Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические последствия пережитого насилия

kisssaaa0721 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.08.2021
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Объект работы психология насилия. Предмет: виды насилия Цель работы: изучить психологическое насилие. Задачи: 1. Изучить понятие и виды насилия. 2. Раскрыть способы, типы и методы насилия 3. Проанализировать принцип психологического насилия. 4. Охарактеризовать последствия психологического насилия. Проблематика психологии насилия – обширная область, разрабатывающаяся в мировой психологии последние тридцать лет (Соонетс Р., Д. Левинсон, Д. Финкелхор, К. Брон, и др.). В отечественной науке данная проблематика сравнительно молода (Зиновьева Н.О, Михайлова Н.Ф, Орлов А.Б, Золотов Е.А. и др.). Несмотря на всю важность и актуальность проблематики насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в психологии, нет единой теоретической и исследовательской парадигмы, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат.?
Введение

Актуальность исследования. Мужчины и женщины одинаково по частоте страдают от психологического насилия. Часто можно услышать мнение, что тревожное расстройство — последствие какой-либо психологической травмы. В этой статье мне хотелось бы показать, что тревожное расстройство может быть еще и своеобразным оружием против психологического насилия. Моббинг в школе и на работе приводит человека к серьезным проблемам вплоть до желания покончить с собой. Ничем не отличается от него и моббинг дома, в семье. Представим человека, который приходит на встречу к психологу и жалуется, что у него панические атаки. Вроде бы работа с психологом помогает, однако постепенно выясняется, что этот человек скрывает от семьи факт своего сотрудничества с психологом, потому что мама против, и девушка боится наказания. Существует физическое, психологическое и сексуальное насилие. Большинство обидчиков – мужчины. Объясняется это неравенством между мужчинами и женщинами в обществе, которое существует уже на протяжении многих веков. Несмотря на существующие традиционные властные структуры в обществе, насилие в отношении женщин должно рассматриваться как попытка установления власти и контроля на индивидуальном уровне. Чаще всего насилие совершается в семье и в непосредственном социальном окружении. Хотя многие случаи домашнего насилия можно рассматривать как серьезные и повторяющиеся нарушения закона, их серьезность часто недооценивается («семейные конфликты»), и обидчика редко привлекают к ответственности. В то же самое время последствия насилия трагичны: от физических повреждений до серьезных психологических и эмоциональных травм, симптомы психосоматических расстройств и социальная изоляция. Насилие всегда оказывает влияние на детей пострадавших женщин, даже если они являются не объектами насилия, а его свидетелями. Дети в таких семьях растут в атмосфере насилия. Многие пытаются защитить матерей от насилия, и этим рискуют навлечь его на себя.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Насилие: виды и формы………………………………………………….….…5 1.1. Понятие и виды насилие……………………………………………………..5 1.2. Способы, типы и методы насилия…………………………………………13 2. Психологического насилия……………………………………………….….25 2.1. Принцип психологического насилия………………………………………25 2.2. Последствия психологического насилия……………………………...…..31 Заключение………………………………………………………………………35 Список литературы………………………………………………………………37
Список литературы

1. Бобченко Т.Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. - 2020. - 132 с. 2. Болотова А.К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. - 2019. - 340 с. 3. Гонина О.О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. - 2019. - 320 с. 4. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. - 2019. - 430 с. 5. Дереча В.А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. - 2019. - 160 с. 6. Еромасова А.А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. - 2019. - 182 с. 7. Зинченко В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: АСТ, 2019. - 816 c. 8. Кемеров В.Е. Взаимопонимание: Некоторые философские и психологические проблемы / В.Е. Кемеров. - М.: Политиздат, 2016. - 109 c. 9. Константинов В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. - 2019. - 200 с. 10. Леонтьева В.Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. - 2019. - 152 с. 11. Немов Р.С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. - 2019. - 262 с. 12. Немов Р.С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. - 2019. - 244 с. 13. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. - 2016. - 640 с. 14. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: Юрайт. - 2019. - 404 с. 15. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / Ребер, Артур. - М.: АСТ, 2018. - 297 c. 16. Самыгин С.И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. - 2020. - 280 с. 17. Семенов В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее: Актуальные социально-психологические проблемы / В.Е. Семенов. - М.: Лениздат, 2020. - 127 c. 18. Страхов И.В. Вопросы психологической типологии / И.В. Страхов. - М.: Саратовский государственный педагогический институт, 2018. – 328 с. 19. 23.Фурманов И.А. Методика оценки эмоционального состояния. - М.: НИО, 2019. – 236 с. 20. 24. Фурманов И.А. Насилие над детьми: сходство и различия психологических последствий // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии: Сб. науч. трудов. - М.: НИО, 2017. – 632 с. 21. 25.Шварц Р., Эллиотт Г. Моббинг: эмоциональное насилие на рабочих местах // Справочник кадровика. - 2019. - № 10. – 647с. 22. Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2015. - 430 c.
Отрывок из работы

1. Насилие: виды и формы 1.1. Понятие и виды насилие Очевидно, что индивидуальная виктимность, или «комплекс жертвы», всегда реализуется в ситуации, оказавшейся для этого достаточной. Такие ситуации предъявляют к людям требования, которые превышают их адаптивный потенциал и описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери. В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространена классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное), экономическое и т.д. Физическое насилие — это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Такие деяния (оскорбление действием), согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, квалифицируются как преступление. Психологическое (эмоциональное) насилие — это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбления идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику. Сексуальное насилие — вид домогательства, выражаемый в форме, как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы. По месту развития событий насилие бывает семейным, школьным, социально-бытовым, рабочим: 1. Семейное насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие над ребенком или взрослым в семье. В этом случае часто сочетается физическое и психологическое насилие. Цель семейного насилия – запугать, внушить чувство страха, обрести контроль над жертвой. Некоторые родители так пытаются добиться уважения их авторитета, а некоторые супруги – верности и преданности партнера. 2. Школьное насилие (буллинг) – физическое или психологическое насилие между детьми или между педагогом и учениками. Направленность отношений разная: насилие детей над учителем, насилие учителя над учениками, унижение одного ребенка одноклассниками, насилие одного ученика над другим (другими). 3. Насилие на работе (моббинг) – чаще психологическое насилие в форме оскорблений, утаивания информации, дезинформации, сплетен, давления. Возникает между работниками или работниками и руководством. 4. Социально-бытовое насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие от незнакомых или малознакомых людей на улице, в транспорте и других общественных местах. Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями. Экономическое насилие в семье, такое как единоличное распределение средств семейного бюджета, доминирующим членом семьи и строгий контроль над расходом денег с его стороны, является одной из форм выражения эмоционального давления и оскорбления. Таким образом, насилие — форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из взаимодействующих сторон, которая заставляет эту сторону делать что-либо вопреки своей воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей. Понятия «насилие» и «насильственное преступление» в юридической и психологической практике не совпадают. Зарубежные специалисты пришли к заключению, что понятие «насилие» по отношению к человеку очень широко, и кроме тех действий, на которые распространяется Уголовный кодекс, также включает следующие действия: принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляции, угрозы физической расправы или материального ущерба, препятствие к выполнению того, что человек хочет сделать; злоупотребление властью, причем власть рассматривается широко, как власть возраста (например, взрослого над детьми), власть силы, власть популярности, власть принадлежности к полу (например, власть мужчины над женщиной) и другие виды власти. Достаточно широко распространенным является такое явление, как домашнее насилие. Насилие может иметь индивидуальный или коллективный характер и всегда направлено на нанесение кому-либо физического, психологического, нравственного или иного ущерба. Насилие подразделяется на уровни: уровень всего общества, страны; уровень отдельных социальных групп; уровень малой социальной группы; уровень отдельного индивида. Количество пострадавших на разных уровнях различно. Самым опасным уровнем является вертикальное проявление насилия, т.е. на уровне государства. В этом случае любой человек, даже занимающий высокое социальное положение, становится потенциальной жертвой. По характеру насилие можно подразделить на: явное (открытое проявление насилия); скрытое (насилие, завуалированное различными способами), часто достигается с помощью финансового воздействия (лишение субъекта материальной помощи, ассигнований и т.п.). Практически любое насилие имеет вид психологического насилия, в том числе и физическое — боязнь получить еще большие повреждения, чем уже имеются. Физическое насилие можно рассматривать как продолжение психологического насилия. Исключение составляет неожиданное физическое насилие: неожиданное нападение, смерть, повреждение каких-либо органов, приведших к невозможности сопротивления. Таким образом, в современной психологии под понятие «насилие» попадает любой поступок, основная цель которого — управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний, чувств и т.п. Насилие — это любой способ поведения (простой или сложный, вербальный или невербальный), используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого, против его желания, воли или убеждений, но с психологической (а часто и материальной) выгодой для насильника. Несмотря на то, что термин «насилие» применяется очень широко, существует некоторая неоднозначность в трактовке смыслового содержания этого понятия. Например, в юриспруденции насилие — это применение определенным классом или другой социальной группой различных форм принуждения с целью приобретения или сохранения экономического или политического господства, завоевания тех или иных привилегий. Очень часто термин «насилие» заменяют термином «агрессия». Однако хотя эти термины и имеют сходное смысловое содержание, они не являются полностью тождественными. Термин «агрессия» обычно употребляется для описания каких-либо активных, атакующих, разрушающих действий. Термин «насилие» употребляется очень широко, часто как синоним агрессии, имея при этом несколько иное толкование. Агрессия — это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному; агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессия — любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение включает два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Социальная агрессия и молчаливая агрессия связаны с функционированием разных отделов мозга. У людей различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Источник враждебной агрессии — это злость. Ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели. Зильманн заменил термины «враждебная» и «инструментальная» на «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются, прежде всего, для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются, прежде всего, с целью достижения различных внешних выгод. Додж и Койи предложили использовать термины «реактивная агрессия» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата. Фрейд полагал, что источник человеческой агрессии — перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу. Лоренц также считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они сделали бы нас беззащитными. Критика всех эволюционных теорий агрессии основывается на таких аргументах: не обнаружено генов, напрямую связанных с агрессивным поведением; все доводы основываются на наблюдениях за поведением животных; вызывает сомнение сама логика рассуждений о проявлениях адаптивности какого-либо поведения. Тем не менее, хотя склонность людей к агрессии не обязательно квалифицировать как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически. И у животных, и у человека учеными обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Также и темперамент — то, насколько мы восприимчивы и реактивны, — дан нам от рождения и зависит от реактивности симпатической нервной системы. Химический состав крови — еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. На агрессивность также влияет мужской половой гормон тестостерон. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшее распространение среди теорий этого направления получила теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий тому назад Доллардом и его коллегами. Существующая теория фрустрации-агрессии предназначена для объяснения враждебной, а не инструментальной агрессии. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию (т.е. блокирование целенаправленного поведения), возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный порыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно, т.е. в этом случае может появиться смещенная агрессия. Когнитивные модели агрессии рассматривают процессы (эмоциональные и когнитивные), лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления и интерпретации человеком чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой человеком, влияет на когнитивные процессы оценки угрожающей опасности. У каждого человека существуют устойчивые шаблоны реализации агрессии, то есть принципы сортировки. Это зоны значения. Для сортировки окружающего человек использует Я-концепцию: только с помощью последней сигнал из внешнего мира вызывает резонанс так называемых «струн души». И последнее теоретическое направление рассматривает агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно — как форму поведения, усвоенного в процессе социального учения. В соответствии с теориями социального учения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при оценке того: каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; какие факторы провоцируют ее проявление; какие условия способствуют закреплению данной модели. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также пассивного наблюдения. Если агрессия — это инстинкт или побуждение, это значит, что на соответствующее поведение человека толкают внутренние силы, либо внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального учения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях. Все многообразие форм агрессивности можно также разделить на гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь, и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия — это убийство, изнасилование, нанесение побоев и т.д.; косвенная гетероагрессия — угрозы, имитация убийства, оскорбление, ненормативная лексика и т.д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии — самоубийство. К категории косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию. В свою очередь, насилие, так же как и агрессия: ? является, прежде всего, действием, а не желанием действовать; ? вносит какие-либо изменения в структуру объекта приложения вне его желания. Насильственные действия всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради достижения какой-то цели, которая не всегда осознается окружающими и даже самим насильником. Таким образом, в некоторых случаях, когда целью насилия было причинение вреда, понятия «агрессия» и «насилие» являются тождественными и их применение в качестве синонимов правомерно. 1.2. Способы, типы и методы насилия Агрессия и насилие могут иметь физический и психологический характер. Считается, что основными способами психологического насилия чаще всего являются: изоляция (информационная и даже физическая депривация; лишение информации или строгий контроль за ней); дискредитация (лишение права на собственное понимание и мнение; осмеяние и неконструктивная критика); монополизация восприятия (принудительная фиксация внимания на агрессоре, так как он является основным источником угроз); усиление тривиальных требований (множество мелких правил, не нарушить которые невозможно; следовательно, возникают постоянные поводы для придирок, что вызывает хроническое чувство вины); демонстрация «всемогущества» насильника (в любых делах насильник старается продемонстрировать и подчеркнуть свою сверхкомпетентность, сравнивая себя с «неумехой» - жертвой; причем сравниваются как бытовые, так и профессиональные умения, и даже физическая сила. Цель таких сравнений — внушить страх, чувство несостоятельности в противовес «авторитетности» насильника); «случайные индульгенции» (насильник иногда награждает свою жертву вниманием и теплыми чувствами, но делает это или редко, или невпопад, или для того, чтобы подкрепить поведение, нужное агрессору, или парадоксальным и неожиданным образом — так, чтобы вызвать дезориентацию и ошеломление); унижение и издевки, осмеяние в присутствии других людей; контроль за удовлетворением физических потребностей (в пище, сне, отдыхе и т.п.), что ведет к физическому истощению жертвы; постоянные угрозы по поводу и без повода, легко переходящие в физическое насилие; использование психоактивных веществ (например, алкоголь); непоследовательные и непредсказуемые требования; частые и непредсказуемые перепады настроения агрессора, в которых «виновата» жертва; принуждение делать нелепую и бесцельную работу. Если рассматривать психологическое насилие более широко, то в него также могут быть включены различные методы психологического воздействия (влияния): психологическое принуждение, нападение, манипуляция и ряд других. Это те действия, которые также относятся к категории «стратегий контроля сознания». Цель «стратегий контроля сознания» заключается в манипулировании мыслями, чувствами и поведением других в данном контексте в какой-то период времени, имеющем своим результатом относительно большую выгоду для манипулирующего, нежели для тех, кто подвергается воздействию. Производимые изменения могут точно фокусироваться или действовать на широкую сферу человеческих отношений. Они могут проявляться внезапно или развиваться постепенно, могут вызываться с осознанием какого-либо манипулятивного или убеждающего намерения агента влияния или без него, и они могут выливаться во временные или устойчивые перемены.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Психология, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Психология, 53 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg