Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок

kisssaaa0721 636 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2021
Актуальной для современного этапа развития методики начального образования является и проблема формирования читательской деятельности младших школьников, и проблема формирования читательской деятельности младших школьников при изучении народных волшебных сказок. Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в начальной школе. Предмет исследования: условия формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок. Цель исследования: выявить условия формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок. Для реализации цели необходимо решить следующиезадачи: 1. Изучить сущность понятия «читательская деятельность» младших школьников. 2. Выявить психологические возможности изучения русских народных волшебных сказок 3. Проанализировать приёмы формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок 3. Провести опытно-экспериментальное исследование процесса формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок. Гипотеза: мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте изучение русских народных волшебных сказок является эффективным средством формирования читательской деятельности младших школьников. Практическая база исследования: МБОУ СШ №1. Контингент – учащиеся 3 класса в составе - 22 ученика, разделенный на две группы: экспериментальную и контрольную. Выполнению поставленных задач способствуют следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся и процессом овладения читательской деятельностью. Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, два раздела, заключение и список использованной литературы.
Введение

Литературное чтение является одним из главных предметов для изучения в начальной школе. По словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, «чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И. Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д. Ушинский), его «судительные силы» (Ф.И. Буслаев). Чтение, – писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». С нашей точки зрения, уроки чтения должны стать уроками исследования литературных произведений, должны учить видеть литературный текст в оттенках, полутонах, самых необычных красках. Неслучайно во многих начальных образовательных учреждениях название предмета «чтение» правомерно заменено на «литературное чтение». Исходя из этого, расширяются целевые задачи: становится явно недостаточным требование к урокам чтения: формировать только умения осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, но следует знакомить учащихся и с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения. В современной методической литературе проблема формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения ещё не нашла должного освещения. Сказки выбраны в качестве опорного материала для основного исследования потому, что на их содержании проще всего начинать формирование читательских умений. Они просты по сюжету: сюжет сказки последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя; «герои сказки – внутренне статичные образы-типы – полностью зависят от своей сюжетной роли, раскрываются в действии; в них максимально используется время как художественный фактор; они обладают предельно ясной композицией, в которой развит принцип повтора и т.д.» Все это позволяет нам начать формирование основ читательских умений именно с изучения сказок как наиболее близких и понятных для детского восприятия. «За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта и реальные человеческие отношения. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы». Следует отметить, что народные сказки занимают незначительное место в современных программах начальной школы, хотя они содержат значительный потенциал для развития литературоведческих умений. Как показывает практика, работа по изучению сказок в современной начальной школе зачастую проходит однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра. Результатом подобной работы является то, что младшие школьники усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу, которую они чаще всего буквально соотносят с реальной действительностью.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК…………………………………………………………………………6 1.1. Сущность понятия « читательская деятельность» младших школьников..6 1.2 Психологические возможности изучения русских народных волшебных сказок………………………………………………………………………….….11 1.3 Приёмы формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок…………………….17 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК……………………………………………….………………………...21 2.1. Диагностика уровня развития читательской деятельности младших школьников………………………………………………………………………21 2.2. Методические приемы развития читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок……………………………………………………………………………..24 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…….…28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….41
Список литературы

1. Арефьева, О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста [Текст] / О.М. Арефьева // Нач. образование. – 2010. - № 3. – С. 24 – 29. 2. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 400с. 3. Бородина В.А., Бородин С.М. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения / Бородина В.А., Бородин С.М. // Школьная библиотека. – 2010. - № 3-4. –17-18 с., 104–112 с. 4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. М.П. Воющина //Начальная школа. /– 2009. — №5. — С. 16-20. 5. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. СПБ, 2008. 432 с. 6. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 86-90. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3487/ (дата обращения: 12.09.2020). 7. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с. 8. Гусакова О.Я. Методика работы с текстом. / О.Я.Гусакова // Начальная школа. — 2003. — №10. — С. 65-69. 9. Долян Е. И. Оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий // Начальная школа. – 2014 - №12. – с. 15 – 18 10. Запятая, О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования [Текст] // Сельская школа. – 2006. - № 6. – С. 70 – 79. 11. Ефросинина А.А. О литературном чтении в начальной школе. /А.А.Ефросинина // Начальная школа. — 2004. — №1. — С. 76-84. 12. Зуева Т. В. Волшебная сказка / Т.В. Зуева — М.: Просвещение, 2002. — 264 с. 13. Зуева, А.Г. Система сказочных сюжетов русских волшебных сказок. К вопросу об изучении сказки в школе // Литература в школе. - М., 2007. - №3. 14. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2012. 15. Калёнкина, Н. А. Способы обучения чтению / Н. А. Калёнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38555/ (дата обращения: 10.11.2020). 16. Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/ (дата обращения: 10.11.2020). 17. Кислицина, Е. В. Упражнения по развитию навыка чтения [Текст] / Е. В. Кислицина // Начальная школа. – 2003. - №6. – С. 47 - 52 18. Ковтун, Т. В. Влияние сказок на формирование личности младшего школьника на уроках чтения / Т. В. Ковтун. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6250/ (дата обращения: 10.11.2020). 19. Коконова, Е. А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е. А. Коконова, Т. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 476-480. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20933/ (дата обращения: 10.11.2020). 20. Колганова Н.Е. Преемственность детского чтения: переход от дошкольного образования к обучению в начальной общеобразовательной школе // Реализация требований ФГТ и ФГОС НОО нового поколения как условие совершенствования системы дошкольного и общего образования: мат-лы Всерос. науч. –практ. конф. Уфа: Изд- во ИРО РБ, -2012. С. 141-144, 153. 21. Корепова К. Е.Русская волшебная сказка / К.Е. Корепова — Москва: изд-во гос. универ., 2012.— 364 с. 22. Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 2. / О.В. Кубасова. - 10-е изд. перераб. и допол. - Смоленск: Ассоциация XXI века, 2011. - 176 с.: ил. 23. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 3 частях. Часть 1. - Смоленск: Ассоциация XXI века, 2003. - 176 с.: ил. 24. Кубасова О. В. Учимся читать: пособие для учителя. Методические рекомендации по литературному чтению к учебнику «Любимые страницы» для начальной школы 2 – 4 классы. – Смоленск Ассоциация 21 век, 2001 25. Лутовинова, Е.Н Психологические аспекты концепта «герой русской волшебной сказки». - Калугово, 2006. 26. Манжосова, В. В. Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО / В. В. Манжосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62615/ (дата обращения: 12.09.2020). 27. Матвеева, С. И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения [Текст] / С. И. Матвеева // Начальная школа. – 2000. - №11. – С. 14 - 18 28. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырёхлетней школы (Система Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 1. Каким бывает слово? - М.: Вита-Пресс, 2001. - 144 с.: ил. 29. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырёхлетней школы (Система Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 2. Слово в сказке - М.: Вита-Пресс, 2001. - 160 с.: ил. 30. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4е изд., доп. – М. : Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М., 2010. – С.7. 31. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Метод. пособ. для учителя. / М.И. Оморокова – 2-е изд., испр. и доп. – М. – 2001. 46 с. 32. Решетникова, С. В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / С. В. Решетникова // Начальная школа. – 2006. - №2. – С. 61 – 65. 33. Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности: учебник для высш.учеб.заведений / О.В. Сосновская, Academia, 2008. – 112 с. 34. Стрекалова, С. М. Речевое развитие детей в начальной школе посредством волшебных сказок / С. М. Стрекалова, И. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70954/ (дата обращения: 10.11.2020). 35. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с. 36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011 37. Филина О.В. Современный школьный комментарий к художественным произведениям в аспекте формирования языковой личности / О.В. Филина // Русская литература в формировании современной языковой личности СПб, 2007 С.98-101 38. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа,2005. - 405 с.(5-е издание, М.: издательский центр «Академия»,2009) 39. Чикишева, О.В. Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников: теоретический аспект исследования [Текст] / О.В. Чикишева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 116-120. 40. Чуракова Н.А., Карпеева И.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Примерная рабочая программа // Академкнига / Учебник, 2016.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК 1.1 Сущность понятия «читательская деятельность» младших школьников С введением федерального стандарта общего начального образования одной из важных проблем школьного обучения, требующих своевременных решений, является формирование читательской деятельности детей. Поскольку эта проблема была и остается актуальной, для ее решения требуется организованная, целенаправленная работа. Цель урока литературного чтения в начальной школе, согласно примерной учебной программе по академическим предметам, состоит в том, чтобы сформировать навыки чтения младшего ученика и реализовать себя как образованного читателя, способного к творческой деятельности. Компетентность читателя определяется владением приемами чтения, методами понимания прочитанных и услышанных произведений, знанием книг и умением самостоятельно выбирать их, формированием духовной потребности в книге как средстве изучения мира и самопознания [36]. Педагогика и психология уже много лет ищут эффективные способы познакомить младших школьников с литературой и искусством речи. При этом задача учителя состоит не в том, чтобы изобрести новейшие методы и приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общий методический подход, направленный на формирование и воспитание личности ребенка и введение его в искусство слов и основы читательской деятельности [11]. Развитие читательской деятельности учащихся определено как один из важнейших плановых результатов разработки базовых образовательных программ в условиях введения федерального образовательного стандарта нового поколения: "учащиеся будут осваивать чтение как средство дальнейшего развития своих планов на будущее: повышение квалификации и самообразование... Подготовка к занятости и социальной деятельности " [6, с. 86]. Рассмотрим понятие «читательской деятельности» в работах разных авторов. Таблица 1.1 Сущность понятия «читательская деятельность» Автор Суть взглядов К. Ушинский [14] Читательская деятельность – это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его Е. А. Коконова [19] Читательская деятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью В. В. Манжосова [26] Читательская деятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации М.И. Оморокова [31] Читательская деятельность – это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта В.Е. Хализев [38] Читательская деятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное Анализ позиций автора позволяет сделать вывод, что читательская деятельность является личностным свойством ученика, которое можно рассматривать как конечную цель и объективный показатель активности младших учеников при чтении. Читательская деятельность как вид речевой деятельности также характеризуется трехфазной структурой. Первый этап представлен сложным взаимодействием потребностей чтения, мотивов и целей. По содержанию эта фаза читательской деятельности – потребностно-мотивационно-целевая. Второй этап читательской деятельности-исследовательский, в ходе которого реализуется отбор средств и методов восстановления чужого мышления, сформированного и сформулированного кем-то и организованного письменно с помощью речевых средств. На этом этапе ученик создает программу действий для работы с текстом и определяет необходимые стратегии чтения на основе имеющихся знаний. Третий этап - исполнительный контроль. На этом этапе осуществляется фактический процесс чтения и работы с текстовой информацией [10]. М.И. Оморокова понимает читальный деятельность, как "активный, целеустремленный, опосредована языковой системой и обусловленный поставленные образовательные задачи, процесс восприятия, понимания, интерпретации и оценки прочитанного текста информацию". Если одновременно признаки и виды языковой деятельности языковой способности человека (А. Н. Леонтьев) зависеть, зависит запущенный деятельности чтения (как вид деятельности) от ваших языковых способностей чтения [31, с. 46]. Среди навыков читателя М.И. Оморокова понимает индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в динамике приобретения знаний и навыков, необходимых для выполнения функций, необходимых для чтения, и определить характер и успешность этой деятельности[31, с. 46]. Развитие читательской деятельности во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Чаще всего используются этапы, выделенные Н. А. Калёнкиной, которые представлены в таблице 1.2 Таблица 1.2 Этапы читательской деятельности[15,c.558] Компоненты читательской деятельности Этапы до чтения в процессе чтения после чтения Цель прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений. на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения. достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации. Способы читательской деятельности прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации). - запоминание; - воссоздание картин; - анализ; -перечитывание; - творческая интерпретация; - восприятие художественного слова (речи); - смысловое чтение (ознакомительное, выборочное, изучающее). -обобщение; - оценка; -выразительное чтение; -творческие задания; - обращение к новым книгам; -проектная деятельность. Таким образом, первый этап идет по пути, младших школьников в чтении снабдить дошкольного возраста, затем в 1 классе, когда дети не владеют умением самостоятельно Этот этап заключается в прослушивании литературных произведений, которые взрослый читает ему. Именно чтение вслух для детей является источником развития сильного интереса к литературе, накопления опыта чтения, развития языка и воображения. Вторая ступень направлена на овладение техникой чтения и, прежде всего, запоминание букв учащимися, оригинальность их сочетаний, формирование навыков быстрого отличения определенной буквы от других, соотношения ее со звуком и выяснения того, что она означает при появлении в цепочке других букв, образующих слово. Таким образом, в результате систематической и целенаправленной работы формируются навыки чтения. Навыки чтения включают: • умение правильно прочитывать слова; • понимать смысл текста; • выразительно читать; • выдерживать оптимальный темп чтения[10, c.70] Таким образом, полное овладение навыком чтения подразумевает начало работы над читательской самостоятельностью - это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д. О.