4
Онтология Платона
Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Почти все свои произведения Платон Афинский (V — IV вв. до н.э.) облекает в форму диалогов, где роль главного персонажа играет его учитель Сократ.
Согласно Платону, есть два мира – мир чувственных вещей и мир сверхчувственных идей (эйдосов).
Основой первого мира является материя – начало хаоса и небытия. Подлинное бытие принадлежит лишь миру идей. Идеи вечны и неизменны. Возможно, каждая материальная вещь обладает своей идеей, которая представляет из себя вещь в своем совершенстве.6 Например, для всех Книг есть идея Книги, для всех людей есть идея Человека, для всех квадратных предметов есть идея Квадратности, и т.д. В идее вещи реализованы только существенные признаки вещи, без которых исчезает сама вещь. Например, существенным свойством стула является его способность быть опорой при сидении. Количество ножек, окраска, материал – все это несущественные признаки, если только они не влияют на свойство стула служить опорой.
Существенные признаки объекта – это обычно и его общие признаки со множеством других объектов такого же класса. Так идеи проявляют себя в материальном мире, распадаясь на множество своих материальных реализаций, каждая из которых ослабляет и искажает природу идеи, разбавляя ее несущественными признаками. Каждая идея – это единое, синтез, для множества материальных вещей 7Между материальным миром и миром идей существует третье начало – начало души, соединяющее два мира. Душа – это и принцип воплощения идеи в материю, и самостоятельное начало.
5
Существует множество душ, и все они являются частями Высшей Души – Души Мира (Космоса). В центре Космоса Демиург расположил Землю в окружении ряда сфер, каждая из которых представляет из себяопределенный все более высокий уровень реальности.
6
Онтология Декарта
Рене Декарт (1596–1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель. Родом из знатной дворянской семьи. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.
Центральной категорией онтологии Декарта является понятие «субстанция». В трактовке Декарта под субстанцией понимается абсолютное основание и начало всего сущего, которое «является причиной самой себя и для своего существования не нуждается ни в чем кроме себя».4 Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог. Бог как абсолютно-духовное начало присутствует в философии Декарта, однако он понимает его с позиций деизма. Он мыслит его как создателя мира, которыйдал природе изначальные законы движения, а реализация этих законов происходит уже естественным образом: Бог, «установив законы природы, предоставил ее своему течению». Декарт говорит о неизменности Бога, что гарантирует устойчивость законов природы. Кроме чуда сотворения материи и сообщения ей первоначального импульса движения «Бог никогда не совершает в этом мире никакого чуда». «Мы знаем, - говорит Декарт, - что Бог создал мир, но посмотрим, что собою мир мог бы представлять без Него».2
Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовную и материальную. Поскольку он настаивает на независимости субстанций, постольку его онтология приобретает дуалистический характер. Что касается материальной субстанции, то Декарт отождествляет ее с природой.Природа состоит из тел, которые существуют независимо от нашего мышления и для своего бытия не нуждаются в нашем существовании. Субстанция вещей познаваема только из ее внешних проявлений или качеств.
7
Что мы понимаем под словом вещь? Мы думаем, что вещь холодная или теплая,