Глава 1. Особенности развития и роль электронной коммерции в экономике США
1.1 Этапы развития рынка электронной коммерции в США
Первые системы электронной коммерции появились в США в 60-х годах. На начальной стадии своего развития, такие системы применялись в транспортных компаниях для заказа билетов и для обмена данными между различными службами при подготовке рейсов. Первоначально такая коммерция велась по сетям не входящим в сеть Интернет. Для этого были созданы стандарты электронного обмена данными между организациями (Electronic Data Interchange, EDI).
В начале 90-х годов была достигнута критическая масса количества компьютеров, подключенных к сети Интернет, способная вызвать информационный взрыв. В 1993 г. объем производства персональных компьютеров в США впервые превзошел объем производства легковых автомобилей и достиг 35,4 млн. единиц. В результате этого, в 1993 году в Интернет почти одновременно пришли крупные компании, торговля и многочисленные пользователи, что обеспечивало гигантское пространство для электронного рынка.
Интерес к электронной коммерции во многом связан со стремлением упростить и облегчить процесс совершения внешнеторговых сделок. Убытки, которые наносятся внешнеторговым компаниям из-за задержек партий товаров на границе, сложных и запутанных требований к представляемой документации, слабого уровня автоматизации при осуществлении таможенных и других процедур, часто могут превышать суммы таможенных пошлин и прочих официальных сборов.
Бум инвестирования в проекты, связанные с коммерцией в Интернет, в США начался во второй половине 1999 г. В 2000 - 2001 гг. наблюдалось заметное снижение интереса к электронной коммерции. Но это естественный процесс, в результате которого к 2003 г. на виртуальном рынке остались только реально работающие проекты электронной коммерции. Падение интереса к розничной торговле через Интернет заставило многих западных экспертов обратить свои взоры на интернет-системы для взаимодействия между предприятиями.
1.2 Правовое регулирование электронной торговли в США
Действительно, органы государственной? власти различных государств приступают к правовому регулированию торговых отношении?, возникающих в сети Интернет, на законодательном, исполнительном и, безусловно, прежде всего судебном уровне, как только становится ясным, насколько Интернет широкомасштабно и реально воздействует на общественные отношения, как в информационном, так и экономическом контексте.
Так, в Соединенных Штатах Америки необходимость регламентации электронной? торговли возникла в 1990-е годы (что следует из вышеприведенного анализа соответствующих отношении?, возникающих в сети). В 1997 году Президентом Клинтоном были подписаны «Основы глобальнои? электроннои? коммерции»14 (далее – Основы). Значение обозначенного документа для развития международнои? регламентации электроннои? торговли и национального законодательства зарубежных государств сложно переоценить ввиду фундаментального характера Основ и детального регулирования разнообразных отношении?, возникающих в сети Интернет по поводу электроннои? торговли. В то же время в россии?скои? юридическои? науке отсутствует перевод и анализ документа. Ввиду обозначенного, а также в целях определения особенностеи? зарождения и эволюции правового регулирования электроннои? торговли представляется краи?не важным анализ вышеуказанного документа.
Основы установили пять принципов развития электроннои? коммерции, важнеи?шими из которых стали «основная роль частных субъектов», принцип «минимального вмешательства государства», выразившии?ся в правиле о том, что стороны коммерческих отношении?, возникающих в сети Интернет, должны иметь возможность вступать в предусмотренные законом договорные отношения по купле-продаже товаров и услуг во всеи? сети Интернет с минимальным участием государства в этих отношениях. Государство, согласно Основам, лишь регулирует четкие для пользователеи? правила и законы взаимодеи?ствия и должно воздерживаться от излишних регуляции?, бюрократических процедур, установления налогов и тарифов на коммерческую деятельность, осуществляемую посредством сети Интернет. Так, можно сделать вывод, что обозначенные принципы уже в конце 1990-х годов отражали необходимые в современном обществе запросы на свободу торговых отношении?, на трансграничныи? формат электроннои? торговли и закрепляли прогрессивные саморегулируемые основы электроннои? торговли в сети. Представляется очевидным тот факт, что сеть Интернет была и остается правовым полем, свободным от сложных бюрократических процедур. Сама идея всемирнои? цифровои? паутины предполагает максимально простые способы и формы обмена информациеи? и, в том числе, закрепления договорных отношении?, в частности в сфере электроннои? торговли, что упрощает саму торговлю, начиная от преодоления проблемы выкладки товаров в экспозиции магазина, заканчивая удобством дистанционного заключения договоров (например, с использованием электроннои? цифровои? подписи).
Государство, согласно третьему принципу Основ, должно лишь создавать то минимальное правовое поле, которое позволило бы упростить электронную коммерцию и обеспечить безопасность пользователеи?. В случае когда власти осуществляют вышеупомянутое минимальное воздеи?ствие на отношения, возникающие в сети, такое воздеи?ствие должно быть направлено на обеспечение конкурентнои? среды, защиты прав на объекты интеллектуальнои? собственности, защиты основ частнои? жизни и персональных данных, предотвращение мошенничества, обеспечение прозрачности операции?, поддержку коммерческих отношении? и транзакции?, а также на упрощение процедур разрешения споров, вытекающих из отношении?, возникающих в сети Интернет. Таким образом, уже 1997 году в США была нормативно закреплена второстепенная роль государства, задачеи? которого было лишь обеспечение безопаснои? среды для свободнои? реализации электроннои? коммерции.
1.3 Основные виды электронной коммерции в США
В качестве игроков на рынке электронной коммерции могут выступать потребители, бизнес и администрация (государственные организации). В зависимости от участников, в электронной коммерции сформировались следующие сектора: В2В (бизнес - бизнес); В2С (бизнес - потребитель); В2А (бизнес - государственные организации); С2А (потребитель – государственные организации); С2С (потребитель - потребитель).
На сегодняшний день крупнейшими секторами электронного рынка являются сектора В2В и В2С. Бизнес-модели компаний, относящихся к этим секторам электронной коммерции, можно поделить на 2 основные категории: полнофункциональные интернет-компании и смешанные (то есть использующие как традиционные методы ведения бизнеса, так и новейшие технологии). Смешанные компании максимально используют Интернет в своей деятельности для привлечения покупателей и укрепления позиций на рынке. На протяжении последних нескольких лет электронная коммерция в США развивается быстрее, чем традиционная.
В общем объеме всей коммерции США доля секторов В2С и В2В различается незначительно. При этом на протяжении последних лет наблюдается постоянный рост оборота коммерции в секторе В2С.
Основными видами деятельности в секторе В2С по данным Министерства торговли США являются розничная торговля и продажа услуг. Оборот розничной торговли с использованием электронной коммерции увеличивается быстрее, чем в традиционной коммерции.
?
Глава 2. Основные показатели организации электронной торговли в США
2.1 Основные платформы для электронной торговли в США
На сегодняшний день существует огромное количество онлайн платформ для осуществления электронной торговли в Штатах. Вот небольшой? список наиболее популярных онлайн магазинов в США:
1) Amazon - Интернет-магазин с огромнеи?шим выбором товаров. На территории США и Европы является крупнеи?шим и самым популярным среди аналогичных web-ресурсов.
2) E-bay - американская компания, предоставляющая услуги в областях интернет-аукционов (основное поле деятельности) и интернет-магазинов.
3) Best.buy.com – то один из крупнеи?ших Интернет-магазинов США, торгующих электроникои? в розницу
4) Wallmart – интернет магазин с большим выбором товаров, начиная продажей электроники и, заканчивая, продажей медикаментов.
5) Bluefly.com - самыи? популярныи? ресурс среди американских потребителеи?. На саи?те продается высококачественная дизаи?нерская одежда и обувь.
Amazon и eBay - две гигантские платформы, которыми пользуются интернет-продавцы для увеличения продаж и привлечения большего количества клиентов. eBay занимается исключительно продажами, а Amazon является его сильнеи?шим и опаснеи?шим конкурентом.
eBay создавался как интернет-аукцион, направленныи? на бизнес «С2C» (клиент клиенту). В странах СНГ существует масса примеров подобных аукционов «С2С»: к примеру, Meshok.net и Megalot. На них каждыи? желающии? (человек или компания) могут предложить свои товары другим пользователям торговои? площадки.
На Amazon.com, в свою очередь, работа ориентирована на «B2C» (продажи от производителя к потребителю), а сама она представляет собои? огромную торговую площадку, где производители пытаясь обои?ти своих конкурентов и попасть в BuyBox.
2.2 Динамика и торговая структура рынка электронной коммерции в США
Электронная торговля в Соединенных Штатах развивается очень быстрыми темпами. Рассмотрим для начала количество Интернет- пользователей в стране (Рисунок 1.)
Рисунок 1. Количество пользователей Интернета в США с 2009 по 2019 год (в миллионах)
Источник: составлено автором работы на основе данных Statista: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.ef387836-60365d76-ab6dc948-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/276445/number-of-internet-users-in-the-united-states/ (дата обращения 24.02.2021)
Анализируя данный рисунок, мы видим, что количество Интернет-пользователей с каждым годом постепенно растет и к 2019 году оно составило 312 миллионов человек. По сравнению с 2009 годом оно возросло почти на 100 миллионов человек.
Далее рассмотрим объем розничных продаж электронной коммерции в США с 2017 по 2024 год (Таблица 2).
Рисунок 2. Объем розничных продаж электронной коммерции в США с 2017 по 2024 год, млн долл. США
Источник: составлено автором работы на основе данных Statista: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/272391/us-retail-e-commerce-sales-forecast/ (дата обращения 24.02.2021)
Таким образом, мы наглядно видим, что объем продаж электронной коммерции Соединенных Штатов активно растет и будет расти так же последующие три года.
В 2019 году объем розничных продаж товаров через Интернет в США составил 343,15 млрд долларов США, а в 2024 году прогнозируется около 476,5 млрд долларов США. Ожидается, что выручка от розничной торговли одеждой и аксессуарами в США составит 153,6 млрд долларов США к 2024 году.
Рисунок 3. - Самые популярные мобильные торговые приложения в США, % (по состоянию на сентябрь 2019 года).
Источник: составлено автором работы на основе данных Statista: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.ef387836-60365d76-ab6dc948-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/579505/most-popular-us-shopping-apps-ranked-by-reach/ (дата обращения 24.02.2021)
Из популярных торговых приложений можно выделить приложения, которые выделение на рисунке 3.
По состоянию на сентябрь 2019 года 80,64% мобильных пользователей получили доступ к приложению Amazon, что делает его самым популярным мобильным приложением для образа жизни и покупок в Соединенных Штатах. Охват мобильной аудитории Walmart составил 46,1% среди мобильных аудиторий США, далее идет e-Bay и Ibotta со значениями 33,28% и 25,2% соответственно.
Затем рассмотрим структуру рынка электронной торговли в США (Таблица 1.)
Таблица 1. Структура рынка электронной торговли в США в 2014-2019 гг., млрд человек
Товарная категория 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Одежда и аксессуары 64,5 75,7 87,8 99,1 107,5 120,1
Продукты питания, включая напитки 6,8 8 9,4 10,5 12 15,3
Книги и контент 28,6 33,2 38,5 43,2 49,6 58,3
Компьютеры и бытовая техника 66,1 76,3 87,8 89,1 100 111,2
Мебель и предмет домашнего интерьера 23,4 27,1 30,9 35,5 41,8 47,7
Товары для здоровья и ухода 14,5 16,6 18,7 21,2 25,4 31,6
Автозапчасти 27,9 30,4 33,6 38,4 44,3 49,1
Другое 40,9 44,2 47,4 52,3 58,4 66,3
Итого 272,7 311,5 354,1 389,3 439 499,6
Источник: составлено автором работы на основе данных Statista: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.ef387836-60365d76-ab6dc948-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/579505/most-popular-us-shopping-apps-ranked-by-reach/ (дата обращения 24.02.2021)
Проводя анализ данной таблицы, мы можем наглядно проследить постепенное увеличение количества человек во всех товарных категориях за рассматриваемый период. По итогу в 2019 году число онлайн-покупателей увеличилось на 1,8% по сравнению с 2014 годом. В 2019 году покупатели потратили около 500 млрд долл. США.
Рассмотрим более подробнее структуру электронной торговли в США в 2019 г.
Рисунок 4. Структура электронной торговли в США в 2019 г., %
Источник: составлено автором работы на основе данных Statista: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.ef387836-60365d76-ab6dc948-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/579505/most-popular-us-shopping-apps-ranked-by-reach/ (дата обращения 25.02.2021)
Таким образом, большую долю онлайн-торговли в Соединенных Штатов занимает категория «Одежда и аксессуары» со значением 24%, далее идет категория «Компьютеры и бытовая техника», занимая 22% онлайн-торговли в США. Меньше всего в Штатах делают покупки онлайн в таких категориях как «товары для здоровья и ухода» и «продукты питания, включая напитки», занимая 6% и 3% соответственно.
2.3 Особенности развития электронной торговли США в цифровой сфере на примере компаний
Все крупнейшие компании США уже перевели свою коммерцию на электронный рынок. Предприятия электронной коммерции используют ИКТ для обеспечения сложных бизнес-процессов, имеющих место как внутри компании, так и между несколькими компаниями, и позволяющих им совместно принимать участие в принятии решений, вести документооборот, делиться информацией и т. д. Современные исследования показывают, что наиболее конкурентоспособными сегодня оказываются те фирмы, которые в состоянии постоянно совершенствоваться с учетом технологических нововведений и внедрять их.