ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье
«Четыре принципа достаточной причины». Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях [23, c. 511].
Мотивация – это внутренний процесс, происходящий в человеке, вызванный его потребностями, которые стимулируют к действиям и достижениям результата.
Отечественная психология изучает мотивацию на основе субъекта - объектной схемы исследования в рамках концепций личности и деятельности, разработанных в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Общие методологические положения о потребностях как первоисточниках мотивации не являются дискуссионными. Расхождения в определениях мотивации обусловлены разным пониманием исследователями мотива, его места в процессе мотивационного отражения реальности и структуры мотивации. Наиболее дискутируемой является проблема соотношения психических реальностей, обозначаемых как потребность, мотив и предмет (цель) [31, c. 64].
Мотивация – это многоуровневое явление, имеющее вертикальную и горизонтальную структуру. Данная структура имеет довольно гибкое сложное иерархическое строение. Иерархическая система может изменяться под влиянием изменений во внешней среде или изменениями самой личности. В зависимости от условий и характера деятельности мотивы могут сменять друг друга, могутвступать в конфликт или надстраиваться друг над другом. По своей роли элемент системы, то 10 есть конкретный мотив, представляет собой предел деления мотивационной системы для решения конкретных задач (И.П. Полякова, 2003).
Самым широким среди понятий «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера» - является последнее. Мотивационная сфера включает в себя эмоциональную и волевую составляющие личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивационная сфера представляет собой сложное многофакторное явление, совокупность движущих сил поведения, открывающихся субъекту в виде интересов, целей, потребностей, влечений и идеалов, которые, в свою очередь непосредственно обуславливают человеческую деятельность. С этой точки мотивационная сфера понимается как стержень личности, к которому «прикрепляются» такие ее свойства, как направленность, установки, ценностные ориентации, эмоции, притязания, социальные ожидания, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов» [22, с. 182]
Мотивационная сфера личности имеет системную организацию. Именно взаимосвязь элементов и компонентов этой структуры обеспечивает ее целостность. Она характеризует субъекта, степень его развития. Мотивационная сфера представляет собой комплекс взаимодействующих мотивационных образований, упорядоченных сложной, многомерной иерархической структурой. Ее качество определяется как элементами (их природой, свойствами, количеством), так и структурой, которая является эволюционной, то есть выражает определенные стадии развертывания процессов и представляет собой целостную, открытую, динамическую, внешне и внутренне детерминированную, самоорганизующуюся систему (В.А. Бодров, Г.В. Ложкин и А.Н. Плющ, 2001).
Процесс целенаправленного формирования мотивационной сферы личности – это процесс формирования самой личности, её интересов, привычек, установок, направленности в целом [23, с. 512]. Данное положение является важным для нашей работы. Мотивационная сфера обладает таким свойством, как развитость, т.е. 11 способность характеризовать качественное разнообразие мотивационных факторов в неё включённых. С точки зрения уровня своего развития мотивационная сфера обладает такими характеристиками как широта, гибкость и иерархичность (Р.С. Немов, 1995). Причём, нельзя напрямую связывать уровень развития мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонностей, интересов [22, с. 352]. Мотивационную сферу как подструктуру личности составляют не столько актуальные потребности и мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования: направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания, т.е. потенциальные мотивы (В.И. Ковалёв, 1988).
Таким образом, мотивационная сфера «сама является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга» [22, c. 183]. Это выражает такую характеристику мотивационной сферы, как её широта. Гибкость мотивационной сферы представлена разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность человека, т.е. количеством возможных и реально существующих вариантов её удовлетворения (Р.С. Немов). Гибкость описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы: между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями.
Анализ научной литературы показывает, что в современной психологии нет единого подхода к определению таких понятий как «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера личности». Объясняется это тем, что авторы придерживаются различных теоретических позиций и используют данные понятия, наполняя их различным содержанием. Тем не менее, все авторы, придерживаются единого мнения о том, что мотивация объясняет целеустремленность, направленность и устойчивость деятельности, ориентированную на достижении определенной цели [19, c. 50].
Понятие «мотивация» в современной психологии и педагогике подразделяется на два вида: внешняя и внутренняя.
Основой внешней мотивации являются наказания, поощрения и другие виды стимуляции, направляющие или тормозящие поведение человека.
Факторы внешней мотивации, выступающие в роли регуляторов поведения, принято считать независящими от внутреннего осознания личности своего поведения.
Основой внутренней мотивации служат факторы, которые исходят из внутреннего «я» личности, они не зависят от поощрений, кроме собственной активности. «Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели».
Влияние внешней и внутренней мотивации на результативность обучения происходит по-разному.
Деятельность, которая обусловленная внутренней мотивацией, может длиться достаточно долго, так как зависимость от внешних факторов влияния отсутствует. В свою очередь, деятельность, которой движет внешний мотив, прекращается при отсутствии воздействия внешних факторов.
При наличии внутренней мотивации человек получает удовольствие от работы, у него появляется интерес и повышается самоуважение личности.
В процессе деятельности внешняя мотивация сопровождается волнением, эмоциональной напряженностью, а иногда и желанием противодействовать. Эмоциональная напряженность вызывает дезорганизацию занятия, снижение внимания, ослабление контроля над ошибками, приводит к снижению общей работоспособности и ухудшению оперативной памяти.
Внутренней мотивации личности свойственен выбор более сложных заданий, в сравнении с внешней мотивацией деятельности и поведения личностей, предпочитающих действовать только с целью получения награды. Влияние внутренней мотивации положительно сказывается на личности и ее когнитивных особенностях, а также способствует облегчению выполнению действий, которые требуют эвристического решения.
Результатом воздействия внутренней мотивации является более легкое усвоение теоретического материала, успешное и эффективное обучение, а также повышение уважения и самоуважения личности.
При воздействии внешней мотивации наблюдается снижение скорости решения эвристических задач, однако, выполнение заданий, которые требуют решения алгоритмическим методом, осуществляются более эффективно. При этом обучающиеся отдают предпочтение более легким задачам с целью получения положительной оценки [16, c. 71].
Из педагогического опыта известно, что более легкие задачи ведут к переутомлению, так как быстро становятся скучными.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [1, с. 352].
По характеру направленности мотивы занятий физическими упражнениями подразделяются на процессуальные и результативные [2, с. 180]. Реализация процессуальных мотивов проявляется при занятиях физической культурой: происходит удовлетворение потребности в двигательной активности ученика, при этом он получает удовольствие от самого процесса деятельности (фактор соперничества, риска, азарта, сладость победы и др). Именно такой мотивации, прежде всего, следует уделять внимание на уроках физической культуры.
Результативные мотивы направлены на результат деятельности. При занятиях физической культурой и спортом ученики стремятся к результату, соответствующему их индивидуальным особенностям. Достижение таких результатов возможно только при длительных и систематических тренировках. Мотивы данной группы могут быть направлены на:
1) самосовершенствование (укрепление и сохранение здоровья, улучшение телосложения, коррекция фигуры, развитие физических и волевых качеств);
2) самовыражение и самоутверждение (стремление быть не хуже других, принимать участие в спортивных мероприятиях и т.п.).
Мотивы, которые направлены на результат деятельности, возникают под воздействием внутренних факторов (самооценки, убеждения, желания и др.). Их укрепление обусловлено достигаемыми результатами. Главным критерием формирования таких мотивов являются занятия в спортивных секциях, где соревновательная деятельность является необходимым компонентом.
Повышение эффективности физического воспитания учеников старшего школьного возраста возможно в случае разработки четкого алгоритма их привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования (Давыдов В.В., 2009).
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [6, с. 23].
Переходный период от дошкольного в младший школьный возраст знаменуется наступлением возрастного кризиса в 7 лет.
По словам Л. В. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружение [16, с 56].
Если раньше в дошкольном детстве, он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то с 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности. Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности. Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений.
По словам Дружинина В. Н., кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я» (Дружинин В.Н., 2004).
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. По определению И. В. Дубровиной «новообразование — это достижение в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам [22, с. 78].
Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг [48, с. 263].
В младшем школьном возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночник сохраняет очень большую гибкость, особенно в грудном отделе. Характерные изгибы позвоночника в этот период продолжают формироваться. Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях может произойти их смещение.
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеткам организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту. В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.
Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм.рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста [41, с. 88]
К 8-10 годам начинается активное развитие мускулатуры. Однако рост мышечных волокон происходит неравномерно. Мышцы ног развиваются быстрее, чем мышцы рук, а мышцы — разгибатели быстрее, чем мышцы — сгибатели. Мелкие мышцы кистей развиваются позднее поэтому дети младшего школьного возраста трудно осваивают точные движения руками.
В возрасте 7-10 лет происходит ускоренное развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. В то же время вегетативные системы отстают в развитии от двигательной функции организма.
Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают высшей степени развития и способствуют в этом возрасте овладению технически сложными формами движения, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости, ловкости.
С формированием у младших школьников произвольного уровня познавательных психических процессов и произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как формирование «внутреннего плана» и рефлексии.Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смысло-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне [22, с. 19]
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях [41, с. 294]
Повышается способность детей к выполнению мало интенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени. Дети младшего и среднего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения.
Масса тела возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего - 37 кг. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям [38, с. 32]
1.3 ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
С точки зрения (Е. Н. Карпенко, 2006 г.) плавание воздействует на организм всесторонне. Это можно объяснить некоторыми факторами: вода и обеспечивающее ею физическое, биологическое, механическое, и температурное влияние считается предпосылкой большого количества одобрительных реакций организма, стимулирующих активное становление всех систем.
Так как в вoде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, плавание способствует формированию и укреплению скелета. Активные движения ног в безопорном положении, большая амплитуда и динамичность движений увеличивают работоспособность и силу разных мышц, благодаря чему укрепляется опорно-двигательный аппарат. Детям с избыточной массой тела вода создает благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые они практически не могли выполнить в условиях спортивного зала.
Особое положение тела в воде оказывает благоприятное воздействие и на центры головного мозга. Даже легкое ее течение, колебание, волны массируют тело, укрепляя сосуды кoжи и нервные окончания. Это активизирует «игру сосудов», повышает обмен веществ, облегчает отток крови, укрепляет нервную и сердечно-сосудистую системы, и ребенок после плавания чувствует себя обновленным.
Занятия плаванием повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия. Гидростатическое давление воды стимулирует работу нервных окончаний, тем самым укрепляя нервную систему рeбeнка. Кроме того, благодаря разнице температур и большому расходу энергии в процессе плавания регулируется обмен веществ и поддерживается оптимальное соотношение мышечной и жировой массы тела.
Важным физиологическим воздействием плавания на организм ребенка следует считать закаливание, развитие устойчивости к простудным заболеваниям.
Занятия плаванием- лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мышц, которым приходится преодолевать давление воды на поверхность груди. Выдох, который обычно выполняют в воду, также затруднен. Такая регулярная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, что очень важно для детей с заболевания органов дыхания. При плавании ребенок дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом.
Занятия плаванием способствуют также развитию физических качеств ребенка – выносливости, гибкости, ловкости, силы. Благодаря включению в занятия и игры нa вoдe циклических движений нагрузка на мышцы распределяется равномерно, а плавное выполнение движений с большой амплитудой снижает риск травматизма [46, с. 311].
Плавание оказывает большое влияние и на формирование психических процессов ребенка. Процесс обучения плаванию требует от детей произвольного внимания и сосредоточенности. Малыши постепенно приучаются слушать объяснения педагога, звуковые сигналы, внимательно следить за наглядными ориентирами. Дети учатся концентрировать внимание на показе игр и упражнений на воде и на суше, у них формируется устойчивость внимания. Особую роль в обучении ориентации в воде играет развитие восприятий и ощущений. Педагоги проводят с детьми специальные игры на развитие чувства воды и чувство времени, учат управлять своими движениями, ориентируясь на движения.
Крoмe того, в процессе плавания развиваются и различные виды памяти – двигательная, образная, эмоциональная и словесно-логическая.
Также с помощью плавания развиваются вoлeвые качества личности- настойчивость, смелость, целеустремленность [48, с. 102].
Комплексные врачебные исследования влияния тренировки на организм юных пловцов имеют важное значение не только для оценки эффективности системы подготовки, но и для решения ряда вопросов, связанных со спортивным отбором и спортивной ориентацией. Систематические наблюдения в процессе подготовки за темпом развития морфологических и функциональных изменений, повышающих дееспособность организма, позволяют уточнить перспективы достижения высоких результатов в избранном виде плавания.
Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, протекающий в зависимости от внутренних причин (возраста, состояния здоровья, наследственных факторов) и условий жизни человека [7, с. 26].
Вид спорта, объем и интенсивность используемых тренировочных нагрузок, несомненно, определяют степень влияния тренировки на уровень и динамику физического развития.
Спортсмены, специализирующиеся в разных видах плавании, имеют некоторые различия в размерах тела и типе телосложения, что в определенной мере обусловлено влиянием специфических особенностей их двигательной деятельности. Однако, как показывают исследования, межгрупповые различия морфологических и некоторых функциональных особенностей пловцов разной специализации связаны главным образом с естественным отбором индивидуумов, обладающих особенностями физического развития и типа телосложения, способствующими успешному спортивному совершенствованию в том, или ином виде плавания. Это необходимо учитывать при подготовке юных пловцов, обеспечивая своевременную и рациональную ориентацию их при выборе специализации в плавании [32, с. 18].
Таким образом, эффект влияния плавания на организм занимающихся многообразен: начиная от закаливающего влияния, гигиенического эффекта, улучшения деятельности органов и систем, до отрицательного влияния вследствие специфических заболеваний лор-органов, а также использование его лечебных свойств для коррекции осанки, искривления позвоночника, в улучшении ряда психологических процессов [12, с. 200].
При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое (А. А. Литвинов, 1995 г.), отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребенка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка.
В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого сердца приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы крoвоoбращения. (В. М. Смирнов, 2002 г.)
Активно развивается позвоночник ребенка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обуславливают его эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно предупредить плоскостопие.