Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

kisssaaa0721 2910 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.08.2021
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере разработки и применения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности Российской Федерации. Предмет исследования: языковое (вербальное) оформление норм права, статические (документальные) и динамические (процедурные) формы выражения права, особенности основных способов формально юридического закрепления правовых норм. Цель исследования: всестороннее комплексное исследование правовых основ обеспечения имеющейся нормативно-правовой базы и практики ее применения, исследование состояния правового регулирования в сфере обеспечения безопасности, а так же разработка предложений по его совершенствованию. Задачи исследования: — проанализировать генезис и динамику развития понятия безопасность в отечественном законодательстве; — охарактеризовать современное состояние нормативного правового регулирования вопросов обеспечения безопасности Российской Федерации на федеральном, региональном уровнях и уровне местного самоуправления; — выявить основные тенденции развития законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации; — проанализировать зарубежный опыт нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности; — произвести сравнительный анализ некоторых норм отечественного и зарубежного права, действующих в изучаемой сфере; — выявить и проанализировать особенности отечественного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации; — произвести анализ правоприменительной практики, непосредственно связанной реализацией обязанности по обеспечению безопасности Российской Федерации; — определить предполагаемые направления развития нормативного правового регулирования общественных отношений в сфере государственной безопасности; — выработать предложения по совершенствованию правового регулирования обеспечения безопасности Российской Федерации на федеральном, региональном уровнях и уровне местного самоуправления. Методы исследования. При проведении исследования предполагаем использование всех доступных общих методов научного познания, а именно следующих: анализа, синтеза, системного, сравнительного и статистического и других. Общие методы познания, в частности, диалектический подход к изучению проблемы, позволят создать целостную картину с возможностью построения полноценной системы, демонстрирующей динамику развития правовой мысли. Также, нами предполагается применение следующих частнонаучных методов: историко-правовой; сравнительно-правовой;правосоциологический, правовой статистики; правового моделирования; правового прогнозирования; правовой кибернетики; правовой психологии и иных. Ввиду того, что предметом исследования являются проблемы, существующие на стыке общей теории национальной безопасности, теории государства и права, конституционного права Российской Федерации, муниципального права Российской Федерации, формируется необходимость применения комплексного подхода к исследованию и применению сравнительно-правового анализа соответствующего законодательства. Практическая и теоретическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования результатов исследования: • с целью устранения существующего несоответствия нормативных оснований обеспечения безопасности страны практическим возможностям ее реализации; • при внесении предложений по модификации законодательства Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных собраний субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности Российской Федерации; • при модернизации организации практической деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; • в учебном процессе в системе высшего и послевузовского образования в соответствующих учебных заведениях. Кроме ранее сказанного, предположения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут представлять методологическую основу для дальнейших теоретических и практических исследований безопасности Российской Федерации и путей совершенствования ее правового регулирования. Степень изученности темы. Изучением понятийного аппарата по избранной нами теме занимается ряд современных отечественных исследователей, а именно: Ю.Ю. Басова; Э.В. Богмацера, А.С. Брычков, П.П. Журило; И.Е. Ильичев, В.Н. Конин, Г.А. Никоноров, С.Н. Соколова; Р.Г. Халиуллин. Изучением вопросов правового регулирования и правоприменения в сфере безопасности занимаются следующие отечественные исследователи: В.К. Владимирский; Д.А. Гильмуллина; О.А. Глотов; Д.В. Ирошников; А.В. Кулаков; А.И. Поздняков; И.В. Чикинёва; В.С. Шевцов; Е.А. Юмаев; В.М. Юрьев; С.П. Юхачев. Полагаем, что степень научной разработанности является недостаточной ввиду наличия пробелов в исследуемой области. Нормативной основой исследования выступают Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство Российской Федерации, например, Федеральный закон № 390-?3 «О безопасности», № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указы Президента Российской Федерации, например, указ N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Постановления Правительства Российской Федерации - постановление правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1642 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта», международные договоры. Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация может стать первым комплексным исследованием правовых основ обеспечения безопасности Российской Федерации. В результате исследования представляется возможным определение пробелов законодательства в данной сфере и разработка методов их нивелирования, выраженных в форме предложений по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Положения, выносимые на защиту: 1.Дано авторское определение категории «государственная безопасность»: устойчивое положение государственного строя, поддержание функционального состояния государственных органов, государственных границ и суверенитета в целом как от внутренних, так и от внешних угроз. В общебытовом плане восприятие понятия безопасности изменяется практически незначительно, сохраняя следующие основные признаки: отсутствие опасности, достижение которой фактически невозможно, а также наличие состояния защищенности, что находит свое отражение в доктринальных источниках и некоторых нормативных правовых актах. 2. На основе анализа законодательства и правоприменительной практики выявлено, что отсутствуют такие субъекты как человек, общество, государственные органы, государство в перечне субъектов обеспечения безопасности. 3. Анализ положений конституций государств — участников СНГ показал, что в каждой из них вопросам обеспечения национальной безопасности уделяется внимание, так как обеспечение национальной безопасности по сути является одной из важнейших функций современного государства. Конституция России в настоящее время подвергается первому совершенствованию, поэтому учет положительного зарубежного опыта в данной сфере необходим для поиска наиболее оптимального варианта конституционного закрепления обеспечения безопасности Российской Федерации. 4. Методы регулирования сферы безопасности являются частью правовых средств, обладают их признаками. Более того, методы регулирования сферы безопасности относятся к разновидности средств-установлений, имеют сложную структурированную форму, действуют в системе права постоянно, носят процессуальный характер, отличаются нормативным типом правового регулирования, направлены на ограничение свободы субъектов права. Наравне с этим методы регулирования в сфере безопасности занимают особое место в системе правовых средств, поскольку объединяют в себе различные их виды, образуя прочные связи между ними. 5. Оптимизация является важнейшим средством повышения эффективности, а эффективность, в свою очередь, напрямую зависит от оптимизации (как средства и процесса улучшения, создания оптимальных условий). Оптимизация механизма государственной безопасности есть не самоцель, а необходимое средство повышения его эффективности. Оптимизация является важнейшим средством повышения эффективности, а эффективность, в свою очередь, напрямую зависит от оптимизации (как средства и процесса улучшения, создания оптимальных условий). Оптимизация механизма государственной безопасности есть не самоцель, а необходимое средство повышения его эффективности. 6. Оптимизация механизма обеспечения государственной безопасности должна осуществляться по двум главным направлениям. Первое – это совершенствование законодательства и принятие новых законов. Второе – совершенствование и повышение эффективности деятельности, в первую очередь, государственной составляющей субъектного состава механизма обеспечения национальной безопасности. Структура настоящей магистерской диссертации предполагает наличие введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографический список и приложения.
Введение

Актуальность темы исследования. Любое современное государство существует для обслуживания интересов общества, обеспечения его постоянства и прогрессивного развития, для защиты прав и свобод человека. Надлежащее нормативно-правовое регулирование безопасности выражает главнейшее свойство государства по поддержанию и постепенной реализации не только государственных интересов, но и тесно связанных с ними важнейших интересов личности. Существующие на сегодняшний день проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации непосредственно связаны с государственно-правовыми, экономическими, политическими, социальными, преобразованиями, вопросами формирования правоохранительной деятельности, что требует проведения глубокого системного анализа. Кроме того, деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению безопасности в настоящее время значительно превышает скорость нормативно-правового регулирования, что требует проведение системного исследования нормативных актов в рассматриваемой сфере. Обеспечение безопасности регулируется большим объемом нормативных актов Российской Федерации, а именно: Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О безопасности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции в области безопасности. В юридической литературе объем применяемых нормативных правовых актов формулируют с учетом круга задач и полномочий соответствующих правоохранительных органов, а также исходя из анализа понятия безопасности, которое на сегодняшний день формально признано и надежно вошло как в научный, так и в практический разговорный оборот. Существующая нормативная правовая база, регулирующая вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации, во-первых, представлена огромным количеством несистематизированных нормативных правовых актов, а, во-вторых, обладает значительными проблемами и частично является противоречивым. Так, несмотря на обилие нормативно правовых актов, направленных на урегулирование сферы общественной безопасности, на сегодняшний день отсутствуют нормативно закрепленные понятия: «обеспечение безопасности», «угроза безопасности», «государственная безопасность», что значительно влияет на степень восприятия правоприменителя ряда норм. На динамику развития правотворческой мысли крайне негативно влияет не фиксирование в нормативных правовых актах целей обеспечения безопасности, отсутствие в положениях конституционных прав и свобод основополагающего понятия как «право на безопасность» и его содержания. В последнее время активно обсуждается проблема обеспечения безопасности, но в то же время, ряд базовых положений, остается недостаточно освещенным и требует более детального изучения. В связи с тем, что современные ученые чаще всего уделяют внимание узким направлениям, таким как обеспечение национальной, общественной, информационной, религиозной безопасности, тогда как сфера обеспечения безопасности Российской Федерации остается не до конца исследованной, существует потребность в качественном системном исследовании вопросов нормативного регулирования и правоприменения.
Содержание

Введение 1 Глава I. Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности государства 9 1.1. Сущность и содержание понятия безопасности по российскому законодательству 9 1.2. Становление и динамика развития понятия безопасность в отечественном законодательстве 14 1.3. Опыт зарубежных стран в сфере нормативного регулирования государственной безопасности 24 Глава II. Система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере безопасности в Российской Федерации 36 2.1. Основные формы и методы регулирования в сфере обеспечения безопасности в Российской Федерации 36 2.2. Нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика в области государственной безопасности Российской Федерации 44 2.3. Тенденции развития нормативной правовой регламентации обеспечения безопасности в России 61 Заключение 80 Библиографический список 85
Список литературы

Нормативные правовые акты и международные договоры 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 дек.1993. № 237 2. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. – 5 апреля 1995. 3. Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. №22 ст. 2291. 4. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР от 7 ноября 1990 №45 ст.955. 5. Консульская конвенция между Российской Федерацией и Итальянской Республикой (Рим, 15 января 2001 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 02.02.2021). 6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Факультативный протокол к международному пакту «О гражданских и политических правах» от 19 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1994. – № 12. 7. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1994. – № 12. 8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1994. – № 12. 9. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 30 декабря 2020 г.)// Российская газета от 25 мая 1995 г. № 100. 10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994. 8 декабря; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. – 1996. 6–10 февраля. 11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (с изм. и доп. 17 февраля 2021 г.)// Российская газета - 1993 г. 21 сентября, № 182 12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 13. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2016. – № 26 (Ч. 1). – Ст. 3851.указ 14. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 02 декабря 2019 г.)// Российская газета от 1 октября 1997 г. № 190. 15. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 23 ноября 2020 г.)// Российская газета. – 1997. 3 мая. 16. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации – 2011. – № 1. – Ст. 2. 17. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 9 ноября 2009 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 23 ст. 2750. 18. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 30 декабря 2020 г.) // Российская газета. – 1993. 21 сентября. 19. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - №15. - Ст.769. 20. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.» // СЗ РФ. – 2016. – № 1 (часть II). – ст. 212 21. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»// Официальный интернет портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 26.02.2021). 22. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685. Документ опубликован не был. Официальный интернет портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 02.02.2021). 23. Концепция развития Службы общественной безопасности МВД России (утверждена приказом МВД России от 15 марта 2002 г. № 240). Официальный интернет портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 02.02.2021). Научные статьи, монографии, диссертации 24. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М., 1982. – С. 289. 25. Анохин Ю.В. О теоретических основах структуры механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 2. С. 42 – 43. 26. Асланян Н.П., Новикова Т. В. Пролегомены к интерпретации термина «Правовая природа» // Baikal Research Journal. 2017. №4. С. 32-39. 27. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин; Отв. ред. Н. Ф. Овчинников, И. Д. Рожанский; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. - М.: Наука, 1988. - С. 16 28. Байдина Т.Е., Лобцова О. В. Факторы эффективности национальной безопасности Российской Федерации: коррупциогенный фактор как дестабилизатор системы управления безопасностью // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2013. — № 3 (94). — С. 47—54. 29. Баранов П.П. Основные направления совершенствования борьбы с коррупцией на современном этапе // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. № 2. С. 85. 30. Басова Ю.Ю. Теоретические аспекты и правовые подходы к определению понятия общественной безопасности // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №8. С. 114-120. 31. Бахрах, Д.Н. Административная власть как вид государственной власти / Д. Н. Бахрах // Государство и право. — 1992. — № 3. С.60 32. Белов В. А. Юридическая природа безналичных расчетов и так называемых «безналичных денег» / В. А. Белов // Бизнес и банки. — 1998. — № 52. — С. 4-5. 33. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности в Информационном сборнике «Безопасность». 2004 г. С.101 34. Вербицкая Т.В. Режим военного положения и боевой обстановки в рамках конституционного права // Юридический вестник молодых ученых. 2016. № 3. С. 35-41. 35. Воронов А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы правовой реализации // Пятый Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 34–25 октября 2014 г.). Избранные материалы / Отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. – М.: Статут, 2015. С.64 36. Галузин А.Ф. Правовая безопасность и ее принципы. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. – С. 5–10 37. Государство как произведение искусства: 150-летие концепции: Сб. статей // Институт философии РАН, Московско-Петербургский философский клуб; Отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: Летний сад, 2011. — С. 36. 38. Гражданская защита энциклопедия/ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; под общ. ред. В. А. Пучкова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2015. С. 448. 39. Даль В.И. Тольковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 44. 40. Данилейко В.А. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России: автореф. дис. … канд . юрид. наук. СПб., 2010. 41. Демин И.В. Сущность и содержание понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Екатерининского института. 2009. № 1. С. - 29. 42. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории законодательства России // Lex Russica. 2016. № 10. С. 24. 43. Елфимова О.С. Национальная безопасность в теории законодательства России // Lex Russica. 2016. № 10. С. 33. 44. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. — М.: Норма, 2007. С.50-51. 45. Зарипова Р.Р. Понятие «государственный контроль» как правовая категория: некоторые аспекты понимания // Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 146 – 147 46. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: статьи и доклады 90-х годов/ А. Г. Здравомыслов. — М., 1999. С. 60 47. Зеленков М. Ю. Основы теории национальной безопасности: учебник для студентов вузов/ М.Ю.Зеленков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С.54 48. Иеринг Р. фон. Юридическая техника / сост. А.В. Поляков. М., 2008. С. - 55. 49. Ирошников Д.В. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности (теоретический аспект): авто-реф. дис. ... канд. юр. наук. Тамбов, 2011.С. 34. 50. Калачев Б.Ф., Кобец П.Н. Проблемы борьбы с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации. - Москва: ВНИИ МВД России, 2006. С. 37 51. Капинус, О.С. Прокуратура в системе национальной безопасности Российской Федерации: учеб. пособие / О.С.Капинус, И.Б.Кардашова, В.П.Рябцев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 С. 104. 52. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2006. – С. 95. 53. Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 2. С. - 27. 54. Кардашова И.Б. Основы теории национальной безопасности 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — С. 86 55. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 9. С 34-40. 56. Киричек Е.В. Национальная безопасность, национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в контексте обеспечения прав человека // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная. 2016. № 4 С.23-29. 57. Клюковская И.Н. Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики. Ставрополь, 2004. С. 4 – 5. 58. Ключевский В.О. Русская история / Ключевский В.О. – Москва: Директ-Медиа, 2012, Т.1, С 590. 59. Костин, В. И. Национальная безопасность современной России: экономические и социокультурные аспекты / В. И. Костин, А. В. Костина. —2-еизд. — М. :Ленанд, 2015. С.311 60. Костин, В. И. Национальная безопасность современной России: экономические и социокультурные аспекты / В. И. Костин, А. В. Костина. —2-еизд. — М. :Ленанд, 2015. С 38. 61. Лекторский В. А. Объект // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. С. 86. 62. Литвинов, В.А. Основы национальной безопасности России / В.А.Литвинов. — М., 2011. С.215 63. Логунов, А.Б. Региональная и национальная безопасность: учеб.пособие / А.Б. Логунов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Вузовский учебник ;ИНФРА-М, 2014. С. 177 64. Малахов В.П. Формальная логика. Учебное пособие для высшей школы. — М., 2001. С.38 65. Манохин, В.М. Дополнения к структуре административного права / В.М.Манохин //Административное право и процесс. — 2013. — №11. С.11-12 66. Михайлов А.Е. О понятии «государственная безопасность» и ее принципах // Актуальные проблемы государственной безопасности Российской Федерации: сборник трудов научной конференции / Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2008. С. 70. 67. Национальная безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «экономическая безопасность» / Е.Н.Хазов [и др.]; под ред. Н.Д.Эриашвили, О.А.Мироновой, Е.Н.Хазова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С.136. 68. Нестеров С.В. Понятие общественной безопасности // Вестник ТГУ. 2013. №11. С. 119-123. 69. Никоноров Г.А., Брычков А.С., Соколова С.Н. Сфера безопасности: российский вектор стратегии социального развития // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. №1. С. 165-169. 70. Путин В.В. Вступительное слово на заседании Совета безопасности. // URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/46305 (дата обращения: 02.02.2021). 71. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. —М.: Азъ Ltd., 1992. — С. 39. 72. Осипов М.Ю. Качество российского законодательства как ключевой фактор обеспечения национальной безопасности России // Theory and practice of the restoration of rights. 2016. № 1. С. 20. 73. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. — 2007. — № 7. С. 23-29. 74. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: [Монография / Ю.И. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин, В.М. Редкоус и др.] / Под ред. проф. А.В. Опалева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.23. 75. Редкоус В. М. Основные направления использования термина «Безопасность» в конституциях государств - участников СНГ // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009. №1. С. 46-51.. 76. Редкоус В.М. Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ и его учет в российских условиях: Монография. — Пятигорск, КМВ, 2008. С. 54 77. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8. С. 88. 78. Рейхель И.Г. История о знатнейших европейских государствах с кратким введением в древнюю историю, продолжающаяся до нынешних времен / Перевел с латинскаго языка губернский секретарь и вышняго историческаго и географическаго класса при гимназиях Имп. Московскаго университета информатор Михайло Падерин. - Москва: Унив. тип., у Н. Новикова, 1788. – С. 272 с. 79. Самородов Н.М. Совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 19. 80. Сравнительный анализ конституций государств — участников СНГ / Отв. ред. В. Г. Вишняков. — М.: Издательский дом «Городец», 2006. С.6-7. 81. Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 9. С. 11 – 18. 82. Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков – М.: «Аделант»,2014. – С. 369 83. Труханов В.А. Эволюция понятия «национальная безопасность» // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10. С. 119 – 120. 84. Удычак Ф.М. Государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 9. 85. Хабриева Т.Я. Актуальные проблемы укрепления правопорядка и противодействия коррупции в условиях интеграции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С.385 86. Халиуллин Р.Г. Безопасность: многообразие подходов и проблемы определения понятия // Юридическое образование и наука. 2007. № 4. С. - 31. 87. Челпанченко О.А. Взаимодействие и координация органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности // Административное и муниципальное право. 2012. № 2 (50). С. 55. 88. Шедяков В.Е. Трансформации промышленных отношений в системе общественной безопасности: роль социокультурных полей // Вестник Прикамского социального института. 2016. №1. С. 56-63. 89. Яковюк И.В., Шестопал С.С., Астахова Е.В., Магомедов Р.М. Государственный суверенитет, безопасность и политико-правовая целостность: национальные, этнокультурные, экономические и глобальные вызовы // АНИ: экономика и управление. 2019. №3. С. 114-119. 90. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. URL: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/ru/az/az057ru/ (дата обращения 02.02.2021). 91. Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 1993 г. (принята на двенадцатой сессии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики двенадцатого созыва. // Официальный интернет портал Министерства Юстиции Кыргызской Республики http://cbd.minjust.gov.kg/ (дата обращения 20.02.2021). 92. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. // URL: https://www.gov.am/u_files/file/Constitution/Constitution-hin. (дата обращения 02.02.2021). 93. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. .// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, №1, 5 января 1999 г. 94. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г.// Monitorul Oficial Nr. 78, статья №140, 27.08.1994 95. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. Официальный интернет ресурс Генеральной прокуратуры республики Таджикистан // URL: http://prokuratura.tj/ru/legislation/the-constitution-of-the-republic-of-tajikistan.html (дата обращения 02.02.2021). 96. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г.: Принята 8 декабря 1992 г. на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двадцатого созыва //«Народное слово» № 247 (438) 15.12.1992 97. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. № 254к/96-ВР// Відомості Верховної Ради України 1996 р., № 30, стаття 142. 98. Fu H, ‘Duality and China’s Struggle for Legal Autonomy’ (2019) 1 China Perspectives 3; T Zhang and T Ginsburg, ‘Legality in Contemporary Chinese Politics’ (2018) Virginia Journal of International Law (forthcoming), Yale Law School, Public Law Research Paper No 657 and University of Chicago, Public Law Working Paper No 689, URL: https://www.cefc.com.hk/article/editorial-duality-and-chinas-struggle-for-legal-autonomy/. (дата обращения 02.02.2021). 99. Martens, F.F. Modern international law of civilized nations / F.F. Martens. - S. Pb., 1898. - V. II. - P. 367; [] Martens, F.F. Russia and the literary society of the West European nations / F. F. Martens // Bulletin of Europe. - V. II. - March 1881. - P. 236. 100. Tianwu G., Che T. Special Procedure in Hong Kong SAR's National Security Legislation //Local Legislation Journal. – 2018. – №. 3. – P. 3. 101. Williams, P.D. ed. Security Studies: An Introduction, Routledge, UK, 2008. – P.52
Отрывок из работы

Глава I. Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности государства 1.1. Сущность и содержание понятия безопасности по российскому законодательству Важнейшими характеристиками любого юридически обусловленного понятия являются сущность и содержание. Под сущностью, согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, понимается смысл представленной для изучения вещи, то, что она представляет из себя в качестве самостоятельного предмета, в отличие от других вещей и их состояний. При рассмотрении содержания изучаемого понятия, нами было принято следующее определение – совокупность признаков, отличающих изучаемый предмет от иных из избранной совокупности . В отношение содержания категории «безопасность», мы полагаем необходимым привести мнение И. Б. Кардашовой, о том, что система безопасности представляет собой функциональную структуру, основанную на системе взаимодействия национальных интересов и соответствующих им угроз . Одним из важнейших элементов безопасности являются именно угрозы как элемент, вызывающий возникновение О «вызовах» (как мы понимаем, использовано в качестве синониму «угроза») пишет В.Е. Шедяков , связывая их с «системами» обеспечения безопасности. По нашему мнению, автор вводит читателя в заблуждение, представляя неоднозначный вопрос еще более запутанным. Нам не ясна логика, в соответствии с которой автор предполагает наличие сразу нескольких систем обеспечения безопасности, при этом он не раскрывает предпосылки их возникновения. В то же время, мы могли бы предположить то, что автор проводит исследование различных систем общественной безопасности, но в работе отсутствует какая-либо терминология, а территориальные границы мы можем осознать лишь через понятие «ойкумена», не являющееся хоть в небольшой мере конкретным. Государственная безопасность представляется нам разновидностью более широкого социального явления – системы обеспечения государственной безопасности. Наше предположение основано на том, что правовое содержание общественной безопасности вполне сопоставимо с нормативными представлениями о безопасности с присущими ей элементами, возведенными в единую систему. Так, мы предлагаем тщательно отделять категории «система государственной безопасности» и «система обеспечения государственной безопасности». Под обеспечением понимается нечто, позволяющее гарантировать сохранность и функциональность чего-либо. Также, нашего внимания заслуживает тот факт, что определение включает такие взаимосвязанные элементы, как сила и средства. Считаем, что «система обеспечения» является составной частью «государственной безопасности» как необходимый для связи с практической деятельностью элемент. С позиции содержания, государственная безопасность состоит из нескольких структурных элементов, которые можно получить путем анализа понятия: субъект, объект, угрозы, необходимые для ее обеспечения силы и средства. В виду обширности составляющих содержание государственной безопасности элементов, считаем необходимым рассмотреть их более подробно. Субъекты государственной безопасности с философской точки зрения представляют собой индивидов, познающих объект и воздействующих на него в рамках практической деятельности. Применительно к теме нашего исследования, главным и единственным субъектом государственной безопасности является само государство, деятельность которого реализуется через органы, созданные им же в целях обеспечения государственной безопасности. Основным субъектом государственной безопасности является государство. Иными словами, обеспечение государственной безопасности реализуется исключительно государством в лице его органов. Ни субъекты федерации, ни коммерческие и иные негосударственные структуры, ни отдельные граждане не обладают полномочиями по обеспечению государственной безопасности. Совет безопасности Российской Федерации, ввиду наделения его совещательной функцией по определению характера проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности является одним из органов, компетенция которого в настоящее время не определена окончательно, но перспективы которого практически безграничны. Наделение названного совещательного органа контрольными функциями по вопросам обеспечения государственной безопасности с прямым подчинением Президенту не повлияет на систему сдержек и противовесов, но способно позитивно сказаться на сохранении государственной безопасности. Рассмотрение объектов государственной безопасности также полагаем рациональным начать с приведения общеупотребительного понятия объекта. В качестве опорного понятия для изучения, примем следующее определение объекта: элемент действительности, имеющий характеристики, позволяющие выделить его из совокупности сходных . Представляется, что объекты государственной безопасности соответствуют основным признакам государства. В их перечень входят такие характеристики, как суверенитет, наличие организованной государственной власти, исключительное право на принятие обязательных для всего населения страны нормативных правовых актов, сбор налогов и пошлин . Перечисленные нами признаки представляют собой способ провести различия между организационными структурами обществ, задают отличия между догосударственными, негосударственными и государственными организациями. В отношении третьего элемента, в общепринятом смысле, под угрозой понимается гипотетически возможная опасность. Угрозу государственной безопасности можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность объектам государственной безопасности. Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от места зарождения они делятся на внешние и внутренние. По масштабу угрозы подразделяют на глобальные, региональные, локальные; по способу осуществления - на прямые и опосредованные; по вероятности осуществления - на реальные и потенциальные. Разделение угроз на реальные и потенциальные позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы. Угроза также может быть мнимой. Под мнимой угрозой понимается ложная, надуманная, искусственно сформированная угроза при отсутствии достаточного реального основания для этого. Применительно к государственной безопасности необходимо признать, что в истории нашей страны, были случаи использования мнимых угроз государственной безопасности в целях проведения массовых политических репрессий. На этот счет В. Кудрявцев и А. Трусов в книге «Политическая юстиция в СССР» пишут: «Аппарат политической юстиции, существовавший в СССР, работал отнюдь не только против лиц, совершавших действительные преступления, но и против других, как реальных, так и воображаемых «врагов». Последним элементом являются силы и средства обеспечения государственной безопасности. Силы обеспечения государственной безопасности представляют собой органы государственной безопасности, которые можно определить как государственные органы, осуществляющие функции по обеспечению государственной безопасности. Отличительной чертой данных органов от других государственных органов являются их функции. Функция органа исполнительной власти - это важнейшая составная часть его правового положения, производная от предназначения органа, целей и задач его деятельности, соответствующая им и характеризующая направленность практической деятельности органа исполнительной власти в определенной сфере, показывающая пределы распространения компетенции органа исполнительной власти и характер предоставленных ему полномочий. Органы государственной безопасности подразделяются на: - государственные органы, определяющие направления обеспечения государственной безопасности (Совет Безопасности Российской Федерации); - государственные органы, непосредственно обеспечивающие государственную безопасность. К органам государственной безопасности в Российской Федерации относятся Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба Внешней разведки и Федеральная служба охраны. В литературе понятие «орган государственной безопасности» нередко отождествляется с понятием «спецслужба». Под термином «спецслужба» понимают государственный орган, наделенный полномочиями осуществлять разведывательную, контрразведывательную и (или) иную деятельность, направленную на обеспечение безопасности государства, с использованием специальных сил, средств, форм и методов деятельности. Специальные службы используют в своей практической деятельности специальные формы и методы, которые не применяются другими государственными органами власти и управления: использование агентуры, то есть лиц, которые тайно, добровольно или вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками; перлюстрация корреспонденции; негласный обыск, досмотр помещений, контроль телефонной связи и разговоров людей на открытых пространствах; шифрование, перехват и дешифрование электронных сообщений, проникновение в компьютерные сети и другое В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции (выделено авт.) в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Однако в документе не раскрывается понятие «специальная функция». Полагаем, что в отношении субъектов обеспечения безопасности необходимо предусмотреть следующий перечень: человек, общество, государственные органы, государство. 1.2. Становление и динамика развития понятия безопасность в отечественном законодательстве Система современного нормативно-правового регулирования испытывает острую функциональную потребность в модернизации подхода к применению теоретических основ обеспечения государственной безопасности и, прежде всего, понятийно-категориального аппарата. Правовая природа факторов, влекущих возникновение теоретико-правовых проблем обеспечения государственной безопасности, подчеркивается тем, что в «современной науке идет интенсивный поиск оптимально обоснованной модели обеспечения безопасности в условиях отсутствия достаточно разработанной теории и методологии безопасности» . Применительно к обозначению важности правовых понятий Р.Ф. Иеринг отмечал: «Язык может быть не точным, право же никогда не может быть достаточно точным, и в этом кроется одна из главных причин, почему язык довольствуется малым числом букв, между тем как право нуждается в большом количестве понятий» . Соглашаясь с указанным мнением, полагаем, что разнообразие понятийного аппарата и неоднозначность толкования некоторых из понятий требует тщательного изучения, в том числе и путем определения взаимосвязи максимального круга понятий. Актуальность исследования терминологии, связанной с изучаемым предметом, подтверждается словами Р.Г. Халиуллина, заявившего о неточности большинства из существующих определений безопасности. В качестве причин этого явления автор выделяет следующее: «фундаментальность» безопасности как правового явления, огромное количество внешних проявлений изучаемого понятия, а также разнообразие форм внешнего взаимодействия со схожими явлениями . В то же время, И.Б. Кардашова указывала на отсутствие единого подхода к основному понятийному аппарату в области национальной безопасности, на слабую проработку в российском законодательстве категорий «национальная безопасность», видов национальной безопасности - «общественной безопасности», «государственной безопасности» и др. . По ее мнению, по состоянию на 2008 год «необходима теоретическая разработка понятия общественная безопасность как методологической основы для решения правовых, организационных, правоприменительных и иных задач» . Вынуждены констатировать, что за последние десять лет ситуация с изменением понятийного аппарата в исследуемой сфере не изменилась. С теоретической точки зрения, определение наиболее точного понятия безопасности является важнейшим вопросом, так как именно это позволяет выразить сущность рассматриваемой терминологии и позволяет определить элементы содержания. В связи с выше сказанным, считаем, что прежде, чем приступать к изучению непосредственно понятия безопасности применительно к государству, необходимо рассмотреть определения «безопасность», «национальная безопасность», «общественная безопасность», «безопасность общества», «государственная безопасность». Согласно словарю В.И. Даля под безопасностью понимается не только обыденно воспринимаемое отсутствие опасности, но и такие отвлеченные понятия как сохранность и надежность. В соответствии с словарем С.И. Ожегова , «безопасность» представляет собой некое состояние, при котором не угрожает опасность или же от нее есть защита. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обыденное понимание «безопасности» подразумевает состояние защищенности, связанное с субъективным восприятием надежности средств защиты от опасности. С точки зрения происхождения термин «безопасность» намного старше понятий «общественность», «государство» или «национальная безопасность». Современная юридическая наука содержит различные подходы к определению понятия «безопасность». Так, например, Ирошников Д.В. рассматривает ее как «отсутствие опасности», как «состояние защищенности» и как «устойчивое развитие» . Полагаем, что названные критерии представляют собой совокупность основных признаков безопасности. Считаем необходимым упомянуть, в настоящее время утративший силу закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992котором было закреплено нормативное понятие «безопасность», представленное как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» . Таким образом, можно сделать вывод о том, что в общебытовом плане восприятие понятия безопасности изменяется практически незначительно, сохраняя следующие основные признаки: отсутствие опасности, достижение которой фактически невозможно, а также наличие состояния защищенности, что находит свое отражение в доктринальных источниках и некоторых нормативных правовых актах. При этом, считаем необходимым сделать вывод о том, что безопасность может восприниматься с двух точек зрения. Первая, безопасность — это фактическое отсутствие опасности как фактора, способного причинить вред. Вторая – наличие условий, позволяющих защититься от любого рода опасностей, а также наличие возможности противостоять им. В тесной взаимосвязи с предыдущим определением состоит понятие «общественная безопасность», служащее специализированным термином, характеризующим некоторые стороны отдельных общественных отношений. Самое раннее использования словосочетания «общественная безопасность» нам удалось обнаружить в книге И.Г. Рейхеля , опубликованной в 1788 году. Исходя из контекста, в котором оно употребляется, связанного с практически идентичным наименованием государственного органа, можно сделать вывод о том, что в конце 18 века термин был общеупотребимым и достаточно однозначным. В то же время, Б.Ф. Калачев и П.Н. Кобец представляют в качестве основания «общественной безопасности» фактическое отсутствие риска, являющегося в совершенно не допустимым и связанного, в первую очередь, с вероятностью нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества, государства . Полагаем, что данный подход не выдерживает никакой критики ввиду того, что возможности появления негативных последствий даже при осуществлении деятельности по обеспечению общественной безопасности. Ю.Ю. Басова также признает, что разработка понятия «общественная безопасность» имеет важнейшее значение не только для научно-исследовательской деятельности, но и для правоприменительной практики. Сформулированная в 2002 году концепция развития Службы общественной безопасности МВД РФ преподносила понятие общественной безопасности с помощью отсылок к таким терминам как «состояние защищенности», «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные ситуации» и «чрезвычайные события». Изучаемое определение представляется нам не полноценным в связи с упоминанием исключительно экстраординарных событий, что нивелирует возможность его использования при описании типичных общественных отношений. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации содержит пункт 4, в котором находится понятие общественной безопасности, представленное как «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .Несомненно, именно этот вариант трактовки понятия на сегодняшний день является наиболее предпочтительным. Также, считаем необходимым объединить все используемые термины, расположенные в 6 пункте Концепции с понятием общественной безопасности, находящейся в пункте 4, а также привести их в соответствие с всеми используемыми элементами. Предлагаем дополнить понятие общественной безопасности в части «состояния защищенности человека и гражданина» элементом термина «угроза общественной безопасности» и заимствовать формулировку «права и свободы человека и гражданина» с целью соблюдения единообразия. Рассмотрев различные определения общественной безопасности, можно прийти к выводу об отсутствии единого научного подхода. Также, вынуждены резюмировать, что не представляется возможным выявления перечня основных характеристик, указанных в определениях, ввиду широчайшего разнообразия. Согласимся с мнением Нестерова С.В. в том, что существующие определения расходятся в принципиальных положениях и пока еще в большинстве своем не свободны от дискуссионных моментов. Полагаем, что поставить окончательную точку в вопросе утверждения однообразного подхода к понятию «общественная безопасность» возможно только с помощью модернизации понятия в соответствующем пункте «Концепции общественной безопасности». В настоящий момент, Концепция включает множество связанных с изучаемым предметом понятий, поэтому рациональным решением представляется систематизация всех связанных терминов. При изучении понятия «национальная безопасность» нами было принято решение обратиться к историческим источникам. Первое упоминание о национальной безопасности было обнаружено нами в историческом издании 20 века, в котором данное понятие непосредственно связывалось с территориальным устройством государства, обеспечением безопасности границ . Во времена существования СССР содержание понятий национальная и государственная безопасность фактически было идентичным, построенным на единой государственной идеологии. Нормативное определение понятия «национальная безопасность» содержится в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которому она раскрывается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации,... достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» . Важным является то, что государственная безопасность, наряду с общественной, представляет собой элемент национальной безопасности, являющейся более широким явлением. При этом, национальная безопасность, на уровне нормативных правовых актов, фактически вытесняет государственную безопасность, несмотря на особую важность исследуемого нами понятия в жизни личности, общества и государства. Так, считаем необходимым объединить все используемые термины, расположенные в 6 пункте Концепции с понятием общественной безопасности, находящейся в пункте 4, а также привести их в соответствие с всеми используемыми элементами. Предлагаем дополнить понятие общественной безопасности в части «состояния защищенности человека и гражданина» элементом термина «угроза общественной безопасности» и заимствовать формулировку «права и свободы человека и гражданина» с целью соблюдения единообразия. Изучая взаимосвязь понятий «национальная безопасность», «общественная безопасность» и «государственная безопасность» отечественные ученые, в лице Г.А. Никонорова, А.С. Брычкова, С.Н. Соколовой, предполагают, что сама сфера безопасности расширяется и приобретает совершенно новый качественный характер . Переход от концепции «безопасности» к «государственной безопасности» был реализован в начале XIX века во Франции, откуда эта концепция и распространилась по всей Европе. В начале XX века понятие «государственной безопасности» было интерпретировано как охрана (защита) государственной системы, территориальной целостности, обороны, государственной и служебной секретной информации от внутренних и внешних угроз, то есть защита ценностей, без которых государство сталкивается с потерей суверенитета и, следовательно, уничтожением . Под государственной безопасностью понимается составная часть национальной безопасности, уровень защищенности от внутренних и внешних угроз. Полагаем, что определение самого уровня защищенности требует более строгого выделения круга правоотношений, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Полагаем, что вопрос об определении уровня защищенности тесно связан с определением обороны, которое включается в себя: систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории . А.Е. Михайлов дает следующее понятие государственной безопасности – «состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц» . По нашему мнению, приведенное определение имеет важнейший недостаток, а именно, политические, экономические, оборонные и другие аспекты не могут входить в государственную безопасность, в связи с тем, что они относятся к национальной безопасности, что подтверждается исследованиями В.М. Редкоуса . Во-вторых, согласно данному определению, источниками угроз могут быть иностранные спецслужбы и организации, а также преступные сообщества и отдельные лица. Нам представляется, что этот круг потенциальных источников угроз сужает данное определение. Так, например, угроза государственной безопасности может исходить от иностранного государства. Оно не является ни спецслужбой, ни организацией, ни преступным сообществом, ни, тем более, отдельным лицом. Особого внимания заслуживает вопрос о правовой природе государственной безопасности и связи ее с правовыми явлениями. В связи с этим, считаем важным обозначить ракурс использования исследуемого понятия. Считается , что первым к идее научной природы явлений пришел Кант, придав данному явлению логическую функцию. Именно он находил ее во всех явлениях, начал выделять в ней предмет, акцентировать внимание на взаимосвязи существующих в одно время явлений, а также обращать внимание на существенные признаки. Полагаем необходимым уточнение о том, что не каждое явление, как полагал В.А. Белов , можно наделить некой природой с точки зрения юриспруденции. Сложно не согласиться с Н.П. Асланян и Т.В. Новиковой , связывающими правовую природу исключительно с обусловленными юриспруденцией явлениями. В то же время, авторы глубоко убеждены в дискуссионном характере используемой терминологии. Несмотря на отсутствие в современной науке единого мнения о содержании правовой природы, считаем необходимым проведение исследования ее признаков в современной научной литературе, посвященной государственной безопасности. Полагаем возможным более подробное изучение данного вопроса во втором параграфе данной главы. Считаем необходимым отметить, что правовое регулирование государственной безопасности совсем недавно перешло из «ведомственного» на качественно новый – международный уровень, что также будет служить элементом для изучения в следующем параграфе. В отношении исследования становления и развития понятия безопасности, нами были выявлены общеупотребительные понятия, описанные путем словарного толкования. Также, нами был определен круг взаимосвязанных понятий, таких как национальная, общественная и государственная безопасность. В результате проведенного исследования, предлагаем следующее понятие государственной безопасности – устойчивое положение государственного строя, поддержание функционального состояния государственных органов, государственных границ и суверенитета в целом как от внутренних, так и от внешних угроз.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 78 страниц
1200 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 82 страницы
2500 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 99 страниц
2800 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 117 страниц
2400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg