Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие воображения у детей 3-4 лет с нарушением слуха

kisssaaa0721 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.07.2021
Объект: творческое воображение. Предмет: влияние дефекта слуха на развитие творческого воображения детей 3-4 лет с нарушениями слуха. Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить особенности процесса формирования воображения детей с нарушением слуха дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Рассмотреть развитие воображения в онтогенезе и у детей с нарушением слуха; 2. Экспериментально выявить состояние творческого воображения у дошкольников с нарушением слуха; 3. Предложить методические рекомендации по развитию творческого воображения у дошкольников с нарушением слуха. Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной, психологопедагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
Введение

Актуальность темы исследования. Воображение является необходимой стороной любой творческой деятельности. Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с нарушениями слуха, так как потеря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения. Ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Объем и качество развитого воображения в дошкольном возрасте представляет собой базу для дальнейшей познавательной учебной и профессиональной деятельности. В дальнейшем воображение будет проявляться в умении нетрадиционно подходить к проблемам и разрешать вопросы максимально эффективным путем. Вопросами изучения воображения как познавательного процесса занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Ананьев Б.Г., М.В. Гамезо, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Немов Р.С., Реан А.А., Рубинштейн С.Л., и другие. Как показали исследования Л.С. Семёнова, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина т др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5 1.1 Теоретический обзор по проблеме изучения особенностей развития творческого воображения слабослышащих детей младшего дошкольного возраста 5 1.2 Взаимосвязь воображения с другими психическими процессами в детей 3-4 лет с нарушением слуха 8 2. АНАЛИЗ МЕТОДИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ И РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 14 2.1 Методические приемы изучения развития творческого воображения слабослышащих детей 3-4 лет 14 2.2. Коррекция творческого воображения дошкольников с нарушениями слуха в условиях ДОУ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26 ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Список литературы

1. Галешникова, Т.С. Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 1., - С. 23-27. 2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. завед. – М.: Академия, 2014. 3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович - СПб.: Питер, 2017. - 398 с. 4. Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы[Текст] / О.В. Боровик // Дефектология. - 1999.- № 2. - С. 26-29. 5. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. - М.: Дефектология, 2019. - 304 с. 6. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - 2018. - № 4. - С. 341-346. 7. Венгер А.А,Выгодская,Г.А,Леонгард Э.И.Отбор детей в специальные дошкольные учреждения./М.- Просвящение, -1972г.-115 8. Власова Т.А. О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка. - М.: Коррекционная педагогика, 2014. - 132 с. 9. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. 10. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т.; Т. 3: Проблемы общей психологии / под ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2019. - С. 436-454. 11. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Учебник для вузов / Л. С. Выготский - СПб. : Лань, 2019. - 654 с. 12. Галешникова Т.С. Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей. //Дошкольная педагогика. – 2018. – № 1(50). 13. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед. завед. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 14. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие.//Под. ред. Шматко Н.Д. – М.: “АКВАРИУМ ЛТД”, 2013 15. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. //Под. ред. Головчиц Л.А. – М.: ООО УМИЦ “ГРАФПРЕСС”, 2015. 16. Маслова Е.С. Изучение изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.//Дефектология. – 2017. – № 6 17. Медведева Е.А. Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с задержкой психического развития в условиях взаимодействия с искусством.//Дефектология. – 2017. – № 5. 18. Медведева Е.А. коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 3. 19. Нудельман М.М. Воссоздающее воображение глухих детей. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников.//Психология глухих детей./ под. ред . И.М. Соловьеваи др. – М., 1971. 20. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 21. Рау М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности. //Дефектология. – 1984. – № 5. 22. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. Учеб. пособие для студ. высш. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 23. Руденок Л.Н. Иновационный подход к формированию творческого воображения дошкольников с речевыми нарушениями.// Коррекционная педагогика. – 2016. – № 4(16). 24. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярословль: Гринго, 2012. 25. Труханова Ю.А. исследование творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.//Дефектология. – 2016. – № 6. 26. Алябьева, ЕА. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет [Текст]: игровые технологии / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 120 с. - (Программа развития).
Отрывок из работы

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 1.1 Теоретический обзор по проблеме изучения особенностей развития творческого воображения слабослышащих детей младшего дошкольного возраста Воображение — это психический процесс, благодаря которому человек может создавать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Л. С. Выготский, считал, что благодаря воображению человек способен творить, разумно планировать свою деятельность и управляет ею [9,с.46]. Недостаточное внимание к развитию воображения детей может привести к тому, что они не смогут самостоятельно фантазировать. К тому же интерес к творческой деятельности у таких детей не возникает, они не смогут мыслить креативно, особенно если это будет касаться отвлеченных тем. По мнению Э. Ильенкова, отличительной чертой воображения является переработка прошлого опыта, оно неделимо связано с процессом памяти [5,с.124]. Воображение преобразует то, что есть в памяти и присуще только человеку. Р. С. Немов считал, что человеческий разум — это особый механизм, который постоянно работает [13,с.205]. Когда человек спит, когда ест, он постоянно обрабатывает новую информацию. Но бывают моменты, когда новая информация в мозг не поступает, ему не нужно решать новые задачи — тогда появляется время для «отдыха», и здесь включается воображение. Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, с чем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано в более или менее отдаленном будущем. Т. А. Рибо писал о том, что творческий вариант воображения — это способность ребенка вызывать специальные новые образы, которые станут отображением реальной жизни, но в его особом видении [4,с.154]. Воображение складывается в процессе развития ребенка, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Развитие у детей воображения осуществляется поэтапно и напрямую зависит от развития речи, чем лучше уровень развития речи, тем лучше развивается воображение. Уже на ранних этапах онтогенеза дети с нарушением слуха отстают от слышащих сверстников в развитии воображения. Ключевым положением при организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом является понятие о сложной структуре дефекта и системном характере нарушений развития (Л. С. Выготский) [9,с.63]. Согласно этому понятию, структуру психического развития ребенка можно представить следующим образом: первичный дефект — нарушение слуха; вторичное отклонение — нарушения в развитии речи или отставание в нем; отклонения третьего порядка — своеобразие в развитии всех познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления; отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности. Согласно проведенным исследованиям, дошкольники с проблемами слуха продолжительное время занимаются предметно-процессуальной игровой деятельностью, в которой основные действия осуществляются с предметами. Между тем после 5 лет дети должны переходить к новому виду игровой деятельности — ролевой, в процессе которой воображение получит необходимые для развития стимулы. Творческая деятельность представляет собой некую плодотворную деятельность, в основе которой лежит воссоздание уже известных человеку образов и способы сложной работы с этими образами, для конструирования качественно нового образа или творческого продукта, как определяет данный вид деятельности А.В. Брушлинский[5,с.342]. Творческая деятельность задействует внутренние возможности человека, обращая его к объективной реальности, и дает возможность создавать нечто новое, в отрыве от прошлого опыта взаимодействия с объектом. В творчестве человек раскрывает свой внутренний мир и в тоже время отражает объективную реальность. Именно в этом исследователь Л.С. Выготский видит основную ценность воображения для развития не только ребенка, но и взрослого человека[8,с.32]. В основе любой творческой деятельности лежит инструмент познавательной деятельности, как пишет об этом О.М. Дьяченко: воображение, такая способность человека, благодаря которой он способен комбинировать известными понятиями и суждениями и создавать нечто новое из уже известного ему информационного поля[16, c.23]. Убеждение, что воображение оперирует только несуществующими объектами, не соответствует действительности, ведь для того, чтобы открыть что-то новое, следует вполне основательно изучить старое, уже знакомое и известное. Существует и еще одно ложное убеждение, будто бы воображению отведена узкая среда обитания в творческой деятельности. Это, как пишет Э.В. Ильенков, также неверно: воображение является универсальным инструментом преобразования действительности, и к его помощи ежеминутно прибегают множество людей со своего мира, даже просто разговаривая по телефону[8,с.24]. Воображение есть опосредованное восприятие действительности, и существовать в отрыве от окружающего мира оно не может. Так же как и сновидения, воображение может комбинировать разнообразные части объекта порой случайно, в хаотическом порядке, однако без определенного жизненного и предметного опыта вообразить что-то представляется довольно трудной задачей, как пишет об этом Л.С. Коршунова[32,с.77]. Воображение в своих рамках всегда имеет представление о конечном идеальном образе, результате деятельности. Замысел воображения - это основная тема того или иного образа, характер взаимодействия воображаемых персонажей или объектов, которая выражается, в первую очередь, в практической деятельности человека. Начиная работу, человек имеет перед собой определенную цель своего действия, представляемую им мысленно, в воображении: то, чего пока не существует, но вскоре будет достигнуто. Отличием творческой деятельности с использованием воображения от любой другой деятельности является то, что человек комбинирует в своей деятельности из уже известных ему образов действительности, нечто абсолютно новое, то, чего не делали до него другие люди, и прилагает все усилия своего сознания к созданию абсолютно нового явления действительности. Психолого-педагогическая литература имеет множество определений воображению. Например, Л.С. Выготский считает, что суть воображения заключается не в построении привычного ряда объектов, уже известных личности, но использование определенного набора полученных впечатлений для создания нового ряда объектов [9, c.32]. В отличие от Л.С. Выготского, Ю.А. Полуянов видит в использования воображения прямую необходимость человеческой деятельности создавать нечто новое [46, c.96]. Исследователь В.Т. Кудрявцев определяет воображение как практическую деятельность, направленную на преображение объективной реальности путем обработки и переработки информации, получаемой через восприятие и имеющийся опыт, конечным продуктом которой являются новые впечатления [16, с. 14]. Таким образом, опираясь на источники литературы, мы можем дать характеристику воображению. Воображение - это такой психический процесс, при котором происходит специфическое отражение действительности в виде новых образов, представлений или идей, базой для формирования которых служит уже имеющийся опыт восприятия, памяти и речевого общения. 1.2 Взаимосвязь воображения с другими психическими процессами в детей 3-4 лет с нарушением слуха «В развитии психологической теории, такие процессы как память, мышление и воображение тесно переплетены», - пишет А.Я. Дудецкий. Ученые прошлого часто представляли и обсуждали, указывая на то, что эти психические процессы в своем развитии и функционировании тесно связаны друг с другом[9, c.36]. Чаще всего познавательные процессы, соотносимые с воображением, изображали как цепочку последовательности: восприятие- память-воображение-мышление. Эту последовательность разделяли и обсуждали многие известные психологи, например Р.С. Немов. Л. С. Выготский писал, что воображение нужно рассматривать, как сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких психических функций в своеобразных отношениях [8, c.46]. И так мы видим, что процесс воображения тесно связан с памятью и мышлением. Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, З.М. Истоминой, А.А. Люблинской. Связь памяти и воображении является разносторонней и по разному проявляется в процессах запоминания, припоминания и узнавания. Практика показывает что достаточно представить запоминаемый материал в виде зрительного образа, чтобы он сразу без особых усилий запомнился, надолго сохранился в памяти. Следовательно, обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных образов. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, тем больше ин знает и усвоил, тем большим опытом он владеет, и тем продуктивнее будет деятельность его воображения. А. В. Петровский и М.Б. Беркинблит характеризуют процесс взаимосвязи мышления как компоненты целостной познавательной деятельности. Они считают, что если лишить мышление воображения, то мышление становиться творчески бесплодным. В тоже время если изолировать воображение от мышления, то само воображение становиться не результативным и бесцельным. С точки зрения Л.С. Выготского, воображение и мышление теснейшим образом переплетается так, что их бывает трудно разграничить, т.к. эти оба процесса участвуют в творческой деятельности. Творчество всегда подчиненно созданию чего то нового, а для этого необходимо создавать предварительно воображаемые модели творческого объекта.[8, 576] Функциональная связь мышления и воображения проявляется в следующих моментах. На активном использовании воображения построен один из основных видов мышления человека - наглядно образное мышление. Представление соответствующих объектов и целенаправленная манипуляция с ними в воображаемом плане выступает как основа данного вида мышления. Образно говоря, воображение создает как бы «зону ближайшего развития» мышления. Вот почему воображение следует рассматривать в теснейшей связке с мышлением. Развитие воображения - это одновременно и развитие мышления и наоборот развитие мышления это и развитие воображения. Справедливость этого положения отображена в экспериментально полученных данных таких дефектологов как: М.М. Нудельман, С.К. Сиволапова, Н.А. Цыпиной, которые занимались изучением сформированности воображения у неслышащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития. В заключении выясним как может быть связанны друг с другом воображение и речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения отводилось большое внимание в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рузская, С.Л. Рубинштейн). Когда человек, собирается что-то сказать, он вначале представляет это в голове и только потом проговаривает. Следовательно, без воображения невозможной представляется и речь. Такие ученые как А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.П. Глухов, В.Н Касаткин, подтвердили предположение о том, что нарушение речи ведет к различным отклонениям в развитии воображения. Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.И Кириллова, Ю.А. Полуянов справедливо указывали на воображение как на основу человеческого творчества, связывая воображение с общим психическим развитием ребенка, считают что развитое воображение является непременным условием готовности ребенка к школе. И если развитие воображения не достигает необходимого уровня, то помещение ребенка в условия школьного обучения является преждевременным. Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности , в которых оно развивалось. На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного разными специалистами при исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития. Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок. О. В. Боровик отмечает, что на втором этапе (от 3 до 4 лет) происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенка своего «я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом [1]. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета - заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра. Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg