Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Пастораль: новая жизнь античного жанра в эпоху Ренессанса

kisssaaa0721 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2021
Пастораль - уникальный жанр. В европейской художественной куль-туре он существует на протяжении многих столетий. История подтвержда-ет его долголетие и указывает конкретную цифру – 23 века. Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Но быстро распространился в других видах литературы, а потом и в иных искусствах: живописи, музыке, драме, прикладном творчестве. Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. Итак, пастораль – это одновременно и родовая, и видовая жанровая категория. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Именно под ее влиянием развивалась пастораль в евро-пейском искусстве. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на "пастушеских" инструментах (свирели и прочих). Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский), в ис-кусстве и литературе – утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изобра-жение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
Введение

Пасторальный – это жанр в литературе, музыке, живописи и театре. Каково значение данного слова? Что может называться пасторалью? Какие существуют примеры употребления слова в литературе? Что такое пасто-ральная музыка? В творчестве каких композиторов встречаются произве-дения, посвященные изображению сельской жизни или природы? Значение слова «пасторальный» – это, прежде всего, жанр, который используется в различных видах искусства (живописи, музыке, литературе и театре). Его применяют для изображения и поэтизации сельской и мирной жизни чело-века. Также он соотносится по значению с существительным. Его характе-ризуют как тихий и умиротворенный. В переводе от французского pastorale (пасторальный) – это пастушеский, сельский.
Содержание

Введе-ние……………………………………………………………...……………3 1 Особенности эпохи Ренессан-са…………………………………………………4 2 Истоки жанра пасто-раль………………………………………………...………8 3 Особенности жанра «пастораль» в эпоху Возрожде-ния……………………..11 Заключе-ние……………………………………………………………………….23 Список литерату-ры…………………………………………………...………….25
Список литературы

1. Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии – М.: Тк. Велби, Изд. Проспект, 2004. – 576с. 2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры – М.: Мысль, 1972. – с.273 3. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник – М.: академиче-ский Проект, 2003. – 656с. – (“Gaudeamus”). 4. Кузнецов В.Г., Философия: учебник – М.: Инфра-М, 2005. –519с. 5. Любимов Л.С., Искусство Западной Европы – М.: Просвещение, 1996 6. Прохоров А.М., Советский Энциклопедический словарь – М.: Со-ветская энциклопедия, 1990 – 1631с.
Отрывок из работы

1. Особенности эпохи Ренессанса История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закон-чился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала. Отличительные черты эпохи Возрождения – это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Отсюда, собственно, и появилось название столь важного периода времени. Выдающимися деятелями Ренессанса можно назвать бес-смертного Микеланджело, Никколо Макиавелли и всегда живого Леонар-до да Винчи. Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей ста-тье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития. Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укорени-лась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других держа-вах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм. Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны. В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время вла-сти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических со-ображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами кото-рых становятся национальности и исторические судьбы. Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические от-крытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы совре-менных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобре-тениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса яв-ляется открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху. Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижения-ми в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она при-обретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они пу-тешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носите-лях самые разнообразные научные достижения и знания. Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отоб-разились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Колюччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ничем иным как поэзией. В эпоху Возрожде-ния Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа. Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Воз-рождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем изба-вилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элемен-тами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяю-щихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство. Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альпастораль Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Фло-ренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честно-стью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилуч-ших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются ше-деврами мировой культуры. Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но, прежде чем говорить о самом искусстве, хоте-лось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.). Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпа-дают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс от-мечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия. Эпоха Возрождения в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писа-телей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма. Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для худож-ников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и жи-вописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Воз-рождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и све-та, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для худож-ников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов. В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вы-мышленный персонаж казался живым. Эпоха Возрождения воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преоб-ладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги . Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная расти-тельность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утон-ченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие. 2. Истоки жанра пастораль Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существова-ния (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному – буколика, идиллия, эклога. В своих истоках (у Феокрита) пас-тораль – словесная имитация античного мима – «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнива-ние. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и со-стязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пасту-ха Дафниса. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане – как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов. Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. С другой сто-роны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и ми-фологических «сатиров», главное занятие которых – любовь, пение и игра на пастушеской свирели. Отсюда – сближенность пасторали, которую ан-тичные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, па-радоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, раз-рушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, харак-терное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности. Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город-сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственная-естественная жизнь, цивилиза-ция-природа, толпа-уединение, волнение-покой, тяжелый трудсозерца-тельная праздность, ненависть-любовь, вражда-дружба, отчуждение-сочувствие, сложность простота, хаос гармония. Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное дей-ство, – так называемое «приятное место» (locus amoenus) – окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние – вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведен-ными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными мо-гилами – составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир – это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в экло-гах Вергилия. На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени – времени природному (его идеаль-ное воплощение – знойный летний полдень), а также – прекрасному «оста-новленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности». Вневременность пасторали генетически связана с ее проис-хождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сце-нический диалог. По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововремен-ным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального рома-на», а в литературе 17 в. – героической идиллии. Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, пред-ставленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пастораль-ная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило, преодолева-ют как межродовые, так и межжанровые границы . Столь же динамичен и протеистичен герой жанра – пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения и барокко пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «про-никнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения – на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра. У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам – буколикам и «георгикам» – дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически сосед-ствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерца-тельно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность. Образ «пастуха» в христианской (особенно западной) традиции не-редко отождествлялся с Христом – «добрым пастырем» (в частности, у Луиса Понсе де Леон, «пастух» – одно из имен Христа). Сакрализация об-раза пастуха происходила и на почве рождественских действ. Линия раз-вития христианизированной пасторали в Средние века подпитывалась фольклорной традицией (песни, связанные с весенно-летними обрядами), а также такими жанрами куртуазной лирики, как пастурель, альба, блазон. 3. Особенности жанра «пастораль» в эпоху Возрождения Термин «пастораль» (от латинского pastoralis – «пастушеский») упо-требляется в широком и узком смысле. В широком смысле пастораль означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под пастораль понимается определенная конкретно-историческая разновид-ность пастушеской поэзии (XVI–XVII вв.). Только в этом последнем значе-нии мы и рассматриваем здесь пастораль. Пастораль XVI–XVII вв. при всем разнообразии родовой принад-лежности отдельных произведений этого жанра (существует пастораль эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение бла-женной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и вся-кие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревен-ской жизни XVI–XVII в.; наделение героев пастораль психикой, манерами и яз. придворной знати. Все перечисленные идейно-тематические компоненты пастораль сви-детельствуют об ее отмежевании от буржуазно-городской культуры, об отталкивании от становящегося капитализма. Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, которое яви-лось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного «революцией мирового рынка» (Маркс). Аналогич-ные причины вызывают также расцвет пастораль в других странах. В Ан-глии и во Франции той же эпохи, не переживавших экономического упадка и укрепления феодальных отношений, пастораль культивировалась в наиболее реакционных кругах феодального дворянства. В целом пасто-раль является жанром феодальной реакции, который получает наиболее полное развитие в системе стиля , реализуя его основные художественно-идеологические принципы. Но хотя пастораль и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. Объясняется это двойственностью и противоречивостью сознания фео-дальной знати XVI–XVII вв., воспитанной уже в новых условиях растуще-го капитализма. Отсюда – присущий пастораль гедонизм, индивидуализм, культ земных связей, склонность к детальному психологич. анализу. От-сюда же – своеобразный «языческий» колорит пастораль, переполненной мифологич. образами и античными реминисценциями. Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако ре-акционной социально-политической установке пастораль Преодоление гу-манистических традиций осуществляется в пастораль эпохи Барокко, когда барочная пастораль вырождается в чисто придворный и салонный жанр. Родиной пастораль является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги . Создателем ита-льянской пастораль в собственном смысле был неаполитанец , автор зна-менитого романа «Аркадия» (1504), канонизировавший итальянскую пас-тораль во всех ее идейно-тематических компонентах. Пастораль, как жанр искусства, была особенно популярна в Италии в начале 16 века, когда были опубликованы работы Саннадзаро «Арка-дия». Он описал идиллический мир, населенный нимфами и пастухами, ко-торые погружали читателей в ностальгию по более простой жизни. Источ-ником для его произведения были работы Вергилий. Антураж пастораль-ных литературных произведений быстро перекочевал в живопись. В Вене-ции Джорджоне и молодой Тициан быстро оживили стихотворные строки изобразительными эквивалентами. Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Эта таин-ственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы – флейта и льющаяся вода – распределяются между двумя обна-женными женщинами идеальной красоты. Эти нереальные нимфы суще-ствуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Такое объяснение сюжету соответствовало вкусу распространенного в ита-льянской живописи одновременного изображения видимого и невидимо-го . Тициан хотел соединить два мира – венецианскую аристократию с одной стороны, и нимф и пастухов с другой стороны, объединенных му-зыкой. Тема музыки в спокойном пейзаже формирует аллегорию. Тициан придает особое значение ландшафту в пасторали: природа не используется в качестве простого декора; пейзаж – это отражение определенного состо-яния внутреннего мира, настроения; краски приглушенные и слегка раз-мытые. Поиск баланса показан посредством интеграции фигур в обстановку, где человек и природа должны сосуществовать в полной гармонии, как у Вергилия – счастливая жизнь в тенистой роще, пастухи с музыкой и пес-нями. Джорджоне и Тициан – мастер и ученик – развивали пастораль в от-дельный жанр. С 1509 два художника начали работать в тесном сотрудни-честве, поэтому их стиль написания картин трудно отличить. В начале 15 века пейзаж был создан как жанр в Европе и демонстри-ровал места проживания или путешествий людей. В век гармонии и поряд-ка, Ренессанс, пасторальные картины были более приемлемы в обществе, чем натуральное изображение леса или поляны. Сложность естественного ландшафта или непогода не были популярными мотивами – добавлялись пасторальные черты, чтобы рассеять глубоко укоренившиеся страхи и предрассудки людей перед непонятными природными явлениями, сделать эмоциональный посыл картин позитивным. Среди художников 17 века, работающих в Риме, Клод также созда-вал пасторальные идиллии. Этот жанр вошел в моду в Голландии – при-мером может служить портрет работы Рембрандта «Саския ван Эйлен-бюрх в образе Флоры». Слово «пейзаж» переводится с голландского как «участок обрабатываемой земли». Нежная лирическая пастораль показы-вает горы, долины, деревья, реки и леса. Небо почти всегда включается в сюжет, и великолепная погода является элементом композиции. Живопись эпохи рококо и неоклассицизма Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер картины 260 x 199 см, холст, масло. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существова-ния (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному – буколика, идиллия, эклога. В своих истоках (у Феокрита) пас-тораль – словесная имитация античного мима – «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнива-ние. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и со-стязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане – как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов . Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жан-ра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенно-стью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых – любовь, пение и игра на пастушеской свирели. Отсюда – сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная вза-имодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллю-зии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасто-рали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное кон-струирование художественной реальности. Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее основе це-лостным образом пасторального мира, противопоставленного миру анти-пасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город – сельская местность (роща, за-городная вилла, деревенская усадьба), искусственное бытие – естественная жизнь, цивилизация – природа, толпа – уединение, волнение – покой, тя-желый труд – созерцательная праздность, ненависть – любовь, вражда – дружба, отчуждение – сочувствие, сложность – простота, хаос – гармония. Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное дей-ство, – так называемое «приятное место» (locus amoenus) – окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние – вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведен-ными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными мо-гилами – составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир – это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в экло-гах Вергилия. На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени – времени природному (его идеаль-ное воплощение – знойный летний полдень), а также – прекрасному «оста-новленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg