Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование социального опыта младших школьников посредством ролевой игры

kisssaaa0721 780 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.07.2021
Теоретико-методологической основой работы являются труды Л.И.Божовича , Геллера Е.М, , Л.П. Дормидонтовой,Ж.Ж.Руссо,Л.В. Занкова, Я.А. Коменского, Кочеровой, М.В. А.Н.Леонтьева, Неясовой И.А , Фельдштейна Д.И, Черняевой Т.Н. Д.Б.Эльконина, Яновской М.Г и многих других. Вопросы становления и формирования социального опыта школьников находят отражение в работах, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика и других педагогов. Различные педагогические и психологические условия, способствующие эффективному формированию социального опыта детей, обоснованы в исследованиях С.Н. Верещагина, Е.П. Попова, Е.В. Сурначеевой, Н.Н. Саяпиной и других ученых. Однако содержание социального опыта младших школьников в контексте современного содержания начального образования до настоящего времени не определено. Нами также не обнаружено работ, в которых бы описывалась теория и практика организации и осуществления педагогического взаимодействия, ориентированного на формирование социального опыта младших школьников посредством ролевой игры. Проблемой ролевой игры занимались многие российские и зарубежные авторы. Так, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин показывают, что в игре у детей происходят изменения в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Однако, методическое обеспечение ролевой игры именно в формировании социального опыта младших школьников разработано недостаточно. Таким образом, актуальность исследования обусловлена: -важностью формирования социального опыта младших школьников в условиях современного общества - значительной ролью ролевой игры в формировании социального опыта младших школьников Исходя из вышеизложенного, была сформулирована тема исследования: «Формирование социального опыта младших школьников посредством ролевой игры». Анализ психолого-педагогической литературы и опыта педагогов позволил выявить, что качественное решение актуальной проблемы формирования социального опыта младших школьников посредством ролевой игры тормозится ввиду противоречия между необходимостью формировать у младших школьников социальный опыт и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности использования ролевой игры в формировании социального опыта младших школьников? Цель исследования: решение данной проблемы. Объект исследования: процесс формирования социального опыта младших школьников. Предмет исследования: ролевая игра как средство формирования социального опыта младших школьников. Гипотеза: мы предполагаем, что процесс формирования социального опыта младших школьников будет эффективнее, если: - в совместной деятельности учеников и педагога использовать ролевую игру - создать условия для формирования социального опыта младших школьников в процессе ролевой игры В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Изучить сущность понятия социальный опыт младших школьников в психолого-педагогической литературе 2. Определить особенности формирования социального опыта младших школьников 3. Охарактеризовать ролевую игру как средство формирования социального опыта младших школьников 4. Разработать диагностический инструментарий, способствующий эффективному формированию социального опыта младших школьников посредством ролевой игры Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы; эмпирические: разработка диагностического инструментария, описание диагностических методик. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении системы знаний о современном содержании и условиях формирования социального опыта младших школьников; об организации педагогического процесса, направленного на формирование социального опыта младших школьников посредством ролевой игры Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений в процессе формирования социального опыта детей младшего школьного возраста. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Развитие и формирование подрастающего поколения всегда были одной из главных проблем общества. Роль и актуальность данной проблемы в условиях современности возрастают из-за того, что само общество находится на переходном этапе развития. В связи с обновлением всех сфер современного общества на передний план выдвигается формирование социального опыта личности человека, а именно - усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека направлены на определение его обладания социальным опытом как общественную мотивацию поведения, взаимосвязанную с потребностями личности. Процессы, происходящие в современном социокультурном пространстве и связанные с изменением представлений о сущности и целях образовательного процесса, обусловили необходимость в педагогическом поиске подходов к организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, способных обеспечить возможность наиболее эффективного формирования социального опыта детей в динамике общества. Успешность развития современного общества в большей мере зависит от того, насколько молодое поколение будет готово к принятию и построению социальных отношений нового типа, какие навыки социального взаимодействия приобретут для него приоритетное значение. Специфика формирования социального опыта индивида может быть охарактеризована системой гуманистических и нравственных ценностей, которую человек осваивает и в дальнейшем использует для становления подлинным субъектом своей жизни, небезразличным обществу и социокультурному пространству. Формирование социального опыта — это процесс освоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей. В результате данного процесса человек приобретает способность функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых порах формирования личности формирование социального опыта осуществляется посредством общения, обучения, воспитания, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации. Это активный и постоянный процесс, отсюда и развитие личности - непрерывно действующий процесс, который начинается в детском и подростковом возрасте и продолжается на протяжении всей жизни человека. Главная задача развития и формирования личности– дать человеку позитивный опыт общения с другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных ситуациях. Семья и школа создают условия для развития свободной, гуманной, творческой, духовной, практической личности ребенка. А начальная школа – это особый этап в жизни ребенка, характеризующийся наличием самостоятельной потребности в самовыражении ,обретении собственной индивидуальности. Центральной линией развития младшего школьника является формирование его социального опыта, в следствии которого у обучающихся в начальной1 школе возрастает интерес к социальному миру. Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребёнка является уровень его социального опыта, адаптированности, умение приспособиться к постоянно меняющемуся обществу. Из этого следует, что вопрос формирования социального опыта младших школьников требует все больше внимания у педагогов. В младшем школьном возрасте возникает возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и норм поведения. Наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои желания, идущие вразрез с требованиями взрослых, подчинять свои действия установленным социальным нормам поведения. Большими возможностями в формировании социального опыта младших школьников обладает ролевая игра, которая выступает как средство мотивации школьников к познанию социального мира.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................3 ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ 1.1 Сущность понятия социальный опыт в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………..…8 1.2 Особенности формирования социального опыта младших школьников………………………………………………………………………15 1.3 Ролевая игра как средство формирования социального опыта младших школьников……………………………………………………….…..20 Выводы по первой главе…………………………………………………25 ГЛАВА II.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ 2.1 Диагностический инструментарий по формированию социального опыта младших школьников посредством ролевой игры……………..……27 2.2 Перспективный план формирования социального опыта младших школьников посредством ролевой игры………………………………..…….34 Выводы по второй главе…………………………………………………37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….41 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1980. 2. Белокурова Г. В. Формирование социальных умений у дошкольников средствами этикета // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 74-2 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968. 4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. – М.: Смысл, 2006. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 6. Голованова Н.Ф. Социокультурный ресурс школы: аргументы в пользу воспитания субъекта социализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4 7.Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. 8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967. 9. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 10. Кочерова, М.В. Развитие социальной активности младшего школьника в игровой деятельности [Текст] / М.В. Кочерова // Педагогический калейдоскоп, Вып.3. – Ханты-Мансийск, 2008. 11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 12 Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 14.Мудрик А.В. «Социализация человека» - 2007. 15. Неясова И.А. Социальный опыт как педагогическая категория // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. 16. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. 17.Обухова Л.Ф. Детская психология.-М., 1995. 18. Серикова Л.А., Шукшина Т.И. Психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. 19 Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. М.: Флинта, 1997. 20. Черняева Т.Н. Социально-педагогические риски формирования социального опыта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4. № 2. 21. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение,1974. 22. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш.учеб.заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.
Отрывок из работы

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ 1.1.Сущность понятия социальный опыт младших школьников в психолого-педагогической литературе. Современная социальная среда характеризуется наличием множества кризисных явлений и ,как следствие, отсутствием оптимальных условий для формирования у подрастающего поколения необходимой для активного участия в жизни общества системы ценностных ориентаций, знаний о социальных явлениях, положительных эмоциональных отношений. В связи с этим возникает острая необходимость изучения особенностей формирования положительного социального опыта у подрастающего поколения. Изучение научной литературы констатирует то , что к рассматриваемой проблеме обращены исследования в различных областях научного знания. Основой для изучения социального опыта как педагогического феномена служат исследования в философской и психологической науках. Сущность опыта как философской категории определена в исследованиях А.Н. Аверина, Б.М. Бим-Бада, Л.П. Буевой, П.П. Корнеева, А.А. Сидорова, и др. В психологическом аспекте категория «социальный опыт» рассматривается в трудах Л. И. Божовича, А. Н. Леонтьева[11], В. Н. Мясищева, Е. Е. Сапоговой; Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагиной и др. Однако имеющиеся в трудах философов, психологов и педагогов сведения и данные требуют обобщения для более детального изучения процесса формирования положительного социального опыта у подрастающего поколения. К рассмотрению вопроса о сущности социального опыта впервые обратились философы эпохи Античности. Это изначально основополагающие идеи, построенные на базе эмпирических наблюдений и констатирующие наличие процесса передачи сведений, способов поведения, типа мировоззрения от старших поколений младшим под воздействием внешних обстоятельств. В основу процесса формирования социального опыта положена идея о его осуществлении в условиях общества, основными агентами которого являются люди из ближайшего окружения, а основным механизмом данного процесса становится не что иное, как уподобление. На абсолютную роль собственного приобретенного опыта в развитии личности указывали прогрессивные мыслители Г. Гегель, К. Гельвеций, Д. Дидро, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, Т. Гоббс. Идеи, представленные в трудах ученых, заложили философскую основу для дальнейшего развития научных представлений о проблеме формирования социального опыта. Одним из первых, кто оперировал понятием «жизненный опыт», был Ж.-Ж. Руссо. В его работах «жизненный опыт» является синонимом современного понятия «социальный опыт». Ему удалось связать личный опыт ребенка с опытом человечества, который выражается в науке. Ж.-Ж. Руссо считал, что знания, которые составляют жизненный опыт, ребенок должен получить не из книг, а из природы. Он был убеждён, что существует три воспитателя человека: природа, люди, помогающие развернуться и сложиться внутренней природе, и собственный опыт ,который дополняет первых и питает свободу [22, с. 352]. В конце ХIX– первой половине XX века, по мере постепенного накопления сведений и данных об особенностях процесса формирования социального опыта, произошел плавный переход на более совершенный уровень изучения данной проблемы. На данном этапе большой вклад в изучение проблемы был внесен Дж. Мидом, Т. Парсонсом, З. Фрейдом, В. Франклом. Их подходы к определению сущности процесса формирования социального опыта через определение социализации с психологической, социальной и педагогической позиций разделяются на два блока – социоцентрической и индивидоцентрической направленности. Исследования социоцентрической направленности представлены работами таких ученых, как Дж. Мид, Т. Парсонс, У. Томас, У. Бронфенбреннер. В индивидоцентрический блок теорий можно включить концепции таких видных ученых, как З. Фрейд, В. Франкл, Э. Эриксон, Дж. Коучмен. В социоцентрической модели формирования социального опыта сложились два подхода.Первый- субъект-объектный ,согласно которому ребенок адаптируется к обществу – он принимает роль объекта, а общество выступает субъектом. И второй- субъект-субъектный ,когда опыт приобретается ребёнком непосредственно в процессе деятельности. Таким образом, социально-педагогические концепции этого времени характеризуются тем, что социальный опыт представлен в них как освоение общественных ценностей, норм. Основными механизмами были названы имитация и идентификация. Исследователями определена роль различных систем (микро-, мезо-, макро-, экзо-) в процессе формирования социального опыта .Важно заметить, что успешность формирования социального опыта зависит от гармонии взаимодействия со «значимыми другими», сверстниками и иными социальными факторами. В начале XX века отечественные ученые (П. П. Блонский,В. В. Зеньковский, С. Т. Шацкий), обращаясь к вопросу взаимодействия школы и среды, указывают на влияние характера этого взаимодействия на структуру содержания социального опыта ребенка.Предпринимаются попытки определить роль педагога в процессе формирования социального опыта: ему отводится роль координатора совокупности воздействий среды. Процесс формирования социального опыта рассматривается как творческое накопление того, что заключается в наследуемом материале. Анализ социально-психологических работ отечественных авторов более позднего периода дает возможность выделить некоторые методологические принципы рассмотрения процесса формирования социального опыта. Во-первых, это принцип социальной детерминации, который обусловливает социальное развитие индивида -монистический подход к природе человека[1,с.284]. Во-вторых, это принцип деятельностный [5, с.90]. По А. Н. Леонтьеву личность усваивает социальный опыт в процессе активной деятельности [11,с.304]. В-третьих, принцип самодетерминации человек сам задает вектор своего социального развития, выбирая систему своих отношений, способов деятельности. Он отмечает, что: «С одной стороны, личность все больше включается в систему общественных отношений, ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются, углубляются и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности определяется как ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, то есть развитие в обществе включает процесс индивидуализации» [12, с. 308]. В исследованиях Л. И. Божович, А. В. Мудрика социальный опыт рассматривается как результат социализации. И. С. Кон также подчеркивает, что в процессе социализации «…человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации» [9,с. 19]. Оценивая сумму знаний, накопленных к настоящему времени в изучении процесса формирования социального опыта отечественными учеными, заметим, что многие работы были актуальны и полезны для своего времени, однако радикальные преобразования нашего общества, резкие изменения системы ценностей затушевывают актуальность ряда публикаций 60 – 80-х гг. в силу крайне идеологизированного осмысления ряда факторов социализации человека. В последние годы в отечественной науке начинают активно разрабатываться новые концепции (А. В. Волохов, Н. Ф. Голованова, И. Н. Дашук, Е. П. Попова). Если во многих работах до 70-х годов личность рассматривалась в терминах обобщенности, типизированности, стабильности, то в современных психолого-педагогических теориях личность чаще определяется через альтернативные характеристики: самоизменения, автономности, уникальности, самореализации, происходит интеграция философского, психологического, социологического и педагогического знания. Философские и психологические концепции определяют основные направления педагогических изысканий по проблеме воспитания личности, способной противостоять негативным воздействиям и накапливать положительный социальный опыт. В условиях трансформации российского общества кардинально изменяется не только понимание сути, но и само назначение процесса формирования социального опыта. Речь идет не столько о передаче жизненного опыта (многие не обладают опытом социального взаимодействия в структуре демократического общества и рыночных отношений), сколько о подготовке молодых людей к самостоятельной жизни в трансформирующемся обществе, о предоставлении им достаточных свобод для своего самоопределения, самоорганизации, самоидентификации. Возникает необходимость акцентировать внимание на социальной адаптации человека как осуществлении способности к бытовому, физическому, нравственному, социальному выживанию в существующих и новых, ожидаемых или непредвиденных обстоятельствах, на индивидуальной готовности выбрать верные способы существования, сохраняя свою активную позицию. В связи с этим в становлении личности наиболее важным становится процесс формирования социального опыта. Социальный опыт в педагогической науке рассматривается как ядро, смысл процесса социализации, уникальный продукт, результат, критерий успешности личности в сложной системе общественных связей. Одновременно социальный опыт представляет собой социокультурный и педагогический феномен, образованный интеграцией двух составляющих – общественного опыта, «закодированного» в культуре и предназначенного к передаче молодому поколению, и индивидуального социального опыта личности как результата его собственных жизненных событий: поведения, общения, деятельности. В связи с новыми достижениями в сфере исследования процесса формирования социального опыта в педагогической науке возникли следующие определения представленной категории: - самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений, навыков, способов общения, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок [13,с. 126]; – обширное социально-личностное новообразование, формируемое в процессах социализации, индивидуализации и представляющее собой результат овладения человеком базовой культурой личности,формирования собственных социальных представлений, системы социальных отношений через овладение «веером» социальных ролей и включение в социально и личностно значимые виды деятельности [20, с. 82]; – результат познавательной и практической деятельности личности, который выражается в синтезе знаний о социальной действительности, опыта выполнения способов деятельности, опыта эмоциональных отношений, опыта творческой деятельности [15, с. 41]. Особое внимание в педагогической теории и практике уделяется рассмотрению содержательно-процессуальных аспектов формирования социального опыта личности (Н.Ф. Голованова [6, с.38-44], И. А. Неясова [16, с.158-160]), особенностей освоения структурных компонентов социального опыта с учетом индивидуальных и возрастных различий (Д. И. Фельдштейн [19, с.160], Т.И. Шукшина [18, с.233-243], С.Н. Горшенина [7,с. 10-13], Г. В. Белокурова [2, с.53-56 ]). Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и сопоставление взглядов ученых-педагогов на проблему определения сущности педагогической категории «социальный опыт младших школьников » позволяет сделать выводы: – на ранних этапах развития науки социальный опыт рассматривался как опыт сознания, основой которого являлся материальный мир, а предопределяющая роль в процессе его освоения принадлежала деятельности, изучаемая категория определялась через понятие «жизненный опыт»; – в процессе развития науки данная категория была подвержена философскому, педагогическому, психологическому анализу, в результате чего были определены основные принципы (деятельностный, социальной детерминации, самодетерминации), стадии (адаптации, индивидуализации, интеграции), механизмы (имитация, идентификация) формирования социального опыта; выявлено значение взаимосвязей с процессами социализации, воспитания, обучения, развития; влияние на процесс различных (микро-, экзо-, мезо-, макро-) систем. Изучение современных теоретических источников позволяет выделить ряд признаков социального опыта: – социальный опыт передается через установленные в обществе социальные нормы поведения как предписания на определенный тип действий и отношений личности к окружающей действительности; – социальный опыт индивидуален и не передается индивиду биологическим механизмом наследования, а требует творческого освоения личностью социальной действительности; – социальный опыт осваивается в результате целенаправленных и стихийных воздействий и может являться прямым или побочным продуктом определенных видов деятельности; – основными способами освоения социального опыта является деятельность, принятие социальной роли, самосознание, социальные отношения к действительности; – основными функциями социального опыта являются: обеспечение становления внутреннего мира человека, ориентировка в нем, в мире собственных ценностей и поступков, включение осваиваемых ценностей в общий личностный и гностический фонд обучаемых; обеспечение реализации в деятельности учения собственно личностных проявлений. 1.2 Особенности формирова.ния социа.льного опыта. мла.дших школьников Формирова.ть социа.льный опыт ва.жно именно в мла.дшем школьном возра.сте. Это связа.но с тем, что мла.дший школьник являет собой на.ча.ло общественного бытия человека., где проявляются первые на.выки сформированности его внутренний позиции ,умения ориентирова.ться на. систему общественных пра.вил ,отвеча.ть за. свои поступки и та.к да.лее. Для более подробного изучения проблемы формирова.ния социа.льного опыта. мла.дших школьников нужно обра.титься к ра.ссмотрению особенностей психики мла.дших школьников и оха.ра.ктеризова.ть изменения, происходящие в за.ботящих на.с сфера.х социа.льной жизни детей мла.дшего школьного возра.ста.. В связи с этим, для уста.новления особенностей ста.новления социа.льного опыта. мла.дших школьников необходимо обра.титься к ра.ссмотрению некоторых возра.стных особенностей и ста.новления в этот период ка.ждого из компонентов социа.льного опыта.: зна.ний о социа.льных явлениях, способов деятельности (умений, на.выков), опыта. эмоциона.льных отношений, опыта. творческой деятельности[17]. Приход в школу позволяет ребенку выйти за. пределы своего детского периода. жизни, за.нять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно зна.чимой деятельности, котора.я предоста.вляет бога.тый потенциа.л для удовлетворения позна.ва.тельных интересов ребенка.. Эти интересы выступа.ют ка.к психологические предпосылки возникновения у ребенка. потребности в усвоении зна.ний о социа.льных явлениях. В мла.дшем школьном возра.сте на.блюда.ется интенсивное ра.звитие позна.ва.тельных способностей: от доминирующего на.глядно-обра.зного мышления школьники поэта.пно переходят к его логическим форма.м.. Стимул для а.ктивного интеpecа к явлениям общественной жизни, разнообразным общественно-полезным делам даёт развитие всех психических процессов. Желание реализовать свою самостоятельность и, одновременно, выполнить дело на достаточно высоком уровне, с целью получения признания со стороны педагога, стимулирует развитие этих новообразований. В период обучения в начальной школе и освоения элементов учебной деятельности, у детей еще нет потребности в теоретических знаниях. Она возникает в ходе выполнения учебных и социальных задач совместно с педагогом, поэтому знания приобретают новое качество своего содержания - теоритезированность, в характеристике социального опыта отмечается присутствие интеллектуально-академической направленности.[8]. Для объяснения механизма становления социального опыта ребенка следует обратиться и к особенностям социальной роли личности.Ребенок с самого рождения является носителем ролей, а также учится их исполнять. Процесс формирования роли можно условно разделить на три этапа: имитация роли, игра в роль, ролевое наполнение поведения. На первом этапе ребенок имитирует внешнее поведение взрослых («читает» журнал, не умея читать, «разговаривает» по игрушечному телефону).На втором этапе он принимает ролевое действие как сценарий игры (играет роль мамы, врача, продавца).На третьем этапе ребенок начинает представлять социальное ожидание окружающего мира на свои действия в выбранной роли, к примеру «послушной дочери». Ведущий элемент, определяющий процесс формирования социального опыта ребенка, - его самосознание, без которого не произойдет ни познание социального мира, ни социальная самоидентификация в этом мире. Социальный опыт, определенным образом «зашифрованный» в социальной роли, будет присвоен ребенком только сообразно активности его самосознания, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом взаимодействии[3]. Социальный опыт является, с одной стороны, результатом взаимодействия личности с окружающим миром, с другой стороны, он всегда проецируется собственно индивидуальной активностью в этом взаимодействии. Поэтому еще одним элементом механизма становления социального опыта ребенка являются его социальные отношения, в которых он соотносит себя с действительностью. Одним из важных компонентов социального опыта является опыт овладения способами. На наш взгляд, способ деятельности есть совокупность социальных умений и социальных навыков, с помощью которых достигается весомый практический результат. В структуре социального опыта подчёркивается такой компонент, как опыт эмоциональных отношений, при этом делается акцент на том, что такой опыт может быть приобретен, если ребенок испытывает переживание в процессе своей деятельности. Эмоциональный опыт требует переживаний, чувств, напряжения воли, обращенных на деятельность. Социальный опыт личности несет в себе не только то, что она присваивает из материальной и духовной культуры, но и то, как она соотносит себя с действительностью, то есть определенные социальные отношения. Социальные отношения с возрастом выстраиваются в систему, которая отражает мировоззренческие установки, стиль жизни, стратегию поведения личности. Система социальных отношений многогранна, в ее структуре зарождается социальная роль представляющая дальнейший способ формирования социального опыта[14]. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром, это результат его социализации и воспитания. Овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить совокупность сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Предметное содержание социального опыта ребенка складывается в определённой последовательности. Первый уровень включает в себя знания о том, «как делать» то или иное действие: как держать ручку, как пить из чашки и так далее. В данном наборе опыта человек нуждается сразу после рождения. Он развивается в разного рода действиях ребенка. Взрослея человек обогащает область предметного содержания своего социального опыта. Второй уровень предметного содержания социального опыта тесно связан с формированием знания о том, «как делают другие». То есть ребёнок вводит в личный опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди. Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями: стихийно (ребёнок формирует собственный социальный опыт, присоединяясь к совместным с другими людьми действиям); как целенаправленный процесс (овладение социальным опытом осуществляется как специально организованное обществом воспитание, просвещение, обучение); спонтанно (с помощью присущей с рождения адаптированности к условиям окружающего мира). Еще одним способом освоения ребенком социального опыта является его самосознание. Человек как субъект своего сознания не может состояться, если он не способен максимально естественно воссоздать, оценить, понять: образ окружающей действительности;образ своей деятельности; образ самого себя. Лишь в этом случае он способен ставить жизненно важные цели и в полном объеме удовлетворить свои потребности. «Индивидуальный уровень» освоенности социального опыта в большей степени зависит от понимания ребёнком своего внутреннего мира, от сформированности у него положительной «Я-концепции». «Основой социального опыта индивида являются: собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций, размышления над наблюдаемыми поступками других людей, опыт заключенный в произведениях художественной литературы, изобразительного искусства, кино, изменённый и присвоенный личностью». Социальный опыт, накопленный человечеством, не передается индивиду посредством обычного биологического механизма наследования, который, в свою очередь. осуществляется с помощью генетического аппарата. Каждый человек овладевает необходимым социальным опытом индивидуально, хотя и при помощи общества. Взаимодействуя с окружающим миром, личность усваивает социальный опыт в различных формах Социальный опыт младших школьников имеет свои особенности. Он тесно связан с социальными знаниями.Учащиеся могут проявлять социальные знания на уровне социальных представлений, в которых отражены внешние признаки явлений, и на уровне социальных понятий, в которых выражены существенные признаки явлений. Знания о социальных явлениях помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта в общении с людьми, и таким образом ребенок готовится к поведению в тех ситуациях, с которыми ему не приходилось еще сталкиваться. С первых дней пребывания в школе ребенок должен выполнять много новых для него требований, которыми регулируются и направляются все стороны его поведения и способы деятельности. Это требует и предполагает определенную степень развития целенаправленного поведения, сознательно подчинять одно действие другому, а следовательно, определенный уровень освоенности способов деятельности. Каждый школьный день ставит учащегося в условия новых отношений, дает толчок развитию детской активности, школьник на каждом шагу сталкивается с тем, что одни его действия и способы их осуществления поддерживаются, поощряются, другие запрещаются, вызывают осуждение. Повторяемость этих оценок приводит к тому, что у ребенка вырабатывается определенная линия поведения. Он сам уже начинает стремиться к одним действиям, воздерживаться от других.[17] Таким образом, социальный опыт индивидуален и требует индивидуального освоения личностью социальной действительности. Социальный опыт формируется в результате целенаправленных и стихийных воздействий и может являться прямым или побочным продуктом определенных видов деятельности; Личность выступает как субъект деятельности, принимающий или отторгающий внешние воздействия. Основными функциями социального опыта являются: обеспечение становления внутреннего мира человека, ориентировка в нем, в мире собственных ценностей и поступков, включение осваиваемых ценностей в общий личностный и гностический фонд обучаемых; обеспечение реализации в деятельности учения собственно личностных проявлений. 1.3 Ролевая игра как средство формирования социального опыта младших школьников Формирование социального опыта осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Одним из главных условий формирования социального опыта у младшего школьника является педагогическое общение, которое выражается в учебном и во внеучебном взаимодействии, сотрудничестве учителя и ученика. Используя всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств, оно осуществляет коммуникативную, персептивную функцию. В процессе обучения и воспитания младшего школьника необходимо учитывать его возрастные особенности: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, глубокая впечатлительность, желание быть лучше, детская непосредственность, внушаемость и подражательность, активный интерес ко всему новому, стремление использовать новые знания. Задача учителя - влиять на образ, который постепенно складывается в сознании школьника, образ самого себя. Основной целью работы в этом направлении является развитие таких качеств личности ребенка как: ответственность, инициативность, исполнительность[4, с. 544]. Ответственность это нравственно-этическая категория, которая характеризует отношение личности к обществу, выполнение требований общества , проявление личностных качеств: точности и аккуратности, добросовестности и совестливости, инициативности и исполнительности в разного рода работе,а также умение проявлять творчество и изобретательность,активность и настойчивость. Ответственность - объективная обязанность быть в ответе за свои поступки и действия, а также их последствия. Инициативность как качество личности характеризуется способностью добровольно, самостоятельно и активно продвигать начинания, генерировать новые идеи, создавать новые дела и вовлекать в них окружающих людей. Способность очень старательно, аккуратно, чётко и своевременно исполнять возложенные поручения, обязанности являет собой исполнительность как качество личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg