Основные понятия.
Пассажирские автомобильные перевозки.
Qп - объём автобусных перевозок, перевозные способности парка (автоколонны), пасс.;
Lм, Lук - соответственно длина основного и укороченного маршрутов, км;
Uа, Wа - соответственно производительность автобуса за рабочий день пассажирах и пассажиро-километрах;
Tн, Tм – соответственно время работы автобуса на маршруте, пребывание автобуса в наряде, ч;
?н, ?д - соответственно статический (коэффициент наполнения) и динамический коэффициенты использования пассажировместимости;
?_см- коэффициент сменности пассажиров на маршруте;
tпо, tко - соответственно время простоя автобуса на промежуточной и конечной остановках, мин;
nпр - число промежуточных остановок на маршруте;
m - пассажировместимость, вместимость автобуса, мест;
Lн - нулевой пробег автобуса, км;
tр, tо(скв) - время рейса, оборота (сквозного) автобуса на всей длине, ч;
v_т, v_э, v_с - соответственно техническая скорость, скорость сообщения и эксплуатационная скорость, км/ч;
Zр, Zдоп - число рейсов автобуса за рабочий день и дополнительное количество рейсов;
Lпасс, Lсс - соответственно пробеги автобуса с пассажирами и общий пробег за сутки, км;
t возвр - время возвращения автобуса в парк, ч (мин);
tвыезд - время выезда автобуса из парка, ч (мин);
tпер - время перерывов у водителей на приём пищи, ч (мин);
Tнач - время начала работы автобуса на маршруте, ч (мин).
Основные формулы для решения практических задач.
1. Время в наряде (ч) - Т_н=t_возв-t_выезд-t_пер
2. Время работы на маршруте (ч) - Т_м=Т_н-L_н/v_т
3.Скорость техническая (км/ч) - v_т= L_м/t_дв
4. Скорость эксплуатационная (км/ч) - v_э=L_м/(t_дв+t_п+t_к )=L_м/(t_дв+n_пр t_п+t_к )=L_м/t_р
5. Скорость сообщения (маршрутная) (км/ч) - v_с=L_м (t_р-t_к)
6. Коэффициент использования пассажировместимости (наполнения):
Статический - ?_н=U_a?((mz_p ?_см))
Динамический - ?_д=W_a?((L_пасс m))
7. Среднесуточный пробег автобуса - L_сс=L_пасс+L_н
8. Пробег автобуса с пассажирами - L_пасс=z_p L_м
9. Коэффициент сменности пассажиров за рейс - ?_см=L_м/L_ср
10. Коэффициент использования пробега - ?=L_пасс/L_общ или ?=L_пасс/L_сс
11. Время рейса (ч) - t_р=L_м/v_т +n_пр•t_п+t_к или t_р=L_м/v_с +t_ко = L_м/v_э
12. Количество рейсов за день - Z_р=Т_м/t_р
13. Суточная производительность автобуса: (пассажиров) - U_a=mz_p ?_см ?_н
Задачи.
1 вариант
Определите время рейса t_р и оборота t_(о(скв)) автобуса, если показатели
работы автобусов на маршруте по вариантам приведены в табл.1.
Таблица 1.1
Показатели Варианты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
L_м,, км 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
v_т , км/ч 19,5 19 20 21 22 23 24 25 26 27
n_пр 8 10 12 14 15 16 17 18 19 20
Примечания 1.Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке t_п=0,5 мин, на конечных t_к по 5 мин; 2.Длину маршрута для учащихся, решающих задачи по вариантам с 11 по 20 принять равной 20 км, а с 21 по 30 -9 км. Остальные показатели взять из тех граф табл.1, которые соответствуют последним цифрам своих вариантов.
Решение:
t_р=L_м/v_т +n_пр•t_п+t_к=10/19,5+8•0,008+0,08=0,654 ч
t_(о(скв))=2t_р=2•0,654=1,308 ч
Ответ: t_р=0,654 ч, t_(о(скв))=1,308 ч.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Данные о длине L_м городского маршрута, технической скорости
v_т по вариантам, а также числе промежуточных остановок n_пр и времени простоя t_п на них и на конечных t_к остановках приведены в задаче 1.1. нулевой пробег L_н автобуса до двух конечных остановок и время Т_н пребывания автобуса в наряде по вариантам приведены в табл.1.2. Определить время работы на маршруте Т_м, а также эксплуатационную скорость v_э и скорость сообщения v_с .
Таблица 1.2
Показатели Варианты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
L_н,, км 4 5 6 7 8 9 10 11 12 3
Т_н,ч 8,5 9 10 10,5 11 11,5 12 12,5 13 13,5
Примечание 1. Lн, с 11-го по 20-й вариант принять равным 13 км, а с 21-го по 30-й-14 км, Т_н соответственно 14 и 15 ч. 2. По результатам решения задач 1.1, 1.2 определите число рейсов Z_р автобуса за рабочий день.
Решение:
Т_м=Т_н-L_н/v_т =8,5-4/20=8,3 ч
v_э=L_м/(t_дв+t_п+t_к )=L_м/(t_дв+n_пр t_п+t_к )=L_м/t_р =10/0,654=15,2 км/ч
v_с=L_м (t_р-t_к)=10(0,654-0,08)=5,74 км/ч
Z_р=Т_м/t_р =8,3/0,654=12,6?13 рейсов
Ответ: Z_р=13.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Данные о технической скорости автобуса приведены в табл.1.1 к задаче
1.1, нулевой пробег от парка до конечной остановки – в табл. 1.2 к задаче 1.2 и примечания к ней. Определите по вариантам время выхода из парка автобусов с 1-го по 10-й номер, если время начала их работы Тнач на маршруте следующее:
Таблица 1.3
Последовательность
выхода автобусов по номерам…
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тнач, ч 600 612 625 632 648 700 715 720 740 750
Решение:
Т_н=t_возв-t_выезд-t_пер
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н
t_пер=n_пр t_п+t_к=8•0,008+0,08=0,144 ч
t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+6=14 ч 30 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=14,5 ч-0,144 ч-8,5 ч=5,856 ч=5 ч 51 мин 21 с
2)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+6 ч 12 мин=14 ч 42 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=14 ч 42 мин-0,144 ч -8,5 ч=14,7 ч-0,144 ч-8,5 ч=6,056 ч=6 ч 3 мин 21 с
3)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+6 ч 25 мин=14 ч 55 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=14 ч 55 мин-0,144 ч-8,5 ч=14,091667 ч-0,144 ч-8,5 ч=6,447667 ч=6 ч 26 мин 51 с
4)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+6 ч 32 мин=15 ч 02 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=15 ч 02 мин-0,144 ч-8,5 ч=15,033 ч-0,144 ч-8,5 ч=6,389 ч=6 ч 23 мин 20 с
5)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+6 ч 48 мин=15 ч 18 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=15 ч 18 мин-0,144 ч-8,5 ч=15,3 ч-0,144 ч-8,5 ч=6,656 ч=6 ч 39 мин 21 с
6)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+7 ч=15 ч 30 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=15 ч 30 мин-0,144 ч-8,5 ч=15,5-0,144-8,5=6,856 ч=6 ч 51 мин 21 с
7)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+7 ч 15 мин=15 ч 45 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=15 ч 45 мин-0,144 ч-8,5 ч=15,75 ч-0,144 ч-8,5 ч=7,106 ч=7 ч 6 мин 21 с
8)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+7 ч 20 мин=15 ч 50 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=15 ч 50 мин -0,144 ч-8,5 ч=15,083 ч-0,144 ч-8,5 ч=7,439 ч=7 ч 26 мин 20 с
9)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+7 ч 40 мин=16 ч 10 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=16 ч 10 мин-0,144 ч-8,5 ч=16,16 ч-0,144 ч-8,5 ч=7,516 ч=7 ч 30 мин 57 с
10)t_возв=Т_н+Т_нач=8,5 ч+7 ч 50 мин=16 ч 20 мин
t_выезд=t_возв-t_пер-Т_н=16 ч 20 мин-0,144 ч-8,5 ч=16,33 ч-0,144 ч-8,5 ч=7,686 ч=7 ч 41 мин 09 с
На пригородном маршруте, данные о котором по вариантам приведены
в табл.1.4, работают автобусы ПАЗ-672. Найти техническую скорость автобуса v_т.
Таблица 1.4
Показатели Варианты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
L_м,, км 20 22 24 26 27 28 29 31 32 33
v_т,км/ч 18 20 22 24 26 28 30 19 21 23
n_пр 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Примечания 1. Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке t_п – по 1 мин. 2. Длину маршрута для вариантов с 11 по 20 принять равной 23 км, а с 21 по 30 – 25 км, остальные взять из тех граф табл. 1.4, которые соответствуют последним цифрам своих вариантов.
Решение:
v_т= L_м/t_дв
v_э=L_м/(t_дв+t_п+t_к )
t_дв+t_п+t_к=L_м/v_э
t_дв=L_м/(v_э (n_пр t_п+t_к))=20/(18(5*0,017+0,15))=20/4,23=4,72
v_т=20/4,72=4,24 км/ч
Ответ: v_т=4,24 км/ч
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Показатели работы автобуса ЛиАЗ-677 вместимостью m=110 мест,
работавшего на городском тангенциальном маршруте, приведены в табл. 1.5. Определить коэффициенты статического и динамического использования пассажировместимости ?н и ?д.
Таблица 1.5
Показатели Варианты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Zр 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Qп пасс 1900 1980 2020 2060 2280 2260 2320 2400 2600 2050
Lм км 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Lср км 3 3,5 4 4,5 5 6 6,5 7 7 7,5
Примечание: Число перевезенных пассажиров для 11-20-го вариантов принять равным 1800, а с 21-го по 30-й 1920; остальные данные, необходимые для решения задачи, взять из тех граф табл. 1.5, которые соответствуют последним цифрам каждого варианта.
Решение:
?_н=U_a?((mz_p ?_см))
?_д=W_a?((L_пасс m))
?_см=L_м/L_ср =6/3=2 км
L_пасс=z_p L_м=10·6=60 км
?_н=1900?((110·10·2) )=1900?2200=0,863
?_д=1900?((60·110))=1900?6600=0,28
Ответ: ?_н=0,863, ?_д=0,28.
Показатели городского радиального маршрута, на котором работают
автобусы «Икарус-280» вместимостью m=180 мест, по вариантам приведены в табл. 1.6.
Таблица 1.6
Показатели Варианты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ZР 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
QП 1800 1900 2000 2200 2350 2420 2610 2730 2800 2940
?_н 0,7 0,72 0,75 0,77 0,78 0,79 0,8 0,81 0,82 0,83
Определить коэффициент сменности ?_см пассажиров на маршруте.
Примечание: Число пассажиров с 11 по 21-й вариант принять равным 3000, а с 21-го по 30-й – 3200; остальные данные, необходимые для решения задачи, взять из тех граф табл. 1.6, которые соответствуют последним цифрам каждого варианта.
Решение:
?_см=L_м/L_ср
?_н=U_a?((mz_p ?_см))
(mz_p ?_см )=Q_п/?_н
?_см=Q_п/(?_н mz_p )=1800/(0,7·180·10)=1800/1260=1,428
Ответ: ?_см=1,428
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Обследование, проведенное на городском маршруте, выявило
возможность сокращения нескольких промежуточных остановок и увеличения эксплуатационной скорости v_э движения автобусов с 16 до 18 км/ч. На сколько возрастет производительность автобуса «Икарус-260» вместимостью m=74 мест, работающего на этом маршруте, если показатели его работы по вариантам имеют следующие значения, приведенные в табл. 1.7.
Таблица 1.7
Показатели Варианты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
?_см 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7
LМ , км 6 8 10 12 14 16 18 20 9 11
Примечание: 1.Время работы автобуса на маршруте для всех вариантов принять равным 11,5 ч.; 2. ?_см с 11 по 20 варианты принять равным 2,8, а с 21 по 30 – 2,9, соответственно длину маршрута – равной 7 и 17 км. 3.Коэффициент выполнения ?_н взять из задачи 1.6.