Глава 1. Сущность инноваций
1.1. Инновации и инновационный процесс: определение, функции, классификация
Инновация (от лат. инновация - это преобразование (превращение) творческих результатов труда в новые продукты, технологии или услуги, которые используются в практической деятельности и обеспечивают рост конкурентоспособности. [7, с. 67]
С точки зрения инвестиционной составляющей инновация-это материализованный результат, который достигается за счет инвестиций в новое оборудование или технологии, в новые формы организации труда, производства, обслуживания и управления. Термин "инновация " тесно связан с терминами "изобретение" и "открытие". Изобретение понимается как новые устройства, механизмы и инструменты, созданные человеком. Открытие относится к процессу получения ранее неизвестных данных или описания ранее неизвестного явления природы. Создание, развитие и распространение инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. [1, стр.31]
Основная функция инноваций-обусловливать экономическую и социальную динамику, то есть развитие, прогресс экономики и общества в целом. [13, с. 122]
Но в отличие от других средств развития, инновации основаны на науке, ее результатах.
Следует отметить все более широкое использование расширения термина "инновация". Согласно этой идее, инновация имеет три этапа своей реализации:
1) Создание нового;
2) Его овладение и распространение;
3) использование инноваций
Однако при таком инновационном подходе феномен "инноваций" растворяется, поскольку инновация (новые знания или информация, которых не хватало до этого времени) также становится инновацией, ее внутренней частью.
Современная экономика, функционирующая в эпоху новой научно-технологической революции, развивает свои инновации особенно быстро. Достаточно сказать, что сейчас победу международного конкурса празднуют в основном те, кто умело и быстро внедряет инновации. Таким образом, страны крупных открытых экономик в последние десятилетия достигли высокой эффективности благодаря инновационному пути развития. Например, страны "Большой семерки" имеют 87% мировых патентов и 90,5% объема высокотехнологичного производства.
Инновационное развитие на современном уровне представляет собой сложный, системный процесс, под которым понимается сетевое взаимодействие и взаимодействие целого комплекса структур. Для достижения сильного инновационного результата необходима целостная инновационная система, которая может быть представлена как совокупность взаимозависимых элементов, создающих инновационный продукт.
Основными компонентами инновационной системы являются:
• наука и ее научные результаты, являющиеся исходным материалом (основой) для всей "инновационной цепочки";
• инновационные компании (организации), осваивающие инновации и создающие новый продукт, существенно влияющий на уровень и качество валового внутреннего продукта (ВВП) страны и ее конкурентоспособность;
• инновационный менеджмент и др. [1, с. 84-86]
Чтобы инновационная система была продуктивной, все ее компоненты должны работать в тесной взаимосвязи. [3, с. 19]
Результатом функционирования инновационной системы является инновационный продукт, который считается либо совершенно новым продуктом, либо тем, который за последние три года претерпел значительные технологические изменения (Конструктивное расположение, состав используемых материалов и компонентов и т. д.) и оказался более чем конкурентоспособным. [6, с. 124-127]
В настоящее время общепризнанной классификации инноваций не существует.
Современные различные классификации инноваций позволяют нам оценить их теоретическое и практическое значение, определить эффективность и направление инновационного процесса и выбрать методы управления для каждого из них.
Классификация нововведений может проводиться по ряду особенностей:
• степень новизны,
• Области применения,
• характер удовлетворенности клиентов и инновационной деятельности,
• объем инвестиций, их эффективность по сравнению с другими параметрами.
Имея классификационные признаки инноваций, их можно сгруппировать по конкретным видам.
В качестве примера остановимся на некоторых типах инноваций, различающихся по областям применения и фазам научно-технического прогресса (НТП):
• технические инновации возникают при производстве продукции с новыми или улучшенными свойствами;
• технологические инновации появляются вместе с улучшенными, более совершенными производственными процессами;
• организационно-управленческие инновации связаны с процессами оптимальной организации производства, транспортировки, распределения продукции, снабжения;
• информационные инновации решают задачи организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности;
• социальные инновации направлены на улучшение условий труда, расширение проблем здравоохранения, образования, культуры. [5, с. 24-26]
Многие новые инициативы тесно взаимосвязаны и отвечают определенным требованиям к инновационным механизмам. Например, она может влиять на контекст производственного процесса и создавать условия для развития новых управленческих достижений и открытий. [15, с. 56]
Например, база данных может опираться на потребности пользователей при разработке новых инициатив группы, а реформы сектора будут влиять на способность контролировать.
Если идеи играют роль в категории инноваций, то открытие, изобретение позволит оценить потенциал коммерческой реализации. Объем распространения инноваций зависит от типа инновационной инновации.
Наконец, частный сектор будет рассматриваться в поддержку основных секторов торговли и отношений интеллектуальной собственности его хозяйствующих субъектов. [5, с. 24-26]
Так, классификация инноваций показана в Приложении 1, а классификация фазовых воздействий приведена в Приложении 2. Инструменты оценки, используемые в этой главе, описаны ниже.
1.2. Место инноваций в развитии организаций
Перемены все время подталкивают общество на развитие. Использование новых материалов и технологий может привести к улучшению продуктов и услуг. Инновации в промышленности и социальной сфере востребованы и экономически обоснованы. Инновация может проявить себя как при расширении ассортимента предлагаемой продукции, так и при незначительных и кажущихся неизвестными изменениях.
Одним из наиболее популярных определений инновационной деятельности, основной целью которой является повышение качества выпускаемой продукции, поиск инноваций, внедрение, а также вид деятельности по совершенствованию производственных организаций и технологического оборудования.
Каждый инновационный процесс содержит ряд обязательных этапов и компонентов реализации. На первом этапе выявляются проблемы, препятствующие развитию компании, организации или учреждения. Следует иметь в виду, что большинство передовых технологий и технологий, скорее всего, рано или поздно выйдут наружу. Поэтому для того, чтобы продолжать приносить прибыль и удовлетворение конкретному процессу, необходимо регулярно представлять новый компонент.
После выявления основной проблемы в фазе рождения рождается новая идея. Некоторые внешние события (например, ошибки в торгах), изменение производственных и производственных структур, научные открытия, социальные изменения в демографии и окружающем пространстве. Как только все идеи интегрированы в конкретную задачу или проект, организация начинает этап управления новыми идеями. Инновационный менеджмент должен создавать условия для разработки и реализации всеми участниками новых инициатив в производственном и организационном процессе [9, с. 86].
Вариации на инновационных мероприятиях очень разнообразны и многоуровневы. Для того, чтобы достичь желаемых результатов, новая идея требует ясного понимания, которая отличается от предыдущей, например, простым изменением. Основной тип инновационных функций классифицируется по потенциальным технологическим параметрам, эти новые идеи являются разновидностью инновационных, представляющих весь рынок. В первом случае первые виды деятельности, такие как продукты, материалы или компоненты вводят новые способы. [10, с. 57]
Кроме того, технологические инновации включают в себя появление новых направлений бизнеса и технологические изменения. С новой точки зрения на рыночные инновации новые идеи могут представлять собой совершенно новое явление (как в данном конкретном субъекте, так и в данной области страны). Максимальное значение представляет собой инновационную деятельность, которая приводит к чему-то новому в этой отрасли во всем мире.
1.3. Условия, необходимые для осуществление инновационной деятельности
Как и в любом проекте, инновационный проект проходит путь развития: начало пути-рождение идеи проекта, конец-достижение цели проекта. Этот путь обычно называют "жизненным циклом" проекта. Инновационный проект в качестве "руководителя инноваций" имеет аналогичный жизненный цикл. Жизненный цикл состоит из фаз, каждая фаза состоит из фаз, характеризующихся достижением одной или нескольких целей. Целями являются, например, исследование навыков, дизайн деталей или рабочий прототип. Конец этапа характеризуется рассмотрением как основных целей, так и степени реализации проекта.
Эти конечные фазовые элементы управления часто называют фазовыми выходами, сценическими воротами или точками убийства. Достижение целей предыдущего этапа обычно подтверждается до начала работы на следующем этапе. Однако иногда поздний этап начинается до подтверждения достижения целей, когда возможный риск кажется приемлемым. Эта практика пересечения фаз называется быстрым путем.
Жизненный цикл инновационного проекта включает в себя следующие этапы:
Инициация - Идея
Это начальная фаза зарождения идеи, фундаментальные исследования, которые обычно включают в себя следующие фазы: инициирование в возникновении и отборе идеи, исследовательская работа-НИР, построение макета, разработка концепции инновации, обоснование инвестиций.
Разработка - Модель
После того, как идея рождается, создаеются новые идеи: делается тестовый дизайн, разрабатывается технология и методы. Кроме того, документация требует обновления и необходимость рассмотрения новые решения правовой защиты. Этот этап включает в себя технико-экономическое обоснование, проект технико-экономического обоснования и утверждение технико-экономического обоснования. На этом этапе будет принято окончательное решение об инвестициях.
Реализация - Производство
Реализация идеи и создание (производство) новшества.
Распространение - Продвижение
Под этим этапом понимается диффузия, распространение и распространение инноваций - маркетинговая логистика инноваций.
Потребление - Завершение
На завершающей стадии проходят следующие процессы: потребление новшества, развитие продукта и технологии, завершение проекта.
Экономическая целесообразность проекта:
• провести обширные маркетинговые исследования;
• разработка плана создания продукта;
• подготовка технических решений, таких как генеральный план технологических решений;
• Обеспечение инженерной поддержки;
• описание структуры и методологии управления;
• работа с сотрудниками;
Инновационные проекты разнообразны в документации в зависимости от объема их целей и задач. Если потенциальные потребители существуют, то проводится технико-экономическое обоснование.
Инновационным проектам присущи следующие уникальные характеристики:
• более высокая неопределенность в эффективности проектных показателей может снизить достоверность полученных результатов;
• целью проекта является достижение долгосрочных результатов;
• вовлеченность сотрудников с высокой квалификацией;
• высокий уровень неожиданности результатов;
Суть разработки и рыночного распределения новых продуктов и услуг лежит в основе развития рынка и его будущего распределения. Инновационный процесс часто осуществлялся, включая обновление, творчество, внедрение и распространение. Эти этапы можно рассматривать как этап реализации концепции [6, с. 48].
Вот наиболее распространенное определение понятия. Согласно ГОСТу 31279-2004, это последовательный процесс образования продукта. Каждый стандарт определяет общее содержание и содержание работы в процессе реформирования: исследования, разработки, внедрение, практическое сопровождение, прикладное и техническое сопровождение, а также процесс принятия соответствующих управленческих решений в ходе его осуществления.
Это понятие инновационного процесса рассматривается как начало изменения инноваций, которое состоит в соответствующем методе оптимизации лидерского решения, возникающего в результате продолжающегося инновационного подъема. Другими словами, новые фоновые знания - это набор способов трансформации в потребительские знания, а также достижения этих целей. Следует отметить, что категории "инновационный процесс" и "инновационный цикл" специально не разделяются большинством исследователей и актом правового регулирования, а используются сходные. В то же время между "процессом" и "циклом" [4, с. 59] существуют различия в общем понимании.
Итак, когда понимается последовательная деятельность, то цикл интерпретируется как "совокупность событий, происходящих в течение определенного периода времени". Поэтому, с одной стороны, для того, чтобы четко их различать, концепции, связанные с новой оценкой, должны быть применены с одной стороны, а с другой-к современному способу оптимизации бизнес-решений. Когда процесс реформ превращается в продукт реформ, международные заинтересованные стороны, включая управленческие решения, продолжают преобразовываться путем оптимизации управленческих решений, что позволяет процессу принятия решений принимать наиболее эффективные решения.
Глава 2. Основные инновационные подходы и их особенности в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности организации
2.1. Инновационная стратегия и инновационная политика организаций. Маркетинг инноваций.
При оценке результатов инновационного проекта рекомендуется документально зафиксировать следующие ключевые принципы, касающиеся инвестиционного проекта (или пункты):
• проекты рассматриваются на протяжении всей их собственной жизни (то есть до тех пор, пока идея проекта не закончится, до того, как проект начнет приносить прибыль);
• оценка должна проводиться на нескольких этапах, например, на разных этапах реализации проекта, в начале его воздействия.;
• учет всех воздействий проекта: внешних и внутренних;
Инновационные проекты, также называемые национальными ценами или экономическими ценами. Это означает, что рыночная цена будет вращаться по цене страны. Например, простейшая конверсия обозначается в товарах международной торговли (например, их можно фактически экспортировать или импортировать). За основу принимаются цены CIF и FOB.
Цена СИФ(CIF- cost, insurance and freight) включает в себя стоимость производителя и доставку продукции в "порт отгрузки", а также добавленные международные транспортные расходы и расходы на страхование.
Цена ФОБ (FOB – Free on Board) соответствует затратам иностранного покупателя, который получают свой товар на таможенной границе. Её следует использовать при расчете универсальных показателей эффективности для всего товарооборота, а также аналогичных товаров отечественного производства.
Эффективность инновационного проекта может зависеть от сроков его реализации в связи с изменением цен на конечную продукцию, потребляемую в производстве. Рассмотрим реализацию инновационной политики во внешней экономике на примере "ВгТЗ".
ВгТЗ-производственное объединение по производству и реализации ряда колесных и гусеничных машин, запасных частей и другой продукции машиностроения.
В настоящее время ВгТЗ активно работает на рынках более чем 30 стран мира и удерживает долю в 10-15% мирового рынка колесных тракторов и 60% рынка СНГ. "ВгТЗ" является лидером среди аналогичных заводов стран СНГ. Это единственное предприятие отрасли на постсоветском пространстве, которому удалось сохранить свой производственный, научный и экспортный потенциал. На предприятии активно проводится маркетинговая, инновационная, внешнеторговая и инвестиционная политика, которая направлена на повышение эффективности работы всего комплекса предприятия, а также повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. [9]
2.3. Формы реализации инновационных подходов в организации внешнеэкономической деятельности организации
Существует множество методик оценки эффективности инновационных проектов, в том числе: Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (третье издание), Методические рекомендации по оценке экономики финансирования проектов, коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Методические рекомендации ЮНИДО и другие российские и зарубежные работы, по оценке эффективности проектов.
Как и во втором издании, методические рекомендации не содержат точных алгоритмов оценки эффективности инновационных проектов.