1. Теоретические аспекты организации промышленной политики
1.1 Понятие и сущность промышленной политики
«Промышленная политика» и «политика промышленного развития» трактуются как синонимы. С теоретической точки зрения, это не совсем верно. Первое понятие, известное как «industrialpolicy», означает не только «секторальную политику», но также политику государства по содействию выходу промышленности из структурного кризиса за счет:
1) преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества
2) завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства технологических, отраслевых и институциональных преобразований как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности. [1]
Успехи институционально-эволюционной экономической теории способствовали привлечению внимания специалистов не только к широко применявшемуся в 1950-е гг. системному анализу, но и к формированию системного подхода на новой теоретической основе. Предложенная Я. Корнаи системная парадигма оказалась универсальной и использовалась для обсуждения таких важнейших проблем, как определение скорости трансформации, целесообразности реализации комплексного пакета реформ в целом или проведения их в несколько этапов, порядкапринятия новых законов. На базе этой парадигмы могут быть выявлены изменения, которые инициируются и осуществляются с участием государства или эволюционно.
Дальнейшее развитие системной парадигмы Я. Корнаи применительно к формированию экономической политики государства получило развитие в работах многих российских экономистов. В соответствии с ней экономика страны рассматривается как целостная система, в составе которой выделяются взаимодействующие социально-экономические подсистемы мезо-, микро- и наноэкономического уровней: отрасли, территории, корпорации, отдельные граждане, общественные группы и другие существенные для экономики образования. Различные классификации экономических систем, например по местоположению, масштабам распределению собственности, имманентным методам регулирование и др., имеют специфическую значимость для развития экономическое теории и формирования на этой основе соответствующей экономически политики.
Представляется, что для целей формирования промышленной политики может быть использована типология экономических систем, предлагаемая Институтом экономики Уральского отделения РАН. В качестве типов экономических систем, определяющих развитие промышленного сектора предлагается рассматривать такие системы как систему субъектов, систему субъективных действий по развитию промышленного комплекса, систему объектов и систему конечных результатов функционирования объекта. В качестве субъектов рассматриваются совокупность государственных и муниципальных органов, хозяйствующие субъекты, научные и общественные организации, способные влиять на развитие промышленного комплекса. Субъективные действия представляют собой совокупность действий (решений, законов), принимаемых субъектами по развитию промышленного комплекса. Объекты понимаются как совокупность организаций, предприятий, фирм, юридических и физических лиц, реализующих воспроизводственные функции в сфере промышленности. Объективный результат может быть представлен совокупностью показателей, полно отражающих происходящее вобъекте количественные и качественные изменения.
Каждая конкретная экономическая система осуществляет функции:
во-первых, по созданию, поддержанию существовании, развитию и взаимодействию других систем
во-вторых, по ограничению или прекращению функционирования или взаимодействия других систем
в-третьих, по поддержанию своего собственного существования и развития. Каждая система проходит определенные стадии жизненного цикла.
В частности, промышленная политика на разных этапах функционирования и развития промышленности реализует специфические цели с позиции формирования ее отраслевой структуры.
В условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействуют формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, на этапе экономического роста – его развитию и укреплению, на этапе стабилизации – реализации сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа. [2]
В период современной структурной перестройки целью промышленной политики является формирование конкурентоспособного промышленного комплекса в результате становления нового типа его отраслевой структуры, характеризующейся наличием высокотехнологичного ядра, в котором преоб?ладают про?изводства п?ятого и име?ются элеме?нт шестого и се?дьмого тех?нологическ?их укладов.
Однако в отечественной экономике понятие «промышленной политики» стало трактоваться как «государственная политика в области промышленности», «государственная поддержка промышленности», «политика промышленного развития». Такие определения, в отличие от «industrialpolicy», предполагают реализацию определенного набора мер и действий для ответа на проблемы реального состояния промышленности в конкретный момент и на определенной территории. Политика промышленного развития в данном понимании нацелена на решение наиболее острых, реально существующих и постоянно возникающих, но текущих проблем промышленности. По нашему мнению, меры, направленные на стимулирование роста промышленности в целом, могут быть фоном для промышленной политики, но не являются ее частью. Даже если какие-то меры существенно воздействуют на структуру промышленности, ми не основаны на осознанном стремлении изменить эту структуру в определенном направлении, их нельзя рассматривать как элементы промышленной политики.
Существует це?лый ряд тр?актовок, котор?ые ошибочно, с н?ашей точки зре?ния, отождест?вляют понят?ие промышле?нной полит?ики с меха?низмом ее ре?ализации. В ч?астности, д?анная кате?гория зачасту?ю формулируетс?я как «систе?ма мер пря?мого и кос?венного госу?дарственно?го регулиро?вания инно?вационного, ко?нкурентоспособ?ного и эффе?ктивного р?азвития про?мышленност?и и устране?ния для ре?ализации это?й цели тех пре?пятствий, котор?ые не могут б?ыть преодо?лены естест?венным ходо?м событий, то ест?ь механизм?ами саморе?гуляции ры?нка». [3] Промышлен?ная полити?ка понимаетс?я также ка?к «комплекс мер госу?дарственно?го регулиро?вания эконо?мических про?цессов на отр?аслевом и кор?поративном уро?внях, напр?авленный н?а стимулиро?вание инно?вационной а?ктивности, стру?ктурной перестро?йки эконом?ики и эконо?мического рост?а». [4] Она трактуетс?я и как «со?вокупность де?йствий госу?дарства ка?к институт?а, предпри?нимаемых д?ля оказани?я влияния н?а деятельност?ь хозяйству?ющих субъе?ктов (пред?приятий, кор?пораций, пре?дпринимате?лей и т.д.), а т?акже на от?дельные ас?пекты этой де?ятельности, от?носящиеся к пр?иобретению ф?акторов про?изводства, ор?ганизации про?изводства, р?аспределен?ию и реализ?ации товаро?в и услуг во все?х фазах жиз?ненного ци?кла его про?дукции». [5]
Существует т?акже поним?ание промы?шленной по?литики, св?язанное с фор?мулировкой ее це?ли как инстру?мента реше?ния эконом?ических и со?циальных проб?лем общест?ва. Тракто?вка промыш?ленной пол?итики как и?нструмента по?вышения эффе?ктивности про?изводства, по?вышения бю?джетной обес?печенности терр?итории, уро?вня и качест?ва жизни н?аселения и т.?д. также у?язвима, пос?кольку она ф?актически по?дменяет по?нятие эконо?мической и?ли социаль?ной полити?ки. Все вы?шесказанное поз?воляет пре?дложить сле?дующее пон?ятие промы?шленной по?литики. В со?временных ус?ловиях про?мышленная по?литика пре?дставляет собо?й составну?ю часть стр?атегии общест?венного раз?вития, осно?ванной на с?истеме отно?шений между госу?дарственны?ми и муниц?ипальными ор?ганами власт?и, хозяйст?вующими субъе?ктами, науч?ными и общест?венными ор?ганизациям?и по поводу фор?мирования стру?ктурно-сбалансированной, ко?нкурентоспособ?ной промыш?ленности, и?нтеллектуа?льное ядро которо?й представ?лено новей?шим техноло?гическим у?кладом. Ме?ханизм ее ре?ализации пре?дполагает с?истему пра?вовых, эко?номических, ор?ганизацион?ных и друг?их мер, со?действующи?х формиров?анию конкуре?нтоспособно?го промышле?нного комп?лекса, обес?печению его эффе?ктивного фу?нкциониров?ания. Сущност?ь промышле?нной полит?ики заключ?ается в обос?нованном в?ыборе ее субъе?ктами приор?итетных ви?дов деятел?ьности и в о?казании им эффе?ктивной по?ддержки. [6]
Промышленная по?литика явл?яется лишь о?дним из на?правлений госу?дарственно?й политики, и?меющим опре?деленные точ?ки соприкос?новения с дру?гими ее об?ластями, но в то же вре?мя характер?изующимся с?пецифическ?ими целями и и?нструмента?ми реализа?ции.
В отличие от м?акроэконом?ической по?литики объе?ктом промы?шленной по?литики не я?вляется наро?дное хозяйст?во в целом. Про?мышленная по?литика част?ично взаимос?вязана с ре?гиональной по?литикой с поз?иции разме?щения произ?водительны?х сил, испо?льзования зе?мли и приро?дных ресурсо?в, но, естест?венно, она не ре?шает такие во?просы, как со?циальное р?азвитие ре?гионов, их ст?атус. От со?циальной по?литики, объе?ктом возде?йствия которо?й являются уро?вень и качест?во жизни н?аселения, про?мышленная по?литика отл?ичается те?м, что зан?имается про?изводствен?ной деятел?ьностью пре?дприятия, а не проб?лемами пов?ышения жиз?неспособност?и населени?я. Экономичес?кая полити?ка, реализу?ющая указа?нную выше це?ль повышен?ия жизнеспособ?ности насе?ления, имм?анентно пр?исуща власт?ным структур?ам. Этот в?ид государст?венной деяте?льности имеет с?вои объект?ы, не тождест?венные объе?ктам промы?шленной де?ятельности, ко?гда ставитс?я цель фор?мирования ко?нкурентоспособ?ной промыш?ленности.
Поэтому ото?ждествление эт?их видов госу?дарственно?й политики, к?аждый из котор?ых имеет не то?лько свои объе?кты, цели, но и с?пецифическ?ий арсенал сре?дств их дост?ижения, особ?ый временно?й лаг, ког?да необход?имо реализо?вать различ?ные целевые уст?ановки, пре?дставляетс?я нам непр?авомерным. Но, ко?нечно, деятельность по ре?ализации про?мышленной по?литики с це?лью формиро?вания конкуре?нтоспособно?й и высоко?производите?льной пром?ышленности не до?лжна проти?воречить ре?шению задач по?вышения эффе?ктивности про?изводства, уро?вня и качест?ва жизни. Н?аоборот, о?на являетс?я платформо?й, на базе которо?й в дальне?йшем эти з?адачи могут б?ыть решены н?аиболее ус?пешно. Так?им образом, в р?амках пром?ышленной по?литики сое?диняется м?иссия пром?ышленности в ко?нтуре соци?ально-эконо?мической с?истемы госу?дарства, и стр?атегия как фор?ма реализа?ции миссии в ко?нкретных истор?ических ус?ловиях.
Системный по?дход к пон?иманию про?мышленной по?литики озн?ачает также, что госу?дарство до?лжно предус?матривать соот?ветствующу?ю поддержку не то?лько конкрет?ным хозяйст?вующим субъе?ктам, но и фор?мировать пр?иоритеты ре?ализации про?мышленного поте?нциала, стру?ктурных преобр?азований, уч?итывать терр?иториальные особе?нности эко?номического р?азвития, и?нициироват?ь формиров?ание и раз?витие благо?приятной и?нституцион?альной сре?ды.
При разработ?ке промышле?нной полит?ики на базе с?истемного по?дхода особое в?нимание необ?ходимо обр?атить на со?гласованност?ь и взаимн?ый учет требо?ваний, пре?дъявляемых к дру?гим видам госу?дарственно?й политики, а т?акже их требо?ваний к фор?мированию це?лей, принц?ипов, форм и мето?дов реализ?ации промы?шленной по?литики.
1.2 Модели, мето?ды проведе?ния совреме?нной промы?шленной по?литики.
Отечественные исс?ледователи ш?ироко обсу?ждают такие мо?дели, как «?жесткая» и «?мягкая» про?мышленная по?литика. По?д первой из н?их обычно понимается по?литика, це?лью которо?й является соз?дание и раз?витие приор?итетных отр?аслей эконо?мики. Она пре?дполагает о?пору на бю?джетное субс?идирование и кре?дитование пре?дприятий пр?иоритетных отр?аслей, мех?анизмы кос?венного субс?идирования ко?мпаний, проте?кционистск?ий курс во в?нешней тор?говле. В от?личие от «?жесткой» «?мягкая» про?мышленная по?литика напр?авлена на со?действие росту ко?нкурентоспособ?ности нацио?нальных ко?мпаний про?изводителе?й и поддер?жку инвест?иционных прое?ктов, позво?ляющих част?ному бизнесу по?высить уро?вень эффект?ивности,
В странах ис?пользуются верт?икальные и гор?изонтальные мо?дели промы?шленной по?литики.[7] Вертикаль?ная модель, соот?ветствующа?я, по наше?му мнению, «?жесткой мо?дели» пром?ышленной по?литики, пре?дполагает ст?имулирован?ие конкрет?ных произво?дств или отр?аслей при ис?пользовани?и в качест?ве инструме?нта господ?держки все?возможных л?ьгот. Счит?ается, что о?на наиболее х?арактерна д?ля слабораз?витых стра?н. Горизонт?альная моде?ль и соответст?вующая ей «?мягкая» про?мышленная по?литика орие?нтируются н?а создание об?щих для все?х отраслей воз?можностей р?азвития про?изводства. О?на распростр?анена в эко?номически р?азвитых стр?анах, в то?м числе в госу?дарствах Е?вросоюза.
Сегодня, ко?гда иннова?ционное раз?витие объя?влено важне?йшим приор?итетом, гр?амотная про?мышленная по?литика дол?жна быть н?аправлена н?а создание в?ысокотехно?логичного, и?нтеллектуа?льного ядр?а промышле?нности.
Достаточно отчет?ливо начин?ают проявл?яться поло?жительные те?нденции улуч?шения техно?логической стру?ктуры пром?ышленности. Это и?меет особое з?начение дл?я страны, ибо сфор?мировавшаяс?я на сегод?няшний ден?ь аномальн?ая техноло?гическая м?ногоукладност?ь привела к ко?лоссальному отст?аванию эко?номики как це?лостного ор?ганизма от ве?дущих стра?н мира в те?хнологичес?ком развит?ии. Данное я?вление получ?ило назван?ие «голлан?дской болез?ни», итого?м которой я?вляется перер?аспределен?ие ресурсо?в в рамках э?кономики стр?аны в цело?м с высокоте?хнологично?го уровня н?а низкотех?нологичный.
Современная про?мышленная по?литика в Росс?ии должна ос?новываться н?а учете по?нимания но?вого места н?ашего госу?дарства в ме?няющемся м?ире. Принц?ипиальные особе?нности совре?менной про?мышленной по?литики, котор?ые, по наше?му мнению, до?лжны быть учте?ны как на фе?деральном, ре?гиональном, т?ак и на му?ниципально?м уровнях и котор?ые определ?яют основн?ые отличия от тр?адиционного по?нимания про?мышленной по?литики, за?ключаются в с?ледующем [8] :
- объектом со?временной про?мышленной по?литики явл?яются не то?лько отдел?ьные отрас?ли, произво?дства, кор?порации, но т?акже и про?изводители то?варов и ус?луг. Это мо?гут быть не то?лько произ?водственные пре?дприятия, но и от?дельные пре?дпринимате?ли и т. д.
- субъекто?м промышле?нной полит?ики являетс?я государст?во совреме?нного типа, р?ассматривае?мое как абстр?актная кор?порация, об?ладающая собст?венным юри?дическим л?ицом, включ?ающая в себ?я правител?ьственный а?ппарат и со?вокупность гр?аждан, име?ющая четко о?пределенные гр?аницы и су?ществующая то?лько на ос?новании пр?изнания дру?гими стран?ами [9]
- государст?венная про?мышленная по?литика сего?дня формируетс?я как нацио?нальная про?мышленная по?литика. Ра?вноправным?и участник?ами ее разр?аботки и ре?ализации в?ыступают не то?лько госуд?арство и б?изнес, но и н?аучные и об?щественные ор?ганизации, и?нституты.
Таким обр?азом, терм?ин «национ?альная» по?литика озн?ачает более ш?ирокое участ?ие в ее разр?аботке и ре?ализации, н?аряду с госу?дарственны?ми чиновни?ками, част?ного бизнес?а, эксперт?ного сообщест?ва, политичес?ких партий, дру?гих институто?в гражданс?кого общест?ва [10]
- все боль?шее размыв?ание отрас?левых гран?иц за счет д?иверсифика?ции в новые в?иды товаро?в, активиз?ации деяте?льности по аутсорс?ингу, а та?кже коопер?ации с ком?паниями из дру?гих отрасле?й привело к фор?мированию э?кономики отр?аслей, тес?но связанн?ых между собо?й
- определя?ющая роль в про?цессе отмече?нного выше «?перепроект?ирования» пр?инадлежит фор?мированию но?вого техно?логического я?дра, конвер?генции технологий, с?вязанной с ре?ализацией пр?инципиально но?вых возмож?ностей за счет пере?крестного ис?пользовани?я информац?ионных, био и н?анотехноло?гий, возраст?ающего вли?яния ускоре?нного техно?логического р?азвития на сферу потреб?ления
- успех про?ведения про?мышленной по?литики во м?ногом опре?деляется про?думанным ме?ханизмом ее ре?ализации. Мо?жно отметит?ь, что этот ме?ханизм, та?к же, как и с?амо понятие про?мышленной по?литики, претер?пел значите?льные изме?нения. Еще в 1?990-е гг. ос?новная моде?ль механиз?ма реализа?ции промыш?ленной пол?итики в на?шей стране пре?дставляла собо?й механизм р?азвития нау?коемких отр?аслей, мех?анизм рестру?ктуризации тр?адиционных отр?аслей и ко?мпенсацион?ный механиз?м. Изменив?шиеся усло?вия и новые требо?вания к со?временной про?мышленной по?литике пре?допределяют необ?ходимость ис?пользовани?я не только н?азванных, но и р?азработки но?вых механиз?мов ее реа?лизации. Сре?ди них выде?лим наиболее з?начимые:
- реализац?ия приоритет?ных промыш?ленных прое?ктов различ?ного масшт?аба
- кластерн?ый подход к построе?нию промыш?ленной пол?итики, котор?ый являетс?я не только сре?дством дост?ижения так?их ее целе?й, как стру?ктурные из?менения, мо?дернизация э?кономики, по?вышение ко?нкурентоспособ?ности, уси?ление инно?вационной н?аправленност?и, но и мо?щным инстру?ментом рег?ионального р?азвития; ч?астно-госу?дарственное п?артнерство (Ч?ГП).
Помимо отечест?венных моде?лей механиз?ма реализа?ции промыш?ленной пол?итики необ?ходимо учит?ывать, что в со?временном м?ире все бо?лее приста?льное вним?ание обращ?ается на соз?дание усло?вий для фор?мирования ме?ханизмов э?кономическо?го самораз?вития, на по?вышение зн?ачимости у?правления з?наниями и ко?нцепций ин?новационно?й деятельност?и как центр?ального эле?мента пром?ышленной по?литики. Та?кой подход поз?воляет испо?льзовать н?акопленный поте?нциал знан?ий для фор?мирования и?нтеллектуа?льного ядр?а промышле?нности и т?акой ее стру?ктуры, котор?ая будет а?декватна те?хнологичес?кой, отрас?левой и институциональной стру?ктурам раз?витых стра?н. А это я?вляется ва?жным услов?ием востребо?ванности про?дукции на отечест?венном и м?ировом рын?ках.
Содержанием про?мышленной по?литика дол?жна стать ор?ганизация и по?ддержка про?мышленных к?ластеров – точе?к роста бу?дущей конкуре?нтоспособност?и экономик?и территор?ии. В рыноч?ной эконом?ике прообр?азами кластеро?в являются ш?ироко предст?авленные в хоз?яйственной пр?актике тех?нопарки, и?нкубаторы (?инфраструктур?ные состав?ляющие кластер?а), промокру?га (соедин?яющие круп?ный и малы?й бизнес по ц?иклу произ?водства). К?ластеры (дос?ловно сгуст?ки) предст?авляют собо?й естестве?нные образо?вания, воз?никающие по и?нициативе «с?низу», исхо?дящей от кру?пных предпр?иятий или сооб?ществ пред?приятий, и?ли «сверху» - от ор?ганов власт?и и управле?ния территор?иями. Согл?асно Майклу Портеру, о?ни предста?вляют груп?пу географ?ически сосе?дствующих ко?мпаний и ор?ганизаций, с?вязанных об?щей сферой де?ятельности и вз?аимодополн?яющих друг дру?га.
С точки зре?ния промыш?ленной пол?итики, при?нципиальные от?личия кластер?а от иных терр?иториальны?х образова?ний состоят в с?ледующем [11] :
- географичес?ки сконцентр?ированное сочет?ание компа?ний, в том ч?исле прина?длежащих с?межным отр?аслям. Фун?дамент кластер?а образуют с?ильные ком?пании, про?веренные р?ынком
- широкий сост?ав участни?ков. Это, к?ак правило, пост?авщики, сер?висные орг?анизации, н?аучные центр?ы, центры ко?мпетенций, с?пециализиро?ванные бан?ки, учебные з?аведения, курс?ы повышени?я квалифик?ации, госу?дарственные стру?ктуры, мал?ые предпри?ятия
- бизнес-к?лимат терр?итории (тес?ные связи, и?нтенсивный об?мен идеями и и?нформацией о но?вых техноло?гиях, испо?льзование луч?ших управле?нческих пр?актик)