М. Арефьева полагает, что опыт самостоятельной читательской деятельности состоит из двух компонентов: деятельностный (что и как надо делать) и мотивационный (почему надо действовать так, а не иначе)[1,c.24]. К.Д. Ушинский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [14]. Таким образом, любая деятельность носит творческий характер. Читательская деятельность не является исключением. Таким образом, читательская деятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки. 1.2 Психологические возможности изучения русских народных волшебных сказок Поступление в школу знаменует собой начало нового периода в жизни ребенка - начальную школу, ведущую деятельность в области педагогической деятельности. В ходе его реализации под руководством учителя ребенок систематически приобретает содержание разработанных форм социального сознания и способность действовать в соответствии с их потребностями. Образовательная деятельность, осуществляемая детьми в школьном возрасте, связана с овладением ими содержания. Но в то же время образовательная деятельность проводится только в начальном школьном возрасте; в этом возрасте появляются только основы теоретического сознания и мышления и формируются у детей. А.Г. Зуева утверждает, что особенности формирования личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором ребенок растет, на каком историческом уровне развития он нашел. Он считает, что ценности и нормы общества в образовательном процессе передаются детям [11]. Развитие личности определяется содержанием того, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы он предлагает, какие задачи он ставит для него в разных возрастных категориях. Ребенок, взрослея, с необходимостью проходит ряд последовательных этапов. На каждом этапе он приобретает определенное качество, определенное в структуре личности и сохраняющееся в более поздних сроках жизни. К.Е. Корепова рассматривает развитие морального сознания как последовательныи? процесс. Обобщив обширный экспериментальныи? материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня. Первый - доморальныи? уровень. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Второй уровень - конвенциональная мораль. Ребенок уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Третий уровень - автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними [21, с.364]. В этом периоде мы никогда не увидим ребенка в пассивно - демонстративном состоянии. Он всегда чем-либо занят: то он внимательно наблюдает уличную ссору, то увлечен чтением новой книги или же лезет на дерево или на крышу, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность. В нем, конечно, много движений, но большинство их уже с новыми, совершенно иными целями. Жизнь во всем её разнообразии - вот что сейчас возбуждает его деятельность; но жизнь не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая. В этом мире ребенок постепенно покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше, но интенсивное внимание к увлекательным описаниям чудес, исключительный эмоциональный подъем, вызывается у детей сказками. Многие психологи и учителя отмечают упрямство, с которым дети должны повторять историю со всеми подробностями, не меняя мельчайших деталей, даже интонации рассказа. Ребенок хочет, чтобы история была рассказана в тех же словах, что и в первый раз, и с удовольствием учится распознавать эти слова в первоначальном порядке, чтобы испытывать те же чувства. Такое стереотипное поведение дает ребенку уверенность в том, что на этот раз все закончится хорошо. Ребенок должен персонализировать свои страхи: драконы, монстры, сказки олицетворяют трудности и проблемы, которые необходимо преодолеть. Образы сказочных персонажей помогают преодолеть страх-на самом деле образы сказок помогают ребенку преодолеть собственную застенчивость. Образование, которое основывается на идее о том, чтобы уберечь ребенка от злых, ужасных вещей, приводят к психической депрессии, но не к преодолению опасностей и страхов[27, с. 14]. Сказки, независимо от пола и возраста их персонажей, имеют большое психологическое значение для детей всех возрастов, мальчиков и девочек, так как облегчают изменение идентификации в зависимости от проблем ребенка. Ребенок легко проникает в необычную сказочную атмосферу и сразу же превращается в Ивана-царевича или царевну-лебедя и в то же время свободно переходит в прозаическую жизнь. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время понимает, что это может произойти в реальности. Таким образом, есть реальность литературного опыта ребенка: ощущение сказочности в реальной повседневной жизни и в реальности. Они лучше всего удовлетворяют потребности детей, которые органически актуальны для детской психологии. Стремление к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, волшебное преображение мира - все это счастливо встречает ребенка в сказке. Помимо ожидания необычного, чудесного, волшебного, детское воображение имеет еще одну потребность. Ребенок хочет подражать умным взрослым вокруг него, но это не всегда возможно. В сказке все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый и находчивый, победитель всех испытаний. Он может летать над холмами и далеко и победить дракона. Другими словами, то, как ребенок исполняет свои бессознательные желания, не всегда возможно в жизни. Но мир сказок предлагает не только реализацию неудовлетворенных желаний. Мотив достижения равенства или психологически мотив вознаграждения играет здесь решающую роль. В силу своего социально зависимого положения у детей часто возникают всевозможные недомогания, разрушаются их желания, намерения, действия, которые, как правило, компенсируются в сновидениях, в воображении. Сказка является прекрасной основой для этой компенсации, что приведет к счастливый конец[18, с. 174]. Благодаря сказкам ребенок развивает способность сопереживать, сострадать и радоваться без того, чтобы человек не был человеком. Цель рассказчика - " повысить человечность ребенка - это замечательная способность человека заботиться о чужих страданиях, наслаждаться чужой радостью и испытывать чужую судьбу как свою собственную. Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и чувствуя истинное существование фантастического героя, "вносит" свой вклад в героя; старший ребенок "участвует" в герое. Известный психолог А. в. Запорожец выдвинул даже интересный эпизод с пятилетней девочки, которое выделилось на картинке в виде связанного Прометея цепи с пальцами, чтобы освободить героя. Движимый состраданием к герою, ребенок старается воздействовать непосредственно на произведение искусства и не сдвигать свое отношение к представленной в нем реальности. В.А. Сухомлинский использовал сказки в своём обучении в школе. Он обучал и воспитывал с помощью сказки. Каждый день приносил детям какое-то открытие. Открытие облекалось в сказку, которую делали сами дети[35, c.287]. Сухомлинский хорошо понимал души своих воспитанников. Он считал, если ребёнок при слушании сказки не переживает борьбу добра и зла, значит в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить. Учитель не мог себе представить, чтобы учиться в школе, не только не слушая, но и не создавая сказку. "Сказка, игра, фантазия-это животворящий источник мысли, благородных чувств и чаяний детей. Многолетний опыт доказывает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мыслей, побуждающий мозг к деятельности, связывают живые островки мысли чистокровными нитями. Через сказочные образы слово с его самыми тонкими оттенками входит в сознание детей; оно становится сферой духовной жизни ребенка; средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мысли. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки-живой, яркой, с сознанием и чувствами ребенка - невозможно представить себе мышление и речь детей как определенную ступень человеческого мышления и речи" Почему дети так любят сказки и любят их слушать? Сухомлинский считает, что сказочные образы эмоционально ярко окрашены, а ребенок мыслит образами. "Определенная группа нейронов в коре головного мозга воспринимает образы (образы, предметы, явления, слова) окружающего мира через тончайшие нервные клетки - как через каналы связи-сигналы. Нейроны "обрабатывают" эту информацию, организуют ее, группируют, формируют, сравнивают, и новая информация приходит в это время, ее нужно воспринимать и "обрабатывать" снова и снова. Клетки мозга детей настолько деликатны и чувствительны к объектам восприятия, что они могут нормально работать только в том случае, если объектом восприятия, понимания является образ, который можно увидеть, услышать и потрогать."[35] Язык сказки доступен ребенку. История проста и в то же время загадочна. "В определенном Королевстве в определенном государстве..."или" в те далекие времена, когда животные умели говорить..."и ребенок уже покидает реальный мир и переносится в мир своих фантазий, возбужденных сказкой. Сказка способствует развитию воображения, и это необходимо для того, чтобы ребенок мог решать собственные проблемы. Сказка неразрывно связана с красотой. Это способствует развитию эстетических чувств и, следовательно, способствует развитию благородства души и чувствительности сердца к человеческим страданиям. "Благодаря сказки", - пишет В. А. Сухомлинский, " ребенок учится мир не только умом, но и сердцем. И не только учится, но и реагирует на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Первые идеи о справедливости и несправедливости взяты из сказки." При развитии сюжета всегда внедряются этические мотивации: несправедливость становится источником страданий и злоключений, успешные окончания всегда устраняют противоречия с нормами справедливости. Сказка учит ребенка оценивать поступки людей в свете правильных понятий того, что хорошо, а что плохо. В сказках нет непоправимых проблем в жизни, но они не скрывают того факта, что реальный мир знает тяжелые человеческие страдания, но все хорошо заканчивается благодаря чуду. Предполагаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, желание навсегда преодолеть жизненные трудности становятся частью его мировоззрения. Это чрезвычайно важно для формирования жизненной силы и качеств борца за справедливость. Сказка для детей имеет особую привлекательность, открыты некоторые скрытые места понимания мира. Вы находите в сказке сами, без объяснения причин, что-то очень ценное для себя, необходимое для роста вашего сознания. Поэтому для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная тренировка, так как младший школьный возраст чутко реагирует на усвоение социальных норм нравственного развития, формирование адекватной самооценки, развитие критики по отношению к себе и другим и раскрытие индивидуальных качеств и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям, необходимостью моральных норм и моральных требований к окружающим, а также прямым поведением. Эти особенности являются ключом к обучению и восприимчивость учащихся начальной школы и открывают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей[34, с. 561]. Таким образом, ценность сказок в воспитании чувств у ребенка велика. Сказка-источник детского мышления, а идея младшего школьника неразрывно связана с чувствами и переживаниями. Из этого следует, что с помощью сказки можно культивировать чувства. 1.3 Приёмы формирования читательской деятельности младших школьников при изучении русских народных волшебных сказок На сегодняшний день читательская культура каждой личности высоко оценивается мировым сообществом. Но следует отметить, что изучения в данном направлении актуальны. Каждый год учёные работают, прилагая много сил и средств на достижение цели: «Формирование читательских умений у детей младшего школьного возраста», но итоги нельзя назвать положительными, потому что именно современная педагогическая практика показывает, насколько навык чтения у младших школьников вырабатывается не полноценно. В своё время К.Д. Ушинский говорил: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело»[14]. В свою очередь в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования, чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В данном документе признается необходимость воспитания у обучающихся основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения [36]. Теорию спроса на чтение, а после, читательского интереса в совокупности с читательской культурой стали рассматривать в начале прошлого столетия. Большие вложения в данную теорию внесли такие учёные как: К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко, С. В. Решетникова. Одним из приоритетных направлений сознания школьников, личностное освоение ими духовно–нравственных ценностей человечества, носителями которых являются культура и искусство. Прикосновение к и литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка [16]. С появлением технологий, все люди, включая взрослых и детей, стали забрасывать книги, перестали проявлять интерес к написанному, да и зачем, ведь сейчас всё можно прослушать в своём смартфоне? Навыки чтения- это готовность выполнять действия наилучшим образом в соответствии с целями и условиями, в которых вы должны действовать. Они направлены на анализ сюжета, композиции и образов, способствующих пониманию идеи произведения [30]. Современная литературная критика рассматривает литературное произведение как сложное единство, которое может быть познано только с помощью полного анализа. Способность анализировать тексты произведений следует рассматривать как способность, которая представляет собой систему различных способностей, ориентированную на понимание отдельных компонентов произведений как частей единого целого [26]. Стоит также отметить, что понятие "навыки чтения" используется не только в более широком смысле, то есть как все навыки и навыки, связанные с литературой и навыками чтения, но и в более узком смысле как умение владеть навыками, необходимыми при чтении, чтобы впоследствии понять и проанализировать эту работу. Список необходимых навыков может включать в себя такие навыки, как: умение различать жанры литературных произведений, умение текст на части разделить и потом пересказывать, и, конечно, умение характеризовать литературных героев [19, с. 480]. 1. Способность воспринимать зрительную. Основой точного восприятия и оценки образов является отображение выразительных средств речи и слов. Необходимо обучить учащихся адекватно воспринимать такие выразительные средства, с которыми они сталкиваются при чтении текста, то есть при изучении построения фразы или письменного слова, чтобы задуматься над выбором автора. 2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Данное умение впервые было выделено Т.В. Н Зуевой, Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной. Л.С. Выготский отмечал, что при недостатке впечатлений, образ художественной действительности будет беден. Необходимо развивать активность воображения учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст[12]. 3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия, динамику эмоций. Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования»[9,c .15]. Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи. 4. Умение целостно воспринимать образ. В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Учащийся видит развитие образа, становление характера персонажа и у него возникает эмоциональное отношение к данному герою. Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса. 5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg