1 Теоретические основы технологии работы службы занятости в РФ
1.1 Предпосылки создания службы занятости населения в РФ
Основная задача проводимой высшими органами власти Росийской Федерации социальной политики – наиболее эффективное поддержание уровня жизни населения, а также усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, т. к. именно от нее зависит уровень жизни людей, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, их дальнейшее трудоустройство, а также материальная поддержка безработных. Она раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом [4].
В соответствии с законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», основные принципы государственной политики в области содействия занятости отражаются в [1]:
1. Обеспечении равных возможностей всем гражданам России не зависимо от их национальности, пола, возраста, политических убеждений и отношения к религии права на добровольный труд и свободный выбор занятости.
2. Развитии трудовых ресурсов.
3. Предупреждении массовой и сокращение длительной безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
4. Обеспечении социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
5. Сочетании местных мер с централизованными в области занятости, поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.
В соответствии с этим, служба занятости выступает в роли основного института, способствующим регулированию рынка труда и решению проблем безработицы граждан. В связи с чем, интерес к исследованию различных аспектов деятельности службы не ослабевает, а в кризисные периоды развития экономики усиливается [11].
Следует упомянуть, что за годы своего развития данная структура накопила достаточный опыт решения подобных проблем и наработаны формы решения различных проблем рынка труда, некоторые из которых со временем ушли из практики осуществления государственной политики занятости, однако в современных условиях могут рассматриваться как оптимальные пути решения проблем безработицы. Это обуславливает необходимость изучения истории развития института.
Среди экономистов и социологов достаточно активно обсуждается становление и эволюция службы занятости населения. Изучением различных аспектов истории создания и функционирования института так или иначе затрагивали в своих работах С. В. Богданов, О. В. Зайцева, А. Л. Мазин, Т. Я. Четвернина, Г. В. Омельяненко и др.
В данном аспекте наиболее оптимальной видится периодизация, предложенная в своих работах Т. Я. Четверниной (таблица 1).
Таблица 1 – Периодизация становления службы занятости, предложенная Т. Я. Четверниной
Этап Период Краткое содержание
1 этап Период «бурного развития» (1991 год ? середина 1995 года) Период становления службы занятости (принятие закона от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Создание инфраструктуры системы защиты от безработицы.
По мнению Т. Я. Четверниной: «В этот период служба занятости являлась образцом нового государственного института, где удачно сочетался опыт административной работы квалифицированных кадров с энергией и энтузиазмом молодых специалистов».
Продолжение таблицы 1
2 этап Период изменения отношения населения с одновременным «обесцениванием накопленного ранее службой занятости потенциала» (середина 1995 года ? 2001 год) Происходит резкое снижение финансирования деятельности рассматриваемого института, обостренное кризисом, в связи с чем происходит резкое увеличение безработных.
Однако, несмотря на это служба развивает и укрепляет взаимосвязи с работодателями: введение новых форм работы.
По мнению Т. Я. Четверниной: «Данный этап характеризуется постепенным отстранением федерального центра от решения проблем занятости».
3 этап Период «реформирования системы финансирования» (2001 год – 2005 год) Остановка кадровой реформы службы, переход к государственной службе не произошел.
Т. Я. Четвернина упоминает, что: «Из-за уменьшения заработной платы в 2 раза, произошел отток кадров из службы занятости».
4 этап Период «внедрения новых форм» (начался в 2006 году и длящийся по настоящее время) Введение в действие 11 административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.
Внедрение территориальных органов службы занятости населения – центров занятости.
По мнению Т. Я. Четверниной: «Происходит ломка старых стереотипов, установившихся за предыдущее 15-летие».
Подводя итоги, можно сказать, что изучение становления службы занятости видится целесообразным и необходимым, т. к. без данного института, деятельность которого направлена на разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения страны, не представляется оптимальное функционирование российского рынка труда.
1.2 Основные функции и полномочия службы занятости населения в РФ
Нам представляется, что рассматриваемое понятие «службы занятости населения» с учетом поставленных в исследовании задач необходимо трактовать следующим образом: служба занятости населения – это система государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Здесь, следует отметить, что услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам на бесплатной основе».
Рассмотрим основные функции службы занятости:
? контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
? деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
? организация альтернативной гражданской службы;
? организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров [12].
В этой связи обращается внимание на то, что основным значением службы занятости населения выступает оказание помощи гражданам в реализации конституционного права на труд, а также регулирование взаимоотношений на рынке труда.
Определим основные функции деятельности службы занятости населения:
1. Прием граждан и незанятого населения, регистрация в целях оказания содействия в трудоустройстве, признания безработными, профессионального обучения, назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению центров занятости населения, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на содержании.
2. Информирование органов государственного управления, организаций, предприятий и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки.
3. Организация и проведение мероприятий по активной политике занятости, специальных программ: общественные работы, содействие трудоустройству особо нуждающейся категории граждан, создание дополнительных рабочих мест по временной занятости безработных и несовершеннолетних граждан в каникулярное время и т.д.
4. Выполнение программ социальной адаптации граждан, ищущих работу и безработных.
5. Проведение профессиональной адаптации, оказание психологической поддержки, отбор и направление на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан.
6. Разработка, внесение предложений, участие совместно с органами самоуправления, работодателями, профобъединениями работников в разработке и реализации мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения в связи с ликвидацией предприятия.
7. Назначение и выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи на условиях и в порядке, установленных законодательством о занятости.
8. Формирование, ведение и использование банка данных о рынке труда, в т.ч. о спросе и предложении на рабочую силу [23].
С целью выполнения вышеназванных функций служба занятости населения предоставляет следующие виды услуг, гражданам, зарегистрированным в качестве безработных (рисунок 1).
Рисунок 1 – Услуги, предоставляемые службой занятости населения
В рамках данной темы предлагается более подробно рассмотреть каждую из вышеизложенных услуг.
1. Содействие в поиске подходящей работы. Цель – социальная защита населения через содействие в трудоустройстве, а также активизация граждан на рынке труда. Специалисты консультируют людей, обращающихся в службу занятости о возможностях получения работы, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.
Получатели государственной услуги:
? граждане Российской Федерации;
? иностранные граждане;
? лица без гражданства.
Результатом предоставления услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы является получение гражданином выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей), содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу.
Граждане, имеют право на неоднократное получение данной государственной услуги.
2. Профессиональное обучение. Образование состоит из четырех последовательных этапов, характеризующихся самостоятельными, но взаимосвязанными целями и средствами их достижения:
? на первом этапе у каждого члена общества складывается система образовательных знаний, приемов творческой деятельности, трудовых умений;
? на втором формируется комплекс профессиональных знаний и умений, опыт творческой деятельности;
? третий этап представляет собой периодическое углубление, обновление, расширение профессионально значимых умений, обеспечивающих повышение эффективности труда;
? целью четвертого этапа выступает формирование у членов общества знаний и умений, не связанных с профессиональной деятельностью (реальной или будущей), а обеспечивающих удовлетворение разнообразных интеллектуальных потребностей человека [15].
Обучение обычно носит интенсивный, краткосрочный характер и увеличивает вероятность трудоустройства граждан по полученным профессиям, специальностям, роду трудовой деятельности. Безработным гражданам предоставляется возможность включиться в процесс обучения круглогодично.
3. Профориентация. Целью данного процесса является определение гражданином того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и способах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.
Услуга по организации профессиональной ориентации граждан предоставляется для тех, кто хочет определиться с выбором подходящей работы. Это дает определенность в выборе профессии, специальности, области трудовой деятельности.
Данная услуга проводится как индивидуально, так и в группе. Начинается профессиональное консультирование с консультационной беседы с последующим тестированием. По окончанию консультирования профконсультант выдает заключение в письменной форме о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих личностным качествам человека.
4. Самозанятость. В целях обеспечения потребностей рынка труда в расширении производства товаров и услуг, увеличение возможностей занятости граждан путем развития предпринимательской деятельности, служба занятости населения оказывает безработным гражданам содействие в организации самозанятости.
5. Социальная адаптация. Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы. Таких как составление резюме, проведение деловой беседы с работодателем, самопрезентация, преодоление последствий длительной безработицы, повышение мотивации к труду.
Данная услуга способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.
6. Психологическая поддержка безработных граждан. Данная услуга направлена на повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, сокращение сроков поиска работы и трудоустройства, полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышение адаптации к существующим условиям, реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния [17].
Таким образом, изучив функции службы занятости населения, а также перечень предоставляемых гражданам услуг, можно сделать вывод о том, что государство понимает важность содействия в достижении наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения, что, в свою очередь, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.
1.3 Структура службы занятости населения в РФ
В Российской Федерации служба занятости функционирует по территориальному принципу на основе федерального подчинения. В структуре службы занятости населения отражается вертикальная субординация и включены три уровня:
1. Общегосударственный уровень – Федеральная служба занятости Российской Федерации.
2. Региональный уровень – органы по занятости субъектов Российской Федерации.
3. Местные (районные и городские) службы занятости.
В рамках данной темы предлагается более детально рассмотреть качественную характеристику каждого из этих уровней:
1. Федеральная служба занятости РФ. Несет ответственность за общее руководство, выработку политики занятости и управление национальной системой служб занятости, действуя в основном через региональные отделения. В ее функции наряду с другими входят: разработка и финансирование государственных программ, постановка задач и разработка стандартов совместно с региональными отделениями, а также разработка процедур и контроль за работой служб занятости.
Задачами работы Федеральной службы занятости являются:
? разработка государственной Программы содействия занятости населения;
? выработка на ее основе федеральной политики занятости;
? нормативно-законодательное обеспечение государственной политики занятости;
? разработка и обеспечения действия системы экономических механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда;
? координация и контроль за деятельностью в этой области различных министерств и ведомств;
? организация подготовки и переподготовки кадров;
? научно-информационное и методическое обеспечение;
? организация обмена опытом между различными субъектами Федерации и с зарубежными странами.
2. Региональные (республиканские, областные, краевые) службы занятости населения. Осуществляют руководство над реализацией программ и работой местных служб занятости, находящихся под их юрисдикцией, включая планирование, финансирование, инструктирование и предоставление экспертной помощи местным службам, а также контроль за их деятельностью.
К задачам региональных служб занятости относят:
? разработка на основе положений государственной Программы федерального уровня и учета местных условий региональной политики занятости населения;
? нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости населения в уставе субъекта Федерации;
? разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения; разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов;
? координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований общественных и других организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости;
? организация подготовки и переподготовки кадров;
? научно-информационное и методическое обеспечение;
? организация обмена опытом с зарубежными странами, другими субъектами Федерации и внутри региона – между муниципальными образованиями.
На уровне субъектов Федерации используются пакеты документов, разрабатываемых и принимаемых соответствующими региональными органами. Разрабатываются целевые программы создания новых и сохранения существующих рабочих мест, развития предприятий и малого бизнеса.
3. Местные службы занятости. В своей деятельности подчиняются вышестоящим органам службы занятости и органам местного самоуправления и реализуют меры, предусмотренные в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», непосредственно работая с населением. Это основное звено, связывающее службу занятости с населением.
В настоящее время местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, различных по численности населения, структуре и объему хозяйства. К функциями органов местного самоуправления можно отнести:
? разработку на основе государственной программы и основных положений государственной и региональной политики занятости населения, с учетом условий развития муниципального образования и положения на местном рынке труда;
? правовое обеспечение реализации программы занятости населения муниципального уровня;
? разработку и обеспечение действий системы экономических механизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирования муниципального рынка труда;
? координацию и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, местной службы занятости, общественных и других организаций.
Местной службой занятости совместно с местной администрацией разрабатываются муниципальные программы содействия занятости, которые после рассмотрения на координационных советах и согласования в территориальных подразделениях соответствующих государственных служб утверждаются постановлениями представительных органов местного самоуправления [18].
Таким образом, на сновании вышесказанного, в структуре службы занятости населения отражается вертикальная субординация, которая выражается в 3-х уровнях: общегосударственном, региональном и местном. Федеральная служба занятости разрабатывает государственную политику занятости и координирует работу системы органов занятости на региональном уровне. Региональные службы занятости занимаются разработкой региональной политики занятости и осуществляют контроль за деятельностью органов службы занятости в городах и районах. Местные центры занятости населения осуществляют работу непосредственно с населением и работодателями.?
2 Анализ деятельности центра занятости по Ленинскому району г. Новосибирска
2. 1 Взаимодействие службы занятости с гражданами и организациями
Как было отмечено в параграфе 2.1, одними из ключевых услуг, предоставляемых службой занятости населения, которые в значительной степени оказывают влияние на формирование рынка труда и уровень безработицы, являются профессиональное обучение и профориентация. В связи с этим считается актуальным провести анализ показателей, представленных службой занятости населения по профессиональному обучению в г. Новосибирск.
Анализируя выполнение контрольных показателей службы занятости по профессиональному обучению безработных граждан можно отметить, что центры занятости населения ежегодно перевыполняют установленное задание. Так, в 2017 году выполнение составило 114%, в 2018 году – 102,4%, в 2019 году – 107,9%, а в первом полугодии 2020 года при плане 10 380 человек в профессиональном обучении участвовало 6 848 человек, что составило 66% от годового задания [24].
В целом по г. Новосибирску охват безработных граждан программой профессионального обучения в 2017 году составил 14,5% от общей списочной численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, в 2018 году – 12,6%, в 2019 году – 11,4%, а в 2021 году, по прогнозам экспертов в области рынка труда, ожидаемый охват составит 10,3%.
В связи с этим, можно отметить, что наблюдается устойчивая тенденция к снижению численности безработных граждан, участвующих в профессиональном обучении, связанных с повышением стоимости на образовательные услуги при незначительном годовом изменении объемов финансирования.
Для размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд по направлению «Профессиональное обучение безработных граждан» в 2019 – 2020 годах, департаментом был проведен очередной открытый конкурс учреждений и организаций всех форм собственности, по результатам которого подготовлен и утвержден Реестр образовательных учреждений и перечень профессий (специальностей) для организации профессионального обучения безработных граждан в 2019 – 2020 годах. В Реестр включено 242 образовательных государственных и негосударственных учреждения г. Новосибирска.
Анализ последних трех лет показывает, что профессиональное обучение безработных граждан по типам образовательных учреждений распределяется следующим образом (средний показатель в процентах к общей численности, направленных на обучение):
1. Учебно-производственная база организаций и на рабочих местах – 7,7%;
2. Учреждения начального профессионального образования – 10,2%;
3. Учреждения среднего профессионального образования – 2%;
4. Учреждения высшего профессионального образования – 6,3%;
5. Учебные центры службы занятости населения – 32,0%;
6. УПК, УКК, негосударственные образовательные учреждения и т. д.) – 11,4%;
7. Другие учреждения дополнительного профессионального образования – 41,8% [24].
Таким образом, в общей численности граждан, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, возрастает доля молодежи. В связи с этим в области усиливается внимание к работе с учащимися выпускных классов общеобразовательных школ и других учреждений образовательного характера. Профориентационная работа, проводимая службой занятости населения, носит превентивный характер.
2.1. Направления деятельности службы занятости населения по Ленинскому району г. Новосибирск
В 2021 году Центр занятости населения г. Новосибирска присоединился к всероссийскому проекту по повышению эффективности службы занятости, завершить который планируется к 2025 году. Модернизированная государственная служба занятости населения будет единой современной структурой под брендом «Работа России» ? кадровый центр. Уже в 2019 году в 16-ти пилотных регионах открылись 20 центров занятости нового образца.
Преобразования проходят поэтапно, путем внедрения разработанных и утвержденных Минтрудом Российской Федерации единых стандартных требований.
В настоящее время идет подготовка к работе в новых условиях. Кадровый центр нового образца будет создан на базе отдела занятости населения Советского района по адресу ул. Арбузова, 6. Открытие его планируется в следующем году. Сейчас идёт ремонт помещения, проводятся закупки по оснащению рабочих мест, визуальной навигации в соответствии с едиными требованиями к организации деятельности органов службы занятости, проходит обучение сотрудников, которые должны стать персональными консультантами для каждого заинтересованного в поиске работы гражданина.
С 1 января по 19 февраля 2021 года в государственные казенные учреждения г. Новосибирска центры занятости населения (далее – центры занятости) обратились за содействием в поиске подходящей работы 11,6 тыс. человек.
С начала года были признаны безработными 5,2 тыс. человек, в том числе за последнюю неделю – 1,2 тыс. человек. Из них 82,2% составляют граждане, уволенные по различным причинам (61,6% – уволены по собственному желанию, 3,8% – в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников).
В целях поддержки предпринимательской инициативы граждан, помощи в формировании бизнес-планов проведено 8 семинаров.
210 граждан получили организационно-консультационные услуги по содействию самозанятости.
К обучению по направлению центров занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 629 безработных граждан. Предоставлены услуги по профессиональному обучению и повышению квалификации с целью повышения возможности трудоустройства, в том числе 95 женщин с детьми до 3-х лет, планирующим возвращение к трудовой деятельности [23].
С 1 января по 19 февраля 2021 года заявлено 19,9 тыс. вакансий.
На 19.02.21 заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 23,5 тыс. человек.
Уровень зарегистрированной безработицы в целом по области на 19.02.21 составил 1,4% от экономически активного населения.