ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОККЕЕ.
1.1 Характеристика игровой деятельности в хоккее с шайбой
Хоккей с шайбой - это спортивная командная игра на льду, суть которой состоит в соревновании двух команд, катающихся на коньках, передающих шайбу клюшками. Командам необходимо забросить шайбу в ворота соперника, как можно большее количество раз, и при этом не пропустить гол в свои ворота. Команда, которая забрасывает наибольшее количество шайб в ворота противоположной команды – побеждает. [2].
Заявка команды на игру состоит из 22 человек: четырех пятерок полевых игроков и двух вратарей. Когда на лед выходят хоккеисты одного звена (пятерки) они проводит игровой отрезок в 40-120 сек в максимально высоком темпе. Затем следует смена, на лед выходят следующее звено, а предыдущее отправляется на скамейку запасных, и выходит снова на лед примерно через 2,5-4 минуты. За игру (3 периода по 20 минут чистого времени каждый) каждое звано проводит 15-18 игровых отрезков, а за период - 5-6 игровых отрезка. Данный режим необходим для поддержания высокого темпа игровой деятельности хоккеистами в каждом игровом отрезке.
Согласно правилам, на хоккейной площадке одновременно может находиться одно звено (пять человек) и вратарь. Для соблюдения данного правила звенья, по ходу матча, поочередно меняются. Данной сменой руководит тренер и его помощники, и использует ее как основной тактический ход для достижения победы. [3].
Одна из основных отличительных особенностей, характеризующей игровую деятельность хоккеистов - это большое количество силовых приемов, применяющихся на хоккейной площадке. За счет выполнения технико-тактических установок тренера на игру в условиях экстримальности, которые связаны с жесткостью силовых приемов, а также плотной игрой в тело у игроков воспитывается мужество, высокий уровень таких волевых качеств, как: решительность, смелость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. [4].
Тактическая сторона хоккея объединяет в себе как коллективные, так и индивидуальные действия на площадке. В рамках отдельного звеня (пятерки) изначально предопределено постоянное взаимодействие с партнёрами, на которое влияют различные функциональные обязанности хоккеистов. Класс игры команды зависит от того, каков уровень коллективного взаимодействия. Коллективный характер действий хоккеистов, несмотря ни на что, способствует тому что, что в игре раскрывались творческие способности каждого хоккеиста, проявлялась его индивидуальное мастерство, необходимое в ходе борьбы для достижения победы. Данная особенность показывает, что хоккей имеет большие возможности и является мощным средством воспитания следующих немало важных качеств: чувство товарищества, коллективизм, умение скоординировать свои действия в зависимости от интереса коллектива, взаимовыручка. [3].
Хоккей воздействует на системы и органы спортсменов комплексно, укрепляя их, в процессе чего повышается уровень общей функциональности, обеспечивается развитие таким групп физических качеств как: скоростносиловые, силовые, качества гибкости, ловкости, выносливости, а также формируется основные двигательные навыки. Жесткость силовых приемов, а также высокий эмоциональный уровень соревновательной деятельности приводит к большому физическому и психическому напряжению, что вызывает усиление данного воздействия на организм хоккеиста. Данная особенность игровых действий хоккеиста воспитывает у него координационные качества, распределенное внимание, развивает периферическое зрение, временную и пространственную ориентировки. Резкое и постоянное изменение ситуаций в игре требует от хоккеистов повышенного внимания, предельной собранности, умения моментально оценить обстановку на площадке, принять рациональное решение, действуя при это быстро, находчиво и инициативно. Только при таких условиях команда может рассчитывать на победу.
1.2. Технико-тактическое совершенствование, как обязательное условие эффективной спортивной подготовки хоккеистов.
В теории и методике спорта любого вида спорта техника представляет собой определённые способы выполнения движений, благодаря которым двигательная задача может целесообразна и более эффективна решена. В хоккее техника определяется как совокупность определённых специальных приёмов игры, которые необходимо эффективно выполнять для успешного ведения и завершения игровой деятельности. [3].
Техника в хоккее имеет определённые детали, которые являются второстепенными особенности двигательной активности и не нарушают принципов основного механизма движений. Чаще всего у разных спортсменов детали техники являются различными. Они могут зависеть как от функциональных особенностей организма спортсменов, так и от его индивидуальных морфологических признаков. Из этого можно сделать вывод, что, обсуждая технику какого-либо игрового приёма мы представляем общую картину его исполнения основываясь на анализе конкретных характеристик, которые входят в состав движений. [5].
Существует отличная от техники понятие техническое мастерство. Его необходимо рассматривать как совокупность характеристик, определяющий уровень подготовки спортсмена, его способности выполнять различные игровые приёмы и полноценно реализовывать в них свои двигательные качества (быстроту, гибкость, силу и ловкость).
Тактика является одной из наиболее важных составляющих в структуре хоккея. От уровня ею развития тактических способностей каждого спортсмена очень сильно зависит успешность выступления всей команды в целом. Взаимопонимание игроков, слаженность их действий, оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной работы, творческая активность возможны только в случаи, когда тактические построения команды являются определённые и разумными. В современном хоккее существует многообразие тактических построений. Следует заметить, что на выбор определённых тактических построений и образа действия команды влияют психологическое и физического подготовленность хоккеистов, а также уровень их технического мастерства.
Одной из самых важных задач тактики является определение и реализация конкретных средств, путей и способов борьбы с соперником, которые наиболее оптимальны для обстановки в данном матче (состояние своей команды, тактика и сила противника и т.д.). Тактика отличается от стратегии тем, что помогает решать задачи в отдельном взятом матче.
Таким образом, можно сделать вывод, что тактика