Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование активности у младших школьников в условиях коллективной творческой деятельности

kisssaaa0721 672 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.07.2021
В настоящее время развитие социальной активности младших школьников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса, так как раньше в процессе формирования социальной активности, педагоги большее внимание уделялось подросткам, нежели младшим школьникам. Актуальность проблемы развития социальной активности младших школьников определила выбор темы исследования. Цель: выявление эффективности комплекса коллективных творческих дел, направленного на развитие социальной активности младших школьников. Объект: социальная активность младших школьников. Предмет: процесс развития социальной активности младших школьников посредством коллективных творческих дел. Процесс развития социальной активности младших школьников будет эффективным, если: ? использовать в работе с младшими школьниками специально разработанный комплекс коллективных творческих дел, направленный на формирование социальной активности младших школьников; ? способствовать развитию инициативности, деятельного отношения к миру, способности производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды. Задачи: ? теоретически обосновать проблему исследования; ? выявить уровень развития социальной активности младших школьников; ? доказать эффективность комплекса коллективных творческих дел, направленных на развитие социальной активности младших школьников и проанализировать результаты исследования.
Введение

В нашем современном обществе с его сложной структурой и разнообразием человеческих отношений остро ставится вопрос о формировании и развитии социально активной личности. Современное образование выдвигает требования к развитию личности, которая была бы способна найти сво? место в нашем обществе, быть жизнеспособной, уметь принимать верные и деятельные решения, самореализоваться в обществе, и конечно быть полезным и нужным. Уже в младшем школьном возрасте необходимо сформировать у детей такие качества, как активность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность и творческий потенциал, которые могли бы помочь ребенку проявить себя в наиболее важных видах общественной жизни современного общества. Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в период социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе, предъявляются высокие требования к уровню воспитанности и социализации личности ребёнка [1]. Совершенствование системы отечественного образования важнейшей задачей школы определяет формирование социально активной личности, способной плодотворно? жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно cамореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. Ориентируются на это педагоги нормативными правовыми актами, регулирующими сферу образования педагогов: федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также федеральными государственными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО). Развитие социально активной и социализированной личности связано, прежде всего, с формированием у детей социальных эталонов, принятых в обществе. В то же время взаимоотношения ребенка, его характер, форма ориентации развивают и корректируют проявление социальной активности ребенка, поэтому он поднимается на более высокий уровень личностного развития. Наиболее сенситивным, с этой точки зрения, является младший школьный возраст. Формирование социальной активности личности издавна интересовало представителей философских, педагогических, психологических и социологических наук. Идеями формирования социально активной личности, интересовались отечественные и зарубежные ученые: П.П. Блонский, А. Дистервег, Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, Я.А. Коменский, А.В. Луначарский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. Тем не менее, проблема формирования социальной активности у детей, в том числе младшего школьного возраста, требует дальнейшего исследования [2]. В настоящее время развитию социальной активности младших школьников уделяют незначительный интерес. Основное внимание уделяется социальной активности подростков и старших школьников, но недостаточно внимания уделяется вопросам формирования и развития социальной активности в младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения людей в новую систему отношений с действительностью и окружающим миром.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы формирования социальной активности младших школьников 6 1.1 Формирование социальной активности младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 6 1.2 Особенности формирования социальной активности детей младшего школьного возраста 11 1.3 Педагогический потенциал школьных традиций в формировании социальной активности младших школьников в условиях коллективной творческой деятельности 16 2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию социальной активности младших школьников 23 2.1 Диагностирование уровней сформированности социальной активности у младших школьников 23 2.2 Организация работы по формированию социальной активности младших школьников с использованием школьных традиций (формирующий этап эксперимента младших школьников) 32 Заключение 40 Библиографический список 42 Приложение 46
Список литературы

1 Ануфриев, Е.А. Социальный статус и активность личности: монография / Е.А. Ануфриев. – М.: МГУ, 1984. – 388 с. 2 Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 543 c. 3 Петров, А.П. Социальная активность: сущность, содержание, критерии: монография / А.П. Петрова. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. – 183 с. 4 Зимняя И.А. Воспитание – проблема современного образования в России / И.А. Зимняя, Б.Н. Бондаренко, Н.А. Морозова. – М., 2012 – 54 с. 5 Жданова С.Н. Социум и школьник: Методология педагогического исследования взаимодействия: Монография / С.В. Сальцева, С.Н. Жданова – М.: УРАО, 2010. – 185 с. 6 Афанасьева И.Г. Взаимодействие личности и общества как социальная функция / И.Г. Афанасьева // Общество. Среда. Развитие. – СПб., 2012. – №4. – 74-78 с. 7 Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: учебное пособие / Сост. В.Ф. Бехтерев. – Красноярск: КГПИ, 1985. – 76 с. 8 Маврина И.А. Социальность современного образования: Монография / И.А. Маврина. – Омск: ОмГПУ, 2000. – 181 с. 9 Вахтеров В.В. Основы новой педагогики: Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 в. / В.В. Вахтеров. – М.: Педагогика, 1990. – 34 с. 10 Петровский, А.В. Психология: учебник / А.В. Петровский. – М.: Академия, 2002. – 312 с. 11 Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей в двух частях / Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казач?нок, В.П. Одинцова, О.П. Чозгиян, Н.В. Шмел?ва. – М. : Просвещение, 2011. – 64-71 с. 12 Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 c. 13 Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.Ф. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 315 с. 14 Бондаренко В.В. Модель формирования социально-коммуникативной активности младших школьников // Наука и мир. 2015. № 11 (27). – 56 с. 15 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: монография / Л.И. Божович. – М.: НПО МОДЭК, 1997. – 270 с. 16 Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. – М., 2008. – 360 с. 17 Константинова, Н.И. Динамика развития социализации в современной начальной школе/ Н.И. Константинова // Журнал начальная школа плюс до и после – № 1, 2016 год. – 120 с. 18 .Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Владос, 2013. – 208 с. 19 Васильчикова Т.А. Социальная педагогика: учебник / Т.А. Васильчикова. – М.: Академия, 1999. – 268 с. 20 Максимова, С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Альбом с замаскированными изображениями. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС / С.В. Максимова. – М.: Русское слово, 2016. –582c. 21 Сапожников А.И. Педагогические условия формирования у школьников опыта позитивных социальных отношений: Дис.канд. пед. наук. СГУ, 2017. – 157 с. 22 Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пос. – М.: Школа Пресс, 2017. – 512 с. 23 Маркова А.К. Формирование социализации в школьном возрасте: Пособие для учителей / А.К. Маркова. – М.: 2015 – 320 с. 24 Федосова И.В. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций в детском возрасте / И. В. Федосова // Наука и Мир. Международный научный журнал. – 2014. – № 9. – 127-131 с. 25 Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Сост. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2012. – 343 с. 26 Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте: монография / Давыдов В. В. – М.: 2006. – 234 с. 27 Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики / Д.Я. Райгородский, – М.: Бахрах-М, 2007. – 672 с. 28 Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2013.– 624 c. 29 Чиханова О.В. Особенности работы в малых группах / О. В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – № 6. – 69 с. 30 Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: учебник / С.Д. Поляков. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 176 с. 31 Дамаданова Х.Д. Социальная активность у младших школьников / Х.Д. Дамаднова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2011. – № 3 – 3-5 с. 32 Шевчук И.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации личности младшего школьника // Инновационные технологии в образовании и науке : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 354 с. 33 Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 4. – 90 с. 34 Абрамин Л.А. Игра младшего школьника / Абрамин Л.А., Антонова Т.В. – М., Просвещение, 1989. – 452 с. 35 Жданова, М.У. Сафиуллина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – №4. – 12-14 с . 36 Кочерова М.В. / Развитие социальной активности младшего школьника в игровой деятельности / Кочерова М.В. // Педагогический калейдоскоп, Вып.3. – Ханты-Мансийск, 2008. – 87 с. 37 Алпарова, Н. Н. В гостях у жаркого лета. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев, И.П. Сусидко. – М.: Феникс, 2019. – 128 c
Отрывок из работы

1 Теоретические основы формирования социальной активности младших школьников 1.1. Формирование социальной активности младших школьников в психолого-педагогических исследованиях Установлено, что период младшей школы является определяющим для социального развития детей. Поэтому в системе образования уделяется повышенное внимание именно педагогике начальной школы. В этот период у ребенка формируется система взаимоотношений с наставником, от эффективности и комфортности которых зависит вся его будущая школьная жизнь. В младших классах ребенок должен ощущать свою значимость и важность собственного мнения в восприятии учителя. Соответственно, от того, насколько уважительными и дружескими будут эти отношения, зависит успешность воспитания в ребенке общей культуры, высоких нравственных и моральных качеств, в конечном итоге, успешность его социализации в современном обществе [2]. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе не только в последние годы, предъявляют высокие требования к уровню социализации личности. Подвижность, не стабильность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности. Сложившаяся в стране социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только задачу повышения качества образования, но и требуя особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем его социуме и образовательном пространстве. Современный этап развития общества, ставит перед системой образования качественно новые задачи – реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной и социально активной личности. Активность личности – это деятельное отношение человека к окружающему миру и социуму, способность воспроизводить социально значимые преобразования как материальной, так и духовной среды личности на основе освоения общественно-исторического и значимого опыта человечества, социума. Имеет свои основные характеристики (целенаправленность, мотивация, вовлечённость, осознанность, владения способами и приёмами действий, эмоциональность, коммуникабельность), а также наличие таких свойств как инициативность, ответственность и ситуативность. Потребность общества в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, свободно ориентирующихся в сложной социально-экономической и политической ситуации, способных принимать решение и достигать результата в соответствии с поставленной целью, брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других, приводит к необходимости формирования социальной активности личности [2, 3]. Социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникающих потребностей. Сегодня существенно расширилось социальное пространство, где протекает жизнедеятельность учащихся, активизируется их включение в многообразные отношения в процессе усложняющейся деятельности. Социальная активность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими индивидами (общностями, коллективами, группами) в деятельности, необходимость которой обусловлена личными и общественно значимыми интересами и целями. Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. По определению А.В. Петровского, «… социальная активность – это активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела». Е.А. Ануфриев в книге «Социальная активность личности» раскрывает понятие нравственной личности, систему нравственных отношений и их роль в становлении человеческого характера личности в целом, прослеживая важные этапы и факторы нравственного воспитания молодого поколения, определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности [3]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение. Социолог Г.Е. Зборовский дал определение: «Социальная активность личности – это устойчивая стратегия социального поведения, проявляющаяся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а так же совершенствоваться на основе интересов и ценностей общества». Социальная активность является показателем степени социализации личности, свойственным соответствующим социальным общностям и социальным группам. Таким образом, социальная активность связана с активностью личности, выражающейся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. Социальная активность характеризует отношение человека к своей деятельности, к окружающим его людям, к определенным принципам и идеалам общества. Ее наличие предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям [4, 5]. Под социальной активностью младших школьников подразумевается общественно-политическая активность, представляющая собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетаются интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений. Обучение в начальной школе является первой ступенью в формировании качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющихся в социально ценных видах деятельности. И хотя, в начальных классах еще невозможно достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте. Исследователи в области теории образования определяют развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение необходимых им для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Теоретические основы развития социальной активности в младшем школьном возрасте представлены в работах Л.М. Архангельского, Х.Д. Дамадановой, Е.В. Листвиной, А.В. Мудрика, В.В. Давыдова и др. Идеи развития социальной активности личности отражаются в трудах и работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.Н. Башаева, Л.И. Божович, Г.Е. Зборовского, Н.В. Савина, А.В. Петровского и др. На это в свое время обращал особое внимание и проявлял интерес отечественный педагог Антон Семёнович Макаренко. Одна из основных задач, которую А. С. Макаренко ставил перед педагогом – «воспитание общественного долга в процессе общественно полезной деятельности» [4, 5, 6]. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в котором ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью Обосновали влияние коллективной творческой деятельности на развитие социальной активности школьников, описали методические основы организации коллективного творческого дела такие исследователи как А.Г. Глущенко, Е.И. Григорьева, И.П. Иванов, К.В. Исаков, В.И. Мишанина, М.Г. Пискарева, С.Д. Поляков и др. Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприятным для формирования у них активной социальной позиции. Это связано с тем, что, вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во «взрослых» видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Присущая младшему школьнику любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности [5, 6]. Поэтому особое значение и внимание следует уделить данной теме и проблеме развития активности в младшем школьном возрасте, поскольку в это время дети становятся самостоятельными, стремятся к реализации своих интересов и качеств личности. В то же время это один из самых удачных возрастов для взаимодействия с обществом. 1.2. Особенности формирования социальной активности у детей младшего школьного возраста Главная цель развития социальной активности обучающихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Как пишет В.В. Давыдов, советский и российский педагог и психолог, младший школьный возраст – это особый период жизни, в котором ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Исследования российских и западных ученых подтверждают, что младший школьный возраст является основополагающим для развития базовых личностных качеств и именно потому исключительно важен для гармоничного социального, интеллектуального и физического развития ребенка. В этом возрасте ребенок приобщается к общечеловеческим ценностям, усваивает семейные и национальные традиции. Придя школу, ребенок попадает в новую позицию по отношению к сверстникам и взрослым, осваивает новые для себя роли, его самооценка повышается, взаимоотношения в семье изменяются [7]. К младшему школьному возрасту относятся дети, обучающиеся в 1-4 классах современной школы. Этот возрастной период - завещающий этап детства. Главной личностной характеристикой младшего школьника является принятие и осознание своей внутренней позиции, что дает повод считать этот возраст зрелым детством. Особое значение и внимание следует уделить данной теме и проблеме развития активности в младшем школьном возрасте, поскольку в это время дети становятся самостоятельными, стремятся к реализации своих интересов и качеств личности. В то же время это один из самых удачных возрастов для взаимодействия с обществом. В 6-7-летнем возрасте ребёнка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [8, 9]. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но, в то же время, с любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоциональнообразного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени – развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей [9]. Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьника, в результате которой возникают психические новообразования. Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Д.В. Эльконин считает, что «свою ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, развивается. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности». Учение характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. Ведущая деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получают общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [10, 11]. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у младшего школьника уже есть завоеванная общественная позиция и ему нечего достигать. Чтобы этого не происходило, в учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка младшего школьного возраста не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у младших школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы [11]. Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной сферы. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать преобладают над доводами разума, младший школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее развитие влияет переход ребенка младшего школьного возраста из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому младший школьник, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Внешнее поведение самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует постоянного внимания [12, 13]. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (по сравнению с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка младшего школьного возраста развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное - огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна [14, 15]. Эмоции и чувства, которые слабо осознаются и понимаются, мимика других воспринимается неверно, также, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания. Для того, чтобы помочь младшим школьникам научиться взаимодействовать с обществом, реализовывать свои индивидуальные способности, раскрывать личностный потенциал, учитель должен попытаться сформировать социальную активность личности в каждом ученике. Развитие социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся [15]. Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта. В этой связи иногда говорят, что применительно к деятельности понятие активности не имеет смысла, поскольку сама деятельность представляет собой проявление активности личности. Действительно, если школьник участвует в общественной работе с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Если же работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, она не может быть охарактеризована как активность личности. Таким образом, движущей силой развития социальной активности является интерес – как окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности. Развитие интереса к общественной деятельности является сложной задачей. Чаще всего, для того чтобы сформировать его и поддерживать длительное время, недостаточно ставить перед ребенком одну цель и разъяснять ее преимущества. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей, каждая из которых имеет свой масштаб. Ближние цели должны вытекать из средних, а средние должны быть поддержаны дальше [15, 16]. Развитие социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. 1.3. Педагогический потенциал школьных традиций в формировании социальной активности младших школьников в условиях коллективной творческой деятельности Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся. Особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Для формирования социальной активности младшего школьника важно придерживаться ряда условий: ? развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Выполнение работы на основе внутреннего, а не внешнего побуждения является проявлением активности личности. ? наличие интереса. Деятельность, которая интересна для учащегося вызывает положительные эмоции, состояние увлеченности, пробуждает желание продолжить занятия данной деятельностью. ? совместная деятельность класса, которая объединена какой-либо общей целью, а также демократический стиль руководства в коллективе, постепенное развитие коллективистских гуманистических отношений между учениками, обучение школьников младших классов организаторским умениям [17, 18, 19].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg