Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей на основании Конституции РФ.

kisssaaa0721 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.08.2021
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации системы сдержек и противовесов. Предмет исследования составляет система сдержек и противовесов. Чтобы демократическое государство не обратилось в форму с единоличным правлением, важно, чтобы вся полнота власти не концентрировалась в одних руках, а была равномерно распределена между государственными структурами. Это так называемый принцип разделения, когда отдельные ветви власти независимы друг от друга и ни одна из них не занимает лидирующего положения. Это система противовесов и сдержек. Система сдержек и противовесов - это законодательно закрепленные меры, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках - Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви. При этом если одна из структур позволит себе выйти за свои правомочия, другие имеют право на применение решительных мир в целях обеспечения демократической законности и равновесия власти. Система сдержек и противовесов ветвей власти обычно до всех подробностей прописана в Конституциях государств, в законодательных актах, ответственных за регуляцию прав и обязанностей каждой области - судебной, парламентской, исполнительной. Немаловажная роль в этой системе отведена Конституционному суду и Президенту - они обладают правом вето на противозаконные и нарушающие гармонию принципа разделения властей законотворческие акты. Главный принцип системы противовесов и сдержек - все три ответвления власти в одно и то же время держатся в гармоничном равновесии и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга. Информационная база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, федеральное законодательство, учебные программы, а также периодические издания, публикации и научно-исследовательские разработки. Хронологические рамки исследования – 2012-2017 гг.
Введение

Чтобы демократическое государство не обратилось в форму с единоличным правлением, важно, чтобы вся полнота власти не концентрировалась в одних руках, а была равномерно распределена между государственными структурами. Это так называемый принцип разделения, когда отдельные ветви власти независимы друг от друга и ни одна из них не занимает лидирующего положения. Это система противовесов и сдержек. Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования механизма реализации принципа разделения властей в современной России на всем ее государственно-правовом пространстве. Целью исследования является всестороннее изучение реализации системы сдержек и противовесов по Конституции РФ. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: - Освоить понятия и сущность "принципа разделения властей", "системы сдержек и противовесов"; - Проанализировать взаимодействие Президента РФ с Государственной Думой и Правительством РФ, взаимодействие Государственной Думы с Президентом РФ и Правительством РФ, взаимодействие Конституционного суда с Государственной Думой и Президентом РФ
Содержание

Введение 3 1. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей на основании Конституции РФ. 5 1.1 Понятие и сущность принципа разделения властей. 5 1.2 Понятие и сущность системы сдержек и противовесов 11 2. Осуществление системы сдержек и противовесов в РФ 15 2.1 Взаимодействие Президента РФ с Государственной Думой и Правительством РФ 15 2.2 Взаимодействие Государственной Думы с Президентом РФ и Правительством РФ 20 2.3. Взаимодействие Конституционного суда с Государственной Думой и Президентом РФ 23 Заключение 27 Список используемых источников и литературы 29 Приложение 31
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) 3. Постановление Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. N 28-П//СЗ РФ. 1998. N 52. Ст. 6447 4. Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права./ М.И. Абдулаев, С.А. Комаров - Учебник. СПб., 2015.-321 с. 5. Абсалямов А.В. Судебная власть в системе разделения властей в современной России: дискуссии и решения./ А.В. Абсалямов - Москва, 2016. № 2. -54 с. 6. Баламезов С.В . Конституционное право. Учебник для вузов./ С.В. Баламезов -- Москва., 2015. - 432 с. 7. Борисов А.В. Большой юридический словарь./ А. В. Борисов. - Москва 2016. – 864 с. 8. Голубев С.А. Система сдержек и противовесов [электронный ресурс]/ С.А. Голубев - Научный журнал университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Мир юридической науки - Москва 2016 . Режим доступа: problema-konstitutsionno-pravovogo-vyrazheniya-sistemy-sderzhek-i-protivovesov 9. Ильиных, К.В Совершенствование правового регулирования функционирования механизма открытости органов власти в РФ / К.В. Ильиных К.В, Т.Р. Ханнанова //Экономика и социум. – 2015. – № 4-3 (13). – 154 с. 10. Керимов А.А. Президентская власть // Государство и право.[Электронный ресурс]/ А.А. Каримов - Иркутск, 2017. № 5 7/. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/54629 11. Козлова Е. И. "Конституционное право России" издание 2-е, учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальносим "Юристпруденция"/ Е.И. Козлова, О. Е. Кутафин,- Москва, . Юристъ. 2013 г. - 205 с. 12. Кутафин О.Е. Источники конституционного права./ О.Е. Кутафин - Москва., 2012. - 561 с. 13. Марченко М.Н. Система сдержек и противовесов [электронный ресурс]/ М.Н. Марченко - Научный журнал «Закон и Власть»/ Крым, 2016 . Режим доступа: naukarus.com/sistema-sderzhek-i-protivovesov-v-kontekste-razdeleniya-vlastey 14. Матузов Н.И.Теория государства и права: учебник./ Н.И. Матузов, А.В. Малько - Москва.: Юристь, 2014- 122 с. 15. Ноздрачев А. Ф. Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти: анализ практики, оценка правовых форм, предложения и рекомендации /А.Ф. Ноздрачев //Законодательство и экономика. – 2014. – № 11. – 15 с. 16. Полингтон С.М.Политология. Энциклопедический словарь/ С.М. Полингтон - М., 2011. - 542 с. 17. Сырых В.М. Теория государства и права / В.М. Сырых - Москва., 2012 - 309 с. 18. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. / С.М. Шахрай. – М.: Статут, 2017. – 624 с.
Отрывок из работы

1. СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ В МЕХАНИЗМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ОСНОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РФ. 1.1 Понятие и сущность принципа разделения властей. Разделение властей - принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Разделение властей - основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности. Характеристики принципа разделения властей: 1) Разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют: во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов; во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов; в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти. Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти; 2) Самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу; 3) Система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например: - право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ; - право Президента РФ распускать Государственную Думу; - право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.; 4) Единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: 1) Президент РФ; 2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); 3) Правительство РФ; 4) суды Российской Федерации. В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти ( Приложение А). Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов. Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм. Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей. В юридической науке термин "разделение" применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как "разделение власти". По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: Президентской и Парламентской. Под "разграничением властей" понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти. Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей. Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным. Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе. Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Одним из требований нашего времени является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти. При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой. Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства Российского правового государства. Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате – к ослаблению авторитета власти в целом. Существуют и другие подходы к оценке способов разграничения функций властей. Болгарский исследователь С. Баламезов считает, что власти необязательно уравнивать между собой, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону. Тем самым обеспечивается превращение принципа разделения властей в важнейший элемент правового государства. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из-за политических соображений, сколько по причине медленного развертывания законотворческого процесса. Российские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи считают "центром притяжения" всей государственной машины исполнительную власть. Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант Государства, построенного на принципе разделения властей. Институт Президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы Государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния. Большинство Российских ученых склоняется к мнению, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу Президентской власти в России. Так, О.Е. Кутафин полагает, что сегодня разделение властей в России "характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской, стоящей над всеми другими властями". Близкую по смыслу позицию, занимает Ю.И. Скуратов, утверждающий, что "институт Президентства в России сочетает черты как Президентской, так и полупрезидентской республики". Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснов, который утверждает, что "мы являемся свидетелями оформления еще одной ветви власти - Президентской". Однако эта позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов "глава Государства", "Президент" вовсе не означает появление четвертой ветви власти. Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей. В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена Парламентская ответственность главы государства. Это значит, что Парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо-американской практикой, называют импичментом. Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Политология, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Политология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
2300 руб.
Курсовая работа, Политология, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg