочного процесса с учетом ОМЦ. Тренировки , которые проходят с чередованием больших, малых и средних нагрузок в микроциклах имеют благоприятное влияние. Глава 2. Задачи. Методы и организация исследования 2.1. Организация исследования В современном мире спортивных достижений существует потребность в углубленном изучении адаптивных реакций в свете морфофункциональных особенностей женского организма и при обязательном учете динамики функционального состояния в течение овариально-менструального цикла. Эти сведения должны лечь в основу научного обоснования и разработки технологий учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности женщин-спортсменок В первую очередь необходимо уделять внимание субъективным показателям самочувствия спортсменки в период ОМЦ. Это регулярное наблюдение спортсменки за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом (наилучшая форма самоконтроля - ведение специального дневника). Основные показатели самоконтроля включают: • Субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит); • Объективные (масса тела, ЧСС, АД, ЧД, ЖЕЛ, результаты простейших функциональных проб и контрольных физических испытаний); Постоянное ведение дневника самоконтроля дает возможность определить эффективность занятий, оптимально планировать величину и интенсивность физической нагрузки, периоды отдыха,оценить эффективность построения тренировочного микроцикла. Работа выполнена на базе кафедры анатомии и физиологии Волгоградской государственной академии физической культуры в течение 2011-2013 го- дов. В исследовании приняли участие 15 девушек-спортсменок, являющихся студентками Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» разных специализаций. женского пола в возрасте 19-22 лет. Все спортсменки существенно не отличались по уровню физического развития и физической подготовленности и не имели отклонений в состоянии здоровья. Исследования проведены в три основных этапа: На первом этапе осуществлено изучение научно-методической литературы по теме исследований, произведен подбор адекватных методов и методических приемов исследования, определен контингент обследуемых. На втором этапе проведено изучение параметров функциональной подготовленности у спортсменок в различные фазы овариально-менструального цикла На третьем этапе проведена математическая обработка полученного экспериментального материала, его анализ, описание и оформление работы. 2.2. Методы и задачи исследования Для достижения поставленных в исследовании задач использовался комплекс методов для определения и оценки различных параметров функционального состояния организма. Полученные результаты были обработаны с помощью математических методов. Был проведен теоретический анализ и обобщение данных доступных литературных источников. Было изучено и проанализировано 15 литературных источника отечественных и зарубежных авторов. Определение физической работоспособности (РWC170). Физическая работоспособность у спортсменок 19-22 лет определялась в двух пятиминутных мышечных нагрузках по принципам проведения теста PWC170 (Sjostrand T., 1947; Карпман В.Л. и др., 1972, 1977; Белоцерковский З.Б., 2005). При выполнении этого теста испытуемые выполняли две 5-минутные нагрузки. Между нагрузками испытуемые отдыхали в течение 5 минут. В конце первой и второй нагрузки регистрировалась частота сердечных сокращений в 1 минуту. После проведения тестирования показатель РWC170 рассчитывался по формуле, предложенной В.Л. Карпманом и др. (1974) Для выяснения продолжительности овариально-менструального цикла и его фаз в течение двух месяцев спортсменки вели учетную запись сроков наступления менструации, и ее продолжительности. Наличие стадии овуляции устанавливалось путем измерения базальной температуры тела (БТТ). Оценка функциональной подготовленности спортсменок осуществлялась в менструальную, постменструальную (предовуляторную) и постовуляторную фазы овариально- менструального цикла. Оценка результатов исследований осуществлялась при использовании методов математического анализа экспериментальных данных. Рассчитывалась средняя арифметическая величина (x). Обработка первичных данных и заключительный статистический анализ полученных результатов производились с использованием программного пакета Microsoft Excel XP (Copyright ©, 1995-1999 by Microsoft Corporation). Глава 3. Физическая работоспособность спортсменок в разные фазы менструального цикла 3.1. Результаты исследования Мы опросили 15 девушек-спортсменок, являющихся студентками Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» разных специализаций. Опираясь на данные, полученные путем опроса мы выявили, что первая группа (примерно 50% спортсменок) имеют хорошее самочувствие и общее состояние по показателям функциональных проб. Они демонстрируют высокие спортивные результаты во время всех фаз цикла. Вторая группа (примерно треть спортсменок) в период менструальной фазы испытывают общую слабость, быструю утомляемость, сонливость, отсутствие желания тренироваться. Объективно: наблюдается снижение артериального давления, удлинение восстановительного периода после функциональных проб. Студентки, условно отнесенные к третьей группе, (около 5%) в первые дни цикла испытывают повышенную раздражительность, чувство «скованности», боль внизу живота, головную боль, беспокойный сон. Объективно: учащается ЧСС и повышается артериальное давление, особенно максимальное. У четвертой группы (около 5%) во время менструации развивается комплекс симптомов, напоминающий проявления интоксикации: общее недомогание, тошнота, ноющие боли в суставах, мышцах, беспокойный сон. Объективно: ЧСС и дыхание учащаются, артериальное давление либо в норме, либо понижается.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 35 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg