Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Средний класс в России и Китае: сходства и различия.

kisssaaa0721 280 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.08.2021
Цель данной работы заключается в сравнении среднего класса России и Ки-тая, на основе которого будет сделан анализ и выявление сходства и различия у двух стран. Задача – сравнить средний класс в России и Китая, выделить основные сход-ства и различия, проанализировать данные. Структура работы включает в себя понятие среднего класса, критерии выде-ления, процесс зарождения и формирования среднего класса в России и Китае, анализ сходств и различий и подведение итогов. Многие авторы склонны рассматривать средние слои как цементирующую си-лу общества, причём проявляющую себя в качестве таковой в различных сферах. В области социальных отношений они являются той средой, которая способна "уничтожать" значительные противоречия между основными классами. В эконо-мико-социальном плане средние слои выступают носителями тенденции сглажива-ния противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. В сфере семейных отношений средние слои оказываются проводниками традиционных ценностей, сочетая их с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательных, профессиональных, культурных отношениях. В культурной сфере эти слои представляют оплот ценно-стей современного общества: именно они являются основными носителями тради-ций, норм, знаний. В политическом плане для средних слоёв характерен незначи-тельный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом политической стабильности, залогом эволюционного характера обще-ственного развития, и формирования, и функционирования гражданского обще-ства. ?
Введение

Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не существовало на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабили-затор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот. Состояние среднего класса - один из индикаторов уровня развития экономики и характера политической системы. Значительная доля этого слоя в обществе свидетельствует об относительном благополучии страны. Актуальность темы исследования. В современной социологии тема среднего класса вызывает весьма острые дискуссии. Неоднозначные интерпретации термина «средний класс» порождают существенные различия в его качественных и количе-ственных оценках. С одной стороны, этим термином фиксируют реальные соци-альные общности, выделяемые по различным критериям, с другой – называют средний класс мифом, используемым, как правило, в социально-политических це-лях. В связи с указанными противоречиями анализ происхождения термина «средний класс» и определение термина в первоначальном смысле, обоснованном исторически, представляется особенно актуальным в сравнении с конкретными средними классами двух стран: Россией и Китаем.
Содержание

Глава I. Введение 3 Понятие среднего класса 5 Критерии выделения среднего класса 7 Глава II. Процесс зарождения и формирования среднего класса в России 9 Формирование среднего класса в Китае 13 Глава Ш. Анализ сходств между средним классом России и Китая 18 Культура, быт и национальный характер 18 Отношение к политике и экономике страны. 20 Анализ различий среднего класса в Китае и России 23 Заключение 26 Список используемой литературы 27
Список литературы

1. Актуальность новых подходов к социальной реальности. – М.: Изд-во Инсти-тута социологии РАН, 2015 2. Анурин В. Ф., Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. 1 изд. – М., 2010. 3. Белогруд И.Н. Особенности инвестиций в экономику Российской Федерации // Современные аспекты экономики. 2013. № 3 (187). 4. Беляева Л. А. Динамика отношения россиян к социально-экономическим и по-литическим изменениям // Социологические исследования. – 2011. – №10. 5. Вигушина Е.П. Становление среднего класса в России и его отличие от сред-него класса развитых стран мира // В сборнике: Социально-экономические и правовые проблемы повышения эффективности российской экономики Межвузовский сборник научных статей. Москва, 2014. С. 466-489. 6. Исаев Б. А. Социология. Краткий курс. – М., 2010. 7. Калабеков И.Г. К17. Россия, Китай и США в цифрах. Справочное издание – М., 2018. – 122 с. 8. Ковальчук А.И. Теоретические основы изучения среднего класса в России // Социально-экономические проблемы трансформационной экономики. – Тю-мень. – 2009. – Вып. 5. – С. 244 9. Россия в цифрах. 2017: Стат. сб. / Росстат. – М., 2017. 10. Сборник статей и докладов участников X международной научно-практической конференции «Россия – Китай: история и культура» - 2017 г. 11. Средний класс в России: Материалы социологического исследования Инсти-тута социологии РАН. – М.: Изд-во ИС РАН, 2014 12. Тихонова Н.Е. Влияние кризиса на жизнь российского среднего класса // Общественные науки и современность. 2016. № 4. С.1–18. 13. Тулина Т.М. Количество среднего класса в России и Вологодской области по параметру доход в соответствии с различными методиками // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. С. 228–232. 14. У Яао. - Перевернутая Т-образная модель социальной структуры в совре-менном Китае // Социология. 2016. № 3. С. 136–140. 15. Цимбалист А.В. Критерии отнесения групп населения к среднему классу // Вестник Омского регионального института. 2014. № 1. С. 141-146. 16. Шиняева О. В., Власова Е. М. Средний класс в социальной структуре регио-на. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 171 с.
Отрывок из работы

Понятие среднего класса В настоящее время существует много различных определений понятия сред-него класса. Учёные-социологи расходятся во мнении, что называть средним клас-сом. Одни учёные фактически отождествляют средний класс со средними слоями и рассматривают его как сугубо статистическое понятие: совокупность лиц с душе-вым доходом в интервале между прожиточным минимумом и практически неогра-ниченными финансовыми возможностями. Другие под средним классом понимают преимущественно малое предпринимательство и близкие к нему группы. В странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политиче-ским строем под средним классом подразумевают ту часть общества, которая за-нимает "средние" - между "верхами" и "низами" статусные позиции, характеризу-ется неоднородностью положения, противоречивостью сознания и политического поведения, составляя небольшую по численности социальную группу, выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются функции социального "стабилиза-тора" общества и источника воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет примерно 55-60%. С точки зрения социальной стратификации следует говорить не о среднем слое, а о среднем классе, поскольку здесь имеет место процесс классовой кристал-лизации, то есть сближения социальных позиций основных социальных групп по таким критериям как власть (на Западе представители среднего класса оказывают весьма существенное влияние на политические процессы) доход, престиж профес-сии, уровень образования. На основе этих признаков формируется общая идеоло-гия, мораль, образ жизни, характеризующее поведение среднего класса. Термин “средний класс” в своем первоначальном значении относится к достаточно боль-шой по численности социальной группе (в промышленно развитых странах она составляет около 60% самодеятельного населения), занимающей серединное поло-жение между двумя крайними полюсами социальной стратификации, которые об-разуют с одной стороны, политическая элита и наиболее богатые слои населения, а с другой – бедные, деклассированные элементы. Является ли средний класс дей-ствительно классом в строгом смысле понятия? Думается, нет, так как он весьма разнообразен по отношению к средствам производства и по источникам доходов (от доходов с капитала до зарплаты наемного работника). Таким образом понятие “средний класс” обозначает в постиндустриальных странах не класс, а сложный социально-структурный конгломерат. Средний класс — это экономическая основа любого государства, и недооце-нивать его роль нецелесообразно. Для этого нужно хотя бы понять, какие условия позволяют отнести тех или иных граждан к среднему классу. Эта задача имеет множество решений, которые так или иначе удовлетворяют. Журнал “Эксперт” формулирует это определение следующим образом: Российский средний класс — это люди, которые благодаря своему образованию и профессиональным навыкам смогли адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспе-чить своим семьям надлежащий уровень потребления и образ жизни. ? Критерии выделения среднего класса Проблема определения среднего класса не может сводиться только к крите-рию дохода, благосостояния. Средний класс как социально-структурный феномен определяется комплексом критериев (признаков), количественными и качествен-ными характеристиками. Уже поэтому сущность среднего класса и его структуру следует рассматривать в аспекте социальных статусов тех групп, которые, вероят-но, в него войдут. При всей пестроте структуры среднего класса можно выделить какие-то существенные общие, либо сближенные черты статусов этих групп: 1. уровень дохода, благосостояния, позволяющий реализовать современ-ный образ жизни, его социальный стандарт; 2. относительную устойчивость экономического статуса, его стабиль-ность; устойчивое экономическое самообеспечение; 3. владение собственностью либо условиями, безусловно необходимыми для ее эффективного функционирования на современном уровне: зна-ниями и умениями в сфере организации и управления, высокой квали-фикацией, информацией; 4. признанную особо ценной для общества деятельность в сфере науки, культуры, осуществляемую на основе обладания уникальными творче-скими способностями; 5. повышенную субъектность: на рынке труда, в выборе образцов соци-ального поведения и т. д.; способность влиять более или менее суще-ственно на общественный процесс и управление им: средний класс – один из важнейших компонентов системы социального партнерства. Лица, для которых признаки, указанные в пунктах 1-5, имеют высшее выра-жение, составляют группы, расположенные на социальной лестнице выше среднего класса (выше среднего, высший слой, элита). Непременным признаком среднего класса следует считать его количественную масштабность. Во всяком случае, доля среднего класса в населении должна быть не меньше суммарной доли тех групп, социальный статус которых ниже статуса среднего класса. Именно с этого количе-ственного порога начинается функционирование среднего класса как такового. До того – это лишь один из слоев в социальной структуре общества. Те 10% россий-ского общества, на которые некоторые исследователи ссылаются как на средний класс, являются таким слоем, но отнюдь еще не средним классом. Исходя из вышеизложенного, можно указать социальные группы, которые, в перспективе, составят у нас средний класс: 1. Собственники среднего и мелкого капитала, часть владельцев мелкой трудовой частной собственности (исключая часть владельцев среднего капитала, вошедших в более высокие слои); 2. Лица, работающие по найму: высококвалифицированные специалисты – ИТР, менеджеры, руководители среднего и частично низшего звена, осуществляющие техническое и функциональное руководство, организацию на предприятиях и в организациях любых форм собственности; 3. Высококвалифицированные рабочие с современным типом квалификации; высо-коквалифицированные специалисты непроизводственного профиля (часть их, дру-гая часть может иметь статус ниже статуса среднего класса, во всяком случае, это сейчас так); 4. Лица, осуществляющие гражданскую власть (кроме тех, кто входит в элиту и высшие слои) и часть служащих (чиновников) – исполнителей, обеспечивающих деятельность власти и обладающих влиянием на нее («группа влияния»); 5. Деятели науки, свободных профессий (творческая интеллигенция), если их ста-тус имеет изложенные выше признаки; 6. Часть среднего офицерства и др. Глава II. Процесс зарождения и формирования среднего класса в России Формирование среднего класса в России, в отличие от большинства других стран, не представляло собой однолинейного процесса восхождения или нисхож-дения. Исторический процесс «усреднения» правильнее выразить ломаной линией, точками перегиба в которой выступали важные исторические вехи в жизни нашего общества (схема). Начальной точкой может служить 1861 г. — отмена крепостного строя и начало капитализма. Оба процесса — формирование среднего класса в со-временном понимании и формирование современного капитализма — трактуются в социологической науке как причинно-следственный процесс. В античности и средневековье можно найти зачатки среднего класса, и об этом писали Платон и Аристотель. Но только капитализм породил научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию, мелкую буржуазию, предпринимательство, менеджеров и так называемых профессионалов, которые составляют ядро среднего класса в совре-менном смысле слова. Второй исторической вехой выступает 1917 г. — Октябрьская революция уничтожила капитализм и провозгласила движение к социальному равенству. Пе-риод «военного коммунизма» неблагоприятно сказался на формировании средне-го класса: последние представители дореволюционного среднего класса уничтожа-лись или эмигрировали. В 1921 г. процесс «коммунизации» общества приостановился, нэп потребо-вал частичного оживления частного бизнеса, свободы деятельности и завершился широким проникновением элементов буржуазного сознания в пролетарские и кре-стьянские слои. «Пролетаризацию» сменил противоположный процесс — «обур-жуазивание». Год 1929-й вошел в историю страны как год великого перелома. Приход к власти Сталина ознаменовался откатом от капитализма и восстановлением ко-мандно-административной системы. Вплоть до его смерти серьезного расслоения в социальной структуре советского общества не наблюдалось. Условия для форми-рования среднего класса нельзя назвать благоприятными. Во многом это связано с Великой отечественной войной, серьезно подорвавшей народное хозяйство и сни-зившей уровень жизни населения. После смерти Сталина начинается новый исторический этап, названный «хрущевской оттепелью». Период 60-80-х годов оказался самым благоприятным для роста численности среднего класса в стране. Научно-технический прогресс стал своеобразным локомотивом, вынудившим СССР догонять передовые капита-листические страны, развивать производительные силы, внедрять наукоемкие тех-нологии, подготавливать в огромном количестве квалифицированные кадры. Не-смотря на отсутствие мелкой буржуазии и предпринимателей, в стране все-таки успешно формировался мощный средний класс, состоявший из научно-технической и гуманитарной интеллигенции (инженеры, техники и технологи, учи-теля и преподаватели, юристы, врачи, экономисты и др.), руководителей всех зве-ньев и обслуживающего аппарата канцелярских работников, офицерства. Схема. Периоды подъёма и спада в формировании среднего класса в России. В 1990 г. началось движение от социализма к капитализму. Народное хозяй-ство страны претерпело серьезную структурную ломку: разорялись сотни пред-приятий, исчезали и перестраивались многие отрасли, возникали новые, в основ-ном мелкие и средние предприятия в негосударственном секторе. Резко снизился материальный уровень жизни большинства людей. Средний класс вошел в полосу сокращения своей численности и падения социально-экономических показателей. Хотя его интеллектуальный потенциал сохранился, но материальное положение и статусные привилегии резко ухудшились. Основной причиной служит ухудшение положения дел в государственном секторе, за счет которого рос советский средний класс. Это свидетельствует о нерыночном характере российского среднего класса. Видимо, в ближайшей перспективе его положение улучшаться не будет, поскольку требуется исторически длительный период для того, чтобы на основе нерыночного среднего класса сформировался новый, рыночный, тип. Поскольку его материаль-ной базой служат успехи в развитии самого капитализма, Россия должна решить проблему перехода от нерыночного (дикого, нецивилизованного) капитализма к рыночному. Основными целями в социально-экономическом направлении роста являются увеличение доли среднего класса; контроль государства над крупными держате-лями финансов и магнатами; стирание границ между белыми и белыми воротнич-ками, четкое разделение представителей высококвалифицированных и менее ква-лифицированных специалистов. Результаты анализа собранной нами информации позволяют выделить векторы доминирования ценностей, свойственных рассматри-ваемому социальному слою: стабильность как гарантия реализации планов, реше-ния поставленных задач в рамках закона; свобода – прежде всего, свобода выбо-ра; успех – не как данный успех, а как способность достичь желаемых целей; время – как возможность реализации планов; информация, позволяющая экономить вре-мя и усилия на пути к успеху. По мнению респондентов, отличительными чертами личности представителей среднего класса являются: индивидуализм как способ са-мовыражения, возможность самосовершенствования и независимости; оптимизм-не только как вера в лучшее будущее, но и как уверенность в своих силах и возмож-ностях; гибкость, адаптивность, способность адаптироваться к новым реалиям и условиям жизни; профессионализм, хорошая обучаемость; личная ответственность за собственное будущее, будущее детей, благополучие семьи, карьерный рост, проживание и т. д.; социальные навыки как способность заводить и поддерживать необходимые контакты, в том числе деловые – как умение презентовать себя, спо-собность к адекватной самопрезентации; самооценка; целеустремленность, высокая мотивация к достижению цели. Таким образом, представители среднего класса - это люди, которых можно охарактеризовать термином “самодельные личности”. Кроме того, к среднему классу участники исследования относят людей, которые не удовлетворены тем, что уже достигнуто, имеют активную жизненную позицию, в том числе позицию относительно выбора работы и сферы деятельности. Этот вы-вод неявно подтверждается гипотетическим возрастом, приписываемым респон-дентами типичному представителю среднего класса. То есть активный трудоспо-собный возраст после окончания вуза, когда человек может реализовать свои пла-ны. По оценкам Института социологии РАН, средний класс России насчитывает 28 миллионов человек, или около того. Двадцать процентов россиян. Привычное понимание среднего класса как промежуточного слоя между бедными и богатыми опасно своей лживостью, считает руководитель Центра социальной политики Ин-ститута экономики РАН Евгений Гонтмахер. ? Формирование среднего класса в Китае Культурная и социальная идентификация китайского нового среднего класса осуществляется главным образом через культурные практики и модели потребле-ния. Хукоу создает распределенное неравенство. Даньвэй продолжает играть важную роль в рассмотрении классовых различий в городском Китае. И хукоу, и даньвэй создают различия в рабочих ситуациях, формируя связи внутри границ нового класса. Это объясняет, почему хукоу и даньвэй проявляют себя в социо-культурных, а не экономических различиях. Значительное влияние на новый класс также возникает в результате институциональных изменений в структуре собствен-ности и доминирующей роли кадров в обществе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Международные отношения, 6 страниц
200 руб.
Реферат, Международные отношения, 6 страниц
200 руб.
Реферат, Международные отношения, 24 страницы
240 руб.
Реферат, Международные отношения, 23 страницы
230 руб.
Реферат, Международные отношения, 23 страницы
230 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg